Исковое заявление по ст 130

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Исковое заявление по ст 130

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 130 КАС РФ. Оставление административного искового заявления без движения

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

Статья 130 КАС РФ. Оставление административного искового заявления без движения

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

2. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

3. На определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

Комментарии к статье 130 КАС РФ, судебная практика применения

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ» даны следующие разъяснения:

Оставление заявления без движения. Разумный срок устранения недостатков

Частью 2 статьи 87, статьями 130, 255, 300 и другими нормами КАС РФ предусмотрено оставление заявления, административного искового заявления, апелляционной жалобы (далее в настоящем пункте — заявление) без движения.

Заявление оставляется без движения на разумный срок. При определении продолжительности данного срока судьей должно учитываться время, необходимое для устранения недостатков поданного заявления, а также время на доставку почтовой корреспонденции.

В свою очередь, лицо, подавшее заявление, должно предпринять все зависящие от него меры для устранения указанных судьей недостатков заявления и поступления в суд соответствующих документов (например, в электронном виде) либо информации об их направлении (например, телеграммы, телефонограммы и т.п.) до окончания установленного судьей срока (части 6, 7 статьи 45 КАС РФ).

Если документы, свидетельствующие об устранении недостатков поданного заявления, поступят в суд в установленный в определении об оставлении заявления без движения срок, заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд. При этом время, истекшее до поступления указанных документов в суд, не включается в срок рассмотрения и разрешения административного дела.

В противном случае заявление подлежит возвращению (пункт 7 части 1 статьи 129, пункт 2 части 1 статьи 301 КАС РФ).

Устранение недостатков — представление и вручение документов истцом

При устранении лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без движения, лицо, не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, представляет в суд необходимое число копий документов, подтверждающих исправление таких недостатков, а лицо, обладающее названными полномочиями, обеспечивает их вручение (получение) лицам, участвующим в деле (часть 7 статьи 125, пункт 1 части 1 статьи 126, часть 1 статьи 130 КАС РФ).

Указанная выше обязанность должна быть разъяснена судьей в определении об оставлении административного искового заявления без движения (часть 2 статьи 14 КАС РФ).

Статья 130 КАС РФ. Оставление административного искового заявления без движения

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

2. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

3. На определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

Статья 130. Оставление административного искового заявления без движения

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

2. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

3. На определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

Комментарий к статье 130 Кодекса административного судопроизводства РФ

В комментируемой статье установлены порядок и основания оставления административного искового заявления без движения.

Суд выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в случае, если будет установлено, что административное исковое заявление подано с нарушением требований, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 255 Кодекса, если административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок подано с нарушением установленных ст. 252 Кодекса требований к форме и содержанию административного искового заявления о присуждении компенсации, судья выносит определение об оставлении административного искового заявления о присуждении компенсации без движения.

Определение об оставлении административного искового заявления без движения должно содержать указание на основания для оставления административного искового заявления без движения, в нем должен быть установлен разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Суд не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения об оставлении административного искового заявления без движения направляет лицу, подавшему административное исковое заявление, копию такого определения.

Административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд, если указанные недостатки будут исправлены в установленный судом срок.

Если недостатки не будут исправлены в установленный судом срок, административное исковое заявление считается неподанным и возвращается со всеми приложенными к нему документами в порядке ст. 129 Кодекса.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи на определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

Аналогичные положения содержатся в ст. 136 ГПК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 24.12.2013 N 1980-О, право на судебную защиту, как оно сформулировано в ст. 46 (ч. ч. 1 и 2) Конституции РФ, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами (Постановление от 22.04.2013 N 8-П, Определения от 17.11.2009 N 1427-О-О, от 23.03.2010 N 388-О-О, от 22.03.2012 N 555-О-О и др.).

