Детский сад юрист педагогам

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Вся правда о домашних детских садах

Виды образовательных учреждений. Как открыть домашний детский сад.

Повышение уровня рождаемости в стране, о котором с гордостью говорят государственные служащие, это, безусловно, хорошо. То, чего так долго добивались в нашей стране — выправление демографической ситуации, наконец-то воплощается в жизнь. Однако, с какой стороны ни посмотри, как оказалось, государство наше оказалось не готово к подобным событиям. Иными словами, за что боролись, на то и напоролись.

Количество родителей и их детей, которые остались без путевок в детские сады, а значит без дошкольного, обращаю ваше внимание, общедоступного, образования. В сложившейся ситуации, рынок услуг отреагировал незамедлительно. Спрос рождает предложение. Частные и домашние сады сегодня не редкость. Кто-то из родителей не доволен государственной образовательной программой, оснащением помещений, условиям пребывания и отношением к ребенку в муниципальных и государственных образовательных учреждениях и видит выход для себя только в устройстве своего чада в частный либо домашний детский сад. А для кого-то это просто выход в сложной жизненной ситуации, когда ребенку исполняется 3 года, маме надо выходить на работу, а оставить подрастающее поколение на время рабочего дня не с кем.

И так как такое явление, как домашний детский сад, набирает обороты, то, безусловно, есть необходимость в его анализе и разборе. Что и попробую сделать в данной статье.

1.Чтобы начать любую деятельность в нашей стране необходимо пройти процедуру государственной регистрации.

Дело в том, что согласно действующему законодательству нет такого вида детского сада — «домашний». Перечень видов дошкольных образовательных учреждений является исчерпывающим и приведен в пункте 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении:

«К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

  • детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
  • детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
  • детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
  • детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
  • детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
  • центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

Таким образом, очевидно, что под вывеской «Домашний детский сад» на базе обычной квартиры работать в рамках закона невозможно.

Конечно, как и везде, существует возможность найти лазейку, чтобы все-таки действовать легально. Можно не называться детским садом, и вообще образовательным учреждением. Закон РФ «Об образовании» содержит понятие индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, под смысл которой можно подвести и деятельность домашнего детского сада. Развивающая, воспитательная деятельность, организация досуга не требуют лицензирования. Кроме того, кружки, секции или студии при образовательных учреждениях также могут работать без лицензии. Здесь главное удачно выбрать название из списка в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности .

Минусы данной лазейки для организаторов детского сада заключаются в том, что это всё-таки лазейка. И в случае привлечения внимания к вашей организации контролирующих органов, укрыться не удастся. По сути, индивидуальная педагогическая деятельность заключается в разовой преподавательской деятельности, будь то лекция, семинар, стажировка или что-то в этом роде. Как мы понимаем, ежедневное круглогодичное воспитание нескольких дошкольников в эти рамки не вписывается. А соответственно велика вероятность того, что в ваших действиях могут усмотреть незаконную предпринимательскую деятельность. Последствия такого вердикта неутешительны.

Минусы для родителей детей, посещающих данное учреждение заключаются в том, что при такого рода деятельности ни о какой ответственности за жизнь и здоровье вашего ребенка речи не идет. Как вы понимаете, документально, ваш ребенок прослушивает лекцию или семинар в это время. Питание, сон, игрушки и прочее, и прочее не имеют места при данной деятельности. А соответственно и ответственность организатор в данном случае не несет.

2. Порядок организации и деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется Постановлением Правительства РФ от 1209.2008 г. № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении». В частности указанное Постановление указывает на то, что право на ведение образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения, зарегистрированного в установленном законом порядке, после получения лицензии и прохождения аттестации.

Однако, если вы решили организовать детский сад в жилой квартире вам следует знать, что согласно нормам Гражданского кодекса РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Кроме того помещение квартиры не отвечает Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2005 г.)

Итак, для легального ведения деятельности необходима лицензия. А для получения лицензии, прежде всего, необходимо согласовать помещение. Для оформления помещения для детского сада нужно получить немало разрешений и согласований.

Подходящее помещение — это шесть квадратных метров площади на ребенка, отдельные комнаты для игр и сна, спортивно-оздоровительный комплекс, наличие медицинского обслуживания, пожарная сигнализация (которая стоит совсем недешево, а пожарные после недавних нашумевших трагедий в детских учреждениях очень строго спрашивают), специальная мебель и оборудование. Кроме того, существует масса требований, касающихся организации питания.

Если все-таки вы получили разрешение от СЭС и пожарных, то следом нужно предоставить в Лицензионную палату образовательные и воспитательные программы, а также предъявить высококвалифицированный педагогический состав, получить аттестацию и госаккредитацию.

Очевидно, что для варианта домашнего детского сада требования невыполнимы. В российском законодательстве просто не предусмотрено такой возможности.

Существует другой вариант — это детский сад в отдельном коттедже или загородном доме. Вариантов узаконить данное учреждение в данном случае, безусловно, больше.

При осуществлении индивидуальной педагогической деятельности, под которую мы «подогнали» деятельность домашнего детского сада, не требуется лицензирование, а соответственно и согласования помещения для этой лицензии. Но полностью избежать общения с пожарными и СЭС все равно не удастся. И соответственно этот факт не в пользу организаторов учреждения. При содержании небольшого домашнего детского сада совершенно неохота платить определенные суммы в пользу государственных органов.

Минусы такой лазейки для учредителя домашнего детского сада также вполне предсказуемы. В случае поступления в контролирующие органы информации о вашей деятельности, её придется закрыть, либо узаконить в соответствии с требованиями законодательства. Судебная практика на эту тему существует, и она в настоящее время складывается не в пользу домашних детских садов.

Минусы для родителей воспитанников в данном случае актуальны, как никогда. При отсутствии государственного контроля за санитарным состоянием помещений, еды, обстановки и многого другого, рассчитывать приходится только на порядочность людей. В случае, если ваш ребенок в условиях такого домашнего детского сада получит серьезное заболевание, то контролирующие органы разведут руками. Решение об оставлении своего ребенка в руках вызывающего у вас доверие организатора учреждения принимаете только вы. Вы же за него и отвечаете. Грубо говоря, вы же не подадите в суд на соседку, которой оставили под присмотр собственного ребенка, а тот заболел коклюшем? В данном случае, ситуация аналогичная. Можно с этим сколько угодно не соглашаться, но факт остается фактом.

3. В случае, если владельцы домашнего детского сада зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, они не подчиняются органам управления образованием.

Соответственно деятельность домашних детских садов не подлежит прохождению специально предусмотренных для дошкольных образовательных учреждений проверок и не состоит на учете в органах управления образованием, в отличие от дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих свои функции на основании Типового положения о ДОУ.

То есть в данном случае организация свободна в выборе методик и программ образовательной деятельности, которые весьма и весьма разнообразны. В этом большой плюс домашних детских садов. Ежедневные прогулки, посещения музеев, театров, праздники, дни рождения, развивающие занятия, закаливающие процедуры. Продуманный, хорошо организованный домашний детский сад, где в группе не 25 человек, а 10. И где воспитатели — не мамочки, желающие устроить своих деток, а профессионалы. Где работают с каждым ребенком и, если нужно, семьей, индивидуально. Это отличное начало для вхождения ребенка в детский коллектив.

Минусов в данном случае для учредителей детского сада нет. Главное фантазия и желание дать всё лучшее детям.

Однако минусы для родителей этих детей вполне могут стать реальностью.

Если нет контроля органов образования, нет обязательной программы, то насколько вы можете быть уверенными в грамотности, предлагаемой в данном учреждении, программы? И вообще ведется ли она? Немало примеров, когда под вывеской домашнего детского сада скрывалась исключительно деятельность с целью получения прибыли без каких-либо серьезных вложений. Иными словами, деньги с родителей брали, а дети в течении дня были предоставлены сами себе в одной из комнат снимаемой для этих целей квартиры.

Как вы понимаете, в данном случае, родитель опять же просто рассчитывает на порядочность воспитателя данного учреждения.

В связи с изложенным, можно сделать некоторые выводы:

Первое, о чём должны позаботиться организатор/владелец/учредитель домашнего детского сада — это добрые отношения с родителями детей и соседями. Возможно, придется проходить через довольно неловкую процедуру «инструктажа» родителей. Просить их, чтобы они не говорили, что ребенок ходит в домашний садик, а ходит к няне или подруге. Понятно, что для поддержания хороших отношений с родителями придется затрачивать сил куда больше, чем этого требуют ведение бухгалтерии и прочие формальности. А самое главное — нужно действительно любить своё дело и серьёзно к нему подходить.

Что же касается родителей, решивших отдать своего ребенка на воспитание в домашний детский сад, отмечу, что наличие заключенного договора между домашним детским садом и родителем ребенка, в нем обучающимся, всё же лучше его отсутствия, однако принципиального значения не имеет. В случае возникновения серьезных конфликтов и проблем, данный договор не сможет защитить интересы ни вас, ни вашего ребенка, так как на сегодняшнем законодательном уровне домашний детский сад — это, прежде всего, вверение ребенка на основе доверия и «под честное слово» его работникам. Помните, что ответственность за вашего ребенка всегда лежит на вас. Хотя бы в части принятия правильного решения в отношении образовательного учреждения.

В качестве резюме хотелось бы отметить следующее: система надомных детских садов неоспоримо нужная на сегодняшний день и, конечно же, востребованная в нашей стране. Нельзя однозначно утверждать, что муниципальный/государственный детский сад — хорошо, частный/домашний детский сад — плохо, либо наоборот. И в одной системе и в другой хватает как добросовестных ответственных людей, так и непорядочных и не заслуживающих доверия. Однако, в случае должного законодательного урегулирования деятельности детских садов, отличных от государственной системы образования, явно будет больше плюсов, нежели минусов всем участникам правоотношений. Остается надеяться, что разумный подход законодателей к вопросам частного образования в России не заставит себя долго ждать, а педагогов, желающим воспитывать грядущие поколения с душой и ответственностью, станет больше.

Могу ли я работать воспитателем в детском саду с образованием «Педагог дополнительного образования»?

Моя заведующая в ДОУ утверждает,что не может сделать меня воспитателем пока я не пройду переподготовку воспитателей ДОУ. Хочу узнать необходимо ли мне проходить переподготовку или заведующая просто находит отговорки, для моего повышения?

Ответы юристов (1)

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённым Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011), предъявляются следующие требования к квалификации воспитателя (включая старшего): высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003, утверждённым Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст (ред. от 31.03.2010), специальность «Педагог дополнительного образования детей» (код 050710) отнесена к группе «Образование и педагогика».

Следовательно, имея специальность «Педагог дополнительного образования детей» Вы можете работать воспитателем без переподготовки.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Детский сад юрист педагогам

Лето – пора школьных ремонтов. Как это мероприятие прошло в вашей школе?

Качественно и быстро

Закончили, конечно, но с нарушениями и некачественными материалами

Лучше бы не начинали – стало только хуже

Еще не закончился: дети учатся, а где-то еще докрашивают и доклеивают

В нашей школе не было ремонта

Всего проголосовало: 71

Текущий номер

Конкурс открыл новых героев нашего времени

номер 41, от 9 октября 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Самые яркие моменты финала Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2018! О том, как Санкт-Петербург встречал и провожал лучших учителей страны, — в нашем специальном репортаже.

Скалолазание – спорт для всех. На первый взгляд, звучит утопично, но Роман Каляшов из Петрозаводска доказал: при правильной организации процесса до вершины дойдут даже детей с ОВЗ.

Американский педагог Рон Кларк изобрел свои 55 правил достижения успеха, когда работал в школе «в трудном контексте». Помогут ли они вам немедленно стать успешными, сказать сложно, но познакомиться с ними точно не помешает.

«Нет ничего сильнее момента, когда ты побеждаешь» — поэт Дмитрий Воденников в этом абсолютно уверен. Об этой и других тонких материях в его эксклюзивном интервью «Учительской газете».

Наши приложения

Ваш адвокат. Юридическая консультация

Пункт 19 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При этом частью 2 этой же статьи определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, статей 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи при исчислении стажа для досрочной пенсии применяются разные соответствующие списки и правила, в том числе и не действующие на сегодняшний день. Применяться тот или иной список будет в зависимости то того, какой из них действовал на период конкретной трудовой деятельности человека.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 установлено, что в целях реализации статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

— Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (по сегодняшний день);

— Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 (с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно);

— Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (с применением положений пункта 2 указанного постановления — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно);

— Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), — для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Установлено также, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости педагогическим работникам, осуществляется с применением:

— Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516;

— Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов педагогической деятельности для досрочной пенсии по старости применяются:

— Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», — для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

— Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» — для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

— Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 — для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

При ответе на ваш вопрос очень важно знать, на какие годы пришлась учеба в пединституте. Положительным ответ будет, если учеба закончилась до 1 января 1992 г.

В этом случае будут применяться правила подсчета стажа, предусмотренные Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Согласно пункту 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В рассматриваемом случае непосредственно следовала после окончания пединститута работа учителем, включенная в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (1959 г).

По непосредственно предшествовавшей работе в Доме пионеров применим также пункт 2 данного Положения, которым предусмотрена и возможность засчитывать в стаж работы учителей и других работников просвещения работу по специальности во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.

С учетом пункта 4 указанного выше положения, данные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Увы, если учеба в пединституте закончилась после 1 января 1992 г., то ответ на вопрос будет отрицательным. Так как все вышеназванные правила подсчета педагогической пенсии, действовавшие позже 1 января 1992 года, не предусматривали возможности засчитывать в стаж для досрочной педагогической пенсии время обучения в пединститутах.

Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. № 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее – Положение).

Раздел IV этого Положения регламентирует режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период.

В частности установлено, что периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее — каникулярный период), являются для них рабочим временем.

В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул (у учителя математики – 18 часов в неделю на основании приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 « О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»), и времени, необходимого для выполнения другой части педагогической работы, предусмотренной пунктом 2.3 Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Пунктом 2.3. Положения разъяснено, что другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

— выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

— организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

— время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

— периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

— выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Таким образом, продолжительность рабочего времени педагогических работников, изменению не подлежит.

Вместе с тем, поскольку в эти периоды объективно изменяется характер работы педагогических работников, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).

Основанием для уточнения перечня работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:

— раздел «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

— раздел IV Положения.

Так, в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик установлено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, необходимо исходить из того, что в указанные периоды учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующего установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.

Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Положения, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.

Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, т.е. количеством часов учебной нагрузки, которое педагогический работник имел до начала каникул.

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, как и педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Привлечение к работе в каникулярные периоды по указанным выше причинам, не совпадающие с отпуском, осуществляется на основании соответствующих распорядительных актов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени, т.е. введен суммированный учет рабочего времени в порядке, установленном ст. 104 ТК РФ.

Подобного толкования норм, регулирующих рабочее время педагогических работников в каникулярный период, придерживается Профсоюз работников образования и науки РФ в своих комментариях.

К сожалению, в письме не уточнен конкретный юридический статус детского сада. При ответе на вопрос будем исходить из того, что речь идет о школе-комплексе.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогических работников образовательных учреждений установлена постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (далее — постановление №724).

Согласно постановлению №724 педагогическим работникам образовательных учреждений установлена удлиненная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, составляющая 42 или 56 календарных дней в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, в котором выполняется работа, и от должности, которую занимает работник.

Учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, инструкторы по физкультуре, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, методисты и другие педагогические работники общеобразовательных учреждений имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней (п. 1 постановления №724).

Однако при применении постановления №724 необходимо учитывать, что для отдельных категорий работников продолжительность отпуска устанавливается с учетом условий, предусмотренных в примечаниях к приложению.

Так, примечанием 3 приложения к постановлению №724 предусмотрено, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной постановлением №724 продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием «старший» или «главный» (примечание 4).

Таким образом, для воспитателей и музыкальных руководителей, работающих в дошкольных группах школы-комплекса, ежегодный основный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.

Для других педагогических работников (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей, инструкторов по физкультуре, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования) основной отпуск должен предоставляться продолжительностью 56 календарных дней.

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для старших воспитателей должна определяться в каждом конкретном случае одновременно с учетом примечаний 3 и 4 к приложению и с учетом круга должностных обязанностей старшего воспитателя.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (часть первая ст. 196 ТК РФ). В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (часть четвертая ст. 196 ТК РФ). Как видно, решение о направлении работника для повышения квалификации работодатель принимает самостоятельно. В то же время работодатель должен принять решение о направлении работника для повышения квалификации, если это прямо предусмотрено нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (статья 196 Трудового кодекса РФ).

Создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации (пункт 5 части 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, работодатель обязан оплатить дополнительное профессиональное образование работника, если обучение является реализацией права работника на получение дополнительного профессионального образования не реже чем один раз в три года.

Согласно части 13 статьи 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

В соответствии с п.12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утвержден приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499) формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 ч, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 ч.

Должности же руководителей организаций и их заместителей поименованы в разделе II названной номенклатуры должностей.

Письмом Минобрнауки РФ от 03.12.2014 г. № 08-1933 направлены разъяснения по применению Порядка аттестации, в которых при ответе на подобный вопрос, в частности, отмечено следующее.

В соответствии с ч.4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель ( в законе речь идет и о вновь назначаемых, и о действующих руководителях ) проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой организации.

К примеру, руководители образовательных организаций высшего образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, проходят обязательную аттестацию по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.06.2014 г. № 544.

Аттестация заместителей руководителей организаций Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена.

В то же время, если основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с заместителями руководителей организаций является пункт 3 части 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), то порядок ее проведения может быть установлен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ч 2 ст. 81 ТК РФ).

В случае если руководители организаций, заместители руководителей наряду с основной работой, определенной трудовым договором, одновременно замещают должности учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, то они по желанию могут проходить аттестацию в соответствии с Порядком аттестации, обратившись с заявлением в соответствующую аттестационную комиссию о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории по должности учителя, педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя.

Согласно п.2.5. Приложения № 1 к приказу норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

Пунктом 2.6. Приложения № 1 к приказу установлено, что норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в частности, воспитателям медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5. и 2.7. Приложения № 1 к приказу).

Пункт 2.7. Приложения № 1 к приказу предусматривает, что норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6. Приложения № 1 к приказу).

Так как Ваша работа непосредственно связана с несовершеннолетними с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья, то не имеет значения тот факт, что Вы работаете в организации социального обслуживая, для воспитателей которых предусмотрена норма часов за ставку заработной платы – 30 часов в неделю. Вы подпадаете под действие п. 2.5 Приложения № 1 к приказу, с требованиями нормы часов педагогической работы – 25 часов в неделю.

Приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2010 г. № 580 «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации» утверждены следующие ведомственные награды:
— медаль К.Д. Ушинского;
— почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;
— почетное звание «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»;
— почетное звание «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»;
— почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»;
— почетное звание «Почетный работник науки и техники Российской Федерации»;
— нагрудный знак «За развитие научно-исследовательской работы студентов»;
— нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
— Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации;
— Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации.
К каждой ведомственной награде вышеуказанным приказом утверждено собственное Положение.
Так, например, Приложением № 10 утверждено Положение о Почетной грамоте Министерства образования и науки РФ.
Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (далее — грамота) награждаются работники образовательных и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работники Министерства образования и науки Российской Федерации и работники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и/или науки, за:
— значительный вклад в подготовку высокопрофессиональных специалистов и научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации работников образования и/или науки;
— внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, обеспечение единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;
— развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки, в том числе по проблемам образования, достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических проектах;
— успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности;
— постоянную и активную помощь образовательным и/или научным организациям в подготовке квалифицированных специалистов, развитии материально-технической базы, трудоустройстве выпускников образовательных организаций;
— многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и/или науки.
Грамотой награждаются работники, имеющие стаж работы в соответствующей организации или органе не менее 5 лет.
Требований к наличию определенного уровня образования не установлено.
Проблемы могут возникать на том основании, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761 н) по должности воспитатель содержит следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
Однако пункт 9 Общих положений «Квалификационных характеристик должностей работников образования» прямо предусматривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Таким образом, если Вы назначены на должность воспитателя без наличия требуемого профессионального образования, справляетесь с возложенными обязанностями, добились значительных успехов, то нет и препятствий только лишь из-за отсутствия высшего профессионального образования к представлению Вас к ведомственной награде федерального уровня.

1. Основания для зачета в стаж для досрочной педагогической пенсии времени обучения в педагогическом институте есть, но не для всех.
Подпункт 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом пунктом 2 этой же статьи определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 утверждены соответствующие:
— Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей;
— Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Основываясь на вышеуказанных нормативных актах, можно сделать вывод, что время обучения в вузе (в том числе и педагогическом) не может засчитываться в стаж для досрочной пенсии. Однако в судебном порядке вопрос о включении в стаж для досрочной педагогической пенсии времени обучения в педвузе можно решить положительно, основываясь на определении Верховного суда РФ от 08.07.2011 г. №78-В11-18, в котором, частности, указано следующее.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, статей 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Если обучение в педагогическом вузе приходилось на момент действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397) — до 1 октября 1993 года, то согласно пункту 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
С учетом пункта 4 указанного выше положения, данные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. ​
2.

  • Периоды обучения на курсах повышения квалификации могут включаться в стаж для досрочной педагогической пенсии, хотя пенсионные органы нередко не засчитывают эти периоды.
  • Досрочная трудовая пенсия по старости предоставляется гражданам, чья работа связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (постоянной повышенной эмоциональной, психологической или физической нагрузкой, высокой степенью ответственности за результаты труда и т. д.).
    Мнение органов ПФР основывается на том, что, поскольку в период обучения на курсах повышения квалификации (и в другие подобные периоды) гражданин не выполняет своих служебных обязанностей, то есть на его организм не воздействуют специфические факторы, связанные с профессиональной деятельностью, данный период (и ему подобные) не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Причем базируется данная позиция на том аргументе, что период обучения на курсах повышения квалификации (и ему подобные) прямо не указан среди периодов, подлежащих включению в рассматриваемый стаж работы.
    Однако судебные инстанции не согласны с такой трактовкой. Приводим выдержку из
    «Вопрос 30: Подлежит ли включению в стаж работы дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую, медицинскую и иную работу (ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), период нахождения на курсах повышения квалификации?
    Ответ: Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
    Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
    С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
    Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
    В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    Согласно ст. 187трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
    Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
    Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение».

    Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлено, что продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
    Воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья, установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы — 25 часов в неделю.

    Еще по теме:

    • 3 ндфл ип за 2014 год бланк Скачать бланк декларации 3-НДФЛ за 2016–2017 годы Декларация 3-НДФЛ 2017 (скачать бланк которой на нашем сайте можно бесплатно) отличается от налоговых отчетов, сдававшихся за предшествующие годы. Последние изменения в бланк декларации 3-НДФЛ были внесены в […]
    • Ленинский районный военный комиссариат Ленинский районный военный комиссариат Дата опубликования: 8 октября 2011 Адрес: 142700, Московская область, Ленинский район, г.Видное, ул. Лемешко, д. 15 Тел.: дежурного ОВК - 541-22-22, военный комиссар - 541-01-11, приемная ВК - 541-28-22, призывной пункт […]
    • Заполнить декларацию по ндс раздел 4 Как правильно заполнять раздел 4 декларации по НДС при применении ставки 0%? Раздел 4 декларации по НДС заполняется в отношении НДС, предъявляемого к вычету при подтверждении права на применение ставки 0%. Обязательным условием для внесения данных в раздел 4 […]
    • Заявление на отпуск по уходу за вторым ребенком до 1 5 лет Заявление на отпуск по уходу за ребенком - бланк и образец Заявление на отпуск по уходу за ребенком дает возможность заявителю претендовать на положенные для такого случая пособия и компенсации. Наш материал поможет быстро и без хлопот оформить этот […]
    • Содержание бывшей жены при разводе Нет детей - плати жене: алименты для супруги В каких случаях жене положены алименты? Распространяется взыскание алиментов на содержание действующей и бывшей супруги на следующие ситуации (ст. 89 и 90): Признание ее нетрудоспособной и нуждающейся в […]
    • С какого года введен материнский капитал в россии До какого года действует материнский капитал Основной нормативный акт, регулирующий программу материнского капитала, — это федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Ранее в тексте […]