Источники хозяйственного законодательства система хозяйственного права

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Конспект лекций для студентов по дисциплине «Хозяйственное право»

Главная > Конспект лекций

Конспект лекций для студентов по дисциплине «Хозяйственное право»

«Хозяйственное право» – учебная дисциплина, предусмотренная для изучения студентами юридического факультета базовым планом. Она представляет собой систему обобщенных сведений об отрасли хозяйственного законодательства и практике применения последнего, а также о науке хозяйственного права.

Хозяйственное право как отрасль законодательства представляет собой совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права и регулирующих порядок осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственное право как наука является системой знаний о хозяйственном праве, содержащей представления ученых о данной отрасли, ее предмете и методе, источниках и др.

Изучение дисциплины «Хозяйственное право» имеет важное значение для подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики и права. Возникающие в сфере осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности отношения подвержены законодательному регулированию. Успешное осуществление практической деятельности, обеспечение законности и правопорядка в данной сфере вызывает необходимость в познании будущими специалистами правового механизма регулирования хозяйственной деятельности. На достижение этой цели и направлено усвоение дисциплины.

Тема 1: Хозяйственное право и хозяйственное законодательство.

1. Понятие и концепции хозяйственного права. История становления и развития правового регулирования хозяйственной деятельности. Дискуссия о месте хозяйственного права в системе нормативного регулирования общественных отношений. Актуальные проблемы формирования системы хозяйственного права.

2. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственная деятельность и хозяйственные отношения.

3. Принципы правового регулирования хозяйственной деятельности 9хозяйственных отношений): понятие, значение, классификация.

4. Методы правового регулирования хозяйственной деятельности 9хозяйственных отношений): понятие, значение, виды.

5. Понятие, признаки, особенности и роль хозяйственного законодательства. Система источников хозяйственного законодательства. Значение судебной практики в применении и совершенствовании хозяйственного законодательства.

6. Международные и межгосударственные соглашения как источники регулирования хозяйственных отношений (акты ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, СНГ, ЕС и др.).

7. Судебные решения, обычаи делового оборота и правила деловой этики в хозяйственной практике.

8. Направления и формы совершенствования хозяйственного законодательства. проблемы кодификации хозяйственного (предпринимательского, коммерческого, торгового) законодательства.

Понятие хозяйственного права. Концепции хозяйственного права. Дискуссия о хозяйственном праве как самостоятельной отрасли права. Хозяйственное право как наука и учебная дисциплина.

Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственные отношения. Классификация хозяйственных отношений.

Понятие и виды хозяйственной деятельности. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Соотношение хозяйственной деятельности и предпринимательской деятельности.

Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Источники правового регулирования предпринимательской деятельности. Нормативные правовые акты. Международные договоры. Договорное регулирование предпринимательской деятельности. Судебная практика и обычаи в системе источников правового регулирования предпринимательской деятельности. Проблема кодификации и систематизации источников правового регулирования предпринимательской деятельности. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Экономического Суда Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь.

Тема 2: Общая характеристика хозяйственной деятельности. государственное регулирование хозяйственной деятельности.

1. Хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования: понятие, признаки, виды. Реализация исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности.

2. Правовое закрепление государственного регулирования хозяйственной деятельности.

3. Формы государственного регулирования хозяйственной деятельности. Контроль и надзор за осуществлением хозяйственной деятельности.

4. Планирование – элемент государственного регулирования хозяйственной деятельности, его формы. Разработка планов и прогнозов экономического развития.

5. Защита прав субъектов хозяйствования и потребителей.

6. Особенности управления хозяйственной деятельностью в государственном и коммунальном секторах экономики.

Понятие, способы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Формы государственного регулирования хозяйственной деятельности. Регулирование условий хозяйственной деятельности (системой налогообло­жения, предоставлением финансовой помощи, посредством осуществления кредитной политики, установлением государственных норм и стандартов, пу­тем лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности, анти­монопольными мерами, разгосударствлением и приватизацией государствен­ной собственности, политикой ценообразования и т.д.). Прямое управление хозяйственной деятельностью. Контроль за осуществлением хозяйственной деятельности.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. Понятие лицензии. Лицензирующие органы. Определение лицензируемых видов деятельности. Срок действия лицензии. Основания для приостановления действия и аннулирования лицензии.

Тема 3: Правовое регулирование предпринимательства (общие положения).

1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности.

2. Субъекты предпринимательской деятельности. Категории лиц, не имеющие права заниматься предпринимательской деятельностью.

3. Формы предпринимательской деятельности.

4.Государственная регистрация предпринимателей.

5. Права, обязанности и способы защиты прав предпринимателей.

6. Ответственность за нарушение прав предпринимателя.

7. Основания и порядок прекращения предпринимательской деятельности.

8. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства.

Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности. Соотношение понятий «субъекты предпринимательской деятельности» и «субъекты хозяйствования». Формы предпринимательства: индивидуальная предпринимательская деятельность и предпринимательская деятельность юридических лиц. Правовые формы участия государства в предпринимательской деятельности.

Понятие организационно-правовой формы юридического лица. Понятие и классификация коммерческих организаций. Понятие некоммерческой организации. Ограничения в сфере занятия предпринимательской деятельностью.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования. Компетенция государственных органов по осуществлению государственной регистрации субъектов хозяйствования. Документы, представляемые для государственной регистрации. Сроки государственной регистрации. Основания для отказа в принятии документов, необходимых для государственной регистрации. Основания для отказа в государственной регистрации.

Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования. Лица и органы, которые могут принимать решения о реорганизации и ликвидации субъектов хозяйствования. Основания реорганизации и ликвидации. Формы и порядок реорганизации субъектов хозяйствования. Порядок ликвидации субъектов хозяйствования. Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей.

Ответственность субъектов хозяйствования и её виды. Понятие и классификация санкций. Формы имущественных санкций. Меры оперативного воздействия, применяемые в хозяйственных отношениях.

Тема 4: Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.

1. Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности.

2. Общая характеристика порядка создания хозяйственных организаций.

3. Прекращение деятельности хозяйственных организаций. Реорганизация и ликвидация хозяйственных организаций.

4. Коммерческая организация как субъект хозяйственной деятельности: понятие, особенности. Развитие законодательства о коммерческих организациях. Виды и правовое положение коммерческих организаций.

5. Некоммерческая организация как субъект хозяйственной деятельности: понятие, особенности. Развитие законодательства о некоммерческих организациях. Виды и правовое положение некоммерческих организаций.

6. Объединения хозяйственных организаций и (или) индивидуальных предпринимателей. Принципы создания и деятельности объединений. Выход из состава объединения. Прекращение деятельности объединения.

7. Правовое положение структурных подразделений хозяйственных организаций. Представительства и филиалы хозяйственных организаций.

8. правовое положение представительств иностранных организаций.

9. Правовое положение граждан как субъектов хозяйственной деятельности.

10. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности.

Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей. Защита прав предпринимателей.

Понятие и виды хозяйственных товариществ (полное и коммандитное товарищество). Правовое положение полных товарищей, вкладчиков (коммандитов). Управление и ведение дел в хозяйственных товариществах. Ответственность участников по обязательствам хозяйственных товариществ. Преобразование хозяйственных товариществ.

Понятие и виды хозяйственных обществ (акционерные общества (закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью). Участники хозяйственных обществ. Минимальный размер уставного фонда. Органы управления (и контроля) в хозяйственных обществах. Ответственность участников хозяйственных обществ по их обязательствам. Преобразование хозяйственных обществ.

Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ.

Понятие и виды унитарных предприятий (унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления; государственные (республиканские и коммунальные унитарные предприятия), частные унитарные предприятия). Специфика правового положения казенных предприятий. Органы управления унитарных предприятий. Ответственность собственника унитарного предприятия по его обязательствам. Преобразование унитарных предприятий.

