Конституционное право зарубежных стран сизько иа чепурнова нМ

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Нормативно-правовые акты. 1. Австрийская Республика

1. Австрийская Республика. Конституция и аконодательные акты. М.: Прогресс / 1989.

2. Законодательные акты о гражданстве. В 4-х томах. М.:1993.

3. Зарубежное законодательство о политических партиях: Сб. нормативных актов. М.: 1993.

4. Конституции государств Европейского Союза /Под общ. ред.и со вступит. ст.директора Ин-та законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ Л.А.Окунькова; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ.-М.:ИНФРА М-НОРМА,1997.

5. Конституции государств Европы: В 3-х тт./Под общ. ред. и со вступит. ст. директора Ин-та законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ Л.А.Окунькова; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ.-М.:ИНФРА М-НОРМА. Т. 1: Австрия-Ирландия.-2001.

6. Конституции государств Европы: В 3-х тт./Под общ. ред. и со вступит. ст. директора Ин-та законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ Л.А.Окунькова; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ.-М.:ИНФРА М-НОРМА. Т.2:Исландия-Португалия.-2001.

7. Конституции государств Европы: В 3-х тт./Под общ. ред. и со вступит. ст. директора Ин-та законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ Л.А.Окунькова; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ.-М.:ИНФРА М-НОРМА. Т. 3: Россия-Югославия.-2001.

8. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. Проф. В.В. Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2003.

9. Конституции стран СНГ и Балтии: [Учеб. пособие] /Сост. сб., авт. введ. и вступ. ст. Г.Н.Андреева; М-во общ. и проф. образования. Моск. гос. юрид. акад .-М.: Юристъ. 1999.

10. Конституции государств Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. Н.В. Варламова. М.: 1997.

11. Испания. Конституция и законодательные акты. М.: 1982.

12. Италия. Конституция и законодательные акты. М.: 1988.

13. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные ак­ты. М.1984.

14. Китайская Народная Республика. Законодательные акты. Вып.2. М.: 1989.

15. Конституции государств Восточной Европы: учебное и справочное пособие / Отв.ред. Д.А. Ковачев. М.: ИНФРА-М-НОРМА. 1996.

16. Конституции государств Европейского Союза / Под общей ред. и со вступ.стат. Л.А. Окунькова. – М.: НОРМА, 2001.

17. Конституции государств Центральной и Восточной Европы.: Албании, Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии, Эстонии.- М.: 1997.

18. Конституции зарубежных государств. Американский континент. Ереван: МХИТАР ГОШ. – 1998.

19. Конституции зарубежных государств. М.: Бек,1996.

20. Конституции зарубежных стран: Сб. / Сост. В.Н. Дубровин. М.: 2001.

21. Конституции зарубежных государств: Учеб.пособие / Сост. В.В. Маклаков. М.: 2003.

22. Конституции стран — членов СНГ : сб. документов / сост. сб., отв. ред. А.В. Багдасарьян .- Ереван : Мхитар Гош, 1997.

23. Конституции стран СНГ и Балтии : [Учеб. пособие] / Сост. сб., авт. введ. и вступ. ст. Г.Н.Андреева; М-во общ. и проф. образования. Моск. гос. юрид. акад .- М.: Юристъ, 1999.

24. Конституции социалистических государств. В 2-х томах. М.1987.

25. Конституция Республики Польша .- Варшава: Изд-во Сейма, 1997.

26. Конституция Соединенных Штатов Америки .- М. : Иван,1993.

27. Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты. М.: 1986.

28. Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989 – 1992): Сб. конституций / Под ред.Д.Л. Златопольского. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ». 1996.

29. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сб. документов. Вып. 2. – М.: Манускрипт-Юрайт. 1998.

30. Португалия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс.1979.

31. Республика Куба. Конституция и законодательные акты. М.: Прог­ресс.1980.

32. Современные зарубежные конституции: Сб. документов по конституционному праву зарубеж. стран /Сост., авт. введения, вступ.ст. к конституциям В.В.Маклаков; Отв. ред. Б. А.Страшун.-М.: 1996.

33. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М.: 1993.

34. Французская Республика. Конституция и законодательные ак­ты. М.: 1989.

35. Федеративная Республика Германии. Конституция и законодательные акты. М.: 1991.

36. Конституции государств Европейского Союза/Под общ.ред. Л.А.Окунькова; Ин-т законод. и сравнит. правоведения при Правительстве РФ.-М.:ИНФРА М-НОРМА,1997.-816 с.

37. Конституции государств Европы: В 3-х тт./Под общ. ред. и со вступит. ст. директора Ин-та законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ Л. А. Окунькова; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ.-М.:ИНФРА М-НОРМА. Т.1:Австрия-Ирландия.-2001.-824 с.

38. Конституции государств Европы: В 3-х тт./Под общ. ред. и со вступит. ст. директора Ин-та законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ Л. А.Окунькова; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ.-М.:ИНФРА М-НОРМА. Т.2:Исландия-Португалия.-2001.-840 с.

39. Конституции государств Европы: В 3-х тт./Под общ. ред. и со вступит. ст. директора Ин-та аконодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ Л. А. Окунькова; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ.-М.:ИНФРА М-НОРМА. Т.3:Россия-Югославия.-2001.-792 с.

40. Конституции стран — членов СНГ: сб. документов/сост. сб., отв. ред. А.В. Багдасарьян.-Ереван:Мхитар Гош,1997.-440 с.

41. Конституции стран СНГ и Балтии: /Сост. сб., авт. введ. и вступ. ст. Г.Н.Андреева; М-во общ. и проф. образования. Моск. гос. юрид. акад .-М.: Юристъ,1999.-640 с.-(Res cottidiana).

Основная литература

1. Конституционное право России: учебник для бакалавров / В.Г.Стрекозов – М.: Юрайт, 2012.

2. Партии и многопартийность в современной России; возникновение, основные тенденции развития / М.В. Барабанов. – М.: МГОУ, 2011. – 458 с.

3. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов» (14-е издание, переработанное и дополненное) (Мишин А.А.) («Юстицинформ», 2008) — ресурс правовой информации «Консультант Плюс».

4. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / В.О. Лучин, Г.А. Василевич, А.С. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 479 с.

Основная (рекомендуемая) литература

Конституционное право России / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. -486с.

Конституционное право России: учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. – М.: ЭКСМО, 2011. – 335 с.

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть, Учебник для вузов / Б.А. Страшун. – М.: Норма, 2010.

Дополнительная литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М.:Норма. 2006. 769с.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для студ. вузов по спец. «Юриспруденция» 5-е изд., изм. и доп .- М. : НОРМА, 2005, 2006 .- 784 с.

3. Козлова Екатерина Ивановна Конституционное право России: Учеб.для юрид.ф-тов и вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин; М-во образов. Рос. Фед.; Моск. гос. юрид. акад. 2003

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-3-е изд.М.:Юристъ, 2003. – 585с.

5. Конституционное право России. Учебник под ред. Прудникова А.С. Авсеенко В.И. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006. 687с.

6. Прудников, А.С. Конституционное право России: учебник / под ред. Прудникова А.С., Авсеенкова В.И. 2006

7. Кудинов, О.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации/О.А. Кудинов.-М.:Ось-89,2005.-112 с.

8. О государственной и коммерческой тайне.-М.,2005.-92с. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации.-Ростов-н/Д.:Феникс,2004.-63 с.

9. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. Некрасов С.И. М.: Юрайт-Издат, 2009. — 167 с.

10. Конституционное право России. Голубок С.А. — Учебное пособие. 5-е изд. — М.: 2008. — 161 с.

11. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Мишин А.А. — Учебно-практическое пособие. 14-е изд., перераб. и доп. — М.: Юстицинформ, 2009. – 560 с.

Долинская В.В. Судебные акты в праве России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 1. С. 3 – 13.

12. Суханов Е.А. Воодушевляет систематическое принятие Конституционным Судом постановлений, направленных на защиту различных имущественных прав граждан // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 6. С. 17 – 18.

13. Саква Р. «В российском контексте нет ничего более революционного, чем политика постепенного развития, и Конституционный Суд играет решающую роль в обеспечении этого» // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 6. С. 14 – 17.

14. Ди Грегорио А. Двадцать лет конституционной юстиции в России: аналогии и различия по отношению к опыту других европейских стран // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 6. С. 6 – 11.

15. Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Утраченные иллюзии (о Постановлении Европейского суда по правам человека по делу «Республиканская партия России против России») // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 6. С. 28 – 38.

16. Цалиев А.М. Региональное конституционное правосудие уже около 20 лет продолжает оставаться в эмбриональном состоянии // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 6. С. 21 – 22.

17. Витрук Н.В. Необходимо принятие нового Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 6. С. 5 – 6.