Применительно к гражданскому судопроизводству таким законом является Гражданский процессуальный кодекс РФ, положения ст. 136 которого не предполагают ее произвольное применение и обязывают судью при выявлении того, что заявление подано в суд заинтересованным лицом с нарушением установленных законом формы и содержания, оставить данное заявление без движения и, разъяснив заявителю недостатки представленных документов, предоставить разумный срок для их устранения. Неустранение указанных судом недостатков заявления, оставленного на этом основании без движения, влечет его возвращение определением суда, которое может быть обжаловано в апелляционном порядке (ч. 3 ст. 135, ч. 2 ст. 136 ГПК РФ).

Согласно ст. 334 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения (п. 1) или отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу (п. 2). Соответственно, если суд апелляционной инстанции придет к выводу о том, что определение суда о возврате искового заявления в связи с невыполнением указаний судьи, перечисленных в определении об оставлении искового заявления без движения, незаконно, то в случае, если отсутствуют основания для вынесения определения об отказе в принятии искового заявления, суд апелляционной инстанции должен вынести определение о принятии искового заявления к производству и направить гражданское дело в суд первой инстанции для его рассмотрения со стадии подготовки дела к судебному разбирательству. В этом случае исковое заявление считается поданным в день первоначального представления его истцом в суд первой инстанции.

Таким образом, ч. 2 ст. 136 ГПК РФ в системной связи с другими нормами гражданского процессуального законодательства не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 Постановления от 27.06.2013 N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» разъяснил, что судья, установив, что заявление подано без соблюдения требований, предусмотренных ст. ст. 131, 132, 261.6 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков. В случае если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю определением судьи со всеми приложенными к нему документами .

Можно ли просить суд объединить два требования в одно производство?

При обжаловании организацией двух договоров (договора аренды и договора субподряда) в связи с их неисполнением, по которым ответчиком выступает одна организация, сколько исковых заявлений следует составлять — одно или два? Можно ли просить суд объединить два требования в одно производство?
Ответ:

Согласно ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой. Соединение нескольких требований может иметь место, когда они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.
Соответственно, обжалование договора аренды и договора подряда возможно объединить в одном иске в случае, если доводы истца будут основаны на одних доказательствах. Данный вывод согласуется с п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Если же подтверждение неисполнения договоров будет основано на различных обстоятельствах, то в данном случае, по нашему мнению, обжалование договора аренды и договора подряда в одном иске будет противоречить ст. 130 АПК РФ.
До вступления в силу Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 205-ФЗ), признавшего утратившим силу п. 2 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, суд возвращал исковое заявление на основании данной нормы. Ранее АПК РФ устанавливалось: арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что в одном исковом заявлении соединено несколько требований к одному или нескольким ответчикам, если эти требования не связаны между собой. Так, например, ВАС РФ в Определении от 17.04.2009 N 4561/09 указал на то, что требования истца о взыскании процентов и пеней возникли из различных договоров займа и не объединены общими доказательствами, следовательно, не могут быть соединены в одном иске и, соответственно, исковое заявление правомерно возвращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.
С отменой п. 2 ч. 1 ст. 129 АПК РФ суд будет обязан принять исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых АПК РФ к его форме и содержанию согласно ч. 2 ст. 127 АПК РФ.
Однако при соединении в одном исковом заявлении нескольких требований, не связанных между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам, арбитражный суд в соответствии с ч. 3 ст. 130 АПК РФ вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
Что касается ходатайства об объединении дел, суд, согласно ч. 2.1 ст. 130 АПК РФ, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения. В данном случае истцу необходимо при заявлении ходатайства об объединении дел доказать, что отдельное рассмотрение дел может повлечь принятие противоречащих друг другу актов.
Таким образом, подача истцом в арбитражный суд искового заявления, в котором соединены несколько не связанных между собой требований к одному ответчику, повлечет его принятие к производству, однако арбитражным судом, скорее всего, будет вынесено определение о выделении исковых требований, не связанных между собой, в отдельное производство.

Статья 130 КАС РФ. Оставление административного искового заявления без движения (действующая редакция)

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

2. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

3. На определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 130 КАС РФ

1. Оставление административного искового заявления без движения — одно из четырех (наряду с принятием административного искового заявления — ст. 127 КАС, отказом в его принятии — ст. 128 КАС и возвращением административного искового заявления — ст. 129 КАС) процессуальных действий, которые могут быть совершены судом после подачи административного искового заявления.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень оснований для оставления административного искового заявления без движения. К ним относятся:

1) несоблюдение требований о форме и содержании административного искового заявления, установленных ст. 125 КАС.

