Незаконная охота квалифицирующие признаки

04.02.2019 Выкл. Автор admin

Комментарий к статье 258

1. Данная статья с определенными изменениями воспроизводит содержание

ст. 166 УК РСФСР. Изменения состоят в том, что устранена административная

преюдиция как условие наступления уголовной ответственности, уточнены конструктивные

и квалифицирующие признаки состава данного преступления.

2. Предметом незаконной охоты являются дикие животные (птицы и звери), находящиеся в состоянии естественной свободы, существование которых не опосредуется трудом человека. Насекомые не могут быть предметом незаконной охоты.

3. Объективная сторона незаконной охоты включает в себя действия, образующие

незаконную охоту, и последствия в виде крупного ущерба либо действия, образующие

незаконную охоту и обязательно совершенные при обстоятельствах, предусмотренных

4. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О животном мире» (СЗ

РФ, 1995, N 17, ст. 1462) охота представляет собой один из видов пользования

животным миром. Пользование животным миром, согласно ст. 35 того же Закона,

осуществляется гражданами на основе именных разовых лицензий на добычу определенного

количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный

срок. При этом отношения в области охоты и охотничьего хозяйства на основе

Федерального закона «О животном мире» регулируются специальным законодательством,

причем перечень объектов охоты составляется специально уполномоченным государственным

органом по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и утверждается Правительством РФ.

5. Незаконной признается охота без соответствующего разрешения, либо

осуществляемая вопреки специальному запрету, либо осуществляемая ненадлежащим,

т. е. не имеющим права на охоту, лицом.

6. Крупным признается ущерб в зависимости от стоимости, количества добытого,

распространенности животных, их отнесения к специальным категориям, например

редким и исчезающим видам, и т. п. (см. например, «Об утверждении такс для

исчисления размера за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением

объектов животного и растительного мира». — РГ, 1994, N 118).

7. Незаконная охота совершается с применением механических транспортных

средств, воздушного судна, взрывчатых веществ, газов тогда, когда эти средства

целенаправленно используются в процессе охоты и для ее целей.

8. Иными способами массового уничтожения птиц и зверей являются различные

виды воздействия, приведшие или могущие привести к гибели многих животных.

9. Перечень птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, содержится

в различных нормативно-правовых актах. В отношении их действует презумпция

известности лицу, занимающемуся охотой.

10. В случаях, перечисленных в пп. «б», «в» и «г» ч. 1 данной статьи,

наступления общественно опасных последствий не требуется.

11. Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым

Незаконная охота

Незаконная охота. Статья 258 УК устанавливает уголовную ответственность за незаконную охоту, совершенную: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Квалифицирующими признаками по ч. 2 выступают совершение незаконной охоты с любым альтернативным признаком объективной стороны или предмета посягательства, указанных в ч. 1 статьи, лицом с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой.

Таким образом, ст. 258 УК содержит признаки основного материального состава преступления (п. «а» ч. 1 ), ряда формальных составов, различающихся по способу совершения преступления, его предмету, месту совершения (п. «б», «в», «г» ч. 1), и квалифицированных составов (ч. 2).

Предметом незаконной охоты являются дикие животные, находящиеся в состоянии естественной свободы, чье существование не опосредуется трудом человека (птицы и звери).

Объективная сторона включает действия, последствия в виде крупного ущерба, причинную связь между ними (для материального состава), либо действия, способы, предмет или место незаконной охоты (для формальных составов).

Охота — это выслеживание с целью добычи, преследование, отлов, убой и иная добыча диких животных. Незаконной признается охота без разрешения (лицензии), осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту, т. е. не достигшим 18 лет, не являющимся членом общества охотников, получившим лицензию без установленных законом оснований, либо охота, осуществляемая с нарушением условий места, времени, способов, орудий, количества добытого.

Размер ущерба определяется судом с учетом обстоятельств дела, количества добытого, ценности животных и т. п.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, в случае причинения крупного ущерба возможен и косвенный умысел.

Квалифицирующие признаки незаконной охоты

В отличие от ранее действовавшей статья 166 УК РСФСР, в ч. 2 ст. 258 УК РФ содержаться два квалифицирующих признака: то же деяние, совершенное с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Совершение незаконной охоты при таких обстоятельствах представляет повышенную общественную опасность, по сравнению с основным составом, предусмотренным в ч. 1 ст. 258 УК РФ. Для привлечения к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 258 УК РФ достаточно наличие хотя бы одного из названных признаков.

Использование служебного положения в смысле ст. 258 УК РФ распространяется как на должностных лиц государственных и муниципальных органов, так и на сотрудников коммерческих и иных структур.

Под использованием лицом своего служебного положения понимается использование прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе, для занятия незаконной охотой. Такого рода злоупотребления допускают, например, работники органов охотнадзора, руководители заготовительных организаций, органов управления охотничьим хозяйством, представители администрации исполнительной власти. Использование считается состоявшимся при возникновении причинно-следственной связи между правовыми (фактическими) возможностями данного лица и осуществленным им деянием (незаконной охотой). Например, по ч. 2 ст. 258 УК РФ были квалифицированы действия лесничего Т., который, используя свое служебное положение, на подведомственной ему территории в 157 квартале Кагинского лесничества республики Башкортостан в январе 1998 года произвел незаконную добычу лося.

Однако латентность таких случаев очень высока. В силу различных причин, «даже при установлении обстоятельств совершенного преступления, уголовные дела возбуждаются не всегда».

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 258 УК, могут быть также рядовые сотрудники государственных органов, коммерческих организаций.

Распределить нарушителей данной категории можно следующим образом:

а) работники органов по охране и использованию природных ресурсов (егеря, лесники, сотрудники органов рыбнадзора и т.д.) — данную группу приходиться около 27 % фактов незаконной охоты, совершенной с использованием служебного положения;

б) руководители и служащие коммерческих и иных организаций – 23%;

в) работники правоохранительных органов, ими совершается около 22% преступлений данной группы (внутри этой группы на первом месте стоят работники милиции);

г) иные должностные лица государственных и муниципальных органов и другие лица – 20 %;

д) военнослужащие – 8 %.

Д.А. Хашимов пишет, что «для совершения браконьерства работники милиции нередко проникают на территорию заповедников, заказников и других особо охраняемых природных территорий, получая соответствующие разрешения от служб охраны, руководства этих природных территорий, предварительно введя последних в заблуждение относительно своих намерений. В таких случаях они могут прикрываться будто бы имеющей место необходимостью исполнять свои служебные обязанности в пределах соответствующих территорий (преследование преступника, поиск лица и т.д.)».

В уголовно-правовой литературе высказывается мнение, согласно которому должностные лица, занимающиеся незаконной охотой с использованием своего служебного положения или способствующие браконьерам в совершении ими преступления, при наличии признаков состава преступления против государственной службы и службы в органах местного самоуправления отвечают по совокупности за незаконную охоту и злоупотребление должностными полномочиями. Это мнение основывается на рекомендации Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. «О практике применения судами законодательства об охране природы». Однако в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 4 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», которое признало утратившим силу постановление 1983 г., изложено другое мнение. Исходя из того, что в ч. 2 ст. 258 УК предусмотрено использование при незаконной охоте лицом своего служебного положения, совершение им незаконной охоты следует квалифицировать только по ст. 258 «без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации».

Похожие публикации:

Юридические факты в административном праве
Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Юридические факты могут возникать как в результате действий лиц и органов, так и в результате тех или иных событий. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Та .

Понятие представительства в арбитражном процессе
Судебное представительство является наиболее активной распространенной формой реализации права на юридическую помощь. В том или ином виде оно закреплено в абсолютном большинстве конституций стран мира. В современной юридической доктрине право на юридическую помощь относится к конституционным гарант .

Исполнительная власть. Правительство Республики Саха
Правительство Республики Саха (Якутия) (далее — Правительство республики) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия). Правительство республики правомочно решать вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами Республики Саха (Якутия) .

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Статья 258 УК РФ. Незаконная охота

Новая редакция Ст. 258 УК РФ

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 258 УК РФ

1. Незаконная охота представляет собой умышленные общественно опасные действия по выслеживанию с целью добычи, преследованию и добыче диких зверей (птиц), находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, не имеющим права на это либо использующим для этого запрещенные средства или способы. Охота имеет место и в том случае, если лицо находится в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами или другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты (см. также п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.1960 N 1548 (в ред. от 19.12.1994) ).
———————————
СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164; САПП РФ. 1992. N 2. Ст. 39; СЗ РФ. 1994. N 3. Ст. 221, N 35. Ст. 3709.

2. Общественная опасность незаконной охоты заключается в подрыве экологической безопасности общества, причинении ущерба животному миру.

Часть 1 коммент. статьи определяет основной, а ч. 2 — квалифицированный составы преступления, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории умышленных преступлений небольшой тяжести.

3. Основными объектами преступного посягательства являются: экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной животного мира, его рациональным использованием, воспроизводством и обеспечением необходимой численности диких животных, сохранением экологического равновесия на Земле; жизнеспособность животного мира во всем его многообразии.

4. Предметы незаконной охоты — дикие промысловые звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия: а) получении продукции охоты (пушного сырья, шкур, мяса диких зверей и птиц) неразрешенными способами; б) осуществлении охоты в запрещенные для нее сроки, в запрещенных местах (вне отведенных мест), неразрешенными орудиями, без надлежащего на то разрешения (за исключением безружейной охоты на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов) (см. п. 12 — 16, 30 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР), вопреки специальному запрету либо по разрешению, но с отстрелом, выловом, добычей зверей и птиц сверх количества, указанного в лицензии (разрешении); в) проведении охоты лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимого основания (абз. 2 п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). При этом должны наличествовать обстоятельства, указанные в ч. 1 коммент. статьи. Иначе деяния квалифицируются как административное правонарушение (ст. 8.37 КоАП).

5.1. Запрещенные способы охоты — гон животных по насту, глубокому снегу, выгон на гладкий лед, выжигание растительности в местах концентрации животных, добыча диких животных из-под фар или с применением других световых устройств, охота на водоплавающую дичь с катеров или моторных лодок с невыключенным мотором и т.д. (см., например, Типовые правила охоты в РСФСР, утв. Приказом Главохоты РСФСР от 04.01.1988 N 1).

5.2. Охота в запрещенные сроки — отстрел, отлов диких зверей (птиц) в не установленные нормативными актами предельные сроки (см., например: Типовые правила охоты в РСФСР; Постановление Совета Министров РСФСР от 20.01.1970 N 48 «О запрещении весенней охоты на пернатую дичь» ; Постановление Совета Министров РСФСР от 20.09.1967 N 719 «О сроках промысла ондатры» ; Постановление Совета Министров РСФСР от 14.10.1961. N 1300 «О сроках охоты на соболя» ).
———————————
СП РСФСР. 1970. N 4. Ст. 21.

СП РСФСР. 1967. N 23. Ст. 132.

СП РСФСР. 1961. N 28. Ст. 126.

5.3. Охота в запрещенных местах — отстрел, отлов диких зверей (птиц) в заповедниках, заказниках, населенных пунктах и зеленых зонах вокруг них, в иных местах, где охота запрещена нормативными правовыми предписаниями.

5.4. К запрещенным орудиям охоты относятся малокалиберные винтовки (за исключением таковых для промысловой охоты), пневматическое оружие, ядохимикаты для добычи диких животных (за исключением добычи волков, сусликов, хомяков, мышевидных грызунов, а в местах эпизоотий бешенства — лисиц и енотовидных собак в порядке, установленном соответствующими инструкциями), сети, вентеря, петли, шатры, перевесы, крючки и т.д.

5.5. Охота без надлежащего на то разрешения — выслеживание, преследование, добыча диких зверей и птиц без охотничьего билета, с просроченным билетом или выданным на другое лицо, отстрел без лицензии разрешенных к отстрелу видов диких копытных животных, охота на лицензированных пушных зверей без договора с пушнозаготовительной организацией либо наряда-заказа (для штатных охотников), охота в угодьях, закрепленных за государственными, кооперативными и общественными организациями, без путевки или письменного разрешения администрации охотничьего хозяйства, на территории которого производится охота (см. Типовые правила охоты в РСФСР).

