Что такое моральный долг определение 8 класс

05.03.2019 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Что такое моральный долг определение 8 класс

Данный урок обогатит представление учащихся о сути морали, поскольку посредством категорий «долг» и «совесть» мораль обретает, по выражению философов, свой наиболее полный смысл, а именно характеризуется как неотъемлемое свойство человеческого поведения.

1. Способствовать углублению знаний учащихся об основных нравственных категориях — мораль, долг, совесть.

2. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; смысловое чтение, восприятие учебного текста; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Слайд (плакат) с текстом определения понятия «совесть» из словаря В. И. Даля, учебник.

План изучения нового материала

1. Сущность и две стороны понятия «долг».

2. Совесть — самоконтроль человека.

Варианты организации учебной деятельности

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель проводит беседу по вопросам рубрики «Вспомним».

Содержание первого и второго разделов § 8 фактически составляет единое целое: речь идёт о понятии «долг». В учебнике материал представлен двумя разделами только с целью рационального распределения объёмов текста. Вначале характеризуется суть понятия, затем — его аспекты, на которые традиционно указывает этика, — долг общественный и долг моральный(в учебнике они названы двумя взаимосвязанными сторонами долга).

Прежде всего учитель поясняет, что на данном уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие суть морали, — долг и совесть. Благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля — совести — человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

Чтобы развить тему, можно отметить, что в человеке, как давно замечают мыслители, борются две разнонаправленные силы — эгоизм и альтруизм (бескорыстие, человеколюбие). Между этими силами идёт вечная борьба. Полем битвы служит человеческая душа. Уровень душевного развития показывает, насколько человек преодолел в себе эгоистическое начало и приблизился к духовному. Степень продвижения находит своё выражение в наличии у человека совести и нравственности в поведении. Поэтому и говорят, что мораль есть анатомия души.

1. Самостоятельное изучение школьниками разделов «Что такое долг» и «Долг общественный и долг моральный».

Вначале учитель предлагает классу в качестве проблемного задание 1 рубрики «В классе и дома». Это поможет создать определённо направленную мотивацию деятельности. Аргументированный ответ школьники смогут дать только после проработки учебного текста.

Содержание разделов предполагает выделение трёх этапов работы с текстом.

На первом этапе школьники изучают всю вводную часть параграфа до раздела «Что такое долг» и выполняют следующее задание: охарактеризуйте различные взгляды на происхождение морального долга. При проверке его выполнения на доске можно зафиксировать три взгляда: религиозный, биологический («общественный инстинкт»), атеистический.

Второй этап полезно начать с мобилизации личного опыта учащихся с помощью следующих вопросов: что такое долг? Какой смысл вы вкладываете в это слово?

Школьники могут отметить, например, что долг человека состоит в необходимости что-то сделать, причём сделать обязательно. Выслушав ответы, учитель предлагает учащимся разобраться в том, как наука этика характеризует понятие «долг». Школьникам даётся задание проработать материал раздела «Что такое долг» и охарактеризовать сущность этого понятия. Целесообразно посоветовать учащимся придерживаться определённого плана:

1) охарактеризовать основные черты понятия «долг»;

2) объяснить, что означают слова «объективный характер долга»;

3) объяснить, каковы могут быть последствия нарушения долга.

Свои ответы учащиеся иллюстрируют примерами.

Важно, чтобы школьники отметили, что долг определяется как внутренняя черта личности, как чувство необходимости поступать только так, как требуют нормы морали.

Учитель может сообщить, что в философии существует множество других определений понятия «долг», так как оно является чрезвычайно широким, универсальным. Для примера можно привести (записать на доске) короткое определение, которое принадлежит великому немецкому философу Гегелю (1770—1831): «. Совершать правое и заботиться о собственном благе и благе. других». Следует спросить учащихся, как они понимают слова «совершать правое». Выясняется, что речь идёт о правильных, справедливых, честных поступках. Учитель может обратить внимание школьников на то, что философ видит долг человека как в заботе о себе, так и в заботе о других, т. е. фактически не разделяет, а, напротив, объединяет оба направления заботы. Подобная концепция долга полностью соответствует той, с которой учащиеся познакомились в ходе работы с текстом учебника.

Третий этап заключается в работе с разделом «Долг общественный и долг моральный».

В этике принято выделять два аспекта, или две стороны понятия «долг» — долг общественный и долг моральный. Обе стороны неразрывно взаимосвязаны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности.

Далее учащимся предлагается изучить текст раздела, подготовить ответы на вопросы 3, 4 рубрики «Проверим себя», а затем коллективно обсудить ответы.

В хорошо подготовленном классе можно предложить ряд дополнительных вопросов: почему возникла идея выделения двух аспектов, двух сторон единого понятия «долг»?

Почему долг общественный и долг моральный неразрывно взаимосвязаны и вместе с тем различны? В чём состоят их различия? В чём состоит высшее проявление морального долга? Почему утверждают, что нет ничего крепче морального долга?

Весь необходимый для ответа материал учащиеся могут найти в тексте учебника. Обсуждение ответов проводится отдельно по каждому вопросу. Обычно учащиеся правильно отмечают, что выполнение морального долга требует осознанности, добровольности, мужества. Однако при этом упускают самый важный момент — предъявление моральных требований к самому себе. Это, как подчёркнуто в учебнике, является главным в характеристике сути морального долга.

Закрепить изученное можно, вернувшись к заданию 1 рубрики «В классе и дома», которое было предложено в начале урока. В случае затруднения следует отметить, что слова Володи (героя пьесы) могут быть вполне искренними, но они наивны. Такую позицию принято называть искренним заблуждением, так как его заявление об отсутствии долга перед окружающими, конечно же, самообман. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что такое долг.

2. При изучении второго вопроса также возможны различные варианты организации учебной деятельности. Но в любом случае важно помнить об особенностях самого объекта изучения — так называемой тайне совести.

Рационального объяснения этому феномену этика, по признанию самих философов, дать не может. Предполагается лишь, что совесть «живёт» в душе человека, т. е. где-то между сознанием и глубоко скрытыми душевными ощущениями. А тайну души ещё никто не раскрыл.

Однако у педагога есть выход: обратив внимание учащихся на ситуацию с загадкой совести, он может сослаться на философов, которые предлагают в таких случаях пользоваться примерным определением понятия.

Первый этап. Учащиеся читают фрагмент соответствующего раздела учебника до слов «А теперь давайте вернёмся к теоретическим вопросам. ». Достаточно увлекательный рассказ (о судьбе великого педагога Я. Корчака) поможет создать необходимый эмоциональный настрой и подготовит учащихся к восприятию материала о роли совести в жизни личности. Школьники отвечают на следующие вопросы: как вы можете объяснить поступок Я. Корчака? Можно ли его поступок назвать выполнением общественного долга? Объясните вашу позицию. Беседа поможет понять, что поступок Корчака находит своё наиболее убедительное объяснение именно с позиции морального долга.

Прежде чем класс перейдёт к проработке второго фрагмента раздела, учитель знакомит учащихся с определением понятия «совесть» из словаря В. И. Даля (демонстрируется подготовленный заранее слайд) и предлагает следующие вопросы: почему писатель приводит такие многогранные определения? Разъясните смысл каждого определения. Что хотелось бы вам самим добавить к определению понятия «совесть»?

На втором этапе предполагается проработка теоретической части раздела (включая и материал рубрики «Документ»). При этом целесообразно предложить классу вопросы 5, 6 рубрики «Проверим себя».

Закрепить изученное помогут задания 3—5 рубрики «В классе и дома».

Домашнее задание: § 8 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома»; работа с рубрикой «Говорят мудрые» и определение своей позиции.

Список литературы, для учителя приводится в рекомендациях к уроку 9.

Моральный долг. Примеры из жизни

Современный человек ведет активную жизнь, контактируя каждый день с другими людьми. На него как на члена общества налагается определенный долг, который он должен выполнять, взаимодействуя в социуме.