Сведения, указываемые в административном исковом заявлении, можно разделить на:

а) необходимые — те, которые должны быть отражены в любом административном исковом заявлении (п. п. 1 — 5, 9 ч. 2 ст. 125 КАС);

б) факультативные (п. п. 6 — 8 ч. 2 ст. 125 КАС).

Соответственно, отсутствие необходимых сведений безусловно влечет оставление административного искового заявления без движения, а при отсутствии факультативных сведений суд должен проверить, действительно ли таковые должны быть отражены в административном исковом заявлении.

Может ли суд вынести определение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, в случаях, когда лицо обратилось с требованием о рассмотрении спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (ч. ч. 1 — 3 ст. 1 КАС), подав в суд не «административное исковое заявление», а «исковое заявление»? Полагаем, что нет. В этом случае применяется норма п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК: судья отказывает в принятии такого искового заявления, поскольку оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Как поступать, если в административном исковом заявлении, содержащем требования о рассмотрении спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (ч. ч. 1 — 3 ст. 1 КАС), тем не менее имеются ссылки на гражданские процессуальные нормы, в частности на нормы ГПК? Полагаем, что оставление без движения, а тем более отказ в принятии такого административного искового заявления недопустимы. Объясняется это следующим. Сама по себе ссылка в административном исковом заявлении на какие-либо правовые нормы не предрешает вопроса о квалификации спорного материального правоотношения. Главное (для разрешения вопроса о принятии к производству), чтобы такое правоотношение по своей природе было публичным. Равным образом имеет значение то, какой способ защиты избрало лицо, ищущее судебной защиты (см. комментарий к ст. 124 КАС). Если спорное материальное правоотношение носит публичный характер, если избранный способ защиты связан с защитой прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений, если требование не подпадает под перечень изъятий, предусмотренных законом (см. ч. 1 ст. 5 КАС), то ошибка административного истца в подлежащих применению нормах (в том числе и процессуального права) не может быть препятствием к судебной защите. Тем более что формально-юридически КАС и не требует от административного истца ссылаться в тексте административного искового заявления на правовые нормы законодательства об административном производстве;

2) несоблюдение требований о прилагаемых к административному исковому заявлению документах (см. комментарий к ст. 126 КАС).

Обратим внимание, что положения ч. 7 ст. 125 КАС устанавливают императивную обязанность административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями, направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Поэтому если вместо исполнения указанной обязанности административный истец приложит соответствующие копии непосредственно к самому административному исковому заявлению, суд будет обязан вынести определение об оставлении административного искового заявления без движения по п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС.

Может ли суд оставить без движения административное исковое заявление в случаях, когда административный истец не приложил документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования? Буквальное толкование п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС и ч. 1 комментируемой статьи дает на этот вопрос утвердительный ответ: законодатель снимает с административного истца эту обязанность только лишь тогда, когда последний освобожден от доказывания каких-либо обстоятельств, следовательно, во всех остальных случаях следует констатировать, что административный истец обязан приложить документы, обосновывающие его требования.

И все же полагаем, что оставление административного искового заявления без движения по этому основанию изначально противоречит принципу диспозитивности, поскольку представление доказательств является субъективным правом административного истца и все неблагоприятные последствия такого непредставления могут заключаться исключительно в вынесении судом решения об отказе в удовлетворении административного иска. Нельзя также не учитывать, что, проверяя наличие письменных доказательств, обосновывающих основание административного иска, суд решает не свойственную стадии возбуждения судебного дела задачу по определению предмета доказывания. Поэтому считаем, что оставление административного искового заявления без движения по мотиву нарушения требований, установленных п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС, недопустимо.

