Конституционное право ответы на вопросы к экзамену

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Шпаргалка — Краткие ответы на вопросы по конституционному праву

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.
Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация.
Конституционно-правовые институты.
Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и прекращения.
Субъекты конституционно-правовых отношений.
Система конституционного права как отрасли права.
Источники конституционного права как отрасли права.
Виды законов в Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон.
Конституционное право – ведущая отрасль российского права.
Конституционно-правовая ответственность.
Тенденции развития конституционного права на современном этапе.
Конституционное право как наука: предмет, система, источники.
Методы науки конституционного права.
Понятие и сущность конституции.
Юридические свойства конституции.
Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации.
Структура Конституции Российской Федерации.
Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации.
Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.
Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
Правовая охрана Конституции Российской Федерации.
Толкование Конституции Российской Федерации.
Основные этапы развития российской конституции.
Разработка и принятие конституции Российской Федерации 1993 года.
Понятие конституционного строя и его основ.
Народовластие как основа демократического характера российского государства. Формы осуществления народовластия.
Институты непосредственной демократии
Референдумы в Российской Федерации: федеральный, субъекта, местный.
Вопросы референдума.
Порядок назначения и проведения референдума.
Определение результатов референдума.
Статья 1 конституции Российской Федерации: содержание и анализ.
Человек, его права и свободы как высшая ценность.
Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия и многопартийности.
Правовой статус политической партии: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидация.
Организационно-правовые формы общественных объединений в Российской Федерации.
Общественная палата Российской Федерации: порядок формирования и функции.
Суверенитет Российской Федерации и его конституционное закрепление.
Декларация о государственном суверенитете России.
Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в Российской Федерации.
Конституционное закрепление Российской Федерации как социального государства.
Российская Федерация – светское государство.
Правовой статус религиозных объединений.
Конституционно-правовые основы деятельности средств массовой информации.
Понятие основ правового статуса личности.
Принципы правового статуса личности.
Принцип равноправия граждан.
Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.
Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.
Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации.
Гражданство детей.
Органы, принимающие решения по вопросам гражданства.
Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Право на жизнь.
Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Порядок выезда из Российской Федерации и въезда.
Свобода совести, свобода вероисповедания.
Свобода мысли и слова. Право на информацию.

Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты (С. Е. Великанова, 2009)

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по конституционному праву России. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Конституционное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении конституционного права России, подготовке к сдаче экзаменов.

Оглавление

  • 1. Понятие и предмет конституционного права
  • 2. Источники конституционного права
  • 3. Конституция РФ как источник конституционного права
  • 4. Соотношение конституционного и других отраслей права
  • 5. Принципы конституционного права
  • 6. Субъекты конституционного права
  • 7. Нормы конституционного права
  • 8. Конституционные правоотношения
  • 9. История конституционного права
  • 10. Принцип разделения властей
  • 11. Принцип народовластия
  • 12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
  • 13. Принцип приоритета прав и свобод человека
  • 14. Принцип равноправия граждан
  • 15. Принцип равенства перед законом и судом
  • 16. Принцип верховенства конституции РФ
  • 17. Принцип суверенитета РФ
  • 18. Экономические основы конституционного строя
  • 19. Всеобщая декларация прав и свобод человека
  • 20. Законы (понятия и виды)
  • 21. Процедура изменения и пересмотра конституции
  • 22. Функции конституции РФ
  • 23. Метод конституционного права
  • 24. Понятие и виды органов государства
  • 25. Конституционные основы прямой демократии
  • 26. Понятие основных прав и свобод российских граждан, их реализация и защита
  • 27. Право на труд
  • 28. Право на жилище
  • 29. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • 30. Право на благоприятную окружающую среду

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты (С. Е. Великанова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

18. Экономические основы конституционного строя

Экономические основы представляют собой экономический базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Экономические отношения возникают и развиваются объективно, вместе с тем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние. Были открыты две модели экономической системы: рыночная и планово-регулируемая.

Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются:

– отношения собственности (две основные формы собственности – частная и публичная, все остальные формы производны от них);

– производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность является, в отличие от частной, неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации – субъекты, в унитарном государстве – административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы.

Публичная собственность имеет коллективный характер и предполагает равный для всех объем имущественных прав.

Частная собственность выступает в различных видах:

– солидарная и др.

Субъектами права частной собственности признаются любые физические и юридические лица.

Возможен также перевод из частной собственности в публичную – национализация, а также из публичной в частную – приватизация.

Конституция провозглашает признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Тем самым устанавливается равенство всех форм собственности, а их перечень не является исчерпывающим.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которые определены законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, и никто не может быть лишен его иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Не ограничиваются ни количество, ни стоимость находящегося в собственности граждан и юридических лиц имущества.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее субъектам РФ на праве собственности.

К государственной собственности относятся также земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).

Находящееся в государственной собственности имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями.

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Данное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями.

На базе частной собственности и муниципальной собственности могут возникать и другие формы собственности.

Содержание собственности как юридической категории раскрывается через правомочия собственника.

Каждый собственник вправе потребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Он может потребовать устранения всяких нарушений его права собственности.

Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство.

В основе трудовых отношений лежит право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Большое значение придается предпринимательской деятельности.

Оглавление

  • 1. Понятие и предмет конституционного права
  • 2. Источники конституционного права
  • 3. Конституция РФ как источник конституционного права
  • 4. Соотношение конституционного и других отраслей права
  • 5. Принципы конституционного права
  • 6. Субъекты конституционного права
  • 7. Нормы конституционного права
  • 8. Конституционные правоотношения
  • 9. История конституционного права
  • 10. Принцип разделения властей
  • 11. Принцип народовластия
  • 12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
  • 13. Принцип приоритета прав и свобод человека
  • 14. Принцип равноправия граждан
  • 15. Принцип равенства перед законом и судом
  • 16. Принцип верховенства конституции РФ
  • 17. Принцип суверенитета РФ
  • 18. Экономические основы конституционного строя
  • 19. Всеобщая декларация прав и свобод человека
  • 20. Законы (понятия и виды)
  • 21. Процедура изменения и пересмотра конституции
  • 22. Функции конституции РФ
  • 23. Метод конституционного права
  • 24. Понятие и виды органов государства
  • 25. Конституционные основы прямой демократии
  • 26. Понятие основных прав и свобод российских граждан, их реализация и защита
  • 27. Право на труд
  • 28. Право на жилище
  • 29. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • 30. Право на благоприятную окружающую среду

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты (С. Е. Великанова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Каковкина Екатерина

Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальным преподом. Здесь найдешь все необходимое по Конституционному (государственному) праву России, а остальное — дело техники.

Ни пуха, ни пера!

Комментарии

Спасибо огромное, выручили!

Оценка 5 из 5 звёзд от Гость 02.12.2017 14:35

Шпаргалка это конечно же не совсем хорошо, но когда нужно выручает. Спасибо!

Оценка 4 из 5 звёзд от Аҧснытәи астудент 08.06.2017 18:45

Шпаргалка+чтение законов в оригинале и все норм. На тройку как минимум должно хватить

Гость 06.06.2017 12:18

Теория еще пойдет, но пользоваться ей одной нельзя. Законодательная база шпаргалки устарела лет на 10.
Да и структура ответов оставляет желать лучшего. Использовать лучше для подготовки к вопросам, которые имеют лишь теоретический характер и не изменились вместе с изменением в КРФ.

Оценка 3 из 5 звёзд от Ольга 23.06.2015 12:16

Оценка 5 из 5 звёзд от Гость 15.05.2015 19:48

Вопросы к экзамену по курсу «Конституционное право Российской Федерации»

1. Место и роль конституционного права в системе права.

2. Понятие, предмет и метод конституционного права.

Конституционное Право ведущая отрасль Российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему органов местного самоуправления. Конституционное право России как отрасль права — сово­купность правовых норм, регулирующих отношения, свя­занные с основами правового статуса личности, государ­ственным и общественным устройством России.

Конституционное право, как и любая другая отрасль права, характеризуется своим предметом и методом правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли.

Предмет отрасли конституционного права составляют следующие сферы общест­венных отношений:

основы конституционного строя России (в которых выражается каче­ственная характеристика государства — суверенитет народа и формы его осуществле­ния, принципы государственного устройства и разделение властей, социальный и свет­ский характер государства, идеологическое многообразие, подчинение государствен­ной и общественной жизни конституции и законам);

взаимоотношения между государством и личностью (основные права и обязанности личности, определяющие правовые основы статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан на террито­рии России, права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации, правовое положение общественных объединений);

территориальное устройство государства и федера­тивные отношения (федеративное устройство России, состав и компетенция её субъектов, исключительная компетенция федерации и предметы совместного ведения федерации и субъектов фе­дерации, верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.);

организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления: Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федера­ции, органов судебной власти, представительных и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Федерации, системы местного самоуправления.

основы государственной политики в различных обла­стях общественной жизни (экономика, право, образование, наука, культура, здравоохранение, международные отношения, оборона, безопасность и др.).

Предмет конституционного права по сравнению с другими отраслями имеет свои особенности. Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, ду­ховной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Во-вторых, к его предмету относятся только те отноше­ния, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэто­му конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России.

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности, поэтому его называют государ­ственным правом — основополагающей отраслью права.

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулиро­ванные нормами конституционного права.

Объект конституционных отношений — предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответ­ствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права. Понятие «субъект конституционного пра­ва» относится к неопределенному кругу субъектов, обозначаемых видовым понятием (на­пример, гражданин, субъект Федерации и т.п.). Понятие «субъект правоотношения» отно­сится к субъекту-участнику конкретного правоотношения (например, гра­жданин Иванов Владимир Петрович, г. Москва и т.п.).

Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

♦ физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

♦ государственные образова­ния (РФ, субъекты РФ, федеральные органы госу­дарства РФ и субъектов РФ);

♦ общественные объединения (партийные, профессиональные, любительские, религиозные и др.);

♦ общности людей (народ РФ, нации, народности, население области, края города, поселка и др.);

♦ органы власти (Парламент, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суды и др.);

♦ другие государственные органы (избирательные комиссии, Конституционное Собрание, Счетная палата, Совет Безопасности и др.);

♦ должностные лица (президенты, депутаты, министры, судьи, члены избирательных комиссий и др.);

Содержание конституционно-правовых от­ношений является юридическая связь между субъектами правоотношения, которая выражается в том, что один субъект обладает определенными правами, а второй — корреспондирующими обязанностями, или оба наде­лены взаимными правами и обязанностями, предусмотренными конституционными нормами. При этом субъекты конституционных пра­воотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «вла­сти — подчинения».

Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений происходит на основе конституционно-правовых норм в связи с определенными обстоятельствами, которые имеют название юридические факты.

Необходимой предпосылкой конкретных конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.

Юридические факты — это события или действия, с кото­рыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний. Они формулируются в гипотезах правовых норм. События происходят независимо от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.). Действия — это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и созна­ния субъекта. Они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений. Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или пре­кращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Развитие конституци­онно-правового отношения, как правило, обусловлено целой системой, цепью юридиче­ских фактов.

Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности.

◆ они имеют особое содержание и предмет — возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конститу­ционного права.

◆ их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений.

◆ они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений.

Классическим видом таких правоотношений являютсяконкретные конституцион­но-правовые отношения, которые возникают в результате реализации норм-правил пове­дения. В этом виде правоотношений четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Другим видом конституционно-правовых отношений выступают правоотношения общего характера, такие как реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций и т.п. В них конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являютсяправовые состоя­ния. Их характеризует, с одной стороны, четкая определенность субъектов правоотноше­ния, а с другой — неопределенность взаимных прав и обязанностей, которые выводятся из множества действующих конституционно-правовых норм. Например, состояние в граж­данстве, состояние в качестве субъекта Российской Федерации.

В зависимости от сферы возникновения консти­туционных правоотношений выделяют конституци­онно-правовые отношения: I) связанные с установ­лением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регу­лированием правового статуса личности РФ.

Конституционно-правовые отношения такжеклассифицируются:

= по сроку действия — на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;

= по назначению в механизме правового регулирования — на материальные и процессуальные;

= по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, спосо­бов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.

Основным способом воздействия государства на общественные отношения, состав­ляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государст­венно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой ме­тод называется методом властеотношений.

Другим способом правового регулирования отрасли конституционного права является установление конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др.

Особенностью метода конституционного права выступает закрепление в Конститу­ции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает ре­гулированию политико-правовой характер.

Конституционное право использует также такие способы воздействия на участни­ков общественных отношений, как:

» дозволение («каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации»);

» запрет («никто не может быть принужден к выра­жению своих мнений»);

» обязывание («каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы»);

» управомочивание («Президент Российской Федера­ции представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях»);

» установление («наименования Российская Федерация и Россия равнозначны» или уста­новление равенства сторон в отношениях);

» провозглашение или декларация («Российская Фе­дерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека») и др.

