Покупка земельных участков на торгах

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Приобретение земельного участка у муниципалитета: что нового ожидает покупателя?

Изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ, многие эксперты уже назвали крупнейшей реформой в сфере земельных отношений за последние 14 лет (с момента принятия Земельного кодекса РФ в 2001 году). Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ) дает новое определение земельному участку (п. 1 ст. 1 Закона № 171-ФЗ), исключает нормы о постоянном (бессрочном) пользовании и пожизненном наследуемом владении, вводит в Земельный кодекс РФ шесть новых глав (главы V.1-V.6). В этом материале мы расскажем о новом порядке покупки земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. И хотя применяться он будет лишь с 1 марта 2015 года, рекомендуем ознакомиться с ним уже сейчас, чтобы решить, по нормам действующего или будущего законодательства выгоднее покупать земельный участок именно вам.

Необходимость реформирования законодательства

Сейчас для покупки земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заинтересованному лицу необходимо осуществить его образование (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ в действующей редакции). Различные нормативно-правовые акты требуют предоставления разных документов для образования земельных участков. В частности, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, для образования земельного участка необходимо иметь проект межевания территории; по Земельному кодексу РФ требуется схема образования земельных участков на кадастровом плане территории; согласно Лесному кодексу РФ, необходима лесоустроительная документация; а из норм Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» следует, что еще нужен проект организации и застройки территории. Кроме того, содержание указанных документов либо не установлено, либо установлено недостаточно четко. По словам Андрея Ивакина, заместителя директора по взаимодействию с органами власти и международным отношения ГК «Ренова», а также одного из разработчиков Закона № 171-ФЗ, раньше в Росимуществе по году лежали заявки от граждан об образовании земельных участков. «Думаю, что это было вызвано не только большим количеством заявок, но и наличием содержательной коллизии между образованием земельных участков и уже имеющейся проектной документацией. Например, орган местного самоуправления утвердил проект межевания, в соответствии с которым предусмотрен раздел большого участка, находящегося в федеральной собственности. Возникает вопрос, на каком основании федеральное ведомство будет принимать или не принимать решение об образовании земельного участка, если архитектор уже позаботился и спроектировал будущие участки? Чтобы исключить эту неопределенность, мы пошли на серьезный шаг и отменили решение о необходимости образования земельного участка», – поясняет Андрей Ивакин.

Некоторые юристы подвергли критике данную новеллу. По их мнению, после исключения из земельного законодательства такой процедуры, как образование участка, публичный собственник лишается возможности разделить свою недвижимую вещь. Представляется, что это не совсем правильно с точки зрения гражданского законодательства. Однако данное нововведение будет являться хорошим стимулом для утверждения проектов межевания органами местного самоуправления, потому что с того момента, когда они утвердили такие проекты, Росимущество, Управление делами Президента РФ и иные федеральные ведомства не смогут поделить участок иначе, чем это указано в проекте межевания территории.

Андрей Ивакин, заместитель директора по взаимодействию с органами власти и международным отношениям ГК «Ренова»:

«Самым важным изменением, внесенным в Земельный кодекс РФ, я считаю обязанность по безвозмездной передаче всех федеральных участков в муниципальную собственность. Сейчас у нас в стране очень большой объем федеральных земель, распоряжается которыми Росимущество. Естественно, что большая часть таких земель находится в пользовании граждан, а доход идет в федеральный бюджет. В соответствии с новой редакцией Земельного кодекса РФ, при наличии заявки Росимущество обязано принять решение о безвозмездной передаче участка в муниципальную собственность. Исключение сделано для участков, на которых находится федеральная недвижимость, а также для тех, которые зарезервированы для федеральных нужд, предоставлены федеральным учреждениям. Таким образом, в следующем году огромное количество федеральной земли может перейти органам местного самоуправления. Это изменит земельный баланс в стране».

Что касается порядка предоставления земельного участка для строительства, то в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ в действующей редакции заинтересованный гражданин должен обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Затем орган местного самоуправления (в том числе по обращению исполнительного органа государственной власти) обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего предоставления участка для строительства.

Стоит отметить, что порядок выбора земельного участка долгое время подвергался обоснованной критике. Дело в том, что многие нюансы процедуры подготовки акта о выборе земельного участка законодательно не урегулированы. Так, в земельном законодательстве не указаны ни сроки рассмотрения органом местного самоуправления предоставленных документов, ни основания для отказа. «Акт выбора земельного участка – это такой страшный документ, который возник в законодательстве еще далеко до Градостроительного кодекса РФ, – рассказывает Андрей Ивакин. – По своему содержанию этот документ практически полностью дублирует всю градостроительную документацию. Какой смысл в акте выбора, если у нас есть правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты, проекты планировки, межевания? Единственное, для чего сегодня нужен акт выбора – это для удостоверения отсутствия на участке охранных и защитных зон». В большинстве западных стран информация об охранных и защитных зонах размещена в Интернете на кадастровой карте территории и может быть предоставлена заявителю в один клик. Однако в России такой услуги нет, в связи с чем граждане вынуждены получать эту информацию самостоятельно. «В некоторых регионах заявителям нужно поставить на акт выбора до 20 подписей и печатей, при этом нет никаких гарантий, что дойдя до 20-ой, им не откажут. И тогда вся предыдущая работа будет проделана впустую. Кроме того, порой сами организации не знают, где у них зарыт кабель, а где охранная зона линий электропередач. И если с наземными коммуникациями дело обстоит проще (потому что их хотя бы видно), то с подземными картина еще печальнее, – жалуется Андрей Ивакин. – Поэтому из новой редакции Земельного кодекса РФ мы исключили акт выбора. По нашим расчетам, это должно сэкономить гражданам от года до трех лет».

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Посмотреть внесенные изменения и сравнить разные редакции Земельного кодекса РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Сравнение редакций».

После 1 марта 2015 года предоставление акта выбора земельного участка не потребуется, а вместо предварительного согласования места размещения объекта заинтересованному лицу нужно будет подготовить документацию по планировке территорий и образованию соответствующих земельных участков. Органы государственной власти и местного самоуправления будут обязаны публиковать на своих официальных сайтах информацию о наличии свободных участков. Кроме того, новая редакция Земельного кодекса РФ делает четкое разграничение, какие участки предоставляются на торгах, а какие – без проведения торгов. Но обо всем по-порядку.

Подготовка к проведению аукциона

За некоторым исключением (например, в случае, если земельный участок был предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства; если на земельном участке расположены здания или сооружения; если продажа участка производится в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будет приниматься уполномоченным органом по заявлениям граждан или по собственной инициативе. При этом органы государственной власти и местного самоуправления обязаны после получения от граждан заявлений выставлять на торги свободные участки.

В случае, если решение о продаже участка принимается по инициативе уполномоченного органа, данный орган самостоятельно готовит все необходимые для проведения аукциона документы. Примечательно, что Земельный кодекс РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77 расставил приоритеты между проектом межевания и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. С 1 марта 2015 года проект межевания будет являться основным документом, и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории может использоваться только в том случае, если проект межевания не утвержден. Представляется, что данная мера позволит избежать ситуаций, когда разработана схема расположения земельного участка, утвержден проект межевания, а поставить образованный участок на кадастровый учет и зарегистрировать его еще не успели.

Таким образом, вначале уполномоченный орган составляет и утверждает схему расположения земельного участка (если такой участок предстоит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории). Теперь такая схема готовится в электронном виде, чтобы можно было сопоставить цифровой документ с межевым планом земельного участка. В случае несоответствия образованного земельного участка утвержденной схеме более чем на 10% уполномоченный орган откажет в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (ч. 14 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77). К 1 марту 2015 году Росреестр должен разработать и запустить на официальном портале специальный сервис по подготовке схемы образования земельных участков. С его помощью заявители смогут самостоятельно начертить будущий участок на кадастровом плане территории.

Затем уполномоченные органы готовят документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, на основании которых проводится кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена). Далее получаются технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений). После всех вышеназванных процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона (ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Если проведение аукциона осуществляется по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина, то образование участка и подготовка аукциона проходят в том же порядке, только все указанные действия выполняет сам заявитель. Данный порядок усложняется тем, что расходы по формированию земельного участка и подготовке всех необходимых документов ложатся на заявителя, при этом в случае его проигрыша на торгах потраченные денежные средства не возвращаются.

Необходимо учитывать, что подготовка схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования участка из земель или земельных участков, расположенных в границах городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов. При обращении гражданина с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка должна быть указана цель его использования. В течение двух месяцев со дня поступления указанного заявления уполномоченный орган проводит проверку и направляет заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка (и прилагает данную схему) или об отказе в ее утверждении. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания для отказа. После утверждения схемы расположения земельного участка проводятся кадастровые работы и осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка. Затем заинтересованное лицо проводит регистрацию права государственной или муниципальной собственности на земельный участок самостоятельно (если его образование осуществляется на основании схемы расположения земельного участка) либо через уполномоченный орган (если земельный участок образован в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной схемой размещения земельного участка). Если наличие технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения является обязательным для проведения аукциона, заявитель получает данные условия. Далее гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона, в котором указывает цель использования такого участка и его кадастровый номер. Заявление может быть поданы лично, по почте либо через Интернет. После получения от гражданина всех вышеназванных документов уполномоченный орган проводит проверку и в срок не более чем два месяца принимает решение о проведении аукциона либо об отказе в его проведении.

Участок не может быть предметом аукциона, если:

  • его границы подлежат уточнению;
  • на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
  • в отношении земельного участка не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
  • в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
  • в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
  • земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
  • земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
  • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения на условиях сервитута или объекта, размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
  • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и их продажа является предметом другого аукциона либо они не продаются на этом аукционе одновременно с земельным участком;
  • земельный участок изъят из оборота;
  • земельный участок ограничен в обороте;
  • земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
  • земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
  • земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой России, государственной программой субъекта федерации или адресной инвестиционной программой;
  • в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;
  • земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
  • земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

В случае выявления хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона.

Чаще всего аукцион является открытым по составу участников. Его организатором может быть уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

Начальной ценой предмета аукциона может быть рыночная стоимость участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если государственная кадастровая оценка проводилась не позднее пяти лет назад. Цена участка будет определена по результатам аукциона. Если на участие в аукционе подана только одна заявка либо участником признано только одно лицо, цена участка будет равна начальной цене предмета аукциона, то есть рыночной или кадастровой стоимости земельного участка (ч. 1 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77). Если аукцион признан несостоявшимся и договор купли-продажи земельного участка не заключен, начальная цена предмета повторного аукциона может быть определена ниже ранее установленной, но не более чем на 30% (ч. 17 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона») устанавливает его организатор. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до его начала. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Кроме этого, на официальном сайте размещается проект договора купли-продажи земельного участка.

Для участия в аукционе заявителем представляются следующие документы:

  • заявка на участие с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
  • копия паспорта;
  • документы, подтверждающие внесение задатка (договор о внесении задатка).

Предоставление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке (ч. 2 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Организатор аукциона не вправе требовать представления иных документов.

Один заявитель может подать только одну заявку на участие в аукционе. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня его проведения. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор направляет уведомления о принятых в отношении них решениях. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор. Один экземпляр протокола передается победителю, а второй остается у организатора. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня его подписания.

Подведение итогов аукциона

Победителем аукциона признается участник, предложивший наибольшую цену за земельный участок. В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор обязан возвратить задатки проигравшим лицам.

Если на участие в аукционе по продаже земельного участка подана только одна заявка либо только один заявитель признан участником аукциона, аукцион считается несостоявшимся и продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу (ч. 3 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 75).

Уполномоченный орган в 10-дневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона направляет победителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи. При этом внесенный задаток засчитывается в оплату приобретаемого земельного участка. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

Екатерина Орлова, директор Real Estate Orlova Consulting & Development:

«Я советую гражданам поторопиться с приобретением земельного участка до 1 марта 2015 года, если ваш случай подпадает хотя бы под один из нижеперечисленных:

  • у участка отсутствуют технические условия, и совершение покупки без проведения торгов невозможно;
  • предстоит покупка через аукцион (за исключением участков в границах населенных пунктов, садовых и дачных хозяйств для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, а также крестьянского и фермерского хозяйства);
  • предстоит покупка участка для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, садовых и дачных хозяйств, а также крестьянского (фермерского) хозяйства, – при наличии множества претендентов на участок».

В пояснительной записке к законопроекту, впоследствии ставшему Законом № 171-ФЗ, указано, что его принятие позволит устранить многочисленные пробелы и противоречия законодательства, создать необходимые условия для эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления, исключить излишние административные барьеры при взаимодействии с лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков.

Аукцион земельных участков

Законодательство РФ, в частности, ст. 39.11 ЗК РФ, а также ст. 447-449 ГК РФ, предусматривает обязательное проведение аукциона для сдачи в аренду или продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Орган местного самоуправления выставляет на торги имеющие кадастровый номер наделы, готовые к использованию в определенных целях, и устанавливает на них первоначальную цену. Для определения стоимости заранее проводится оценка независимым оценщиком.

В таком аукционе могут принимать участие все желающие. Победителем является тот, кто предложит максимальную цену.

Основанием для проведения аукциона земельных участков является письменное распоряжение органа местного самоуправления (п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ). Такое решение может быть также принято на основании заявления юридического или физического лица.

Объединение двух земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в один лот для выставления на торги не допускается (п. 2 ст. 39.11 ГК РФ).

Арендная плата за земельный участок назначается пропорционально к земельному налогу, который уплачивается за пользование аналогичными наделами.

Перед продажей нужно пройти подготовительную процедуру. Она включает следующие действия:

  • Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка.
  • Подготовка документов для постановки надела на кадастровый учет.
  • Осуществление государственной регистрации.
  • Получение технических условий подключения коммуникаций к земельному участку в случае, если на нем будет произведено строительство жилого дома.
  • Принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о проведении торгов.

Правила проведения аукциона земельных участков

Процедура проведения аукциона по аренде либо продаже земельных участков регламентирована п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ и выглядит следующим образом:

  • Подготовка схемы расположения земельного участка лицом, которое собирается принимать участие в торгах.
  • Подача заявления об участии в торгах заинтересованными лицами.
  • Проверка государственным органом оснований для отказа в участии в торгах.
  • Проведение кадастровых работ.
  • Постановка участка на земельный учет, его регистрация.
  • Получение технических условий для подключения здания, которое будет возведено на земельном участке, к инженерным коммуникациям (электричество, водоснабжение и т.д.).
  • Принятие решения о проведении аукциона.

П. 8 ст. 39.11 ЗК РФ установлены ограничения для выставления земельного участка на аукцион для последующей продажи или аренды, а именно:

  • Границы земельного участка подлежат уточнению.
  • На надел не зарегистрировано право собственности.
  • В отношении земли не определены максимально допустимые параметры строительства и реконструкции.
  • Не установлено разрешенное использование участка.
  • Не установлена категория участка.
  • Надел предоставлен третьему лицу в постоянное бессрочное пользование.
  • На участке находится объект незавершенного строительства.
  • Земля изъята из оборота.

Как выиграть аукцион на земельный участок

Сначала необходимо собрать информацию о том, где и какие земельные участки выставляются на аукцион. Поиск лучше всего начать с официального сайта, на котором размещается информация о проведении торгов, по адресу torgi.gov.ru.

Важным фактором победы в аукционе является правильное составление документов для участия в нем, а также строгое соблюдение процедуры участия в торгах.

Есть ли смысл покупки земельного участка на торгах арестованного ФССП имущества?

Александр Кондратьев

Проверено ЦИАН

Участник программы «‎Работаю честно»

такие объекты продаются по сумме долга либо по ликвидационной стоимости

Проверено ЦИАН

Участник программы «‎Работаю честно»

это не значит что они дешевле. Это торги: начальная стоимость как правило сумма задолжности, а дальше кто больше даст. Подводных камней нет, главное вовремя и правельно оформить заявку на участия.

Дешевле потому, что торги могут проводиться повторно, еще раз повторно. 5 раз повторно; даже бывает снижение цены при повторных торгах. Повторные торги — значит нет спроса на объект — а значит, купить его можно по начальной цене.

Больше меня волнует вопрос юрид.чистоты объекта — не всплывет ли потом кто-то из бывших собственников с оспоренным решением суда или ФССП на руках? Ведь решение суда можно изменить, переиграть — и тогда торги могут быть признаны незаконными. Вот где я опасаюсь подводных камней!

Проверено ЦИАН

Участник программы «‎Работаю честно»

Александр, для оспасирования существует 10-дневный срок, после чего решение/определение вступает в законную силу

С 10-дневным сроком ясно. Спасибо. Еще другая проблема. Торги арестованными объектами ведет обычно некое ООО, которое находиться за 100-200 км от самого объекта. Может быть затруднительна идентификация объекта на местности. (это менее удобно, чем когда продает или сам район или другая местная госструктура, надежнее). Слышал о злоупотреблениях при торгах, об уголовных делах, смысл которых в неправильном выборе организатора торгов — то есть этого самого ООО. Как проверить это ООО? Как не стать жертвой произвола или злоупотребления полномочиями чиновников (организаторов)?

Добрый день.
А вы попробуйте)))) ГЫ ГЫ ГЫ.
оплатите деньги причем уже по рыночной, ибо — торги и комиссия агентства по торгам -Инком просто дети, а потом пол года — год ожидания документов и в итоге участок платиновый. И не факт что потом не будет кассации или точнее апеляции, после второго этажа, как вам казалось вашего дома.

Аукцион участков или как земле обрести хозяина

Аукционы, как и конкурсы, ─ одна из форм публичных торгов, проводимых в соответствии с определенными правилами. Предметом аукционных торгов могут быть объекты недвижимости, в т. ч. земельные участки.

Если иное не предусмотрено законом, форма торгов определяется собственником продаваемой земли. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а конкурса ─ сумевшее предложить лучшие по заключению заранее назначенной организатором торгов конкурсной комиссии условия.

Аукцион или конкурс, привлекший внимание только одного участника, признается несостоявшимся. Аукционы, как и конкурсы, бывают открытыми и закрытыми. В открытом аукционе участвуют все желающие. В закрытом ─ только специально приглашенные для этой цели участники.

Купить земельный участок на аукционе

Возможность купить земельный участок через аукцион ─ один из важнейших результатов земельной реформы, проводимой в России.

Аукцион земельных участков ─ способ возмездного (за плату) приобретения земли. Торги, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представляют значительный интерес для инвесторов. Покупка земли ─ необходимое условие для начала строительства, а покупка права аренды участка ─ зачастую первый шаг к открытию торгового бизнеса.

В проведении аукционов по предоставлению земельных участков заинтересованы государственные и местные администрации. Аукционы позволяют найти эффективных собственников, что с одной стороны позволяет земле более активно «работать» на благо развития экономики, а с другой ─ снижает издержки на ее администрирование со стороны властных структур. Продажа земельных участков через аукцион ─ один из способов пополнения бюджета. Важнейшее экономическое значение аукционы по аренде земельных участков имеют для муниципалитетов. Продажа через открытые аукционы прав на аренду городской земли – один из наиболее эффективных способов создания новых рабочих мест, улучшения городской инфраструктуры и получения дополнительных средства для финансирования социальных программ.

Аукционы земельных участков ─ новое явление в современной России. В Земельном кодексе РСФСР 1991 г. возможность купить участок на аукционе или иных торгах не предусматривалась. Слово «аукцион» в этом документе не упоминалось вовсе. И вообще, правовое регулирование оборота земельных участков через процедуру торгов фактически отсутствовало. В действующем Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ) слово «аукцион» встречается достаточно часто ─ более 70 раз. С разницей с ЗК РФ в год вышло Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (не действует с 1 марта 2015 г).

Говорится об аукционах и в принятом в том же 2002 году чрезвычайно важном для земельного законодательства Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности, в статье 10 сказано об аукционах по предоставлению земельных участков: «Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах)».

Земельный участок как предмет торгов

Земельные участки, выставленные на аукцион, должны отвечать определенным требованиям. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды земельного участка. (О проведении работ по формированию земельного участка подробно сказано в подпункте 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ).

Решение о проведении торгов (аукциона, конкурса) может приниматься после подготовки проекта границ земельного участка, их установления на местности и определения разрешенного использования участка. Разумеется, участок должен иметь кадастровый номер и план расположения на местности, недопустимо наличие запрещения на его отчуждение (арест, например).

Продавец и организатор аукциона

Продавцом земельных участков из числа земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью, или права на заключение договоров их аренды является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Организатором торгов (конкурсов, аукционов) ─ собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Например, в Ленинградской области (ЛО) продажу государственного имущества, включая земельные участки, осуществляет ГП ЛО «Фонд имущества Ленинградской области», действующий согласно Распоряжению Правительства ЛО №797-р от 30 декабря 2011 года. Одно из важнейших направлений его деятельности ─ аукционы по продаже земельных участков.

В северной столице государственным имуществом, находящимся в городской собственности, управляет и распоряжается Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, в состав которого входят 16 районных агентств. Аукционы на земельные участки в 2014 году объявлялись 162 раза, количество завершенных аукционов составило 104.

Значительный объем приходится на торги на заключение договора аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством (прежде всего, для организации торговли).

Продавец определяет начальную цену земельного участка (начальный размер арендной платы) в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Помимо этого, он устанавливает сумму задатка (обычно в размере нескольких десятков процентов от начальной цены предмета аукциона) и существенные условия договора купли-продажи или аренды, в т. ч. срок аренды.

Организатор аукциона определяет время, место и порядок его проведения, присваивает земельным участкам номера лотов, устанавливает форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона», обычно составляющий от одного процента до пяти процентов начальной цены).

Назначить и отменить аукцион

Законодательство детально регламентирует информационное обеспечение аукционов. Оно должно быть своевременным и достаточно полным. О предстоящем аукционе организатор сообщает не позднее, чем за тридцать дней до его проведения.

Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме аукциона, его предмете ─ земельном участке (местоположении, площади, границах, обременениях и ограничениях использования, кадастровом номере, разрешенном использовании). Кроме того, если например, объявляется аукцион земельных участков для строительства жилья, его будущие участники имеют право знать технические условия подключения (технологического присоединения) строительных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и размер платы за это подключение. А если речь идет о многоэтажном строительстве ─ еще и установленные на основании инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства.

Обязательная составляющая объявления о предстоящем аукционе ─ информация о наименовании органа государственной власти или местного самоуправления, принявших решение о его проведении, с указанием реквизитов этого решения.

Потенциальные участники предстоящего аукциона по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе загодя знать о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе, форме заявки, размере задатка и порядке его внесения и возврата.

Информация о проведении аукциона должна быть бесплатной и доступной всем заинтересованным лицам. Чтобы она нечаянно или умышленно не затерялась в информационном пространстве, ее размещают в соответствующих официальных органах массовой информации и на специальных сайтах, содержащих сведения об аукционах по предоставлению земельных участков. Периодическое печатное издание для публикации таких объявлений определяется Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или главой муниципального образования.

Организатор вправе отказаться от проведения аукциона. При этом он обязан возместить участникам понесенный ими ущерб.

Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается его организатором в тех же периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона.

Документы, которые необходимо представить для участия в аукционе земельных участков

Для участия в аукционе заявители представляют в срок, установленный в извещении о проведении аукциона, следующие документы:

  • заявку на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;
  • для физических лиц – копии документов, удостоверяющих личность;
  • документы, подтверждающие внесение задатка.

У заявителей из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашиваются сведения, подтверждающие факт внесения сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.

7 шагов, чтобы купить землю у администрации

Главное из нового Земельного Кодекса РФ

  1. Муниципальные структуры (поселка, деревни, села) теперь являются земельными собственниками с правом продажи;
  2. Инициирует проведение аукциона по продаже участка владелец публично-правовой собственности (федеральной, региональной или муниципальной);
  3. Купить земельный участок под ИЖС у администрации города или села сразу в собственность теперь нельзя, только через аукцион;
  4. Стали возможны аукционы по продаже не стоящих на кадастровом учете муниципальных участков по заявлению граждан.

Другими словами, в оборот поступили новые земельные участки и, чтобы купить землю, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра. Достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен участок.

Кто может купить участок у государства

Чтобы иметь преимущественное право выкупа и купить земельный участок у государства по максимально низкой цене, нужно выполнить одно из следующих условий:

  • На предоставленном в аренду земельном участке под ИЖС или ЛПХ, построить и ввести в эксплуатацию жилой дом, знание или сооружение. Выкуп участка из аренды в собственность обойдется всего в 1,5-3% кадастровой стоимости для муниципальных земель и в 15-20% для городских;
  • Чтобы купить землю у государства для строительства дома, придется выиграть аукцион по продаже земельных участков. Инициатором аукциона можно стать самому, либо стать участником уже инициированного районной администрацией или другим юридическим или физическим лицом аукциона (об этом ниже);
  • Чтобы купить землю у администрации сельского поселения, выгоднее всего являться главой крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ). Стоимость выкупа будет определена на усмотрение сельской администрации и, скорее всего, будет близка к кадастровой, либо немного ниже;
  • На предоставленной для сельского хозяйства земле более 3-х лет добросовестно выполнять условия аренды.

Обратите внимание, что с 1 июня 2015 купить землю у государства в границах населенных пунктов больше нельзя. Законодатель допускает только аукционы по аренде. Другими словами, стать инициатором аукциона по продаже можно только на земельные участки за пределами населенных пунктов.

Как купить землю у администрации по кадастровой стоимости

Купить земельный участок под ИЖС у государства можно только через торги (аукцион). Самый простой способ — это отслеживать информацию о новых аукционах на сайте районной Администрации, в публикациях местных СМИ (газеты, журналы и тд), а также на сайте torgi.gov.ru.

Если выставленный на торги земельный участок вас чем-то не устраивает, вы можете сами предложить нужный вам ЗУ, находящийся в муниципальной или региональной собственности. Участок можно выбрать из уже сформированных (отображаются на кадастровой карте РосРеестра и находятся в публичной собственности) или сформировать абсолютно новый.

Шаг 1 — найти свободный участок на карте РосРеестра

Используя карту РосРеестра, найти уже сформированный, но свободный от застройки или нестоящий на кадастровом учете муниципальный земельный участок. Более подробно об этом я рассказываю здесь (способ №2 и №4). Если участок сформирован, то переходите сразу к шагу 4.

Шаг 2 — подготовить схему расположения участка на карте

Когда земельный участок найден, переходим к составлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заказать документ можно не выходя из дома. Для этого рекомендую сервис Гарант, который присылает готовую схему расположения земельного участка в течение 1-5 дней. Стоимость — 1990 рублей, данные официальные и составлены кадастровым инженером (Лицензия №52-11-320) в соответствии с постановлением №762 Минэкономразвития России.

Шаг 3 — подать заявления об утверждении схемы расположения и о предварительном согласовании выделения ЗУ

Когда участок найден, отправляйтесь в администрацию, на территории которой расположен данный ЗУ. Затем берете у секретаря бланки и пишите на имя главы муниципалитета 2 заявления:

  1. Об утверждении схемы расположения ЗУ на кадастровом плане;
  2. О предварительном согласовании выделения земельного участка. Приложить к заявлению схему расположения и копию паспорта.

Срок рассмотрения запроса до 30 дней. В течении этого времени вы получите Постановления главы района о предварительном согласовании выделения земельного участка, либо мотивированный отказ.

Шаг 4 — поставить участок на кадастровый учет

После получения Постановления главы района о предварительном согласовании выделения земельного участка, вновь отправляетесь к кадастровому инженеру. Теперь нам потребуется кадастровый паспорт, межевой план и постановка новообразованного земельного участка на кадастровый учет.

Право межевания и составления технической документации имеет лицензированный кадастровый инженер, состоящий в официальной гильдии инженерных изысканий и геодезических работ. Точную форму и размеры участка на местности определяют прибором, связанным с РосРеестром в в соответствии с постановлением Минэкономразвития России №921. Стоимость услуг от 5 до 20 тысяч рублей (завит от региона).

В течение 14-ти дней после оплаты ваш земельный участок начнет отображаться на публичной кадастровой карте и можно будет переходить к подаче заявления о выделении ЗУ.

Шаг 5 — подать заявление о выделении земельного участка

После постановки участка на кадастровый учет, снова отправляемся в администрацию поселения, берем у секретаря бланк и пишем на имя главы заявление о выделении земельного участка. При этом в заявлении нужно указать кадастровый номер участка, приложить схему расположения, Постановление о предварительном согласовании и кадастровый паспорт.

Шаг 6 — выиграть аукцион по продаже земли

После подачи заявления, отдел землеустройства опубликует в газетах и на официальном сайте муниципалитета информацию о проведении аукциона по продаже «вашего» земельного участка. Стоимость ЗУ будет определяться в ходе торгов между участниками аукциона. Начальную ставку и шаг торгов устанавливает администрация. Кроме того, для участия в аукционе нужно будет внести задаток в размере 100% от начальной цены (безнал).

Если в течение месяца после публикации, кроме вас заявок на участие в аукционе никто не подал, то администрация принимает решение об отчуждении земель из муниципальной собственности инициатору торгов (то есть вам) по цене установленной администрацией, но не выше кадастровой стоимости.

Часто стоимость земельного участка на аукционе разогревается выше рыночной, однако теперь максимальная планка законодательно определена кадастровой стоимостью — назначить цену выше нельзя. Статья 39.12 ЗК.

Шаг 7 — заключить договор купли-продажи

Если цена вас устраивает, то в течение 30 дней администрация подготавливает договор купли-продажи и отправляет вам почтой или передает лично (лучше лично). Еще 30 дней дается на изучение и подписание договора.

Затем подписанные договора нужно передать в муниципалитет и оплатить остаток прописанной в договоре суммы выкупа согласно предоставленным реквизитам (безнал). На основании подписанного обеими сторонами договора купли-продажи, земельный участок оформляется в собственность в РосРеестре. Через 14 дней после подачи документов, вы получите выписку из ЕГРН с указанием вас в качестве нового собственника.

Как купить землю у государства для бизнеса

Юридическое лицо может купить землю у государства для бизнеса, если выполнит одно из условий:

  • Планируется комплексное освоение территории и строительство жилого комплекса (желательно эконом класса);
  • Планируется строительство значимого социального или культурного объекта;
  • Дачный участок находится в общем пользовании;
  • Участок покупается для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ);
  • Уже есть участок КФХ в аренде;
  • Юрлицо добросовестно использовало земли сельхозназначения по договору аренды более 3 лет.

Цена выкупа, в зависимости от принадлежности, определяется либо правительством, либо субъектом РФ, либо муниципалитетом. На практике же выгоднее в течение одного налового периода (года) купить земельный участок у государства на физическое лицо, а затем перепродать юридическому.

Еще по теме:

  • Закон об химическом оружии Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ"Об уничтожении химического оружия" С изменениями и дополнениями от: 29 ноября 2001 г., 10 января 2003 г., […]
  • Оформление федеральной земли в собственность Оформление "прирезок" к земельным участкам: новые возможности 1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления […]
  • Адвокат кирова отзывы Адвокат кирова отзывы Мендель Чт фев 24, 2011 15:39 Серьезный, уважаемый холдинг. Обращался и не раз. Реально помогли. Правда их услуги денег стоят. Re: Нужен адвокат в Кирове Потя Ср июл 13, 2011 18:28 Re: Нужен адвокат в Кирове Lyuidmila Ср июл 27, […]
  • Претензионный порядок исковая давность Успеть вовремя, или Как правильно применять нормы ГК РФ об исковой давности Масштабные изменения ГК РФ затронули и нормы, регулирующие институт исковой давности. Так, начиная с 2013 года поправки в гл. 12 "Исковая давность" ГК РФ были внесены тремя законами […]
  • Комментарий к ук рф 2014 лебедев КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ 14-е изд., пер. и доп Лебедев В.М. - Отв. ред. Подробнее Предыдущие выпуски Предлагаемый постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ представляет собой уникальное сочетание профессиональных знаний известных российских […]
  • Исполнение бюджета рф за 2014 год счетная палата Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016 год, представленный Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации Подробная информация обо всех выявленных […]