Понятие долга

Долг — понятие многоплановое и может пониматься совершенно по-разному. Прежде всего, следует уяснить, что, вступая в контакт с окружающими людьми, человек приобретает объективные обязанности. Заключаются они в том, что на человека возлагается ответственность за совершение тех или иных поступков в отношении других людей. Притом совершенно неважно, какой статус в обществе занимает человек и чем занимается. Ответственность обнаруживается даже в самых простых действиях – к примеру, если нужно обратиться к врачу, то в любом случае сначала требуется записаться на прием, занять очередь в больнице, соблюсти нормы поведения в общественном месте…

Помимо этого, практически у каждого человека есть близкие люди, коллеги, друзья, и со всеми ними его связывают объективные обязанности и, как следствие, определенный долг. К примеру, гармоничные отношения в семье сложно представить, если все ее члены не будут выполнять определенные объективные обязанности по отношению друг к другу. Вообще, по-другому жизнь в социуме тяжело представить, в любой сфере деятельности следует поступать по совести и долгу.

Общественный и моральный долг

Как правило, понятие долга имеет две стороны. Человек, исполняющий необходимые объективные обязанности, подвержен общественному долгу. Данный тип долга проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека – дома, на учебе, на работе, в обществе друзей и т.д.

Моральный долг человека имеет под собой иную природу. Он проявляется тогда, когда человек превращает внешние моральные требования в личную задачу. Здесь нет места постороннему влиянию и указам, личность сама осуществляет индивидуальный моральный выбор на основе собственных убеждений. В этом случае человек не ограничивается одной только осведомленностью о нормах морали, он ставит себе цель следовать им, во что бы то ни стало.

Зачастую перед принятием морального долга человек внутренне борется со своими противоречиями. Но когда моральный выбор сформирован и становится частью сознания личности, появляется одухотворение, а также силы и мужество для совершения поступка. Высшее проявление морального долга ознаменовывается преодолением внутренних барьеров в пользу выбора совести и морали. В этом случае человек уверенно начинает следовать к своей цели.

Примеры морального долга

В большинстве случаев выполнение морального долга основывается на трех основных мотивах. Когда долг воспринимается как:

Данный мотив имеет достаточно распространенную природу. Например, когда два человека вступают в брак, они обязуются поддерживать друг друга, как говорится, и в беде, и в радости, а также хранить верность на протяжении всей жизни.

Для многих людей моральный долг имеет форму благодарности. Например, признательность мужа за рождение первенца жене или благодарность родителям за реализацию в жизни.

Редкий, особенно ценный мотив для совершения морального долга. Основывается, как правило, на личностных качествах самого человека, таких как милосердие, неравнодушие, обостренное чувство справедливости. Например, волонтерская деятельность. Данный моральный долг из жизни ярко демонстрирует осознанное желание помочь другим людям. Члены волонтерской или добровольческой организации на безвозмездной основе оказывают помощь различным категориям граждан, не считаясь со своими силами, временем и возможностями. Можно сказать, что они действуют по зову и велению сердца, оставаясь неравнодушными к чужой беде.

Свойства долга

У каждого человека в жизни возникало чувство долга. Ощутить его можно тогда, когда человек чувствует и понимает, что он может и должен сделать что-то очень хорошее и полезное для других людей. Его никто не заставляет совершать красивые поступки, это желание идет изнутри. Как понять, что это именно та ситуация, которая требует выполнения морального долга от человека? Для начала следует разобраться в свойствах долга.

Человеку следует осознать, что он должен оказать помощь и что он может это сделать. Что если он бездействует и не помогает, то тоже совершает поступок, только плохой, основывающийся на таких качествах характера, как трусость, равнодушие, лень.

2. Интерес в исполнении.

Человек должен понимать, что оказание помощи людям, если это в его силах, входит и в его интересы. Ведь такая помощь облагораживает человека, дает ему моральное удовлетворение от выполненного долга, гордость за себя, делает его сильнее и добрее.

3. Добровольное принятие.

Человек сам принимает решение о совершении морального долга, отталкиваясь только от своих личных убеждений. Его никто не принуждает, он сам хочет этого.

