Доставление и административное задержание

26.04.2019 Выкл. Автор admin

27. Доставление. Административное задержание (понятие и соотношение).

Доставление – это принудительное препровождение гражданина в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным, в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение (ст.27.2. КоАП РФ). О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по нему (ст.27.3. КоАП РФ). Какие именно случаи считаются «исключительными», закон не разъясняет. Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов (ст.27.5. КоАП РФ). В исключительных случаях могут быть установлены иные сроки административного задержания. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ст.27.5. КоАП РФ). Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания (ст.27.4. КоАП РФ). Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник (ст.27.3. КоАП РФ). О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр может производиться лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола (ст.27.7. КоАП РФ). Досмотр вещей, находящихся при гражданине (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях (при наличии достаточных оснований полагать, что при гражданине находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц) личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых. О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если в милиции имеется ориентировка с указанием примет лица, совершившего преступление либо административное правонарушение, или находившихся при нем вещей и предметов и эти приметы сходны с приметами гражданина или имеющимися у него вещами и предметами, то действия сотрудника милиции по проверке документов у данного гражданина и досмотру его личных вещей (при условии составления протокола досмотра и т.п.) следует считать правомерными. А если при гражданине не оказалось документов, то правомерно и его задержание. Вред, причиненный незаконным применением этих мер, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном ст.ст. 1064, 1069 Гражданского кодекса РФ. Если гражданин считает, что действия милиционера привели к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, то он вправе обжаловать эти действия вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Доставление, административное задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

1. Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление такого протокола — единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.

При этом важно уяснить, что доставление допускается только тогда, когда составление протокола об административном правонарушении обязательно. Дело в том, что, как будет показано далее, КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Так, протокол не составляется, если наказанием за совершенное правонарушение является предупреждение или административный штраф, не превышающий 100 руб. (а при нарушении таможенных правил — 1000 руб.), и если лицо, которому назначается такое наказание, не оспаривает ни факта совершения им правонарушения, ни административного наказания, не отказывается от уплаты штрафа. В подобных случаях доставление физического лица, совершившего административное правонарушение, в специальное служебное помещение не допускается.

Правом доставления физического лица наделены должностные лица ряда федеральных органов исполнительной власти. Это сотрудники органов внутренних дел (полиции); военнослужащие внутренних войск; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, сотрудники других федеральных органов исполнительной власти.

В ст. 27.2 КоАП РФ не только подробно перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять доставление, но и указано, в какие служебные помещения и в случае совершения каких правонарушений они могут это сделать. Так, например, доставление осуществляется должностными лицами территориальных органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Доставление производится должностными лицами органов внутренних дел также в случае обращения к ним других должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, при выявлении этих правонарушений. Доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в служебное помещение территориального органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Военнослужащими ВВ МВД России, должностными лицами ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти (министерств) или сотрудниками вневедомственной охраны органов внутренних дел, а также ФМС, ФСО, ФССП, ФСИН, ФСНКА России и др. доставление осуществляется при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, с проникновением в охраняемую зону. В этих случаях физические лица доставляются в служебное помещение территориального органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск.

Отметим, что все сотрудники органов внутренних дел (полиции) имеют право осуществлять доставление, в частности, лиц, совершивших административные правонарушения, независимо от того, находятся ли сотрудники полиции в форменной или в гражданской одежде, во время несения службы или в свободное от нес время. Таким же правом обладают военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе с преступностью, а также военнослужащие внутренних войск, исполняющие другие служебные обязанности. В настоящее время в системе МВД России сотрудники полиции руководствуются приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода»1, изданным в целях обеспечения реализации положений ст. 111 и 113 УПК РФ2, ч. 1 ст. 27.1 и ст. 27.15 КоАП РФ^.

В ст. 27.2 КоАП РФ указаны и прочие правонарушения, при совершении которых должностные лица органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск, военнослужащие пограничных органов и пограничных войск, военнослужащие иных войск, должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, должностные лица таможенных органов, сотрудники органов уголовно-исполнительной системы, должностные лица других органов вправе осуществлять доставление физических лиц для составления протокола об административном правонарушении.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. При этом, учитывая, что удаленность места совершения правонарушения от помещения, куда необходимо доставить совершившее его физическое лицо, может быть различной, законодатель не счел целесообразным устанавливать предельного срока доставления. Однако такой срок не может превышать времени, которое требуется, чтобы доставить лицо в соответствующее служебное помещение и составить гам протокол об административном правонарушении.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Таким образом, законодатель предоставил должностным лицам, осуществляющим доставление, определенную степень процессуальной свободы: они могут либо составить самостоятельный протокол о доставлении, либо зафиксировать факт доставления в протоколе об административном правонарушении (что на практике чаще всего и делается); факт доставления может быть отражен и в протоколе об административном задержании.