Понятие производственных кооперативов. Членство в производственных кооперативах. Органы управления в производственном кооперативе. Ответственность членов производственного кооператива по его обязательствам. Преобразование производственных кооперативов.

Объединения субъектов хозяйствования. Правовое положение государственных объединений. Холдинговые компании (холдинги), правовое положение хозяйственных групп. Правовое положение финансово-промышленных групп. Ассоциации (союзы), торгово-промышленные палаты и другие виды хозяйственных объединений.

Правовое положение представительств и филиалов. Представительства иностранных организаций.

Тема 5: Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности.

1. Имущество в сфере хозяйствования: общая характеристика. Структура имущества субъектов хозяйственной деятельности.

2. Источники формирования имущества субъектов хозяйственной деятельности.

3. Правовое регулирование оценки имущества субъектов хозяйственной деятельности.

4. Основания возникновения имущественных прав и обязанностей субъектов хозяйственной деятельности.

5. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в отношении их имущества. Право собственности как основа хозяйствования. право хозяйственного ведения и оперативного управления. Понятие и значение уставного фонда юридического лица. специальные фонды и резервы.

6. Правовой режим государственной собственности. Объекты, находящиеся только в собственности государства. Формы и порядок распоряжения государственным имуществом.

7. Правовое регулирование предоставления (передачи) имущества субъекту хозяйственной деятельности на безвозмездной основе (пожертвования, меценатство, спонсорская помощь).

8. Использование прав интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности.

Понятие и структура имущества субъектов хозяйствования. Формы и порядок распоряжения государственным имуществом. Долгосрочные, нематериальные и текущие активы. Источники формирования имущества субъектов хозяйствования.

Права субъектов хозяйствования в отношении их имущества. Право собственности как основа хозяйствования. Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Правовой режим отдельный видов имущества (основных средств, нематериальных активов, оборотных средств). Правовой режим уставного фонда. Специальные фонды и резервы.

Тема 6: Правовое регулирование учета, отчетности и анализа в хозяйственной деятельности.

1. Понятие, организация и правовое регулирование бухгалтерского учета.

2. Права и обязанности руководителя по организации бухгалтерского учета. Правовое положение главного бухгалтера.

3. Учетная политика организации. Понятие, состав и сроки представления бухгалтерской отчетности.

4. Правовое регулирование инвентаризации имущества и обязательств.

5. Правовое регулирование анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования.

6. Ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности.

7. Понятие, принципы и правовое регулирование аудиторской деятельности. Цели и задачи аудита. Правовое регулирование стандартов (правил) аудита. Правовой режим аудиторского заключения.

Понятие, организация и правовое регулирование бухгалтерского учета. Права и обязанности руководителя по организации бухгалтерского учета. Права и обязанности бухгалтера, главного бухгалтера по постановке и ведению бухгалтерского учета. Система бухгалтерского учета. Учетная политика организации. Понятие, состав и сроки представления бухгалтерской отчетности.

Правовое регулирование инвентаризации имущества и обязательств. Правовое регулирование бухгалтерского контроля. Правовое регулирование анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования.

Ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности. Особенности ответственности главного бухгалтера.

Понятие аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Законодательство Республики Беларусь, регулирующее аудиторскую деятельность. Цели и задачи аудита. Принципы аудиторской деятельности. Правовое регулирование стандартов (правил) аудита. Лицензирование аудиторской деятельности. Аудиторское заключение, виды. Правовое регулирование реализации аудиторского заключения.

Понятие и правовая природа договора оказания аудиторских услуг. Элементы договора аудиторских услуг: стороны, предмет, цена, срок, форма. Существенные условия договора. Права и обязанности сторон договора.

Ответственность сторон по договору оказания аудиторских услуг.

Источники хозяйственного права

Главная > Реферат >Государство и право

Источники (формы) хозяйственного права:

История становления и развития хозяйственного права:

Развитие хозяйственного права в ХХ веке

Становление нового хозяйственного законодательства

Соотношение Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины

Источники хозяйственного права

Характеристика источников хозяйственного права в юридической литературе представлена преимущественно анализом хозяйственного законодательства, что обедняет само понятие источника и ограничивает его разновидности лишь актами правотворческой деятельности государства. Субъекты хозяйствования осуществляют свои права и обязанности в соответствии с нормами, содержащимися в нормативно-правовых актах, а также с иными нормами, относящимися, в частности, к обычаям делового оборота, торговым обыкновениям, нормативным договорам, в том числе международным соглашениям и т. д. Все эти нормы участвуют в правовом регулировании хозяйственных отношений, на их основе осуществляется оценка поведения хозяйствующих субъектов как правомерного или неправомерного. В связи с этим необходимо дать определение общего понятия источника хозяйственного права и видов источников.

В общеправовом смысле термин «источник права» логически соединяется с понятием «форма права», поскольку речь идет как о внешнем облике правовых предписаний, так и о внутренней организации их содержания. При этом право в самом общем виде характеризуется нормативной формой, но эта нормативность имеет различные способы внешнего выражения. Форма в праве выражает систему относительно устойчивых связей всех элементов его содержания и структуру этого содержания. При этом форма, представляя структуру содержания, сливается с ним, означая способ его построения как общий принцип внутренней связи элементов, образующих это содержание. Такой характер соотношения формы и содержания отмечается во многих философских трудах, в частности Г. Гегелем .

Для обозначения способов выражения правил поведения, придания этим правилам качества юридических норм традиционно используется термин «источник права», указывающий на внешнее оформление и внутреннюю организацию содержания права. При этом применяется, как правило, двойная терминология: «источник (форма) права», ориентирующая на своеобразие внешнего оформления права и возможность извлечения соответствующих правил из его содержания.

Общеправовой подход к пониманию источника права в полной мере соотносим с хозяйственно-правовой теорией и практикой хозяйствования. Хозяйственные правоотношения — это реальность общего понятия правоотношения, а источники хозяйственного права — это конкретика общего учения об источниках права.

Однако, вряд ли обоснованно определять источники права как объективированные в документальном виде акты, документальные способы выражения и закрепления норм права. Такое понимание источников исключает из их числа правовые обычаи, которые существуют, как правило, в устной форме.

Как специальный юридический термин «источник (форма) права» означает комплексное правовое понятие, выражающее как определенный способ формирования права, так и основание для признания соответствующих правил поведения юридическими нормами.

Источник хозяйственного права как разновидность общего понятия источника права может быть определен как официально признанный способ внешнего и внутреннего (содержательного) выражения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечивающий их общеобязательное значение в качестве хозяйственно-правовых норм.

Классификация источников хозяйственного права возможна на основании своеобразия способа выражения (формирования) права. Согласно этому критерию выделяются следующие виды источников хозяйственного права:

1) нормативно-правовой акт;

2) правовой обычай;

3) юридический прецедент;

4) нормативный договор;

5) юридическая доктрина.

Нормативно-правовой акт — весьма авторитетный и распространенный источник хозяйственного права. Представляет собой официально принятый компетентными органами (прежде всего законодательной и исполнительной властью) правотворческий документ, посредством которого, во-первых, в систему хозяйственного права (законодательства) вводятся (изменяются и т. д.) хозяйственно-правовые нормы, во-вторых, который содержит сами эти нормы. Система нормативно-правовых актов составляет систему законодательства.

Среди законов (и всех других источников права) ведущее место занимает Конституция государства, которая устанавливает общие и отраслевые принципы регулирования хозяйственных отношений, гарантии осуществления хозяйственной (предпринимательской деятельности(например, равенство форм собственности, запрещение монополизации экономической деятельности и недобросовестной конкуренции и др.). Особое значение в регулировании хозяйственных отношений имеет единый кодифицированный акт — Хозяйственный (Предпринимательский, Коммерческий, Торговый и т. д.) кодекс государства. Такие кодексы приняты и Действуют во многих зарубежных странах, в частности в Японии — Торговый и Хозяйственный кодексы, во Франции — Коммерческий, Германии — Торговый, США — Единый коммерческий кодекс США и т. д. При этом задачей юридической науки и практики в романо-германской правовой семье является «превращение» торгового права в хозяйственное, поскольку первое оставляет без внимания целый ряд существенных для хозяйственной деятельности вопросов.

В Гражданском кодексе РФ, включающем значительное число хозяйственно-правовых норм, также наблюдается, как отмечается в литературе, явное предметное несоответствие. Гражданский кодекс лишь создает видимость правового регулирования хозяйственной деятельности, поскольку гражданское законодательство лишено инструментов, обеспечивающих регулирование отношений между хозяйствующими субъектами (в частности, предпринимателями) и государством, обществом в целом. Претендуя на регулирование предпринимательской деятельности, гражданское право (законодательство) теряет специфику своего предмета и искусственно расширяет пределы, превращаясь в конгломерат юридических норм. Изложенное в полной мере относится к проекту Гражданского кодекса Украины.

Хозяйственно-правовое регулирование осуществляется (кроме норм кодификационных актов) также нормами законов, посвященных отдельным направлениям, видам и т. д. хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения регулируются также нормами, которые содержатся в подзаконных нормативно-правовых актах, принимаемых главой государства (президентом). Кабинетом Министров, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Нормативно-правовое акты (прежде всего законы) занимают значительное место среди источников права и в правовой семье общего права. В Великобритании закон (статутное право) приближается в своем значении к прецеденту, в США равенство закона и прецедента уже достигнуто (по ряду позиций закон даже возвышается, в смысле авторитета, над прецедентом, примером тому может служить Единый коммерческий кодекс США).

Значителен авторитет закона как источника права (особенно в публично-правовой сфере) и в религиозно-традиционной правовой семье. Так, преобладающий почти до конца XIX в. религиозно-традиционный оттенок неписаного японского права (в стране даже не было юристов) сменился основательной кодификацией законодательства, хозяйственные отношения стали предметом регулирования Торгового, а затем и Хозяйственного кодексов.

Нормативно-правовой акт приобретает силу источника права согласно определенным правилам введения его в действие: 1) со дня принятия; 2) со дня официального опубликования; 3) по истечении 10 дней со дня официального опубликования; 4) с даты, указанной в самом акте (все правила установлены для закона, 1 и 4 — для подзаконных актов). Прекращается действие нормативно-правового акта также в определенном порядке: 1) юридическая отмена (в новом акте, посвященном тем же вопросам, или в специальном акте — перечне отменяемых актов, последнее характерно для подзаконного акта); 2) фактическая отмена (содержание нового акта по смыслу означает отмену предыдущего); 3) истечение сроков, обстоятельств и т. д., в связи с которыми был принят акт.

В сфере хозяйственно-правового регулирования особенно важна четкость решения названных вопросов, пределы действия нормативно-правового акта во времени (а также в пространстве и по кругу лиц).

Нормативно-правовой акт является основным источником и в правовой системе Украины. В то же время соотношение закона и подзаконного акта как источников права в Украине таково, что вряд ли можно считать свершившимся фактом обеспечение верховенства закона. Достаточно вспомнить фактическое значение ведомственных (подзаконных) актов, например, в сфере налоговой деятельности, когда новый (или изменяемый) закон приобретает реальное действие лишь после принятия ГНАУ соответствующей ведомственной инструкции (нередко весьма своеобразно толкующей закон) и т. д. Подобные факты много раз обсуждались в печати, с ними неоднократно сталкивались на практике юристы и экономисты, однако положение дел пока не изменилось. Осложняет правовое регулирование хозяйственных отношений отсутствие единого кодифицированного акта, поскольку реализация хозяйственно-правовых норм в такой ситуации часто сопряжена с поиском необходимых норм в нормативно-правовых актах, содержащих нормы различной отраслевой принадлежности.

Правовой обычай как источник права представляет собой исторически сложившееся правило поведения, получившее официальное признание и обеспеченность государственным принуждением. Обычай является исторически первым источником права, который длительное время существовал я устной форме. С течением времени наиболее распространенные обычные нормы периодически объединялись и издавались в виде сборников. Это, в частности, относится к торговому обычаю. Еще во времена Римской империи обычное право регулировало большинство торговых сделок, к которым относились аренда, продажа, товарищество, агентские соглашения, перевозка товаров и т. д. Обычаи, регулировавшие коммерческую деятельность купцов, время от времени собирались и распространялись. В качестве примера можно назвать сборник торговых обычаев моря «Амальфитанская таблица», авторитет которой в XI—XII вв. был признан всеми городами-республиками Италии. К этому же времени относятся многочисленные обычаи, которые регулировали коммерческую деятельность, связанную с организацией и проведением ярмарок (включая международные). Торговые обычаи регулировали отношения купцов на ярмарках, рынках, в портах и городах, а также служили основой для осуществления коммерческой юрисдикции (непрофессиональные торговые суды с участием юристов-профессионалов).

Обычай как источник хозяйственного права сохраняет свои первоначальные форму и содержание и в этом смысле отличается от обычая, не ставшего источником, только тем, что правовой обычай обеспечивается силой государственного принуждения. При этом определение обычая как источника права обусловлено указанием на его действие (отсылкой к нему) в соответствующих нормативно-правовых актах или ориентацией на него в принятии решений судебной практики. Воспроизведение содержания обычая в нормативно-правовом акте означает прекращение его действия в качестве самостоятельного источника и появление нового источника — нормативно-правового акта.

Признание обычая источником права может быть свидетельством законодательного пробела или, напротив, эффективности регулирования на основании привычных (естественно сложившихся) правил. Становление обычая как источника права связано с продолжительным и единообразным следованием определенным правилам, распространенностью соответствующего фактического поведения, его разумностью. Процесс формирования обычая, в отличие от нормативно-правового акта, движется не «сверху», а «снизу».

В современном праве обычай как источник — достаточно редкое явление. Применительно к хозяйственной деятельности можно отметить действие обычаев, например, в торговле лесом, когда убытки, возникающие при распиливании бревен, принято относить на счет покупателя. В торговом праве Франции действуют обычаи, связанные коммерческими отношениями издательств и типографий. Суд оценивает эти обычаи, дает им толкование, определяет их содержание или сферу применения . Обычаи действуют также в морском праве (перевозки продукции, товаров, коммерческое обслуживание судов в заграничном плавании), при заключении международных сделок (например, обычай, по которому нарушение формы внешнеэкономического контракта оценивается по закону места рассмотрения дела). Выделяют, кроме того, обычаи «делового оборота» (например, общепринятая процедура ведения коммерческих переговоров по поводу возможного заключения хозяйственных — договоров), деловые обыкновения (их значение преимущественно организационно-техническое: так, представитель всякой коммерческой фирмы начинает переговоры, обсуждение и т. д. с представления своей фирмы и себя как ее уполномоченного).

Состав и структура хозяйственного права

Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права. Если хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию хозяйственных отношений, то хозяйственное законодательство — совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы. Конечно, нормы одной отрасли права могут включаться в нормативные акты другой отрасли законодательства.

Так, с одной стороны, нормы хозяйственного права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах хозяйственного законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы.

Преимущественно это акты хозяйственного законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права. Выражая содержание хозяйственного нрава как отрасли права, хозяйственное законодательство является его внешней формой и характеризуется теми же признаками, что и хозяйственное право.

Под источником нрава понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права. Источниками хозяйственного права признаются нормативные правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты.

Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам.

Именно закон регламентирует исходные позиции рыночной экономики. Основным видом источников хозяйственного законодательства являются законы Республики Беларусь.

Главным источником, безусловно, является Конституция Республики Беларусь.

Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде основ и кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются, прежде всего, базой для развития всего текущего отраслевого законодательства на территории Республики Беларусь. Среди них можно выделить Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.

Среди источников следует указать акты нормотворчества Президента Республики Беларусь, т.е. декреты и указы.

Постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам хозяйственного законодательства.

Значительную роль в регулировании хозяйственных отношений играют нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, и в первую очередь органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Систему хозяйственного законодательства, кроме вышеперечисленных, дополняют также акты Национального банка Республики Беларусь, постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, решения органов местного управления и самоуправления, локальные нормативные акты, принимаемые субъектами хозяйствования.

Система хозяйственного права. Хозяйственное право регулирует разнообразные отношения по осуществлению хозяйственной деятельности. Многочисленные нормы и институты хозяйственного права едины и тесно связаны между собой. В этом единстве каждая хозяйственно-правовая норма, каждый институт занимают определенное место. Логически последовательное и внутренне согласованное расположение хозяйственно-правовых норм и институтов составляет систему хозяйственного права.

Система отрасли права устанавливается на основании объективно сложившихся норм и институтов отрасли. Вопрос о системе и структуре хозяйственного права является дискуссионным и в правовой литературе излагается по-разному. В настоящее время система хозяйственного нрава, исходя из анализа ее нормативно-правового массива, складывается из двух частей:

1) общие положения, к которым относится правовое регулирование всех видов осуществления и руководства хозяйственной деятельностью:

2) положения, касающиеся правового обеспечения отдельных сторон хозяйственного механизма (производственная, предпринимательская деятельность, снабжение и сбыт, инвестиции, транспорт и связь, финансирование, кредитование и др.).

Понятие науки хозяйственного права и этапы ее становления

Наука хозяйственного права представляет собой деятельность по выработке теоретических знаний о закономерностях правового регулирования хозяйственных отношений, в результате чего формируется учение о хозяйственном праве, представляющее собой систему взаимосвязанных и взаимосогласованных концепций и теорий.

Этапы становления науки хозяйственного нрава.

A. Концепция двухсекторного права. Теория получила распространение в 20-е годы XX в. П.И. Стучко считал, что советское гражданское право, существование которого связано с наличием частного сектора в экономике, сокращается, уступая место хозяйственному праву.

Б. Теория единственного хозяйственного права. Имеет своим предметом все имущественные отношения независимо от состава их участников, а также отношения по управлению народным хозяйством.

B. Концепция гражданско-административного права. Под влиянием главного теоретика 30-х годов XX в. Вышинского решено было рассредоточить регулирование хозяйственных отношений в отраслях гражданского и административного права. Согласно теории вертикальные связи по управлению нехозяйственными правоотношениями обеспечиваются административным правом, а горизонтальные связи товарного обмена — гражданским правом.

Г. Новая концепция. Учла исторический опыт и ошибки предшественников. Был выдвинут и обоснован следующий тезис о единстве хозяйственных отношений и необходимости особого и целенаправленного правового обеспечения экономики, сложившейся к этому времени. В процессе дискуссии по системе гражданского права советские правоведы пытались обосновать существование, наряду с гражданским правом, такой самостоятельной отрасли права, как хозяйственное право. Сторонники данной концепции считали, что имущественные отношения между гражданами надо решать при помощи гражданского законодательства, а отношения между советскими предприятиями — с помощью хозяйственного права. Однако данная концепция не была поддержана, и в 1961 и 1964 годах гражданское законодательство исходило из принципа единства правового регулирования всех видов имущества.

В 90-е годы начался переход от плановой экономики к рыночной. Современная концепция изменила представление о предмете по сравнению с прежними теориями. В сферу предпринимательскою права перешли отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров, т.е. предпринимательские отношения.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Хозяйственное право

нах, постановлениях и других нормативных актах по

хозяйственным вопросам. Все эти нормативные акты

именуются обычно хозяйственным законодательством.

Хозяйственное законодательство включает не только

законы в собственном смысле, т. е. нормативные акты

Верховных Советов СССР, союзных и автономных рес-

публик, но также и нормативные акты правительства и

органов, хозяйственного руководства. (*1).

Среди законов важное значение для правового регу-

лирования народного хозяйства имеет основной закон —

Конституция СССР, устанавливающая принципиальные

положения об организации хозяйственного строительст-

ва. Существуют законы, специально изданные для регу-

лирования народного хозяйства. Примером может слу-

жить закон от 2 октября 1965 г. . (*2). Важную роль в регулировании отношений по по-

ставке, капитальному строительству, грузовым пере-

возкам и некоторых других хозяйственных отношений

играют Основы гражданского законодательства Союза

ССР и союзных республик, утвержденные Законом

СССР от 8 декабря 1961 г. (*3).

По важнейшим вопросам руководства и осуществле-

ния хозяйственной деятельности принимаются совмест-

ные постановления ЦК КПСС и Совета Министров

СССР, которые являются не только нормативными ак-

тами высшего органа государственного управления, но

одновременно и партийными директивами. Таковы по-

становления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от

30 сентября 1965 г. , (*4), от 4 октября 1965 г. по-

нимается не в смысле ( , Госюриздат, 1951, стр. 5).

(**2) 1965 г. № 39, ст. 558.

(**3) 1961 г. № 50, ст. 525.

(**4) СП СССР 1965 г. № 19-20, ст. 152.

лирования промышленного производства> (*1) и ряд других

2. Основную массу актов хозяйственного законода-

тельства составляют нормативные акты правительства

и органов хозяйственного руководства. Это объясняется

тем, что нормативное регулирование хозяйственной дея-

тельности-одна из форм руководства экономикой.

Осуществляя руководство, правительство и другие руко-

водящие органы издают и соответствующие норматив-

Большое значение имеют такие нормативные акты

правительства, как Положение о социалистическом го-

сударственном производственном предприятии, утверж-

денное постановлением Совета Министров СССР от 4

октября 1965 г. (*2), Положение о поставках продукции

производственно-технического назначения и Положение

о поставках товаров народного потребления. Правила

о подрядных договорах по строительству, Устав желез-

ных дорог СССР, (*3), постановление (*4) и многие другие нормативные

акты, изданные правительством для регулирования хо-

зяйственных отношений социалистических организаций.

3. Многочисленные нормы по правовому регулирова-

нию хозяйственной деятельности издают органы хозяй-

ственного руководства. В ряде случаев в постановлениях

Совета Министров СССР содержатся специальные по-

ручения органам хозяйственного руководства об издании

тех или иных положений, правил, инструкций в развитие

соответствующего постановления. Иногда издание ор-

ганами хозяйственного руководства нормативных актов

по регулированию хозяйственных отношений предусмат-

ривается положениями о соответствующих органах. Так,

согласно Положению о Государственном арбитраже при

Совете Министров СССР, утвержденному постановлени-

ем Совета Министров СССР от 17 августа 1960 г. (*5), этот

(**1) СП СССР 1965 г. № 19-20. ст. 153.

(**2) СП СССР 1965 г. № 19-20, ст. 155.

(**3) СП СССР 1964 г. №5, ст. 36.

(**4) СП СССР 1967 г. № 26, ст. 186.

(**5) СП СССР 1960 г. № 15, ст. 127.

арбитраж утверждает особые условия поставки отдель-

ных видов продукции производственно-технического

назначения и товаров народного потребления, инструк-

ции о порядке приемки продукции и товаров по количе-

ству и качеству, издает по согласованию с Советами

Министров союзных республик правила рассмотрения

Издание органами хозяйственного руководства нор-

мативных актов по регулированию хозяйственной дея-

тельности иногда означает реализацию норм хозяйствен-

ного права с помощью издания других правовых норм.