5.6. Лицензия — разрешение, выдаваемое уполномоченными на то органами охотничьего хозяйства лицам, имеющим право на охоту, для производства выемки из природной среды диких зверей (птиц), находящихся в состоянии естественной свободы. Перечень объектов, групп объектов животного мира и предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, установлены ст. 333.3 части второй НК.

6. К охотничьим угодьям относятся все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей, птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства (см. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР).

7. Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста. Удостоверением на право охоты служит охотничий билет с отметкой о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и об уплате государственной пошлины (от последней освобождаются граждане, населяющие районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). Охотничий билет выдается по месту постоянного жительства сроком на пять лет и подлежит обязательной ежегодной регистрации в органах, выдавших его, до 31 марта. Охотничий билет иностранного охотника выдается по месту проведения охоты на срок действия контракта или приглашения на охоту. Безружейная охота на кротов, хомяков, сусликов, крыс водяных и амбарных разрешена всем гражданам независимо от возраста без выборки охотничьего билета. Борьба с браконьерством, равно как истребление вредных хищников, а также охрана полезных диких зверей и птиц, способствование их разведению являются обязанностью охотника (см. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР; Инструкцию о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, утв. Приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1998 N 302 ).
———————————
БНА. 1998. N 18.

8. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, т.е. для определения преступности деяния и надлежащей его квалификации необходимо обращение к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам. Таковыми нормативами являются, например: Закон о животном мире; Постановление Правительства РФ от 26.07.1993 N 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» ; Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР; правила охоты, утв. местными органами самоуправления (в которых могут содержаться дополнительные требования о запрещении орудий, способов охоты, мест и времени, дополнительно регулироваться объекты охоты и т.д.).
———————————
САПП РФ. 1993. N 31. Ст. 2991.

9. По законодательной конструкции составы преступления являются формально-материальными. Преступление окончено (составом) в момент совершения незаконной охоты: а) с использованием механических транспортных средств или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов, иных способов массового уничтожения птиц или зверей, а равно с использованием служебного положения; б) в отношении птиц или зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, по предварительному сговору группой лиц или организованной группой.

9.1. Формальный состав преступления имеет место в момент начала выслеживания, преследования, ловли зверей или птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, независимо от того, были ли фактически добыты эти животные (при наличии обстоятельств, перечисленных в п. «б» — «г» ч. 1). При отсутствии указанных обстоятельств возможно иное нарушение правил охоты — административное правонарушение (ст. 8.37 КоАП), которое может перерасти в преступление с материальным составом — при причинении действиями виновного лица крупного ущерба животному миру.

Именно поэтому конструкция составов преступления считается формально-материальной. Материальный состав преступления имеет место лишь при наличии реального ущерба (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

10. Крупный ущерб определяется на основании стоимости, экологической ценности, количества добытого, распространенности животных, их отнесения к специальным категориям (редким и исчезающим видам), значимости животных для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также размера вреда, в целом нанесенного животному миру. Например, таковым признается ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя, иных животных или птиц, занесенных в Красную книгу (см. п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

10.1. В общем смысле материальный ущерб исчисляется согласно специальным Таксам, утв. Приказом Минприроды России от 04.05.1994 N 126, Приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1999 N 399 , а также по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (см. ст. 56 Закона о животном мире).
———————————
БНА. 1999. N 29.

11. Объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства РФ, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания. В случае если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием. Безвозмездному изъятию или конфискации подлежат также части объектов животного мира, выработанная из них продукция, орудия и средства (в том числе транспортные), непосредственно использовавшиеся для незаконного добывания объектов животного мира (см. ст. 56 Закона о животном мире; п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

11.1. Обнаруженная продукция незаконной охоты подлежит конфискации с передачей ее заготовительным организациям по соответствующим актам. Продукцией незаконной охоты признаются: а) пушное сырье, шкуры, мясо и другая продукция охотничьего промысла, добытые недозволенными способами, в запрещенные для охоты сроки или в запрещенных местах; б) вся продукция охоты, добытая во всякое время лицами, не имеющими охотничьего билета, за исключением шкурок сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, кротов; в) пушное сырье, шкуры и мясо диких зверей и птиц, запрещенных к добыче или добытых сверх установленных норм (см. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР).

12. Квалификация общественно опасного деяния как преступления по п. «б» ч. 1 коммент. статьи осуществляется в том случае, если оно совершено с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей.

12.1. Механическое транспортное средство — любое, кроме мопеда, транспортное средство, приводимое в движение двигателем, приспособленное к перемещению человека (в том числе трактора, самоходные машины, катера, моторные лодки, вертолеты и т.п.). Под применением механических транспортных средств понимается их использование непосредственно в процессе охоты при выслеживании, загоне, преследовании зверей и птиц . В случае если виновное лицо для незаконной охоты неправомерно использовало чужое транспортное средство, то его действия при наличии оснований надлежит квалифицировать по совокупности ст. 258 и 166.
———————————
БВС РСФСР. 1991. N 4. С. 5 — 6.

12.2. Воздушное судно — это разновидность транспортного средства, способного к передвижению любым способом в атмосферных слоях, используемого для перемещения кого-либо (чего-либо).

12.3. Взрывчатое вещество — химические соединения или смеси, способные под воздействием внешнего импульса (удара, тепла и т.д.) к самораспространяющейся с большой скоростью (км/с) химической реакции с образованием газообразных продуктов и выделением тепла .
———————————
См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 218.

12.4. Газ — агрегатное состояние вещества, в котором кинетическая энергия теплового движения его частиц (молекул, атомов, ионов) значительно превосходит потенциальную энергию взаимодействий между ними, в связи с чем частицы движутся свободно, равномерно заполняя в отсутствие внешних полей весь предоставленный им объем .
———————————
См.: Там же. С. 267.

Взрывчатое вещество или газ считаются примененными с момента их фактического использования в процессе незаконной охоты.

12.5. К иным способам массового уничтожения птиц и зверей можно отнести расставление сетей, багрение, выжигание растительности, а также использование автоматического огнестрельного оружия, светозвуковых устройств и т.д., применение коих приводит к гибели значительного числа диких животных (птиц).

13. Незаконная охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, квалифицируется по п. «в» ч. 1 коммент. статьи.

13.1. К объектам животного мира, охота на которых вообще запрещена, относятся: зубр, пятнистый олень в местах его естественного ареала, тигр, леопард, снежный барс, белый медведь (кроме случаев, предусмотренных Соглашением о сохранении белых медведей), красный волк, азиатский речной бобр, лебедь, перелетные птицы (их гнезда и яйца) в соответствии с международной конвенцией, горал, дзерен, безоаровый козел, другие звери и птицы, занесенные в Красную книгу РФ (подробнее см.: Постановления Совета Министров РСФСР от 11.04.1979 N 196 «О мерах по охране перелетных птиц и среды их обитания» ; от 11.04.1975 N 229 «Об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания» ; Постановление Совета Министров СССР от 04.12.1975 N 986 «О мероприятиях по обеспечению выполнения Соглашения о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 г.» ; Типовые правила охоты в РСФСР).
———————————
СП РСФСР. 1979. N 11. Ст. 70.

СП РСФСР. 1975. N 9. Ст. 53.

СП СССР. 1976. N 1. Ст. 2.

14. Пункт «г» ч. 1 коммент. статьи указывает на совершение незаконной охоты в заповеднике, заказнике, зоне экологического бедствия либо зоне чрезвычайной экологической ситуации. В данном случае место совершения преступления конкретизировано и входит в разряд обязательных признаков объективной стороны состава преступления.

14.1. О заповеднике см. в п. 6 — 6.1 коммент. к ст. 262.

14.2. О заказнике см. в п. 7 — 7.1 коммент. к ст. 262.

14.3. О зоне экологического бедствия см. в п. 10.2 коммент. к ст. 247.

14.4. О зоне чрезвычайной экологической ситуации см. в п. 10.3 коммент. к ст. 247.

15. В ч. 2 коммент. статьи раскрываются такие квалифицирующие признаки, как совершение незаконной охоты: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) группой лиц по предварительному сговору; в) организованной группой.

15.1. О незаконной охоте, сопряженной с использованием лицом своего служебного положения, см. в п. 13.1 коммент. к ст. 256.

15.2. Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, при незаконной охоте не требуют дополнительной квалификации по ст. 285 или 201. Здесь достаточно применения ч. 2 ст. 258 (см. п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). Например, если браконьером является должностное лицо органов охотничьего надзора, злоупотребляющее своими полномочиями, его действия должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 258 при отсутствии признаков другого преступления, связанного с его должностным положением. Здесь не имеет значения, производило ли виновное лицо незаконную охоту лично или способствовало совершению этого преступления другими лицами. В последнем случае квалификация преступления должна быть дополнена ч. 5 ст. 33.

15.3. О предварительном сговоре группы лиц см. в п. 13.3 коммент. к ст. 256.

15.4. Об организованной группе см. в п. 13.4 коммент. к ст. 256.

16. Незаконную добычу диких животных (птиц), выращиваемых различными предприятиями или организациями в специально устроенных или приспособленных местах, либо завладение дикими животными (птицами), находящимися в питомниках и вольерах, надлежит квалифицировать как хищение чужого имущества (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

17. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, при котором виновное лицо осознает противоправность своих действий и желает их совершить, а в некоторых случаях предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба. При этом не имеет значения, был ли четко определен умысел виновного на причинение крупного ущерба или отношение виновного лица к нанесению предполагаемого вреда было безразлично. Мотив и цель на квалификацию общественно опасного деяния как преступления не влияют. Вместе с тем незаконная охота, как правило, совершается из корыстных побуждений.

18. Субъектом незаконной охоты признается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Другой комментарий к Ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются дикие животные (звери и птицы), обитающие в состоянии естественной свободы, а также выпущенные на волю (в охотничьи угодья) в целях разведения.

Завладение домашними животными, а также находящимися в питомниках, в вольерах дикими животными или птицами подлежит квалификации как хищение чужого имущества.

2. Объективная сторона преступления выражается в незаконной охоте. Охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.

Признаками незаконности являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

3. Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 1 ст. 258 УК, окончено с момента причинения крупного ущерба. При решении вопроса о том, является ли ущерб крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного.

В остальных случаях преступление окончено с момента начала выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты дикие животные.

Понятие незаконной охоты, наказуемой в уголовно-правовом порядке, и ее предмет

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 522 раза

Библиографическое описание:

Пономарев А. А. Понятие незаконной охоты, наказуемой в уголовно-правовом порядке, и ее предмет // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 219-220. — URL https://moluch.ru/archive/2/93/ (дата обращения: 10.10.2018).

В системе мер обеспечения сохранности и дальнейшей эволюции объектов животного мира наряду с политическими, идеологическими, экономическими и культурными мероприятиями особое место занимают правовые средства и методы. В основном это обеспечение осуществляется посредством реализации положений природно-ресурсного права, которое регулирует порядок использования как данных объектов, так и среды их обитания. В то же время, если данные методы не дают положительного результата возникает объективная необходимость в обеспечении данных положений посредством институтов ответственности, вплоть до преследования нарушителей в уголовно-правовом порядке в случае совершения уголовно-наказуемых деяний.

В свою очередь внутри всего комплекса преступлений, посягающих на животный мир, одно из передовых мест занимает незаконная охота (ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации). Общественная опасность рассматриваемого преступления определяется тем, что хищническая добыча зверей и птиц ведет к массовому истреблению последних и уничтожению их потомства. Это особенно актуально в связи с тем, что за последние годы данный состав вышел на третье место по распространенности среди экологических преступлений и составляет четверть всех данных деянии.

В то же время применение положений данной уголовно-правовой нормы на практике вызывает определенные сложности. Связано это в основном с пробелами самого законодательного регулирования данного преступного деяния. На сегодняшний день нет единого подхода к определению термина «охота». Если посмотреть с обыденной точки зрения, то под охотой, прежде всего, подразумевается определенный вид человеческой деятельности. В частности в толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение охоты:

1) это поиск, выслеживание зверей и птиц с целью умерщвления или ловли;

2) это занятие ловлей, содержанием и разведением животных[1].

Если же посмотреть с точки зрения науки, то исследователи в области экологического права под охотой понимают вид природопользования, оказывающего воздействие на окружающую природную среду путем изъятия такого ее компонента, как объектов животного мира[2]. Представители же уголовного права под охотой понимают выслеживание с целью добычи, преследование и саму добычу диких зверей и птиц[3]. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 года № 14 для того, чтобы охота была признана незаконной и наказуемой в уголовно-правовом порядке необходимо:

1) чтобы данное деяние обладало признаками незаконности (в частности: охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим право на охоту, или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществление охоты вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами);

2) имела особые квалифицирующие признаки, существенно повышающие общественную опасность данного деяния (в частности: совершение незаконной охоты с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей охота, на которых полностью запрещена; либо совершенная на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации)[4].

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, следует сделать вывод: если охота представляет собой одну из разновидностей использования объектов животного мира и осуществляется в строгом соответствии с предписаниями норм природно-ресурсного права, носит большое народнохозяйственное, культурное и спортивное значение, то незаконная охота наоборот грубо попирает нормы, обеспечивающие охрану животного мира, и совершается (в контексте уголовно-правовой ответственности) наиболее общественно опасными способами, которые создают реальную угрозу природно-ресурсному потенциалу нашего общества.

Еще одним вопросом в области незаконной охоты, наказуемой в уголовно-правовом порядке, является определение предмета данного преступления. В данном качестве выступают дикие звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы. Для того, чтобы быть предметом незаконной охоты вышеназванные объекты животного мира должны обладать тремя основными признаками:

1) иметь естественное происхождение. В данном случае предметом будут являться звери и птицы, родившиеся непосредственно в состоянии естественной свободы либо выпущенные в природные объекты с целью разведения;

2) экологическая зависимость от окружающей природной среды;

3) социально-экологическая ценность для общества и человека[5].

Не является предметом данного состава следующие объекты животного мира:

1) сельскохозяйственные и домашние животные, в том числе и одичавшие, но если эти животные становятся элементами экологической системы, то они могут быть признаны предметом данного состава преступления[6];

2) звери, содержащиеся в неволе (в зоосадах, цирках, вольерах организаций, питомниках);

3) рыбы и другие водные животные, пресмыкающиеся и рептилии.

При этом надо учитывать тот факт, что объекты, относящиеся к предмету данного преступления, не меняя свою биологическую природу, могут поменять свой юридический статус: изъятые из естественной среды обитания, отловленные животные превращаются в чужое имущество, а отсюда, если посягательство идет на них, то деяние необходимо квалифицировать как преступление против собственности. Данное положение вытекает из ст. 4 Федерального Закона от 24 апреля 1995 года «О животном мире» (в редакции от 20.04.2007 г.): объекты животного мира, изъятые в установленном порядке из среды обитания, могут находиться в любых формах собственности.

Хотелось бы акцентировать внимание еще на один спорный вопрос в области предмета незаконной охоты. Если понимать под охотой выслеживание с целью добычи, преследование и саму добычу зверей и птиц, то представляется не совсем понятным ответ на следующий вопрос: а может ли охота осуществляться в отношении зверей и птиц, не отнесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.1995 г. № 1289 (в редакции от 30.07.1998 г.) «О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», к объектам охоты. Данный вопрос должен решить закон «Об охоте в Российской Федерации», который, к сожалению, еще не принят, несмотря на то, что его принятие планируется еще с 1995 года. Статья 34 Федерального Закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 года определяет виды природопользования животным миром. В частности она называет: 1) охоту; 2) добычу объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, а отсюда и делит все объекты животного мира на две большие части:

1)отнесенные к объектам охоты;

2)не отнесенные к ним.

Отсюда можно сделать вывод о том, что охота в отношении объектов животного мира не отнесенных Перечнем к объектам охоты невозможна. Все же это требует более четкого законодательного закрепления. Мы предлагаем закрепить в будущем Федеральном Законе «Об охоте в Российской Федерации» следующее определение понятия охоты: охота — это выслеживание и преследование с целью добычи, сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы и отнесенных соответствующем Постановлением Правительства к объектам охоты. Закрепление данного определения на законодательном уровне позволит снять ряд проблемных вопросов при толковании и, соответственно, правоприменении данных положений.

