Исполнение государственного бюджета на 2011

22.11.2018 Выкл. Автор admin

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 151-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год»

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 151-ФЗ
«Об исполнении федерального бюджета за 2011 год»

Принят Государственной Думой 21 сентября 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 сентября 2012 года

Президент Российской Федерации

2 октября 2012 г.

Утвержден отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 г.

Так, доходы бюджета в этом периоде составили 11 367 652,6 млн руб. (20,8% к ВВП), что на 246 294 млн больше прогнозируемого объема.

Нефтегазовые доходы равняются 5 641 769,5 млн (10,3% к ВВП), ненефтегазовые — 5 725 883,1 млн (10,5% к ВВП). Это соответственно на 164 804,8 млн (3%) и 81 489,2 млн (1,4%) больше сумм, учтенных при формировании бюджета. В общем доходе они составили 49,6 и 50,4%.

Основную часть поступлений обеспечили вывозная таможенная пошлина, НДС и НДПИ. Это почти 79% всех доходов бюджета. Доходы от уплаты налога на прибыль равняются 342 601,8 млн.

Кассовое исполнение расходов бюджета составило 10 925 617,4 млн руб. (98,2% к законодательно утвержденным бюджетным ассигнованиям на 2011 г. и к уточненной росписи).

Исходя из экономического содержания, наибольший удельный вес в кассовых расходах занимают затраты на безвозмездные перечисления бюджетам — 37,6%; контрактуемые расходы — 27,6% (из которых нефинансовые активы составляют 15,6%, а оплата работ, услуг — 12%); затраты на оплату труда и начисления на выплаты по таковой — 17,5%.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 151-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Подписан закон об исполнении федерального бюджета за 2011 год

Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год» принят Государственной Думой 21 сентября 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 сентября 2012 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается утверждение отчёта об исполнении федерального бюджета за 2011 год по доходам в сумме 11 367 652 622,6 тысячи рублей, по расходам в сумме 10 925 617 418,3 тысячи рублей с превышением доходов над расходами (профицит федерального бюджета) в сумме 442 035 204,3 тысячи рублей.

Федеральный закон содержит данные: о доходах федерального бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета; о доходах федерального бюджета по кодам классификации доходов бюджетов; о расходах федерального бюджета по ведомственной структуре расходов федерального бюджета; о расходах федерального бюджета по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов; об источниках финансирования дефицита федерального бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов; об источниках финансирования дефицита федерального бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Министерство финансов Республики Таджикистан. Отчёт по исполнению Государственного бюджета 2011 года

Транскрипт

1 Министерство финансов Республики Таджикистан Отчёт по исполнению Государственного бюджета 2011 года

2 Содержание Аббревиатуры. 3 Введение. 4 РАЗДЕЛ 1. Обзор основных макроэкономических и макрофискальных показателей. 5 РАЗДЕЛ 2. Управление Госдолгом. 8 РАЗДЕЛ 3. Доходы бюджета и исполнение РАЗДЕЛ 4. Общий обзор исполнения расходной части госбюджета РАЗДЕЛ 5. Обзор защищённых статей госбюджета РАЗДЕЛ 6. Исполнение расходов социальных секторов

3 Аббревиатуры БК ПЦКВ ЦКВП EК ПРТ ВВП МВФ ЦРТ СПГР УГФ ПГИ ССБ ВБ ФБК ЭБК ВБК ФСЗН ГАССП ГРБС РБС ПБС Бюджетная классификация Программа централизованных капиталовложений Центр по координации внешней помощи Европейская Комиссия Правительство Республики Таджикистан Валовой внутренний продукт Международный валютный фонд Цели развития тысячелетия Среднесрочная программа государственных расходов Управление государственными финансами Программа государственных инвестиций Стратегия снижения бедности Всемирный банк Функциональная бюджетная классификация Экономическая бюджетная классификация Ведомственная бюджетная классификация Фонд социальной защиты населения Государственное Агентство по социальному страхованию и пенсиям Главные распорядители бюджетных средств Распорядители бюджетных средств Получатели бюджетных средств 3

4 Введение Государственный бюджет является важным и ключевым инструментом реализации приоритетных целей развития государства, а также налогово-бюджетной политики Правительства Республики Таджикистан через Министерство финансов и прочие ответственные государственные учреждения. Центральное Казначейство Министерства финансов Республики Таджикистан является ответственным органом за надлежащее исполнение государственного бюджета, своевременное выделение финансовых средств бюджетным организациям и учреждениям страны. Центральное Казначейство также проводит надлежащий мониторинг за целевым расходованием средств. В соответствии с недавно принятым «Законом о государственных финансах РТ» МФ РТ на основании отчетов министерств, ведомств и местных органов государственной власти, составляет квартальные и годовые отчеты об исполнении государственного бюджета. Согласно статьям 63 и 64 МФ РТ представляет «Годовой отчет об исполнении государственного бюджета» в Правительство РТ до 15 июня текущего года, а в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ до 15 июля текущего года. В целях улучшения качества отчета об исполнении бюджета согласно международным стандартам, начиная составления годового отчета 2011 года вводиться следующие дополнения и изменения методологии составления отчета об исполнении бюджета: B сравнительных таблицах к отчетному году, добавляется 1-2 предыдущих года и один последующий за отчетным периодом текущий финансовый год, согласно ежегодному Закону о бюджете; Включение консолидированного бюджета в формате МВФ, предписанном GFS ; B настоящее время в годовых отчетах включается более подробная аналитическая информация по социальным секторам Данный Отчёт представляет информацию по динамике бюджетных показателей за 2011 год. В соответствии с решением Правительства РТ по дальнейшему повышению степени доступности данной информации для широкого круга пользователей бюджетной информации, включая гражданское общество Республики Таджикистан, Отчет публикуется на официальном сайте Министерства финансов 2. В таблицах Отчета отражены пересмотренные показатели плана, их номинальное исполнение и исполнение в процентах к утверждённому уточненному плану. 1 «Руководство по статистике государственных финансов 2001 г.», МВФ

5 РАЗДЕЛ 1. Обзор основных макроэкономических и макрофискальных показателей В 2011 году несмотря на увеличение цен на продовольственные товары, нефтепродукты, коммунальные услуги в Таджикистане сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны — в основном параметры прогноза социально-экономического развития на 2011 год были выполнены. ВВП в 2011 году выросло в реальном выражении на 7,4, что превысил аналогичный период 2010 года на 0,9. Номинальный объем ВВП (в текущих рыночных ценах) по предварительным данным за 2011 год составил 30069,3 млн. сомони, превышая при этом аналогичный период 2010 года на 5364,6 млн. сомони или на 121,7 и на 1,7раз показатель 2008 года. В структуре в 2011 году ВВП рост производства наблюдается во всех сферах экономики, рост в сфере промышленности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 5,9, сельского хозяйства 7,9, строительства 5,0 и в сфере услуг 11,4. Проведённая оценка динамики индекса потребительских цен по итогам 2011 года говорит о некотором снижения уровня инфляции в экономике по сравнению с прошлым 2010 годом, при этом сложившийся показатель уровня инфляции был ниже на 0,5. Инфляция в потребительском секторе по итогам 2011 года составила 9,3. Особенностью составляющих повышения уровня цен является опережающий рост цен на продовольственные товары, которые подорожали с начала 2011 года на 10,3, тогда как цены на услуги населению выросли на 9,2, а на непродовольственные товары — на 7,2. Таблица 1. Основные макроэкономические индикаторы ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ 2008 г г. Валовой внутренний продукт, млн. сомони 17706, , , ,3 в к соответствующему периоду предыдущего года Объем промышленного производства, млн. сомони в к соответствующему периоду предыдущего года 107,9 103,9 106,5 107, , ,5 109,7 105,9 Индекс потребительских цен, в 11,8 5,0 9,8 9,3 Среднемесячная номинальная заработная плата 1 работника, сомони в к соответствующему периоду предыдущего года 231,5 284,4 354,7 446,2 106,2 115,7 115,8 125,8 Экспорт, млн. долл. США 1408,7 1010,3 1195,3 1256,9 в к соответствующему периоду предыдущего года 95,9 71,7 118,3 105,1 Импорт, млн. долл. США 3272,6 2569,6 2657,8 3186,4 в к соответствующему периоду предыдущего года 128,5 78,5 103,4 119,8 Сальдо торгового баланса, млн. долл. США -1863,9-1559,3-1462,5-1929,5 Официальный обменный курс сомони к доллару США на конец периода 3,4072 4,3651 4,3935 4,7535 в среднем за период 3,4291 4,1437 4,3790 4,6096 5