Чем руководствоваться в ситуациях морального выбора?

Прежде всего, следует:

  1. Распознать ситуацию и прояснить ее.
  2. Составить все варианты морального выбора.
  3. Проверить каждый выбор, задав три вопроса:
  • «Законно ли это действие?».
  • «Правильно ли это действие?».
  • «Принесет ли пользу другим людям это действие?».

4. Принять решение.

5. Проанализировать решение, задав два вопроса:

  • «Как отразится на мне это действие?».
  • «Как я себя почувствую, если не совершу это действие?».

6. Совершить действие.

В этой ситуации важно не оправдывать себя в безнравственном выборе. А для этого нужно четко понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Долг и совесть

Большинство моральных выборов в нашей жизни диктуется именно совестью. Для цивилизованного человека обязанности и долг имеют огромное значение, но только совесть определяет, как правильно поступить личности. Поэтому совесть является внутренним моральным самоконтролем, основывающимся на глубоком познании своей ответственности и долга.

Бытует мнение, что совесть не относится к рассудку человека, а является сугубо личным чувством. И не во всех случаях человек может трезво осознать, почему совесть позволяет ему совершать те или иные поступки, а некоторые запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль дает человеку ощущать себя в гармонии с окружающим миром, ведь когда он действует по велению совести, он уверен, что поступает справедливо и честно.

Как гордо звучит заявление: «Я буду поступать по совести!»… Если бы не она, то человечество ожидало бы ужасные последствия, а так мир держится на поступках хороших людей.

Заключение

С одной стороны, совесть как внутренний регулятор проверяет действия человека и выступает в качестве главного основания для выполнения морального долга. С другой — между долгом и совестью может произойти конфликт, так как иной раз интересы самого человека не совпадают с общественными интересами. Понять, кто прав — долг или совесть, можно лишь с учетом всех обстоятельств и в зависимости от правильной личной интерпретации слова «долг».

Что такое долг?
Что такое объективные обязанности?
Какие стороны предлагает наука различать в долге?
Что такое моральный долг?
Кто контролирует и оценивает исполнение долга?
Что такое совесть?
Учебник обществознания 8 класс.

Ответы дать точные и правильные!

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Котовасия4772 24.11.2014

Ответы и объяснения

Ответы и объяснения

Проверенный ответ

Долг — это обязательство, а также денежные средства или другие активы, которые кредитор передаёт заемщику с условием их возврата в будущем и выплаты вознаграждения. Долг позволяет физическим или юридическим лицам совершать те операции, на которые у них иначе не хватило бы финансовых возможностей.
Объективные обязанности — это такие обязанности, которые человек может выполнить, то есть они реальные, земные и посильные ему.
Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный.
Моральный долг — это когда совесть не позволяет не сделать то, что обещал или должен.
Контролирует и оценивает исполнение долга — совесть!
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувство вины или «угрызения совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

Моральный долг

Нравственность — один из самых важных и существенных факторов общественной жизни. Категория долга — одна из ключевых в этике. Понятие и сущность морального долга. Проблема отношений между моральным долгом и конкретными обязанностями человека и гражданина.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нравственность — один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Смысл нравственности заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Этика — (греч. ?ийкьн, от др.-греч. ?ипт — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности Словарь по этике ОНЛАЙН // moralphilosophy.ru. .

Одной из ключевых в этике является категория долга. Она тесно связана с понятиями свободы и ответственности. Признано, что истолкование природы и происхождения понятия «долг» является одной из самых сложных проблем этики.

Однако само слово «долг» в последние годы стало исчезать из русского лексикона. Сегодня в России нередко можно услышать такое нравоучение: «Никто на всей Земле ничего никому не должен!». А ведь человеческий социум нашими далёкими предками создавался для взаимопомощи людей друг другу. И эта взаимопомощь была долгом каждого. Если бы наши предки не ощущали этого, само общество, социум, не могло бы возникнуть.

Целью настоящей работы является рассмотрение морального долга как категории этики.

