Дети оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы

11.10.2018 Выкл. Автор admin

SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы. Проблемы социального сиротства

Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика социально-психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики [46 с. 237].

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [42 с. 251].

Социальная структура общества и ее элементы
Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношени .

Структура культуры
Уорд Гуденау, антрополог, включил в культуру четыре вида элементов: 1. Понятия (концепты) . Они содержатся в языке, и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но раз .

Самоидентификация личности как объект социологического анализа
В условиях социокультурных трансформаций, характеризующих современный этап развития российского общества, весьма актуальным становится необходимость социального самоопределения личности. Глобальные перемены в жизни российского общества со .

Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей

Главная > Дипломная работа >Социология

ГЛАВА I . ТЕОРИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы

1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: история и современность

1.3 Нормативно-правовая база в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей

ГЛАВА II . ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

2.1 Реализация социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в Забайкальском крае

2.2 Опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края

Актуальность темы. Законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей», основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса. Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [20, с.57].

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью [3, с.11]. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная «персонофицированность» помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная «эмоциональная глухота», т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое; недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации; недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.

Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. Так, анализ опыта деятельности детских домов показывает, что в настоящее время в них применяются педагогические технологии, которые были разработаны еще 20-40 лет назад и были рассчитаны на совершенно иную социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в обществе.

Последствия отставания технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение проявляются в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции и т.д.

Обобщение современных воспитательных, реабилитационных технологий и корректирующих программ, знакомство с передовым опытом в этой области позволяет в значительной мере изменить сложившиеся стереотипы и подходы в работе с воспитанниками детских домов.

Степень научной разработанности темы. Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заложены в работах следующих авторов: Белопольской Н.Л., Выгодского Л. (психическое и социальное развитие детей и подростков) [3], Варывдина В.А., Клемантовича И.П., Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В., Климантовой Г.И., Михеевой Л.Ю., Пчелинцевой Л.М. (исследование системы социальной защиты детства) [4], Буяновой М.О., Гогоевой А.В., Меновщикова В.Ю., Савина А.Н., Зарембо Т.Ф. (организация профилактической и реабилитационной работы) и др.

Объект исследования: социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Предмет исследования: основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в социальных учреждениях Забайкальского края.

Цель исследования: изучение основ социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере деятельности социальных учреждений Забайкальского края.

Определить понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» как категорию социальной работы;

Изучить социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в историческом аспекте и на современном этапе;

Проанализировать нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;

Рассмотреть вопросы реализации социальной работы с детьми данной категории в Забайкальском крае;

Изучить опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края.

Элемент новизны: исследование социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов для применения в практике отделов образования и социальной защиты.

ГЛАВА I . ТЕОРИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория

ребенок родитель попечение социальная работа

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.

Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [21, с.13].

Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами РФ, и их ставят на полное государственное обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решается с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. Скажем, ребенка до 3 лет обычно помещают в дом ребенка. Затем его переводят в дошкольный детский дом, школьный интернат и другие государственные учебные или лечебные учреждения [16, с.86].

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей – алкоголиков [4, с.60].

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители. Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство. По отношению к ним употребляется также понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» — это сироты или те дети, которые не могут более оставаться с родителями, потому что те от них отказались, из-за болезни родителей, лишения родителей свободы, или пагубного либо пренебрежительного отношения родителей. Сюда также включают детей-инвалидов, которых родители отдали на попечение государства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, проживают в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах или интернатах, в учреждениях для инвалидов [16, c .90].

Полное государственное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает предоставление им за время пребывания в соответствующем госучреждении бесплатного питания, обмундирования и общежития или возмещение их полной стоимости при отсутствии хотя бы одного из этих видов обеспечения.

По данным на 1.01.2009 г. в России около 700 тыс. детей – сирот (из них 95% социальные сироты). Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ,ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Диагностика занимает важное место среди технологий социальной работы. Н.М. Платонова утверждает, что социальная диагностика представляет собой начальный аналитический этап основной схемы социальной работы, включающий дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей, условий и их взаимосвязи [3, с. 248].

Как считает Е.И. Холостова, социальная диагностика – многозначный термин, под которым в науке прежде всего подразумевают процесс определения и сущностной характеристики социальных явлений и процессов, который выступает как необходимая первая ступень для последующего анализа этих процессов и явлений[4 , с. 112].

Диагностика позволяет получить объективную и достоверную информацию о психологическом состоянии для дальнейшей работы над положительными изменениями в поведении детей сирот, поэтому в работе с детьми-сиротами необходимо правильно поставить диагноз и найти пути решения.

