199 статья упк

12.02.2019 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Ст. 199 УПК РФ с комментариями

Статья 199 УПК РФ. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы — размещена во Второй части Восьмого раздела Двадцать седьмой Главы Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из пяти частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 199 УПК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 199 УПК РФ. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы

  1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для её производства.
  2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьёй 57 настоящего Кодекса.
  3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для её производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.
  4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьёй 57 настоящего Кодекса.
  5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для её производства.

Комментарий к ст. 199 УПК РФ

Организация экспертизы, особенно на первоначальном этапе её производства, существенно различается в зависимости от того, производится ли она в специализированном государственном учреждении или вне его.

Принципиальное различие выражается прежде всего в том, что при производстве экспертизы в стенах определённого учреждения (как специализированного государственного экспертного учреждения, так и любого другого) тот, кто её назначает, вступает в правоотношения с руководителем данного учреждения, которому вручаются постановление о назначении экспертизы и материалы, необходимые для исследования. Если же экспертиза производится вне стен учреждения, то все правоотношения складываются напрямую с экспертами.

Подавляющее большинство экспертиз по уголовным делам производится государственными судебными экспертами Минюста РФ и МВД РФ, осуществляющими свою деятельность на основании Федерального закона от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст. 2291; 2002. N 1 (ч. I). Ст. 2). Перечень таких экспертиз установлен Приказом Министра юстиции РФ от 14 мая 2003 г. N 114 (Российская газета. 2003. 31 мая). Организация и производство судебно-медицинской экспертизы во всех её разновидностях, в том числе биохимической, генетической, медико-криминалистической и др., детально регламентируются ведомственным нормативным актом, который называется «Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (утверждён Приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. N 346н // Российская газета. 2010. 20 авг.).

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Калиновский К. Б., Смирнов А. В.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации
Постатейный. / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. Питер, 2004. 848 с.

Статья 199. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы

1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.

2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.

1. Данная статья предусматривает два порядка направления материалов уголовного дела для производства экспертизы, в зависимости от того, проводится ли экспертиза в экспертном учреждении (ч. 1-3 ст. 199 УПК) или вне экспертного учреждения (ч. 4 ст. 199 УПК).

2. Если экспертиза проводится в экспертном учреждении, то часть процессуальных полномочий возлагается на руководителя экспертного учреждения.

Процессуальный закон предусматривает два вида экспертных учреждений (см. п. 60 ст. 5 УПК):

1) государственные судебно-экспертные учреждения. Их деятельность регулируется Законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 3 мая 2001 г.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения или экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 Закона РФ от 31.05.01 № 73-ФЗ). Так, например, судебно-экспертные учреждения Минюста РФ производят свыше 20 различных родов экспертизы (см. Приказ Минюста РФ от 14.05.2003 № 114).

Руководителем государственного судебно-экспертного учреждения является директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении. В качестве руководителя по его поручению может выступать заместитель (ст. 9 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

2) «иные» учреждения. Это могут быть как государственные учреждения, специально не предназначенные для производства экспертизы (например, научно-исследовательские институты, или муниципальные учреждения, в частности лечебные), так и негосударственные учреждения (независимые экспертные организации, иные предприятия). При этом в качестве «иного» экспертного учреждения не могут рассматриваться субъекты, не являющиеся юридическими лицами (например, кафедры, отделы, подразделения). В таких случаях экспертиза назначается не учреждению, а «частному» эксперту (ч. 4 ст. 199 УПК).

Об экспертных учреждениях см. комм. к п. 60 ст. 5.

3. При назначении экспертизы в экспертном учреждении постановление о назначении экспертизы и прилагаемые к нему материалы направляются руководителю учреждения.

Руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы, и не подлежат отводу. Об этом уведомляется лицо, назначившее экспертизу.

Перед началом исследования руководитель экспертного учреждения разъясняет экспертам их права и обязанности, а также уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения, за разглашение данных предварительного расследования, о чем отбирает подписку в виде отметки на постановлении о назначении экспертизы.

4. Кроме указанных в комментируемой статье процессуальных обязанностей руководителя экспертного учреждения руководитель государственного судебно-экспертного учреждения также обязан (в силу ст. 14 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»):

— обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

— по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

— обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

— обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела).

— самостоятельно (без следователя) не истребовать объекты экспертизы; не привлекать к производству экспертизы лиц, не работающих в данном учреждении;

— не давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении экспертизы, если в его учреждении нет эксперта требуемой специальности любо условий для проведения данных исследований. Решение руководителя должно быть мотивировано.

Если недостаточно представленных материалов для исследования, или субъективной компетенции эксперта, то возвращение постановления производится самим экспертом через руководителя учреждения (ч. 5 ст. 199 УПК).

5. Процессуальные права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения дополняются в соответствие со ст. 15 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»:

ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;

передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;

требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, входящих в процессуальные издержки (иные расходы возмещаются в порядке гражданского судопроизводства).

6. Вторая разновидность направления материалов для производства экспертизы предусмотрена ч. 4 ст. 199 УПК. Это назначение экспертизы вне экспертного учреждения, так называемому «частному эксперту». Необходимость этого может быть связана с отсутствием такого рода специалистов в экспертных учреждениях (например, искусствоведческая экспертиза) или с ходатайством заинтересованных лиц.

7. При назначении экспертизы вне экспертного учреждения следует учесть ряд особенностей:

1) в качестве частного эксперта не может выступать государственный судебный эксперт (ст. 16 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»);

2) производство судебно-психиатрических экспертиз допускается только в государственных судебно-экспертных учреждениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 11 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»);

3) до назначения экспертизы вне экспертного учреждения следователь должен установить специальность и компетентность частного эксперта (образование, опыт работы, «авторитетность»). После вынесения постановления о назначении экспертизы следователь вызывает к себе «частного» эксперта, удостоверяется в его личности, специальности и компетенции, устанавливает отсутствие оснований к отводу, вручает постановление о назначении экспертизы, разъясняет права и обязанности эксперта по ст. 57 УПК, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК и за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК. О выполнении этих действий делается отметка в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта. При этом целесообразно установить срок проведения исследования, в общем виде его методы, в том числе определить допустимые повреждения объектов экспертизы, разъяснить эксперту форму заключения.

Вызов частного эксперта производится по правилам ст. 188 УПК.

После дачи частным экспертом заключения оно направляется непосредственно органу, назначившему экспертизу;

4) между частным экспертом и органом, назначающим экспертизу, заключается гражданско-правовой договор, по которому работа частного эксперта должна быть оплачена. Эти расходы относятся к судебным издержкам и могут быть возмещены не только за счет государства, но и за счет сторон (ч. 1 ст. 131 УПК).

8. Отказ эксперта дать заключение (п. 6 ч. 3 ст. 57 УПК) в виде письменного сообщения о невозможности дать заключение (п. 6 ч. 1 ст. 198 УПК) может быть завялен как частным, так и государственным судебным экспертом. Основанием для этого является недостаточность или непригодность материалов для исследования или недостаточная компетенция самого эксперта.

Необоснованный отказ дать заключение влечет для государственного эксперта дисциплинарную ответственность, а для частного — гражданско-правовую (по заключенному договору).

При недостаточности материалов для исследования эксперт вправе ходатайствовать перед следователем о предоставлении дополнительных материалов. При недостаточной компетенции эксперт вправе ходатайствовать о привлечении к экспертизе других экспертов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК).

9. В главе 27 УПК, посвященной экспертизе, отсутствуют специальные нормы, посвященные непосредственно проведению самого экспертного исследования. Это объясняется самостоятельностью эксперта, который лично выбирает методы экспертизы. В то же время общие требования к исследованию существуют:

1) методика исследования должна быть научно обоснована и апробирована. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (ст. 8 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»);

2) эксперту запрещено самостоятельно собирать объекты для исследования (за исключением экспериментальных экспертных образцов). См. комм. к ст. 202;

3) соблюдение общих правил производства следственных действий (дневное время, запрет незаконных мер, насилия, угроз, обмана, унижения чести и достоинства, повреждение имущества и др.). См. комм. к ст. 164;

4) запрещено испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза (ст. 31 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). Запрещены к применению методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано в доступной для него форме о методах исследований, применяемых в отношении его, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза (ст. 35 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»);

5) ведомственными нормативными актами установлены сроки производства экспертизы. Иногда законом четко определено время нахождения обвиняемых в медицинском стационаре — 30 дней (с возможным продлением до 90 дней) — ст. 30 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Статья 199 УПК РФ. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы

1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.

2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.

Комментарии к ст. 199 УПК РФ

1. Направление в экспертное учреждение постановления и материалов, необходимых для производства судебной экспертизы, может осуществляться по почте или нарочным.

