Юридическое сопровождение создания коммерческих организаций

04.07.2019 Выкл. Автор admin

Юридическое сопровождение создания коммерческих организаций

Работаем Ежедневно:
с 08:00 — 24:00
Консультации Круглосуточно

Выезд в ночное время:
По согласованию с адвокатом

+7 (903) 541-68-96 +7 (499) 391-24-16 +7 (925) 047-53-69 [email protected]

Развитие экономического потенциала страны подразумевает увеличение количества компаний различных форм собственности. Именно поэтому регистрация юридических лиц является одной из наиболее востребованных услуг правоведческой практики.

В зависимости от того, какую форму имеет предприятие, предусмотрены различный порядок регистрации и определенный пакет предоставляемых документов. Например, к коммерческим и некоммерческим предприятиям необходим совершенно разный подход.

Как происходит создание коммерческих организаций

Процедура создания коммерческих организаций в России включает несколько этапов. В первую очередь инициатор определяет направление деятельности и производит подготовку учредительной документации. Когда основой пакет документов готов, инициируется согласование названия организации с контролирующими органами. После этого формируется уставной капитал и проводится государственная регистрация.

Такая форма собственности, как ООО, считается одной из самых понятных, удобных и доступных. В то же время регистрация ООО требует определенных юридических навыков. От учредителей требуется определиться с разновидностью экономической деятельности, названием компании, ее юридическим адресом, распределением уставного капитала. Кроме того, необходимо утвердить генерального директора и бухгалтера ООО. Сразу после этого вы можете приступать к сбору и составлению необходимых документов и их сдаче для рассмотрения в соответствующих инстанциях.

Еще одним популярным направлением является регистрация индивидуального предпринимателя, что наиболее удобно при создании объектов малого, а также среднего бизнеса. Процедура оформления ИП несколько проще, чем ООО. От заявителя потребуется выбрать вид деятельности, заполнить заявление, предоставить заверенную копию паспорта и выбрать систему налогообложения. Кроме того, при подаче на рассмотрение пакета бумаг следует произвести оплату государственной пошлины. Несмотря на то, что индивидуальный предприниматель, по сути, не юридическое лицо, он может заключать правовые договоры с другими, как физическими, так и юридическими, лицами.

Регистрация юридических лиц — это непростая процедура. Воспользовавшись услугами практикующих юристов, вы сможете значительно упростить свою задачу. Зная все особенности процедуры и обходя «подводные камни», профессионалы найдут кратчайшие пути для выполнения поставленных целей.

Особенности регистрации некоммерческих организаций

Организации, которые открывают для осуществления различных целей, связанных с благотворительностью, образованием, культурой, наукой, спортом и т. д., а их деятельность не предусматривает извлечение прибыли, являются некоммерческими. К ним относятся благотворительные и социальные фонды, организации, продвигающие общественные или религиозные идеи, а также некоммерческие партнерства.

Особенностью такой деятельности являются принципы добровольности без финансовой заинтересованности со стороны учредителей.

Следует отметить, что регистрация некоммерческих организаций подразумевает тщательную проверку данных в Министерстве юстиции. Необходимо, чтобы вся указанная в бумагах информация была подана в соответствующем виде и отвечала законодательству РФ. Особое внимание требуется уделить уставу. Противоречия, которые встречаются в данном документе, чаще всего становятся основным камнем преткновения и могут оказаться весомой причиной отказа в регистрации. В этом случае все поданные бумаги возвращают заявителю. Однако государство оставляет за собой пошлину, ранее уплаченную за рассмотрение заявки.

Чтобы избежать бюрократических коллизий, наиболее верным решением станет обращение к практикующим юристам. Накопленные годами знания и опыт позволят профессионалам положительно урегулировать все вопросы, связанные с регистрацией юридических лиц.

Услуги по регистрации юридических лиц в Москве и области

Регистрация юридических лиц является заключительным этапом создания организации. Ст. 50 ГК РФ делит юридические лица на коммерческие и некоммерческие. Перечень коммерческих и некоммерческих организаций является закрытым и устанавливается гражданским кодексом Российской Федерации.

Выделяют следующие виды коммерческих организаций:

  • Хозяйственные товарищества (уставной капитал состоит из вкладов учредителей, которые несут полную ответственность за имущество организации).
  • Хозяйственные общества (уставной капитал состоит из вкладов учредителей, которые не несут полной ответственности за имущество).
  • Производственные кооперативы (объединение участников на добровольной основе).
  • Унитарные предприятия (создаются государством, не имеют права собственности на имущество, уставной капитал – бюджетные средства).

Некоммерческие организации установлены законом следующих видов:

  1. потребительские кооперативы, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  2. общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  3. общественные движения;
  4. ассоциации (союзы), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
  5. товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
  6. казачьи общества, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  7. общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  8. фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  9. учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  10. автономные некоммерческих организации;
  11. религиозные организации;
  12. публично-правовых компании.
  13. адвокатских палаты;
  14. адвокатские образования.

Регистрация коммерческих и некоммерческих организаций осуществляется налоговыми органами. Но при этом подача документов на регистрацию некоммерческой организации осуществляется через Главное управление Министерства Юстиции РФ. Юридическое лицо действует на основании устава. Исключение составляет хозяйственное товарищество, которое действует на основании учредительного договора.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

При регистрации организации большое внимание следует уделить подготовке учредительных документов организации, учитывая особенности правового положения различных организаций, требования и условия предъявляемые к ним действующим законодательством при создании юридического лица. Следует отметить, что главным назначением учредительных документов является определение порядка управления организацией, а также юридическая индивидуализация конкретной организации и ее выделение среди других участников гражданского оборота.

Для ведения бизнеса самой популярной организационно-правовой формой предприятия является ООО (общество с ограниченной ответственностью). Участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть как физические, так и юридические лица, причем они не отвечают по его обязательствам. Риск участников при этом касается только деятельности общества, его величина не превышает вложенных ими средств. Количество участников не может превышать пятидесяти.

При регистрации ООО требуется предоставление физическим лицом следующих документов и сведений:

  • Полное, фирменное и сокращенное название Общества
  • Юридический адрес Общества
  • Документы о размере уставного капитала и его процентном разделении между участниками
  • Основная деятельность Общества
  • Число учредителей и их паспортные данные

При условии, что учредитель — юридическое лицо, необходимы следующие документы:

  • Документы, подтверждающие учреждение Общества (устав, учредительный договор, протоколы, решения)
  • Свидетельство о постановке Общества на учет в ИФНС
  • Свидетельство о внесении фирмы в ЕГРЮЛ
  • Паспортные данные генерального директора Общества

Регистрация коммерческих корпоративных организаций

Коммерческими корпоративными организациями признаются хозяйственные общества и товарищества, их устав разделен на доли (вклады). Имущество, полученное в ходе деятельности организации является имуществом общества или товарищества.

Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Регистрация ООО. Регистрация непубличного акционерного общества.

Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным выше, признаются непубличными.

Регистрация коммерческих организаций, внесение изменений в ЕГРЮЛ, учредительные документы

Регистрация некоммерческих организаций

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации, не имеющие статус общественной, регистрируются в Регистрационной службе при Министерстве Юстиции. К ним относятся:

  • Учреждение.
    Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
  • Автономная некоммерческая организация.
    Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
  • Объединение юридических лиц (ассоциация, союз).
    Коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) для координации их деятельности, а также предоставления и защиты общих имущественных интересов.
  • Фонд.
    Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
  • Некоммерческое партнерство.
    Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, образовательных, культурных целей, в целях охраны здоровья граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация имеет право открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, может осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в том случае, если она отвечает целям создания организации.

Производимые работы при регистрации некоммерческих организаций

  1. Юридическое оформление документов;
  2. Сдача документов в Регистрационную службу при Мин.Юстиции для внесения регистрируемого предприятия в Единый Государственный Реестр юридических лиц);
  3. Получение свидетельства о внесении предприятия в Единый Государственный Реестр юридических лиц;
  4. Сдача документов в ИМНС и получение свидетельства о постановке на учет;
  5. Получение кодов Госкомстата;
  6. Получение извещений из фондов (ПФР, МГФ ОМС, МРО ФСС);
  7. Изготовление печати;
  8. Заверение банковских карточек;
  9. Оплата официальных пошлин и сборов.

Необходимые документы при регистрации некоммерческих организаций:

  • если Учредители — российские физические лица:
    • копии паспортов со всеми паспортными данными;
    • почтовый индекс прописки.
  • если Учредители — российские юридические лица:
    • свидетельство о внесении предприятия в Единый Государственный Реестр юридических лиц;
    • справка из ИМНС, подтверждающая постановку на учет;
    • справка из Госкомстата (коды).

Многообразие организационно-правовых форм некоммерческих организаций, следующий из него многовариантный подход к разработке учредительных документов, а также огромное количество законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность некоммерческих организаций, — всё это делает процесс их регистрации настолько длительным и трудоемким, что справиться с ним может только опытный юрист, специализирующийся именно на регистрации некоммерческих организаций.

Юристы «ГарантКоонсалт» уже длительное время регистрируют некоммерческие организации, успешно решая огромное многообразие вопросов, возникающих в каждом конкретном случае. На предварительной консультации специалисты по регистрации помогают нашим клиентам определить оптимальную организационно-правовую форму будущей организации, наши аудиторы разрабатывают приемлемые схемы льготного налогообложения, а дальнейший процесс регистрации происходит в максимально сжатые сроки без участия заказчика.

Вопросы льготного налогообложения для большинства некоммерческих организаций является основополагающими.

  1. Льготами по налогу на добавленную стоимость могут пользоваться:
    • общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители),
    • учреждения, единственным собственником имущества которых является общественная некоммерческая организация инвалидов,
    • религиозные некоммерческие организации (при реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы).
  2. Налогом на прибыль не облагаются:
    • вступительные, членские взносы и целевые взносы в некоммерческих партнерствах, общественных некоммерческих организациях, ассоциациях,
    • паевые вклады в потребительских кооперативах,
    • пожертвования, вносимые в некоммерческие организации,
    • имущество, наследуемое некоммерческим организациям по завещанию,
    • суммы из государственного бюджета, выделяемые на осуществление благотворительной деятельности,
    • средства и иное имущество, которые получены некоммерческими организациями на осуществление благотворительной деятельности.
  3. От уплаты налога на имущество освобождаются:
    • религиозные некоммерческие организации (в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности);
    • общероссийские общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности);
    • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители).
  4. Упрощенная система налогообложения, согласно Закону, с одной стороны, может быть применена к некоммерческим организациям, доля участия в которых других организаций составляет менее 25 %. С другой стороны, Конституционный Суд РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установили, что к некоммерческим организациям понятие «доля непосредственного участия» не может быть применимо. Поэтому, при оформлении заказа на регистрацию некоммерческой организации или общественного объединения, наши клиенты согласуют свои действия непосредственно нашими аудиторами.

Виды услуг, оказываемых специалистами нашей компании по регистрации некоммерческих организаций:

  1. Консультации по вопросам регистрации некоммерческих организаций.
  2. Подбор юридического адреса.
  3. Подготовка документов для регистрации.
  4. Государственная регистрация в регистрирующем органе и получение регистрационного свидетельства.
  5. Присвоение кодов Госкомстата.
  6. Изготовление и заверение копий учредительных документов.
  7. Изготовление печати.
  8. Постановка на учет в ИФНС.
  9. Постановка во внебюджетные фонды и получение справки в банк (ПФ, ФОМС, ФСС).
  10. Открытие расчетного счета в банке.
  11. Уведомление налогового органа об открытии расчетного счета в банке.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента государственной регистрации в установленном законом порядке. Согласно ст.15 ФЗ «О некоммерческих организациях», учредителями некоммерческой организации, в зависимости от ее организационно-правовых форм, могут выступать граждане и (или) юридические лица. Некоммерческие организации могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности, предусмотренными их учредительными документами. Предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут осуществлять лишь во имя достижения целей, ради которых они созданы.

Регистрация коммерческих организаций

Вы не прошли валидацию

Бесплатная консультация Это самый простой и быстрый способ узнать все интересующие Вас вопросы.

Коммерческая организация КО – организация, создаваемая для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности. Регистрация КО начинается с выбора организационно-правовой формы организации, ведь коммерческие организации существуют нескольких видов, среди которых самыми популярными являются ООО (Общество с ограниченной ответственностью), АО (Акционерное общество) и ИП (Индивидуальный предприниматель).

При регистрации КО необходимо определить:

ОПФ (организационно-правовая форма), в которой Вы хотели бы зарегистрировать свою организацию;

ИФНС, которая является желаемой для Вас и Вашей организации (если для Вас имеет значение в какую налоговую инспекцию сдавать отчетность Вашей организации);

Личность учредителя(ей) и руководителя для регистрируемой КО;

Объем вложений в уставный капитал (УК) коммерческой организации;

Основная направленность деятельности КО по ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности);

Система налогообложения для Вашей КО;

С остальными моментами, вызывающими у вас интерес при регистрации КО можно определиться при получении бесплатной консультации у специалистов Международной Юридической Компании.

Выбрав Международную Юридическую Компанию для регистрации своей коммерческой организации вы обеспечиваете для себя:

Сопровождение нашим специалистом регистрации коммерческой организации на всех этапах: начиная от первичной бесплатной консультации и завершая получением на руки документов, подтверждающих госрегистрацию КО.

Легальность. Подготовленный нашими специалистами комплект документов для госрегистрации КО и пакет документов, зарегистрированной коммерческой организации будут полностью легитимны, то есть соответствовать в полной мере действующему, на момент госрегистрации КО, законодательству России.

Прозрачность ведения дел. Данная прозрачность создается за счет заключения договора на оказание юр. услуг между заказчиком и Международной Юридической Компанией. Договор на оказание юр услуг содержит полный перечень всех нюансов, прав и обязанностей обеих сторон, в том числе и фиксированной стоимости услуг. Данный договор также содержит ответственность Международной Юридической Компании за отказ в госрегистрации коммерческой компании в виде компенсации всех расходов понесенных заказчиком.

Оперативность. Юристы Международной Юридической Компании, обладающие многолетним опытом в регистрации КО полностью сопроводят данную процедуру, что позволит провести госрегистрацию КО в кратчайшие сроки, то есть ориентировочный срок госрегистрации КО составит 2 недели.

Регистрация ООО

Общество с ограниченной ответственностью – такая форма коммерческой корпоративной организации, которая на данный момент является наиболее востребованной в нашей стране. Преимуществом данного вида КО является то, что здесь нет необходимости выпуска и размещения акций (ценных бумаг), что существенно сокращает количество времени, затрачиваемого на полную подготовку КО перед непосредственным началом ее работы. По большому счету простая структура управления ООО (Общее собрание участников и руководитель) также является весьма привлекательным моментом в выборе ОПФ коммерческой организации.

Регистрация АО

Акционерное общество – является наиболее привлекательной формой коммерческих организаций для крупного бизнеса, подчеркивающей статусность такой организации. Уставный капитал АО разделен на определенное количество акций, принадлежащих акционеру(ам), посредством которых акционер(ы) реализуют свои права.

С достаточно недавнего времени существует деление АО на публичные и непубличные. Основная разница между этими видами АО состоит в том, что в публичных АО акции размещаются через простую подписку (публично), а в непубличных – нет.

Достаточно простой способ приобретения и отчуждения акций АО привлекает широкий круг лиц, имеющих возможность вложения немалого капитала.

Увеличение уставного капитала АО в отличие от увеличения УК в ООО достаточно непростая процедура и длительная по времени, ведь она сопровождается дополнительным выпуском акций либо увеличением номинальной стоимости уже выпущенных АО акций.

Данная форма коммерческих организаций имеет немало минусов, в большинстве случаев касающихся времени регистрации и выпуска акций, как при первоначальной госрегистрации АО, так и при внесении некоторых изменений в устав АО. Однако присутствует и огромное количество плюсов, например, некоторые виды организаций могут создаваться исключительно в виде АО, таким образом, законодатель выделяет статус именно данной ОПФ коммерческих организаций.

Регистрация ИП

Индивидуальный предприниматель осуществляет свою предпринимательскую (коммерческую) деятельность без образования юр. лица.

Несомненно привлекательность ИП завоевывает тем, что документы необходимые для регистрации ИП готовятся в незначительном количестве, а затраты существенно меньше, чем при регистрации обществ. Также привлекательным в ИП является и то, что ИП располагает полной свободой деятельности ввиду своего единоличия.

Самым главным минусом ИП, конечно же, является то, что его ответственность неограничена. Таким образом, ИП отвечает по всем своим долгам (обязательствам) всем своим имеющимся имуществом.

О коммерческих адвокатских образованиях

Александр Латыев, ИНТЕЛЛЕКТ-С, – об одном из положений проекта концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Минюст опубликовал проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Судя по моей ленте в Facebook, едва ли не наибольшее количество язвительных филиппик вызвало следующее изложенное в разделе V.3 Концепции (стр. 28) положение:

. предлагается внести изменения, в соответствии с которыми адвокатская деятельность сохранит непредпринимательский характер, но при этом адвокатам разрешается для целей коллективного осуществления деятельности создавать не только адвокатские образования, являющиеся некоммерческими организациями, но также и адвокатские образования в организационно-правовых формах коммерческих корпоративных организаций, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, таких как общество с ограниченной ответственностью (ООО), непубличное акционерное общество (АО), полное товарищество, производственный кооператив.

Коллеги-юристы продемонстрировали кто возмущение, кто – удивление, а кто – и вершины сарказма.

Эта идея родилась давно и была предложена представителями юрбизнеса в ходе обсуждения проекта концепции в Минюсте еще два года назад (во время предыдущей активизации работы над концепцией, см. здесь, здесь и здесь).

На наш взгляд, это один из главных пунктов, существенно смягчающих возможные последствия адвокатской монополии, если она будет введена, который, в то же время, облегчит жизнь и самим адвокатам, даже если монополии не будет. По этой причине необходимо изложить тезисы в защиту этой идеи.

1. Итак, тезис первый. П.2 ст.1 Закона об адвокатуре:

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Принято считать, что это создает предпосылки для независимости адвокатов, гарантирует защиту интересов граждан и т.п. На мой взгляд, никакой связи между отсутствием предпринимательского характера и высокими морально-этическими и профессиональными качествами адвоката нет, но в то же время, осознавая, что «политика есть искусство возможного», надо понимать, что переубедить аксакалов адвокатуры отказаться от декларации непредпринимательского ее характера не получится. Так что этот тезис, пусть и не имеющий оснований, придется оставить.

2. Тезис второй. Адвокатской деятельностью занимаются адвокаты, а не вовсе не адвокатские образования.

Смотрим определение адвокатской деятельности в п.1 ст.1 того же закона:

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее – доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

То есть когда адвокат дает консультации, представительствует в суде, защищает при уголовном преследовании, он занимается адвокатской деятельностью. Очевидно, что организация в целом это делать не может, максимум, что она может – это обеспечить наличие необходимого количества свободных и готовых осуществлять свою деятельность для доверителя адвокатов.

3. Отсюда вывод: непредпринимательский характер деятельности адвоката никоим образом не связан с организационно-правовой формой адвокатского образования.

То есть, как и говорится в концепции, ничто не мешает непредпринимательской адвокатской деятельностью заниматься, состоя в штате или участвуя в коммерческой организации.

В качестве косвенных аргументов приведу пару аналогий:

Первое, мое любимое: деятельность врача. У нас на сегодня существует множество коммерческих организаций, оказывающих медицинские услуги, причем порой весьма сложного уровня. Означает ли это, что работающие в таких организациях врачи занимаются предпринимательской деятельностью, думают только о деньгах и в момент вырезания у пациента аппендикса считают, сколько они на этом заработали? Конечно, нет. Сами по себе врачи никакой предпринимательской деятельностью не занимаются, хоть и работают в коммерческих организациях.

Здесь же можно привести примеры формально коммерческих оранизаций, чья деятельность – во всяком случае, по идее – направлена в первую очередь не на извлечение прибыли, а на иные – социально значимые – цели. Разнообразные МУПы, например, автобусные парки, трамвайно-троллейбусные управления и т.п. Формально они МУПы, значит – коммерческие организации, но они являются планово убыточными и предназначены в первую очередь для обеспечения функционирования общественного транспорта.

С другой стороны – второе – есть формально некоммерческие организации, в действительности занимающиеся именно зарабатыванием денег. Например, образовательные организации – они по Закону об образовании должны быть некоммерческими, что не мешает некоторым из них отстраивать огромные здания в центре города Екатеринбурга (которое потом делят между собой его учредители и супруги таковых) и парковать в качестве рекламы во время вступительных экзаменов «Роллс-Ройс» перед его крыльцом (правда, в итоге лицензию на осуществление высшего образования потеряли).

И ещё:

Вообще, надо заметить, что цель – получение прибыли или не получение – достаточно расплывчата и от того, коммерческая организация или нет, зависит мало. Поэтому ГК и дает второй признак, гораздо четче отличающий коммерческие организации от некоммерческих – распределение прибыли между участниками. Приносит ли доход оказание юридических услуг? Безусловно. Является ли этот доход прибылью? Могут возразить, дескать, это гонорар, а вовсе никакая не прибыль. Ну, хорошо, если гонорар, то готовы ли получающие его за свои юридические услуги получать не заранее оговоренную сумму, а «сколько доверитель посчитает нужным», как это характерно для настоящего гонорара? Есть ли у современных адвокатов иные источники доходов, чтобы они могли позволить себе получение таких гонораров? Нет. Как правило, это единственый источник доходов адвоката. Так что «гонорар» сегодня – не более чем слово, по сути, он ничем не отличается от платы за выполнение гражданско-правовых обязательств. Соответственно, и полученный от них доход – это прибыль.

Пару лет назад , во время прошлого обсуждения проекта концепции, со стороны адвокатского сообщества был разработан собственный проект, имевший целью примирить получение и распределение доходов от юридической деятельности, но при этом не называть его прибылью, а распределение этих доходов не называть распределением прибыли, а значит – сохранить некоммерческую природу адвокатского образования. На наш взгляд, такой подход не только подрывал бы гражданско-правовое различие коммерческих и некоммерческих организаций, но и являлся бы примером этакого двоемыслия: дескать, если мы не назовем нечто прибылью, то оно таковой не будет. Здесь уместно процитировать Козьму Пруткова:

Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.

В то же время существует некий консенсус относительно того, что существующие сегодня некоммерческие формы адвокатских образований плохо приспособлены для осуществления юридической деятельности на том уровне, который требует современное общество. Эту проблему можно решить созданием коммерческих (хоть и обладающих определенной спецификой, но это как раз не новость – такая специфика есть у банковских, страховых организаций, профучастников рынка ценных бумаг. ) адвокатских образований в уже известных организационно-правовых формах.

И то, что Минюст принял именно такой вариант решения проблемы, допустив возможность создания коммерческих организаций, объединяющих адвокатов, можно только приветствовать. Это как раз то, что в проекте нужно не критиковать, а только поддерживать.

§ 2. Создание коммерческих организаций

1 ст. 113 ГК; ст. 10 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности»).
В учредительном договоре учредители фиксируют свою волю на создание коммерческой организации, определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности. В договоре определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью коммерческой организации, выхода участников из ее состава.
Устав коммерческой организации определяет индивидуально-правовой статус коммерческой организации. В уставе в соответствии с общедозволительным правовым режимом может быть отражено все, что не противоречит действующему законодательству, но в соответствии с обязывающим началом правового регулирования в уставе должны быть определены сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК, а также другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида. Так, например, устав акционерного общества помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций; их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГК).
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 63
Государственная регистрация коммерческих организаций. Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК).
Гражданским кодексом предусмотрена единая система государственной регистрации юридических лиц. Все юридические лица, в том числе коммерческие организации, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.
Следует, однако, заметить, что впредь до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц (ст. 8 Федерального закона РФ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса[5]). Действующий порядок регистрации определен ст. 34, 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,» Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»[6] и рядом других специальных законов об отдельных видах коммерческих организаций[7]. Государственная регистрация коммерческих организаций осуществляется в разных органах: обычно – Регистрационных палатах администраций субъектов РФ, но, в частности, кредитных организаций – в Центральном банке РФ; предприятий с иностранными инвестициями, начиная с определенного уровня уставного капитала, – в Минэкономики РФ.
Для государственной регистрации коммерческой организации ее учредители представляют следующие документы: заявление о регистрации; решение об учреждении коммерческой организации (в частности, учредительный договор); утвержденный устав; свидетельство об уплате государственной пошлины; документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала коммерческой организации, указанного в решении об учреждении коммерческой организации.
В специальных законах могут быть предусмотрены дополнительные документы. Так, для государственной регистрации кредитной организации необходимо представить в Центральный банк РФ также копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц; аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности; декларации о доходах учредителей – физических лиц; анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной организации.
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 64
Органы государственной регистрации не вправе требовать другие документы помимо указанных в законе, в противном случае их действия могут быть обжалованы в суде.
Решение о регистрации или отказе в регистрации коммерческой организации должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи учредителями необходимых для этого документов
Осуществляя государственную регистрацию коммерческих организаций, органы регистрации контролируют соблюдение установленных законом условий создания коммерческих организаций. При положительном решении вопроса основные данные о коммерческой организации, в том числе о ее фирменном наименовании, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
При нарушении установленного законом порядка образования коммерческой организации или несоответствии ее учредительных документов закону орган регистрации отказывает в государственной регистрации коммерческой организации. Отказ в регистрации по другим основаниям, в частности по мотивам нецелесообразности создания коммерческой организации, не допускается.
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. При этом подлежат возмещению убытки, причиненные органом регистрации учредителям в результате незаконного отказа в регистрации (ст. 16 ГК).
С момента государственной регистрации коммерческой организации возникает ее правоспособность, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности. Коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК) и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, предприятий с иностранными инвестициями – абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК), могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК).
Иначе говоря, коммерческие организации обладают общей правоспособностью, что в полной мере соответствует общедозволительному режиму предпринимательства. Отсутствие законодательного требования о перечислении в уставе коммерческой организации тех видов деятельности, которыми она может заниматься, способствует развитию деловой активности коммерческих организаций, облегчает ее реакцию на изменение конъюнктуры рынка и перелив капиталов в наиболее перспективные отрасли экономики, способствует стабильности торгового оборота, так как сделки коммерческой организации, обладающей общей правоспособностью, не могут быть признаны недействительными по основаниям противоречия ее целям.
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 65
Коммерческая организация может быть ограничена в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Так, например, кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). С момента признания коммерческой организации несостоятельной (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства запрещается отчуждение ее имущества, наступают также другие ограничения в правах (ст. 18 Закона РФ от 19 ноября 1993 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[8]). Решение об ограничении прав может быть обжаловано коммерческой организацией в суд.
Разумеется, правоспособность коммерческой организации может быть ограничена не только законом, но и по воле учредителя (учредителей), имеющего возможность определить цели деятельности коммерческой организации в ее учредительных документах, что следует из п. 1 ст. 49 ГК.

[1] СЗРФ 1994 № 11. ст. 1194.
[2] СЗРФ.1996. № 3.Ст. 140.
[3] О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях происхождения товаров. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 42 ст. 2322.
[4] СЗ РФ. 1996. № 6 ст. 492.
[5] Ведомости РСФСР. 1990. № 30. ст. 418.
[6] СЗРФ 1994. № 11.Ст. 1194.
[7] См., напр. ст. 12–17 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 февраля 1996 г.) // СЗ РФ 1996. № 6. ст. 492.
[8] Ведомости РФ 1993. № 1Лицензирование деятельности коммерческих организаций. Помимо общего условия осуществления правосубъектности коммерческой организации, каким является факт ее государственной регистрации, ГК предусматривает специальные (дополнительные) условия осуществления правосубъектности коммерческих организаций. Таковыми являются различного рода разрешения на занятие определенными видами предпринимательской деятельности: лицензии, квалификационные аттестаты, квоты и т. п.
В соответствии со ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, коммерческая организация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право коммерческой организации осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В настоящее время виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию, определены не только федеральными законами, как того требует ст. 49 ГК, но и другими правовыми актами, которые в соответствующей части следует признать нелегитимными. Так, постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности»[1] утвержден перечень видов лицензируемой деятельности, а также единый порядок выдачи лицензий.
Лицензирование – это административно-правовой регулятор предпринимательских отношений, имеющий целью обеспечение нормального соотношения частных интересов коммерческой орга-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 66
низации с публичными интересами общества в целом. Возникающие при лицензировании правоотношения между коммерческой организацией и лицензирующим государственным органом являются административными правоотношениями, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.
Следовательно, как и любая деятельность государственных органов, деятельность по лицензированию должна быть четко регламентирована в законе. При этом в основу решения вопроса о лицензировании того или иного вида предпринимательской деятельности должен быть положен принцип «лицензировать только то, что нельзя не лицензировать». Например, в целях обеспечения публичных интересов нельзя не лицензировать опасные для общества виды деятельности, высокодоходные виды деятельности и т. п.
Поскольку лицензирование – это деятельность государственных органов: Центрального банка РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др., – следует сделать вывод, что передача таких функций негосударственным структурам, различным ассоциациям, союзам и т. п. недопустима. Это прямо вытекает из ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Федерального закона РФ от 25 мая 1995 г.),[2] запрещающей передачу хозяйствующим субъектам функций органов власти всех уровней. Вместе с тем допустимо делегирование полномочий государственных органов по лицензированию отдельных видов деятельности органам местного самоуправления.
Соответствующими законами предусматриваются основания для отказа в выдаче лицензий и отзыва лицензий. Перечень таких оснований является исчерпывающим (например, ст. 11, 20 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности»). Отказ в выдаче лицензии либо отзыв лицензии по другим основаниям, кроме предусмотренных законом, не допускается и может быть обжалован в арбитражном суде.
Особо следует заметить, что безлицензионная деятельность предполагает применение к коммерческой организации гражданско-правовых и административно-правовых санкций.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК коммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Сделки, совершенные коммерческой организацией, не имеющей лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными по иску этой коммерческой организации, ее учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью коммерческой организации (ст. 173 ГК).
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 67
В качестве примера административной ответственности можно привести норму ст. 157[3] КоАП,25 предусматривающую ответственность за осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии) или нарушение условий, предусмотренных в лицензии, в виде штрафа или аннулирования лицензии.
Применительно к индивидуальным предпринимателям предусмотрена кроме того, уголовно-правовая ответственность. Новый Уголовный кодекс РФ предусмотрел ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171) и незаконную банковскую деятельность (ст. 172), выражающиеся в частности в осуществлении предпринимательской (банковской) деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования.

[1] СЗРФ.1995. № 1.Ст.69.
[2] СЗ РФ 1995. № 22 ст. 1977.
[3] Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 1993. ст. 6.

Еще по теме:

  • Дтп на трассе м7 москва владимир На трассе М7 в Татарстане образовалась пробка из-за крупного ДТП с участием двух фур В Елабужском районе Татарстана в воскресенье днем произошло крупное ДТП с участием двух большегрузов. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил очевидец происшествия. Фото: Руслан […]
  • Брачный договор картинка Брачный договор Составление брачного договора Мы предлагаем юридическую помощь по составлению брачного договора в Москве и Подмосковье. Получите бесплатную консультацию юриста по семейным делам прямо сейчас по телефону: 8 925 517-20-95. Планируете ли Вы […]
  • Исполнение государственного бюджета на 2011 Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 151-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год" Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 151-ФЗ"Об исполнении федерального бюджета за 2011 год" Принят Государственной Думой 21 сентября 2012 года Одобрен […]
  • Как появились деньги в англии Деньги Англии: история, нынешнее состояние, названия Английская национальная денежная единица не зря считается самой устойчивой в мире. В стране не принимают никакие другие единицы, кроме фунтов стерлингов. В статье будет рассмотрена история появления этой […]
  • Не снялся с учета в военкомате Воинский учет граждан Украины: порядок и процедуры Консультация военного адвоката: воинский учет, призыв и служба Адвокат по военным делам, уголовному праву: Глеб Николаевич Дубров (св-во ООКА № 1894) Воинский учет граждан Украины: порядок и процедуры В […]
  • Запись в трудовой при увольнении на пенсию по старости Какая должна быть запись в трудовой книжке об увольнении, в связи с выходом на пенсию по старости? Когда сотрудник уходит с работы документация оформляется соответственно нормативам трудового законодательства. Здесь в обязательном порядке даётся […]