8 ответственность за экологические правонарушения

25.05.2019 Выкл. Автор admin

Тема 8. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Юридическая ответственность представляет собой обязанность правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия личностного, имущественного или организационного порядка, которые наступают для него в ответ на совершенное им виновное противоправное поведение — правонарушение. [13]

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований. [14]

В.В.Петров считает сформировавшейся и нетрадиционной эколого-правовой ответственности. [15]

Эколого-правовая ответственность является составной частью юридической ответственности в целом и обладает всеми чертами, которые ей присущи. В то же время она имеет и свои особенности, определяемые спецификой эколого-правового отношения.

Во-первых, вред, причиненный экологическими правонарушениями, в отличие от вреда, причиненного другими правонарушениями, рассматривается (с известной мерой условности) в двух аспектах:

экономическом (материальном) и экологическом (не материальном). Но в ряде случаев в связи с тем, что в сфере охраны природы возместить вред в натуре и восстановить нарушенное положение довольно сложно, а в некоторых случаях невозможно, возмещается он в денежной форме. Поэтому имущественная ответственность в данной области отношений проявляется в материальной ответственности.

Во-вторых, есть свои особенности в порядке определения размера причиненного ущерба.

В-третьих, среди мер принуждения, применяемых к нарушителям экологического законодательства, есть такие (лишение, ограничение или приостановление права пользования), которые не вписываются в рамки традиционных видов ответственности.

В-четвертых, в случае незаконного завладения природными объектами ответственность наступает не за хищение, как в случаях незаконного присвоения других объектов, например, за незаконную охоту, незаконную порубку деревьев, самовольное занятие земель, по специальным статьям 1 .

Каждая отрасль права имеет свои специфические меры ответственности. Отраслевая ответственность соотносится с юридической ответственностью как отдельное с общим.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законом;

как правоотношения между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

как правовой институт, то есть совокупность юридических норм различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранительного и др.). 2

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, (поскольку включает нормы различных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного природоохранного и др. отраслей права) выполняющий четыре основные функции:

1. стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний;

2. компенсационную, направленную на возмещение потерь в окружающей среде и восстановление здоровья человека;

3. превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений.

4. карательную, заключающуюся в применении наказания к лицу, совершившему экологическое правонарушение

Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

М.М. Бринчук считает, что объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Экологическое правонарушение в зависимости от состава может быть административным или дисциплинарным проступком, либо преступлением, за совершение которых наступает соответственно административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

К нарушителям в соответствии с КЗОТ могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор расторжение индивидуального трудового договора.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административным экологическим правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на установленный в государстве экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей среде или содержащее реальную угрозу такого причинения, за которую предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за экологические правонарушения выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения.

Виды экологических правонарушений, порядок и основания привлечения к административной ответственности за правонарушения регулируются главой 19 Кодексом РК Об административных правонарушения

В статье 554 (КоАП РК) определены полномочия уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и природных ресурсов

Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и природных ресурсов рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 122, 123, 240-249, 259-275, 291, 295-297, 301, 302 (частями первой, второй), 303 (частью первой), 304 (частью первой), 305 (частью первой), 306 (частью первой).

В соответствии со ст. 557 Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 323 (когда эти нарушения являются нарушением санитарногигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха,

В соответствии со ст. 559 Должностные лица уполномоченного органа в области ветеринарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 310 настоящего Кодекса.

Уполномоченный орган по карантину растений и его органы на местах рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 294, 307, 309 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы по водным ресурсам рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 121, 127, 276, 277, 278 (частью второй), 279-281, 314 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 121, 125, 126, 282290, 292, 294-297, 298 (частью первой), 299 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы по управлению земельными ресурсами рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 121, 250-258 настоящего Кодекса.

Одним из важнейших видов ответственности на современном этапе развития общества является гражданскоправовая ответственность.

Для гражданско-правовой ответственности характерно не всякое государственное принуждение, а только принуждение к несению отрицательных имущественных последствий, возникающих в связи с неисполнением, ненадлежащим исполнением обязанности из договора, из причинения внедоговорного вреда.

