Права потребителя и их защита урок технологии в 8 классе

17.06.2019 Выкл. Автор admin

Азбука потребителя

Цель: просветить учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей.

  1. Научить школьников находить и анализировать информацию, предназначенную для потребителей.
  2. Объяснить основные экономические и юридические понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению.
  3. Научить грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях.
  4. Дать представление о способах воздействия бизнеса на потребителей. Критически оценивать рекламную информацию.
  5. Воспитывать у учащихся организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав.
  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • диск с демонстрационными материалами;
  • раздаточный материал.

Использованные источники и литература:

  1. Азбука потребителя: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся. / В.Д.Симоненко, Т.А.Степанченко. 2-е изд. -М.: Вита-Пресс, 2006. 64с.: ил.
  2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». -М.: Изд-во ОМЕГА-Л., 2006. 48с.
  3. Защита прав потребителя: практическое руководство с образцами заявлений/ Д.А.Щирский. -М.: Эксмо, 2007. 192с.
  4. Правила торговли. /Е.С.Урумова. -М.: Эксмо, 2008. 112с.

Субъективационно-мотивационный этап. Изучение нового материала.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Сегодня мы посвятим наш урок очень интересной и актуальной для всех теме.

Население нашей планеты составляет свыше 7 млрд. человек. И каждый человек строго индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер, профессия, социальное положение отличают нас друг от друга. Но есть моменты, которые объединяют нас. Например, . . А что это может быть?

— То, что все мы потребители. Кто же такой потребитель? Какие он имеет права? Это вы узнаете на нашем уроке. Также мы с вами постараемся получить практические навыки пользования правами потребителя.

Кто же такой потребитель? (Человек покупающий что-либо в магазине, на рынке и т.д.) (Приложение 1. Слайд № 2)

Вывод. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из этого следует, что организации не являются потребителями. Попробуйте это объяснить? (Интересы фирм и организаций защищают квалифицированные юристы, а граждане- потребители могут рассчитывать только на себя.)

Как вы думаете, существует ли документ, на основании которого потребитель мог бы защищать свои права? (Законы РФ.)

— Верно. Действует Закон РФ «О защите прав потребителей», который является гарантом наших прав. Именно его статьи защитят от недобросовестных продавцов и производителей.

— Есть ли у потребителей какой-либо документ, удостоверяющий его статус? (Это кассовые чеки.)

Основные документы, которые вам пригодятся при отстаивании своих прав, – это товарный или кассовый чек, договор.

История потребительского движения насчитывает не один десяток лет. Человечеством накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Разработаны и приняты законы, гарантирующие права потребителей, созданы специальные организации, занимающиеся защитой этих прав. И сейчас трудно поверить, что ещё XIX веке о правах потребителей даже не задумывались.

Прообразом современных организаций выступающих в защиту прав потребителей, была независимая Лига потребителей, созданная 1891 г. В Нью-Йорке.

(Приложение 1. Слайд № 3)

1954 г. – Нидерландский союз потребителей.

15 марта 1962 г. Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал последовательный ряд прав потребителей:

  • право на безопасность;
  • право на информацию;
  • право на выбор;
  • право быть выслушанным.

Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН №39/248 от 9 апреля 1985 г.– где были закреплены уже 8 прав потребителей. Практически все эти права нашли свое отражение в действующем российском законодательстве о защите прав потребителей, который принят 7 февраля 1992 года и он постоянно совершенствуется (Приложение 1. Слайды 4-12):

  • на просвещение в области защиты своих прав (ст.3);
  • на надлежащее качество товаров (ст.4);
  • на безопасность товара (ст.7);
  • на информацию (ст. 8-10);
  • на возмещение морального вреда (ст.15);
  • на судебную защиту (ст.17);
  • на государственную, общественную защиту (ст. 40-46).

Согласно ст. 18, потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены в договоре с продавцом, вправе по своему выбору потребовать (Приложение 1. Слайды 10-11):

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление средствами потребителя либо третьего лица;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замену на товар аналогичной марки (модели);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжения договора и возмещения понесенных убытков.

Недостатки бывают: явные (могут быть обнаружены при визуальном осмотре), скрытые (выявляются при эксплуатации товара), существенные.

Как же определить какой недостаток является существенным (слайд). Существенный недостаток товара (услуги, работы) – неустранимый недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Но здесь существует одна важная оговорка: потребитель может предъявить только одно из перечисленных в 18 ст. требований, продавец не вправе навязывать свое мнение.

— Часто возникают ситуации, когда уже после совершения покупки потребитель понимает, что товар не удовлетворяет его потребности в полной мере. Например, мебель не подходит под интерьер комнаты или диван не помещается на отведенном ему пространстве. В этом случае согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на обмен товара надлежащего качества. Однако следует помнить, что (Приложение 1. Слайды 14-15):

  • обмену подлежат только непродовольственные товары надлежащего качества;
  • потребитель может обменять товар только на аналогичный приобретённому, но другой расцветки, фасона, формы, габаритов;
  • потребитель имеет право обменять товар лишь в течение 14 дней, не считая дня его покупки;
  • обмену подлежат только те товары, которые не были в употреблении, не потеряли свой товарный вид и потребительские свойства, а также при условии, что сохранены пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром;
  • просьба об обмене товара может быть направлена только продавцу, у которого был приобретен товар.

Но не все товары надлежащего качества подлежат обмену. Перечень таких товаров утвержден Правительством РФ (Приложение 1. Слайды 16-18).

На технически сложные товары и товары, предназначенные для длительного пользования, устанавливается срок службы (Приложение 1. Слайд 19) товара. Он определяет период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. При выявлении существенного недостатка в течение срока службы потребитель вправе потребовать безвозмездно устранить недостаток.

Срок годности (Приложение 1. Слайд 20) – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Если именно такой товар был приобретен потребителем, то он должен быть заменен продавцом на аналогичный, на который не истек срок годности, или покупателю должна быть возвращена стоимость товара. Если такой товар был употреблен и вследствие этого был причинен вред его здоровью или имуществу, то продавец должен нести ответственность в соответствии с законом (заплатить за лечение и за моральный вред).

Гарантийный срок (Приложение 1. Слайды 21-22) – определяет период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе, услуге) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст.18 Закона РФ « О защите прав потребителей».

Существует перечень технически сложных товаров. В отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков (Приложение 1. Слайды 23-24). Продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем. В отношении товаров длительного пользования продавец обязан при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю аналогичный товар, если нет возможности предоставить требуемый товар в течение 7 дней, обеспечить доставку за свой счет. Но существует перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (Приложение 1. Слайды 25-26).

Закрепление.

Итак, покупая товар. Не забывайте о том, что, прежде всего, он должен быть качественным.

Возможны ситуации, когда качественный товар в результате эксплуатации теряет свои потребительские качества. Конечно, возможен производственный брак, но, как правило, в такой ситуации дело в невнимательности или лени потребителя. Ведь на ярлыках одежды указаны правила стирки и сушки, а в инструкции правила эксплуатации.

Тщательно изучайте все символы на этикетках и ярлыках, внимательно читайте инструкцию и не стесняйтесь задавать вопросы продавцу. Сейчас мы с вами проведем маленький конкурс, с целью проверить, как хорошо вы разбираетесь в мире символов и знаков, законов.

(Ребята разбиваются на 4 команды.)

1 задание: «Прочитай символ» (Приложение 2).
2 задание: «Разреши ситуацию».
3 задание: «Выполни тесты».
4 задание: «Решите кроссворд» (Приложение 3).

Выводы, подведение итогов.

«Свои способности человек может узнать, только шлифуя их» (Сенека).

Трудно не согласиться с автором эпиграфа, если предложенные ситуации вы апробировали на практике. Мы не подводим окончательные итоги и не спешим ставить точку. Советую вам углубить свои знания и поупражняться дальше в своих умениях, ведь недаром говорят: «Ученье – путь к уменью».

Помните, грамотный потребитель это-тот, кто (Приложение 1. Слайд № 27):

  • всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы;
  • разумно распоряжается имеющимися средствами;
  • всегда читает инструкцию и следует ей;
  • сохраняет товарные, кассовые чеки, гарантийные талоны и квитанции;
  • предъявляет только обоснованные претензии и доводит начатое дело до конца.

И главное, грамотным потребителем может считать себя лишь тот, кто знает свои права и не боится применять их на практике. Если все вышеперечисленные качества вы обнаружили у себя, значит, вы можете с гордостью носить статус грамотного потребителя.

Домашнее задание.

Принести образцы инструкций, символов на этикетках одежды и обуви. Выучить определения, изучить Закон РФ «О защите прав потребителя».