18. Саломатин А.Ю., Наквакина Е.В. Верховный суд США: основные этапы развития судебной правовой политики (конец XVIII — начало XXI вв.) // Российская юстиция. 2012. № 1. С. 15 – 18.

19. Берлявский Л.Г. Государственная власть и местное самоуправление в Израиле // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 1. С. 39 – 46.

20. Макарцев А.А. Подписной лист как средство реализации пассивного избирательного права: проблемы формы и содержания // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 1. С. 26 – 30.

21. Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования) // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 1. С. 35 – 39.

22. Трыканова С.А. Сравнительный анализ опыта реформ местного самоуправления за рубежом в контексте эффективности использования в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 1. С. 16 – 18.

23. Синцов Г.В. Основания освобождения от должности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (на примере Приволжского федерального округа) // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 1. С. 18 – 22.

24. Стародубцева И.А. Ограничение конституционных прав граждан в период непогашенной и неснятой судимости: требует проверки законодательства на соответствие Конституции Российской Федерации // Российский судья. 2012. № 1. С. 13 – 16.

Дополнительная литература

1. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.-М.: Проспект, 2006.-552 с.

2. Берлявский Л.Г. Теории конституционной интерпретации в США. // Конституционное и муниципальное право. – 2011. № 10.

3. Володина Н.В. Конститционно-правовые особенностиКоролевства Марокко. // Современное право.- 2011 № 12.

4. Денисов Л. И. Конституционное право зарубежных стран: Учеб.-метод. Пособие /Л.И.Денисов; Смол. гуманит. ун-т .-Смоленск: Универсум, 2005.-76с.

5. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов/под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина; Мооск. гос. ин-т международ. отношений (Университет) МИД РФ.-2-е изд., перераб.-М.:НОРМА, 2005.-1056 с.

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов:/Рук. авт. кол. и отв. ред. Б. А. Страшун.-4-е изд., обновл. и дораб. — М.: Норма-2005.

7. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Афанасьева О.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник. — М.: Юрайт, 2011 г.

8. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебно-практическое пособие. — М.: Юрайт, 2009. – 560 с.

9. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. — Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2007. — 184 с.

10. Страшун Б.А. Конституционализм: идеал, реальность и возможная перспектива. // Сравнителтное конституционное обозрение. 2011.№ 5.

11. Первозванский В.Б. Особенности организации политических партий Израиля. // Закон и право. 2011. № 9.

12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — М.: Юристъ, 2008.

13. Шлыкова Н.Б. Политические партии Индии: история развития и правовое положение. // Журнал российского права. 2011. № 11.

Интернет-ресурсы, рекомендованные для использования в учебном процессе:

Становление и развитие парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане тема диссертации и автореферата по ВАК 23.00.02, кандидат политических наук Махмудова, Саида Абдулахатовна

Оглавление диссертации кандидат политических наук Махмудова, Саида Абдулахатовна

Глава 1. Парламентаризм в политической жизни общества: теоретико-методологические основы анализа.

1.1.Сущность современного парламентаризма .

1.2. Место и роль парламента в политической жизни общества, модели парламентаризма.

Глава 2. Особенности возникновения и развития парламентаризма в

Казахстане , Киргизии, Узбекистане.

2.1. Становление парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане .

2.2. Институциональные преобразования, влияющие на формирование парламентаризма в изучаемых странах.

2.3. Тенденции и перспективы развития парламентаризма в Казахстане, Киргизии , Узбекистане на современном этапе.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Становление и развитие парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане»

Актуальность диссертационного исследования. В последнее время парламентаризм в Центрально-Азиатском регионе оказался в центре исследовательского внимания. Интерес к этой проблеме не случаен, после получения независимости, страны, ранее входившие в состав СССР , столкнулись с необходимостью решения новых задач, среди которых особое место занимает выбор пути политического развития.

После распада СССР Казахстан, Киргизия, Узбекистан, стали независимыми государствами, в которых начался период государственного строительства, осложненного внутренними конфликтами. Становление парламентаризма в этих странах оказалось сопряжено рядом проблем: слабостью оппозиции, лоббизмом интересов элитных групп общества (Казахстан, Узбекистан), отсутствием у действующих партий конструктивных программ и стратегий долгосрочного развития (Киргизия). В этих условиях парламент мог бы стать главным инструментом, государственной стабильности, легитимной основой народного представительства.

Казахстан, Киргизия, Узбекистан во многом стали своеобразной лабораторией для апробации новых методов политического устройства и адаптации позитивного мирового политического опыта государственного строительства. Несмотря на то, что в этих странах существуют национальные парламенты и есть тенденция к построению « развитой модели » парламентаризма, все же полномочия президента являются достаточно широкими и на практике не ограничиваются нормами конституции. Исключение составляет лишь Киргизия, которая вступила в этап политического развития, провозгласив себя парламентской республикой.

В силу перечисленных причин изучение парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, приобретает большой теоретический и практический интерес не только для самих центрально-азиатских республик, но и для России. Сравнительный анализ парламентаризма в этих трех странах позволяет сделать общие выводы, выявить сходства и различия государственного устройства верховной власти, а также выработать конкретные предложения и рекомендации по его совершенствованию. Все это и послужило основанием для обращения к исследованию заявленной проблемы.

Степень разработанности проблемы. Многоаспектность темы исследования требует научного осмысления широкого спектра политологической и научно-правовой литературы, которую мы условно поделили на несколько групп.

Разработкой проблемы парламентаризма занимаются ученые различных специальностей. Так, одни изучают вопросы представительства народа во власти и разрабатывают понятийный аппарат парламентаризма1. Другие определяют место и роль парламента в политической жизни страны и рассматривают существующие модели парламентаризма2. Работы этих

1 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Перевод с французского Семенова Г. И., М.: Издательство « Текст ». 1993. — 303 е.; Georges Burdeau. Traite de Science politique. Paris. Librairie generale. De drait et de jurisprudence. 1977. — 391 p.; Сравнительная политология сегодня: мировой обзор: учеб. пособие / Г. Алмонд и др.; отв. ред. А. Богдановский. М.: Аспект Пресс, 2002. — 546 е.; Даль Р. Введение в теорию демократии. М.: Наука и СП Квадрат, 1992. — 158 е.; Кермонн Ж.-Л. Западные политические режимы. // Полис. 1991. -№2; Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.: Аспект Пресс, 1997. — 288с.; Горылев А. И. Правовая природа современного парламентаризма. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2002. Выпуск 1(5); Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 3-е, перераб и доп. М.: Юристь, 2004. — 587 е.; Романов Р. М. Истоки парламентаризма. М.: Современная экономика и право, 1997. — 274 е.; Степанов И.М., Хабриева Т.Я. Парламентское право России: учеб. пособие. М.: Юристь, 1999.-392 с.

2 Бейме Клаус фон. Будущее парламентской демократии. Мир политики. М.: 1992; Голосов Г.В. Сравнительная политология. М.: Издательство « Летний Сад », 2001. — 365 е.; Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 3. С.5-12; Краснова В.И., Общая и прикладная политология: учеб. пособие. М.: Союз, 1997. — 992 с; авторов являются общетеоретическими исследованиями. Тем не менее, анализ этих трудов показывает отсутствие единого понимания парламентаризма, что затрудняет рассмотрение данного явления.

Вторую группу исследований составляют научные труды и публикации авторов, изучающих становление парламентаризма в Центрально-Азиатском регионе3. Их работы позволяют рассмотреть основные исторические этапы становления парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и объективно взглянуть на ситуацию в Центральной Азии в целом. Вместе с тем, авторы данных работ изучают правовые аспекты становления парламентаризма, а не политические.

Третью группу исследований составляют научные труды авторов, рассматривающих основополагающие принципы парламентаризма, а также условия и факторы, сдерживающие его развитие4. В данных работах

Фоменко С.С. Институт парламентаризма в современной России: факторы и тенденции -развития: дис. .канд. полит, наук. Елец, 2006. — 212 е.; Макарин A.B., Стребков А.И. Теория и история политических институтов: учеб. пособие для вузов. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2008. — 320 с;

Арабаев А. А. Парламентаризм в Кыргызстане: проблемы теории и практики: автореф. дис. .доктора юридических наук. Бишкек, 2008. 47 е.; Ауелбаев Б. Опыт политических реформ в Центральной Азии и казахстанско-кыргызстанские отношения. » [Электронный ресурс] URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=l 177926900 (дата обращения: 01.09.2011); Бекжанов Б.А. Парламентаризм в Казахстане: современное состояние и перспективы развития: автореф. дис. .доктора юридических наук. Астана 2010. — 34 с; Исмоилов С., Саидов С. К итогам парламентских выборов в Узбекистане // Центральная Азия и Кавказ. 2010. — Т. 13. — Вып. 1. — С. 71-90; Каримова М. Б. Современное состояние политических систем государств Центральной Азии // Право и политика. 2010. — № 2; Курманов 3. К. Парламентаризм в Кыргызстане: проблемы и перспективы развития // Становление и развитие парламента и парламентаризма в Кыргызстане: материалы научно — практ. конф., Иссык-Куль, 5-6 октября 2009 г. Бишкек: Издательство UNDP, 2009. — С. 117-126.

4 Лаумулин М. Т. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Алматы: КИСИ при Президенте PK, 2009. — 440 е.; Мирсайитов И. Э. Роль гражданского общества в упреждении межэтнических конфликтов в Кыргызской Республике / И. Э. Мирсайитов // Взаимодействие государства и гражданского общества в предотвращении и урегулировании межэтнических конфликтов в Кыргызстане: научно-практический семинар. — 2011; Мусаев Б. Клон фиктивной демократии или « парламентаризм » в Узбекистане // Информационное агентство ЦентрАзия [Электронный ресурс] URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=l 189370340 (дата обращения: 01.09.2011); Омаров Н. Риски парламентаризма в Кыргызстане // уделяется внимание развитию политических партий в странах Центральной Азии, изучению вопросов возникновения оппозиционных начал, способу укрепления принципа многопартийности , а также сравнительному анализу развития парламентаризма в странах Центральной Азии с государствами мирового сообщества. Тем не менее, в этих трудах лишь частично анализируются проблемные аспекты развития парламентаризма.

Четвертую группу составляют работы российских и зарубежных авторов, которые изучают перспективы развития парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, рассматривают проблемные аспекты проводимых парламентских и президентских выборов в указанных странах5. Научная ценность данных трудов заключается в исследовании

Информационное агентство tazar.kg. [Электронный ресурс] . URL: http://www.tazar.kg/index.php?dn==news&to=art&id=1061 (дата обращения: 01.09.2011); Толипов Ф. Что нужно Узбекистану? — Перестройка и новое мышление // Информационное агентство ЦентрАзия [Электронный ресурс] URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=l 168512360 (дата обращения: 01.09.2011);

Шерматова С. Один из трех. Выбор — за Исламом Каримовым // Информационное агентство ЦентрАзия [Электронный ресурс] URL: http://www.centrasia.ra/newsA.php?st=l 170756780 (дата обращения: 01.09.2011); Эргашев Б. Политическая конкуренция в независимых республиках Центральной Азии и Кавказа: цели, средства, механизмы // Центральная Азия и Кавказ. 2011. — № 2.

5 Бауэр В. Демократизация и либерализация судебно-правовой системы Узбекистана // Международный « круглый стол » на тему «Концептуальные вопросы гуманизации и либерализации уголовно-правового законодательства — состояние и перспективы углубления судебно-правовой реформы в Узбекистане». Ташкент, 2007; Волков В. Центральная Азия — это пороховая бочка мироздания // Казахстан, 2011. — № 9; Грозин А. В. Влияние мировых центров силы на Казахстан и новые геополитические тенденции в государствах Центральной Азии // Центр. Азия и Кавказ. — 2006. — № 3; Жебровски В. Различные формы парламентаризма и факторы, определяющие их разнообразие. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010, № 4; Звягельская И., Наумкин В. Нетрадиционные угрозы, проблемы и риски на бывшем советском Юге // Безопасность Центральной Азии. XXI век. Институт Восток-Запад. — М.: 2000; Иванов A.B., Лукин A.B., Никитин А.И. Киргизия на пути от автократии к парламентской республике // Вестник МГИМО . Серия « Политология ». 2010. — № 2(15); Куртов A.A. О президентских выборах в Кыргызстане. Российский институт стратегический исследований. 2011. — 26 сентября [Электронный ресурс] URL: http://www.riss.ru (дата обращения: 01.09.2011); Куртов A.A. Политические процессы в республике Казахстан в контексте российско-казахстанских отношений // Восток. Афро-азиатские отношения: история и современность. 2004. — №4; Куртов A.A. Особенности президентских выборов в Центральной Азии // Власть и выборы. Центральная Азия и Кавказ. 2002. — №6 (24); Лаубш М. Политические партии в Центральной Азии: взгляд из Европы // Большая Игра: процессов создания экономических, политических, социально-культурных предпосылок парламентаризма, его становления и укрепления, которые еще не получили достаточно систематизированного освещения. Вместе с тем, рассмотренные предложения по совершенствованию парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане не являются исчерпывающими, а некоторые из них требуют более глубокого обоснования.

Таким образом, анализ научной литературы показал отсутствие фундаментальных трудов политологического характера, посвященных сравнительному анализу становления и развития парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане. Изучение парламентаризма в Центральной Азии страдает фрагментарностью, целостного системного политологического анализа проблематики до сих пор не было. Все это требует осуществления комплексной разработки проблем становления и развития парламентаризма в упомянутых странах.

Объектом исследования является парламентаризм как система организации и функционирования государственной власти.

Предметом исследования является сравнительный анализ процесса становления и развития парламентаризма в Казахстане, Киргизии и Узбекистане на современном этапе. политика, бизнес, безопасность в Центральной Азии. — 2008. — № 5; Майкова Г. Перспективы отношений России и Центральной Азии / Г. Майкова // Кремль. ORG. Политическая экспертная сеть. — 2007; Марышев A.A. Парламентская республика в Киргизии: пример для подражания или откат назад? // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. — №8; Мурзакулова А. Д. Развитие институтов межпарламентского сотрудничества СНГ в условиях постсоветской трансформации: автореф. дис. .канд. политических наук. Бишкек, 2010. — 20 е.; Нуссбергер А. Судья ЕСПЧ : Важен не столько сам закон, сколько его применение на практике // Deutsche Welle. — 2010; Парамонов В., Столповский О. Погранично-территориальные проблемы в китайско-центральноазиатских отношениях // Центральная Азия, 2009; Панфилова В. Россия отдаляется от Центральной Азии. Страны региона дрейфуют навстречу богатым донорам // Независимая газета. 2010. 18 янв.; Уолкер А. Каракумские братья. Каримов подружился с Бердымухамедовым // ЦентрАзия. — 2010; Шоберлайн Дж. Исламские экстремисты остаются самыми часто упоминаемыми среди сил, на которые возлагают ответственность за конфликт на юге Кыргызстана // Бишкек-ИА. — 2011.

Целью данного исследования является сравнительный анализ процесса становления и формирования парламентаризма в Казахстане, Киргизии и Узбекистане в современных условиях, определение тенденций и перспектив развития парламентаризма в этих странах.

Исходя из обозначенной цели, автор видит необходимым решить следующие задачи:

• Опираясь на взгляды зарубежных, российских и центрально-азиатских ученых уточнить понятие « парламентаризм »;

• Установить место и роль парламента в политической жизни общества и на этой основе выделить модели парламентаризма;

• Используя системно-исторический и сравнительный подход, провести анализ особенностей становления парламентаризма в Казахстане, Киргизии и Узбекистане;

• Выявить факторы и условия, сдерживающие развитие парламентаризма в Казахстане, Киргизии и Узбекистане;

• Определить перспективы развития парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и выработать практические рекомендации по его совершенствованию.

Диссертационное исследование позволило сформулировать и обосновать основные выводы, выносимые автором на защиту, в которых конкретизирована научная новизна исследования:

1. Автор определяет парламентаризм как систему организации политической жизни страны, при которой парламент занимает определенное место в системе разделения властей, имеет реальные функции и играет существенную роль в политическом процессе.

В современной политической науке выделяют два основных подхода к определению понятия « парламентаризм ». При первом подходе, сторонниками которого являются И.М. Степанов , М.А. Могунова, Н.К.

Калиев6 и др., парламентаризм рассматривается как система организации государственной власти при ведущей роли парламента. При втором подходе, которого придерживается O.E. Кутафин , парламентаризм не предполагает ведущей роли парламента.

По мнению автора, первый подход к определению парламентаризма не является оптимальным, так как парламент занимает привилегированное положение не во всех странах, а только в тех, где существует парламентская форма правления. Таким образом, отрицается существование различных моделей парламентаризма.

2. В соответствии с тем, какую роль занимает парламент в системе государственной власти, можно определить модель парламентаризма, существующую в той или иной стране:

В зависимости от завершенности процесса парламентаризма: развитая, незавершенная.

В зависимости от соотношения законодательной и исполнительной властей: дуалистическая, монистическая, рационализированная, министериальная, имитационная.

3. Особенности становления парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане заключаются: 1) в переходе от системы Советов к современным моделям парламентаризма и в создании современного парламента как реально действующего законодательного и представительного института, предшественником которого являлся однопалатный Верховный Совет; 2) в незавершенности процесса становления парламентаризма и складывании соответствующей незавершенной модели

6 Степанов И.М., Хабриева Т.Я. Парламентское право России: учеб. пособие. М.: Юристъ, 1999. — С. 5; Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм: Теория и практика. М.: РГГУ , 2001. — С. 27; Калиев Н.К. Об особенностях парламентаризма в Казахстане. Мысль, 2003 №2. — С. 5.

7 См.: Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. Издание 3-е переработанное и дополненное. М.: Юристъ, 2003. — 417 с. парламентаризма, которая характеризуется наличием гражданского общества, политических партий, однако степень их полноты и реализации носят незавершенный, половинчатый характер; 3) в эволюционном (за исключением Киргизии) формировании парламентаризма путем принятия конституций, законов, деклараций.

4. Факторами и условиями, сдерживающими развитие парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане являются слабость гражданского общества в решении вопросов государственного значения, отсутствие в политической жизни стран межпартийной конкуренции, отсутствие оппозиционных партий в парламенте.

5. Перспективы развития парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане связаны не только с решением таких проблем как: слабая вовлеченность гражданского общества в решении государственных дел, отсутствие оппозиционных партий в парламенте и межпартийной конкуренции, но и с реализацией масштабных реформ глав государств (Казахстан, Узбекистан), с совершенствованием избирательного законодательства, а также повышением квалификации парламентариев, с тем, чтобы улучшить качество принимаемых законов (Казахстан, Киргизия, Узбекистан).

Методологической основой диссертации послужили труды представителей политологической, философской, правовой мысли, посвященные изучению института парламента и феномена парламентаризма8.

Автор опирается на общенаучные методы: структурно-функциональный анализ, сравнительный метод, институциональный

8 Локк Дж. Два трактата о правлении. Т.1-3. М.: Издательство Мысль, 1998. — 406 е.; Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 800 е.; Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2000. — 544 с; Милль Дж. Размышления о представительном правлении. СПб.: Издательство Яковлева, 1863. — 365 е.; Вебер М. Политические работы, 1895 — 1919 / Пер. с нем. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2003. — 424 е.; Дюверже М. Политические парии / Пер. с франц. — М.: Академический Проект, 2000. -538 с. подход и др. В исследовании применялись также метод контент-анализа центрально-азиатских средств массовой информации и анализ статистических данных. Использование данного научного инструментария позволило изучить различные аспекты проблемы и наиболее полно реализовать поставленные в исследовании задачи.

Эмпирическую базу исследования составили, прежде всего, Конституции, законы, другие нормативно-правовые акты Казахстана, Киргизии, Узбекистана9, а также статистические данные и аналитические отчеты информационных агентств10.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут стать основой для будущих исследований политической системы центрально-азиатских стран, а также при чтении курсов по сравнительной политологии, спецкурсов по парламентаризму и политическим системам стран СНГ. Результаты исследования могут быть рекомендованы для органов государственной власти. Кроме того, выводы и рекомендации, содержащиеся в данном исследовании, могут быть полезными

Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс] URL: http://www.parlam.kz/ru/constitution (дата обращения: 06.08.2011); Конституция Кыргызской Республики [Электронный ресурс] URL: http://www.gov.kg/7pageicN263 (дата обращения: 06.08.2011); Конституция Республики Узбекистан [Электронный ресурс] URL: http://www.lex.uz/guest/irshtml.winlav?pid=35869 (дата обращения: 06.08.2011); Закон Республики Казахстан от 6 февраля 2009 г. №122-4 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан « О политических партиях »» [Электронный ресурс] URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=04277&all=all (дата обращения: 06.08.2011); Закон Республики Узбекистан от 26 декабря 1996 г. № 337-1 « О политических партиях » [Электронный ресурс] URL: http://www.medialaw.asia/document/-2011 (дата обращения: 06.08.2011); Конституционный закон Кыргызской Республики от 30 июня 2011 г. «О выборах президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» [Электронный ресурс] URL: http://www.tazashailoo.kg/node/25 (дата обращения: 06.08.2011);

Россия и страны содружества независимых государств. Январь и июнь 2010 г. / Росстат. М.: 2010 -34 е.; Фергана // Международное агентство новостей [Электронный ресурс] URL: http://www.fergananews.com/ (дата обращения: 06.08.2011); ЦентрАзия // Информационное агентство [Электронный ресурс] URL: http://www.centrasia.ru/ (дата обращения: 06.08.2011); Eurasianet.org // Информационное агентство [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasianet.org/ (дата обращения: 06.08.2011); ИнтерГакс -Казахстан // Информационное агентство [Электронный ресурс] URL: http://www.interfax.kz/ (дата обращения: 06.08.2011). при изучении состояния казахского, киргизского и узбекского парламентаризма.

Для России Центрально-Азиатский регион является стратегически важным. Сегодня в этом регионе пытаются укрепить свои позиции практически все крупные геополитические игроки. Они используют при этом процессы глобализации и демократизации, о чем свидетельствуют события на севере Африки. Поэтому изучение политических систем этих стран, в том числе их парламентских структур является важной задачей современной российской политологии.

Хронологические рамки исследования охватывают весь постсоветский период становления и развития парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане с 1991 года по настоящее время.

Апробация полученных результатов. Основные положения • диссертации, ее выводы и обобщения, а также практические рекомендации прошли апробацию в научных сообщениях на Межвузовской научно- 4 теоретической конференции « Мы помним павших и чтим живых », посвященной 65-летию победы в Великой Отечественной войне в Москве (2010г.); на юбилейных « Научных чтениях », посвященных пятнадцатилетию Института стран СНГ в Москве (2011г.); на Международной конференции « Трансформация политических систем новых независимых государств » в Москве (2011г.), в выступлениях перед профессорско-преподавательским составом кафедры политологии и права МГОУ , а также в научных публикациях автора, общим объемом более 2,8 п.л.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

В журналах, включенных в перечень ВАК для опубликования результатов диссертационных исследований по политическим наукам:

1. Махмудова С.А. Истоки и функции парламентаризма как института государственной власти. // Вестник МГОУ. Серия « История и политические науки ». — 2010. — № 4-5. (0,6 п.л.)

2. Махмудова С.А. Формирование и развитие парламентов в Казахстане, Узбекистане, Киргизии в конце XX — начале XXI века // Электронный журнал « Вестник Московского государственного областного университета » [Электронный ресурс]. — М.: МГОУ, 2011 -№ 4. — Режим доступа: http://www.evestnik-mgou.ru/vipuski/201 l4/stati/politologiya/makhmudova.html. (0,9 п.л.)

3. Махмудова С.А. Проблемы развития парламентаризма в Центрально-Азиатском регионе. // Журнал Национальной Академии Наук Кыргызской Республики « Гуманитарные проблемы современности ». — 2011. — №14 (0,9 п.л.)

4. Махмудова С.А. Многопартийность как необходимое условие парламентаризма, на примере Казахстана, Киргизии, Узбекистана. // Журнал Национальной Академии Наук Кыргызской Республики « Гуманитарные проблемы современности ». — 2011. — №14 (0,4 п.л.)

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Заключение диссертации по теме «Политические институты, процессы и технологии», Махмудова, Саида Абдулахатовна

Парламентаризм — это сложное многоплановое явление. Его исследованием занимаются ученые различных специальностей. В связи с этим возникают различные толкования этого понятия. Так, одни авторы рассматривают парламентаризм как метод осуществления государственной власти, при котором ведущую роль играет парламент. Другие авторы, полагают, что парламентаризм — это система организации и функционирования государственной власти, где парламент занимает формально привилегированное положение. Третьи рассматривают парламентаризм как политическую систему, основанную на принципе разделения властей, где главенствующую роль занимает парламент.

Анализируя различные точки зрения зарубежных, российских и центрально-азиатских ученых и экспертов относительно понимания парламентаризма, автор приходит к выводу о необходимости собственного видения данного феномена.

Парламентаризм, по мнению автора, это система организации политической жизни страны, при которой парламент занимает определенное место в системе разделения властей, имеет реальные функции и играет существенную роль в политическом процессе.

Место и роль парламента различаются в зависимости от формы правления в том или ином государстве. Так, в президентских республиках, роль парламента незначительна. В стране президент обладает широкими властными полномочиями, и правительство несет ответственность только перед ним. В парламентских республиках и парламентских монархиях законодательный орган имеет обширные властные полномочия. Именно он определяет и контролирует правительство. В дуалистических монархиях, парламент делит свои полномочия с главой государства, тем не менее, его роль в стране значительна.