По нашему мнению, социальная диагностики определяем как комплексный процесс исследования социального явления в целях выявления, распознания и изучения причинно – следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

С психологической точки зрения социальный диагноз – это суждение о том, в каком это- состоянии находится человек, путем наблюдения за эго- состояниями, в которых находится другие люди при общении с этим человеком.

Социальный диагноз, выступающий как научное заключение о состоянии социального здоровья рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюди и изучении. Такое наблюдение и изучение предполагает не только выявление причинно- следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не стандартизируется.

Социальная диагностика включает в себя ряд эмпирических методов, таких как интервьюирование, анкетирование и другие методы. Эти методы, в общем, помогают нам лучше разобраться в ситуации, найти проблему, причины её появления. Диагностика как процесс состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение общего представления об клиенте. Следующий этап предполагает проведение общей и специальной диагностики, т.е. происходит поиск проблем и их углубленное изучение. Далее, следует построение выводов.

Главная задача диагностики заключается не только в том, чтобы поставить «точный» диагноз, а также в оказании посильной и своевременной помощи детям.

Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Л.В. Мардахаев считает, что социальная адаптация характеризует активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для социализации, самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм[2, с. 247].

Социальная адаптация является одной из ведущих технологий социальной работы с детьми сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальная работа с детьми сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей, является важной частью адаптации. Ребенку необходима особая помощь и особый подход для обеспечения в дальнейшем нормальной социализации в обществе. Так же социальная работа направлена на сведение к минимуму негативных последствий проживания ребенка без семьи. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации.

Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности так и социальных реформ. Процесс адаптации рассматривается в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др.

Проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом и т.д.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Человек как активный субъект осваивает и использует основные технологии к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические. Фактически все элементы участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью.

Одна из ступенек к социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе начинается с адаптации их к жизни в детском доме.

Период адаптации включает в себя создание позитивной обстановки, возможности для гармоничного развития, общения. Большое внимание уделяется выработке положительного отношения к требованиям дисциплины, режима дня, установление доверительных контактов с воспитателями.

Чтобы адаптация происходила наиболее благоприятно для ребенка, следует соблюдать последовательность в накоплении информации, характеризующей воспитанника. Социальная адаптация должна быть направлена на преодоление психологического барьера (настороженность, недоверие), перестройку самооценки. Особое место на данном этапе занимают беседы, тренинги, наблюдения.

Адаптация детей к условиям детского дома способствует положительный опыт общения у воспитанников: представление о групповых нормах общения, навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах учреждения и за пределами. Необходимо создать положительный эмоциональный климат в коллективе, оказать помощь ребенку в осознании своих эмоций и чувств, формировать навыки оценки и разрешения жизненных ситуаций. Большим успехом и высокой эффективностью обладают коллективное рисование, чтение сказок по ролям, игры. После занятий отмечается положительная динамика в социально-поведенческой сфере, в межличностных отношениях, эмоциональных контактах .

Особой процедурой технологизации социальной работы является коррекция. Она призвана помочь лицам, испытывающим определенные проблемы в социальном функционировании. В отличие от профилактики коррекция нацелена не на предупреждение негативного развития, а на его преодоление, на исправление отклонений от общейпринятых моделей восприятий реальной действительности и поведения в социуме. Поэтому коррекционная работа затрагивает психологическую, педагогическую, социально- средовую, этическую и другие сферы жизнедеятельности индивидуума, семьи, коллектива [1, с.186].

Коррекционная деятельность направлена на изменение к лучшему социальных процессов, протекающих в обществе, ослабление или преодоление их негативных проявлений. Коррекция призвана нормализовать психологическое состояние личности, улучшить отношения внутри семьи, коллектива. Позитивное коррекционное воздействие может активизировать процесс самопомощи лица, нуждающегося в социальной поддержке, мобилизивать его усилия на преодоление проблем.

П.Я. Циткилов считает, что социальная коррекция – это профессиональное воздействие на социальный объект с целью изменения к лучшему его психологического состояния, мотивационно – поведенческой модели и предупреждения негативных отклонений в социальном функционировании. Степень действенности коррекции во много определяется подготовленностью специалистов, использующих ее в социальной работе [5, с.150-151.].

Социальная коррекция позволяет изменить к лучшему состоянию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преодолеть негативные отклонения в его социальном функционировании. Психологическое воздействие включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства социально — коррекционной работы, которые направлены на изменение отношения детей- сирот к тому, что происходит с ними и вокруг них, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное и опираться на него.

1. Гринёва, Е.А. Технологии социальной работы с девиантной молодежью / Е.А Гринёва // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспектив: материалы III международной научно-практической конференции/ под ред. И.А. Плоховой.- Ульяновск: УлГПУ, 2014. С.183 – 188

2.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 817 с.