6 За 2011 год внешнеторговый оборот Республики Таджикистан вырос на 15,4 или на 590,2 млн. сомони к аналогичному периоду прошлого года и составил 4443,3 млн. долларов США. Экспорт Республики Таджикистан в конце 2011 года составил 1256,9 млн. долларов США, что на 5.2 или на 61,6 млн. долларов больше аналогичного периода 2010 года. Республики Таджикистан в 2011 году составил 3186,4 млн. долларов США и по сравнению с 2010 годом вырос на 19,9 (528,6 млн. долл.). В 2011 году доминирование импортируемой продукции над экспортируемой продолжает сохранять тенденцию отрицательного торгового баланса. В целом импорт товаров превисыл экспорт на 2,5 раза, или на 1929,5 млн. долларов, что это эквивалентно 29,5 к ВВП. Важнейшую роль в ускорении роста импорта продолжают играть ускорение роста потребительского и инвестиционного спроса. По официальным данным в 2011году Национального Банка Таджикистана, среднегодовой курс национальной валюты по отношению к доллару США составил 4,6096 сомони. По сравнению 2010 года в 2011 году курс национальной валюты по отношению 1 доллару США увеличился на 5,2, что в принципе говорит о нестабильности национальной валюты в 2011 году. Среднемесячная заработная плата в конце 2011 года составила 446,2 сомони, и превысила аналогичный период 2010 года на 91.5 сомони (реальный рост составил 25.8 ). Увеличение доходной части государственного бюджета позволило в отчётном периоде существенно увеличить и объёмы финансирования государственных расходов. В результате, исполнения общего объёма государственных расходов Республики Таджикистан по итогам 2011года (с учетом ПГИ, Китайского кредита и специальных средств) составил 8562,0 млн. сомони, что эквивалентно 28,4 к ВВП и превысил аналогичный показатель 2010 года на 2449,4 млн. сомони. При этом, финансирование расходов, осуществляемое за счёт бюджетных средств в 2011 году выросло на 27,5 по сравнению аналогичным показателем 2010 года. Уровень расходов Государственного бюджета (включая бюджетные средства, специальные средства, инвестиционные проекты и кредит КНР) составил 8562,0 млн. сомони или 93,4 к годовому уточненному плану и превысил аналогичный показатель 2010 на 2449,4 млн. сомони. По итогам 2011 года исполнения доходной части государственного бюджета превысило расходную часть на 375,9 млн. сомони. В процентном соотношение доля расходов государственного бюджета (c учета специальных средств, ПГИ и Китайского кредита) составила 28,4 к ВВП по итогам 2011 года. Как следует из диаграммы 1, доля Государственных расходов по сравнению к ВВП с 2005 имели устойчивую тенденцию увеличиваться (приближаясь в этом развитыми странами) в 2005 году Госбюджет был на уровне 19,5 от ВВП, значительно увеличиваясь в 2007 году до 27,5 ВВП и предварительно достигая 28,4 в 2011 году. 6

7 Диаграмма 1. Соотношение фактических расходов Госбюджета к ВВП Соотношение фактических расходов Госбюджета к ВВП ( гг.) ,3 27,4 26,6 27,4 28, ВВП (факт. ) Общие расходы Госбюджета (факт. ) Млн. сом ,5 19, Дефицит (план) Профицит бюджета в процентах от ВВП () Расходы Госбюджета в процентах от ВВП Линейная (Расходы Госбюджета в процентах от ВВП) 0 2,12 2,31 1,24 1,28 0,35 0, / фактические данные / исполнение Важно также отметить, что Правительство и Министерство Финансов придерживается консервативной фискальной политики, стараясь удержать низкий дефицит бюджета. Формально запланированный дефицит бюджета в среднем колеблется на уровне 1от ВВП, но фактически по итогам года в Таджикистане даже фактически наблюдается профицит бюджета (так как доходная часть обычно перевыполняется, а исполнение расходной части редко достигает 100 исполнения). Так, по итогам 2011 года в бюджете фактически был профицит на уровне 4,3 или 375,9 млн. сомони 3. Таблица 2. Общие показатели Госбюджета 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. ВВП (факт. за искл. 2011г.) 7 201, , , , , , ,00 Общие расходы Госбюджета (факт. за искл. 2011г.) 1 407, , , , , , ,00 Дефицит (план) -4,15-54,70-155,10-84,90-73,75-573,60-301,79 Дефицит / профицит бюджета (испол.) 25,54 57,49 270,90 407,61 264,44 313,18 375,90 Расходы Госбюджета в процентах от ВВП 19,5 19,2 27,3 27,4 26,6 27,4 28,4 Дефицит / профицит бюджета в процентах от ВВП (план) -0,1-0,6-1,2-0,5-0,3-2,3-1,0 Профицит бюджета в процентах от ВВП () 0,4 0,6 2,1 2,3 1,2 1,3 1,2 В этом году в Бюджет были направлены специальные средства 724,5 млн. сомони, гранты и кредиты международных организации 833,1 млн. сомони и за счет государственного долга (Китайский кредит) 630,1 млн. сомони. 3 Тем, не менее, в будущем Таджикистану следует пересмотреть существующую методологию расчета дефицита бюджета и классификации доходов, так как некоторые кредиты на данный момент классифицируется как доходы, что снижает формальный фискальный дефицит. 7

8 РАЗДЕЛ 2. Управление Госдолгом 2.1. Внешний долг Внешний долг Республики Таджикистан по состоянию на 1 января 2012 года составил 2124,3 млн. долл. США, что составляет 32,5 к ВВП. Резкое увеличение соотношения номинального объема внешнего долга к ВВП в 2009 году, в результате влияния мирового финансово экономического кризиса на экономику Таджикистана, обусловленное сокращением роста реального ВВП и девальвацией национальной валюты, в 2010 и в 2011 году имеет тенденцию спада. В 2011 году рост реального ВВП Таджикистана достиг 7,4 процента, чему способствовали рост объема производства в промышленности и строительной отраслях, увеличение выработки электроэнергии, повышение мировых цен на алюминий и хлопок и, как следствие, увеличение доходов республики от экспорта, а также существенное увеличение поступающих в страну денежных переводов трудовых мигрантов. В связи с этим по сравнению с прошлым годом номинальное значение долга увеличилось на 181,5 млн. долл. США, а в процентном выражении по отношению к ВВП уменьшилось на 1,9 пункта. Таблица 3: Внешний долг Таджикистана Диаграмма 2: Внешний долг и соотношение долга к ВВП. 8