Согласно тому, какое место парламент занимает в той или иной стране и какую роль он играет в решении вопросов государственного значения, можно определить модель парламентаризма, существующую в стране. Так в современной литературе выделяются следующие модели парламентаризма:

— парламентаризм развитый, где существуют и функционируют основополагающие принципы парламентаризма в полном объеме;

— парламентаризм незавершенный, при котором, в стране существуют основополагающие принципы парламентаризма, но их исполнение имеет незаконченный характер;

— дуалистический парламентаризм, при котором парламент и правительство балансируют друг друга; монистический парламентаризм, где парламент имеет привилегированное положение, а глава государства даже формально не имеет никаких властных полномочий;

— рационализированный парламентаризм, где существует эффективный, а президент находится в доминирующем положение. При этом правительство ответственно как перед парламентом, так и перед президентом;

— министериальный парламентаризм, где депутат парламента одновременно может являться и членом правительства;

— имитационный парламентаризм, где парламент официально существует в стране, но ничего не решает.

Следовательно, для определения модели парламентаризма, которая существует в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, необходимо рассмотреть историю становления законодательного органа и нынешние условия, при которых он развивается.

Процесс построения и развития парламентаризма в странах Центральной Азии активизировался с момента распада Советского Союза, именно в этих условиях многие страны, в их числе Казахстан, Киргизия и Узбекистан, которые были исключительно « командными игроками » стали на новый и неизведанный путь создания и развития правового, независимого и суверенного государства, при котором был сформирован институт парламента.

О положительных результатах его деятельности говорить еще рано. Парламенты в данных странах имеют много общего, но между ними существуют и отличия. В Казахстане и Узбекистане парламент двухпалатный, в Киргизии — однопалатный. Наибольшее количество партий представлено в парламенте Узбекистана и Киргизии, а самая продуктивная деятельность у парламента Казахстана, так как изначально была взята цель на укрепление процесса законотворчества.

Для нормального функционирования парламента необходимо, чтобы присутствовал его важнейший атрибут — политическая партия, которая является выразителем мнения и взглядов народа.

В парламенте Казахстана на сегодняшний день сущетсвует только одна партия « Нур Отан », которая представляет интересы главы государства. Оппозиции, которая достойно смогла бы противостоять этой партии, в стране нет.

В Узбекистане политическая система представлена деятельностью следующих партий (Демократическая партия, С ДНУ, Народно-демократическая партия, УзЛиДеп, Экологическое движение). Оппозиция слабо развита и подвергается жестким гонениям со стороны власти. Следовательно, в Узбекистане доминирует административно-силовая политика, имеющая радикальный характер, которая консервирует политическую систему, расширяя тем самым социальную базу исламским группировкам.

В Киргизии крупнейшими политическими партиями являются Ак Жол, Акшумкар, Партия коммунистов Киргизии, Ата Мекен, хотя они не отражают динамику развития и формирование политической системы в полной мере. Политические партии с каждым годом увеличиваются, но внутренне не развиваются. Партии являются выразителями интересов узких кругов, а формирование системы сдержек и противовесов происходит не путем политической конкуренции, а путем представительства тех или иных кланов в законодательной и исполнительной ветвях власти.

Процесс становления парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане проходит в несколько этапов и характеризуется 1) появлением современных парламентов; 2) установлением незавершенной модели парламентаризма; 3) эволюционным развитием парламентаризма, за исключением Киргизии. В исследуемых странах существуют политические партии и парламент, которые являются основой парламентаризма, но они не наделены соответствующими полномочиями в полном объеме, что препятствует дальнейшему развитию парламентаризма. Факторами, сдерживающими развитие парламентаризма, в Казахстане, Киргизии, Узбекистане являются:

1) Слабость гражданского общества в решении вопросов государственного значения (Казахстан, Узбекистан);

2) Отсутствие в политической жизни Казахстана, Киргизии, Узбекистана межпартийной конкуренции;

3) Отсутствие оппозиционных партий в парламенте (Казахстан, Узбекистан).

Решение этих проблем будет способствовать развитию парламентаризма в этих странах. Также необходимо отметить, что развитию парламентаризма в Казахстане и Киргизии, будут способствовать усиление парламентского контроля, применение практики общественного обсуждения законопроектов, закрепление и усиление парламентской экспертизы.

Перспективы развития парламентаризма в Узбекистане тесно связаны с реформированием партийно-политической системы, созданием демократического государства и укреплением принципа разделения властей, которые необходимо осуществлять комплексно, при этом, не забывая, что на данный момент усиливаются «центробежные» (от России, США ) настроения, которые могут повлиять на осуществления реформистской политики Узбекистана. Такие тенденции могут повлиять на баланс интересов в межгосударственных отношениях не только в рамках СНГ , но и на международной арене. И, несмотря на то, что влияние международного фактора на Узбекистан довольно значительное, это не помешает провести качественные реформы в государстве, направленные на развитие парламентаризма.

Парламентская деятельность Казахстана, Киргизии и Узбекистана должна подразумевать не только решение внутригосударственных проблем, но и налаживание межпарламентского сотрудничества между государствами. Перед сотрудничающими государствами откроются большие возможности: путем адекватной и экспертной оценки опыта, ошибок и результатов государственных преобразований можно умело научиться заимствовать положительные аспекты и качественные тенденции развития демократии и построения парламентаризма.

Например, особое внимание страны Центральной Азии уделяют налаживанию внешних связей с Европейским парламентом. Для Узбекистана появляется возможность наладить и укрепить сотрудничество с европейскими странами. Для Киргизии сотрудничество с Европарламентом выражается в принятии программ, направленных на обмен научным и правовым опытом, налаживании отношения в таможенной и судебной сфере, финансировании промышленной сферы, автомобильного транспорта, повышении уровня технического обеспечения. Казахстан налаживает и поддерживает связи с бывшими странами Советского Союза (например, Украиной). А отношения с Румынией позволяют Казахстану производить обмен опытом в части развития политических партий, депутатских и инициативных групп, также перенимать положительный опыт развития парламентаризма.

Особое положение в призме международного сотрудничества и геополитической стратегии развития стран Центрально-Азиатского региона занимает Россия. Эта проблема сегодня актуальна, так как после распада Советского Союза существенно изменилось географическое расположение данных стран, но они все же остаются зоной пересечения важнейших геополитических интересов различных мировых центров влияния. Центральная Азия представляет для Российской Федерации большой интерес в экономическом отношении, в сфере обеспечения военной безопасности, как» богатый природными ресурсами регион, и, наконец, как рынок сбыта и инвестиционных вложений. Важность Центрально-Азиатского региона для России подчеркнул 29 августа 2008 года на встрече глав стран-участников ШОС Дмитрий Медведев: «Центральная Азия всегда была сферой стратегических интересов России, мы этого никогда не скрывали»161.

Для Российской Федерации Центрально-Азиатский регион является стратегически важным. Сегодня в этом регионе пытаются укрепить свои позиции практически все крупные геополитические игроки. Они используют при этом процессы глобализации и демократизации, о чем свидетельствуют

161 Дмитрий Медведев изучал энергетику // Коммерсант [Электронный ресурс] http://www.kommersant.ru/doc.aspx7DocsID4 018574&1^е8ГО=5 (дата обращения: 12.09.2010). события на севере Африки. Поэтому изучение политических систем этих стран, в том числе их парламентских структур является важной задачей современной политологии . Центральная Азия занимает важное геополитическое положение, которое на сегодняшний день существенно возросло в связи с наличием значительных сырьевых запасов и ресурсов, широкого экономического и энергетического потенциала.

Для России наиболее перспективным партнером является Казахстан, с которым они тесно связаны и в политическом и в экономическом плане. На практике Казахстан в большей степени способен создать совместно с Россией единое экономическое пространство, хотя полной идентичности интересов между государствами нет. Но с другой стороны налаживание международных отношений всегда является сложным и рискованным делом, ведь государствам в чем-то приходится уступать, и где-то жертвовать своими интересами во имя укрепления внешних связей.

Отношения с Киргизией для России важны, так как она сможет -обеспечить разумный баланс безопасности между политическими и экономическими отношениями России и стран Центральной Азии. Такие связи могли бы стать долговременными и удовлетворяли бы обе стороны.

Учитывая самодостаточность местных правящих кругов Узбекистана, которые долгое время придерживались дистанции с Россией, последней будет достаточно сложно установить более-менее прочные политические связи.

Участие Казахстана, Киргизии, Узбекистана в международных организациях также способствует развитию парламентаризма. Международное, межпарламентское сотрудничество позволяет Казахстану, Киргизии, Узбекистану обмениваться опытом построения парламентаризма и совершенствовать законодательную базу.

