Права граждан конституция 1936

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Система прав и свобод граждан по Конституции СССР 1936 года Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Туманов Дмитрий Юрьевич

Дан анализ содержания Конституции СССР 1936 г. с точки зрения развития института прав и свобод советских граждан. Отмечено, что помимо расширения перечня прав и свобод в данной Конституции впервые правам и свободам граждан посвящалась отдельная глава, в которой нормы о правах и свободах можно сгруппировать по следующим категориям: социально-экономические , политические , личные.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Туманов Дмитрий Юрьевич,

THE SYSTEM OF RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS UNDER THE CONSTITUTION OF THE USSR 19361Branch of Kazan (Privolzhsky) Federal University in Naberezhnye Chelny

The given article is devoted to the analysis of the maintenance of the Constitution of the USSR 1936 from the point of view of development of institute of rights and freedoms of the Soviet citizens. It is noticed, that besides expansion of the list of rights and freedoms, for the first time, in the given Constitution the separate chapter was devoted to rights and freedoms of citizens, where the norms about rights and freedoms can be grouped in the following categories: social and economic, political and personal located in the specified sequence.

Текст научной работы на тему «Система прав и свобод граждан по Конституции СССР 1936 года»

СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ПО КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА

Ключевые слова: конституция, конституционное регулирование, Советское государство, социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан, система прав и свобод.

Дан анализ содержания Конституции СССР 1936 г. с точки зрения развития института прав и свобод советских граждан. Отмечено, что помимо расширения перечня прав и свобод в данной Конституции впервые правам и свободам граждан посвящалась отдельная глава, в которой нормы о правах и свободах можно сгруппировать по следующим категориям: социально-экономические, политические, личные.

D.Yu. TUMANOV THE SYSTEM OF RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS UNDER THE CONSTITUTION OF THE USSR 1936

Key words: the constitution, the constitutional regulation, the Soviet state, the social and economic, political, personal rights and freedoms of citizens, the system of rights and freedoms.

The given article is devoted to the analysis of the maintenance of the Constitution of the USSR 1936 from the point of view of development of institute of rights and freedoms of the Soviet citizens. It is noticed, that besides expansion of the list of rights and freedoms, for the first time, in the given Constitution the separate chapter was devoted to rights and freedoms of citizens, where the norms about rights and freedoms can be grouped in the following categories: social and economic, political and personal located in the specified sequence.

Конституция СССР 1936 г. (далее — Конституция) закрепляла итоги классовой борьбы и завоевания социализма, главными из которых были следующие: ликвидация частной собственности на землю и другие средства производства, эксплуататорских классов, безработицы; установление новых социалистических отношений в обществе и производстве; утверждение социалистического принципа труда и распределения по формулам: «Кто не работает, тот не ест», «От каждого — по способностям, каждому — по труду» и др. [3].

Институт прав и свобод в соответствии с Конституцией подвергся существенному обновлению. Основные новшества заключались в следующем:

Во-первых, регулирование прав и свобод теперь осуществлялось на уровне общесоюзной Конституции, до этого — на уровне конституций союзных республик.

Во-вторых, были сделаны важные шаги в уравнивании статуса граждан. Для определения обладателей прав и свобод гораздо более широко применялся термин граждане (а не трудящиеся), что было направлено на закрепление всеобщности прав и свобод. Кроме того, если первые советские конституции равноправие граждан связывали только с расовой и национальной принадлежностью, то в соответствии со ст. 135 Конституции, устанавливавшей всеобщность выборов депутатов, говорилось о равноправии вне зависимости от пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Данная статья толковалась не только применительно к праву участия в выборах, а более широко, что характеризовало общий правовой статус граждан. Вместе с тем содержание отдельных конституционных норм по-прежнему было адресовано прежде всего рабочим (см., например, ст. 119, 120 Конституции). Право на материальное обеспечение в старости не распространялось на колхозное крестьянство, лишенное паспортов и фактически прикрепленное к месту жительства.

Впервые в развитии конституционного законодательства Советского государства в Основном Законе страны правам и свободам (в совокупности с обязанностями) посвящалась специальная глава (Х): «Основные права и обязанности граждан».

Значительно расширяется перечень прав и свобод. Глава Х содержала в себе 16 статей, из которых правам и свободам граждан посвящено 12, при этом следует отметить, что нормами данной главы не исчерпывались все права граж-

дан. Так, вне пределов этой главы находись право на охрану личной собственности и ее наследования, обеспечение обвиняемому права на защиту. Немаловажным обстоятельством является закрепление в Конституции СССР системы гарантий прав и свобод граждан. В соответствии с нормами главы ХІ «Избирательная система» политические права советских граждан становились общедоступными.

Внутри группы конституционных норм, посвященных правам, свободам и обязанностям граждан, их последовательность также зависит от концепции государства в отношении статуса личности на определенном этапе развития, поэтому на первом месте в Конституции СССР 1936 г. расположены нормы, определяющие права и обязанности гражданина как участника осуществления экономической и социальной политики государства, т.е. социально-экономические права: в I главе встречаются нормы, закрепляющие труд в СССР как обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина (ст. 12); право личной собственности и ее наследования, при этом выделяется право личной собственности граждан на определенные объекты гражданских правоотношений: трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы личного потребления и удобства (ст. 10); а также право личной собственности членов колхозного двора на подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственные инвентарь согласно уставу сельскохозяйственной артели (ст. 7).

В советской литературе проводились различные варианты классификации конституционных прав и свобод советских граждан. Так, А.И. Лепешкин предлагал классификацию по нескольким критериям, в частности по однотипности конституционных норм [4. С. 489]; Л.Д. Воеводин — в зависимости от сферы интересов, области деятельности человека [2. С. 198], с его позицией в принципе соглашался В.А. Патюлин, отмечая, однако, условность данной классификации, поскольку выделяются категории не прав, а деятельность граждан [5. С. 67].

Но наиболее удачной и распространенной классификацией признается систематизация прав и свобод, исходя из критерия однородности материального содержания, или однородности объекта субъективного права, что сделано, например, И.Е. Фарбером в работе «Свобода и права человека в Советском государстве» именно применительно к Конституции СССР 1936 г., в которой выделено три категории прав и свобод:

На первом месте социально-экономические права, к которым относятся: право на труд (ст. 118), связанное с ним право на отдых (ст. 119), и на материальное обеспечение (ст. 120); равноправие женщины с мужчиной (ст. 122); право на образование (ст. 121); право личной собственности и ее наследования (ст. 10 и 7) [6. С. 82]. Затем политические права: а) избирательные права; б) права граждан на объединение; в) права на свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; г) национальное равноправие; д) право убежища [6. С. 110]. Третья категория: личные права, о которых говорится в ст. 111, 124, 127, 128 [6. С. 146].

Следует отметить, что политические права советских граждан закреплялись не только в главе Х, но и в других разделах Конституции. Например, ст. 2 устанавливает, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а ст. 3 Конституции определяет, что вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, что следует толковать как право трудящихся на участие в политической жизни страны либо непосредственно, в качестве депутата, либо через участие в выборах; ст. 142 фиксирует право в любое время отозвать избранного депутата по решению большинства избирателей в установленном законом порядке; и, конечно, избирательные права граждан. Кроме того, к данной категории следует отнести и право убежища иностранным подданным, преследуемым за защиту интересов трудящихся или национально-освободительную борьбу.

Из Конституции были изъяты крайние проявления классового подхода, характерные для первых советских конституций, что выражалось в закреплении принципа беспощадного подавления эксплуататоров, установлении социалистической организации общества, возможности лишения отдельных лиц и отдельных групп своих прав, а также победы социализма во всех странах. Устранялись ограничения прав и свобод по классовому признаку. Наряду с этим устанавливались и такие принципы, как народовластие, новая экономическая основа в виде социалистической системы хозяйства, провозглашались отмена частной собственности и уничтожение эксплуатации человека человеком.

Вместе с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что Конституция не ставила во главу угла наряду с другими завоеваниями социализма права и свободы граждан. Глава, посвященная основным правам и свободам граждан, расположена лишь на десятом месте, после глав о государственном устройстве, органах государственной власти и управления, бюджете, суде и прокуратуре, что наглядно иллюстрирует отношение Советского государства к гражданам. Думается, что подобный порядок конституционного закрепления правового статуса личности не является случайностью, он стал вполне закономерным итогом предыдущих этапов развития института прав и свобод, что сопровождалось многолетним идеологическим обоснованием в качестве высших ценностей не человека и гражданина с его правами и свободами, а государства и общества, которым и должны служить советские граждане, представлявшие к тому времени уже в достаточной степени однородную массу.

Глава о правах и свободах человека и гражданина не может рассматриваться как отдельно взятый институт, действующий изолированно от основных принципов конституционного регулирования. Глава в целом и ее статьи должны «работать» в единстве и взаимодействии с основами Конституции. Иной подход к построению Основного Закона страны просто недопустим, ибо в противном случае Конституция не в состоянии обеспечить личности свободу, снять барьеры на этом пути, что наглядно было продемонстрировано периодом сталинских репрессий, последовавших сразу же после принятия Конституции.

Забвение идеи свободы личности, попытки поставить превыше всего интересы государства, определенного класса, партии, стремление к показному единомыслию, искусственное отождествление интересов общества и личности служили теоретическим прикрытием диктаторских методов управления страной, необоснованных репрессий против миллионов людей, целых групп населения (сословных, этнических, религиозных и т.д.), вплоть до массового террора [1. С. 151].

1. Горбачев И.Г., Туманов Д.Ю. Республика Татарстан: становление конституционного законодательства в 1920-1930-е годы. Историко-правовое исследование. Казань: Изд-во Казан. унта, 2006. 176 с.

2. Государственное право СССР / под ред. С.С. Кравчук. М.: Юридическая литература, 1967. 551 с.

3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Утверждена Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. // Известия ЦИК Союза СССР и ВЦИК. 1936. № 283, 16 дек.

4. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. М.: Госюриздат, 1961. Т. 1. 559 с.

5. Право и коммунизм / под ред. Д.А. Керимова. М.: Юридическая литература, 1965. 208 с.

6. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов: Изд-во Са-рат. ун-та, 1974. 190 с.

ТУМАНОВ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, филиал Казанского федерального университета в г. Набережные Челны, Россия, Набережные Челны ([email protected]).

TUMANOV DMITRIY YUREVICH — candidate of juridical sciences, associate professor, head of Theory and History of State and Law Chair, Branch of Kazan (Privolzhsky) Federal University in Naberezhnye Chelny, Russia, Naberezhnye Chelny.

Права человека и гражданина / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

С установлением советской власти в России целые клас­сы и слои общества были лишены не только политических, но и неотъ­емлемых гражданских прав — права на жизнь, личную неприкосно­венность, собственность.

Декларация прав народов России, принятая Сове­том Народных Комиссаров (СНК) 2 ноября 1917 г., провозглашала следующие начала национальной политики в России:

равенство и суверенность народов России;

право народов на свободное самоопределение вплоть до отделе­ния и образования самостоятельных государств;

отмену всех национальных и религиозных привилегий и ограни­чений;

свободное развитие национальных меньшинств и этнографиче­ских групп.

На основании Декрета о земле, принятого Съездом Советов ра­бочих и солдатских депутатов 27 октября 1917 г., все граждане полу­чали право пользования землей, запрещался наемный труд, вводи­лось уравнительное землепользование. В то же время было ликвидировано право частной собственности на землю.

Конституция РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Сове­тов 10 июля 1918 г., содержала раздел о правах человека под назва­нием «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Эта декларация была принята ранее на III Всероссийском съезде Со­ветов. Однако в ней не содержалось даже элементарных прав, мини­мума гражданских (личных), политических, экономических, куль­турных прав человека. В нее вошли лишь запрет эксплуатации, право уравнительного землепользования, освобождение трудящихся масс из-под ига капитала, право трудящихся на участие в управлении. Но все это регламентировало в основном запрет и отказ от старого ре­жима. Позитив нового режима заключался в доступе к управлению, но это право было формальным, учитывая безграмотность, отсутст­вие политической культуры и культуры управления.

Избирательное право предоставлялось только трудящимся, ос­тальные были лишены этого права. К последним относились: част­ные торговцы, духовенство, служащие жандармерии, полиции, охранного отделения; те, кто использовал наемный труд с целью из­влечения прибыли; те, кто жил на «нетрудовые доходы». Однако и среди трудящихся избирательное право тоже не было равным. Так, городские Советы (один депутат от 25 тыс. избирателей) при выбо­рах на Всероссийский съезд Советов имели более высокую норму представительства, чем губернские Советы (один депутат от 125 тыс. избирателей).

В 1924 г. была принята новая конституция — Конституция СССР, в которой уже не содержалось Декларации прав, а из прав че­ловека в ней были провозглашены лишь национальная свобода, ра­венство, единое союзное гражданство. Наряду с этим в Конституции СССР 1924 г. отдельная глава была посвящена учреждению с целью борьбы с политической и экономической контрреволюцией, шпио­нажем и бандитизмом Объединенного государственного политиче­ского управления (ОГПУ), которое руководило репрессиями.

Впервые глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г. В теоретическом плане это было серьезным дости­жением советского права, а в практическом — формальностью, созданной исключительно в идеологических, пропагандистских це­лях доказать преимущество советского строя в условиях противо­стояния капиталистической и социалистической систем.

Среди прав, провозглашенных Конституцией СССР 1936 г., были следующие:

право на труд, которое ранее провозглашалось исключительно как трудовая повинность всего взрослого населения страны;

право на отдых: устанавливались ежегодные отпуска рабочим и служащим с сохранением заработной платы;

право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности;

право на образование: обязательным считалось начальное обра­зование, образование могло быть только бесплатным, в том числе среднее специальное и высшее;

равные права мужчины и женщины во всех областях хозяйствен­ной, государственной, культурной и общественно-политической жизни;

равноправие граждан СССР;

свобода совести, с этой целью церковь была отделена от государ­ства; также провозглашалась свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды;

свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций;

право объединения в общественные организации;

неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки;

всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голо­совании;

право убежища иностранным гражданам.

Среди обязанностей советского, гражданина в Конституции СССР 1936 г. были названы: соблюдение Конституции, исполнение законов, соблюдение дисциплины труда, уважение правил социали­стического общежития, укрепление общественной, социалистиче­ской собственности, всеобщая воинская обязанность.

В период «оттепели» постепенно начали формироваться отдель­ные элементы системы защиты прав и свобод человека и гражданина в СССР. В этот период в советском обществознании постепенно закреп­ляются понятия «права личности», «права граждан», снимается за­прет на исследование сути этих понятий.

В 1958 г. впервые в определении преступления появилась формули­ровка о посягательстве на личность и права граждан.

В соответствии с «Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 1958 г. исключались такие виды наказа­ний, как: объявление «врагом народа», удаление из страны, пораже­ние политических прав по суду. Также был отменен принцип объек­тивного вменения, по которому «наказание применялось без учета факта виновности (к лицам, признанным «социально опасными», и родственникам обвиняемого и т.п.)».

Впервые был официально провозглашен запрет пыток и действий, унижающих человеческое достоинство: «Наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Это было первым шагом на пути к обеспечению права наличную неприкосно­венность.

В то же время произошли глубокие изменения в области уголовно-процессуального права. Так, в «Основах уголовного судо­производства Союза ССР и союзных республик» от 25 декабря 1958 г. впервые в советском законодательстве была введена статья «Неприкосновенность личности» (ст. 6): «Никто не может быть под­вергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции про­курора». Здесь же официально закреплялось равенство граждан пе­ред законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебно­го разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту, др. «Защита получала право принимать участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, по делам несовершеннолетних — с момента предъявления обви­нения».

Положительные изменения в советском гражданском праве сопровождались принятием 8 декабря 1961 г. «Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик», в которых впервые в советском праве была официально закреплена защита гражданских прав) чести и достоинства:

гражданские права охраняются законом;

«защита гражданских прав осуществляется в установленном по­рядке судом, арбитражем или третейским судом путем: признания этих прав, восстановления положения, существовавшего до наруше­ния права, и пресечения действий, нарушающих право, . взыскания с лица, нарушившего право, причиненных убытков. »; а также това­рищескими судами, профсоюзными и другими общественными орга­низациями. Наряду с этим защита гражданских прав могла осущест­вляться в административном порядке.

Впервые в гражданском праве было закреплено право личной собственности на трудовые доходы, сбережения, жилой дом (или его часть), подсобное домашнее хозяйство, предметы домашне­го хозяйства и обихода, личного потребления и удобства.

Наряду с этим за гражданами СССР в Основах закреплялись ав­торские права, право наследования, права автора открытия, права патентообладателя, права автора рационализаторского предложения.

В 1976 г. СССР ратифицировал Международные пакты ООН 1966 г. о правах человека, однако без Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., который предоставлял гражданам государств — участников Пакта право обращения в международные органы по защите прав человека. Факт ратификации международных договоров ООН, имеющих обязательную юридическую силу, стал опре­деляющим при подготовке новой Конституции СССР 1977 г. Ее вто­рой раздел, включавший права и свободы граждан СССР, иностран­ных граждан и лиц без гражданства, был назван «Государство и лич­ность».

Конституция СССР 1977 г. стала первой и единственной за весь советский период конституцией, включавшей в отдельном разделе, посвященном правам, свободам и обязанностям граждан, стандарт­ный для развитых европейских стран комплекс гражданских, поли­тических, экономических, социальных и культурных прав.

Конституция СССР 1977 г. закрепляла за гражданами СССР сле­дующие права: равенство всех перед законом, равенство прав муж­чин и женщин, равенство прав граждан различных рас и националь­ностей. Глава 7 Конституции «Основные права, свободы и обязанно­сти граждан СССР» включала в себя: право на труд, право на выбор профессии, рода занятий и работы; право на отдых; право на охрану здоровья (это право было новым для советской конституции); право на материальное обеспечение в старости в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца; право на жилище; право на образование; право на пользование дос­тижениями культуры; свободу научного, технического и художест­венного творчества (это право также было новым для конституции); право на участие в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов, решений общегосударст­венного и местного значения; свободы слова, печати, собраний, ми­тингов, уличных шествий и демонстраций; право объединения в об­щественные организации; свободу совести, неприкосновенность личности; неприкосновенность жилища (новое для конституции -право); тайну переписки, телефонных переговоров. Наряду с госу­дарственной защитой прав и свобод граждан в Конституции СССР 1977 г. впервые за гражданами было закреплено право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество (ст. 57) и право обжаловать дейст­вия должностных лиц, государственных и общественных органов (ст. 57). Наряду с этим Конституция СССР 1977 г. предусматривала также такое новое право граждан СССР, как право «на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполне­нии ими служебных обязанностей». Конституция СССР 1977 г. впервые закрепляла за гражданами СССР право на участие во всена­родном обсуждении и референдуме.

Однако источником прав по-прежнему оставалось государство, а не сам гражданин, что обосно­вывалось неизменно преобладающей позитивистской трактовкой права в политической идеологии советского правительства.

Среди обязанностей граждан СССР, исполнение которых было неотделимо от осуществления ими прав и свобод, Конституция СССР 1977 г. провозглашала, в частности: добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, охрану социалистической собст­венности, воинскую обязанность, уважение правил социалистиче­ского общежития, уважение прав и законных интересов других лиц, заботу о детях, интернациональный долг и др.

В 1978 г. Верховным Советом РСФСР была утверждена Консти­туция РСФСР, а затем и другие республиканские Конституции, включившие большинство основных положений общесоюзной Кон­ституции.

Коренные перемены в общественном строе после 1985 г. в СССР и России, в особенности после событий августа 1991 г., распада СССР, не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 г. Она неоднократно и существенно менялась.

Поправки 1989— 1992 гг. в Конституцию придали ей новые чер­ты, в частности были провозглашены отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в по­литической системе, признаны идеологический плюрализм, концеп­ция разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе Россий­ской Федерации были исключены определения «советская», «социа­листическая». Страна стала называться Россией — Российской Феде­рацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответст­вии с теорией разделения властей проводилась реорганизация инсти­тутов государственной власти (были учреждены институт Президента РФ, Конституционный Суд РФ), расширились права местного само­управления, обновлялась избирательная система. В текст Конституции РСФСР была включена Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР, принятая 22 ноября 1991 г.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г. впервые провозглашалась приверженность российских зако­нодателей естественно-правовой доктрине прав человека, что выра­жалось в признании следующих важных положений:

права и свободы человека принадлежат ему от рождения (п. 1 ст. 1);

перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод че­ловека и гражданина (п. 1 ст. 2);

все равны перед законом и судом (п. 1 ст. 3);

каждый имеет право на жизнь; никто не может быть произволь­но лишен жизни; государство стремится к полной отмене смертной казни (ст. 7);

каждый вправе защищать свои права, свободы и законные инте­ресы всеми способами, не противоречащими закону (ст. 30).

В Декларации 1991 г. были закреплены следующие права и свободы человека и гражданина: 1) равенство всех перед законом и судом (п. 1 ст. 3); 2) право приобретения и прекращения гражданства в соответствии с законом РСФСР (п. 1 ст. 5); 3) право на жизнь (ст. 7); 4) право на свободу и личную неприкосновенность (п. 1 ст. 8); 5) право на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (п. ст. 9); 6) право на уважение и защиту чести и достоинства (п. 2 ст. 9); 7) право на жилище (п. I ст. 10); 8) неприкосновенность жилищ; (п. 1 ст. 11); 9) право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РСФСР (п. 1 ст. 12); 10) право на свободу мысли, слова, на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений (п. I ст. 13); 11) свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности (ст. 14); 12) право сво­бодно определять свою национальную принадлежность (п. 1 ст. 16); 13) право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит убеждениям гражданина РСФСР (ст. 15); 14) право на участие в управлении дела­ми общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 17); 15) равное право доступа к любым должно­стям в государственных органах в соответствии со своей профессио­нальной подготовкой и без какой-либо дискриминации (ст. 18); 16) право на проведение митингов, демонстраций мирно и без ору­жия (ст. 19); 17) право на объединение (ст. 20); 18) право личного и коллективного обращения в государственные органы и к должност­ным лицам (ст. 21); 19) право быть собственником (ст. 22); 20) право на труд (ст. 23); 21) право на отдых (ст. 24); 22) право на квалифици­рованную медицинскую помощь в государственной системе здраво­охранения (ст. 25); 23) право на социальное обеспечение (ст. 26); 24) право на образование (п. 1 ст. 27) и др.

В соответствии со ст. 40 Декларации парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина возлагался на Парламентского уполномоченного по правам человека. Так, впервые в 1991 г. было официально заявлено о необходимости создания ин­ститута внесудебного контроля защиты прав человека. В Декларации отмечалось, что общепризнанные международные нормы, относя­щиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР (п. 2 ст. 1).

Наряду с этим в 1991 г. было признано право советских граждан на обращение в международные организации по защите прав челове­ка в случае нарушения их прав, а именно Верховным Советом СССР был ратифицирован Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.

Основные права и обязанности граждан по Конституции СССР 1936 г.

Конституция СССР 1936 г., принятая Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря, была самая демократическая конституция в истории нашей страны.

В целом в ней закрепился общий принцип равноправия граждан Советского Союза лишь по двум социальным показателям, которые не вызывали никаких политических сомнений: расы и, как это ни странно, национальности. Дискриминация по признаку расы не была актуальна в Советском Союзе. Более того, равенство всех рас было пролетарским принципом, который поддерживался советским государством как интернациональный принцип.

Государственный Комитет по статистике не вел статистику по данному социальному показателю. И поэтому не представляется возможным обсуждать умозрительно реализацию этого принципа применительно к такой социальной характеристике как раса. Иная оценка может быть дана провозглашению и соблюдению принципа равенства по национальному признаку.

Признак равенства по признаку национальности изначально отрицался самой сталинской политикой. После принятия Конституции 1936 г. (как, впрочем, и до этого) этот принцип отрицался повседневностью. Переселение народов, острый «еврейский вопрос» в измерении сталинской политики — все это отрицало идею равноправия граждан СССР по признаку национальности.

Возникает вопрос: почему понимание равноправия было столь ограниченным — лишь по признаку расы и национальной принадлежности? Объясняется это тем, что пролетарская идеология, ставшая затем фундаментом советской идеологии, не признавала равенства по признаку происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам. Исаев, И.А. История государства и права России. — М.: Юристъ, 1998. — 139 с

Принцип равенства по признаку принадлежности к той или иной религии, вероисповеданию не отрицался, но и не был декларирован в Конституции 1936 г. Статья 124 Конституции закрепляла положение об отделении церкви от государства, и этим закреплялось отделение верующих от неверующих. Соблюдение в отношении их политики равенства не допускалось. Права предоставлялись тем гражданам, которые исповедовали государственную идеологию, а не религию. Независимо от пола религиозная принадлежность была основанием ущербности граждан, относя их к разряду неблагонадежных.

Происхождение и принцип равенства в советском государстве не сочетались принципиально, поскольку в соответствии со ст. 1 Конституции Союз Советских Социалистических Республик был «социалистическим государством рабочих и крестьян». Это была принципиальная установка государства и партии, которая была партией рабочих и крестьян. Происхождение не из рабочих и крестьян изначально исключало гражданина из сферы действия принципа равенства, будь то мужчина или женщина.

Имущественное положение как социальная характеристика было основанием для отнесения граждан к классу, к социальной группе. Но в силу того, что имущие классы были уничтожены, вопрос об имущественном положении не стоял. Равенство было возможно лишь между рабочими и крестьянами, включая имущественное равенство.

Эта цепь исключений может быть продолжена, но логика исключений одна: равенство было нарушено идеей изъятия прав, если это было соединено с идеологическими представлениями. Равенство, как мужчин, так и женщин в обществе подвергалось бесконечным ограничениям. Долуцкий, И.И. Отечественная история ХХ века. — М. 1994. — 400 с

Принцип равенства не может иметь исключений. Он «соединен» с Гражданином, который равен в правах другому Гражданину, будь то мужчина или женщина. Он абсолютен, этот принцип.