1. Понятие и сущность морального долга

Долг — это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться более значимой воле, чем собственная Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — М.: Академический Проект, 2006. — С. 62.. «Долг, — сказано в словаре В.И. Даля, — всё должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его». Ключевым словом здесь является слово «обязанность». Человек, по Далю, безусловно, обязан Богу, государству, семье. Как обычно своё определение понятия он иллюстрирует пословицами и поговорками, которые характеризуют отношение русского человека к долгу:

· «Долг не ревёт, а спать не даёт»,

· «Долг платежом красен»,

· «Должно жить, как Бог велит»,

· «Не всё должно, что можно» Толковый словарь Даля ОНЛАЙН // slovardalja.net..

Можно выделить два вида долга, которые в реальной жизни тесно переплетаются: эмпирический и моральный.

Эмпирический долг представлен множеством разновидностей: долг родительский и детский, братский и дружеский, долг перед родиной, профессиональный долг.

Моральный долг — это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале — ко всем живым существам.

Заметим, что следует отличать при осмыслении категории долга производственных, политических, воинских, гражданских и иных обязанностей человека от морального долга в собственном смысле, означающего безусловное уважение человеческого достоинства в каждом индивиде, утверждение гуманности общества.

Известны различные подходы к пониманию сущности морального долга, определяемые мировоззрением. Религиозное мировоззрение усматривает основу долга в божественных заповедях; атеистическое — в самой природе человека, в априорном моральном законе, в естественном стремлении человека к получению удовольствия, наслаждения. Соответственно разные философы по-разному отвечают на вопрос: кто правомочен определять содержание долга: совесть, общество или моральное чувство индивида.

Важной вехой развития содержания морального долга в истории этической мысли было творчество Иммануила Канта (1724-1804). Кант — философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического» или «трансцендентального», идеализма. Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792). К ним примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «Религия в пределах только разума» (1793) Калинников Л.А. И. Кант о специфике морали и ее роли в системе нравов // Кантовский сборник. — 2009. — № 2. — С. 61. . Кант делает попытку всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые он в «Критике чистого разума» сформулировал так:

«1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?»

И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)» Кант И. Критика чистого разума. — М.: ЭКСМО, 2010. — С. 661..

Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» Там же. — С. 499.. Согласно Канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Подобно другим способностям человека, чувство долга, согласно Канту, является непознаваемым в своих истоках. Но мы не можем отрицать разумного характера нравственного долженствования. Разве не разумно то, что нравственный долг повелевает любить друг друга? Разве не разумно его требование уважать себе подобных? Исходя из этого, Кант делает вывод о том, что нравственный долг — это проявление практического разума, который обладает безусловным приоритетом по отношению к разуму теоретическому.

Согласно Канту, нравственное чувство должно быть опосредовано долгом, ограничено им. А долг — это нечто безусловное и самодостаточное. Ю.Э. Соловьев пишет: «Нравственность, по Канту, не может быть обусловлена ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к счастью или наслаждению» Соловьев Э.Ю. Кант: знание, вера и нравственность // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). М.: Прогресс, 1991. С. 74.. Нравственное поведение, утверждает он, вообще не может иметь внешних мотивов. А в качестве единственного внутреннего мотива такого поведения он признает только долг. Нравственно человек поступает тогда, подчеркивает Кант, когда действует вопреки склонности, расчету и т.п. И такая этика называется этикой ригоризма.

Для исследования понимания категории морального долга современными авторами, приведем некоторые встречающиеся в литературе определения морали.

Мораль — система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. — М.: Наука, 1986. — С. 34, 56, и др..

Другое определение морали дает В.А. Макеев: «Мораль (нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.» Макеев В.А. Этика и мораль в корпоративных отношениях // Власть. — 2011. — № 1. — С. 59..

Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях Хазыкова Т.С. Ответственность личности как социально-психологический феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2009. — № 6. — С. 36..