Исходя из сущности, характера, направленности и рамок исследования темы, можно дать ряд практических рекомендаций, выкристализовавшихся в результате проведенной работы:

1. Конституционными законами Казахстана, Киргизии, Узбекистана, усилить компетенции новых парламентов: Во-первых, контролем над деятельностью правительств, судов и министерств этих стран, во-вторых, правом утверждать назначение на высшие государственные должности, и в-третьих, обязанностью регулярно заслушивать не только руководителей правительств, судов и министерств, но и глав данных государств;

2. Повысить роль гражданского общества в решении вопросов государственного значения. Одним из механизмов реализации данного 9 решения должна стать высокая политическая культура, как у политической элиты, так и у народа в целом, что позволит максимально вовлечь членов общества в управлении государственными делами и тем самым эффективно осуществлять власть в стране.

3. В связи с тем, что современные государства не являются мононациональными, а имеют несколько этнических групп населения, то было бы целесообразно создавать двухпалатные парламенты с равным количественным составом и равными правами палат: Палаты Республики и Палаты Национальностей. Это позволило бы демократизировать законодательные процедуры от внесения законопроектов и их одобрения в каждой палате, до принятия законов на совместных заседаниях обеих палат.

Также обращается внимание на ряд слабо изученных вопросов, требующих дальнейшего теоретического исследования. К таким вопросам, по мнению автора, относятся:

— политологический анализ политических элит стран Центральной

— политологический анализ оппозиционных партий стран Центральной

— роль политической культуры в формировании политического поведения общества.

Будущим исследователям необходимо обратить пристальное внимание на данные вопросы, так как именно эти мало изученные вопросы помогут не только построить в дальнейшем развитый парламентаризм, но и решить системные проблемы деятельности парламента как законодательного и представительного органа.

Проведенная работа отнюдь не исчерпывает сложную и многогранную тему исследования и данные рекомендации, как представляется, способствовали бы более глубокому и всестороннему изучению поставленной проблемы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Махмудова, Саида Абдулахатовна, 2011 год

1. Нормативные акты и другие официальные документы

2. Конституция Королевства Швеция от 27 февраля 1974 года // Конституции стран Европы. М.: Издательство Норма, 2001. — С. 599-692.

3. Конституция Португалии от 02 апреля 1976 года // Конституции стран Европы. М.: Издательство Норма, 2001. — С. 410-459.

4. Конституция Республики Узбекистан: Принята 8 декабря 1992 года на 11-ой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан 12-го созыва, с изменениями от 18 апреля 2011 года № ЗРУ-284. [Электронный ресурс]. URL: http://fmc.uz/legisl.php?id=konst.

5. Конституция Республики Казахстан: Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, с изменениями и дополнениями от 21 мая 2007 года. // Казахстанская правда. 1995. 5 сентября.

6. Конституция Киргизии от 27 июля 2010 года Электронный ресурс. URL: http://www.rb.ru/inform/142807.html.

7. Конституционный закон Республики Казахстан « О государственной независимости Республики Казахстан »: Введен в действие Постановлением ВС PK от 16 декабря 1991 года № 1008-ХИ. // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР . 1991. № 51. — Ст. 622.

8. Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 « О выборах в Республике Казахстан », с изменениями и дополнениями от 03 февраля 2011 года // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1995. № 17-18. — Ст. 114.

9. Закон Республики Узбекистан « Об основах государственной независимости Республики Узбекистан »: Принят 31 августа 1991 года № 336-XII. // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1991. № 11.-Ст. 246.

10. Закон Республики Узбекистан « О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан »: Принят 28 декабря 1993 года № 990-ХИ, с изменениями и дополнениями от 25 декабря 2008 года. // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1994. № 1. — Ст. 6.

11. Абдукеримова 3. Парламент и парламентаризм / 3. Абдуркеримова // Поиск. Серия гуманитарных наук. 2002. № 2. — С. 214-218.

12. Авакьян С. А. Практика российской государственности / С. А. Авакьян // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология . 1997. № 1. — С. 46-50.

13. Алшанов Р. А. Экономика Казахстана: новые рубежи / Р. А. Алшанов // Казахстанская правда. 2006. № 1. — С. 7-11.

14. Аристотель. Сочинения. В 4 т. / Под ред. В.Ф. Асмуса. Т. 1. — М.: Мысль, 1975.-552 с.

15. Арабаев А. А. Парламентаризм в Кыргызстане: Особенности становления / А. А. Арабаев // Право и государство. 2006. № 7. — С. 108118.

16. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Перевод с французского Семенова Г. И., М.: Издательство « Текст », 1993.

17. Ахунов П. Сотрудничество демократов с исламской оппозицией невозможно / П. Ахунов Электронный ресурс. URL: http://www.birlik.net/declaration.php?id=5.

18. Ашимбаев Д. Политическая система: реформа, выборы, кадры / Д. Ашимбаев // Казахстан. 2007. № 3.

19. Ашимбаев Д. Электоральные предпочтения населения Казахстана в период избирательных кампаний / Д. Ашимбаев // Социально-политические портреты государств Центральной Азии. М.: МГУ , 2006. — 211 с.

20. Бабаджанов А. Я. Проблемы межгосударственных отношений в Центральной Азии (на примере таджикско-узбекских и киргизско-узбекских отношений) / А. Я. Бабаджанов, С. И. Чернявский // Международные отношения. 2007. № 5. — С. 33-36.

21. Баранов H.A. Трансформации современной демократии: учебное пособие. СПб.: БГТУ , 2006. С.33-37.

22. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию / Э. Берк. М.: Наука, 1993.-320 с.

23. Бейме Клаус фон. Будущее парламентской демократии. Мир политики. М.: 1992.

24. Бекжанов Б.А. Парламентаризм в Казахстане: современное состояние и перспективы развития: автореф. дис. .доктора юридических наук. Астана 2010.

25. Бирюков Н.И. Становление институтов представительной власти /

26. H.И. Бирюков , В.М. Сергеев. М.: Агентство « Издательский сервис », 2004. -230 с.

27. Богданова H.A. Парламентское право в системе конституционного права // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. М., 2003. С.29-30.

28. Булаков О.Н. Парламентаризм как система осуществления государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. М.: Юрист, 2005. -№ 5. С. 12-16.

29. Быков А. Ю. Истоки модернизации Казахстана (Проблема седентаризации в российской политике XVIII начале XX века) / А. Ю. Быков. — Барнаул, 2003. — 231 с.

30. Вебер М. Политические работы, 1895 1919 / Пер. с нем. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2003. — 424 с.

31. Власов А. Политическая ситуация в Казахстане / А. Власов // Электронный ресурс. URL: http://wvm.eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=552

32. Волков В. Центральная Азия это пороховая бочка мироздания / В. Волков // Казахстан. 2011. — № 9 (1868).

33. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на пленарном заседании Саммита ООН « Цели развития тысячелетия » // Пресс-служба Президента Республики Узбекистан. 2010. №1.-С.З.

34. Гегель Г. Философия права. М., 1934. — 980 с.

35. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т / Т. Гоббс. М., 1964. -Т. 2.-450 с.

36. Голосов Г.В. Сравнительная политология. М.: Издательство « Летний Сад », 2001.

37. Гельман В. Постсоветские политические трансформации. Наброски к теории / В. Гельман // Полис. 2001. № 1. — С. 15-29.

38. Голосов Г.В. Сравнительная политология: учебник, 3-е изд., перераб. и доп. / Г.В Голосов. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2001.-368 с.

39. Горылев А. И. Правовая природа современного парламентаризма. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2002. Выпуск 1(5)

40. Грозин А. В. Влияние мировых центров силы на Казахстан и новые геополитические тенденции в государствах Центральной Азии / А. В. Грозин // Центр. Азия и Кавказ. 2006. № 3. — С. 44-57.

41. Гук И. Н.Назарбаев: « Догуманизировались сейчас до того, что гуманизацию превратили просто в бизнес » / И. Гук // ЦентрАзия. 2011. № 9.

42. Даль Р. Введение в теорию демократии. М.: Наука и СП Квадрат,1992.

43. Джунусбаев A.C. Парламентаризм по-казахстански. Известия Казахстан. 2008. Выпуск № 202.

44. Дюверже М. Политические парии / Пер. с франц. М.: Академический Проект, 2000. — 538 с.

45. Жарихин В. Политическая ситуация в Киргизии / В. Жахирин Электронный ресурс. URL: http://www.eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=850.

46. Жлуктенко В. Вертикаль Назарбаева / В. Жлуктенко // День. -2004. -№ 136.

47. Жукова В.И., Краснова Б.И. Общая и прикладная политология: учебное пособие. М.: Издательство «Союз», 1997. С. 481-486.

48. Жураев С. Особенности политического реформирования в Узбекистане / С. Жураев // Международная конференция « Культурный фактор в строительстве государственности ». 2007. — № 5.

49. Жураев С. Становление и перспективы развития политической системы Узбекистана Электронный ресурс. URL: http://www.gorizont.uz/cgi-bin/main.cgi?raz=4&id=584.

50. Звягельская И. Нетрадиционные угрозы, проблемы и риски на бывшем советском Юге / И. Звягельская, В. Наумкин // Безопасность Центральной Азии. XXI век. Институт Восток-Запад. 2000. С. 570-574.

51. Иванова А. Развитие парламентаризма фактор демократии Электронный ресурс. URL: http://www.uza.uz/ru/politics/6996.

52. Игбаев Р. Б. Политический режим в постсоветском Казахстане: этапы и особенности трансформации : автореф. дис. . д-ра полит, наук / Р. Б. Игбаев. Уфа, 2010. — 22 с.

53. Исмоилов С. К итогам парламентских выборов в Узбекистане / С. Исмоилов, С. Саидов // Центральная Азия и Кавказ. 2010. — Т. 13. — Вып. 1. -С. 71-89.бЗ.Калиев Н.К. Об особенностях парламентаризма в Казахстане. Мысль,2003 №2. 5 с.

54. Каримова М. Б. Современное состояние политических систем государств Центральной Азии / М. Б. Каримова // Право и политика. — 2010. — №2.-0.211-217.

55. Каримов И. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана / И. Каримов. Ташкент, 2009. — 50 с.

56. Касымбеков М. Рабочий график Президента / М. Касымбеков // Казахстанская правда. 2006. — № 1. — С. 2.

57. Керимов A.A. Парламентаризм в современной России: особенности становления и развития: автореф. дис. . канд. политических наук. Екатеринбург, 2006. 25 с.

58. Керимов А.Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России // Гражданин и право. 2002. № 7/8. С.48-49.

59. Кермонн Ж.-Л. Западные политические режимы. // Полис. 1991.

60. Краснова В.И., Общая и прикладная политология: учеб. пособие. М.: Союз, 1997.

61. Ковачев Д. А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность / Д. А. Ковачев // Журнал российского права. 1997. — № 9. -С. 76-80.

62. Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 3-е, перераб и доп. М.: Юристъ, 2004.

63. Котелевская И. В. Современный парламентаризм / И. В. Котелевская // Государство и право. 1997. № 3. — С. 5-13.

64. Котляревский С.А. Сущность парламентаризма // С.А. Котляревский // Новое время. 1994. — № 14. — С. 58-66.

65. Котов А. К. Новая Конституция Казахстана и становление парламентаризма в республике с президентской формой правления / А. К. Котов //Вестник МПА . Спб., 1996. — № 3. с. 35-42.

66. Краснер А. Пороховая бочка мироздания / А. Краснер, С. Матаев / Электронный ресурс. URL: http://www.gundogar.org/702340511243000000000000011000000.

67. Крутоголов М.А., Ковлер А.И. Парламентское право Франции. Очерки парламентского права. М.: 1993. С.86.

68. Кузьмин Н. Госуправление реформами / Н. Кузьмин // Эксперт-Казахстан. 2007. — № 1-3 (105).-С. 14-15.

69. Куртов А. Особенности президентских выборов в Центральной Азии / А. Куртов // Центральная Азия и Кавказ. 2005. — № 6(24) — С. 28-30.

70. Куртов А. А. Политические процессы в республике Казахстан в контексте российско-казахстанских отношений / А. А. Куртов // Восток. Афро-азиатские отношения: история и современность. 2004. — № 4. — С. 6168.

71. Лаубш М. Политические партии в Центральной Азии: взгляд из Европы / М. Лаубш // Большая Игра: политика, бизнес, безопасность в Центральной Азии. 2008. — № 5.

72. Лаумулин М. Т. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике / М. Т. Лаумулин // Том V: Центральная Азия в XXI столетии. Алматы: КИСИ при Президенте PK, 2009. — 440 с.

73. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.: Аспект Пресс, 1997.

74. Леше П. Опыт парламентаризма в Германии. М.:1999. С. 51.

75. Лиллис Д. Казахстан: Политические маневры Астаны не/ устраняют проблемы недовольства в обществе / Д. Лиллис // International expert Center for Electoral Systems. 2011. — № 7.

76. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. / Дж. Локк. М., 1988. — 560 с.

77. Лукин А. В. Шанхайская организация сотрудничества: что дальше? / А. В. Лукин // Независимый обозреватель стран Содружества. -2007.-С. 35-41.

78. Майкова Г. Перспективы отношений России и Центральной Азии / Г. Майкова // Кремль. ORG. Политическая экспертная сеть. 2007. — № 2.

79. Макарин A.B., Стребков А.И. Теория и история политических институтов: учеб. пособие для вузов. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2008.

80. Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1982. — 511 с.

81. Мами К. Индикатор развития доверие граждан / К. Мами // Казахстанская правда. — 2010. — № 12.

82. Матвеев Р. Ф. Теоретическая и практическая политология / Р.Ф. Матвеев. М.: Поскриптум, 1999. — 260 с.

83. Марышев А. А. Парламентская республика в Киргизии: пример для подражания или откат назад? / А. А. Марышев // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. — № 8. — С. 190-193.

84. Милль Дж. Размышления о представительном правлении. СПб.: Издательство Яковлева, 1863. 365 с

85. Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм: Теория и практика. М.: РГГУ , 2001. 27 с.

86. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения / Ш.Л. Монтескье. М.: Гос. изд-во полит, лит., 1955. — 650 с.

87. Назаркасымов С. И. Сущность и показатели политической стабильности: опыт независимого Узбекистана / С. И. Назаркасымов // Вестник ПАГС . 2010. -№ 1. — С. 206-210.

88. Никитина В. Парламент России и российские граждане / В. Никитина // Мониторинг общественного мнения. 1999. — № 5(43). — С. 4750.

89. Нуссбергер А. Судья ЕСПЧ : Важен не столько сам закон, сколько его применение на практике / А. Нуссбергер // Deutsche Welle. 2010. — № 16. С. 2.

90. Омаров Н. М. Кыргызстан Европейский Союз: эволюция и приоритеты сотрудничества в конце ХХ-го — начале XXI-го веков / Н. М. Омаров // Центральная Азия во внешней политике Европейского Союза / Под ред. Ж. У. Ирбашева. — Алматы, 2004. — С. 115-122.

91. Омаров Н. Политическая модернизация Кыргызстана: желаемое и действительное. «Что делать?» без «Кто виноват?». / Н. Омаров // Правила игры.-2005.-№5.

92. Омаров Н. Риски парламентаризма в Кыргызстане / Н. Омаров // Кыргызстан: Аналитика. 2010. -№ 8.

93. Панарин С. А. Политическое развитие государств Центральной Азии в свете географии и истории региона / С. А. Панарин // Вестник Евразии.-2000.-№ 1.-С. 30-33.

94. Панфилова В. Россия отдаляется от Центральной Азии / В. Панфилова // Независимая газета. 2010. — № 1.

95. Парамонов В. Перспективы сотрудничества стран Центральной Азии и России в транспортно-коммуникационной сфере: основные рекомендации для ЕврАзЭС и ШОС / В. Парамонов, А. Строков // Центральная Азия Экономика. — 2011. — № 3. — С. 3.

96. Парамонов В. Погранично-территориальные проблемы в китайско-центральноазиатских отношениях / В. Парамонов, О. Столповский // Центральная Азия. 2009. — № 2. — С. 1.

97. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева , В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1990. — 864 с.

98. Полторак В. Социологический механизм референдума: проблемы реализации / В. Полторак, О. Петров // Социология: теория, методы, маркетинг. 2006. — № 4. — С. 203-211.

99. Пономарева Е. Г. Политические институты и политические отношения в современной России / Е. Г. Пономарева. М.: РОССПЭН, МГИМО (У) МИД РФ, 2007. — 264 с.

100. Посудин С. В. Методика работы с понятийным аппаратом в политологии (на примере понятия « политическая партия ») / С. В. Посудин // Самиздат. 2009. — № 2. — С. 18-30.

101. Рабимов К. Политические партии Узбекистана: между правительством и обществом / К. Рабимов // Центральная Азия и Кавказ.2007. № 1 (49). — С. 5-7.

102. Раджабов Ф. Действенность парламентского контроля повышается / Ф. Раджабов // Голос Узбекистана. 2011. — № 1. — С. 1.

103. Райт С. Киргизская оппозиция / С. Райт // « Белый пароход ».2008. -№ 11. С. 5.

104. Решетникова С.В. Политология: учебник для вузов. М.: ТЕТРАСИСТЕМС, 2000. С.107-170.

105. Рогов И. Новый этап казахстанской демократии / И. Рогов // Российская газета. 2007. — № 181. — С. 3.

106. Романов Р. М. Истоки парламентаризма. М.: Современная экономика и право, 1997.

107. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / пер. с фр. М.: КАНОН-пресс, 1998.-450 с.

108. Сафаева С. Постсоветская интеграция в контексте политической трансформации новых независимых государств / С. Сафаева // Центральная Азия и Кавказ. 2007. — № 1 (49). — С. 17-22.

109. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / под общ. ред. О.Н. Булгакова. М.: Эксмо, 2005. — 405 с.

110. Семегин Г.Ю. Политическая энциклопедия. Т.2. М.: Мысль, 1999. -112 с.

111. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран: учебно-практическое пособие. М.: МЭСИ , 2007. 120 с.

112. Степанов И.М., Хабриева Т.Я. Парламентское право России: учеб. пособие. М.: Юристъ, 1999.

113. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Третье издание. М.: Бек, 2000. 266 с.

114. Струнникова JI. Конституция Узбекистана в зеркале общественного мнения / JI. Струнникова // Известия Узбекистана. 2007. -№ 5. — С. 1.

115. Тавадов Г.Т. Политология. Университетский учебник. М.: Омега-Л, 2010.-С. 306.

116. Тихомиров С. И. Политический процесс: теория и практика / С. И. Тихомиров. Севастополь: Издательство СевНТУ, 2002. — 224 с.

117. Толипов Ф. Постсоветские Узбекистан и Россия: история повторяется или начинается / Ф. Толипов // Россия и мусульманский мир. -2009.-№5.-С. 92-100.

118. Толипов Ф. Что нужно Узбекистану? Перестройка и новое мышление / Ф. Толипов // Центральная Азия. — 2007. — № 11. — С. 3.

119. Турабекова Ш. Отношения должны быть равноправными (интервью с сенатором Королевства Бельгии И. Летермом) / Ш. Турабекова // Информационное агентство « Узбекистан Сегодня ». 2009. — № 6.

120. Узбекистан и Каримов: выборы без выбора Электронный ресурс. URL: http://articles.gazeta.kz/art.asp7aicH102138 (дата обращения 01.09.2011).

121. Узбекистан: Каримова ждут еще 7 лет президентства Электронный ресурс. URL: http://www.rb.ru/topstory/politics/2007/12/24/140607.html (дата обращения 01.09.2011).

122. Уолкер А. Каракумские братья. Каримов подружился с Бердымухамедовым / А. Уолкер // ЦентрАзия. 2010. — № 26.

123. Усманов Р. X. Политические партии и политические процессы (история, теория и современность). М.: Московский государственный городской педагогический университет, 2001. 115 с.

124. Ушаков В.А. Джордж Вашингтон: страницы истории / В.А. Ушаков. СПб., 2006. — 411 с.

125. Федотова 3. J1. Современный парламентаризм: состояние и резервы возможностей / 3. JI. Федотова // Кдзакстандагы парламентаризм. -2008.-№2.-С. 33-35.

126. Фоменко С.С. Институт парламентаризма в современной России: факторы и тенденции развития: дис. .канд. полит, наук. Елец, 2006.

127. Хижронзада X. Зазеркалье политической осени Узбекистана / X. Хижронзада // Свободная Азия. 2004. — № 1. — С. 2.

128. Хилл К. Английская революция. М.: Издательство « Иностранная литература », 1947. С. 436.

129. Хубнер Е. Парламентаризм и представительная система / Е. Хубнер // Полис. 1992. — № 3. — С. 8-12.

130. Чеботарев А. НДП « Нур Отан »: перспективы дальнейшего развития Электронный ресурс. URL: http://www.contur.kz/node/588.

131. Шерматова С. Один из трех. Выбор за Исламом Каримовым / С. Шерманова // Центральная Азия. — 2007. — № 2.

132. Шоберлайн Дж. Исламские экстремисты остаются самыми часто упоминаемыми среди сил, на которые возлагают ответственность за конфликт на юге Кыргызстана / Дж. Шоберлайн // Бишкек-ИА. 2011. — № 12.

133. Шохзода С. Становление новой политической ситуации в Центральной Азии и некоторые аспекты внешней политики России / С. Шохзода. М.: МГИМО, 2005. — 280 с.

134. Шустов А. Межэтнические конфликты в Центральной Азии / А. Шустов // Казахстан. 2008. — № 63 (3853).

135. Эргашев Б. Политическая конкуренция в независимых республиках Центральной Азии и Кавказа: цели, средства, механизмы / Б. Эргашев // Центральная Азия и Кавказ. 2011. — № 2.

136. Яценко И. С. Современный парламентаризм и парламентские системы в РФ и зарубежных странах: конституционно-правовое и сравнительное исследование: Монография. М., 2002. — 375 с.

137. V. Литература па иностранном языке

138. Fisher L. The separation doctrine in the twenties century. Washington, 1991.-P.16

139. Georges Burdeau. Traite de Science politique. Paris. Librairie generale. De drait et de jurisprudence. 1977.

140. James J. American Political Parties in Transition / J. James. N.Y., 1994.-168 p.

141. VI. Электронные ресурсы и Интернет-источники

142. В Казахстане вчера произошли массовые беспорядки против вайнахов, есть убитые и раненые Электронный ресурс. URL: http://www.qwas.ru/kazakhstan/akzhol-party/id51278/.

143. Демократическая партия « Адилет » Электронный ресурс. URL: http://dp-adilet.kz/ru/89.html.

144. Демократическая партия « Ак Жол » Электронный ресурс. URL: http://www.akzhol.kz/.

145. Демократическая партия «Эрк» Электронный ресурс. URL: http://www.uzbekistanerk.org/.

146. Зарубежные эксперты о выборах в Узбекистане Электронный ресурс. URL: http://www.gov.uz/ru/press/politics/3823.

147. История парламента Электронный ресурс. URL: http://www.parliament.gov.uz/ru/history/.

148. История парламента Узбекистана Электронный ресурс. URL: http://uzembassy.org.tr/index.php/ru/the-republic-of-uzbekistan/politics.

149. История развития парламентаризма в Казахстане Электронный ресурс. URL: http://www.parlam.kz/ru/history.

150. Казахстан: интенсивное международное сотрудничество Электронный ресурс. URL: http://www.zakon.kz/132028-kazakhstan-intensivnoe-mezhdunarodnoe.html.

151. Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл» Электронный ресурс. URL: http://www.ksdp-auyl.kz/.

152. Киргизия: ротация элиты, сценарии дальнейшего развития Электронный ресурс. URL: http://www.eurasianhome.org/xml/t/topics.xml?lang=ru&nic=topics&topic=43.

153. Киргизское зазеркалье Электронный ресурс. URL: http://www.otechestvo.org.ua/main/20116/1502.htm.

154. Коммунистическая народная партия Казахстана Электронный ресурс. URL: http://knpk.kz/wp/.

155. Коммунистическая партия Казахстана Электронный ресурс. URL: http://www.komparty.kz/.

156. Коммунистическая партия Узбекистана Электронный ресурс. URL: http://proekt-wms.narod.ru/states/uzbek.htm.

157. Конституция Кыргызстана: плюсы и минусы Электронный режим. URL: http://smi.kg/constkr/4700-konstitucziya-kyrgyzstana-plyusy-i-minusy.

158. Либерально-демократическая партия Узбекистана Электронный ресурс. URL: http://www.uzlidep.uz/.

159. Министерство иностранных дел Республики Узбекистан Электронный ресурс. URL: http://mfa.uz/rus/pressaimediaservis/news/.

160. Народно-демократическая партия Узбекистана Электронный ресурс. URL: http://www.xdp.uz/ru/meet/.

161. Независимая Киргизия Электронный ресурс. URL: http://www.turkirespublikalary.com/?go=kirgizistan.

162. Л i iß, t I K.I jm» Ii ‘ i/» Iß * >» I I t’ ‘ 1 I ‘fT !

Еще по теме:

  • Закон о полиции аудио версия Закон о полиции аудио версия Озвученная версия Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (аудио версия) №226-ФЗ от 03.07.2016г. Данный закон принят Государственной Думой РФ 22 июня 2016 года. Одобрен Советом Федерации 29 июня […]
  • Статья 17 конституции рф часть 3 Конституция РФ 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека […]
  • Ч1 ст 223 гк рф Статья 222. Самовольная постройка 1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого […]
  • Гк рф новые обстоятельства ВС разъяснил порядок пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам Верховный суд РФ сегодня опубликовал на своем сайте постановление Пленума ВС о применении норм ГПК РФ при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь […]
  • Земельные правонарушения презентация Лекция 11. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемvvsu.ru Похожие презентации Презентация на тему: " Лекция 11. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ […]
  • Адвокат салихова Адвокат плакала, приговор не смягчили Полное раскаяние, сотрудничество со следствием, хронические болезни, двое детей, у одного из которых астма, заявление от потерпевшего о смягчении наказания, личные положительные характеристики – весь этот набор не […]