Определение об оставлении административного искового заявления без движения должно содержать указание на конкретное нарушение, допущенное административным истцом. Кроме того, в определении суд обязан установить точную календарную дату, не позднее которой должны быть устранены выявленные недостатки. Эта дата определяется судом самостоятельно, при этом должно учитываться требование закона о том, что срок для устранения недостатков должен быть разумным. При определении срока суд принимает во внимание характер выявленных недостатков, продолжительность действий, необходимых для их устранения, а также сроки прохождения почтовой корреспонденции.

По непонятной причине в КАС отсутствует институт продления процессуальных сроков (см. гл. 8 КАС). Полагаем, что законодатель не намеренно отказался от этого института, — продление срока обеспечивает реализацию права на судебную защиту в случае, когда возникают обстоятельства, препятствующие совершению определенного процессуального действия к установленному моменту времени. Поэтому полагаем, что применительно к случаю, когда административный истец не укладывается в установленный судом срок для устранения недостатков, он вправе заявить ходатайство о продлении такого срока, сославшись (в порядке межотраслевой аналогии) на норму ст. 111 ГПК.

Срок, в течение которого суд должен вынести определение об оставлении административного искового заявления без движения, напрямую КАС не регламентирован, но по смыслу ч. 1 ст. 127 КАС такое определение должно быть вынесено в пределах срока, в течение которого суд обязан вообще рассмотреть вопрос о принятии административного искового заявления к производству. Следовательно, определение об оставлении искового заявления без движения должно быть вынесено в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

Обратим внимание, что ч. 1 комментируемой статьи допускает наличие специальных правил, которые суд будет применять при несоблюдении административным истцом требований о форме и содержании административного искового заявления, а также о прилагаемых к административному исковому заявлению документах. Эти правила вообще могут исключать действие института оставления административного искового заявления без движения. Например, в рамках производства по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией ВС РФ, член Дисциплинарной коллегии, которому передана поступившая жалоба (обращение), в случае несоблюдения административным истцом требований, предъявляемых к жалобе (обращению), выносит не определение об оставлении административного искового заявления без движения, а определение о возвращении жалобы (обращения) — ч. 2 ст. 232 КАС.

Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется только административному истцу. При этом если административное исковое заявление было подано так называемым процессуальным истцом (прокурором, органами, организациями и гражданами, предъявившими административный иск в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, — ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 40 КАС), то с целью обеспечения права на судебное обжалование копия определения также должна быть направлена и материальному истцу (тому, в чьих интересах административный иск был предъявлен).

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает правовые последствия как устранения, так и неустранения административным истцом недостатков, указанных в определении суда об оставлении административного искового заявления без движения.

Как устраняются данные недостатки административным истцом?

Если к административному исковому заявлению не были приложены документы, перечисленные в ст. 126 КАС, то соответствующие документы должны быть представлены в суд в порядке, установленном для подачи административных исковых заявлений (см. комментарий к ч. 1 ст. 125 КАС). Процессуально эти документы необходимо приложить к соответствующему ходатайству административного истца, в котором следует:

а) сослаться на вынесенное ранее судом определение об оставлении административного искового заявления без движения;

б) изложить просьбу о приобщении прилагаемых документов к материалам дела.

Если административным истцом были нарушены требования, касающиеся формы и содержания административного искового заявления, он может либо подготовить новое (исправленное) административное исковое заявление, либо восполнить его недостатки в отдельном заявлении, указав необходимые сведения. Чтобы суд мог однозначно установить, что новое административное исковое заявление подано в порядке устранения недостатков, следует отдельно изложить соответствующее заявление, сославшись на вынесенное ранее судом определение об оставлении административного искового заявления без движения. Поскольку корректировка содержания административного искового заявления затрагивает права лиц, участвующих в деле, административный истец должен приложить копии соответствующего документа для остальных лиц, участвующих в деле, либо сам направить его копию другим лицам, участвующим в деле (см. комментарий к ч. 7 ст. 125 КАС).

Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. При этом суд выносит определение о принятии административного искового заявления к производству суда по правилам ст. 127 КАС.

Если административный истец в установленный срок не выполнит указания судьи, перечисленные в определении, административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном ст. 129 КАС (второе предложение ч. 2 комментируемой статьи).