2. Начальник экспертного учреждения, либо его заместитель, либо заведующий структурным подразделением заверяет печатью подписку эксперта о разъяснении ему процессуальных прав, обязанностей и об их ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а также подписи эксперта под протокольной частью, выводами, фототаблицами и составленными им схемами. Если в заключение эксперта вносят исправления или дополнения, об этом в конце документа делают соответствующую запись, также заверенную подписью эксперта и печатью.

3. Отсутствие расписки о разъяснении экспертам, которые производили судебную экспертизу, их прав и обязанностей и о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК, приложенной к заключению эксперта, делает заключение эксперта недопустимым доказательством.

4. Заключение эксперта составляют не менее чем в двух экземплярах, один из которых передают лицу или органу, назначившему судебную экспертизу, а другой остается на хранении в экспертном учреждении.

5. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, следователь (дознаватель и др.) удостоверяется в личности эксперта. Устанавливаются анкетные данные эксперта (фамилия, имя, отчество, день, месяц, год рождения и др.).

6. В специальности и компетентности эксперта следователь (дознаватель и др.) удостоверяется путем выяснения должности и стажа работы в ней, а также посредством ознакомления с соответствующими документами (диплом о высшем образовании по определенной специальности), выяснения вопросов, связанных с методикой предстоящего исследования, и др.

7. Уголовная ответственность за дачу заведомо ложного заключения предусмотрена ст. 307 УК.

8. См. также комментарий к ст. ст. 57, 70, 166, 167, 195 УПК.

Статья 199 УПК РФ. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы (действующая редакция)

1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.

2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 199 УПК РФ

1. Данная статья предусматривает два порядка направления материалов уголовного дела для производства экспертизы в зависимости от того, проводится ли экспертиза в экспертном учреждении (ч. ч. 1 — 3 ст. 199) или вне экспертного учреждения (ч. 4 ст. 199 УПК).

2. Если экспертиза проводится в экспертном учреждении, то часть процессуальных полномочий возлагаются на руководителя экспертного учреждения. Об экспертных учреждениях см. ком. к п. 60 ст. 5.

3. По смыслу ч. 2 ком. статьи руководитель государственного судебно-экспертного учреждения не должен разъяснять экспертам их права и обязанности. Однако это трудно совместить с требованием п. 5 ч. 1 ст. 204, согласно которому в заключении любого эксперта указываются сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Можно согласиться с тем, что речь, по-видимому, идет об отражении в каждом заключении факта дачи подписки экспертом государственного экспертного учреждения при вступлении его в должность о предупреждении его об уголовной ответственности за указанные правонарушения.

4. Руководитель государственного экспертного учреждения имеет права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 14 — 15 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности. «).

5. При назначении экспертизы вне экспертного учреждения следует учесть ряд особенностей:

а) в качестве частного эксперта не может выступать государственный судебный эксперт (ст. 16 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности. «);

б) производство судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз допускается только в государственных судебно-экспертных учреждениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 11 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности. «);

в) до назначения экспертизы вне экспертного учреждения следователь должен установить специальность и компетентность частного эксперта (образование, опыт работы, авторитетность). Суд, следователь, дознаватель могут потребовать от эксперта подтверждения его квалификации (сертификата, документа об аттестации, диплома). (См. об этом ком. к ст. 57.) После вынесения постановления о назначении экспертизы следователь вызывает к себе «частного» эксперта, удостоверяется в его личности, специальности и компетенции, устанавливает отсутствие оснований к отводу, вручает постановление о назначении экспертизы, разъясняет права и обязанности эксперта по ст. 57 УПК, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК и за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК. О выполнении этих действий делается отметка в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта. При этом целесообразно установить срок проведения исследования, в общем виде его методы, в том числе определить допустимые повреждения объектов экспертизы, разъяснить эксперту форму заключения;

г) между частным экспертом и органом, назначающим экспертизу, заключается гражданско-правовой договор, по которому работа частного эксперта должна быть оплачена. Эти расходы относятся к судебным издержкам и могут быть возмещены не только за счет государства, но и за счет сторон (ч. 1 ст. 131 УПК).