3.Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы /Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

4.Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, Л.И. Кононовой. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 503 с.

5.Циткилов, П.Я. Технология социальной работы: Учебное пособие / П.Я. Циткилов. – М.: «Дашков и К°»; Наука-Спектр, 2011. – 448 с.

Дети оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы

Ребенок — лицо в возрасте до 18 лет.

Безнадзорный ребенок — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный ребенок — безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с:

лишением их родительских прав;

ограничением их в родительских правах;

признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;

объявлением их умершими;

отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — система социальных, экономических, организационных и правовых мер, гарантированных органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленных на создание условий, обеспечивающих равные с другими детьми права на развитие и надлежащие условия жизни.

Дети, нуждающиеся в государственной защите — дети, родители которых неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставление детям за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающимся в учреждении среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение.

Социальные службы по обслуживанию детей — организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждане, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывающие социально-бытовые, медико-социальные, психолого-педагогические, правовые услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей, обеспечением их занятости по достижении трудоспособного возраста.

Обслуживание данной категории несовершеннолетних осуществляют центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и детские приюты.

Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семьям и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения соц. обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них: Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации.

Деятельность учреждений социального обслуживания населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.

Социальный контроль выражается в стремлении воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или или “вернуть их в общество”. Методы социального контроля включают изоляцию, обособление, реабилитацию.

Согласно Федеральному закону “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы

Проблемы социального сиротства

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей. Круглыми сиротами становятся из-за преждевременной смерти родителей, чаще всего в результате неестественных причин (несчастные случаи и т.п.), а социальными сиротами — дети, имеющие биологических родителей, которые, однако, не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем (лишены родительских прав, находятся в заключении либо в силу своего социально-нравственного облика не в состоянии выполнять родительские обязанности) [22].

Статистика свидетельствует: в России в 2012 г. за первые 6 месяцев было выявлено 52 тыс. детей-сирот; на февраль 2011 г. в России проживало 740 тыс. детей-сирот [25].

Причиной проблем социального характера является социальный статус ребенка-сироты в интернатом учреждении — он «ничей» ребенок. Пренебрежительное отношение к таким детям детей из обычных семей и самих родителей осложняет их положение. Помимо того, что дети переживают последствия дефицита внимания и жестокого обращения со стороны родителей, они еще имеют социально-педагогическую запущенность.

В большинстве случаев факт поступления в интернатное учреждение для ребенка является неожиданностью, он остается один на один со своей бедой и не имеет возможности обсудить свои переживания со взрослым, не может повлиять на ситуацию. Как следствие, ребенок проявляет протестные, депрессивные реакции, постепенно приходя к невыгодным для себя выводам: «Меня бросили, потому что я плохой. Меня никто не любит. Я никому не нужен. Никому нельзя верить. В любой момент может случиться что угодно».

Большинство детей, поступающих в интернатные учреждения, страдают от дефицита внимания и тепла со стороны родителей. Соответственно такой ребенок нуждается в надежной эмоциональной привязанности к заботящемуся о нем взрослому. Но в детском учреждении интернатного типа на одного взрослого приходится группа детей, нуждающихся во внимании. Стремясь хоть как-то удовлетворить эмоциональный голод, дети разными способами добиваются внимания к себе. Зачастую эти способы вызывают раздражение персонала, но ребенку легче перенести негативное внимание в свой адрес, чем отсутствие какого-либо внимания со стороны взрослого. Другим негативным следствием дефицита внимания становится жесткая конкуренция между детьми за «обладание» взрослым, из-за этого дети борются между собой, неудовлетворенность выливается в агрессивную напряженность внутри детского коллектива. Оберегая себя от боли «не получить», дети вырабатывают защитные механизмы, которые могут проявляться в отстраненности, внешнем равнодушии, агрессивности в отношении взрослых. Ребенок, однажды потерявший значимых взрослых, одновременно ищет привязанности и не доверяет взрослым. Отсюда амбивалентность отношения детей.

Нарушение взаимодействия с окружающими у этих детей проявляется и в нарушении границ. Ребенок плохо чувствует, насколько близко можно и нужно приближаться к другим людям, плохо разбирается в «своем и чужом». Дефицит внимания и эмоциональный голод в условиях коллективной жизни приводят к переживанию «обезличивания»: ребенку не хватает отношения «лично к себе». У него нет взрослого, который выделял бы его из остальных детей; у него часто нет вещей, принадлежащих лично ему; нет своего личного пространства, где он может остаться наедине с собой; он не имеет возможности распоряжаться ничем и никем, включая себя. Все это приводит к тому, что ребенок болезненно ревнив ко всему, что может назвать своим. Конкуренция за обладание ограниченными ресурсами объективно обусловлена закрытым типом проживания детей в учреждении. Большую часть времени дети проводят в одних и тех же стенах с ограниченным количеством людей. Дефицит внимания дополняется дефицитом элементарных сенсорных стимулов, дефицитом информационного потока в целом. И многие дети постепенно начинают восполнять многочисленные дефициты различными способами самостимуляции, «развлекают себя» ненормативным поведением (вызывая негативную реакцию), в других случаях у ребенка быстро развивается состояние апатии, впоследствии это вызывает задержку психического развития детей.

Дети в стенах интернатного учреждения, в силу влияния раннего опыта нарушенных детско-родительских отношений, имеют нарушения привязанности. Это дети, лишенные надежных, безопасных отношений со значимым взрослым и тревожащиеся по поводу отношения к ним других взрослых; дети с нарушенной самооценкой. Восприятие отношений и мира в целом у них искажено. Следствием такого мировосприятия являются трудности установления дружеских отношений, ограниченность усвоения социального опыта сиротами, снижение количества и качества моделей, конструктов поведения, доступных для усвоения, повышенная чувствительность к проявлениям негативного отношения, собственная агрессивность к окружающим. У большинства сирот, не имевших позитивного опыта семейной жизни, проявляются трудности в трудоустройстве и организации семейной жизни. У сирот некорректно сформированы модели семьи, искажены механизмы дружеских, интимных взаимоотношений, практически не развита трудовая мотивация, затруднен процесс саморегуляции, так как функции контроля и планирования принадлежат воспитателям.

Постинтернатная жизнь высвечивает стойкие иждивенческие установки: продолжительная жизнь на полном государственном обеспечении прививает им мысль о некоем долге государства и общества перед ними; они не задумываются о самообеспечении и трудоустройстве, предпочитая встать на учет биржи труда и получать пособие по безработице, — явление «привыкания к иждивенчеству детей-сирот», т.е. низкий индекс самостоятельности [8].

Интересный факт представляет собой использование детьми роли сироты «на экспорт» — в ситуациях взаимодействия вне интерната, например, можно не выучить урок («не написал сочинение, потому что книги в приюте не было»). Ярлык сироты может приносить определенную пользу, вызывая жалость и сочувствие. Такое поведение имел в виду И. Гофман, когда утверждал, что стигматизированный индивид склонен использовать свой ярлык для получения «вторичных выгод» — как оправдание своей неудачи, произошедшей по причинам, не связанным со стигмой [24].

Дети-социальные сироты не получают своего основного права — воспитываться в семье. Они живут в учреждениях интернатного типа, вследствие этого у них появляется множество проблем: это трудности в общении; они замкнуты, недоверчивы, агрессивны и обижены на свою жизнь; не умеют ничего делать в бытовом плане; привыкают быть иждивенцами, так как им гарантированы социальные пособия и в результате детям внушается отношение к себе как к маленькому божку, прививается завышенная самооценка; знание прав и отказ от обязанностей ведет к тому, что ребенок воспитывается маленьким эгоистом. Не имея духовного стержня, дети деградируют и опускаются все ниже. Но главная трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь только материальными средствами, потому что он не знает обычной человеческой радости, любви и заботы родного человека. Таким образом, проблемы социальных сирот приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется низкой социализацией воспитанников детских домов, инфантилизмом, школьной дезадаптацией (зачастую девиантным поведением), отставанием в уровне физического, психического и интеллектуального развития. Проблема социального сиротства требует непосредственного решения для воспитания в обществе достойных граждан.

Еще по теме:

  • Исковое заявление об иждивении супруги Заявление об установлении факта нахождения на иждивении Использовать заявление об установлении факта нахождения на иждивении можно и нужно, если другим способом подтвердить это невозможно. Положительное рассмотрение судом дела поможет, если другие органы […]
  • Вина не доказана статья гк Статья 56. Обязанность доказывания СТ 56 ГПК РФ 1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. 2. Суд определяет, какие […]
  • Привод в суд в ночное время Статья 113 УПК РФ. Привод 1. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу. 2. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в […]
  • Как выписать ребенка из квартиры матери и прописать в квартиру отца Инструкция по прописке и выписке несовершеннолетних детей из квартиры Выписка несовершеннолетних детей из квартиры или дома, особенно при продаже жилья, зачастую освещается как очень сложный вопрос, сопряженный с получением множества разрешений и сбором […]
  • Судебный акт в арбитражном процессе это Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы Судебные акты арбитражных судов (понятие, виды, значение) Властная деятельность арбитражного суда по осуществлению правосудия выражается в виде принимаемых им различных актов — судебных […]
  • Коап 71 самовольный захват земли Статья 7.1 КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка (действующая редакция) Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской […]