Понятие и признаки административного правонарушения юридический состав

23.06.2019 Выкл. Автор admin

Понятие и признаки административного правонарушения юридический состав

16.1. Понятие и признаки административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

48.Понятие и признаки административного правонарушения. Отличие административного правонарушения от уголовно-наказуемого деяния.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ-противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством (Кодексом РФ об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения: (-это ст 2.1 КоАП РФ)

это деяние (действие или бездействие)

административная противоправность-(данное понятие необходимо понимать буквально) то есть нарушаемые нормы могут принадлежать различным отраслям права, но применятся будет административное наказание.

виновность- вина может выражаться в форме умысла или неосторожности. Умысел— лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Неосторожность — лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.(ст. 2.2)

наказуемость- мера ответственности, которая установлена государством, за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. (ст.3.1)

Отличие административного правонарушения от уголовнонаказуемого деяния. (то есть от преступления):

1)общественная опасность и вид противоправности — то есть когда совершается преступление или административное правонарушение, то сначала учитывается его материальная сторона- уровень причиненного обществу вреда. А далее на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

2) ХЗ ЧТО ТУТ ПИСАТЬ,СПРОШУ У ПРЕПОДА НА КОНСУЛЬТАЦИИ.

49.Состав административного правонарушения: понятие, элементы, признаки. Виды юридических составов.

СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ— это установленная нормами правасовокупность элементов (признаков), при наличии которых конкретное антиобщественное деяние является административным правонарушением.

Основание для наступления административной ответственностиэто наличие состава административного правонарушения, если состава административного правонарушения нет, то судить человека и назначать наказание не за что.

Нужно понимать, что понятие «административного правонарушения»- одно— это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП-ом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Понятие «административного правонарушения» распространяется на все составы административных правонарушений.

А вот «составы административных правонарушений» содержат информацию о том, какой конкретно факт административного правонарушения совершен.

ВЫВОД: понятие «административного правонарушения» позволяет отделить его от других видов противоправного поведения (например, от преступления), в то время как понятие «состава административного правонарушения», характеристика его признаков позволяет отделить один состав административного правонарушения от другого состава административного правонарушения, чтобы например не ошибиться при назначении суммы штрафа.

Состав административного правонарушения состоит из 4 элементов:

ОБЪЕКТ это общественные отношения, на которые посягает субъект правонарушения (данное понятие не дано в КоАП РФ).

ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНАэто внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

СУБЪЕКТ это лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью).

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. Основание субъективной стороны- это вина (умысел/неосторожность)

Различают 3 группы признаков состава административного правонарушения:

2)юридически значимые признаки при назначении наказания

Составы административного правонарушения можно разделить по наличию вреда:

Составы административного правонарушения можно разделить на:

Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Легальное определение понятия «административное правонарушения» дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения — противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: деяние и общественную вредность.

Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установление их наличия в конкретном деянии позволяет рассматривать его в качестве административного правонарушения, т.е. фактического основания административной ответственности. Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать указанными чертами.

1. Деяние. Законодатель счел нецелесообразным применять обобщенный термин «деяние», который уже используется в других нормативных правовых актах (например, в ст. 106 Налогового кодекса РФ). Представляется, что не является принципиальным закрепление в легальном определении правонарушения термина «деяние» или термина «действие или бездействие», поскольку по своему со-держанию эти понятия абсолютно тождественны.

Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Часть административных правонарушений может быть совершена только в результате действия (например, мелкое хищение — ст. 7.27 КоАП РФ), часть — путем бездействия (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету — ст. 21.5 КоАП РФ). Есть и «смешанные» правонарушения, объективную сторону которых составляет совокупность действия и бездействия (например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств — ст. 16.2 КоАП РФ).

Административным правонарушением выступают только внешне выраженные акты субъекта. Именно поэтому не могут признаваться правонарушением мысли, чувства и желания субъекта, если они не выражены в определенном поступке. И активное, и пассивное поведение для признания его административным правонарушением, кроме своего внешнего проявления, должно быть осознанным. Отсутствие одной из характеристик — внешнего проявления поведения и его осознания субъектом — исключает рассмотрение деяния в качестве противоправного (например, действие непреодолимой силы или действия невменяемого лица или лица, не достигшего возраста административной ответственности).

2. Противоправность. Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Как правило, административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права, регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым посягают на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.2 КоАП РФ). Особенность административной ответственности в том, что противоправность административных правонарушений проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного, но и ряда других отраслей права, например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового.

Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства административного правонарушения. Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий — административным правонарушением может признаваться только сам факт нарушения (невыполнения) требований, предписанных нормой права и охраняемых мерами административной ответственности (например, ст. 19.3 КоАП РФ). Вместе с тем не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.

3. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. с определенным психическим отношением физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям. Совершение деяния, формально подпадающего под признаки административного правонарушения, при отсутствии такого психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения. Не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения и невиновное совершение противоправного действия (бездействия) юридическим лицом.

4. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 КоАП РФ. За совершение административного правонарушения к виновным лицам специально уполномоченными органами и должностными лицами применяются административные наказания.

5. Общественная вредность. Наиболее дискуссионным из признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность. Единого мнения и однозначного подхода к этому вопросу до настоящего времени не сложилось. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

В теории административного права весьма распространена точка зрения о том, что административные правонарушения, как и преступления, тоже являются общественно опасными деяниями, хотя степень этой опасности ниже, чем у преступлений.

Общественная опасность деяния проявляется в посягательстве, в причинении или создании реальной угрозы причинения существенного ущерба общественным отношениям, охраняемым нормами права. Представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их «массовости» (например, безбилетный проезд — ст. 11.18; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов — ст. 12.6 КоАП РФ). Б то же время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, пожарную, экологическую безопасность).

Не следует использовать категорию «общественная вредность» в качестве универсального отличия административных правонарушений от преступлений, хотя к этому подталкивает беглый анализ уголовного законодательства и законодательства об административ-н^1х правонарушениях. Статья 2.1 КоАП РФ в отличие от ст. 14 УК РФ не дает четкого ответа на вопрос: чем следует считать административные правонарушения — общественно вредными или общественно опасными деяниями? Вместе с тем ст. 2.2 КоАП РФ при определении форм вины прямо упоминает о вредных последствиях административного правонарушения. Б качестве критериев разграничения административных правонарушений и преступлений могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий (например, при совершении нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств — ст. 264 УК РФ и нарушения правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего,— ст. 12.24 КоАП РФ), размер материального ущерба (например, административно наказуемым по ст. 7.27 КоАП РФ признается мелкое хищение, совершенное на сумму до одного минимального размера оплаты труда, а уголовно наказуемым по ст. 158 УК РФ — свыше такого размера), а также иные обстоятельства. При любых условиях правоприменитель должен всесторонне и полно выяснять все обстоятельства, характеризующие состав правонарушения, для правильной квалификации деяния в соответствии с нормами либо Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо Уголовного кодекса РФ.

С учетом сказанного можно утверждать, что общественная опасность административного правонарушения не является его обязательным качеством. Административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут и не быть таковыми. Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества, и это выражается в их противоправности.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Признаки административного правонарушения образуют его юридический состав — единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Правонарушение есть явление реальной действительности. Состав правонарушения — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений, т.е. определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков правонарушений, а лишь отбирает существенные, отличительные черты и конструирует составы. Но состав административного правонарушения — понятие правовое. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом. Вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают. Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.

Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы:

  1. объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);
  2. объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);
  3. субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);
  4. субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Состав правонарушения представляет собой органичную систему, все его признаки важны, значимы и тесно связаны между собой. Так, для конкретного административного правонарушения (например, мелкого хищения — ст. 7.27 КоАП РФ) такие его признаки, как собственность, отчуждение имущества, психическое от-ношение лица к деянию в форме умысла, достижение 16-летнего возраста, сами по себе ничего противоправного не содержат. Однако когда они существуют в совокупности и объединяются законодателем в диспозиции правовой нормы в качестве перечня признаков правонарушения — это уже правовая модель административного правонарушения, его юридический состав.

Если в деянии отсутствует хотя бы один из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и самого состава, следовательно, оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона, на основе нормы права, закрепляющей данный состав.

Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. Б нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъект действий и его психическое отношение к деянию. По этой причине в составе административного правонарушения также присутствуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков, характеризующих и детализирующих его (например, для субъективной стороны — это психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям в форме вины, а также мотив и цель).

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В отличие от уголовного права, в котором существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений, составы административных правонарушений подразделяются только на основные (например, ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и квалифицированные (с отягчающими признаками — ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ) составы.

По особенностям конструкции различаются:

  • материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);
  • формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом:

  • казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ);
  • обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

Большое практическое значение имеет и такое деление составов административных правонарушений:

  • однозначные составы, в которых четко указывается единственный признак (например, ст. 12.8 КоАП РФ);
  • альтернативные составы, содержащие два или более вариантов признаков, вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением, т.е. административным правонарушением будет являться совершение одного, нескольких или даже всех из названных в норме действий (например, ст. 20.8 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Правильное определение всех элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а также способствует предупреждению административных правонарушений.

Кроме того, учение о составе административного правонарушения имеет большое значение: оно способствует выявлению наиболее существенных признаков административных правонарушений, разграничению их и установлению справедливых санкций; помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать соответствующие им меры воздействия; позволяет по-нять закон.

§ 2. Юридический состав административного правонарушения

Названные выше признаки (особенности) административного пра­вонарушения необходимо отличать от его юридического состава.

В законодательстве отсутствует понятие состава административно­го правонарушения, однако под составом правонарушения в администра­тивном праве, как и в других отраслях права, понимается совокупность таких элементов, как объект и объективная сторона, субъект и субъектив­ная сторона. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответст­венность исключается. Каждый элемент состава, в свою очередь, пред­ставляет собой систему присущих ему признаков.

Объект — это то, на что посягает правонарушение. В качестве объ­екта административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере государственного управления, урегулированные нормами административного и других отраслей права и охраняемые мерами административной ответственности. Такими объектами могут быть общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Конкретные объекты административных правонарушений предусмотрены соответ­ствующими статьями Особенной части КоАП. Например, ст. 158 пред­усматривает ответственность за мелкое хулиганство, т. е. нецензурную брань, приставание к гражданам и другие подобные действия, нару­шающие общественный порядок и спокойствие граждан. При посяга­тельстве на отношения, не регламентированные правом, речь может идти только об аморальном, безнравственном поведении, а не о про­тивоправном деянии.

Объективная сторона проступка заключается во внешних проявле­ниях деяния, запрещенного нормами права. Конкретные его признаки излагаются в соответствующей правовой норме. К ним относятся: спо­соб, характер, условия совершения (или несовершения) деяния; насту­пившие вредные последствия; причинная связь между деянием и по­следствиями; неоднократность и иные обстоятельства, характеризую­щие деяние. Например, ст. 76 КоАП устанавливает разные меры адми­нистративной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, в зависимости от последствий пожара. Однако большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как пра­вило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия данного нарушения или нет, — достаточно самого факта нарушения правил, установленных нормативными актами.

Субъектом проступка является лицо, его совершившее: граждане (в том числе иностранные); несовершеннолетние и их родители (заме­щающие их лица); должностные лица; военнослужащие и иные лица, отвечающие в соответствии с дисциплинарными уставами; юридичес­кие лица (организации).

Согласно КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к мо­менту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные, чем к взрослым, меры воздействия — меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних*. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих осно­ваниях, определены в ст. 14 КоАП. Родители и лица, их замещающие, несут ответственность не за правонарушения детей, а за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).

* Ведомости РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536; 1977. № 12. Ст. 259, 1985. № 40. Ст. 1398.

Что касается должностных лиц, работающих в государственных ор­ганах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за прямое нарушение общеобязательных правил, но и за некоторые правонарушения, считающиеся упущениями по службе. Сюда относятся административные правонарушения (проступки), связанные с несо­блюдением установленных правил в сфере охраны порядка управле­ния, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

В ст. 16 КоАП определен порядок привлечения к административ­ной ответственности военнослужащих, призванных на сборы военно­обязанных, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Эти категории государственных служащих несут ответ­ственность за административные правонарушения по дисциплинар­ным уставам. Но за нарушение правил режима Государственной грани­цы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Госу­дарственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду они несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, — штраф и лишение права управления транспортными средствами.

Административная ответственность юридических лиц регулируется не КоАП, а иными нормативными актами, которые будут рассматри­ваться в главе 9.

Ясно, что круг субъектов административного правонарушения может не совпадать с кругом субъектов административной ответствен­ности. Например, лицо, совершившее административное правонару­шение, но не достигшее к этому моменту 16-летнего возраста, не может быть привлечено к административной ответственности. К таким лицам применяются иные меры воздействия.

Следует также иметь в виду, что в правовой норме могут быть назва­ны специальные признаки субъекта, которые отражают особенности правового статуса граждан (водитель, военнослужащий и др.). Следо­вательно, к соответствующей ответственности может привлекаться только тот, кто имеет эти признаки.

Субъективная сторона состава административного правонаруше­ния — это вина, т. е. психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию и возможным его последствиям. Вина может проявляться в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление (ст. 11 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возмож­ность наступления вредных последствий своего действия или бездей­ствия, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить либо не пред­видело возможности наступления этих последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП).

В некоторых правовых нормах содержатся также указания на мотив и цель административного правонарушения, характеризующие субъек­тивную сторону его юридического состава.

В большинстве случаев формулировка административного право­нарушения предполагает, что оно совершается в форме умысла.

3.1. Понятие и признаки административного правонарушения

Меры административной ответственности (административные наказания) устанавливаются государством за совершенные административные правонарушения, поэтому принято считать, что административное правонарушение является основанием для административной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

От иных социальных явлений: преступления, дисциплинарного проступка и иных правонарушений административное правонарушение отличается рядом признаков:

1) общественной вредностью;

2) административной противоправностью;

4) административной наказуемостью.

Общественная вредность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является вредным для общества. Оно причиняет вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства. В литературе некоторые авторы называют признаком административного правонарушения не общественную вредность, а общественную опасность. В науке не сложилось единого мнения о характере данного признака. Действительно, одни правонарушения могут носить общественно опасный характер, например управление транспортным средством в состоянии опьянения или выезд на полосу, предназначенную для встречного движения; другие — общественно вредный, например непредставление налоговой декларации в установленный срок или нарушение законодательства о труде в виде невыплаты работникам заработной платы. В то же время, именно по признаку общественной опасности многие ученые отличают административное правонарушение от преступления: последнее представляет большую общественную опасность, чем административное правонарушение. Именно этот признак, закрепленный в ст. 14 УК РФ отграничивает преступления от административных правонарушений.

Признак общественной вредности определяет характер последствий, которые вызовет административное правонарушение (ст. 2.2 КоАП РФ). Административное правонарушение может причинить реальный или ожидаемый (возможный) физический, имущественный и моральный вред. Например, реальный имущественный вред причиняет мелкое хищение чужого имущества, а ожидаемый (возможный) физический и имущественный вред — нарушение правил хранения и применения (использования) сильнодействующих ядовитых и взрывчатых веществ.

Административная противоправность как признак административного правонарушения заключается в том, что данное деяние нарушает нормы права — конституционного, административного, земельного, экологического, налогового, таможенного и др., охраняемых мерами административной ответственности.

Границы административной противоправности и меры административной ответственности устанавливаются государством на основе оценки факторов и условий, создаваемых таким деянием.

Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.

Деяние физического лица считается виновным, если данное лицо осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (умышленная форма вины).

Деяние юридического лица также признается виновным, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (неосторожная форма вины).

Административная наказуемость как признак административного правонарушения состоит в том, что за совершение данного деяния устанавливается возможность применения и реально применяется административное наказание.

Перечисленные и раскрытые признаки административного правонарушения в совокупности позволяют правоохранительным органам (должностным лицам) обнаружить и отграничить административное правонарушение от иных вариантов антисоциального поведения физических и юридических лиц, сделать вывод о наличии события административного правонарушения, но не позволяют привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности. Необходимым условием привлечения лица к административной ответственности является наличие в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

Еще по теме:

  • Юрист в декрете Как я искала работу в декрете – обзор вакансий для мам в декретном отпуске Декретный отпуск во многом, конечно, замечательное время. Мама может проводить со своим ребенком, семьей массу времени, чего не позволяла себе долго. Но порой так устаешь от милых […]
  • Детский сад юрист педагогам Вся правда о домашних детских садах Виды образовательных учреждений. Как открыть домашний детский сад. Повышение уровня рождаемости в стране, о котором с гордостью говорят государственные служащие, это, безусловно, хорошо. То, чего так долго добивались в […]
  • Течет крыша из ондулина что делать Кровля из ондулина потекла. Кто виноват? На форуме « Дом и дача» человек просит помощи: «В своё время строители явно схалтурили и я теперь имею то, что на фото. В дождливую погоду в комнате на веранде начинает капать с потолка. В том месте, где на фото […]
  • Как не начислить премию работнику Начисление премии работнику в разных ситуациях Начисление премии работнику происходит в порядке, установленном каждым работодателем самостоятельно, и может зависеть от многих факторов, связанных как с основаниями для начисления, так и с алгоритмами расчета […]
  • Стандартный вычет на 2 детей 2018 Двойной вычет на детей по НДФЛ в 2018 году Последнее обновление 2018-05-29 в 21:10 Двойной налоговый вычет на ребёнка — это стандартный вычет на детей, установленный в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, который предоставляется единственному родителю в двойном […]
  • Выписать ребенка из квартиры деда Может ли дед выписать несовершеннолетних из квартиры? У собственника есть все права: выписать, продать квартиру. НО. Во-первых, согласно российского законодательства дети могут быть прописаны только по адресу прописки одного из родителей. Местом жительства […]