6. В главе 27 УПК, посвященной экспертизе, отсутствуют специальные нормы, посвященные непосредственно проведению самого экспертного исследования. Это объясняется самостоятельностью эксперта, который лично выбирает методы экспертизы. В то же время общие требования к исследованию существуют: а) методика исследования должна быть научно обоснована и апробирована. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (ст. 8 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности. «); б) эксперту запрещено самостоятельно собирать объекты для исследования (за исключением экспериментальных экспертных образцов) (см. ком. к ст. 202); в) соблюдение общих правил производства следственных действий (проведение экспертизы в присутствии других участников процесса лишь в дневное время, запрет незаконных мер, насилия, угроз, обмана, унижения чести и достоинства, повреждения имущества и др.) (см. ком. к ст. 164); е) ведомственными нормативными актами установлены порядок и сроки производства ряда экспертиз; д) законом четко определено время нахождения обвиняемых в медицинском стационаре — 30 дней (с возможным продлением до 90 дней) — ст. 30 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности. «; е) определенные требования, которые также могут влиять на решение вопроса о допустимости результатов, в частности, судебно-медицинского экспертного исследования, содержатся в нормативных актах о регистрации изделий медицинского назначения, разработанных на основе федерального законодательства об охране здоровья граждан. Такая регистрация представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории РФ. Регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории РФ и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, программное обеспечение и др., которые предназначены, в частности, для проведения исследований медицинского характера, а следовательно, и для экспертных исследований. Регистрация изделия медицинского назначения осуществляется на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя, указываемого в заявлении о регистрации. Документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение. Регистрационное удостоверение действительно при условии сохранения в неизменности всех изложенных в нем сведений об изделии медицинского назначения и о лице, на имя которого изделие медицинского назначения зарегистрировано. Срок действия регистрационного удостоверения не ограничен.

Представляется, что в случае, если исследования, проведенные в ходе судебно-медицинской экспертизы, выполнены с использованием не зарегистрированного должным образом медицинского оборудования, вопрос о допустимости полученного экспертного заключения также может возникнуть.

Статья 199. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы

СТ 199 УПК РФ

1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.

2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.

Комментарий к Статье 199 Уголовно-процессуального кодекса

1. О структуре и содержании вводной, описательной и резолютивной частей постановления о назначении судебной экспертизы см. комментарий к ст. 195 УПК.

2. Вместе с постановлением о назначении экспертизы следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения материалы, необходимые для ее производства. К материалам относятся объекты экспертного исследования (вещественные доказательства, документы, предметы, трупы и их части, живые лица, животные, образцы для сравнительного исследования), а также материалы дела, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

3. Материальные объекты, подлежащие направлению на экспертное исследование, должны быть зафиксированы следователем путем описания их общих свойств и индивидуальных особенностей в протоколе (выемки, обыска, следственного осмотра), а также путем фотографирования или видеозаписи. При направлении на экспертизу они должны быть надлежащим образом упакованы. Объекты, в том числе и однородные, упаковываются порознь. В качестве упаковочного материала могут быть использованы бумажные пакеты, оберточная бумага, картонные коробки, полиэтиленовые мешки, стеклянные банки и т.п., которые не оставляют наслоений веществ на упаковываемых объектах. Свертки, коробки, пакеты и т.п. должны обеспечивать их сохранность в неизменном виде при транспортировке в экспертное учреждение. Тара, в которую помещены объекты исследования, перетягивается шпагатом, концы которого выводятся на бирку и скрепляются сургучной печатью следователя. На оборотной стороне бирки изготавливаются соответствующие надписи с указанием наименования упакованного объекта, места его обнаружения, способа изъятия и названия уголовного дела, при котором он находится, а также удостоверительные подписи.

4. В препроводительном письме отмечаются местонахождение объектов исследования (находятся при деле, хранятся в другом месте) и характер их упаковки. В случае если транспортировка объекта исследования в судебно-экспертное учреждение невозможна, лицо, назначившее судебную экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

5. В целях обеспечения полной объективности исследования не следует без необходимости направлять в экспертное учреждение все уголовное дело, так как в дальнейшем может возникнуть предположение об односторонности исследования и о том, что заключение дано под влиянием имеющихся в деле доказательств. Однако при производстве судебно-психиатрической, психологической, автотехнической и некоторых других экспертиз необходимо направить в экспертное учреждение все уголовное дело в подшитом виде, с пронумерованными листами и снабженное описью содержащихся в нем документов, а также решить с экспертами вопрос о своевременном возвращении дела по миновании надобности.

6. В постановлении о назначении судебной экспертизы либо в соответствующем письме следователь указывает, в какой мере вещественные доказательства и документы могут быть повреждены или использованы при проведении исследований и даче заключения. Решение этого вопроса требует получения консультации у эксперта, которому поручено производство экспертизы.

7. Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения лица, назначившего судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику судебно-экспертным учреждением или экспертом.