Обобщая приведенные мнения, можно сделать вывод, что моральный долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

2. Проблемы реализации морального долга

Отношения между моральным долгом и конкретными обязанностями человека часто являются напряжёнными, конфликтными. Например, воинский долг требует убивать врагов, а моральный — говорит «не убий»; моральный долг говорит человеку: «не сотвори себе кумира», а окружающая жизнь заставляет поклониться «золотому тельцу» и т.д. В этой связи очень важны вопросы реализации морального долга.

Проблемы реализации морального долга рассмотрим применительно к работникам юридического труда.

Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста. Профессиональный долг юриста — совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Как составная часть общественного долга профессиональный долг юриста — основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности.

Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении Нравственность для XXI века. Сборник статей (Серия Ответственное образование). — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 88..

Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг юриста — средоточие (центр) связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы — в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу (коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.

Профессиональный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права — внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закреплена и моральная оценка поступков юристов. Для законодательства современной России характерно единство правовых и моральных предписаний Чеботарев Г.Н. Защищать права граждан — нравственный долг юристов // Российский юридический журнал. — 2006. — № 1. — С. 55..

Нельзя отождествлять профессиональный долг юриста с его юридической обязанностью. Юридическая обязанность юриста связана с его компетенцией, которая четко определена нормами права и влечет государственное принуждение в виде различных юридических санкций в случае ее неисполнения. моральный долг обязанность этика

Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что:

· включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные требования (обязанности), предъявляемые к его профессии;

· профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость Горбатова М.К., Домнина А.В. Тенденции формирования профессионального правосознания студентов-юристов в современной России // Пробелы в российском законодательстве. — 2010. — № 1. — С. 50..

Например, профессиональным долгом следователя (нравственной обязанностью и обязанностью, имеющей правовой характер) является установление и правильная оценка фактов, свидетельствующих о том, что лицу, вероятно, известны какие-либо относящиеся к расследуемому делу обстоятельства. При этом необходимо исключить необоснованный вызов на допрос, что приводит: а) к беспокойству граждан; б) к бесполезной трате собственного времени.

Какие бы функции не выполнял юрист, существует множество ситуаций, когда никто его непосредственно не контролирует со стороны. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллег, если они не совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, не могут быть гарантом того, что в процессе своей деятельности конкретный юрист не нарушит свой профессиональный долг. Поэтому важнейшим элементом нравственного долга является самодисциплина.

Механизм самодисциплины (самоконтроля) охватывает: убеждения личности, постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности; чувства; привычки; самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств; самовоспитание. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной.

Самодисциплина выступает как внутренняя готовность следовать требованиям закона, присяги и приказам своего руководства, осознаваемая как внутренние побуждения, как необходимость. Самое правильное, что может требовать общество от юриста, — это готовность выполнить профессиональный долг не под давлением (от кого бы оно не исходило), а по совести, добровольно. Поэтому самодисциплина есть высоконравственное поведение, которое совершается на основе долга и совести.

Для надлежащего выполнения юристом своего профессионального долга огромное значение имеют такие моральные факторы, как совесть, честь, репутация.

Совесть — это внутреннее осознание нравственного долга и ответственности перед обществом, требующее от личности самоконтроля, строгого выполнения норм личного и служебного поведения, самокритичной оценки собственных поступков. Здесь долг и ответственность перед самим собой неразрывно связаны Белюков Д.А. «Воспитать в молодежи чувство товарищества, сознание долга и нравственной ответственности» // Военно-исторический журнал. — 2010. — № 8. — С. 73..

Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оно играет такую же роль во взаимоотношениях людей и регулировании личностью своего поведения, что и достоинство. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12. отмечено, что достоинство личности является свойством, присущим всем представителям человеческого рода, из него вытекают все неотъемлемые права и основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным положением человека, родом его деятельности и моральными заслугами, которые за ним признаются. В отличие от понятия достоинства личности, основывающегося на принципе равенства всех людей в моральном и правовом отношении, понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей. Такая оценка находит отражение в репутации. Соответственно честь требует от человека, чтобы он поддерживал ту репутацию, которой обладает сам или коллектив, в котором работает.

Честь юриста, т.е. профессиональная честь — это движущая сила всех нравственных поступков, которые проявляются при выполнении профессионального долга.

Юрист, обладающий большими государственно-властными полномочиями, продвигаясь по служебной лестнице, должен помнить, что нельзя использовать грязных средств для достижения своекорыстных целей. У юриста всегда должны быть «чистые руки».

Долг — одна из важнейших категорий этики, раздела философской науки, занимающегося вопросами морали. Долг означает превращение требования морали, относящегося ко всему социуму, в личную задачу данного конкретного индивида, сформулированную применительно к его положению в социуме и ситуации, в которой он находится в данное время. Если моральные требования выражают отношение общества к отдельным его членам, то долг — это отношение личности к обществу. При этом личность выступает как активный носитель определённых моральных обязанностей перед обществом, которая это в той или иной степени осознаёт и выполняет в процессе жизни. Очевидно, категория «долг» неразрывно связана с другими понятиями, характеризующими взаимоотношения в обществе, такими как ответственность и совесть.

Важной вехой развития содержания морального долга в истории этической мысли было творчество Иммануила Канта. Философия нравственности Иммануила Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Долг по Канту — односторонняя и прочная цельность, реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней как принципиальность компромиссам. Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций). Кант обратил внимание на роли личного самосознания и самопонуждения в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается им как один из определенных аспектов нравственного разума.

Чувство долга определяет нравственность деятельности человека. Человек, утративший это чувство, безнравственен. Моральный долг не сводится к простому определению обязанностей, вытекающих из конкретного социального положения людей и их особых интересов. Он фиксирует критическое отношение к этим обязанностям с точки зрения моральных ценностей. Поэтому отношения между моральным долгом и конкретными обязанностями человека часто являются напряжёнными, конфликтными.

Тенденция современного развития должна заключаться в возрастании личной ответственности, чувства долга человека перед обществом, а не наоборот, как это происходит сегодня. Никакое, даже самое ускоренное развитие экономики (которого, кстати, мы тоже, увы, не наблюдаем) не оправдывает падения нравов и, прежде всего, утраты чувства морального долга соотечественниками.

Список использованной литературы

1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.

2. Белюков Д.А. «Воспитать в молодежи чувство товарищества, сознание долга и нравственной ответственности» // Военно-исторический журнал. — 2010. — № 8. — С. 73-76.

3. Горбатова М.К., Домнина А.В. Тенденции формирования профессионального правосознания студентов-юристов в современной России // Пробелы в российском законодательстве. — 2010. — № 1. — С. 50-53.

4. Калинников Л.А. И. Кант о специфике морали и ее роли в системе нравов // Кантовский сборник. — 2009. — № 2. — С. 61-64.

5. Кант И. Критика чистого разума. — М.: ЭКСМО, 2010. — 734 с.

6. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. — М.: Наука, 1986. — 245 с.

7. Макеев В.А. Этика и мораль в корпоративных отношениях // Власть. — 2011. — № 1. — С. 59-62.

8. Нравственность для XXI века. Сборник статей (Серия Ответственное образование). — М.: Аспект Пресс, 2008. — 288 с.

9. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — М.: Академический Проект, 2006. — 624 с.

10. Словарь по этике ОНЛАЙН // moralphilosophy.ru.

11. Соловьев Э.Ю. Кант: знание, вера и нравственность // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). М.: Прогресс, 1991. 345 с.

12. Толковый словарь Даля ОНЛАЙН // slovardalja.net.

13. Хазыкова Т.С. Ответственность личности как социально-психологический феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2009. — № 6. — С. 36-39.

14. Чеботарев Г.Н. Защищать права граждан — нравственный долг юристов // Российский юридический журнал. — 2006. — № 1. — С. 55-59.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Нормативные программы этики и моральный выбор личности. Систематизация объективного, общезначимого содержания этики, ее нравственно-обязывающего значения. Этика долга и добродетелей. Понятие нравственности в различных философских школах и направлениях.

реферат [25,1 K], добавлен 20.01.2015

Моральный выбор в практике работы юриста. Нравственная ценность объективного содержания долга. Моральная ценность личности в понятии чести. Профессиональная карьера в деятельности юриста. Категория моральной ответственности личности, ее мера и виды.

контрольная работа [23,9 K], добавлен 06.11.2016

Происхождение сознания долга, его структура и роль в жизни личности и общества. Этика долга И. Канта; гражданский долг и личный интерес. Понятие и становление этики, классификация этических ценностей. Основные принципы профессиональной медицинской этики.

реферат [57,2 K], добавлен 10.10.2014

Понятие долга. Этика долга И.Канта. Профессиональный долг. Справедливость. Справедливость и добро. Мыслители Древнего мира о справедливости. Равенство — исходный принцип справедливости. Истоки справедливости. Социальная справедливость.

реферат [28,6 K], добавлен 22.12.2003

Совесть — особый морально-психологический механизм, который действует изнутри души человека, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Самоконтроль. Виды совести по Э.Фромму — авторитарная и гуманистическая. Соотношение совести и долга. Совесть и стыд.

реферат [28,4 K], добавлен 09.09.2008

Моральный облик гармонически развитой личности. Понятие, сущность и структура морального выбора. Проблема соотношения целей и средств в правоохранительной деятельности. Нравственно-правовая регламентация морального выбора. Моральная ответственность.

реферат [34,0 K], добавлен 19.07.2015

История морали и этимология понятия. Основные ориентиры для выработки моральных позиций человека. Сущность оценивающей, регулирующей и воспитывающей функций морали. Понятие совести как осознания своего долга и ответственности, понятие самооценки человека.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 05.09.2009

Сущность и структура морали. Истоки нравственности. Аристотель об этике. Христианство. Этическая концепция И. Канта. Социальная сущность морали. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия.

реферат [20,4 K], добавлен 25.12.2002

Сущность таких фундаментальных понятий как «этика»,»мораль», «нравственность». Норма-элементарная клеточка нравственности. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 20.12.2007

Этика, мораль и нравственность. Моральное измерение личности и общества. Особенности функционирования морали. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов. Парадокс моральной оценки и морального поведения.

курсовая работа [39,5 K], добавлен 20.05.2008

Еще по теме:

  • Ленинский районный военный комиссариат Ленинский районный военный комиссариат Дата опубликования: 8 октября 2011 Адрес: 142700, Московская область, Ленинский район, г.Видное, ул. Лемешко, д. 15 Тел.: дежурного ОВК - 541-22-22, военный комиссар - 541-01-11, приемная ВК - 541-28-22, призывной пункт […]
  • Статья 58 федерального закона no 212-фз Страховые взносы переданы налоговикам: уже принимаются поправки Автор: М. В. Подкопаев Не успели налоговики заменить фонды в администрировании страховых взносов, как в соответствующий порядок в НК РФ уже внесены изменения. Для некоторых видов деятельности, […]
  • Закон про землю 1920 § 3. Земельное право после революции 1917 г. Земельное право в период 1917—1930 гг. Земельный строй в нашей стране был радикально изменен после революции 1917 г. II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917г. был принят Декрет «О земле»*, […]
  • Как прикрепить книгу продаж к ндс Книга покупок и НДС в 2017-2018 годах Книга покупок обязательна для применения на предприятиях в качестве налогового регистра по входному НДС. Как правильно ее составить и избежать разногласий с налоговыми органами? Следите за обновлениями нашего раздела, […]
  • Мтс проверить свой лицевой счет Как узнать задолженность по лицевому счету МТС Сегодня абоненту мобильной связи, помимо номера телефона, присваивается и лицевой счет. Причем этот инструмент позволяет клиентам компании ознакомиться с текущим балансом, чтобы вовремя погасить необходимые […]
  • Форма акта на списание основных средств рб 2018 Акт на списание основных средств - образец заполнения Акт списания основных средств - образец заполнения и бланк можно скачать на нашем сайте - отражает процесс снятия ОС с учета в организации. В этой статье вы ознакомитесь с примерами правильного заполнения […]