— Что вам понравилось на уроке? Что нового и полезного вы на нем узнали?

Тема урока: «Права потребителя». 7-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием – потребитель, узнать права потребителя и способы их защиты;
  • учить моделировать ситуации и находить выход из них, используя знания законов;
  • учить работать с текстом законов;
  • продолжить развитие умения работать в группе.
  • План занятия:

    1. Кто такой потребитель?
    2. Права потребителя и их защита.
    3. Моделирование ситуации, решение казусов.

    Разыгрывается ситуация (2 учащихся)

    • Катя, здравствуй! Откуда ты?
    • На рынок ходила специально туфельки к лету купить.
    • Ну и как успехи?
    • Обуви на рынке очень много. Долго искала что-нибудь подходящее, но все-таки выбрала. Получилось удачно – недорогие и красивые.
    • Покажи, пожалуйста.
    • Ой, что же это такое?
    • А туфли разные: одна с блеском, а другая просто черная.
    • Что же мне делать?

    — Сегодня, ребята, мы должны узнать, что же делать Кате? Куда обращаться в подобных случаях?

    Объявляется тема и цели занятия.

    1.

  • Все мы когда-либо делали покупки, ездили в транспорте, но не задумывались, что в обоих случаях мы имели определенные права, данные нам законом. Мы выступали в роли потребителей. Кто такой потребитель?
  • (Ответы ребят). Это гражданин, который приобретает или собирается приобрести товары и услуги и пользуется ими для личных нужд.
  • -Давайте вспомним до мелких подробностей, как вы провели вчерашний день. Если вы выступали в роли потребителя, отмечайте этот факт.
  • (Ребята рассказывают.)
  • Во всех этих случаях вы были потребителями.
  • К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Вот почему необходимо знать основы потребительского законодательства. В России потребителям помогают Гражданский кодекс, закон “О защите прав потребителей”, закон “О рекламе” и т. д.
  • 15 марта считается Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962 году президент США Дж. Кеннеди провозгласил 4 основных права потребителей:

    1. право на безопасность

    2. право на информацию

    3. право на выбор

    4. право быть выслушанным

    Позднее ООН расширила эти права:

    5. право на просвещение

    6. право на компенсацию причиненного вреда.

    В России этот день был введен 15 марта 1992 года.

    Другой стороной во взаимоотношениях с потребителем выступают: изготовитель, исполнитель, продавец (объяснить понятия). Они имеют право на рекламу своего товара.

    Выставка рекламных плакатов, которые учащиеся приготовили дома. (1 плакат от группы).

    — Внимание, вопрос. Какая информация должна быть на рекламном плакате, щите, ярлыке?

    (Ребята дают ответы, учитель дополняет по необходимости)

    Информация об исполнителе (изготовителе): наименование, адрес, режим работы, срок действия и номер лицензии; информация о товаре: вес, объем, калорийность, цена, срок годности, место изготовления, цена, правила использования, гарантийный срок, срок службы.

    — Какое право потребителя реализуется в рекламе? (На информацию)

    — А сейчас каждая группа получит задание.

    I группа – Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по размеру.

    II группа — Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по цвету.

    III группа — Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар через месяц вышел из строя.

    IV группа – Вы – соседи Кати. Помогите ей решить проблему с покупкой некачественных туфель.

    V группа – Вы – юристы. К вам обратилась Катя с просьбой, что делать с туфлями? Как поступить в случае покупки некачественного товара? Используйте закон “О защите прав потребителей” ст. 19 п.1,2; ст. 44,45.

    Учащиеся I–IV групп озвучивают ситуации и высказывают свое мнение, что делать в таких случаях. Затем выступают ребята “юристы”. Учитель дополняет.

    — В случаях, если товар не подошел потребитель имеет право вернуть его в течение 14 дней со дня покупки, обменять его на аналогичный или другой с перерасчетом денег (если товар не использовался, и сохранились все документы).

    Если товар некачественный – в течение гарантийного срока — срока, когда изготовитель (исполнитель) берет на себя обязанности исправить недостатки товара потребитель может требовать:

    • бесплатный ремонт,
    • обмен товара на новый такой же,
    • обмен товара на другой товар,
    • возврат денег,
    • снижение покупной цены.

    Можно обратиться к продавцу. Он должен:

    • выплатить деньги в течение 10 дней,
    • направить товар на экспертизу

    В некоторых случаях нужны показания свидетелей о том, что товар куплен у этого продавца.

    – Какой важный документ должен иметь потребитель? (Чек. Гарантийный талон)

    – А если товар покупается на рынке? (Товарный чек)

    Если продавец не выполняет законные требования потребителя, можно обратиться в Отдел защиты прав потребителя (адрес, Ф.И. О. специалистов, работающих там).

    По информации работников отдела больше всего претензий на качество товара и сроки реализации. 45% жалоб на рыночную торговлю обувью, швейными изделиями, часами.

    — Где лучше покупать товары длительного пользования, бытовую технику? (Ответы)

    — А лучше всего, если сам покупатель будет очень внимателен при выборе товара, будет знать свои права как потребителя.

    – Сейчас каждая группа составит правила, которые нужно знать при покупке товара в магазине или на рынке. (Слушаем ответы, записываем на доске, при необходимости дополняем).

    Примерная памятка потребителя:

  • Соблюдайте правила самозащиты и это позволит избежать неприятностей.
  • Относитесь внимательно к выбору продавца.
  • Покупайте дорогостоящие вещи только в магазине.
  • Следите за информацией, которую вам предоставит продавец.
  • При покупке обязательно возьмите чек.
  • Проверьте правильность оформления технического паспорта, наличие печати и подписи продавца.
  • Обязательно сохраните чеки, ведь это единственное доказательство, что вы совершили покупку в данном магазине.
  • Если возникли неприятности, обращайтесь в отдел по защите прав потребителей.

    Презентация по технологии «Права потребителя»

    Описание разработки

    Цель урока:

    — формирование знаний о сертификации

    — умение расшифровывать маркировку товара

    — определение способов защиты прав потребителя

    Задачи:

    — закрепление знаний основных понятий по сертификации, торговым знакам.

    — применение полученных знаний на практике.

    Информация о товарах – это совокупность сведений, которые позволяют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употребления.

    Сертификат – документ, удостоверяющий качество товара

    Сертификация – это деятельность по обнаружению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

    Социально-экономические задачи сертификации:

    Помощь потребителям в выборе продукции

    Контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества населения

    Улучшение деятельности предприятий на товарном рынке внутри страны

    Участие предприятий в международном сотрудничестве и торговле

    Содействие экспорту и повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

    Содержимое разработки

    Тема урока ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

    — формирование знаний о сертификации

    — умение расшифровывать маркировку товара

    — определение способов защиты прав потребителя

    — закрепление знаний основных понятий по сертификации, торговым знакам.

    — применение полученных знаний на практике

    • Информация о товарах – это совокупность сведений , которые позволяют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употребления.

    Источники информации о товарах или услугах ?

    Источники информации о товарах или услугах ?

    • средства массовой информации
    • выставки товаров или услуг
    • наружная реклама
    • символы на этикетках, вкладышах, упаковках
    • устное и письменное общение между людьми

    Сертификат – документ, удостоверяющий качество товара

    Сертификация – это деятельность по обнаружению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям

    • гигиенический
    • Сертификат соответствия

    Социально-экономические задачи сертификации:

    • Помощь потребителям в выборе продукции
    • Контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества населения
    • Улучшение деятельности предприятий на товарном рынке внутри страны
    • Участие предприятий в международном сотрудничестве и торговле
    • Содействие экспорту и повышению конкурентоспособности отечественной продукции

    Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, рекламные материалы и инструкции для пользователя.

    МАРКИРОВКА – это комплекс обозначений . Состоящий из текста. Отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых на изделие, упаковку, ярлык или этикетку и позволяющих определить изготовителя продукции, условия и сроки её хранения.

    Знаки подтверждения соответствия

    Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» ( статья 22) Знаки соответствия

    • Приобязательномподтверждении соответствия
    • Придобровольномподтверждении соответствия

    Знаки соответствия стран СНГ

    Знаки соответствия зарубежных стран

    Знаки соответствия на компьютерных мониторах

    План-конспект урока по технологии (8 класс) на тему:
    Урок: «Права потребителя и их защита»

    Тема: ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА

    Цель: формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.

    Задачи:

    1. Образовательная: познакомить учащихся с основными правами потребителей; показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов.

    2. Развивающая: продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (анализ правовых документов), навыков поиска решения конфликта законным образом.

    3. Воспитательная: формирование правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях; воспитание толерантного отношения друг к другу; владение грамотными способами защиты прав потребителей.

    4. Социальная: отработка навыков практического применения знаний законодательства по защите прав потребителей.

    Предметные компетенции, формируемые на уроке:

    коммуникативные

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

    Словарь урока: определения «потребитель», «продавец», «недостаток товара», «материальный ущерб», «моральный вред», «гарантийный срок», «срок годности», «срок службы товара».

    Оборудование: Закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения).

    План урока:

    1. Сказка. Вступительное слово учителя (постановка цели).

    2. Изучение нового материала:

    — Беседа с учениками;

    — Работа с документом, объяснение нового материала;

    — Решение практических задач;

    3. Закрепление изученного материала.

    5. Подведение итогов урока;

    6. Домашнее задание.

    Предварительный просмотр:

    Тема: ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА

    Цель: формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.

    1. Образовательная: познакомить учащихся с основными правами потребителей; показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов.

    2. Развивающая: продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (анализ правовых документов), навыков поиска решения конфликта законным образом.

    3. Воспитательная: формирование правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях; воспитание толерантного отношения друг к другу; владение грамотными способами защиты прав потребителей.

    4. Социальная: отработка навыков практического применения знаний законодательства по защите прав потребителей.

    Предметные компетенции, формируемые на уроке:

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

    Словарь урока: определения «потребитель», «продавец», «недостаток товара», «материальный ущерб», «моральный вред», «гарантийный срок», «срок годности», «срок службы товара».

    Оборудование: Закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения).

    1. Сказка. (3 мин) Вступительное слово учителя (постановка цели) (2 мин)

    2. Изучение нового материала:

    — Беседа с учениками; (5 мин)

    — Работа с документом, объяснение нового материала; (14 мин)

    — Решение практических задач; (10 мин)

    3. Закрепление изученного материала.

    — Блиц- опрос; (2 мин)

    4. Рефлексия. (2 мин)

    5. Подведение итогов урока; (1 мин.)

    6. Домашнее задание. (1 мин)

    Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

    Яга на лавочке сидела,

    Яга на улицу глядела,

    То пела, то молчала,

    То головой качала.

    Дело было вечером,

    Делать было нечего.

    Леший в гости к ней пришел,

    Леший разговор завел:

    Ой, беда у нас, Карга!

    Разорились мы дотла.

    Пенсию не получаем,

    И в кармане пустота.

    Нужно что-то предпринять.

    Во! Предпринимателями стать!

    Леший: Кем? Неприличными словами попрошу не щеголять!

    Вот уж неуч, вот беда!

    Слушай, Леший, ты сюда.

    Дело мы с тобой откроем:

    Ты – помощник, я – глава.

    Что за дело? Не пойму.

    Мы откроем лавочку

    Быстро все смешаем,

    Можно даже кушать.

    Леший: Ну, Яга! Ну, голова!

    В лес пошли предприниматели,

    Наломали дров приятели,

    Листьев ворохи набрали

    И в коробки паковали.

    Подходи, народ, купи!

    Чай наш новый посмотри!

    В нем вся кладезь витаминов,

    Лиса: Милый, чая мне возьми!

    Леший: Не скупись, братан, бери!

    Вот мотовка, вот достала!

    Ладно, милая, куплю!

    Автор: Дома чай они попили и готовились ко сну…

    Ой, — Лиса вскричала громко. –

    Ты, волчок, мне помоги!

    Ой, в живот стрельнуло больно,

    И в глазах одни круги.

    Дорогая, не кричи!

    Скорая сейчас приедет!

    Потерпи же, потерпи!

    Вот пришел к ним птица-грач,

    Он отличный был ветврач.

    Спинки им он всем послушал

    И в рецепте написал:

    Воду пить с сертификатом,

    Чай приобретать со знаком

    “Качество” его зовут

    И гласит он там и тут:

    В руки ты товар бери,

    Там название предприятия,

    Адрес, факс и телефон.

    Номер ГОСТа, номер партии

    И, конечно, годен до…

    Если пачка протекает

    Или криво там и тут,

    Неизвестно кто хозяин,

    Где искать и как зовут,

    Позвони в госторгинспекцию,

    О подделке расскажи.

    Специалисты вам помогут

    И виновных враз накажут,

    Не творите безобразие.