8. Руководитель экспертного учреждения наделен правом (ч. 2 ст. 199 УПК) назначать конкретного эксперта (экспертов) для производства судебной экспертизы из числа работников данного учреждения, разъяснять ему (им) права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК. Эксперт дает подписку о разъяснении ему прав и ответственности, которая по сложившейся практике включается во вводную часть заключения. Руководитель экспертного учреждения, исходя из своих должностных полномочий, устанавливает сроки исполнения экспертного задания, знакомится с ходом и результатами исследований, контролирует качество производства экспертиз, не нарушая принципа независимости эксперта. Он также оказывает экспертам научно-методическую помощь. По окончании исследований руководитель экспертного учреждения направляет заключение эксперта, объекты исследований, в том числе материалы уголовного дела, лицу, назначившему судебную экспертизу. В его обязанность входит также обеспечение условий, необходимых для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов. Руководитель экспертного учреждения правомочен возвратить без исполнения предоставленные следователем материалы экспертизы, если в данном учреждении нет специалистов соответствующего профиля либо экспертного оборудования и других условий для проведения исследований. В препроводительном письме он обязан указать мотивы, по которым производится возврат (ч. 3 ст. 199 УПК).

9. При производстве экспертизы вне экспертного учреждения следователь обязан лично вручить постановление и необходимые материалы эксперту, а также разъяснить ему права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК.

10. При выполнении следователем требований ч. 4 ст. 199 УПК необходимо тщательно разъяснить эксперту сущность каждого положения о том, что он вправе, а что не вправе совершать в связи с порученным ему производством экспертизы. В порядке, установленном ст. 161 УПК, эксперта необходимо предупредить о том, что он не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, после чего предупредить его, что за их разглашение эксперт несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ. Разъясняя положение о том, что эксперт не вправе давать заведомо ложное заключение, следователь предупреждает лицо, назначенное в качестве такового, о том, что за дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии со ст. 307 УК РФ. Целесообразно ознакомить назначенного эксперта с содержанием указанных статей Уголовного кодекса.

11. О вручении постановления о назначении экспертизы и необходимых материалов эксперту, а также о разъяснении ему прав и ответственности следователь делает отметку на постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта. Содержание отметки может быть следующего вида: «Копию постановления и необходимые материалы получил. Права и ответственность по ст. ст. 307 и 310 УК РФ мне разъяснены».

12. В соответствии с ч. 5 ст. 199 УПК эксперт вправе в случае, если обнаружена недостаточность материалов для производства судебной экспертизы или если он считает себя некомпетентным в вопросах, относящихся к предмету экспертизы, возвратить постановление без исполнения. Решение о возврате постановления без исполнения эксперт принимает при условии, что следователь оставил без удовлетворения его ходатайство, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК, о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов. Основанием для оставления постановления без исполнения может служить отсутствие у него возможности использовать аппаратуру, оборудование, материалы предприятий, учреждений, необходимые для экспертного исследования. Возврат постановления без исполнения эксперт мотивирует в препроводительном письме.

Еще по теме:

  • Сколько стоит гк рф Цена юридического поручения, или Сколько стоит доверенность у нотариуса на представительство в суде Зачастую текст доверительной документации требует удостоверения в нотариальной конторе. Не являются исключением и доверенности, по которым осуществляется […]
  • Как получить свидетельство о смерти по решению суда Регистрация смерти Основания для регистрации смерти Российская Федерация В соответствии со статьей 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является: - документ установленной формы о смерти, […]
  • 199 ст гпк рф Статья 199 ГПК РФ. Составление решения суда Новая редакция Ст. 199 ГПК РФ 1. Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство […]
  • Практика по ст178 гк рф Судебная практика по ст. 178 ГК РФ Поиск по делам ГК РФ Статья 167. Общие положения о последствиях недействительности сделки ГК РФ Статья 178. Недействительность сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения АПК РФ Статья 291.6. […]
  • Консультации для родителей 1 младшей группы адаптация Консультация для родителей первой младшей группы «Адаптация ребенка к детскому саду» Людмила Виноградова Консультация для родителей первой младшей группы «Адаптация ребенка к детскому саду» При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети […]
  • Как внести изменение в устав оао АО необходимо внести в устав изменения, связанные с корректировкой наименования общества (с ОАО на публичное АО). При этом в отношении общества планируется проведение выездной налоговой проверки. Возможны ли внесение в устав указанных изменений или […]