Изъятия касались и принципа равенства по признаку пола. За рамками упомянутых выше исключений равенство вычиталось еще раз.

Статья 122 Конституции СССР закрепила, что «женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной». Это конституционное положение выравнивало статус одного пола по статусу другого — мужского. Вряд ли есть основание говорить о гендерной идее равенства двух полов, поскольку стандарты, заложенные в Конституции были однобокими — мужскими. Это не стандарт в современном понимании, в основе которого лежит идея уважения прав человека независимо от пола, будь то мужчина или женщина. Но это был важный шаг в понимании того, что женщина должна быть равной с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни хотя и в условиях ограниченной свободы, границы которой определялись государством.

Это проявилось еще в двух статьях Конституции, где содержались специальные нормативные положения относительно равенства граждан при реализации основного политического права — избирать и быть избранным.

Статья 135 закрепила, что выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от пола имеют право участвовать в выборах. История государства и права СССР, ч. 2. /Под ред. И. О. Чистякова и Ю. С. Кукушкина. — М. 1971. — 201 с.

Депутатом также мог стать любой гражданин — независимо от принадлежности к полу.

Статья 137 закрепила, что «женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами».

Конституционное закрепление равенства, а именно право избирать и быть избранным было обеспечено в течение длительного времени специальными политическими установлениями Коммунистической партии СССР. Демократия по социалистически включала в себя, как необходимый элемент, представительство женщин во всех структурах власти.

33% женщин — среди членов Верховного Совета СССР и аналогично в Верховных Советах республик СССР, и до 50% женщин было представлено во всех структурах власти низового звена — Советах народных депутатов. Женщины, в соответствии с идеологическими и политическими установками Коммунистической партии, должны были олицетворять победу идеологии Советского государства и Коммунистической партии. Женщина-труженица, впрочем, как и мужчина- трудящийся, должны были олицетворять силу государства рабочих и крестьян. История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. под ред. Чибиряев, С. А.. — М. 1998. — 361 с.

Эти «нормативы» не были квотой, которую установило государство. Это было идеологической установкой партии, в соответствии с которой представительство мужчин и женщин олицетворяло победу социалистической демократии. Реально за этим стояла система руководящих органов ЦК Коммунистической партии, которая работала на демонстрацию успехов политики в отношении женщин.

Такая политика не имела под собой прочных оснований, поскольку общество не адаптировало идеологию и культуру равенства по признаку пола. Эта идеология «спускалась» сверху и, следовательно, не была по-настоящему встроена в реальные общественные отношения. Но иллюзия достижения равенства должна была отражать «успехи» социализма, и она это отражала.

На основании принадлежности к полу равенство было скорректировано в сторону пролетарских, социалистических ролей трудящихся — мужчины и женщины. Лозунг «Кто не работает, тот не ест» по-прежнему оставался общепризнанным, хотя и имел изъятия. И изъятия были сделаны по признаку принадлежности к полу.

Во-первых, право на труд было объявлено обязанностью в государстве трудящихся (ст. 12 Конституции). Одновременно эта обязанность гражданина трудиться была декларирована как право. Статья 118 Конституции СССР закрепила, что «граждане СССР имеют право на труд, т.е. право на получение гарантированной работы» (право обеспечивалось отсутствием безработицы).

Но это право было наполнено по-пролетарски, по-советски идеологическим содержанием. В соответствии с уголовным, административным законодательством преследовались лица, уклоняющиеся от исполнения трудовой обязанности. Эти нормативы имели юридически направленную силу: они касались по преимуществу мужского населения. Они действовали вплоть до начала перестройки. Тот, кто не работал, объявлялся тунеядцем.

Женщина же, в соответствии с представлением советского государства, была не только труженицей, но и матерью. И роль матери безусловно давала ей основание быть освобожденной от обязанности трудиться на производстве при предоставлении ей права быть равной с мужчиной. Право на труд не было жестко связано с обязанностью трудиться лишь для женщины. Она могла иметь лишь статус матери. Роль отца от обязанности трудиться не освобождала.

Гендерно-определенная роль мужчины в период всех лет советской власти состояла в одном: быть тружеником, работником. Роль отца не была предусмотрена идеологией равенства. И государство обеспечивало мужчину работой, которая была не правом, а обязанностью здорового мужчины.

Статус отцовства в Конституции 1936 г. не был предусмотрен. Часть 11 ст. 122 Конституции СССР провозглашала государственную охрану интересов матери и ребенка, государственную помощь многодетным и одиноким матерям, предоставление женщине отпуска по беременности с сохранением содержания, создание широкой сети родильных домов, детский яслей и садов.

Эта конституционная норма означала воспроизведение традиционно патриархатных представлений общества в отношении женщин и их ролей в обществе. Несмотря на то, что равенство для полов было гарантировано во всех областях, отцовство, статус отца, на уровне конституционного законодательства не был закреплен. Говорить о равенстве двух субъектов семейных отношений, отца и матери, по Конституции 1936 г. нет оснований.

В 30-е годы принцип отстаивания прав женщин в отношении своих детей был практически неоспорим. Это корни староукладного семейного быта, где жена — мать, а отец — работник. И эта модель была воспроизведена в норме Конституции. Мужчина не имел прав на государственную охрану интересов отцовства и государственную помощь многодетным и одиноким отцам. Отцовство не было включено как стандарт равноправия в сферу государственной протекции, покровительства. Эта гендерно-асимметричная норма (ст. 122) отразила идею неравного статуса матери и отца в обществе.

За годы советской власти государство подорвало экономическую роль мужчины как главы семьи. Эта роль была уничтожена социалистической оплатой труда. Государство и коммунистическая партия взяли на себя патриархатную роль в отношении семьи, закрепив экономическую зависимость всех членов семьи как основы общества от работодателя-государства.

Если женщина имела право выбора: быть матерью или труженицей, или совмещать две роли, то у мужчины такого выбора не было. Он обязан был трудиться. Но в своей единственной роли-статусе он был поставлен в однолинейную экономическую зависимость от государства. И он был обязан только государству своим «благополучием» (впрочем, как и женщина). Он был привязан к государству патриархатному и, в дополнение, тоталитарному по своей структуре.

Это подорвало идею, которая была традиционна для русской (дореволюционной), в принципе патриархатной семьи: глава семьи — мужчина-кормилец. Это мог быть отец, муж, брат — все лица мужского пола. Советская экономика не способна была дать мужчине, который раньше традиционно считался главой семейства, достаточного материального обеспечения для содержания семьи. Невольно социалистическое государство, социалистическая экономика сделала роль главы семьи экономически несостоятельной. Это одна из причин изменения характера семейных отношений в 20-е, 30-е и последующие годы. Скурко, Е.В. История отечественного государства и права. Учебное пособие., ч. II. — М.: Юридический колледж МГУ, 1996. — 68 с.

Согласно статье 119 граждане СССР имеют право на отдых. Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и служащих восьмичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до семи и шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

В старости граждане СССР имеют право на материальное обеспечение, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви (ст. 124). Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами. Долуцкий, И.И. Отечественная история ХХ века. — М. 1994. — 410 с.

В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

а) свобода слова;

б) свобода печати;

в) свобода собраний и митингов;

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

Согласно статье 127 гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.

Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную обязанность граждан СССР. Статья 133 гласит: защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

Еще по теме:

  • Судебное разбирательство дела в сокращенном порядке производится Судебное разбирательство дела в сокращенном порядке производится ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОКРАЩЁННОГО ПОРЯДКА Место учебы: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Республика Беларусь). Научный руководитель: Зорин Роман Георгиевич, доцент […]
  • Соотношение понятий контроль и надзор в предпринимательском праве О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Маслов Кирилл Владиславович Проводится анализ […]
  • Судебная практика по ст 322 ук рф Проблемы применения нормы, устанавливающей ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, […]
  • Удочерение ребенки Unity development overview In this article The fastest path to building a mixed reality app is with Unity. We recommend you take the time to explore the Unity tutorials. If you need assets, Unity has a comprehensive Asset Store. Once you have built up a […]
  • Воинская часть в федотова О работе военного врача П. И. Федотова при ликвидации вспышки малярии в воинской части действующей армии Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение» Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — […]
  • Заявление на получение шенгенской визы бесплатная анкета бланк Анкета на визу во Францию Полная инструкция, образец заполнения анкеты на визу во францию, как верно заполнить собственную анкету на визу во Францию 2018 с возможностью получения визы смотрите ниже по пунктам. Начинаем заполнять анкету на шенгенскую визу. […]