Подводя итог всему вышесказанному, к уже перечисленным трем признакам предмета незаконной охоты хотелось бы добавить еще один: признание данных зверей и птиц в установленном порядке объектами охоты. Даже если охота осуществляется в отношении зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена, последние все равно относятся к объектам охоты, но они просто составляют исключение из перечня объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Именно это и указано в Постановлении Правительства о данном перечне и в Типовых правилах охоты в РСФСР, и, как продолжение, в правилах охоты на региональном уровне [7]. В случае осуществления добычи зверей и птиц, не отнесенным вышеназванным Постановлением к объектам охоты, при наличии таких признаков, как хулиганский мотив, корыстные побуждения, осуществление данного деяния в присутствии малолетних, либо с применением садистских методов речь следует вести исключительно о ст.245 УК РФ (жестокое обращение с животными), при этом квалификация по ст. 258 УК РФ исключается.

В условиях сегодняшней российской уголовно–правовой действительности все основные силы и средства брошены на борьбу с насильственной и имущественной преступностью, но необходимо не забывать и об экологической, иначе — как справедливо замечает Э.Н. Жевлаков — экологическая «мина», на которой сидит общество, в добавлении к имеющемся, может породить такие проблемы, на разрешение которых у России и у Мирового Сообщества в целом не хватит возможностей [8]. К сожалению — и это констатируют многие официальные документы — Россия сегодня относится к странам с наибольшим антропогенным воздействием на объекты животного и растительного мира. Нам всем — жителям необъятной и богатой ресурсами страны — пора осознавать, что время нерегулируемого, безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. В противном случае мы можем расплатиться за это своим вымиранием, ибо, — на что обращает внимание тот же автор — негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человечества, то есть современной формой каннибализма [9].

[1] [См.: Ожегов С. И. Толковый словарь. М., 1990. C. 484],

[2] [См.: Волков Г.А., Гагин Н. А. и др. Комментарий к Федеральному Закону «О животном мире»: в вопросах и ответах \\ Экологическое право. 2003. №2],

[3] [См.: Мозяков В.В. Комментарий к УК РФ. М., 2002. C. 623],

[4] [Российская газета. 1998. 24 ноября],

[5] [См.: Баландюк В.Н. Правовой режим охраны и использования объектов животного мира. Омск. 1995. C.4-5],

[6] [См.: Егоров В.С. Особенная часть уголовного права России. Москва-Воронеж. 2001. C.223],

[7] [Решение исполнительного комитета Пермского Областного Совета Народны Депутатов от 15.11.1988 г. № 294 «О правилах охоты в Пермской области»],

[8] [См.: Жевлаков Э.Н. Уголовное природоохранное законодательство \\ Законность. 1993. № 5],

[9] [См.: Жэвлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.,1997. C.43].

Еще по теме:

  • Выписать из дома сына без согласия Выписать сына из дома без его согласия У Вас только один выход. Выписать его в судебном порядке согласно п.4 ст. 31 и ст. 35 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РФ и п. 31 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия […]
  • О социальной защите инвалидов в рф статья 17 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.95 N 181-ФЗ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" "Российская газета", N 234, 02.12.95; "Собрание […]
  • Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства рф по охране труда § 5. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Ответственность за нарушение требований охраны труда К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране […]
  • Энергетик детский оздоровительный лагерь анапа Детский лагерь «Энергетик» в Анапе Отдых, проведенный в детском лагере «Энергетик», запомнится и понравится любому ребенку. Это прекрасный способ окунуться в мир приключений и веселья. В долине Сукко расположен детский оздоровительный лагерь «Энергетик». […]
  • Увольнение статья 33 часть 1 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В данном виде документ […]
  • Какая форма судебного процесса существует в древнерусском государстве Образовательный портал - все для студента юриста. Суд и процесс по русской правде В Древней Руси не было специальных судебных органов. Право суда имел князь, должностные лица, общинный суд, церковный суд, вече. Княжеский суд - высшая […]