9 По состоянию на конец 2011 года объем обслуживания внешнего долга Таджикистана составил 62,1 миллионов долларов США, что в абсолютном выражении меньше суммы кризисного 2009 года на 60,6 млн. долл. США. Объем обслуживания долга по отношению к экспорту в 2010 сократился более, чем в два раза и достиг 5. Уменьшение величины данного показателя явилось прямым следствием роста экспорта ввиду увеличения мировых цен на хлопок и алюминий. В 2011 году показатель обслуживания государственного долга по отношению к государственным доходам составил 3,2, что характеризует стабильное поступление доходов в бюджет. Ниже приводятся Таблица 4 и Диаграмма 3, где показана динамика показателей обслуживания долга за 11 лет. Таблица 4: Показатели обслуживания внешнего долга. Диаграмма 3: Показатели обслуживания внешнего долга В 2010 году заметно небольшое увеличение доли многосторонних кредиторов до 53 благодаря включению нового многостороннего кредитора Антикризисного 9

10 фонда ЕврАзЭС. Фонд предоставил Таджикистану кредитную линию на высоко льготных условиях для финансирования дефицита бюджета в целях обеспечения бюджетного финансирования социальных секторов на запланированном уровне. Однако в 2011 году доля двусторонних кредиторов увеличилась и составила 48 против 45 в 2010 году. Таблица 5: Непогашенный внешний долг по категории кредитов Диаграмма 4: Внешний долг по категории кредитов (удельный вес) 10

11 Многосторонние кредиторы Наибольший объем заимствований из числа МФО предоставил Таджикистану Всемирный банка (МАР), чьи кредиты составляют 35 от общего объема многосторонних кредитов. Доля кредитов Азиатского Банка развития составляет 31 от общего объема многосторонних кредитов по состоянию на конец 2011 года. Многостороннее финансирование для Таджикистана предоставляется на высоко-льготных условиях и часто сопровождается грантами. Таблица 6: Непогашенный внешний долг: многосторонние кредиты Диаграмма 5: Многосторонние кредиторы (удельный вес) 11

12 Двусторонние кредиторы Двусторонние кредиты изначально составляли большую часть внешнего долга республики. Их объем достигал 70,4 от общего объема долга на конец декабря 1995 года, большая часть которого (почти 90 процентов) составляла задолженность перед Российской Федерацией и другими странами СНГ. Со временем, по мере реструктуризации долгов с двусторонними кредиторами и изменения политики новых заимствований, объем двустороннего долга стал снижаться, в то время как удельный вес многосторонних заимствований постепенно увеличивался. Увеличение доли двусторонних кредитов произошло после начала освоения льготных кредитов Экспортно импортного банка КНР. Таким образом, с 2007 года доля двустороннего долга начала расти и к концу 2011 года составила 48 от общего объема внешней задолженности. В диаграмме 5 показана доля каждой страны в общем объеме двусторонних кредитов. Как видно из диаграммы в общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед КНР. По состоянию на конец2011 года объем этих обязательств составил 878,47 млн. долларов США, или 84 от общего объема двусторонних кредиторов. В таблице 6 приводится классификация заемщиков внешнего долга. Как видно из таблицы, большая часть внешних заимствований приходится на долю правительства, т.е. прямого государственного долга. При этом кредиты МВФ, направленные на поддержку платежного баланса, не включены в прямой государственный долг, так как их получает и обслуживает Национальный банк Таджикистана. Начиная с 2009 года в структуру внешнего долга включены долги Национального Банка Таджикистана перед двусторонними кредиторами в сумме 32 млн.долл США. 12

13 Таблица 8: Непогашенный внешний долг: классификация заемщиков В 2011 году Республика Таджикистан подписала четыре гарантийных соглашения на общую сумму 29,5 млн. долл. США с Европейским Банком Реконструкции и Развития и Европейским Инвестиционным Банком. Кредиты, три из которых предоставлены ЕБРР, направлены на развитие коммунального хозяйства, водоснабжения а так же снижение энергетических потерь в электросетях севера Таджикистана. Диаграмма 7: Прямой и гарантированный государством внешний долг 2.2. Внутренний долг В период с 2002 по 2010 года динамика развития внутреннего долга, оставалась стабильной, что объясняется благоприятным развитием бюджетного сальдо. Внутренний долг в общей структуре государственного долга на настоящий момент продолжает увеличиваться. Соотношение внутреннего долга к ВВП по состоянию на 2011 год составило 2,3, в номинальном значении данный показатель составил 152,26 млн.долларов США. 13

14 Рост данного показателя прежде всего связан с: выпуском государственных векселей в целях возмещения списанных долгов хлопкового сектора коммерческим банкам на сумму 89,8 млн. долларов США, что эквивалентно 395 млн. сомони. суммой в размере 153,8 млн. сомони, эквивалентной 35,2 млн. долларов США в виде урегулирования финансовых отношений между НБТ и Министерством финансов РТ. выпуском краткосрочных государственных казначейских векселей на сумму 15 млн. сомони, в соответствии с Законом о государственном бюджете на 2010 год, в целях покрытия дефицита бюджета. выпуском долгосрочных казначейских векселей в 2011 году в объеме 200 млн. сомони эквивалентных 45,5 млн. долларов США, в целях рекапитализации Национального банка Таджикистана со сроком погашения 8 лет, по ставке рефинансирования. Выпуском государственных облигаций выигрышного займа (ГВЗ) в размере 10 млн. сомони. Облигации ГВЗ выпускаются сроком на 10 лет с 1 марта 2009 г. по 1 марта 2019 года. Условия размещения и порядок тиражей выигрышей определяется МФРТ и ГСБ «Амонатбанком». Диаграмма 8:Структура внутреннего долга на 2011 год (700,4 млн. сомони) 14