    Вступительное слово учителя.

    Учитель. Мы представили Вашему вниманию сказку. Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке пойдёт речь. Тема нашего урока: «Права потребителя и их защита». Представим обычный торговый день в большом универмаге. Покупатели снуют по разным отделам, выбирают товар, оплачивают покупки. В отделе белья назревает скандал. Пожилой покупатель подает продавцу сверток с теплой нижней рубашкой и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел рубашку всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «Увы, — отвечает продавщица, — я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это или беззаконие или правовая безграмотность! Я буду жаловаться…» Знакомая ситуация.

    Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги.

    К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.

    Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

    2. Изучение нового материала.

    2.1 Беседа с учениками.

    Для начала давайте выясним, в каком случае каждый из нас является потребителем. Кто такой потребитель?

    Ученики предлагают варианты ответов.

    Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

    Продавец — это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи.

    В нашей стране основным правовым актом по защите прав потребителя является Закон РФ «О защите прав потребителей»

    Этот закон довольно строг. Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?

    Ученики предлагают варианты ответов.

    Скажите, вы как потребитель какие вещи стремитесь приобрести?

    А продавец какие цели преследует?

    Ученики предлагают варианты ответов.

    Интересы покупателя и продавца различны.

    Потому что в отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем.

    2.2. У Вас на столах есть извлечения из «Закона о защите прав потребителей». Сейчас мы обратимся к некоторым статьям этого закона и узнаем: Какие права имеет потребитель?

    1. Право на просвещение. Ст. 3. (Знание своих прав как потребителя; сегодня на уроке вы это право реализуете)

    2. Право на информацию о товарах, услугах, работах. Ст 8. Ст. 10. (Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара). Описание товара, инструкции, условия пользования и т.д.

    3. Право на качество. Ст. 4. Действительное состояние дел нередко опровергает все рекламные обещания. Ст. 18.

    А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:

    — безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;

    — замены на товар аналогичной модели, марки;

    — замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;

    — соразмерного уменьшения цены;

    — расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.

    Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)

    В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.

    Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.

    Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли- продажи.

    4. Право на безопасность Ст. 7. (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)

    5. Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю. Ст. 14. Ст. 15.

    4. Вы узнали, какие права имеет потребитель. Знать свои права и не допустить нарушения своих прав — это разные вещи. Рассмотрим несколько жизненных ситуаций и попробуем применить полученные знания на практике. Комментарии к ситуациям.

    Вопрос № 1. У Евгения в четвертый раз сломался холодильник. Все четыре раза симптомы поломки были одинаковые. Гарантийный срок на холодильник еще не истек. ( Евгений предъявил магазину требование о замене холодильника, но магазин согласен на замену, если Евгений представит заключение экспертизы о том, что холодильник не подлежит ремонту. Прав ли магазин?

    Ответ. Нет. В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар, в котором выявлен недостаток, и провести проверку качества. При возникновении спора о недостатках продавец обязан сам провести экспертизу качества товара. Поэтому магазин неправомерно возложил на Евгения обязанность провести экспертизу холодильника. По всей вероятности, недостаток носит существенный характер, т.к. проявился 4 раза, в таком случае требование о замене должно быть удовлетворено.

    Вопрос № 2 . Елена Алексеевна купила мясорубку стоимостью 3100 рублей со сроком гарантии 1 год. Через 3 месяца мясорубка вышла из строя и была сдана в сервисный центр, где находилась 24 дня. В сервисном центре Елене Алексеевне выдали акт технического состояния о заводском браке. Однако в магазине выплачивать деньги отказались, объяснив, что у магазина новый директор, который не несет ответственности за товары, проданные до его назначения. Прав ли магазин? Обоснуйте свой ответ.

    Ответ. Нет. Елена Алексеевна приобретала мясорубку не у физического лица (директора), а у юридического лица — магазина. Так как гарантийный срок еще не истек, Елена Алексеевна имеет право предъявить магазину одно из требований, перечисленных в ст. 18 закона «О защите прав потребителей»: безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; замена на товар аналогичной марки (модели, артикула);замена на такой же товар другой марки (модели, артикула), соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжение договора купли-продажи.

    Вопрос № 3. Вера Александровна купила в магазине пылесос. При пустом пылесборнике пылесос работал хорошо, но после заполнения процентов на 10-20 пылью отключался. В магазине согласны расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги, но матерчатый мешок, который Вера Александровна купила там же дополнительно к пылесосу, назад не берут. А ей он без пылесоса этой марки, естественно, не нужен. Прав ли продавец?