При этом не следует думать, что доставление физического лица для составления протокола об административном правонарушении обязательно обусловливает его последующее задержание. Административное задержание, как будет показано ниже, может быть применено лишь в исключительных, специально оговоренных в КоАП РФ случаях. Однако если в процессе составления протокола об административном правонарушении выяснится необходимость административного задержания физического лица, то доставление перейдет в задержание.

Законодатель ничего не говорит о содержании протокола о доставлении. Однако аналогично протоколу об административном задержании в протоколе о доставлении следует указать дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего этот протокол, сведения о доставленном лице, время и место доставления. Протокол должен быть подписан должностным лицом, его составившим, и доставленным лицом. Если доставленное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе должна быть сделана соответствующая запись.

Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

2. Административное задержание в отличие от доставления является уже кратковременным ограничением свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В частности, административное задержание может осуществляться для того, чтобы установить личность нарушителя, а затем составить протокол об административном правонарушении.

В ст. 27.3 КоАП РФ, регламентирующей основания и порядок административного задержания, ничего не говорится о такой его цели, как пресечение административного правонарушения. Однако ранее мы указывали, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, к которым относится и административное задержание, применяются в том числе в целях пресечения административного правонарушения.

Право на свободу и личную неприкосновенность — одно из основных конституционных прав граждан. Согласно ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Согласно ст. 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право задерживать лиц:

o подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены УПК РФ;

o совершивших побег из-под стражи; уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений; совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

o уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, до передачи их в места отбывания административного ареста;

o находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

o в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

o военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

o уклоняющихся от: исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер; следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

o допустивших нарушение правил комендантского часа, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

o незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, до установления личности, но на срок не более трех часов;

o предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, до передав их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

o в отношении которых поступило требование о выдаче, до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательном Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные ч. 4 ст. 5 Закона о полиции, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. При этом срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица, а срок административного задержания исчисляется в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии названных и других законов задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания. Или же задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено УПК РФ, имеет право на один телефонный разговор с целью уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и мосте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

С правоприменительной процессуальной точки зрения надо отметить, что сотруднику полиции также следует о каждом случае задержания:

o несовершеннолетнего незамедлительно уведомлять его родителей или иных законных представителей;

o военнослужащего уведомлять командование воинской части, в которой он проходит военную службу;

o иностранного гражданина или подданного иностранного государства уведомлять посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности. А также в соответствии с законодательством о полиции в порядке, определяемом федеральным министерством (МВД), ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Протокол подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия вручается задержанному лицу.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством РФ. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Однако административное задержание может осуществляться только при наличии административного правонарушения. Исключением является административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих их людей или их самих. Поэтому представляется незаконной получившая широкое распространение в ряде городов страны практика административного задержания лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, если только там нс установлен специальный административный режим, запрещающий нахождение лиц вне дома без документов, удостоверяющих их личность.

Административное задержание нс должно также производиться при: малозначительности административного правонарушения: целесообразности его пресечения другими способами; возможности установить его обстоятельства и личность нарушителя на месте совершения правонарушения; наличии оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа, взыскиваемого на месте совершения правонарушения.

В ст. 27.3 КоАП РФ перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание (они также пересмотрены законодателем). Его в зависимости от выявленных правонарушений вправе производить: должностные лица органов внутренних дел; военнослужащие ВВ МВД России; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции (ВАИ); военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы. Перечень конкретных должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Например, все сотрудники органов внутренних дел вправе осуществлять административное задержание лиц на срок, не превышающий 3 часов, при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел, либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Начальники территориальных ОВД, начальники их дежурных частей (дежурных смен дежурных частей), а также участковые уполномоченные полиции вправе производить задержание при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц других органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Лица, допустившие правонарушения в сфере дорожного движения, могут быть подвергнуты административному задержанию начальниками и заместителями начальников, дежурными подразделений Госавтоинспекции, командирами строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, государственными инспекторами безопасности дорожного движения (ДПС ГИБДД), инспекторами ДПС и другими сотрудниками полиции. При выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных сил РФ административное задержание вправе осуществлять должностные лица ВАИ.

При выявлении административных правонарушений в области зашиты и охраны Государственной границы РФ, во внутренних морских водах, в территориальном морс, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации административное задержание производят военнослужащие пограничных органов и пограничных войск, а также должностные лица органов внутренних дел (полиции); при выявлении нарушений таможенных правил — должностные лица таможенных органов.

Военнослужащие и должностные лица органов ФСИН России вправе осуществить административное задержание при выявлении административных правонарушений, выразившихся в неповиновении законному распоряжению военнослужащего либо сотрудника ФСИН, а также в передаче либо попытке передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях ФСИН, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. В частности, это лицо имеет право знать, за совершение какого административного правонарушения оно задержано, требовать проверки прокурором правомерности задержания и др. О заявленном требовании задержанного орган или должностное лицо должны немедленно сообщить прокурору.

Имеются определенные особенности в процедуре административного задержания различных категорий граждан.

Административному задержанию нс подлежат: действующий Президент РФ; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий; депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ; депутаты представительных органов государственной власти субъектов РФ; депутаты представительных органов местного самоуправления; судьи, прокуроры и следователи прокуратуры; сотрудники некоторых оперативных служб при исполнении ими служебных обязанностей. При этом иммунитет от административного задержания многих из указанных лиц не является абсолютным.

В ряде случаев задержание может быть применено к этим лицам, но лишь при соблюдении определенных условий (например, лишь в присутствии официального представителя соответствующего органа).

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, и лица без гражданства при совершении ими административного правонарушения подвергаются административному задержанию на общих основаниях.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице (фамилия, имя, отчество, адрес, а при необходимости — также место работы или учебы, должность), время и место задержания. Если административное правонарушение совершено должностным лицом, которое вследствие этого задержано, то в протоколе об административном задержании указание сведений о месте его работы и должности обязательно.

Поскольку законом установлены максимально возможные сроки административного задержания, в протоколе целесообразно указать как время начала, так и время окончания задержания.

Учитывая, что административное задержание может быть применено лишь в исключительных случаях, когда это действительно нужно для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу, в протоколе об административном задержании в обязательном порядке указываются мотивы задержания.

Подчеркнем, что об административном задержании в обязательном порядке составляется самостоятельный протокол. Отражать перечисленные сведения в протоколе об административном правонарушении недопустимо. Нельзя также отражать эти сведения в других протоколах об осуществлении мер обеспечения производства по данному делу.

Протокол об административном задержании подписывается составившим его должностным лицом и задержанным лицом. Если задержанное лицо отказывается подписать протокол, то в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Принуждать задержанного к подписанию протокола об административном задержании недопустимо.

Срок административного задержания в общем случае не должен превышать 3 часов. Однако имеются исключения, предусматривающие возможность более длительного задержания. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном морс, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне страны, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления его личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, также может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов.

Учитывая положение ст. 22 Конституции РФ о том, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, административное задержание на больший срок недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Задержанные должны быть освобождены до истечения максимально возможного срока их административного задержания, если отпала необходимость в дальнейшем ограничении свободы этих лиц.

В срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, включается время фактического нахождения задержанного в специально отведенных для этого помещениях до момента его освобождения или до момента назначения наказания в виде административного ареста. Если административному задержанию предшествовало доставление лица в служебное помещение для составления протокола об административном правонарушении, то срок административного задержания исчисляется с момента его доставления. В случае административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях: органов внутренних дел (полиции), ВВ МВД России, ведомственной охраны иных федеральных министерств или вневедомственной охраны территориального органа внутренних дел, военной автомобильной инспекции, пограничных органов и пограничных войск, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также в иных специальных учреждениях, создаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления задержанными лицами. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством РФ.

Лицам, задержанным в административном порядке, разрешается иметь при себе одежду, головной убор, одну пару обуви по сезону, носовые платки, протезы или костыли (инвалидам), они могут при наличии медицинских показаний пользоваться лекарственными средствами.

Лица, которые, находясь в состоянии опьянения, утратили способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, способны причинить вред себе и окружающим, содержатся в основном в медицинских вытрезвителях. Они являются специализированными учреждениями полиции, выполняющими функции пресечения таких правонарушений, как появление граждан на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказывающими лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинскую помощь.

После полного вытрезвления лица, помещенного в медицинский вытрезвитель, производится его осмотр и дастся заключение о возможности выписки. При этом срок пребывания лица в вытрезвителе в любом случае должен быть нс менее 3 часов, но нс превышать одних суток. Помещение в медицинский вытрезвитель несовершеннолетних допускается лишь в исключительных случаях, когда невозможно установить их личность и место жительства и передать родителям или лицам, их заменяющим, либо представителям учреждений, отвечающим за их воспитание и содержание.

3. Привод. Если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лица, в отношении которого ведется производство по этому делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, а их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, применяется привод указанных физических лиц, либо законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Привод осуществляется на основании определения о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела. Такое определение вправе вынести судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении.

Привод исполняется органом внутренних дел (полицией) в порядке, установленном МВД России. Сотрудник полиции, выделенный для исполнения привода, на основании имеющихся в определении сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания) обязан достоверно установить лицо, в отношении которого оно вынесено. По установлении лица, подлежащего приводу, исполнитель объявляет ему определение о приводе под расписку. Отказ от подписи с указанием мотивов отмечается в определении и заверяется исполнителем привода.

При ссылке лица, подлежащего приводу, на болезнь, лишающую его возможности следовать к месту вызова, такое заболевание должно быть удостоверено в установленном порядке врачом. О болезни, а также иных обстоятельствах, фактически препятствующих исполнению привода, немедленно извещаются судья, орган, должностное лицо, вынесшие определение о приводе.

При отсутствии у лица, подлежащего приводу, уважительной причины неявки ему объявляются сроки прибытия к месту вызова, разъясняются порядок и правила возмещения расходов, а также последствия уклонения от явки. Если лицо, подлежащее приводу, выразило желание добровольно следовать к месту вызова, у него берется письменное обязательство о явке к назначенному сроку, которое начальник органа внутренних дел (полиции) немедленно направляет судье, органу, должностному лицу, вынесшим определение о приводе.

В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу, доставляется к месту вызов;» принудительно путем сопровождения его сотрудником полиции. Применение оружия, наручников и связывание при этом категорически запрещаются. Лица, исполняющие привод, обязаны быть внимательными и вежливыми, не допускать действий, унижающих честь и достоинство доставляемого, по возможности удовлетворять его законные требования и просьбы.

Привод не может осуществляться в ночное время, кроме случаев, нс терпящих отлагательства. Привод несовершеннолетнего свидетеля, нс достигшего возраста 16 лет, производится с уведомлением его родителей либо иных законных представителей. Привод несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, также, как правило, требует уведомления названных лиц. В целях обеспечения исполнения привода или устранения причин, препятствующих явке по вызову, орган внутренних дел (полиция) в необходимых случаях обращается за содействием к администрации предприятия, организации, учреждения по месту работы или учебы лица, подлежащего приводу.

Кроме того, привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, определенном названным нами приказом МВД России. Каким именно, и где он назван?

Доставление и административное задержание

Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения.

Доставление(ст 27.2) – это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которое состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление протокола является обязательным). Данная мера связанна с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, который доставляется в специальное служебное помещение. Доставлять имеют право должностные лица ряда ФОИВ. Это сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск, военнослужащие пограничных органов, должностные лица таможенных органов , должностные лица на которых возложен контроль и надзор за соблюдением правил пользования транспортом и другие. Доставление должно быть осуществлено в максимально короткий срок. Предельного срока в КоАП нет. Однако такой срок не может превышать времени которое требуется чтобы доставить лицо в соответствующие служебное помещение и составить там протокол об административном правонарушении. О доставлении составляется протокол или делается запись в протоколе об административном правонарушении протоколе об административном задержании. Протокол подписывается составившим его должностным лицом и доставленным.

