Ответственность по договорам перевозки грузов пассажиров и багажа претензии

17.10.2018 Выкл. Автор admin

Ответственность за нарушение правил перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом, претензии, иски (стр. 1 из 7)

Регулярные перевозки пассажиров и багажа

Перевозки пассажиров и багажа по заказам

Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси

Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей

Акты, претензии, иски

Транспортный комплекс России это обширный сектор народного хозяйства, обеспечивающий потребности экономики страны и населения в перевозках, влияющий на эффективность производства и качество жизни народа. Поэтому совершенствование государственного регулирования деятельности транспорта — одно из важнейших направлений правовой реформы сегодняшнего дня, а знание транспортного законодательства — обязательное условие высокой квалификации не только специалиста-транспортника, но и юриста-хозяйственника.

Транспортное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, а также между самими предприятиями как одного, так и разных видов транспорта.

Общие положения

Автомобильный транспорт, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечивает наряду с другими видами транспорта нормальное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, нужды капитального строительства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.

Подписанный президентом Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» опубликован в «Российской газете». Принятый Устав заменил документ, утвержденный почти 40 лет назад постановлением Совета Министров РСФСР.

Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по перевозкам пассажиров, багажа и грузов в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. В Уставе определены общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей. В частности, в Уставе урегулированы вопросы отношений в области перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа, взимания провозной платы и расчетов за перевозку, ответственности перевозчиков, грузоотправителей и пассажиров. Новый Устав определяет порядок предъявления претензий и исков, установлен отсутствующий прежде единый порядок возврата пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади междугородном сообщении.

Устав автомобильного транспорта определяет обязанности, права и ответственность находящихся на территории РФ автотранспортных предприятий и организаций, других имеющих автомобили предприятий, организаций, учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся автомобильным транспортом. Предприятия, организации и учреждения, имеющие автомобили, при осуществлении перевозок грузов для других предприятий, организаций и учреждений, а также перевозок пассажиров, багажа и почты пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Уставом для автотранспортных предприятий и организаций. Настоящим Уставом регламентируются порядок составления и выполнения плана автомобильных перевозок в РФ, основные условия перевозок автомобильным транспортом грузов, пассажиров, багажа и почты, а также взаимоотношения находящихся на территории РФ автотранспортных предприятий и организаций с предприятиями и организациями других видов транспорта в части осуществления автомобильных перевозок.

Ответственность за нарушение правил перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом, а также претензии и иски, предъявляемые к перевозчику регулируются согласно новому Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта:

Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

3. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.

4. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

2) билет — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

4) грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;

5) грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;

6) заказ-наряд — форма договора фрахтования;

7) контейнер — оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза;

8) маршрут — путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

9) маршрут регулярных перевозок — предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

10) объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

11) остановочный пункт — место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

12) пассажир — физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;

13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

14) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;

15) расписание — график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

16) ручная кладь — вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;

17) скоропортящийся груз — груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима;

18) специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов;

19) терминал — производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов;

20) транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза;

21) фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств железнодорожной перевозки грузов

В современном динамично развивающемся транспортном железнодорожном законодательстве с изменяющимися правилами правового регулирования перевозок грузов модернизируются положения об ответственности за нарушение обязательства железнодорожной перевозки грузов.

Основные нарушения обязательств перевозки грузов предусматриваются Гражданским кодексом Российской Федерации, это такие, как: неподача транспортных средств перевозчиком (ст. 794 ГК РФ), несохранность груза при перевозке (ст. 796 ГК РФ).

Этот перечень нарушений существенно дополнен Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 793 ГК, исходя из единства положений ГК РФ и УЖДТ РФ, и следует рассматривать нормы об ответственности за нарушение обязательств железнодорожной перевозки грузов.

Ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей посвящена гл. VII УЖДТ РФ, и также нормы об ответственности содержатся в ст. 10, 19, 27, 29, 30, 32, 33, 44, 47, 64 УЖДТ РФ.

Традиционная систематизация правил об ответственности за нарушение обязательств перевозки грузов предполагает выделение двух разделов. Это ответственность за неподачу транспортных средств или непредъявление груза, а также ответственность за несохранность груза и просрочку доставки. Критерием анализа нами выбран субъект ответственности — перевозчик.

Согласно ГК РФ и УЖДТ РФ перевозчик несет ответственность за невыполнение принятой заявки, несохранность груза, просрочку доставки, самовольное использование или задержку вагонов, подачу неочищенных вагонов, повреждение вагонов.

Невыполнение перевозчиком принятой заявки (ст. 94 УЖДТ РФ) выражается в неподаче под погрузку вагонов (контейнеров) в установленное время или подаче непригодных для перевозок вагонов (контейнеров). Невыполнение или ненадлежащее выполнение перевозчиком условий принятой заявки влечет взыскание штрафа (ст. 94 УЖДТ РФ).

Здесь хотелось бы отметить неуместность применения штрафных санкций в принципе, поскольку, по мнению Т.Е. Абовой, говоря о данном нарушении обязательств, следует применять термин «убытки», так как штрафы являются ответственностью административной.

Перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки, если указанное невыполнение произошло вследствие непреодолимой силы, прекращения (приостановления) погрузки для перевозки в определенном направлении по правилам ст. 29 УЖДТ РФ, невнесения грузоотправителем платы за осуществленные перевозки, непредоставления грузоотправителем принадлежащих ему вагонов, задержки грузоотправителем вагонов предыдущей перевозки (ст. 117 УЖДТ РФ).

Общим условием освобождения перевозчика от ответственности за невыполнение принятой заявки абз. 5 ст. 94 УЖДТ РФ называет вину грузоотправителя. Последнее положение помещено в ст. 94 УЖДТ РФ и отделено от перечня условий ст. 117 УЖДТ РФ. Указанное правило не соответствует положениям гражданского законодательства.

В современной юридической литературе преобладает мнение, что ответственность перевозчика (железной дороги) за несохранность груза основывается на принципе вины.

Освобождение перевозчика от ответственности при наличии вины грузоотправителя противоречит принципу невиновной ответственности (п. 3 ст. 401 ГК РФ) и одновременно искажает правило п. 1 ст. 401 ГК РФ о вине должника. Для транспортного обязательства, урегулированного главным образом нормами транспортного законодательства, постоянно вступающего в конфликт «с общегражданским законодательством», является актуальной ответственность перевозчика, и «острота проблемы относится главным образом к объему ответственности. «, поскольку «центр тяжести ответственности по договору железнодорожной перевозки лежит на железной дороге, ибо именно ее деятельность составляет основное содержание этого договора. «, т.к. «груз во время нахождения его в пути состоит в полной ответственности перевозчика. «.

Гражданско-правовая ответственность перевозчика базируется на общих принципах гражданской ответственности, закрепленных в ст. 25 ГК РФ. Однако законодатель, предусмотрев для предпринимательской деятельности более строгую ответственность, наступающую независимо от вины предпринимателя (п. 3 ст. 401 ГК), сохраняет на всех видах транспорта ответственность за несохранность груза при наличии его вины.

Характерной чертой ответственности за неисполнение основных обязательств по перевозке груза является ее ограниченный характер. Размер ответственности установлен УЖДТ РФ (реальный ущерб при несохранности груза, исключительная неустойка при нарушении сроков доставки). Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснение, согласно которому требования о возмещении иных убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки груза, сверх размера, предусмотренного ТУЖД РФ, удовлетворены быть не могут.

В современной правовой науке также существуют мнения об установлении принципа полной имущественной ответственности перевозчика. Однако анализ законодательства о международных перевозках и современного зарубежного гражданского законодательства свидетельствует о том, что и по зарубежному законодательству перевозчик несет также ограниченную имущественную ответственность при утрате, недостаче, порче или повреждении груза и на принципе вины, который предполагается. По мнению Т.Е. Абовой, ни о какой полной имущественной ответственности перевозчика не может идти речи, поскольку не извлекается прибыль, а вся деятельность железной дороги строится на тарифах.

Открытое акционерное общество «Нижнекамскнефтехим», г. Нижнекамск, Республика Татарстан, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г. Самара, в лице филиала «Куйбышевская железная дорога», г. Самара, о взыскании 63571 руб. 48 коп. стоимости повреждения цистерны.

07.07.2004 в адрес истца по железнодорожной накладной N 206334 на станцию Биклянь поступил вагон-цистерна N 57160335, являющийся собственностью истца.

При осмотре поступившего вагона установлено отсутствие узлов и деталей, а именно: крышки люка лаза, предохранительного перепускного клапана, 22 крепежных болтов-гаек.

Отсутствие данных узлов и деталей подтверждается актом общей формы N 250 от 14.08.2004.

Предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации коммерческий акт, либо акт о повреждении вагона ответчиком выданы не были. Предъявление истцом к ответчику требований о выдаче акта о повреждениях доказано материалами дела.

В соответствии со ст. 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.

Более того, в настоящее время спорные положения ст. 118 УЖДТ РФ на практике стали попросту обходиться сторонами на основании Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, предписавшего использовать статью презумпции невиновности.

Наряду с ответственностью перевозчика за неподачу транспортных средств УЖДТ РФ упоминает ответственность перевозчика при отказе в согласовании заявки. В случае неправомерного отказа в согласовании заявки, поданной в соответствии с требованиями УЖДТ РФ и Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, перевозчик несет ответственность, предусмотренную договором об организации перевозок грузов (абз. 11 ст. 94 УЖДТ РФ).

Ответственности перевозчика за несохранность груза посвящены ст. 796 ГК РФ и ст. 95, 96, 118 УЖДТ РФ. Несохранность груза может выражаться в его утрате, недостаче, повреждении или порче. Утратой считается невозможность выдачи перевозчиком всего груза, недостачей — части груза. Порча — это ухудшение качества груза или утрата грузом полезных свойств, как правило, вследствие химического изменения. Причиной повреждения является внешнее механическое воздействие. Разграничение порчи и повреждения имеет экономическое обоснование. Порча указывает на конечное состояние груза, тогда как повреждение связано с возможностью исправления груза. Тем не менее юридические последствия порчи и повреждения груза одинаковы.

05.07.2004 ООО «РенАвтоЦентр» в рамках договора от 05.01.2004 N 12 отгрузило ООО «Автокомплект» запасные части на общую сумму 213103 руб. 90 коп., что подтверждается товарными накладными, счетами-фактурами.

Имущество было помещено в контейнер N 319843600. Согласно акту передачи вагонов от 05.07.2004 опломбированный контейнер был передан ведомственной охране, а согласно квитанции о приеме груза ЭД 378349 от 07.07.2004 контейнер был передан перевозчику — Железной дороге. Затраты ООО «РенАвтоЦентр» на загрузку контейнера и перевозку составили 2432 руб. 84 коп.

15.07.2004 на станции Кара-Гуга Южно-Уральской железной дороги произошел пожар. Согласно заключению N 5506 испытательной пожарной лаборатории Главного управления ГОЧС Омской области вероятной причиной возникновения пожара явилась неосторожность при курении неизвестных лиц при стоянке поезда.

Коммерческим актом БМ N 126942/А-70 от 03.08.2004 и актом экспертизы N 015.05/632 от 03.08.2004 была установлена непригодность запасных частей.

В соответствии со ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависит.

Отсутствие вины в причинении истцу ущерба в результате пожара перевозчик не доказал.

Статьей 118 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за повреждение груза, если предъявитель претензии докажет, в том числе при необходимости с привлечением экспертов и в порядке, установленном ст. 42 Устава, что повреждение груза произошло по вине перевозчика.

Заключением N 5506 от 23.07.2004 испытательной пожарной лаборатории о причине пожара, произошедшего 15.07.2004 в контейнеровозе N 32229882 в составе грузового поезда N 2954, коммерческими актами БМ 126942/А-7.0 от 03.08.2004, БМ 2116066/6 от 19.07.2004, актом экспертизы N 015.05/632 от 03.08.2004, составленным Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палатой, первичным актом о пожаре от 15.07.2004, актом общей формы N 76 от 15.07.2004, актом N 2 от 19.07.2004 о техническом состоянии вагона, актом комиссионного осмотра вагона от 16.07.2004 подтверждено повреждение запасных частей от воздействия огня, установлена стопроцентная потеря качества, непригодность к использованию.

Статьей 24 Федерального закона «О железнодорожном транспорте» от 10.01.2003 N 17-ФЗ предусмотрено, что перевозчик должен содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций и иметь запас материальных и технических средств, используемых для своевременного устранения возгорания, в данном случае — вагона.

Проводник в соответствии с п. 20 «Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей» обязан соблюдать требования пожарной и личной безопасности.

Размер ответственности перевозчика определяется по правилам ст. 796 ГК РФ и ст. 96 УЖДТ РФ. Утрата или недостача груза предполагают возвращение его стоимости или стоимости недостающей части. Недостача, повреждение (порча) груза с объявленной стоимостью влекут обязанность перевозчика возместить ущерб в размере объявленной стоимости или доли объявленной стоимости. Расчет размера ответственности перевозчика логичен и соответствует принципам ограниченной ответственности при перевозке.

Принято считать, что штраф за превышение сроков доставки имеет характер исключительной неустойки. Среди современных исследователей только Т.Е. Абова придерживается другого мнения. Автор указывает, что установленная за просрочку доставки неустойка не является исключительной, поскольку она не освобождает железную дорогу от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. 796 ГК РФ («Ответственность перевозчика за несохранность груза»).

С точки зрения действующего законодательства неустойка за просрочку доставки не может считаться исключительной. По общему правилу неустойка имеет зачетный характер; исключительные, а также штрафные неустойки могут быть установлены законом или договором (ст. 394 ГК РФ). Ни ГК РФ, ни УЖДТ РФ не исключают права сторон перевозки на возмещение ущерба в части, не покрытой неустойкой. Статья 97 УЖДТ РФ не устанавливает исключительный характер неустойки за просрочку доставки. Более того, абз. 2 ст. 97 устанавливает право регрессного требования последнего перевозчика к перевозчику, который фактически допустил просрочку, о возмещении убытков.

Открытое акционерное общество «Нижнекамскнефтехим», г. Нижнекамск, Республика Татарстан, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г. Самара, в лице филиала «Куйбышевская железная дорога», г. Самара, о взыскании 13651 руб. 25 коп. пени за просрочку в доставке грузов.

31.07.2005 по железнодорожной накладной со станции Кириши Октябрьской железной дороги в адрес истца была отправлена цистерна N 50746742 с бензолом нефтяным для синтеза. Перевозимый груз относится к категории опасных грузов. Согласно накладной провозная плата составила 151685 руб.

На станцию Биклянь цистерна прибыла 14.08.2005, то есть через 14 дней с даты отправления. Расстояние между станцией назначения и станцией отправления составляет 1767 км.

В соответствии со ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами, а также по соглашению сторон. В соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки.

Последним из рассматриваемых в данной работе нарушений перевозчиком является подача им под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров. Подача неочищенных вагонов соотносится с подачей непригодных для перевозки вагонов. Размер санкций в первом случае выше в 5-30 раз. Неподача (подача непригодного для перевозки) полувагона грузоподъемностью 70 тонн влечет наложение штрафа в 7 МРОТ, не очистка аналогичного вагона — 45 МРОТ. Для контейнера массой до 5 тонн суммы штрафа составляют 0,5 МРОТ и 15 МРОТ соответственно.

Таким образом, в основу ответственности перевозчика должен быть положен принцип вины, а перечень обстоятельств, с которыми связано освобождение от ответственности перевозчика, должен быть исчерпывающим, а не примерным.

Нельзя не учитывать, что в ряде международных конвенций и соглашений о железнодорожных перевозках грузов предусмотрен перечень особых рисков, освобождающих перевозчика от ответственности, поэтому «в рыночных условиях едва ли целесообразно ставить железную дорогу, осуществляющую перевозку внутри страны, в худшее положение по сравнению с перевозчиком, участвующим в международном сообщении.

Ответственность по договорам перевозки

Общие основания ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов, равно как и по другим договорам перевозок, основываются на действии статьи 701 ГК РК. Также как и за нарушение других договорных обязательств при неисполнении или неисполнении обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, которая предусматривается Гражданским кодексом, законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами, а также непосредственно договором перевозки грузов.

По общему правилу по договорам перевозки также являются недействительными соглашения, направленные на ограничение или устранение установленной законодательными актами ответственности. Возможность соглашений об этом также должна предусматриваться законодательными актами о транспорте.

Ответственность может наступать за невыполнение плана перевозок (имеется в виду план, основанный на договоре об организации перевозок). Такая ответственность предусматривается только для железнодорожных перевозок. По остальным нормативными актами, регулирующими перевозки ответственность может предусматриваться в самих договорах перевозок или договоров об организации перевозок. Статьей 122 ВУЖД за невыполнение плана перевозок обеими сторонами договора предусматривается имущественная ответственность в виде штрафа. Нарушение плана перевозок со стороны перевозчика будет выражаться в неподаче, несвоевременной подаче транспортных средств. Грузоотправитель несет ответственность за невыполнение плана перевозок в случаях:

-неиспользования поданных под погрузку вагонов и контейнеров; -отказа от предусмотренных планом вагонов и контейнеров;

-неиспользования вагонов и контейнеров, простаивающих на станции в ожидании подачи под погрузку и выгрузку по вине грузоотправителя. Ответственность грузоотправителя наступает в этих случаях независимо от того, что план перевозок в целом выполнен. Грузоотправитель и перевозчик несут ответственность и за невыполнение обязательств по сверхплановой и внеплановой перевозке, если заявки грузоотправителя в отношении них были приняты железной дорогой.

Стороны освобождаются от ответственности за невыполнение плана железнодорожных перевозок, если исполнению обязательств препятствовали явления стихийного характера (наводнение, землетрясение, оползни, смерчи и т. п.). Основанием освобождения их от ответственности служит также наложение моратория на исполнение обязательств по перевозке.

Грузоотправитель не несет ответственности, если он не использовал вагоны (контейнеры), поданные грузоотправителю сверх плановой нормы в порядке сгущения погрузки без предварительного согласия грузоотправителя. Также если грузоотправитель восполнит в течение календарной декады недогруз, допущенный им в отдельные дни той же декады. В аналогичных ситуациях, когда речь идет о перевозках нефти или нефтепродуктов, ответственность грузоотправителя исключается, если он восполнит недогруз в той половине месяца, в которой был допущен недогруз, притом, что их отгрузка производится с наливных станций нефтепродуктов или пунктов перевалки.

Железная дорога освобождается от ответственности за нарушение плана перевозок помимо наличия вышеуказанных оснований в следующих случаях:

— при задержке грузоотправителем вагонов, контейнеров под выгрузкой и очисткой. Но при этом железная дорога освобождается от ответственности только за неподачу данному грузоотправителю того количества вагонов, контейнеров, которое было задержано им по этим

причинам и физически не могло быть подано под погрузку;

— если железная дорога в течение календарной декады восполнит неподачу вагонов, контейнеров, допущенную в отдельные дни той же декады. По перевозкам нефти и нефтепродуктов срок восполнения подачи подвижного состава составляет соответственно полмесяца (при тех же обстоятельствах, которые исключают ответственность грузоотправителя).

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза с того момента, с которого он принял их к перевозке, до момента выдачи груза получателю, уполномоченному им лицу.

Предусмотрена виновная ответственность перевозчика. Однако, как и по другим договорам в гражданском праве (обязательствам), существует презумпция его вины в качестве должника не исполнившего, ненадлежащим образом исполнившего обязательство. Вследствие этого он отвечает за утрату груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли не по его вине.

Статья 127 ВУЖД более конкретизирует основания освобождения от ответственности за невыполнение указанной обязанности. Это будет иметь место, если утрата, порча, недостача или повреждение принятого к перевозке груза произошли:

а) по вине грузоотправителя или грузополучателя;

б) вследствие особых естественных свойств груза, а также вследствие сдачи груза к перевозке без
указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности
для сохранения груза при перевозке или хранении;

в) по причинам, связанным с погрузкой или выгрузкой грузов в крытые вагоны, контейнеры, если
погрузка или выгрузка производились средствами отправителя или получателя;

г) вследствие естественных причин, связанных с перевозкой грузов на открытом подвижном
составе;

д) при перевозке груза в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя;

е) вследствие таких недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по
наружному виду при приеме грузов к перевозке или применения тары, не соответствующей
свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

ж) вследствие неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных
грузоотправителем в накладной;

з) вследствие естественной убыли массы груза в пределах установленной нормы;

и) вследствие порчи скоропортящихся грузов, когда при перевозке соблюдались сроки
транспортабельности и температурный режим.

Перевозчик будет освобождаться от ответственности по общему правилу, при наличии внешних признаков перечисленных оснований. Грузополучатель, заинтересованный в привлечении его к ответственности, должен доказать вину железной дороги в несохранной перевозке.

Особенностью имущественной ответственности по договорам перевозки является то, что ее размер ограничивается причиняемым реальным ущербом. Когда происходит утрата или недостача груза, размер возмещения должен равняться размеру стоимости утраченного или поврежденного груза. Если произошло повреждение (порчи) груза, размер вреда исчисляется из суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере полной его стоимости. При утрате груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, вред возмещается в размере объявленной стоимости груза.

Стоимость груза определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. Если отсутствуют счет или указание цены в договоре, она определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Наряду с возмещением установленного ущерба, который возник вследствие утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, должен возвратить грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, взысканную за перевозку этого груза, если плата за перевозку не была включена в стоимость груза.

Грузоотправитель либо грузополучатель имеют право считать груз утраченным и требовать возмещения за утрату груза, если груз не был выдан грузоотправителю по его требованию в течение 7 дней по истечении срока доставки, а при перевозке груза в прямом, смешанном сообщений по истечении 30 дней с того дня, когда груз был принят к перевозке.

Для возможности фактического применения презумпции виновности или невиновности той или другой стороны в перечисленных случаях и вследствие этого соответственно решения вопроса об ответственности в ГК включена очень важная по своему значению норма (п.5 статьи 705). Она устраняет ранее существовавшую дискриминацию грузоотправителей, грузополучателей, которым при отрицании вины перевозчиком было чрезвычайно трудно доказать обратное. В свою очередь это вызывалось тем, что в целом декларируемая в гражданском праве презумпция вины должника в нарушении обязательства применительно к отношениям перевозки практически сводилась на нет.

Согласно новому действующему законодательству составленные перевозчиком в одностороннем порядке документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы- см. текст ВУЖД: ст. 147) в случае спора подлежат оценке судом в одностороннем порядке, наряду с другими документами, которые позволяют делать выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика либо противоположной стороны по договору.

Отдельные санкции ответственности по железнодорожным перевозкам предусмотрены за просрочку в доставке грузов, включая перевозки в прямом смешанном сообщении (за часть, где осуществлялась железнодорожная перевозка). Железная дорога должна уплатить грузополучателю штраф, если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине, в размере 5 % от провозной платы за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 % платы за перевозку. С железной дороги в таком же размере может быть взыскан штраф за просрочку в доставке порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими. В соответствии с. п. 19 Временных правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан (кроме международных рейсов) воздушный перевозчик в связи с задержкой перевозки груза будет нести ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя груза.

За предъявление к перевозке груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием в железнодорожной накладной наименования или свойства груза с грузоотправителя помимо взыскания причиненных железной дороге убытков взыскивается штраф в размере пятикратной провозной платы по наивысшему тарифу за все расстояние перевозки.

Если без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем, предприятием, которому принадлежит подъездной путь, вагоны или контейнеры железной дороги использованы для своих внутренних перевозок, они уплачивают железной дороге штраф в десятикратном размере, от предусмотренных за задержку свыше установленных сроков (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой (выгрузкой). Размеры штрафа за простой вагонов или задержку контейнеров определяются ст. ст. 133, 134 ВУЖД. Грузоотправитель либо грузополучатель могут освобождаться от ответственности лишь в ограниченном числе случаев, если простой вагонов или задержка контейнеров произошли по причине явлений стихийного характера, вызвавших перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, а также по причине явлений стихийного характера или аварии на предприятии, в результате которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы. Ответственность указанных субъектов не наступает, если железная дорога подала вагоны (контейнеры) в количестве, превышающем максимальную перерабатывающую техническую способность погрузочных или выгрузочных пунктов грузоотправителя, грузополучателя.

Грузоотправитель несет ответственность (возмещает убытки) перед железной дорогой, также в случае возникновения аварийной ситуации из-за перегруза вагона, контейнера сверх допускаемых норм.

При наличии согласия грузоотправителя и других субъектов, перечисленных в статье 139 ВУЖД, допускается подача под погрузку неочищенного подвижного состава и контейнеров. Однако при этом железная дорога будет уплачивать в пользу грузоотправителя штраф в размере, определяемом указанной статьей ВУЖД. Для очистки вагонов и контейнеров грузоотправителю и другим соответствующим субъектам будет предоставляться время, определяемое по согласованию сторон.

В случае сдачи после выгрузки (слива) неочищенного подвижного состава или контейнеров грузополучатель также несет ответственность, размер данной ответственности (штрафа) будет такой же, как и размер ответственности перевозчика за подачу неочищенных вагонов (контейнеров) под погрузку.

При повреждении или утрате представленных железной дорогой подвижного состава или контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования грузоотправитель, грузополучатель и другие виновные лица обязаны их отремонтировать или уплатить железной дороге штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей подвижного состава, контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования по ценам, определяемым на момент повреждения или утраты.

При повреждении железной дорогой подвижного состава или контейнеров, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям, железная дорога несет такую же ответственность. Порядок замены поврежденного железной дорогой арендованного подвижного состава предусматривается в договоре об аренде. За утраченные железной дорогой вагоны, контейнеры, принадлежащие грузоотправителям (грузополучателям), железная дорога по их требованию обязана предоставить соответствующие вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование, а по истечении 3 месяцев передать вагоны, контейнеры взамен утраченных. Также как и грузоотправитель, железная дорога, самовольно занявшая вагоны, контейнеры, принадлежавшие предприятиям, организациям, учреждениям или арендованные ими, уплачивает их собственнику, арендатору штраф в десятикратном размере от предусмотренных статьями 133, 134 ВУЖД. Этот штраф подлежит взысканию независимо от штрафа за простой вагонов, контейнеров или платы за пользование ими.

Особенностью перевозочных отношений является то, что с момента доставки груза вся полнота прав грузоотправителя, если иное не будет предусматриваться договором между грузоотправителем и грузополучателем или договором перевозки, переходит к грузополучателю, уведомленному перевозчиком о прибытии в его адрес груза.

Вследствие этого грузополучатель вправе потребовать от грузоотправителя возмещения размеров штрафов, сборов, а также расходов и убытков, связанных с перевозкой, выплаченных перевозчику вследствие неправильных действий грузоотправителя. Несмотря на то, что эти положения закреплены применительно к железнодорожной перевозке (ст. 143 ВУЖД), они имеют значение и для перевозок грузов другими видами транспорта.

В тех случаях, когда груз адресовался грузополучателю, которого по тем или иным причинам не оказалось в районе станции назначения, ответственность перед железной дорогой по окончательным расчетам за перевозку будет нести грузоотправитель.

При всех видах перевозок перевозчик должен своевременно подать транспортное средство, обеспечить возможность погрузки (выгрузки). Более жесткие требования в этом отношении предъявляются опять же по договорам перевозки грузов железнодорожным транспортом.

При наличии в этом ее вины железная дорога несет ответственность за задержку подачи вагонов под погрузку или выгрузку свыше 15 минут против установленных сроков. Железная дорога отвечает и за несвоевременную уборку вагонов с места погрузки или выгрузки, если просрочка превышает 15 минут (размер ответственности в этих случаях определяется статьями 145 и 133 ВУЖД). Задержка свыше 15 минут при этом принимается за полный час.

При прямом смешанном сообщении за утрату, порчу, повреждение, недостачу груза перевозчики солидарно отвечают перед грузоотправителем (грузополучателем).

Если речь идет о просрочке, ответственность будет нести последний перевозчик, который может избежать ответственности, доказав, что просрочка произошла не по вине перевозчиков (ч.2 статьи 703 ГК РК). Когда последний из перевозчиков возместит вред, причиненный вследствие просрочки другого (других перевозчиков) перевозчика, он приобретет право регрессного требования к виновнику .

Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа. При невыполнении обязательств по перевозке пассажира и багажа перевозчик несет установленную законодательством ответственность. Особенностью законодательно установленной ответственности является унификация норм об ответственности применительно к перевозкам всеми видами транспорта.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира или опоздание такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях), перевозчик должен уплатить пассажиру штраф в размере, установленном законодательными актами о транспорте, если не докажет, что задержка или опоздание произошли вследствие непреодолимой силы.

Пассажир в указанных случаях имеет право отказаться от перевозки, и тогда перевозчик обязан возвратить провозную плату в полном размере, а также возместить пассажиру понесенные им в связи задержкой убытки.

В соответствии с ч.2 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О транспорте» при задержке перевозки пассажира по вине перевозчика (когда пассажир все же воспользовался услугами перевозчика) последний должен уплатить пассажиру штраф в размере 3 % от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место. Сумма подлежащего при этом уплате пассажиру штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета. Если происходит задержка рейсов на 10 часов и более, то перевозчик обязан за свой счет предоставлять пассажирам места в гостинице и питание. По запросу пассажира ему будет выдаваться официальный документ или должна производиться отметка в его билете о причине задержки перевозки.

Размер ответственности за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке багажа является таким же, как по утрате, недостаче, повреждении принятого к перевозке груза. За просрочку в доставке багажа перевозчик должен уплатить получателю багажа штраф в размере 10 % платы за перевозку за каждые сутки просрочки. Предельный размер ответственности и в этом случае не должен превышать 50 % платы за перевозку.

По соглашению сторон, если перевозчик согласен на более высокий размер ответственности, на компенсацию убытков пассажира, либо получателя багажа, указанные, предусмотренные законодательством размеры ответственности могут быть изменены в сторону увеличения. Однако приведенные санкции ответственности следует рассматривать как минимальный размер ответственности за нарушения перевозчиком договоров перевозки пассажиров и багажа.

Перевозчик несет имущественную ответственность, если при перевозке был причинен вред здоровью или жизни пассажира. Все транспортные средства можно отнести к источникам повышенной опасности, кроме того, перевозчик, как правило, субъект предпринимательской деятельности. Вследствие этого предусматривается безвиновная ответственность перевозчика, и он может быть освобожден от возмещения причиненного здоровью и жизни пассажира вреда, только если перевозчик докажет, что вред был причинен из-за умысла потерпевшего или действия непреодолимой силы.

Отправитель багажа (равно как и отправитель груза) будет нести ответственность за вред, причиненный перевозчику или третьему лицу, перед которым перевозчик несет ответственность, если он в транспортных документах указал неправильные, неточные или неполные сведения. Причем в отличие от ответственности перевозчика, ограниченной размером реального ущерба, для отправителя предусматривается полная ответственность, которая должна включать в себя и убытки, понесенные перевозчиком (ч. 3 статьи 19 Закона Республики Казахстан «О транспорте»). Она представляется дискриминационной для контрагентов перевозчиков-отправителей. Следует ограничить ее размер реальным ущербом перевозчика.

Еще по теме:

  • Как застраховать прицеп к легковому автомобилю Как застраховать прицеп к легковому автомобилю Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Нужна ли страховка ОСАГО на прицеп к легковому автомобилю в 2018 году В 2007 году произошли […]
  • Апелляционная жалоба по 1226 коап Апелляционная жалоба по 1226 коап В Центральный районный суд г. Омска К., проживающего: г. Омск, ул. . дом . жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности . августа 2007 года мировым судьей судебного участка №. ЦАО […]
  • Коап рф ст 612 Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств Текущая редакция ст. 12.37 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Управление транспортным средством в период […]
  • Гражданский кодекс российской федерации ст 117 Статья 117 СК РФ. Индексация алиментов 1. Индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (копия исполнительного документа) в случаях, установленных […]
  • Семейный кодекс рф ст 117 Статья 117. Индексация алиментов 1. Индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (копия исполнительного документа) в случаях, установленных частью […]
  • Статьей 42 коап рф Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации Текущая редакция ст. 15.5 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в […]