Цель гражданско-правовой ответственности состоит в восстановлении нарушенного имущественного состояния лица за счет имущества правонарушителя или лица, ответственного за правонарушение другого. [16]

Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданскоправовую ответственность подразделяют на договорную (за причинение вреда) и деликатную (неосновательное обогащение). [17]

Под таксой понимается заранее установленная расценка товаров или норма оплаты чего-нибудь. В области экологии часто таксовый метод — единственно возможный вариант исчисления убытков.

Здесь такса определяет в твердой сумме размер возмещения за каждый экземпляр незаконно добытой продукции того или иного вида. В эту сумму включается стоимость всех отрицательных последствий, возникающих в связи с незаконной добычей или уничтожением природного объекта:

— неполученной продукции (древесины, пушнины, мяса и т.д.);

— неиспользованных затрат, вложенных для улучшения природного объекта;

— расходов на восстановление прежнего состояния объекта и т.п.

Постановлением Правительства РК от 04.09.2001г. утверждены Размеры возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, исчисляемой по таксе за каждый особь (за один килограмм) в месячных расчетных показателях. Таксы определены на наземных млекопитающих, птиц, примыкающих земноводные, насекомые, паукообразные, рыбы, морские млекопитающие и водные беспозвоночные.

Например, за уничтожение снежного барса размер возмещения вреда определен 2000 расчетных показателей, сокола балабана 700 расчетных показателей, осетр, севрюга, гибриды осетровых, икровые (за один килограмм) 5 расчетных показателя и.т.д. Таксовая ответственность установлена и за нарушение лесного законодательства.

Пленум Верховного суда РК в постановлении от 22 декабря 2000г., «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» указал, что при рассмотрении гражданских дел, связанных с нарушением законодательства об охране окружающей среды, судам следует в обязательном порядке выяснять обстоятельства, свидетельствующие о наступлении вредных последствий, а также принимать меры к установлению причинителя вреда, наличия вины и причинной связи.

При невозможности установления причинителя вреда суды должны возлагать ответственность на собственника природного ресурса или иного титульного владельца, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по его охране (пункт 1 ст. 917 ГК), пункт 1. По общему правилу, вина является необходимым основанием привлечения к имущественной ответственности за причинение вреда окружающей среде, при этом в силу пункта 2 статьи 917 ГК истец освобождается от обязанности доказывания вины причинителя вреда.

Вместе с тем, судам следует иметь в виду, что в отдельных случаях допускается возложение ответственности за вред, причиненный окружающей среде, независимо от наличия или отсутствия вины причинителя.

В силу пункта 1 статьи 931 ГК, юридические и физические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для охраны окружающей среды, возмещают причиненный ими вред независимо от наличия их вины.

Вопрос о том, представляет ли деятельность физического или юридического лица повышенную опасность для охраны окружающей среды, решается судом в каждом конкретном случае самостоятельно,

Обратить внимание судов, что в отдельных случаях законодательными актами прямо указано на повышенную опасность той или иной деятельности для окружающей среды.

Административно-правовая ответственность за экологические правонарушения

Основанием привлечения лица к административной ответственности является совершение им административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В КоАП РФ содержится ряд статей, закрепляющих составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8). К рассматриваемому виду административных правонарушений относятся такие противоправные деяния, как:

– несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);

– несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);

– нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);

– нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4);

– сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

– нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);

– нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13);

– нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21);

– нарушение правил использования лесов (ст. 8.25) и др.

Субъектами административных правонарушений в области

охраны окружающей среды и природопользования могут быть как физические, так и юридические лица, действие или бездействие которых может квалифицироваться как административный проступок. Для физических лиц установлены соответствующие возрастные ограничения – административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В качестве иллюстрации рассмотрим один из составов административных правонарушений, закрепленных в КоАП РФ.

Статьей 8.1 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

В данном случае речь прежде всего идет о нарушении требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» о том, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ст. 34 указанного Закона).

Несоблюдение вышеназванных, а также иных экологических требований либо их ненадлежащее исполнение при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет за собой применение мер административной ответственности – наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 100 тыс. руб.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть как физические лица (граждане, должностные лица), так и юридические лица.