3. Конституционно-правовые нормы и институты.

Ряд конституционно-правовых норм представляют собой нормы-декларации. Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения и предполагает или прямо указывает на возможность принудительного обеспечения.

В них часто можно выделить обычные структурные элементы всякой правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это затрудняет технико-нормативистский анализ многих конституционных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или достаточно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

Как и в других отраслях права, по характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают:

1) императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»;

2) диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. ». Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».

Некоторые авторы работ по конституционному праву рассматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные отношения, совокупность которых образует метод конституционно-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточных оснований, поскольку обвязывание и дозволение свойственны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конституционно-правового регулирования.

Можно провести, как это делают некоторые исследователи, разграничение норм конституционного права по различным другим критериям (по содержанию, территории действия и др.), но такая классификация лишь в небольшой степени способствует выявлению внутренней структуры права или воли законодателя в связи с ясным закреплением этой воли в самой норме.

Группа правовых норм, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования, образует правовой институт. Такими институтами, например, являются личные права и свободы граждан, избирательное право, парламент и т. д. Понятие правового института не может быть очень четким, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма ст. 111 Конституции РФ: «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы» является обязательной принадлежностью института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти. Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и основан на объективно существующей внутренней структуре права и взаимосвязи норм.

Выделение в системе конституционного права отдельных институтов осуществляется в соответствии с разделами Конституции РФ.

Институты — группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти — Из тех же источников плюс указы Президента и т. д.

Институты конституционного права различаются между собой по: предмету регулирования; характеру регулирования; способам регулирования конституционных отношений; субъектам регулирования; по методам воздействия на объект регулирования. Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):

• основы конституционного строя;

• права и свободы человека и гражданина;

• избирательная система (избирательное право);

• государственная власть в субъектах РФ;

• судебная власть и прокуратура;

• порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.

4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты.

Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормами КП, содержание которого определяется юридической связью между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами. Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений,

составляющих предмет конституционного права;

Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный

состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других

Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным

разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами,

устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных

Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения

политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от

Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ,

науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и

свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

Конституционные отношения есть отношения между социальными силами,

рождающими фактическую власть в государстве.

Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:

коренные малочисленные народы;

органы государственной власти;

органы местного самоуправления;

собрания избирателей и др.

города федерального значения;

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ. Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

органы государственной власти;

органы местного самоуправления;

население местного самоуправления;

политические партии и другие общественные объединения граждан;

граждане Российской Федерации;

лица без гражданства и др.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства — Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.

Кроме перечисленных субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства).

5. Система конституционного права.

Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.

В системе конституционного права выделяют институты:

Основы конституционного строя.

Основы правового статуса человека и гражданина.

Федеративное устройство государства.

Систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого института:

По специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Воздействие осуществляется в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.

по особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот реализоваться через конкретные правоотношения или правоотношения общего характера.

по степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие — конкретно регулируют.

по субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам. Либо типовому виду субъектов, других — ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам.

по способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других — конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий.

по специфике форм выражения, охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других — преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве.

по видовому характеру норм данного института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других нормы конкретного регулирующего действия.

по степени и масштабам включённости других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках.

Так институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны специфические черты.

1. воздействуют на общественные отношения путём закрепления, установления определённых начал устройства общества и государства.

2. как правило, не порождают конкретные правоотношения.

3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности.

4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам.

5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путём принятия новой Конституции.

6. устанавливаются по преимуществу в конституционной форме.

7. по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями.

8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включения всей правовой системы государства, всей отрасли права.

9. по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства.

Институту «Основы правового статуса человека и гражданина» также присущи свои особые черты как относительно самостоятельной части системы конституционного права.

1. осуществляют правовое воздействие на общественные отношения в основном путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека.

2. реализуются по преимуществу вне конкретных правонарушений.

3. относятся к сфере взаимоотношений государства и личности.

4. в качестве субъекта права в них выступает человек, гражданин, личность как таковая вне связи с каким-либо особым правовым статусом.

5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции.