Издавая постановление в развитие закона, правительст-

во реализует нормы данного закона. Орган хозяйствен-

ного руководства нормативным актом, изданным на ос-

нове постановления правительства, реализует это

Было бы, однако, ошибкой считать, что органы хо-

зяйственного руководства вправе издавать нормативные

акты лишь при специальном поручении. Эти органы,

осуществляя руководящую деятельность, могут издавать

нормативные акты по всем вопросам, входящим в их

компетенцию. Путем издания правовых норм они опре-

деляют порядок осуществления хозяйственной деятель-

ности в пределах своей системы.

Аналогичным образом предприятия утверждают по-

ложения о внутризаводском планировании и хозяйствен-

ном расчете, положения о внутренних подразделениях

и другие правила, определяющие порядок ведения про-

изводственно-хозяйственной деятельности внутри пред-

4. Преобладание среди источников хозяйственного

права нормативных актов правительства (по важней-

шим вопросам-совместных с ЦК КПСС) и органов

хозяйственного руководства дает возможность гибко и

оперативно совершенствовать организацию руководства

Издание правительством и органами хозяйственного

руководства нормативных актов по хозяйственным во-

просам представляет вполне закономерное явление, ибо

нормотворческая деятельность данных органов-одна

из форм осуществления ими руководства экономикой. В

этом — отличие хозяйственного законодательства от

гражданского законодательства, где основной норматив-

ный материал содержится в кодексах и законах в собст-

венном смысле слова.

Конечно, нормотворческая деятельность правительст-

ва и органов хозяйственного руководства имеет консти-

туционную основу. Такой основой для издания

общесоюзных нормативных актов по хозяйственным

вопросам являются пункты , , , , ст. 14

Конституции СССР, в которых определяется и

ст.1 Конституции СССР 1924 года). В Конституции же

1936 года указание об установлении основ народного

хозяйства было заменено дифференцированным указа-

нием о правомочиях Союза ССР по руководству раз-

личными отраслями народного хозяйства. (*1).

Некоторые юристы полагают, что конституционной

основой для хозяйственного законодательства является

п. ст. 14 Конституции СССР, говорящий об Основах

гражданского законодательства. (*2). Этот взгляд нельзя

признать правильным. Следует различать гражданское

и хозяйственное законодательство. Последнее регулиру-

ет хозяйственные отношения, в которых сочетаются иму-

щественные и планово-организационные элементы, а на

планово-организационную сторону хозяйственных отно-

шений гражданское законодательство распространено

(**1) Г. М.Свердлов, К истории .

го законодательства, 1959 г. № 9,

(**2) В. Суходрев, К разработке Основных начал гражданско-

го законодательства, 1958 г. № 12, стр. 11-12.

Представляется необходимым в новой Конституции

СССР, проект которой разрабатывается, более четко

определить порядок издания хозяйственного законода-

5. Большая часть норм хозяйственного законодатель-

ства содержится в общесоюзных актах. Эта характерная

черта хозяйственного законодательства предопределяет-

ся единством государственного хозяйственного плана,

единством хозяйственного руководства по всей стране. (*1).

В условиях управления промышленностью по отрас-

левому принципу регулирование хозяйственных отноше-

ний нормами общесоюзного законодательства дает воз-

можность обеспечить единство руководства и осущест-

вления хозяйственной деятельности предприятий одной

отрасли промышленности, находящихся на территории

равных союзных республик.

Последовательное осуществление принципа демокра-

тического централизма в руководстве хозяйством, рас-

ширение прав союзных республик в этой области, пере-

дача оперативных функций предприятиям и местным

органам требуют установления единых правовых норм

по основным вопросам. Союзным республикам предо-

ставлены широкие правомочия в области решения во-

просов хозяйственного строительства. Однако основные

правовые нормы, определяющие порядок руководства и

осуществления хозяйственной деятельности, едины для

всей страны, содержатся в общесоюзном законодатель-

стве, поскольку в этих вопросах нет существенных раз-

личий между союзными республиками.

Согласно ст. 3 Основ гражданского законодательства

отношения между социалистическими организациями по

поставкам продукции и капитальному строительству,

отношения организаций железнодорожного, морского,

речного, воздушного, трубопроводного транспорта, свя-

зи и кредитных учреждений, как и некоторые другие

отношения, регулируются общесоюзным законодательст-

(**1) Установление основ и общего плана всего народного хозяйст-

ва было отнесено к ведению Союза ССР еще Договором об образо-

вании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря

1922 г. Впоследствии это положение было воспроизведено в ст. 1

Конституции СССР 1924 года ( , изд-во АН СССР, 1957, стр. 215,

вом. По таким отношениям законодательством союзных

республик могут разрешаться только вопросы, прямо

отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР.

Это означает, что гражданские кодексы союзных

республик не применяются к важнейшим хозяйственным

отношениям, перечисленным выше. В то же время граж-

данские кодексы имеют значение для регулирования

таких хозяйственных отношений, которые не названы

в ст. 3 Основ в числе отношений, определяемых только

общесоюзным законодательством. Сюда относятся, .на-

пример, отношения по перевозкам грузов автомобиль-

ным транспортом, отношения между хозорганами по

договорам аренды, комиссионным договорам и некото-

Республиканские акты хозяйственного законодатель-

ства издаются в тех случаях, когда принципиальные

положения общесоюзного зако.нодательства должны

быть развиты и конкретизированы применительно к ус-

ловиям союзной республики. (*1). Значительное место среди

этих актов занимают положения о республиканских ор-

ганах хозяйственного руководства, определяющие

компетенцию данных органов в решении хозяйственных

6. Являясь формой руководства экономикой, хозяй-

ственное законодательство имеет ряд особенностей, от-

личающих его от других отраслей законодательства.

Входящие в него нормы хозяйственного права не всегда

укладываются в традиционное понятие правовой нормы

как общего правила, рассчитанного на неопределенных

лиц и на многократное применение. (*2).

(**1) В. А. Дозорцев правильно отмечал, что союзные республики,

несмотря на расширение их прав, вовсе не должны издавать нор-

мативные акты по всем вопросам хозяйственной жизни. Но из это-

го он делал неверный вывод об издании не республиканских, а об-

щесоюзного гражданского кодекса ( , ВИЮН, 1957, стр. 119-121). Принятие этого предложения

необоснованно ограничило бы права союзных республик в области

регулирования гражданских отношений. Централизация же законо-

дательных функций необходима не в этих вопросах, а в области из-

дания хозяйственного законодательства. Разграничение компетенции

Союза ССР и союзных республик в области хозяйственного и граж-

данского законодательства не может быть одинаковым.

Хозяйственноправовые нормы имеют особенности,

связанные со спецификой хозяйственного права как

отрасли права. (*1). В хозяйственном законодательстве при-

меняются правовые нормы разных видов: нормы-об-

щие правила, нормы-задания, нормы, о компетенции,

рекомендательные нормы. (*2).

Нормы-общие правила не требуют каких-либо

пояснений, ибо они применяются во всех отраслях права.

Такие нормы определяют порядок руководства и осуще-

ствления хозяйственной деятельности путем установле-

ния общих правил хозяйствования, рассчитанных на

длительное время. Они содержатся в Положениях о по-

ставках, постановлениях о порядке планирования, пра-

вилах о кредитовании и расчетах, во многих других

Нормы-задания отличаются от норм-общих правил

адресностью и конкретностью. Такие нормы ставят

конкретные задачи органам хозяйственного руководства,

предприятиям и объединениям, намечают меры для осу-

(**1) На необходимость учета характера и содержания правовых

норм при выделении отраслей права обратил внимание С. М. Кор-

неев (С. М. Корнеев, Вопросы построения системы советского

(**2) Своеобразие правовых норм в области хозяйственного строи-

тельства справедливо отметил С. А. Голунский (С. А. Голун-

ский, К вопросу о понятии правовой нормы в теории социалисти-

ческого права, 1961 г. №4, стр.21).

Этот вопрос затрагивается и в работах ряда других авторов,

главным образом применительно к плановым нормам: С. Н. Со-

ловьев, Правовая природа социалистических планов, , изд-во АН

СССР, 1952, стр. 65; Ц. А. Ямпольская, О правовой норме и

правовом отношении, 1951 г. № 9,

стр. 35-36; С. С. Алексеев, О закономерностях развития со-

ветского права в период развернутого строительства коммунизма,

стр. 10; Г. И. Хайдас, К вопросу о правовой природе государст-

венных народнохозяйственных планов, 1961 г. № 1, стр. 37; J. Spisiak, Technicka norma (Standard) —

dolezity pravny nastroj kooperacie a specializacie,

1963, № 1, str. 97; P. Friedrich, T. Schonrath, W. Schon-

rath, J. Wagner, Zur Frage der , im

sozialistischen Recht. , Leipzig, 1965, S. 15.

ществления этих задач. Например, государственные

народнохозяйственные планы содержат конкретные

задания определенным исполнителях. Будучи приняты-

ми в форме закона, планы обязательны не только для

указанных в них исполнителей, но и для всех других хо-

зяйственных органов. Нормы-задания следует отличать

от индивидуальных плановых заданий и указаний, не

носящих нормативного характера и создающих обязан-

ности только для определенных хозорганов.

Развитие норм-заданий в хозяйственном праве свя-

зано с ролью нормативного регулирования хозяйствен-

ной деятельности как особой формы руководства хозяй-

ством. Социалистическое государство, руководя эконо-

микой, определяет не только порядок, но и цели исполь-

зования государственного имущества хозяйственными

органами. В правовых нормах ставятся конкретные

задачи, намечаются способы их осуществления.

Другую группу норм, характерных для хозяйствен-

ного права, составляют нормы о компетенции. Эти нор-

мы определяют права и обязанности органов хозяйст-

венного руководства, хозяйственных объединений, пред-

приятий, их внутренних звеньев. Устанавливая

компетенцию хозяйственных органов, данные нормы

мобилизуют их на деятельность, соответствующую по-

требностям народного хозяйства. Вместе с тем они ста-

вят ее в определенные рамки, создавая предпосылки для

проведения режима законности в хозяйственной работе.

Нормы о компетенции рассчитаны, как правило, на

более длительное действие, чем нормы-задания, подле-

жащие выполнению в определенный срок, обычно уста-

новленный в самой норме (например, годовой народно-

хозяйственный план-в течение года). Нормы о компе-

тенции рассчитаны в принципе на все 1967 г. №8, стр. 43).

сматриваются обычно в нескольких правовых дисципли-

нах, причем каждая изучает их в определенном аспекте.

8. Поскольку нормативное регулирование хозяйст-

венной деятельности является одной из форм руководст-

ва экономикой, его улучшение имеет важное значение

для успешного осуществления экономической реформы.

Поэтому совершенствование хозяйственного законода-

тельства отнесено к числу основных вопросов внутрен-

ней и внешней политики нашего государства.

В заявлении Советского правительства на первой

сессии Верховного Совета СССР седьмого созыва ука-

В этом программном заявлении правительства обра-

щает на себя внимание указание на необходимость

совершенствования именно хозяйственного законода-

тельства, а не гражданского, административного или

какого-либо иного. Хозяйственное законодательство в

комплексе регулирует порядок руководства и осущест-

вления хозяйственной деятельности. Такая комплекс-

ность регулирования прямо вытекает из экономической

реформы, задачи которой могут быть решены только

при хозяйственноправовой ориентации.

Поэтому нельзя согласиться с мнением Н. Г. Сали-

щевой, которая считает, что рассмотрение отношений

по руководству и осуществлению хозяйственной деятель-

ности в качестве единого комплекса хозяйственных отно-

шений не способствует правильному уяснению роли пра-

вового регулирования хозяйственной жизни и . (*2).

Между тем именно хозяйственноправовой подход

дает возможность успешно решить эти задачи. Разроз-

(**1) 4 августа 1966 г.

ненное улучшение aдминиcтpaтивнoгo и гражданского

законодательства не соответствовало бы задачам совер-

шенствования хозяйственного руководства в период

проведения экономической реформы, которая основана

на единстве руководства и осуществления хозяйственной

деятельности, требующем единого правового регулиро-

вания экономики. (*1).

Необходимость хозяйственноправовой ориентации

для успешного осуществления экономических реформ

подчеркивается и в зарубежных социалистических

странах. (*2). В таком смысле высказывалось большинство

участников коллоквиума по хозяйственному праву, про-

веденного в октябре 1966 года в Праге в рамках меж-

дународной научной конференции о роли права в руко-

Экономическая реформа связана с развитием хозяй-

ственных отношений по горизонтали и по вертикали,

сочетающих в себе планово-организационные и имуще-

ственные элементы. Поэтому и правовое регулирование.

этих отношений должно охватывать в комплексе как их

имущественную, так и планово-организационную сторо-

ну. Действующее гражданское законодательство не мо-

жет решить вопросы хозяйственной реформы, ибо оно

регулирует только одну сторону хозяйственных отноше-

ний, а на их планово-организационные элементы не

Положение осложняется еще и тем, что Основы

гражданского законодательства, устанавливая регули-

рование отношений по поставке, капитальному строи-

тельству и некоторых других хозяйственных отношений

общесоюзным законодательством, содержат по этим

вопросам лишь очень краткие формулировки самого

общего характера. Эти же формулировки воспроизведе-

(**1) Рассматривая вопросы улучшения хозяйственного законода-

тельства в современных условиях, А. А. Волин правильно отмечает:

(А. А. Волин, Эконо-

мическая реформа и хозяйственный договор, 1967 г.

(**2) G. Pflicke, Die wirtschaftsrechtliche Orientierung ist fur die

Losung der kunftigen Aufgaben notwendig, , 1966,

ны и в гражданских кодексах союзных республик, в свя-

зи с чем некоторые юристы делают вывод о применимо-

сти гражданских кодексов и к отношениям, регулируе-

мым общесоюзным законодательством. Не говоря о том,

что данный вывод по существу противоречит ст. 3 Ос-

нов, такое положение крайне осложняет регулирование

хозяйственных отношений. Получается, что предприятие,

поставляющее продукцию в разные союзные республики,

должно по одним и тем же вопросам руководствоваться

пятнадцатью разными законами.

9 Хозяйственное законодательство развивается бур-

ными темпами. Характерно то, что оно развивается глав-

ным образом путем издания нормативных актов прави-

тельства по узловым вопросам хозяйственной деятель-

ности. Издание актов хозяйственного законодательства

в форме постановлений правительства на данном этапе

развития экономики вполне обоснованно. Оно связано с

тем, что экономическая реформа проводится постепенно,

по мере ее осуществления потребуется внесение измене-

ний в принимаемые хозяйственноправовые нормы.

Однако издание многочисленных нормативных актов

по хозяйственным вопросам приводит к весьма интен-

сивному увеличению объема хозяйственного законода-

тельства. Количество нормативных актов по хозяйствен-

ным вопросам исчисляется сейчас десятками тысяч.

Только по вопросам капитального строительства дейст-

вует более 3000 нормативных актов. Помимо громозд-

кости, недостатком хозяйственного законодательства

является и то, что различные нормативные акты, издан-

ные в разное время, плохо согласованы между собой.

Все это очень осложняет хозяйственную работу. Даже

опытному юристу трудно бывает торой разобраться в

том, какой нормативный акт действует, а какой нет.

Особенно затрудняется от этого работа предприятий, не

обладающих возможностью наладить точный учет

действующих нормативных актов.

В сложившихся условиях навести порядок в хозяйст-

венном законодательстве довольно трудно. До сих пор у

нас применяется такой метод упорядочения хозяйствен-

ного законодательства, при котором издание нового

постановления обычно сопровождается поручением раз-

работать перечень нормативных актов, отменяемых и

изменяемых в связи с его изданием. Однако отсутствие

определенного стержня, вокруг которого могли бы быть

расположены акты хозяйственного законодательство,

приводит к тому, что такие перечни составляются край-

До сих пор не разработан, например, перечень нор-

мативных актов, отменяемых и изменяемых в связи с

изданием Положения о социалистическом государствен-

ном производственном предприятии, хотя после его из-

дания прошло три года. Это влечет нарушение хозяйст-

венных прав предприятий, установленных Положением,

поскольку на практике применяются правила различных

инструкций, противоречащие Положению, но пока еще

формально не отмененные и не измененные. Так, в неко-

торых случаях права предприятий не соблюдаются бан-

ковскими учреждениями, которые руководствуются пра-

вилами, не приведенными в соответствие с Положением

о предприятии. (*1). Разумеется, права предприятий наруша-

ются не только из-за неупорядоченности хозяйственного

законодательства, но иногда и по другим причинам (пло-

хая постановка правовой работы, низкая юридическая

культура хозяйственников). Но запущенность хозяйст-

венного законодательства все же главная причина этого

Упорядочение законодательства проводится путем

его систематизации, формами которой являются кодифи-

кация, инкорпорация и консолидация. (*2). Все эти формы

упорядочения законодательства могут использоваться и

в целях совершенствования хозяйственного законода-

тельства. Однако наиболее предпочтительной формой

его улучшения является кодификация, позволяющая эф-

фективно провести радикальные изменения правового

регулирования экономики, вытекающие из хозяйственной

реформы. В этом отношении в литературе высказывались

предложения двоякого рода.

Одни авторы предлагают проводить упорядочение хо-

зяйственного законодательства по отраслям народного

(**1) В. С. Якушев, Права государственных производственных

предприятий и гарантии их осуществления, 1967 г.

(**2) А. С. Соминский, Понятие и формы систематизации со-

ветского законодательства, , М.,

хозяйства и видам хозяйственной деятельности.

гается, например, издать Строительный кодекс, (*1), Банков-

ский кодекс или Положение о банковских операциях, (*2),

другие обобщающие законы или кодексы по отраслям

народного хозяйства и видам хозяйственной деятель-

Другие авторы предлагают издать Хозяйственный ко-

декс СССР, который охватывал бы регулирование всех

отраслей народного хозяйства и видов хозяйственной

деятельности. (*3). Такой способ кодификации хозяйственно-

го законодательства более предпочтителен, ибо с при-

нятием Хозяйственного кодекса СССР будет создана ос-

нова для кодификации всего хозяйственного законода-

тельства, а не только отдельных его отраслей. При изда-

нии же отраслевых хозяйственных кодексов возникнет

множественность основных законов и необходимость их

Разумеется, всесторонняя модификация хозяйствен-

ного законодательства может быть проведена, когда эко-

номическая реформа будет осуществлена. Тогда нормы

хозяйственного законодательства статут более стабиль-

ными, могущими быть закрепленными в обобщающем

законе — Хозяйственном кодексе СССР. Однако при-

ступить к работе по подготовке Хозяйственного кодекса

следовало бы уже сейчас.

Хозяйственный кодекс юридически закрепит экономи-

ческую реформу, сформулирует общие принципы социа-

листического хозяйствования, позволит привести в строй-

ную систему многочисленные нормы хозяйственного за-

конодательства, согласовать их и увязать между собой.

(**1) М. Я. Черняк, О дальнейшем совершенствовании правового

регулирования капитального строительства, 1964 г. № 2, стр. 64.

(**2) И. С. Гуревич, Советское банковское право и экономиче-

ская реформа, 1966 г. № 12, стр. 48.

(**3) А. Жуков, В. Мамутов, А. Янчук, Предприятие и его

права, 1964 г. № 3, стр. 112; В. В. Лаптев,

Л. М. Шор, Хозяйственное право и экономика, 1964 г. № 38; Е. Д. Шешенин. К вопросу о понятии хо-

зяйственного договора и его соотношении с договором хозяйствен-

ных услуг, , Свердловск, 1964, стр. 260-261; С. М. Лурье, Быль

про убыль, 23 марта 1967 г.: А. А. Волгин, Экономиче-

ская реформа и хозяйственный договор, 1967 г. № 9,

Объединение основных правил социалистического хозяй-

ствования в едином законе значительно упростит пользо-

вание этими правилами и поможет претворению в жизнь

принципа законности в хозяйственной деятельности.

Многие ученые и практические работники народного

хозяйства высказываются за издание Хозяйственного ко-

декса. Отмечается, что издание Хозяйственного кодекса

обеспечит стабильность хозяйственного законодательст-

ва, послужит основой для последующей нормотворческой

деятельности, даст возможность избежать противоречий,

имеющихся в действующем хозяйственном законодатель-

10. Хозяйственное законодательство сложилось не

только в нашей стране, но и в зарубежных социалисти-

ческих государствах. В Чехословакии в 1958 году был

принят закон о хозяйственных отношениях между социа-

листическими организациями, который регулировал во-

просы организации хозяйственных связей и хозяйствен-

ных обязательств в социалистической экономике. Наря-

ду с этим действовали и другие законы и постановления,

определявшие правовое положение социалистических

предприятий, систему хозяйственных договоров и иные

вопросы социалистического хозяйствования. Многочис-

ленность этих нормативных актов затрудняла хозяйст-

венную работу, в связи с чем было решено провести ко-

дификацию хозяйственного законодательства.

В 1964 году был принят Хозяйственный кодекс, кото-

рый привел в систему нормативные акты в области хо-

зяйственного законодательства. Хозяйственный кодекс

исходит из единства хозяйственных отношений по руко-

водству и осуществлению хозяйственной деятельности и

всесторонне регулирует все эти отношения, определяя их

как хозяйственноправовые. Согласно 1 Хозяйственного

кодекса он регулирует возникающие в процессе управ-

ления народным хозяйством и в хозяйственной деятель-

ности социалистических организаций отношения по

плановому руководству народным хозяйством и управ-

лению социалистической собственностью, организации и

осуществлению хозяйственной деятельности социали-

стических организаций, сотрудничеству социалистиче-

ских организаций, включая вопросы ответственности за

(**1) 1967 г. № 4, стр. 136.

нарушение хозяйственных обязательств, по платежным и

кредитным отношениям социалистических организаций.

Принятие Хозяйственного кодекса обосновывалось

неразрывной связью системы планового руководства со-

циалистическим хозяйством и хозяйственной деятельно-

сти социалистических организаций. Учитывалось также

и то, что принятие Хозяйственного кодекса для регули-

рования отношений социалистического хозяйства позво-

ляет уделить главное внимание в гражданском законо-

дательстве защите прав и интересов трудящихся. (*1).

Одновременно с Хозяйственным кодексом был при-

нят Гражданский кодекс, который регулирует отноше-

ния, возникающие в процессе удовлетворения личных по-

требностей трудящихся. Согласно 1 Гражданского ко-

декса он регулирует гражданскоправовые отношения в

области удовлетворения материальных и культурных

потребностей между гражданами и социалистическими

организациями, а также между самими гражданами,

Таким образом, гражданское и хозяйственное законо-

дательства четко разраничиваются.