15 РАЗДЕЛ 3. Доходы бюджета и исполнение В 2009 году в связи с глобальным финансовым кризисом, доходная часть бюджета была существенно пересмотрена в частности, как результат продолжающегося экономического кризиса и узкой конъюнктуры экспортно-импортных операций Республики Таджикистан. Расходная часть Государственного бюджета в 2009 г. также была пересмотрена и снижая номинальный объём расходов госбюджета на 10 (за исключением ПГИ и грантов). Пересмотренный бюджет на 2009 г. предусматривал снижение всех расходов за исключением ключевых расходов социального блока образование, здравоохранение и социальная защита населения. В 2010 году при улучшении мировой экономической ситуации, в Таджикистане наблюдалось продолжение экономического роста, что в свою очередь способствовало перевыполнению плана по доходам по сравнению с утвержденным Законом о бюджете на 2010 год. Если утвержденный план согласно Закону по общим доходам Госбюджета был на уровне 6 536,8 млн. сомони, то исполнение по этому показателю составило 7 024,3 млн. сомони или 107,4 от утвержденного бюджета. Тем не менее, уточненный план по общим доходам в объеме 7110,2 млн. сомони был исполнен только на 98,8 — главным образом, из за низкого исполнения пересмотренного плана по спецсредствам (на уровне 85,4). В 2011 году в Таджикистане наблюдалось продолжение экономического роста, что в свою очередь способствовало перевыполнению плана по доходам по сравнению с утвержденным Законом о бюджете на 2011 год. Если утвержденный план согласно Закону по общим доходам Госбюджета был на уровне 8 292,0 млн. сомони, то исполнение по этому показателю составило 8 937,9 млн. сомони или 107,8 от утвержденного бюджета. и по уточненный план по общим доходам в объеме 8 615,0 млн. сомони был исполнен на 103,7. Таблица 9. Прогнозные и фактические показатели доходов, грантов и государственных кредитов полученных за год 2009 г. план 2009 г. уточн. план уточн. план Общие доходы Госбюджета 5766,6 5951,7 103,2 6536,8 7110,2 7024,3 98,8 8292,0 8615,0 8937,9 103,7 Спецсредства бюджетных организаций 283,92 815,3 696,2 85,4 429,5 503,7 724,6 143,9 Гранты для инвистиционных проектов 322,75 374,9 374,8 100,0 492,0 492,1 516,0 104,9 Кредиты для инвистиционных проектов 818,84 374,6 374,3 99,9 572,0 541,5 317,1 58,6 Китайский кредит 301,27 475,9 475,9 100,0 630,9 630,1 630,1 100,0 Свободные остатки с 2010 года 157,0 155,2 210,6 187,5 89,0 Общие текущее доходы и гранты 4193,2 4187,5 99,9 4810,0 4912,6 4947,9 100,7 6167,6 6237,1 6562,6 105,2 Общие доходы 3896,6 3869,9 99,3 4606,4 4665, ,3 6006,2 6073,0 6393,3 105,3 Налоговые поступления 3693,0 3659,0 99,1 4353,4 4400,3 4443,9 101,0 5514,0 5584,5 5892,2 105,5 Подоходные налоги 565,5 610,2 107,9 692,6 744,8 778,8 104,6 901,6 930,1 985,5 106,0 Социальные налоги 471,5 494,8 104,9 540, ,2 105,0 730,0 730,0 782,7 107,2 Налоги на имущ.-во и землю 145,1 142,3 98,1 158,6 143,3 151,1 105,4 183,5 167,5 171,3 102,3 Налоги на недввижимое имущество * 56,0 57,5 102,7 64,2 58,9 62,3 105,8 76,5 76,2 78,4 102,9 Налоги с продаж 132,6 141,2 106,5 148,5 168,1 228,8 136, ,8 271,3 110,4 Налог с розничнных продаж * 82,4 85,2 103,4 89,7 109,3 120,7 110,4 139,3 155,7 163,8 105,2 НДС (внешний и внутренний) 1820,0 1722,0 94,6 2136,6 2104,5 2053,4 97, , ,9 Акцизы (внешний и внутренний) 153,3 165,6 108,0 222, ,5 76,9 293,8 170,8 189,3 110,8 Прочие внешние налоги 217,0 197,0 90,8 220,1 220,2 223,3 101,4 257,3 307,3 332,7 108,3 Др. налоги на товары и услуги 188,0 185,7 98,8 234,9 260,6 272,8 104,7 326, ,4 106,5 Налог с владельцов транспортных средтсв * 42,9 45,1 105,1 51,5 57,6 59,9 104,0 72,4 63,7 65,6 103,0 Неналоговые поступления 203,6 210,8 103,5 253,0 264,8 329,1 124,3 492,2 488,5 501,2 102,6 Гранты 296,5 317,5 107,1 203,5 247,2 174,9 70,8 161,4 164,1 161,6 98,5 включая специальные средства бюджетных организаций и гранты в миллионах сомони *Местные налоги Государственные доходы 15

16 Текущие доходы (налоговые поступления, неналоговые поступления и гранты) Государственного бюджета Республики Таджикистан за 2011 год составляет 105,2 — в бюджет поступило 6562,6 млн.сомони (сверх плана: 325,5 млн.сомони). Исполнение внутренних налогов за 2011 год составляет 105,5 — в бюджет поступило 5 892,2 млн. сомони (сверх плана: 307,7 млн. сомони). Перевыполнение плана по доходам объясняется множеством причин. Так, перевыполнение плана по подоходному налогу с физических лиц на 55,4 млн. сомони (или 6,0 больше намеченного плана), главным образом, вызвано, за счет увеличения заработной платы в середине года для учреждений, финансируемых из бюджета. Три самых крупных налога по объему сборов в Госбюджете является НДС, подоходные налоги и социальные налоги. Из них в 2011 году были исполнены на уровне 104,0, 106,0 и 107,2. Однако, самый крупный по объему сборов налог НДС который составляет почти половину от общих налоговых поступлений состовляет 47,6 — в 2011г.. Диаграмма 9. Исполнение Государственных доходов Исполнение Государственных доходов по категориям доходов Млн. сом ,6 106,0 Подоходные налоги 107,2 105,0 105,4 Социальные налоги 102,3 102,9 Налоги на имущ.-во и землю 105,8 Налоги на недввижимое имущество* 120,7 136,1 Налоги с продаж 105,2 103,9 110,4 97,6 НДС (внешний и внутренний) Налог с розничнных продаж* 101,4 104,7 104,0 76,9 110,8 108,3 106,5 Акцизы (внешний и внутренний) Прочие внешние налоги Др. налоги на товары и услуги 103,0 Налог с владельцов транспортных средтсв* 102,6 124,3 Неналоговые поступления г. (исп.) 2010г. (исп.) 2011г. (исп.) 2010г. () 2011г. () / за искл. кредитов и грантов РАЗДЕЛ 4. Общий обзор исполнения расходной части госбюджета В Разделе 4 включен общий обзор расходов Госбюджета по экономической (ЭБК), функциональной (ФБК) и ведомственной бюджетной классификации (ВБК). Обзор исполнения государственного бюджета по экономической классификации отражён в Разделе 4.1. Кроме того, Раздел 5 представляет более детальную таблицу защищённых статей в соответствии с законом о государственном бюджете Республики Таджикистан. Они отражают исполнение Республиканского и местных бюджетов, а также пенсионных выплат за весь год Исполнение государственного бюджета по экономической классификации бюджета (ЭБК) Совокупные государственные расходы по итогам четырёх кварталов составили 8562 млн. сомони или 28,5 от ВВП. Социальные отрасли остались приоритетными отраслями Госбюджета, так как продолжалось повышение фонда оплаты труда для работников социальной сферы. Также приоритетными направлениями для 16 16

17 бюджета 2011 года являлась отрасль энергетики и транспорта, особенно с точки зрения капиталовложений в этих отраслях. Текущие расходы составили 7081,3 млн. сомони или 82,7 всего государственного бюджета за и были выполнены на 92,1. Сравнительно с годовыми результатами 2010г. выросла доля капитальных расходов бюджета, так как текущие расходы в бюджете 2010 года составили 91,0. Таблица 10. Общие показатели исполнения расходов государственного бюджета 2009 г. Уточ.план 2009 г. Государственный бюджет уточн. план уточн. план Государственный бюджет (включая ПГИ) 6199,1 5687,3 91,7 6781,8 7274,1 6712,5 92,3 8593,9 9171, ,4 Государственный бюджет (за исключением ПГИ) 4561,9 4601,6 100,9 5338,9 6046,5 5484,9 90,7 6469,2 7690,7 7081,3 92,1 в т.ч.: спец. средства бюджетных организаций 500, ,1 283,9 710,1 484,3 68,2 429,6 987,6 571,3 57,8 в т.ч.: Фонд социальной защиты населения 676,7 676,7 100, ,9 0,1 1031,6 1031,6 1121,7 108,7 Текущие расходы 4090,5 3728,4 91,1 3986,1 4881,8 4479,3 91,8 4638,5 4975,5 4622,8 92,9 Фонд оплаты труда (зарплаты и соц. отчисл.) 1114, ,1 1225,9 1223,7 1153,1 94,2 1449,1 1586,4 1490,1 93,9 Прочие текущие расходы (за искл. зарплат) 2976,2 2757,4 92,6 2760,2 3658,1 3326,2 90,9 3189,4 3389,1 3132,7 92,4 Капитальные расходы 2108,6 1958,9 92,9 2795,7 2392,3 2233,2 93,3 3955, ,2 93,9 Приобретение основного капитала 1547,7 1406,3 90,9 1634,5 1620,6 1461,7 90,2 1811,3 2669,7 2347,5 87,9 Приобретение товаров, земли и нематериальных активов 37,6 37,5 99,7 12,6 12,9 12,9 100, ,4 17,3 99,4 Капитальные трансферты 6,8 6,8 100,0 7,1 7,1 7 98,6 14,8 27,9 27,2 7,4 Программа государственных инвестиций (ПГИ) 516,5 508,3 98,4 1141,5 751,7 751,7 100, ,7 1480,7 100,0 в миллионах сомони / показатели текущих и капитальных расходов включают ФСЗН, спецсредства и ПГИ Капитальные расходы составили 3939,2 млн. сомони или 46 всего государственного бюджета за (включая ПГИ). Значительная доля капитальных представляют преимущественно расходы на строительство плотины Рогунской ГЭС и централизованные капитальные вложения. Ввиду отсутствия внешних вливаний для строительства крупных гидроэлектростанций, а также в связи с приоритетами развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу, Правительство Республики Таджикистан считает стратегически важным финансирование строительства Рогунской ГЭС из средств государственного бюджета. Так, финансирование из бюджета на этот проект выросло с 668,5 млн. сомони в 2010 году до 850 млн. сомони в 2011 году и в 2012 году планируется направить на строительство Рогунского ГЭС 1100 млн. сомони. Фонд заработной платы одна из крупнейших статей расходов по экономической классификации (в 21,0 за искл. ПГИ) и также является одной из приоритетных (защищённых) статей бюджета. Эта статья является важной с точки зрения социальной ситуации, а также учитывая проводимые масштабные реформы в социальных секторах -повышение зарплаты важный элемент этих реформ. В 2010 году эта статья была исполнена на уровне 94,2, а в 2011 году

18 94,0. Исполнение этой статьи на уровне близко к 100 невозможно, пока в государственном секторе будут сохранены незаполненные (вакантные) позиции. Статья 2000 «Расходы на товары и услуги» формально является самой объемной статьёй экономической классификации по расходам, обычно превышая 33,6 от общего Госбюджета — в. Тем не менее, необходимо отметить, что в статью ЭБК в Таджикистане входит и Программа госинвестиций, которая финансируется из внешних средств. Если исключить ПГИ из статьи «Расходы на товары и услуги» финансирование в 2011 году сокращается с 2 378,4 млн. сом до 1 480,7 млн. сом (исполнение). Исполнение статьи 2000 за 2011 год на уровне 90,3 от плана. Диаграмма 10. Расходы Госбюджета по экономической классификации бюджета Фактические расходы Госбюджета по ЭБК ( гг.) Млн. сом ,9 94,2 85,6 86,7 74,0 76,6 99,0 103,4 90,2 88,0 97,0 37, (и.) 2011 (и.) 1. Оплата труда и отчисления работодателей 2. Расходы на товары и услуги 3. Расходы на выплаты процентов 4. Субсидии и другие текущие трансферты 5. Приобретение основного капитала 8. Внутреннее кредитование за вычетом сумм погашения 2010 () 2011 () Исполнение самой крупной статьи бюджета 4000 «Субсидии и другие текущие трансферты» улучшилось по сравнению 2010г., в 2011 году достигая 103,4 от плана, так как статья «трансферты населению» является одной из основных защищённых статей бюджета. Исполнение статьи 5000 «Приобретение основного капитала» улучшилось по сравнению 2010 году, т.е. на 90,2 от уточненного плана. В 2011 году низкое освоение средств наблюдается по двум сравнительно небольшим статьям Госбюджета по статьям 3000 «Расходы на выплаты процентов». Исполнение по статье 3000 расходы на выплаты процентов, на уровне 76,6 от уточненного плана. Отклонение от плана по этим статьям, главным образом, связанно с нестабильной динамикой изменения курса национальной валюты по отношению к доллару США и неточным прогнозированием. Статья «Внутреннее кредитование» было запланирована в Законе о бюджете в объеме 7,1 млн. сомони, но уточненный план увеличил финансирование на 20,3 млн. сомони а освоение средств достигло только 19,7 млн. сомони или 97,0 от уточненного плана. Правительство РТ также продолжает продвижение реформ в социальных отраслях. В отношении реформирования системы оплаты труда государственных служащих, Министерство финансов планирует придерживаться хода реализации реформ. 18

19 4.2. Исполнение государственного бюджета по функциональной классификации бюджета (ФБК) Исполнение расходов по функциональной классификации бюджета по секторам в 2011 году колеблется с 75 от плана на сектор государственной власти до 106,8 на сектор «Социальная защита». Таким образом, в 2011 году два секторов вышел за рамки максимального финансирования установленным Законом о Бюджете и уточненным планом сравнительно в 2010 году сектор социальной защиты превысил лимит финансирования на 6,8 (106,8 от плана). Диаграмма 11. Динамика расходов Госбюджета по функциональной классификации Динамика расходов Госбюджета по функциональной классификации ( гг.) Млн. сом ,8 96,4 90,6 96,8 76,5 95,5 96,2 88,0 93,1 74,7 106,8 99,8 83,5 98,9 87,4 88,0 98,8 99,2 92,5 90,6 94,9 100,1 97,2 95,9 99,1 89,4 74,9 87,1 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20, (и.) 2010 (и.) 0 0, (и.) 1. Сектор государственной власти 2. Оборона 3. Правоохранительные органы 4. Образование 5. Здравоохранение 6. Социальная защита 7. Жилищно-комуннальное хозяйство 8. Культура и спорт 9. Топливно-энергетический комплекс 10. Сельское хозяйство, рыболовство и охота 11. Промышленность и строительство 12. Транспорт и коммуникации 13. Прочая экономическая деятельность 14. Другие расходы 2010 () 2011 () С точки зрения функциональной классификации в бюджете 2011 года приоритетными секторами для Правительства является образование (16,9 от государственных расходов), здравоохранение (6,6), социальная защита (13,2) и топливноэнергетический комплекс (13,3 от государственных расходов). Исполнение по этим важным отраслям составляет 99,2 на топливно-энергетический комплекс и 97,0 на сектор социальной сфере. Таблица 11. Исполнение бюджета по функциональной классификации бюджета (ФБК) Государственный бюджет Раздели ФБК 2009 г. план 2009 г. уточн. план уточн. план 1. Сектор государственной власти и управления ,9 88, , ,6 691,8 74,7 2. Оборона 236,6 196,8 83,2 263,7 246,6 235,4 95, ,7 328,9 96,8 3. Правоохранительные органы и правопорядок 356,3 288,7 81,0 336,1 355,3 312,5 88,0 383,7 456, ,4 4. Образование 1109,8 1014,8 91, ,7 93, ,5 1443,1 90,6 5. Здравоохранение 368,5 342,6 93,0 403,9 423,4 407,2 96,2 637,9 582, ,8 6. Социальное страхование и социальная защита 707,4 721,7 102,0 1038,1 921,1 919,4 99,8 1075,1 1057,7 1129,8 106,8 7. Жилищно-комуннальное хозяйство, экология и лесное хозяйство 392,1 349,8 89,2 413,9 537,3 448,9 83,5 627,9 785,7 686,8 87,4 8. Культура и спорт 251,5 231,8 92,2 213,7 310,2 306,8 98,9 280,7 427,4 376,2 88,0 9. Топливно-энергетический комплекс 1068,2 1035,4 96,9 1072,9 1102,6 1089,1 98,8 1219,7 1148,2 1138,8 99,2 10. Сельское хозяйство, рыболовство и охота 276,2 263,5 95,4 371,3 237,1 219,3 92,5 306,4 316,3 300,3 94,9 11. Промышленность и строительство 25,2 24,8 98,4 57,8 55, ,6 78,8 82,4 82,5 100,1 12. Транспорт и коммуникации 447,5 419,5 93,7 616,4 673,7 667,7 99,1 1015,8 1076,0 1045,9 97,2 13. Прочая экономическая деятельность и услуги 22, , ,9 89, ,6 30,3 95,9 14. Расходы, не отнесенные к другим категориям 405, , ,6 258,7 74,9 587,1 348,7 303,7 87,1 в миллионах сомони включая спецсредства и ПГИ 19

20 4.3. Исполнение государственного бюджета по ведомственной классификации бюджета (ВБК) С введением нового Ведомственного сегмента (классификации), на базе которого, впервые было осуществлено формирование республиканского бюджета, появилась возможность представления бюджета в разрезе бюджетных учреждений и организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, что в полной мере отвечает требованиям мировых стандартов УГФ. Ведомственная классификация представляет собой перечень всех бюджетных организаций и учреждений, получающих бюджетные средства, и систематизированных в трех- уровневую иерархическую систему финансовой подотчетности. Таким образом, Ведомственная классификация определяет границы сектора государственного управления, как центральных, так и местных органов власти. Таблица 12 представляет исполнение бюджета за в разрезе бюджетных организаций Республиканского бюджета первого уровня Главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). 20

21 Таблица 12. Исполнение бюджета по ведомственной классификации бюджета Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) 21 уточн. план уточн. план Исполнительный Аппарат Президента Республики Таджикистан 210,3 381,5 377,9 99,1 356, ,9 98,9 Управление государственной службы при Президенте Республики Таджикистан 2,8 2,9 2,9 100,0 3,5 3,6 3,5 97,2 Агентство по гоударственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией при Президенте Республики Таджикистан 10,3 11,4 11,1 97,4 12,1 13, ,7 Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан 3,6 3,6 3,6 100,0 4,5 4,6 4,5 97,8 Национальная гвардия Республики Таджикистан 26,9 29,8 29,5 99,0 31,4 44,7 44,6 99,8 Министерство юстиции Республики Таджикистан 35,4 36,1 35,9 99,4 45,5 48,4 47,9 99,0 Министерство сельского хозяйства Республики Таджикистан 36, ,2 94,7 38,3 44,4 43,1 97,1 Министерство внутренних дел Республики Таджикистан 166,1 170,1 154,8 91,0 183,1 199, ,4 Министерство обороны Республики Таджикистан 71,3 89,7 89,1 99,3 82,3 109,5 109,5 100,0 Министерство иностранных дел Республики Таджикистан 96,1 98,5 54,9 55,7 125,3 126, ,1 Министерство образования Республики Таджикистан 140,1 117,5 111,6 95,0 161,9 132,7 125,1 94,3 Министерство здравоохранения Республики Таджикистан 75,5 65,9 62,5 94, ,3 95,9 99,6 Министерство труда и социальной защиты Республики Таджикистан 81, ,7 96,3 110,9 112,4 101,5 90,3 Министерство финансов Республики Таджикистан 847,8 710,2 568,5 80,0 1155,4 816,1 704,9 86,4 Министерство культуры Республики Таджикистан 36,4 36,8 36,1 98,1 47,9 44,7 43,7 97,8 Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан 74, ,4 91,6 6,2 7,5 7,1 94,7 Министерство мелиорации и водных ресурсов Республики Таджикистан 50, ,1 82,9 47, ,9 86,6 Министерство транспорта и коммуникаций Республики Таджикистан 78,3 85,4 84,2 98,6 103,9 123,5 105,5 85,4 Министерство энергетики и промышленности Республики Таджикистан 708,5 711,3 699,3 98,3 891,7 943,1 934,7 99,1 Государственный комитет национальной безопасности Республики Таджикистан 108,2 103,6 94,9 91,6 117,6 135,8 134,4 99,0 Государственный комитет статистики Республики Таджикистан 37,7 38,5 32,5 84,4 18,4 19,1 16,6 86,9 Государственный комитет по инвестициям и управлению госимуществом Республики Таджикистан 6,2 6,7 6,1 91,0 6,4 8 7,8 97,5 Налоговый комитет при Правительстве Республики Таджикистан 19,4 19,5 18,8 96, ,6 24,2 98,4 Комитет по делам женщин при Правительстве Республики Таджикистан 2 2,1 2,1 100,0 2,1 2,2 2,2 100,0 Комитет по делам молодежи, спорту и туризму при Правительстве Республики Таджикистан 12,3 13,6 13,4 98, ,7 16,5 98,8 Комитет по телевидению и радио при Правительстве Республики Таджикистан 36, ,9 99,7 45,3 46,6 46,5 99,8 Комитет по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан 14, ,9 86,0 19,9 24,1 23,2 96,3 Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан 14,9 15,9 15,2 95,6 18,4 18,8 18,3 97,3 Таможенная служба при Правительстве Республики Таджикистан 15,7 15,7 14,8 94,3 10,3 11,8 11,6 98,3 Агентство по землеустройству, геодезии и картографии при Правительстве Республики Таджикистан 11,8 12,1 11,1 91,7 13,6 14,6 13,5 92,5 Агентство по строительству и архитектуре при Правительстве Республики Таджикистан 2,7 2,8 2,6 92,9 3,5 6,2 5,9 95,2 Агентство по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции при Правительстве Республики Таджикистан 0,9 0,9 0,9 100,0 0,8 0,9 0,9 100,0 Главное архивное управление при Правительстве Республики Таджикистан ,0 1,4 1,5 1,4 93,3 Главное управление по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан 0,5 0,5 0,5 100,0 0,7 0,8 0,7 87,5 Главное управление по защите государственных секретов при Правительстве Республики Таджикистан 1,5 1,5 1,4 93,3 1,8 1,9 1,7 89,5 Академия наук Республики Таджикистан 16,8 16,6 16,5 99,4 18,1 19,7 19,4 98,5 Академия сельсохозяйственных наук Республики Таджикистан 6,4 6,4 6,4 100,0 7,3 8,8 8,7 98,9 Центральная избирательная комиссия по выборам и референдумам 4 2,7 2,7 100,0 0,7 0,9 0,9 100,0 Агентство по государственным материальным резервам при Правительстве Республики Таджикистан 45, ,7 99,5 64,1 67,5 67,4 99,9 Главное Управление геологии при Правительстве Республики Таджикистан , ,0 Конституционный Суд Республики Таджикистан 0,9 0,9 0,9 100,0 1,3 1,4 1,4 100,0 Верховный Суд Республики Таджикистан 2,4 2,9 2,5 86,2 3,4 3,9 3,4 87,2 Высший экономический Суд Республики Таджикистан 1 1,2 1,1 91,7 1,6 1,8 1,6 88,9 Совет юстиции Республики Таджикистан 11 11,9 11,2 94,1 13,8 16, ,0 Генеральная прокуратура Республики Таджикистан 13,7 14,7 14,4 98,0 16,6 21,9 21,6 98,6 Маджлиси миллии Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2,2 2,5 2,4 96,0 2,5 2,8 2,3 82,1 Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан 12,6 13,6 13,2 97,1 12, ,8 98,6 Антимонопольная служба при Правит.РТ 0,6 0,6 100,0 1,2 1,3 1 76,9 Аппарат Уполномоченного по правам человека в РТ 0,6 0,6 0,6 100,0 0,6 0,7 0,7 100,0 ГУП » Хочагии манзилию коммунали» 8,5 10,5 9,7 92,4 9,6 10,6 9,7 91,5 Комитет по языку и терминологии при Правительстве РТ 0,5 0,4 80,0 0,5 0,5 0,46 92,0 Комитет религии 0,4 0,3 75,0 0,9 0,9 0,9 100,0 Агенти таъминоти амволи махсус 70 77,3 77,3 100,0 Хадамоти алока 0 0,2 0,2 100,0 Хадамоти мухочират 0 2,5 2,4 96,0 Всего 3167,3 3272, ,6 4038,7 4055,1 3811,86 94,0 в миллионах сомони Республиканский бюджет

22 Список ГРБС, которые показали высокое освоение средств на уровне 99 и выше входит Министерство юстиции (99,0 исполнение плана), Комитет по делам женщин при Правительстве (100 исполнение), Агентство по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции при Правительстве (100 исполнение), Министерство здравоохранения (99,6 исполнение), Министерство энергетики и промышленности (99,1 исполнение), Комитет телевидению и радио (99,8 исполнение), Центральная избирательная комиссия по выборам и референдумам (100 исполнение), Главное Управление геологии при Правительстве Республики Таджикистан (100 исполнение), Конституционный Суд Республики Таджикистан (100 исполнение), Антимонопольная служба (100 исполнение), Аппарат Уполномоченного по правам человека в РТ (100 исполнение), Комитет по делам религии (100) и Госслужба связи (100 исполнение). Самые низкие показатели освоения средств согласно уточненному плану, наблюдаются у Министерства иностранных дел Республики Таджикистан с 49,1 исполнением и у Антимонопольная служба с 76,9 исполнением. Другие ГРБС сравнительно низкими показателями исполнения бюджета в 2011 году являются Маджлиси миллии Маджлиси Оли (82,1 исполнение), Министерство мелиорации и водных ресурсов (86,6 исполнение), Министерство финансов Республики Таджикистан (86,4 исполнение), Министерство транспорт и коммуникаций (85,4 исполнение), Государственный комитет статистики Республики Таджикистан (85,4 исполнение),комитет по языку и терминологии при Правительстве (80 исполнение), и Верховный Суд (87,2 исполнение). РАЗДЕЛ 5. Обзор защищённых статей госбюджета Заработная плата, а также трансферты населению являются основными защищёнными статьями в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2011 год». Показатели результатов финансовой деятельности по этим статьям составили 93,9 и 106,2 соответственно. Дополнительными статьями расходов, потенциально аккумулирующими просроченные задолженности, являются членские взносы в международные и межправительственные институты и организации. По данным статьям расходов исполнение составляет лишь 76,6 от уточнённого плана на год. Диаграмма 12. Фактические расходы Госбюджета по защищенным статьям Госбюджета Фактические расходы Госбюджета по защищенным статьям Госбюджета (2010/2011гг.) Млн. сом ,9 106,2 94,2 101,5 93,1 92,6 105,1 98,8 101,8 92,0 98,7 114,5 96,0 44,7 110,6 105,8 105,5 77,4 184,9 180,0 74,0 76,6 56,9 52, г. (исп.) 2011г. (исп.) 1. Оплата труда и отчисления работодателей 4.4. Трансферты населению Стипендии Пенсии Компенсация на продукты питания Компенсация на другие товары Пособия Компенсационные выплаты населению Единовременная помощь Трансферты, не отнесённые к др. категориям 3. Расходы на выплаты процентов Трансферты за границу межгосударственным и международным организациям 2010г. () 2011г. () 22

23 Превышение плана по статье «Трансферты населению» аккумулировалось в связи с превышением плана по статьям «Пенсии» на 52 млн. сомони, «Компенсационные выплаты населению» — на 12,4 млн. сомони и «Трансферты, не отнесённые к др. категориям» — на 16,3 млн. сомони. Таблица 13. Фактические расходы Госбюджета по защищенным статьям Госбюджета 2010г. (пл.) 2010г. (исп.) 2010г. () 2011г. (пл.) 2011г. (исп.) 2011г. () 1. Оплата труда и отчисления работодателей 1223,7 1153,1 94, , ,1 93, Трансферты населению 1028, ,04 101, , ,7 106, Стипендии 19,89 18,42 92,6 27,6 25,7 93, Пенсии 819,01 833,60 101, , ,3 105, Компенсация на продукты питания 13,00 11,96 92,0 16,7 16,5 98, Компенсация на другие товары 5,63 6,45 114,5 7,7 7,6 98, Пособия 28,57 12,77 44,7 32,9 31,6 96, Компенсационные выплаты населению 99,70 105,46 105,8 117,0 129,4 110, Единовременная помощь 21,60 16,73 77,4 16,3 17,2 105, Трансферты, не отнесённые к др. категориям 21,47 38,65 180,0 19,2 35,5 184,9 3. Расходы на выплаты процентов 163,9 121,3 74,0 204,5 156,6 76, Трансферты за границу межгосударственным и международным организациям в млн. сомони 51,91 29,55 56,9 64,3 33,8 52,6 Фонд оплаты труда и субсидии и другие текущие трансферты составили 2 938,5 млн. сомони или 34,3 всего государственного бюджета. Финансирование зарплат было осуществлено в размере 94,0. Трансферты населению, в общем, выплачены в размере 1 337,7 млн. сомони или от уточнённого плана на год. Самое низкое освоение средств наблюдается по статьям «пособия» с 96,0 исполнением. Компенсационные выплаты населению за потребление электроэнергии и газа (статья ) в составили 110,6 по совокупному показателю республиканского и местных бюджетов в 2010 году этот показатель был на уровне 105,8. Наиболее высокий показатель исполнения бюджета наблюдается по статье «трансферты, не отнесённые к др. категориям» (184,9). Большая часть стипендий выплачивается из общего объёма специальных средств (фактической кассовой прибыли государственных учреждений и ведомств, занимающихся коммерческой деятельностью через предоставление платных услуг), однако часть стипендий финансируется за счёт централизованного государственного бюджета и составила 25,7 млн. сомони в исполнения по сравнению с уточнённым планом. Доля пенсий в 2011 году составила 12,5 от всего государственного бюджета и выплаты по ним были осуществлены Государственным Агентством по социальному страхованию и пенсиям (ГАССП) в размере 105,1 от годового плана. Выплаты пенсий составили 1074,3 млн. сомони и включают показатели ГАССП и Центрального Казначейства (т.е. социальные пенсии и пенсионные выплаты бывшим сотрудникам правоохранительных органов и силовых структур Республики Таджикистан). 23

24 РАЗДЕЛ 6. Исполнение расходов социальных секторов Кроме топливно-энергетического комплекса, приоритетным для государства является социальный сектор расходы на образование, здравоохранение и социальную защиту в 2011 году составляет 36,6 (данные по исполнению). Правительство и партнеры по развитию в Таджикистане проводят подробный мониторинг расходов на социальную сферу по сравнению с общими расходами и ВВП, включая эти показатели даже в условиях предоставления бюджетной поддержки (например, бюджетная поддержка Евросоюза). Несмотря на это, партнеры по развитию обычно берут во внимание Закон о бюджете и плановые показатели, а не исполнение, которое может значительно отличатся. Таким образом, показатели исполнения по трем социальным секторам в 2011 году составили: образование 4,8 от ВВП (план — 5,3); социальная защита 3,5 от ВВП (план — 3,8) и здравоохранение 1,9 от ВВП (план — 1,9). Диаграмма 13. Расходы социального сектора Фактические расходы социального сектора к ВВП ( гг.) 1 800,0 6, , ,0 4,7 4,77 4,8 5,0 Расходы сектора образования (план) Млн. сом , ,0 800,0 600,0 400,0 200,0 4,0 4,0 4,1 4,1 3,7 3,5 3,0 2,8 1,5 1,4 1,3 1,3 3,4 3,75 1,6 1,66 3,76 1,9 4,0 3,0 2,0 1,0 Расходы сектора социальной защиты (план) Расходы сектора здравоохранения (план) Расходы сектора здравоохранения в процентах от ВВП () Расходы сектора образования в процентах от ВВП () Расходы сектора социальной защиты в процентах от ВВП () 0, ,0 Как следует из диаграммы расходы на все социальные секторы с 2005 года значительно увеличились, особенно в номинальном значении — но и как доля от ВВП и общих расходов Правительства. 24

25 Таблица 14. Расходы социального сектора к ВВП и общим расходам Правительства ВВП Общие расходы Госбюджета , , ,3 Расходы сектора здравоохранения (план) 97,2 117,9 178,3 255,5 386,9 423,4 582,4 Расходы сектора здравоохранения () 90,4 125,3 164,9 256,5 342,6 407,2 564,0 Расходы сектора здравоохранения в процентах от ВВП () 1,3 1,4 1,3 1,5 1,6 1,66 1,9 Расходы сектора здравоохранения в процентах от Госбюджета () 5,17 5,77 4,65 5,00 6,06 6,31 6,59 Расходы сектора образования (план) 281,6 381,0 506,4 691,2 1109, ,5 Расходы сектора образования () 290,2 372,7 524,3 719,4 1014,8 1167, ,1 Расходы сектора образования в процентах от ВВП () 4,0 4,0 4,1 4,1 4,7 4,77 4,8 Расходы сектора образования в процентах от Госбюджета () 16,6 17,2 14,8 14,0 18,0 18,68 16,85 Расходы сектора социальной защиты (план) 245,8 295,7 344,1 469,8 707,4 921, ,2 Расходы сектора социальной защиты () 250,8 342,1 383,6 484,3 721,7 919, ,8 Расходы сектора социальной защиты в процентах от ВВП () 3,5 3,7 3,0 2,8 3,4 3,75 3,76 Расходы сектора социальной защиты в процентах от Госбюджета () 14,3 15,7 10,8 9,4 12,8 13,72 13,20 в млн. сомони 6.1. Исполнение социальных расходов: отрасль социальной защиты В течение последних лет Правительством страны принято около 10 государственных программ, 2 национальных плана действий и ряд проектов в области социальной защиты населения, реализация которых предусмотрена на ближайшие 5-10 лет. Они нацелены на реформирование системы социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения, занятости, улучшения качества социальных услуг малообеспеченных семей и повышения уровня жизни населения. Социальная защита уязвимой части населения в стране осуществляется государством и функционирует в двух видах. Во-первых, социальная защита граждан при наступлении страхового случая за счёт страховых накоплений в системе государственного социального страхования. К этой категории относится обеспечение трудовых пенсий, выплата других страховых пособий (временной нетрудоспособности, семейные пособия, по безработице). И, во-вторых, социальная защита граждан за счёт государства. К этой категории относятся социальные пенсии и пособия лиц, утративших трудоспособность, потерявших кормильцев, а также адресная помощь населению и мероприятия, направленные на содействие занятости населения и прочие социальнооздоровительные мероприятия, включая содержание престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях и санаторное лечение. Расходы республиканского бюджета отрасли социального страхования и социальной защиты населения в составили лишь 6,6 от всех расходов республиканского бюджета и преимущественно состоят из расходов на приобретение товаров и услуг, а также из пенсий и компенсационных выплат населению. Социальное страхование занимает 91,7 всего республиканского бюджета отрасли социального страхования и социальной защиты населения и составило 254,0 млн. сомони по итогам 12 месяцев 2011 года. Расходы этой отрасли включают финансирование различных пенсионных программ (в том числе силовых и правоохранительных структур), субсидии льготникам по коммунальным услугам, кредиты переселенцам из опасных зон, единовременную материальную помощь, надбавки к пенсиям участникам и инвалидам Великой Отечественной Войны и субсидии льготникам по выплатам коммунальных услуг за потребление электроэнергии и 25

Еще по теме:

  • Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - программный документ французской буржуазной революции конца 18 века, провозглашавший ее основные принципы: "народный суверенитет" и "естественные неотъемлемые […]
  • Коап редакция 2011 Статья 3.6 КоАП РФ. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения Новая редакция Ст. 3.6 КоАП РФ Статья 3.6. Утратила силу с 1 июля 2011 г. Комментарий к Статье 3.6 КоАП РФ 1. Данная мера выражается в принудительном […]
  • Подследственность 283 ук рф Статья 151. Подследственность 1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями. 2. Предварительное следствие производится: 1) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам: а) о преступлениях, […]
  • Военный комиссариат г москвы по красносельскому району Военкоматы Москвы: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Москве. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти интересующий вас ОВК. Для удобства рекомендуем пользоваться специальной […]
  • Индексация ст 208 гпк рф ВС дал разъяснения по индексации взысканных судом сумм Верховный суд РФ представил на своем сайте 118-страничный, первый в этом году, обзор судебной практики, утвержденный Президиумом суда в среду, 4 марта. Открывается обзор анализом практики судебной […]
  • Федеральный закон о центральном банке российской федерации статья 76 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 2 июля 2013 года №184-ФЗ О внесении изменений в статьи 13 и 76 Федерального закона "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Принят Государственной Думой 11 июня 2013 года Одобрен Советом Федерации 26 […]