6. предполагают для своей практической реализации подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путём возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

Ответы на вопросы к экзамену. Конституционное право

Ответы на вопросы — пример

Содержание

1. Предмет и метод конституционного права как отрасли права. 2
2. Нормы конституционного права. 3
3. Субъекты конституционного права Российской Федерации. 4
4. Источники российского конституционного права. 5
5. Типология законов в Российской Федерации. 6
7. Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в конституционных поправок. 8
8. Конституционный строй Российской Федерации: понятие и элементы. 9
9. Принцип разделения властей и единство государственной власти в Российской Федерации. 10
10. Референдум: понятие и виды. 11
11. Понятие, сущность и принципы российского гражданства. 12
12. Понятие прав человека и гражданина. 13
13. Система личных прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ. 14
14. Система основных политических прав и свобод российских граждан. 15
15. Система основных экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина. 16
16. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. 17
17. Суверенитет и государственные символы Российской Федерации. 18
18. Виды и конституционный статус субъектов Российской Федерации. 19
19. Особенности конституционного статуса Федерального Собрания – парламента Российской Федерации. 20
20. Порядок формирования палат Федерального Собрания РФ. 21
21. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ. 22
22. Правовой статус и компетенция Президента РФ. Акты Президента РФ. 24
23. Правительство РФ: порядок формирования, полномочия, акты. 26
24. Конституционный статус судебной власти в Российской Федерации. 28
25.Особенности правового положения Конституционного Суда Российской Федерации. 29
26. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. 31
27. Конституционный статус местного самоуправления в Российской Федерации. 32
28. Порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности. 33
29. Структура Конституции Российской Федерации. 34

Предмет и метод конституционного права как отрасли права

Конституционное право конкретной страны — это совокупность юридических норм, которые закрепляют определенные принципы экономической и политической организации общества, порядок формирования, организации и компетенцию главных звеньев государственного механизма, территориальную организацию государства, определяют основы взаимоотношений государства и личности.
К предмету конституционного права относятся отношения непосредственно политического характера, возникающие в процессе организации и осуществления власти в структуре связей «государство – человек» и «личность – государство». Субъектом подавляющего большинства таких отношений выступает государство, поэтому их можно назвать государственно — политическими отношениями властвования.
предмет отрасли конституционного права составляют такие сферы отношений:
а) общественные отношения, определяющие устройство конституционного государства, надлежащую организацию государственной власти и основы местного самоуправления;
б) общественные отношения, возникающие между: человеком, группами людей (институтами гражданского общества) и государством.
Регулирование устройства государства, государственной власти и основ местного самоуправления осуществляется конституционно-правовыми нормами через:
1) установление важнейших принципов, определяющих качественную характеристику РФ как конституционного государства, к которым можно отнести принципы народовластия, государственного суверенитета, разделения властей, верховенства права, гуманизма, признание местного самоуправления;
2) закрепление республиканской формы правления и федеративного государственного устройства;
3) определение форм (способов) осуществления государственной власти;
4) установление системы органов государственной власти и статуса отдельных их видов;
5) установление основ местного самоуправления (организационно-правовой, материальной, финансовой и т.д.).
Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:
1. императивного;
2. диспозитивного.

Еще по теме:

  • Транспортное средство для коммунального хозяйства ГОСТ Р 50631-93* «Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности» Стандарт распространяется на специализированные автотранспортные средства для городского коммунального хозяйства и содержания дорог […]
  • Мчс гражданская служба или военная Входит ли служба в МЧС в военный стаж для начислении пенсии? Добрый день! подскажите пожалуйста, я ушел на военную пенсию в 2011 году по сокращению выслуга составляла 18 лет(календарной) 24 года льготной получал пенсию, восстановился в МЧС на внутреннюю […]
  • Уголовный кодекс украины от 1961 года Уголовный кодекс РСФСР 1960 года/Особенная часть. Глава 3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ, СВОБОДЫ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ Статья 102. Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах а) из корыстных побуждений; б) из хулиганских побуждений; в) лица в […]
  • Уголовный кодекс рф 120 статья Статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации 1. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, — наказывается лишением свободы на срок […]
  • Исковое заявление о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке Исковое заявление о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке В Центральный районный суд г. Омска Истцы: К., г. Омск, ул. . дом . кв. . ; С., г. Омск, ул. . дом . кв. . ; Ответчики: Министерство образования Омской области, г. Омск, ул. Красный […]
  • Адвокат владимирова Адвокат владимирова Целта ни е по най добрия начин да съдействаме и защитаваме правата и законните интереси на нашите клиенти в областта на правото. Дружеството предлага следните услуги: Консултиране, процесуалното представителство и защита на […]