Поскольку Хозяйственный и Гражданский кодексы

приспособлены для регулирования внутренних хозяйст-

венных и гражданских отношений социалистического об-

щества, был принят также специальный закон для регу-

лирования внешнеторговых отношений чехословацких

организаций с иностранными фирмами — Закон о право-

отношениях в международной торговле (кодекс между-

народной торговли). Этот закон в принципе применяет-

ся к отношениям чехословацких организаций с органи-

зациями как капиталистических, так и социалистических

стран. Однако пpaктичecки он используется лишь в от-

ношениях с фирмами капиталистических стран, посколь-

ку внешнеторговые отношения между организациями

социалистических стран регулируются общими условия-

ми поставки СЭВ. (*2).

11. Значительные успехи в развитии хозяйственного

законодательства достигнуты в ГДР, где принят ряд за-

конов и постановлений, определяющих порядок руковод-

(**1) С. Стуна, Хозяйственный кодекс и хозяйственное право Че-

хословакии, 1965 г. № 1, стр. 104:

(**2) П. Каленский, Л. Копач, Несколько замечаний о но-

вом чехословацком Кодексе о международной торговле, 1966 г. № 3-4, стр. 161.

ства и осуществления хозяйственной деятельности. Эти

законы и постановления всесторонне регулируют хозяй-

ственные отношения и по горизонтали и по вертикали.

Примерами таких нормативных актов могут служить за-

кон о договорах в социалистическом хозяйстве от 25 фев-

раля 1965 г. (*1) и постановление Совета Министров ГДР

о задачах, правах и обязанностях государственных про-

изводственных предприятий от 9 февраля 1967 г. (*2). При-

нято также постановление от 16 октября 1968 г. об об-

разовании и правовом положении государственных

комбинатов. (*3). Ранее предполагалось включить в разра-

батываемый проект Гражданского кодекса ГДР нормы

по регулированию хозяйственных отношений между со-

циалистическими организациями. Сейчас же такие

нормы из проекта Гражданского кодекса исключены. (*4).

Рассматривая происходящее в ГДР развитие хозяй-

ственного законодательства, М. Пош отмечает, что оно

проходит в направлении, соответствующем идее хозяй-

ственного права как самостоятельной отрасли права.

Смысл такого хозяйственноправового развития состоит в

том, чтобы наилучшим образом удовлетворить практиче-

ские потребности народного хозяйства, которым наибо-

лее соответствует хозяйственноправовой подход.

(**1) , 1965, Teil 1, S. 107.

(**2) , 1967, Teil 11, S. 121.

(**3) , 1968, Teil II, S. 963.

(**4) H. Such, Zu einigen Fragen der Kooperation der soziali-

stischen Betriebe, , 1966, № 12, S. 747.

(**5) , Будапешт, 1966, стр. 123.

Большое внимание развитию хозяйственного законо-

дательства было уделено на VII съезде Социалистиче-

ской единой партии Германии в апреле 1967 года. В до-

кладе В. Ульбрихта подчеркивалась роль хозяйственно-

го права в осуществлении новой системы хозяйствова-

В Конституции ГДР, принятой 6 апреля 1968 г., осо-

бо подчеркивается значение хозяйственного права. В ч. 2

ст. 12 Конституции указывается, что использованию все-

народной собственности с целью достижения наиболь-

шего результата для общества .

12. В некоторых зарубежных социалистических стра-

нах хозяйственные отношения социалистических органи-

заций регулируются гражданским законодательством.

Так, в Польше кодификация гражданского законодатель-

ства была осуществлена традиционным путем с охватом

в принципе и хозяйственных отношений социалистиче-

ских организаций. (*2).

Однако Гражданский кодекс Польши, принятый 23 ап-

реля 1964 г., в ст. 2 содержит указание о том, что в слу-

чаях, когда это вызывается особыми требованиями от-

ношений между организационными единицами обобще-

ствленного хозяйства, Совет Министров или по его по-

(**1) 18 апреля 1967 г.

(**2) Я. Васильковский, Вступительная статья к русскому пе-

реводу Гражданского кодекса Польской Народной Республики,

Варшава, 1966, стр. 11-15.

ручению другой центральный орган государственного

управления может регулировать отношения в этой об-

ласти иначе, чем предусмотрено положениями Граждан-

Включение в Гражданский кодекс этого положения

привело к тому, что сохранилось в силе обширное хозяй-

ственное законодательство, сложившееся до принятия

кодекса и продолжает развиваться после его принятия.

Это хозяйственное законодательство и регулирует

хозяйственные отношения между социалистическими ор-

Данное обстоятельство отмечают польские ученые,

анализирующие применение Гражданского кодекса к хо-

зяйственным отношениям. Так, А. Вольтер указывает, что

Гражданский кодекс не смог заменить норм хозяйствен-

ного законодательства, поскольку они являются конкрет-

ными, а нормы кодекса носят общий характер, вне ко-

декса оказалась вся правовая проблематика, которая не

достигла достаточной степени стабильности. К тому же

в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса хозяйст-

венное законодательство пользуется приоритетом перед

В связи с этим Гражданский кодекс Польши вступил

фактически в силу в сфере отношений между единицами

обобществленного хозяйства . (*1).

Таким образом, несмотря на традиционный характер

кодификации гражданского законодательства, в Поль-

ше существует и развивается самостоятельное хозяйст-

венное законодательство, регулирующее порядок руко-

водства хозяйством и осуществления хозяйственной

(**1) А. Вольтер, Договоры в обобществленном хозяйстве, , Вроцлав-Варшава-Краков, 1966,

Рассматривая процесс развития хозяйствен.ного зако-

нодательства, Ю. Гурский делает такой вывод: . (*1).

Совершенствование социалистического хозяйствова-

ния неразрывно связано с развитием хозяйственного пра-

ва, требует хозяйственноправовой ориентации в обла-

сти правового регулирования экономики. Это выражает-

ся в развитии самостоятельного хозяйственного законо-

дательства, всесторонне регулирующего порядок руко-

водства и осуществления хозяйственной деятельности.

Наука хозяйственного права призвана помогать улучше-

нию руководства экономикой, способствовать правовыми

средствами претворению в жизнь новой системы хозяй-

(**1) J. Gоrski, Prawo gospodarcze w systemach prawnych niek-

torych krajow socialistycznych, , 1967, № 3, s. 13.

Еще по теме:

  • Счет фактуру на аванс можно не выписывать если Сайт "Смаль и партнеры": E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка […]
  • Крупные юридические компании санкт-петербурга Юридическая компания "Симплита-Право" Наша компания оказывает юридические услуги на территории Санкт-Петербурга, Ленобласти, Москвы и других регионов России. Н аходимся по адресу: Санкт-Петербург, ул. Восстания 7, офис 401 (как добраться). П озвонить […]
  • Права и обязанности гражданина по конституции рф таблица Права и обязанности граждан российской федерации Главная > Документ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН - помочь учащимся понять, что является конституционными правами и свободами граждан; - какие права являются неотъемлемыми правами человека; - конкретизировать […]
  • Договор на проведение инвентаризации Договор № на выполнение работ по технической инвентаризации Главная > Документ на выполнение работ по технической инвентаризации г. «__»______________20___ г. с одной стороны, и Исполнитель: Государственное унитарное предприятие Московской области […]
  • Вина не доказана статья гк Статья 56. Обязанность доказывания СТ 56 ГПК РФ 1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. 2. Суд определяет, какие […]
  • Судебный акт в арбитражном процессе это Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы Судебные акты арбитражных судов (понятие, виды, значение) Властная деятельность арбитражного суда по осуществлению правосудия выражается в виде принимаемых им различных актов — судебных […]