    Ответ. Продавец не прав. В соответствии со ст. 13 закона «О защите прав потребителей» убытки, причиненные потребителю недостатками товара (в данном случае, это расходы на приобретение необходимых деталей к товару), подлежат возмещению в полном объеме.

    Вопрос № 4. Елена Владимировна некоторое время назад купила стиральную машину зарубежного производства. В инструкции были описаны только 4 программы работы машины из 10, причем ясно изложены были только 3 описания. Ни установщики, ни работники сервисного центра объяснить, как работают некоторые программы, не могли. В магазине сослались на то, что изготовитель предоставил информацию на русском языке, а дополнительную информацию магазин предоставлять не обязан, т. к. это делает производитель и за дополнительную плату. Прав ли магазин?

    Ответ. Магазин не прав. Согласно ст. 10 закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Понятие «необходимая информация» включается в себя понятие полная. Изготовитель не предоставил полной информации о товаре, поэтому это обязанность продавца.

    Вопрос № 5. Андрей приобрел билеты на поезд для себя и жены. При посадке выяснилось, что номер паспорта и отчество жены указаны неверно. Из-за этого жену в поезд не пустили. Андрей обратился в управление железной дороги с требованием компенсировать моральный вред. Прав ли Андрей?

    Ответ. Андрей не прав. В соответствии с п. 12 Правил перевозки пассажиров и багажа, пассажир обязан проверить правильность паспортных данных в билете. Поэтому компенсации требовать он не может.

    Мы рассмотрели конкретные ситуации из повседневной жизни, в которых может оказаться каждый из нас.

    Выделим несколько стадий во взаимоотношениях потребителя с продавцами (исполнителями).

    Знакомство. На этой стадии идет сбор и анализ информации о продавце (исполнителе), о необходимом товаре (услуге). Попросите учащихся вспомнить источники информации (реклама в СМИ, друзья, знакомые, специальные ТВ передачи и рубрики в печати и д.р.). Вспомните, какую информацию о товаре или услуге обязан предоставить продавец.

    Заключение договора. На этой стадии потребителю необходимо детально изучить все условия договора и вытекающие из него права и обязанности. Повторите понятие договор и виды договоров, которые часто заключают потребители (это договоры купли — продажи, перевозки, аренды, займа и др.).

    На этих двух стадиях потребитель может безболезненно прекратить отношения с продавцом или исполнителем, если ему не ясны какие- то вопросы, или у него есть сомнения в качестве товара или репутация самой фирмы кажется сомнительной.

    Исполнение договора. После этой стадии отношения между продавцом и потребителем либо благополучно завершаются. Если потребитель собрал недостаточно информации, не качественно проанализировал ее, либо возникли недостатки по вине изготовителя, тогда отношения с исполнителем переходят к следующей стадии — стадии конфликта.

    Конфликт , т.е. нарушение или ущемление прав потребителя, связанных с качеством товаров или услуг, сроками исполнения договора, недостоверной информацией или отсутствием таковой. Заострить внимание учащихся на том, что легче предотвратить конфликт, чем разрешить его.

    Отдел потребительского рынка товаров и услуг:

    г. Зима, ул. Ленина 5

    Директору магазина «Бытовая техника»,

    расположенного по адресу: ул.Фурманова, 2.

    от Иванова Ивана Ивановича,

    проживающего по адресу:

    ул. Ленина, 12, кв.5, тел. 22-22-22.

    Часть первая- изложение фактов. В этой части претензии описываются события, произошедшие до обнаружения недостатков. 15.06.2010 года я купил в Вашем магазине телевизор «Sony», стоимостью 12750 рублей. На телевизор был установлен гарантийный срок 12 месяцев. 28.01.2011 г. телевизор перестал работать.

    Часть вторая — требования потребителя. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» , требую:

    Провести гарантийный ремонт телевизора.

    На время ремонта предоставить мне во временное пользование аналогичный телевизор.

    Т.к. телевизор весит более 5 кг. — доставить его для ремонта и обратно за счет Вашего магазина

    Часть третья — пугательная, необязательная, но, как показывает практика, самая действенная, поэтому настоятельно рекомендую включать ее в текст претензий.