Отметим, что норма, содержащаяся во втором предложении ч. 2 рассматриваемой статьи, повторяет тот же недостаток, что и ч. 2 ст. 129 КАС: законодатель обязал суд направлять административному истцу вместе с определением также само административное исковое заявление и приложенные к нему документы. О недостатках такого подхода см. комментарий к ч. 2 ст. 129 КАС.

Копия определения о возвращении административного искового заявления направляется только административному истцу. При этом если административное исковое заявление было подано так называемым процессуальным истцом (прокурором, органами, организациями и гражданами, предъявившими административный иск в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, — ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 40 КАС), то с целью обеспечения права на судебное обжалование копия определения также должна быть направлена и материальному истцу (тому, в чьих интересах административный иск был предъявлен).

Подчеркнем: закон требует от суда — в случае когда административный истец не устранил недостатки — обязательного вынесения определения о возвращении административного искового заявления. ВС РФ применительно к аналогичному институту в гражданском процессе специально указал на недопустимость возвращения искового заявления без вынесения соответствующего определения.

К сожалению, КАС не указывает срок, в течение которого должно быть вынесено определение о возвращении административного искового заявления. Между тем применение трехдневного срока, установленного ч. 2 ст. 129 КАС, в этой ситуации невозможно, поскольку он отсчитывается со дня поступления административного искового заявления в суд. Используя аналогию закона (ч. 4 ст. 2 КАС), следует обратиться к ч. 4 ст. 128 АПК, которая в свою очередь отсылает к ч. 3 ст. 129 АПК, устанавливающей, что копия определения о возвращении искового заявления направляется истцу не позднее следующего дня после истечения срока, установленного арбитражным судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения. Очевидно, что для того, чтобы отправить копию определения, его необходимо сначала вынести. Следовательно, определение о возвращении искового заявления по основаниям ч. 4 ст. 128 АПК должно выноситься также не позднее следующего дня после истечения срока, установленного арбитражным судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения.

В то же время следует учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 93 КАС срок для устранения недостатков не будет считаться пропущенным, если документы были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня установленного процессуального срока. Поэтому в случаях, когда к моменту истечения установленного судом в порядке ч. 1 анализируемой статьи срока от административного истца вообще не поступило никаких документов, суд, по логике, должен отложить вынесение определения о возвращении административного искового заявления на срок, равный почтовому пробегу.

3. На определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба (ч. 3 комментируемой статьи).

Указанное определение может быть обжаловано лишь субъектами, чьи процессуальные права непосредственно затрагиваются вынесенным определением, — административным истцом и так называемыми процессуальными истцами (прокурор, органы, организации и граждане, предъявившие административный иск в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, — ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 40 КАС).

В случае отмены определения административное исковое заявление должно считаться поданным в день первоначального обращения в суд.

Еще по теме:

  • Исковое заявление взыскании задолженности по нескольким договорам Можно ли подать в суд на взыскание задолженности по двум договорам поставки? С организацией было заключено 2 договора поставки товара (в 2015 и 2017г.) По обоим договорам обязательства заказчика выполнены не в полном объеме, таким образом образовалась […]
  • Тк рф 28 дней Статья 126. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией СТ 126 ТК РФ. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании […]
  • Усыновление бабушки Как происходит усыновление через суд. Подробности Российские законодатели очень трепетно относятся к маленьким гражданам. Так детки, оставшиеся без родителей, опекаются со всех сторон: для защиты их прав создаются специальные органы, работающие по […]
  • Как встать на улучшение жилищных условий новосибирск Как встать на улучшение жилищных условий новосибирск Настройки отображения Главная Жилищные программы Улучшение жилищных условий многодетных семей В рамках подпрограммы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области в […]
  • Части решения в гпк Части решения в гпк Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная […]
  • Субъекты гражданского права статья гк Субъекты и объекты гражданского права Субъекты гражданского права Субъекты гражданского права — это носители (обладатели) гражданских прав и обязанностей. Субъектом гражданского права может быть только лицо, которое имеет определенный статус — является […]