Административное задержание (ст. 27.3) – кратковременное ограничение свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу. Например, для установления личности нарушителя. Административное задержание вправе проводить должностное лицо органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск, должностные лица военной автоинспекции, военнослужащие пограничных войск, должностные лица таможенных органов и другие. По просьбе лица в кратчайший срок о его месте нахождения уведомляются родственники, администрация по месту работы, защитник. О задержании несовершеннолетних обязательно уведомляются его родители иные законные представители. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Составляется отдельный протокол, в котором обязательно указаны мотивы задержания. Подписывается должностное лицо, его составившим и задержанным. Срок административного задержания не должен превышать 3 часа. В исключительных случаях может бытьпродлен до 48 часов (нарушение порядка пребывания на территории РФ, правонарушение во внутренних морских водах, на континентальном шельфе и т.д.).

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Статья 27.3 п. 1.

необходимость обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного ареста. Статья 27.3 п. 1.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случая осуществления производства по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок задержания лица исчисляется с момента фактического ограничения свободы его передвижения и не может быть более 48 часов.

должностные лица органов внутренних дел (полиции), военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта, должностные лица военной автомобильной инспекции, военнослужащие пограничных органов и пограничных войск, должностные лица таможенных органов, военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы. Перечень конкретных должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Например, все сотрудники органов внутренних дел вправе осуществлять административное задержание лиц на срок, не превышающий 3 часов, при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Начальники городских, районных управлений (отделов, отделений) внутренних дел, начальники их дежурных частей (дежурных смен дежурных частей), а также участковые уполномоченные милиции вправе производить задержание при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц других органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Лица, допустившие правонарушения в сфере дорожного движения, могут быть подвергнуты административному задержанию начальниками и заместителями начальников, дежурными подразделений ГИБДД, командирами строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, инспекторами дорожно-патрульной службы и другими сотрудниками милиции. При выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил РФ административное задержание вправе осуществлять должностные лица военной автомобильной инспекции.

При выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации административное задержание производят военнослужащие пограничных органов и пограничных войск, а также должностные лица органов внутренних дел (милиции), при выявлении нарушений таможенных правил — должностные лица таможенных органов.

Военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы вправе осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, выразившихся в неповиновении законному распоряжению военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, а также в передаче либо попытке передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания.

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Для осуществления административного задержания, лицо доставляется в дежурную часть подразделения или органа внутренних дел, на стационарный пост ДПС, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

Задержанному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, предоставляется возможность совершить один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. По просьбе задержанного лица такое уведомление может сделать сотрудник.

Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, указанных в части 11 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

Об административном задержании, задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке незамедлительно уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании, задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 Кодекса (имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов), — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Информация об изменениях: Приказом МВД РФ от 13 августа 2012 г. N 780 настоящее приложение дополнено пунктом 196.1

В случае задержания иностранного гражданина или подданного иностранного государства сотрудником принимаются меры по уведомлению посольства (консульства) соответствующего государства.

Лицу, задержанному по основаниям, предусмотренным Кодексом, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Лицу, задержанному по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», разъясняются причина и основания задержания, а также его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

Об административном задержании, задержании составляется соответствующий протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Протокол об административном задержании, задержании подписывается сотрудником, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу , а также направляется в подразделение информационного обеспечения территориального органа МВД России на региональном уровне для формирования реестра лиц, подвергнутых задержанию.

Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение дежурный или сотрудник, уполномоченный осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр и досмотр вещей задержанного лица в соответствии с пунктами 165-172 настоящего Административного регламента.

Перед водворением в специально отведенное для этого помещение лицо, задержанное по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», а после окончания срока задержания любое задержанное лицо, подвергается осмотру, результаты которого заносятся в протокол об административном задержании, задержании.

Привод(ст.27.15) — представляет собой принудительное препровождение лица, к месту рассмотрения дела об административном правонарушении. Специфика – применяется на стадии рассмотрении дела. В тех случаях, когда лицоположено принимать участие при рассмотрении дела об административном правонарушении не явились по неуважительной причине и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному выяснению обстоятельств дела и разрешения его по существу. Соответствующее применение данной меры обеспечения оформляется определением того,кто рассмотрел дело и осуществляется органами внутренних дел. Приказом МВД утверждается инструкция о порядке осуществления привода. Привод не может осуществляться в ночное время, кроме случаев, не требующих отлагательства. Привод не достигших 16 лет – только с уведомлением родителей иных законных представителей.

Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения
Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения. Доставление(ст 27.2) – это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении,

Доставление и административное задержание

Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в при­нудительном препровождении физического лица в целях со­ставления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления право­нарушения (если составление этого протокола является обяза­тельным). Данная мера связана с кратковременным ограниче­нием свободы действий и передвижения физического лица, ко­торое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

При этом важно уяснить, что доставление допускается толь­ко тогда, когда составление протокола об административном правонарушении обязательно. Дело в том, что, как будет по­казано в следующей главе, КоАП РФ предусматривает воз­можность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Так, протокол не со­ставляется, если наказанием за совершенное правонаруше­ние является предупреждение или административный штраф, не превышающий 100 руб. (а при нарушении таможенных правил — 1 тыс. руб.), и если лицо, которому назначается такое наказание, не оспаривает ни факта совершения им пра­вонарушения, ни административного наказания, не отка­зывается от уплаты штрафа. В подобных случаях достав­ление физического лица, совершившего административное правонарушение, в специальное служебное помещение не допускается.

Правом доставления физического лица наделены должност­ные лица ряда федеральных органов исполнительной власти.

О доставлении составляется протокол либо делается соот­ветствующая запись в протоколе об административном право­нарушении или в протоколе об административном задержании

В отличие от доставления административное задержание яв­ляется уже кратковременным ограничением свободы физиче­ского лица. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспече­ния правильного и своевременного рассмотрения дела об адми­нистративном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В частности, административное задержание может осуществляться, чтобы ус­тановить личность нарушителя, а затем составить протокол об административном правонарушении.

Доставление и административное задержание
Доставление и административное задержание Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в при­нудительном препровождении физического

Доставление, привод и административное задержание (понятие, протокол, сроки)

Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление такого протокола — единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.

При этом важно уяснить, что доставление допускается только тогда, когда составление протокола об административном правонарушении обязательно. Дело в том, что, как будет показано в следующей главе, КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Так, протокол не составляется, если наказанием за совершенное правонарушение является предупреждение или административный штраф, не превышающий одного минимального размера оплаты труда (а при нарушении таможенных правил — 10 МРОТ), и если лицо, которому назначается такое наказание, не оспаривает ни факта совершения им правонарушения, ни административного наказания, не отказывается от уплаты штрафа. В подобных случаях доставление физического лица, совершившего административное правонарушение, в специальное служебное помещение не допускается.

Правом доставления физического лица наделены должностные лица ряда федеральных органов исполнительной власти. Это сотрудники органов внутренних дел (милиции), военнослужащие внутренних войск, военнослужащие пограничных органов и пограничных войск, военнослужащие иных войск, должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, сотрудники других федеральных органов исполнительной власти.

В ст. 27.2 КоАП РФ не только подробно перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять доставление, но и указано, в какие служебные помещения и в случае совершения каких правонарушений они могут это сделать. Так, например, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Доставление производится должностными лицами органов внутренних дел также в случае обращения к ним других должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, при выявлении этих правонарушений. Доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел доставление осуществляется при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, с проникновением в охраняемую зону. В этих случаях физические лица доставляются в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск.

Еще по теме:

  • Трудовой договор единственного учредителя с директором ооо Трудовой договор с генеральным директором, если он учредитель Трудовым законодательством не запрещается заключать трудовой договор с директором ООО, если он же является учредителем. В ст. 275 ТК РФ сказано, что трудовой договор с руководителем предприятия […]
  • Куплю дом в селе киевская область недорого Продажа частных домов в Киевской области Объявления продажи частных домов в Киевской области c. Петропавловская Борщаговка ул. Днепровская , 144м² г. Киево-Святошинский 144 2, к 5 соток . Продаю качественный, теплый и красивый дом в с. […]
  • Мировой суд зубцовского района Мировой суд зубцовского района Мировой судья 1-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска Аппарат мирового судьи Мировой судья Палеха Надежда Андреевна Секретарь судебного участка Панамарчук Наталья Владимировна Секретарь […]
  • Коап рф ст 1 20 Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод […]
  • Ук рб глава 24 Ук рб глава 24 Уголовный кодекс Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 275-З ; Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года ; Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года. Статья 210. Хищение путем злоупотребления […]
  • Государственная измена ст 275 ук Статья 275 УК РФ. Государственная измена Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих […]