Законы о рекламе рф кратко

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Федеральный закон «О рекламе»

Федеральный закон «О рекламе» как основополагающий документ

14 июня 1995 г. Государственной Думой России был принят первый Федеральный закон «О рекламе», который вступил в силу 18 июля того же года.

Он определил основные принципы рекламной деятельности в стране, способствовал регулированию правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения, получения рекламы.

Закон установил ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу, определил права и обязанности участников рекламного процесса, а также механизм государственного регулирования в сфере рекламы.

В законе впервые были даны определения понятия рекламы, основных участников рекламного процесса: рекламодателя, рекламопро- и звоните ля, рекламораспространителя, потребителя рекламы и т.д.

Чтобы понять глубину проработки и важность положений Закона для рекламной деятельности в России, назовем несколько его разделов: «Общие и специальные требования к рекламе», «Особенности рекламы», «Зашита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы», «Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей», «Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы и Права органов саморегулирования в области рекламы», «Ответственность рекламодателя, рекламоироизводигеля и рекламораспроаранителя».

Законом были предоставлены определенные права органам самоуправления в области рекламы по контролю рекламной деятельности в России. Согласно ему они имели право снять недобросовестную рекламу, а также привлечь к ответственности нарушителей законодательства.

В Законе рассматривались особенности отдельных видов рекламы, а также особенности рекламы отдельных видов товаров, таких как алкоголь, табак, медикаменты, оружие. Важным дополнением в Закон стало принятие регуляции, ограничивающей рекламу табака и алкогольной продукции. Эта реклама была запрещена к показу по телевидению с 1 января 1997 г.

Понятия недостоверной и недобросовестной рекламы четко и обстоятельно излагались в Федеральном законе «О рекламе», поскольку именно эти вопросы чаше всего становились предметами спора сторон. Формулировки, приведенные в Законе, предотвратили возможность в будущем двойного толкования этих понятий.

Представленные примеры подтверждают тезис о том, что этот документ охватывал действительно все вопросы, связанные с рекламной деятельностью.

За период, прошедший со времени принятия первого Закона, продолжали издаваться нормативные акты, которые предусматривались им. В 1995 г. МАП разработал «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе». В Уголовном кодексе РФ есть положение, предусматривающее ответственность за заведомо ложную рекламу.

В 2004 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О рекламе», касающийся ограничений рекламы пива.

Со времени принятия первого Закона о рекламе прошло более 10 лет. За это время рекламная индустрия России шагнула далеко вперед, окрепла, пережила серьезный кризис в 1998 г. Проявились недостатки первого Закона, которые надо было исправить, а также необходимо было привести Закон в соответствие тем условиям, в которых сегодня работают рекламисты. Все эти причины повлияли на то, что 13 марта 2006 г. Президент РФ подписал второй Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе».

Заканчивая разговор о самом главном для рекламистов законе, еще раз подчеркнем его фундаментальный характер. Безусловно, к нему будут приниматься дополнения и изменения, как в случае с текстом первого Закона, — это неизбежно, поскольку время движется вперед и рекламная деятельность приобретает новые перспективы.

Законодательные акты, имеющие отношение к рекламной деятельности

В ст. 4 Федерального закона «О рекламе» говорится, что законодательство о рекламе в России состоит из Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. К таким документам относятся: указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Основными законодательными актами прямого действия, которые в разной степени регулируют рекламную деятельность, являются:

  • Закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
  • Закон от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
  • Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

До принятия всеобъемлющего Закона вся деятельность на территории России регулировалась указами Президента РФ, такими как:

  • «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» от 10 июня 1994 г. № 1183;
  • «О защите интересов инвесторов» от 11 июня 1994 г. № 1233 (утратил силу);
  • «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» от 17 февраля 1995 г. № 161.

В этот период рекламная деятельность в нашей стране была бурной, происходило формирование рекламного рынка. Но соответствующего закона не было, и указы восполнили этот пробел. После принятия Закона они утратили силу.

Как уже было сказано, кроме закона существуют и подзаконные акты, регулирующие рекламу. Примером этому могут служить специальные статьи в Налоговом и Таможенном кодексах РФ, связанные с взиманием налогов и пошлин за рекламную деятельность. Служба Д ПС, о которой мы упомянули, работает на основании документа под названием ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

Федеральный закон о рекламе

Каждый кто заказывает создание и размещение рекламы должен знать содержание федерального закона о рекламе и понимать его суть.
13 марта 2006 года Президент Российской Федерации подписал новый закон о рекламе, который вступил в силу с 1 июля 2006 года. В законе сорок статей. Федеральный закон о рекламе не имеет границ. Вот подтверждение данному факту:

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:
1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Границы действия Закона
В зону действия Закона попадает только та реклама, которая распространяется в России. К примеру, если российские компании заказали производство рекламы за рубежом, но предполагают ее размещать в России, то применяется российское законодательство о рекламе. Если размещение российской рекламы предполагается за рубежом, то следует руководствоваться законодательством страны, где произойдет размещение.
При применении норм Закона о рекламе необходимо учитывать сферу действия данного Закона. В ч.2 ст.2 приведен исчерпывающий перечень информации, на которую Закон не распространяется.
3.1. Традиционно это политическая и агитационная информация, которая по настоящее время не имеет законодательно закрепленных механизмов регулирования. Поэтому достаточно актуален вопрос о необходимости создания седьмой главы, посвященной политической рекламе. Особенно, если учесть, что в настоящий момент, часть положений Закона (например, понятийный аппарат, а также положения Закона о запрете демонстрации в рекламе процессов курения и использования бранных слов или использования методов скрытой рекламы) применимы к политической рекламе. Но каждый случай обращения к Закону в политической рекламе может вызвать вполне объяснимые разночтения, конфликты и споры участников.
При этом, очевидно, нельзя в полной мере распространять на политическую рекламу ограничения для недостоверной, недобросовестной и скрытой рекламы, которые традиционно предъявляются к коммерческой рекламе. Поскольку практически в любой предвыборной кампании можно обнаружить рекламу, которая обещает нечто невыполнимое. Дело в том, что впоследствии нельзя привлечь к ответственности тех, кто не выполнит свои обещания, даже если они будут избраны в руководящие органы, за то, что, например, они не сократили, как обещали, инфляцию, не увеличили пенсии, пособия и стипендии.
Условия распространения агитационных материалов, проведение предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума указаны в ст. 48-54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»(СЗ. -2002.-№24.). Новый Закон, как и прежний, не дает точного ответа на вопрос обязательно ли учитывать в общих максимальных квотах на рекламу в СМИ материалы предвыборной агитации? Хотя по логике Закона это следует делать.
3.2. Обязательная информация, доводимая кем-либо до потребителя в соответствии с федеральным законом (см., например, Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»1, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ФЗ от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях»3, ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» , ФЗ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»» , ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» ).
3.3. Справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
При этом следует учитывать, что в качестве рекламы могут рассматриваться информационные материалы (сообщения, доклады, статьи и т.п.) о состоянии определенного товарного рынка, где главное внимание уделяется товару какого-либо хозяйствующего субъекта и которые направлены на продвижение этого товара на рынке с игнорированием либо критикой товара других участников рынка. Такая публикация уже элемент продвижения товара. На такие материалы распространяются требования Закона о рекламе.
3.4. Сообщения компетентных органов государственной власти и местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой.
3.5. Вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. При разграничении рекламной и нерекламной информации, размещенной на вывесках необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п.18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»1, сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Что нельзя относить к рекламе

Указание на вывеске в месте нахождения организации или предприятия, принадлежащего организации профиля (вида) их деятельности, связанного с обслуживанием потребителей — «Магазин», «Мебель», «Металлоремонт», «Баня», «Переплетные работы», «Ресторан», «Игровой клуб», «Студия загара», «Парикмахерская», «Ремонт обуви», «Культурно-развлекательный центр» и т.п. — не может рассматриваться в качестве рекламы. Эта информация относится к категории «необходимой» по Закону о защите прав потребителей.
Если кроме указания на вид деятельности на вывеске предлагаются отдельные товары, услуги, акции, делаются рекламные призывы — вывеска может рассматриваться как наружная реклама.
Размещение наименования (в т.ч. не совпадающего с наименованием владельца данной организации) в месте нахождения организации, например, «Центр Путешественник», «Магазин Аквариум», «Культурно-развлекательный центр Ананас», «Ресторан Дубровская застава», «Театр пантомимы», если наименование служит целям обязательной идентификации данного заведения — не может рассматриваться как реклама. Такая информация указывается на вывеске, и на неё не распространяются требования Закона о рекламе, независимо от манеры исполнения указанных вывесок, если такая вывеска по своему объему и содержанию дополнительной информации не является плакатной рекламой. Эта информация относится к категории «необходимой» по Закону о защите прав потребителей.
В случае, когда кроме наименования указываются отдельные товары, услуги, делаются рекламные призывы — вывеска может рассматриваться как наружная реклама.
Поскольку вопросы наружной рекламы, не урегулированные в Законе, могут решаться на уровне местных органов власти, то по вопросам объема вывески следует обратить внимание на нормативные акты указанных органов. Например, 25 июля 2006 года правительство г.Санкт-Петербурга приняло Постановление №904 «О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций». В частности, этот документ запрещает установку конструкций площадью более 2х2 м, не содержащих сведений рекламного характера.
Светодинамическое оформление входа и прилегающей территории предприятия (в т.ч. размещение светящихся знаков, изображений, сеток, гирлянд и тому подобного на стенах и технических устройствах) без указания информации о каком-либо лице, товаре, услуге, виде деятельности или ином объекте рекламирования, рекламой не является.
Вместе с тем, размещение на вывеске иной информации, направленной на привлечение внимания к организации (товарам), формирование или поддержание интереса к ней и ее продвижение на рынке, может рассматриваться в качестве рекламы.
Закон «О защите прав потребителей» не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при размещении вывески на здании с обязательной для потребителя информацией, следует принимать во внимание целевое назначение вывески, обстоятельства размещения такой информации на здании и достаточность объема вывески. Так, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещённые рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц. При этом вывеска должна однозначно идентифицироваться потребителем именно как вывеска, а не, скажем, рекламный плакат.
Однако если сведения о наименовании организации, её деятельности не имеют целью информировать потребителя о месте нахождения организации (в т.ч., с учётом помещения, занимаемого организацией в здании), причем очевидно, являются излишними и неуместными, то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.
Так, например, размещение на крыше многоэтажного здания, в котором организация в числе других фирм арендует одну или несколько комнат, технической конструкции с информацией об организации следует расценивать как рекламу этой организации, поскольку такой способ и объем размещения информации является излишним для обозначения места ее нахождения и в первую очередь преследует рекламные цели.
3.6. Объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно ч.1 ст.23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, объявление физического лица, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть сделано только физическим лицом, имеющим правовой статус индивидуального предпринимателя. Например, если преподаватель дает объявления об образовательных услугах, то это не реклама, хотя его дело можно доказать как предпринимательство в судебном порядке.
При квалификации действий по статье 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения) суды руководствуются понятием предпринимательской деятельности, которое дано в статье 2 ГК, а также положениями Федеральных законов от 8.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1 и ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»2 и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.7. К объявлениям юридических лиц, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности могут быть отнесены объявления о приеме на работу, с указаниями наименования работодателя, профиля деятельности организации, требования к кандидатам. Если в объявлении о приеме на работу дана информации об организации, не связанной с ее индивидуализацией для целей трудоустройства и направленная на привлечение дополнительного внимания к организации и ее деятельности, то этот факт может рассматриваться в качестве рекламы данной организации.
Аналогичный подход применим и к оценке иных объявлений юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, например, о продаже офисного имущества, о проведении конференций и бизнес-семинаров.
3.8. Информация для потребителей, размещенная на товаре или его упаковке в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» включает сведения о самом товаре, его потребительских свойствах, изготовителе или продавце (импортере или экспортере) товара, средствах их индивидуализации. Данная информация является обязательной и к рекламе не относится. Подробнее см. ст.8-10 Закона «О защите прав потребителей».
Исключением из правила может стать информация, размещенная на одном товаре, но относящаяся к другому товару, которая очевидно размещена в целях рекламы.
3.9. Впервые законодатель отказался признавать рекламой коммерческие сведения в произведениях науки, литературы или искусства, при условии их органичной интеграции, т.е. без ущерба для авторского произведения. Это значит, что сфера действия Закона в этом аспекте стала более ограниченной, поскольку рекламная информация в ряде случаев приобретает другие формы, и рекламный характер информации становится вторичен по отношению к какому — либо более важному значению.
По мнению ФАС России органичность интеграции в произведения антимонопольные органы определяют по характеру и контексту упоминания, а также по соотношению с сюжетной линией произведения. (Аналитическая записка ФАС России по отдельным вопросам применения Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г., (www.fas.gov.ru)).
Прежний Закон о рекламе №138-ФЗ запрещал использование в теле-, кино- и прочей продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания на конкретную марку товара и т.п. для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом.
Таким образом, к числу исключений из сферы действия Закона добавлены новые виды информации и уточнен круг нерекламной информации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
2) объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
3) товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
4) ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
5) рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
6) рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
7) рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
8) потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
9) спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;
10) спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;
11) социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;
12) антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Итак, ст.3 Закона дает открытое толкование рекламы как вида информации. Это свидетельствует о том, что реклама является безграничной информацией в любом выражении, в любой форме и на любых носителях, но в рамках действующего законодательства.
Использование в формате одного предложения трижды термина «любой», а также термина «информация» без указания на ее вид, термина «неопределенный» по отношению к адресату рекламы показывает на недостатки законодательной формулировки, позволяющие творить рекламный произвол, что имеет негативные последствия в социально-культурном и экономическом плане.
Реклама адресована неопределённому кругу лиц. Но практика адресной рекламы (рассылка сообщений для конкретных лиц), где круг лиц определенный, ставит новые вопросы перед Законом. Де-факто — это реклама, значит, требуется ее признать рекламой де-юре.
Указанные факты неконкретности определения ведут к непониманию участниками рынка правил рекламирования по Закону. Нечеткое определение рекламы способно спровоцировать нарушения и сложности в квалификации нарушений на рынке рекламы. Это в свою очередь может спровоцировать усиление административных рычагов воздействия на нарушителей, что негативно скажется на становлении институтов гражданского общества.
2. К объектам рекламирования Закон относит объекты и субъекты права, а также отдельные юридические действия, за исключением указанных в ст. 5,7 Закона которые запрещены для рекламирования. Это обычная международная практика ограничений. Кроме того, в ряде стран запрещена реклама религиозных или женских образов, отдельных видов животных, а также средств гигиены, табака и алкоголя.
Из объектов рекламирования Закона исключены «идеи и начинания». Эти объекты также не регулируются авторским правом. Чем вызвано изъятие «идей и начинаний» из объектов рекламы? Как квалифицировать рекламу коммерческих идей?
К объектам рекламирования отнесено «мероприятие», которое подробно раскрыто в Законе как «спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари». Мероприятие этим перечнем, безусловно, не охватывается. Скажем, такие мероприятия как презентации, конференции, семинары, относятся ли они к объектам рекламирования? Не по прямому указанию, но по смыслу определения рекламы в ст.3 Закона — относятся.
3. Определение «товара» является важнейшим для выявления конкурентной ситуации и ориентации на рынке. Причем, в данном случае оно более точное по сравнению с определением товара в Законе о защите конкуренции. В Законе это продукт деятельности (т.е. есть указание на его происхождение), а в Законе о защите конкуренции товар — это объект гражданских прав. По остальным признакам определения совпадают.
4. Ненадлежащая реклама определена как реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации в целом. Из этого следует, что законодатель оставляет за собой право применить к ненадлежащей рекламе нормы не только Закона, но и других нормативно-правовых актов.
5. Определение рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо лица определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы — свидетельствует, что это то лицо, которое заказывает рекламу согласно договору. Рекламодатель, как правило, в договоре выступает в единственном числе.
6. Субъектов, оказывающих рекламные услуги, Закон разделяет на два вида: рекламопроизводителя и рекламораспространителя (хотя в научной литературе определено более двадцати видов рекламистов). Причем эти две функции можно совмещать одному юридическому или физическому лицу в статусе индивидуального предпринимателя.
7. Воспользуемся уточнением рекламораспространителя из Закона о рекламе № 108-ФЗ, это юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами;
8. Потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Причем, потребители рекламы (физические и юридические лица) — это самая многочисленная «армия» участников рекламных акций.
9. В качестве спонсора может быть указано определенное физическое либо юридическое лицо, но не может выступать товар или средство его индивидуализации. Закон о рекламе не запрещает в спонсорской рекламе указывать информацию о производимых спонсором товарах.
10. Спонсорская реклама определена как реклама, в которой обязательно упоминание о спонсоре.
Как отмечают специалисты, данная реклама не подлежит некоторым ограничениям, существующим для другой рекламы, что может привести к «переквалификации» рекламодателей в спонсоров в тех случаях, когда рекламу необходимо разместить, например, в религиозных передачах. Это противоречит признанному в европейской практике запрету спонсору поощрять в спонсируемых программах продажу, покупку или аренду товаров или услуг спонсора или третьих лиц, в особенности посредством специальных содействующих их реализации упоминаний об этих товарах или услугах в таких программах. Что любопытно, запрет таких упоминаний в российском законе о рекламе есть, но он распространяется только на социальную рекламу.
11. Определение социальной рекламы Закон проводит через указание на наличие в ней двух атрибутивных признаков: первый — направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, и второй — обеспечение интересов государства. Более точно ее можно определить следующим образом: социальная реклама представляет исключительно общественные и государственные интересы и направлена на достижение общественно полезных целей.

В этом случае, как видим, исключается та политическая реклама, в которой могут быть цели отдельных социальных групп.

федеральный закон о рекламе №38-ФЗ

ФЗ №38-ФЗ «О рекламе» был подписан Президентом РФ 13 марта 2006 года.

Мотивы закона были обозначены потребностями в реализации прав потребителей на получение и ознакомление с рекламой добросовестного и достоверного уровня, а также на внедрение законных возможностей в части создания благоприятных условий в процессе производства и распространения рекламы в социальной сфере.

Реализация политики РФ в части предупреждения нарушений и пресечения фактов распространения ненадлежащей рекламы.

Основные определения и краткое содержание

Особое внимание уделяется правам несовершеннолетних при рекламировании алкогольной продукции, игр, связанных с неоправданным риском и в других сферах.

Закон определяет, что рекламой является информация:

  • Которая получила распространение любым возможным способом и при применении любых техник;
  • Адресована неопределенному числу людей;
  • Целью которой является привлечение внимания к самому объекту рекламы;
  • Поддержание или формулирование интереса к определенному товару;
  • С целью продвижения последнего на рынке предложения товаров и услуг.

Объект рекламирования может обладать различными характеристиками, и главной чертой последнего является:

  1. Мотив привлечения внимания, которое адресуется потребителям в неограниченном количестве от изготовителя или продавца товара;
  2. Результатов от осуществления интеллектуальной деятельности или определенного мероприятия.

Товар в данном случае должен обладать признаками:

  • Является продуктом деятельности;
  • Предназначен для сбыта в форме продажи, обмена или внедрения в оборот.

Закон определяет, что отношения формируются в определенном субъектном составе, в который входят:

  1. Рекламодатель;
  2. Рекламопроизводитель;
  3. Рекламораспространитель;
  4. Потребитель,
  5. Спонсор — лицо, которое оказало финансирование в производстве рекламы или рекламируемой деятельности, или самого продукта, который рекламируется.

Реклама является спонсорской в которой указывается или упоминается имя, или наименование такого спонсора, если он является юридическим лицом.

В основной части даются основные характеристики и требования, предъявляемые к такого рода информации, среди которых выделяются:

  • Реклама в телепрограммах и телепередачах;
  • На радио в продолжение радиопередач;
  • В продолжение видеообслуживания и кинообслуживания;
  • С помощью сетей электросвязи;
  • Наружная реклама;
  • На транспортаных средствах и с их использованием;

К ним относят:

  • Алкогольную продукцию;
  • Всяческие средства медицины и услуг по оказанию медицинской помощи;
  • Пищевые и биоактивные добавки, детское питание;
  • Продукция военного назначения и оружие;
  • Игры, основанные на риске, пари;
  • Финансовые услуги и процесс их оказания, финансовая деятельность;
  • Ценные бумаги;
  • Договоры ренты, к ним также относятся договоры по пожизненному содержанию;
  • Деятельность медиаторов, в частности по оказанию услуг медиации.

Что регулирует и когда применяется

ФЗ «О рекламе» является регулятором ко всем отношениям, связанным со сферой применения рекламы. При этом решающего значения не имеет место производства, важно, что она используется в рамках территории РФ.

Нужны документы для межевания земельного участка? Они в этой статье.

Статья 2 определяет, что действие закона не имеет распространения на следующие сферы:

  • Политическая, в рамки которой кроме прочего входит предвыборная агитация, а также агитация, связанная с проведением референдумов;
  • На информацию, доведение до конечного потребителя и распространение которой носит обязательный характер;
  • Справочно-информационная и аналитическая продукция, которая не ставит перед собой основной целью продвижение товара на рынке и не входит в разряд социальной рекламы;
  • Сообщения органов государственной и местной власти, не имеющие рекламного характера и не являющиеся социальной рекламой;
  • Вывески и указатели, не имеющие рекламной нагрузки;
  • Объявления физических и юридических лиц, которые не имеют общего с осуществляемой последними предпринимательской активности;
  • Общие данные о товаре, изготовителе, экспортере и импортере, которые размещаются на самом товаре или его упаковке;
  • Элементы, используемые при оформлении товара;
  • Упоминания о товаре и его качественных характеристиках, которые были органично внедрены в произведения искусства и не имеющие по своим характеристикам рекламной нагрузки;

Статья 7 определяет спектр товаров и услуг, которые рекламировать запрещено.В него входят:

  • Товары, изготовление и распространение которых запрещено законами РФ;
  • Наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, и растения, содержащие таковые;
  • Взрывчатые вещества и материалы, кроме пиротехнических изделий;
  • Органы и человеческие ткани, в качестве предметов продажи и покупки;
  • Товары, подлежащие процессу обязательной государственной регистрации, в силу отсутствия таковой;
  • Товары, которые должны быть сертифицированными ввиду отсутствия сертификации или подтверждения соответствий требованиям содержания технических регламентов;
  • Товары, для изготовления и распространения которых требуется наличие лицензий или других специальных разрешений, ввиду отсутствия таковых;
  • Всех товаров, связанных с табакокурением;
  • Медицинских услуг, оказание которых имеет свей целью прерывание беременности.

Видео: Комментарии юриста

Нужно открыть счет для ИП? Читайте здесь.

Интересует, как составить договор аренды квартиры? Смотрите далее.

Регулируется саморегуляция в сфере рекламы, в частности деятельность объединений рекламодателей, а также спектр их прав в части защиты своей деятельности и нарушений с ней связанных. А также прописаны права антимонопольного органа по контролю рекламной деятельности.

В частности, при проведении проверок, сохранении коммерческой тайны, полномочия в части контроля за деятельностью рекламщиков.

Последняя редакция 38 федерального закона о рекламе

Последняя редакция закона не претерпела серьезных изменений по сравнению с предыдущими версиями. Были внесены изменения в части рекламирования объектов долевого строительства, а также расширен список требований к такого рода рекламе.

В частности, запрещена реклама:

  • Если отсутствует регистрация прав на субаренду земельного участка;
  • Если отсутствует заключение уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта РФ, территория которого застраивается на предмет соответствия застройщика и проектной декларации требованиям закона.

Принятие нового закона о рекламе было продиктовано реалиями современного мира и развитием общества. Закон устанавливает наиболее благоприятные условия для проведения рекламной деятельности, а также регуляторной политики в этой сфере. Предусматривает самоуправление и возможность самостоятельной защиты нарушенных прав, а также наложение мер ответственности за невыполнение его положений.

38 ФЗ о рекламе: содержание, последняя редакция

Силу и влияние рекламы на экономическую жизнь, социальную обстановку, тенденции в торговле и производстве и бесконечное множество других сфер едва ли можно переоценить. Прописная истина, которая гласит, что реклама является двигателем торговли, никогда не потеряет своей актуальности. Меняются методы ее продвижения и производства, но не снижается ее «влиятельность».

Общие сведения

Федеральный закон N 38-ФЗ «О рекламе» был принят Государственной Думой РФ в феврале 2006 года и одобрен Советом Федерации в марте 2006 года.

Структурно закон представлен шестью главами, содержащими 40 статей. Рассмотрим краткое содержание закона, отметив основные аспекты:

Общие положения:

  • Цели, сфера применения закона, используемые понятия,
  • Законодательство РФ, регулирующее данную сферу;
  • Общие требования;
  • Защита несовершеннолетних от рекламы и товары, запрещенные к рекламированию;
  • Реклама товаров, реализующихся дистанционно;
  • …мероприятий, стимулирующих спрос, таких как: игры, розыгрыши, конкурсы;
  • Соцреклама;
  • Срок действия рекламы, являющейся публичной офертой;
  • Длительность хранения рекламных материалов;
  • Предоставление сведений о товаре лицу, распространяющему рекламу.

Вам будет интересно: ФЗ о СМИ в новой редакции 2018 года. Подробности здесь:

Особенности отдельных вариантов продвижения рекламы:

  • На телевидении, радио;
  • В печати: газетах, журналах и пр.;
  • Продвигаемая при кино-и видеообслуживании;
  • По сетям электросвязи;
  • Рекламные конструкции, вывески, реклама на транспорте.

Рекламирование отдельной продукции:

  • Алкогольных напитков;
  • Медицинских изделий и услуг, лекарственных средств, различных методов лечения, в том числе народных;
  • БАД-ов, пищевых добавок и детского питания;
  • Военной продукции и вооружения;
  • Игр, пари, подразумевающих риск;
  • Финансовых услуг и деятельности в целом, а также ценных бумаг;
  • Рекламирование таких услуг, как помощь в оформлении ренты, пожизненного иждивения или деятельность посредников при проведении процедуры медиации.

Саморегулирование в данной области: СРО и их права.

Надзор государства за рекламной деятельностью:

  • Полномочия антимонопольной службы, обязанность по соблюдению конфиденциальности;
  • Предоставление сведений в антимонопольные органы;
  • Проверки и их организация;
  • Решения и предписания антимонопольной службы по нарушениям в сфере рекламы и их оспаривание;
  • Ответственность за нарушения.

Из краткого содержания закона ясно, что предметом регулирования настоящего закона являются отношения, возникающие в результате рекламной деятельности между рекламодателем, лицом, эту рекламу распространяющим, государством как стороной, осуществляющей надзор, и аудиторией (косвенно).

Ввиду актуальности закона 38-ФЗ, с момента его появления в 2006 году и до настоящего времени он претерпел огромное множество поправок (более 50 изменяющих документов). Только за 2017 год изменения в закон вносились трижды: в марте (ФЗ-44 «О внесении изменений..») и июле (ФЗ-216 и ФЗ-218). Рассмотрим подробнее.

Какие были внесены изменения?

Рассмотрим поправки, внесенные в уходящем 2017 году каждым из трех изменяющих документов.

1. ФЗ-44 от 28.03.2017 «О внесении изменений..», выход которого был связан с формированием механизмов увеличения доходов субъектов детского-юношеского и профессионального спорта, повлек за собой следующие поправки:

Пункт 1 части 2 статьи 27 ФЗ-38 был дополнен. Так, реклама основана на риске игр и пари допускается только на телевидении и радио с 22 до 7 часов по местному времени, кроме случая, прописанного частью 2.1 статьи (см. ниже).

Статья 27 ФЗ-38 была дополнена пунктами 2.1 и 2.2.

Часть 2.1 статьи 27 гласит о том, что рекламирование основанных на риске игр и пари, проводимых букмекерскими конторами, а также различного рода символики (фирменных наименований, торговых марок) разрешено в рамках трансляции или записи спортивных соревнований (матчей, гонок и др.). При этом продолжительность такой рекламы не может превышать 20% от общей допустимой длительности рекламных объявлений во время спортивных трансляций (регулируется согласно ч. 3 и 9 ст. 14 и ч. 2 и 8 ст. 15 закона).

В свою очередь для телевидения максимальная общая продолжительность любого рода рекламы составляет 15% от времени вещания в час, а для радио — 20% от времени вещания в течение суток.

Часть 2.2 статьи 27 предписывает возможность публикации услуг букмекерских организаций в профильных печатных изданиях и в интернете — на любительских спортивных сайтах, а также на официальных порталах спортивных федераций и лиг России. Кроме того, отныне закреплена законная возможность использования в качестве рекламной площадки спортивных сооружений и формы спортсменов.

Взаимодействие спортивных организаций и букмекерских контор должно принести финансовые плоды в первую очередь в виде дополнительного дохода субъектов профессионального и детско-юношеского спорта. Кроме того, расширение возможностей в части рекламы самих букмекерских организаций делает оказываемые ими услуги более доступными и понятными для обывателя.

2. ФЗ-216 от 29.07.2017 также внес в закон ФЗ-38 о рекламе некоторые поправки. Так, статья 40 закона ФЗ-38 была дополнена частью 4.1, являющейся по сути своей ссылкой, поскольку отныне правила размещения рекламы на территории инновационных учреждений в России определяет ФЗ N 216 «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

3. Еще один изменяющий документ — ФЗ-218, вышедший в тот же день (29. 07.2017), внес коррективы в рассматриваемый нами закон: была изменена часть 8 статьи 28 о рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности. Изменения были связаны со сферой строительства, а точнее с долевым строительством многоквартирных и иных зданий. В статье прописывается положение о недопустимости привлечения средств «долевиков» до тех пор, пока не будут получены необходимые документы: разрешение на строительство, гос. регистрация права собственности или аренды (субаренды) земельного участка, на котором ведется строительство, подтверждение соответствия как самого застройщика, так и проектной документации установленным законом требованиям. Изменение закона состояло в ремарке, согласно которой сбор этих документов необходим только в случаях, предусмотренных законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Рассмотрим также отдельные статьи закона ФЗ-38 — ст. 3 закона о рекламе и ст. 38, которых в уходящем году изменения не коснулись.

Статья 3 ФЗ-38 обозначает основные понятия, используемые в тексте закона, такие как: реклама, объект рекламирования, товар, ненадлежащая реклама, рекламодатель (изготовитель, продавец товара), рекламопроизводитель (рекламное агенство, например), рекламораспространитель (телевизионный канал, радиостанция, печатное издание и т.д.), потребитель (слушатель, зритель), спонсор, спонсорская, социальная реклама, антимонопольный орган.

Статья 38 ФЗ-38 прописывает такой аспект рекламной деятельности, как ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламной деятельности. Ответственность физлиц и юрлиц определяется в соответствии с гражданской нормативно-правовой базой, ответственность рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей — в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

Лица, чьи интересы были нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, могут обратиться в суд за компенсацией (морального ущерба, упущенной выгоды, возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу), а также для публичного ее опровержения. Антимонопольная служба также уполномочена в случае необходимости принудить через суд к опровержению за счет рекламодателя недостоверной рекламы.

Если за нарушение одной из вышеперечисленных сторон был выписан штраф, его сумма распределяется следующим образом: 40 процентов поступает в бюджет России и 60% — субъекта РФ. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязательства по прекращению нарушения, то есть по прекращению публикации или распространения рекламы, признанной недостоверной.

Текст 38 ФЗ с последними изменениями

Закон о рекламе — настольная библия рекламных компаний, пиар-агенств и других организаций, деятельность которых заключается в продвижении различного рода товаров и услуг. Однако закон затрагивает множество сфер, относящихся к рекламе с первого взгляда весьма косвенно.

Для ознакомления с положениями закона, предлагаем скачать Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) с нашего сайта.

Еще по теме:

  • Tiens это развод Корпорация «Тяньши» «Tiens Group Co. Ltd» — транснациональная компания, основана в Китае в 1995 году. Основной продукцией являются биологически активные пищевые добавки. Реализация товаров происходит через систему многоуровневого маркетинга. Отзывы о работе […]
  • Выписать из дома сына без согласия Выписать сына из дома без его согласия У Вас только один выход. Выписать его в судебном порядке согласно п.4 ст. 31 и ст. 35 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РФ и п. 31 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия […]
  • Выплаты на третьего ребенка в удмуртии Выплаты и пособия на ребенка в Удмуртии и Ижевске в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Удмуртии и Ижевске в 2018 году Детские пособия установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных […]
  • Статья 12212 ч 1 коап рф Комментарий к статье 12.21.2 КОАП РФ. Нарушение правил перевозки опасных грузов Комментируемая статья предусматривает 4 состава административных правонарушений. Объектом этих административных правонарушений являются общественные отношения, возникающие при […]
  • Закон открытое акционерное общество Закон об ОАО Кратко о самом законе Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ. Парламентом РФ, Государственной Думой, был принят 24 ноября 1995 года. Первоначально текст данного закона был опубликован в следующих […]
  • Исковое заявление в суд о признании права собственности на трактор Исковое заявление в суд о признании права собственности на трактор ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «19» февраля 2009г. г.Искитим Искитимский районный суд Новосибирской области в составе: Председательствующего судьи О.Н. Архиповой При секретаре З.С. Рассмотрев в […]