Ответственность за нарушения природоохранного законодательства

Право природопользования представляет собой совокупность установленных законодательством норм и правил, обуславливающих деятельность физических и юридических лиц по использованию земли, ее недр и других природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и других жизненно важных интересов и потребностей граждан, общества и государства.

Субъекты природопользования обладают определенными правами и обязанностями, объем и состав которых определяются, в первую очередь, видом природных объектов и различным статусом субъектов права природопользования.

Хозяйствующие субъекты наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и вести свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов других предпринимателей, граждан, общества и государства.

К основным обязанностям природопользователя можно отнести обязанность рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением, применять экологически совместимые технологии, осуществлять природоохранные мероприятия, своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды и т. д.

За экологические правонарушения должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность

За экологические правонарушения установлена статьями, включенными в главу 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В их числе:

— Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (статья 8.1);
— Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (статья 8.2);
— Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (статья 8.3);
— Нарушение законодательства об экологической экспертизе (статья 8.4);
— Сокрытие или искажение экологической информации (статья 8.5);
— Порча земель (статья 8.6);
— Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7);
— Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8);
— Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (статья 8.9);
— Нарушение требований по рациональному использованию недр (статья 8.10);
— Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (статья 8.11);
— Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (статья 8.12);
— Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (статья 8.12.1);
— Нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13);
— Нарушение правил водопользования (статья 8.14);
— Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.15);
— Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21);
— Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.22);
— Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.23);
— Нарушение правил использования лесов (статья 8.25);
— Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (статья 8.26);
— Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (статья 8.27);
— Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (статья 8.28);
— Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (статья 8.28.1);
— Уничтожение мест обитания животных (статья 8.29);
— Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (статья 8.30);
— Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31);
— Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32);
— Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.33);
— Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (статья 8.35);
— Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.36);
— Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира (статья 8.37);
— Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38);
— Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (статья 8.39);
— Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41);
— Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (статья 8.42);
— Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления (статья 8.44);
— Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (статья 8.45);
— Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений (статья 8.46).

Конкретные требования, за нарушение которых наступает административная ответственность, установлены отраслевыми законами и подзаконными актами.

К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных наказаний: штраф, предупреждение, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

Экологические преступления указаны в специальной главе Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Экологические преступления», в которой содержится 18 статей, в числе которых:

Статья 246 УК РФ — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Преступность данного деяния заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Статья 247 УК РФ — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
Сущность данного деяния — производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния: создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; повлекли загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных; были совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Статья 248 УК РФ — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.
Для применения данной статьи обязательным условием является наличие следующих негативных последствий: причинение вреда здоровью человека; распространение эпидемий или эпизоотий; иные тяжкие последствия, в том числе наступление по неосторожности смерти человека.

Статья 249 УК РФ — нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.
Названная статья признает уголовно наказуемыми деяния, выразившиеся в нарушении ветеринарных правил, повлекшие по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия; нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Статья 250 УК РФ — загрязнение вод.
Статья предусматривает наступление уголовной ответственности за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния: повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству; причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных; были совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Статья 251 УК РФ — загрязнение атмосферы.
Данная статья признает преступлением нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха; по неосторожности причинение вреда здоровью человека; по неосторожности смерть человека. Критерии экстремального высокого загрязнения атмосферы воздуха определены в Инструкции о порядке предоставления информации о загрязнении окружающей среды на территории РФ, утвержденной Приказом Росгидромета от 31.10.2000 № 156.

Статья 254 УК РФ — порча земли.
Преступность этого деяния заключается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если они: повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека. Отравление почвы есть насыщение ее ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и использование ее может вызвать их гибель.

Статья 255 УК РФ — нарушение правил охраны и использования недр.
Данный состав преступления образуют нарушения правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горно-добывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, при обязательном присутствии и наступлении неблагоприятных последствий.

Статья 256 УК РФ — незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.
Уголовная ответственность наступает только в случае наличия одного из квалифицирующих признаков: причинение крупного ущерба; применение самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений; совершение в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов понимаются действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства: без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением; в запрещенных местах; в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов; в запрещенное время; с использованием запрещенных орудий лова.

Статья 257 УК РФ — нарушение правил охраны рыбных запасов.
Преступность этого деяния заключается в производстве сплава древесины, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и других лесных ресурсов, осуществлении взрывных и иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям относятся уничтожение мест нереста; нарушение экологического равновесия биосистемы; крупные убытки, связанные с восстановлением качества природной среды и численности водных животных.

Статья 258 УК РФ — незаконная охота.
Деяния могут образовывать состав преступления как при наличии причиненного ущерба, так и по формальным признакам, к которым относятся применение запрещенных средств охоты, охота на запрещенные виды, охота в не предназначенных для этого местах. Преступлением является незаконная охота, если она совершена: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Статья 258.1 УК РФ — незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации. Под незаконной добычей понимаются действия, направленные на изъятие из естественной среды обитания особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (незаконная охота, браконьерство). Содержание – действия по уходу за особо ценными дикими животными и водными биологическими ресурсами, основанные на признаках полномочий, присущих праву собственности (содержание в питомнике, садке и т.п.). Приобретение – получение предмета преступления как возмездным, так и безвозмездным способом (покупка, обмен, подарок и т.п.). Хранение – временное удержание предмета преступления для последующего распоряжения им (продажа, дарение, употребление в пищу и т.п.). Перевозка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой. Пересылка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой с использованием транспортных организаций, почты, посыльных. Продажа – возмездная передача предмета преступления третьим лицам. Преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из перечисленных выше действий.
Статья 259 УК РФ — уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ.
Критическим местообитанием является территория в определенных границах (водоема, леса, урочища, болота и т.п.), на которой обитают популяции каких-либо занесенных в Красную книгу животных или растений и которая находится в состоянии, близком к невозможному для обитания на ней этих организмов.

Статья 260 УК РФ — незаконная рубка лесных насаждений.
Преступный характер заключается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере; незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере; в особо крупном размере; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Статья 261 УК РФ — уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Согласно данной статье преступлением является уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности; уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если они причинили крупный ущерб.

Статья 262 УК РФ — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Главное отличие данного состава от состава административного правонарушения — причинение значительного ущерба. При этом значительность ущерба зависит от конкретных обстоятельств и определяется при рассмотрении дела с учетом: категорий особо охраняемых природных территорий и объектов; их экономической и социальной значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам; их количества и других обстоятельств, повлекших вредные последствия.

Статья 358 УК РФ Экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Санкции вышеуказанных статей предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного причинения вреда.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.

Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 ГК РФ). В этих случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

С учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями. Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

В случае отсутствия такс и методик определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).

Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I — IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.

Опасность причинения вреда окружающей среде в будущем может являться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).

Еще по теме:

  • 6 ст 243 тк рф Статья 243. Случаи полной материальной ответственности Статья 243. Случаи полной материальной ответственности 1. Привлечение к материальной ответственности работника, причинившего работодателю ущерб при исполнении трудовых обязанностей, осуществляется в […]
  • Заявление в загс на отказ от ребёнка Возможен ли отказ от установления отцовства? Я хочу отказаться от ребёнка. Ребёнку на данный момент 8 лет.он не мой. Ситуация осложняется тем что начал встречаться с девушкой когда она уже была беременна. После рождени ребёнка через полгода мы вступили в […]
  • Соц сеть юристов Соц сеть юристов Тогда заходи и мы обязательно поможем!Внимание! В связи с большим количеством обрашений мы переехали на новый VIP сервер Пожалуйста, подождите. Если сайт долго не загружается,перейдите по ЭТОЙ ссылкесамостоятельно. Социальная сеть […]
  • Как заполнять 8 раздел ндс Как заполнить раздел 8 в декларации по НДС Кому следует вносить данные в раздел 8 в налоговом отчете по НДС? Раздел 8 в налоговой декларации по НДС (действующую ее форму утвердил приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected]) предназначен для отражения […]
  • Закон украины про земельный кадастр О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном земельном кадастре" относительно расширения перечня лиц, осуществляющих внесение сведений в Государственный земельный кадастр и предоставление соответствующей информации из него ВноситьсяКабінетом […]
  • Пятый раздел единого плана счетов Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, […]