    Ставлю Вас в известность, что в случае, если Вы не выполните мои законные требования в установленный срок, Вы будете обязаны выплатить мне неустойку в размере 1% в день от стоимости телевизора. (СТ. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»)

    Если Вы откажетесь выполнить мои законные требования, я оставляю за собой право обратиться в суд, который буду просить принудить Ваш магазин выполнить мои законные требования, а также взыскать моральный ущерб и штраф в пользу государства в размере цены иска за отказ добровольно выполнить требования потребителя, что принесет Вашему магазину дополнительные убытки.

    Приложение: копия чека, копия гарантийного талона.

    29.01.2011г. Иванов. И.И.

    Претензия пишется в 2х экземплярах — один ручается директору или лицу уполномоченному принимать претензии, а второй экземпляр остается у потребителя, но на нем должна быть поставлена дата и подпись лица, принявшего претензию, либо указана причина отказа. Если продавец (исполнитель, изготовитель) отказывается принять претензию, то ее можно отправить по почте:

    Заказным письмом (у потребителя остается об оплате, которая подтверждает почтовое отправление).

    С описью вложения (нужно не запечатывать конверт, а попросить почтальона сделать опись вложения, которая подтверждает, что отправлена именно претензия и копия чека или договора, а не поздравительная открытка).

    С уведомлением о вручении (при получении письма адресат, т.е. директор магазина, распишется в специальном бланке, а почтовая служба перешлет его потребителю. Этот документ подтверждает получение претензии). Все эти документы подтверждают, что потребитель со своей стороны приложил все усилия для решения конфликта.

    Если найти решение мирным путем не удалось, то придется принимать более радикальные меры — обращаться в суд. Но это тема другого урока.

    3. Готовясь к уроку, Вы ознакомились с «Законом о защите прав потребителей». Блиц – опрос.

    1. Человек, приобретатель товара или услуги. (Потребитель)

    2. Кто реализует товар по договору купли — продажи? (Продавец)

    3. Чем отличается «Изготовитель» от «Продавца»? («Изготовитель» производит товары, «Продавец» их реализует)

    4. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности. ( Срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.)

    (Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).

    5. С какого момента наступает гарантийный срок товара?

    (С момента передачи товара потребителю).

    6. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека? (Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).

    7. Функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей отданы. (Роспотребнадзору)

    8. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?

    (Срок замены некачественного товара 14 дней).

    Ребята, в заключение нашего урока я попрошу Вас подойти к столу и взять по одной карточке. Вам необходимо продолжить фразу:

    Урок дал мне для жизни………

    У меня получилось……………………..

    Я выполняла задания……………………..

    5. Подведение итогов урока. Я хочу поблагодарить Вас за помощь в проведении урока. Вы все сегодня хорошо поработали.

    Оценки, полученные на уроке

    6. Домашнее задание. Составить образец претензии.

    Еще по теме:

    • Федеральный закон рекламе 98 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О рекламе" 22 февраля 2006 года 3 марта 2006 года Судебная практика и законодательство — 38-ФЗ О рекламе В случае поступления таких материалов от территориальных учреждений Банка России, просьба […]
    • Трое воспитателей социального приюта для детей и подростков г урюпинска Судебная практика Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (раздел «Принятие искового заявления по спорам, связанным с воспитанием детей»). Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. // СПС «Консультант Плюс». Обзор […]
    • Уголовный кодекс рф 120 статья Статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации 1. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, — наказывается лишением свободы на срок […]
    • Развод алименты раздел имущества Развод. Алименты, раздел имущества. Как правильно подать иск в суд? Институт семьи довольно хрупок. Расстаться супруги могут быстро, а вот развестись - это дело хлопотное. Особенно, если есть что делить (дети, имущество), и нет возможности договориться. […]
    • Адлерский район мировой суд Адлерский район мировой суд Судебный участок №89 Адлерского района г.Сочи Аппарат мирового судьи Мировой судья Мандрыкин Александр Юрьевич Телефон: 8 (862) 2-40-35-05 Назначен Постановлением ЗСК Краснодарского края № 2719-П от 26 октября 2016 года на […]
    • Прерванный стаж работы трудовой кодекс Расчет непрерывного трудового стажа (нюансы) Непрерывный трудовой стаж, долгое время требовавшийся для определения величины выплат по больничному листу, утратил свое значение для этих целей, тем не менее в определенных ситуациях продолжает играть важную […]