Право граждан на охрану здоровья конституция

05.06.2019 Выкл. Автор admin

Статья 41 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 41 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 КРФ

1. Комментируемая статья закрепляет одно из важнейших социальных прав человека и гражданина. Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.

Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми незапрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья.

Всестороннее развитие человеческой личности недостижимо, если в обществе не функционирует эффективная система, гарантирующая охрану здоровья. Особую значимость при этом имеет проведение мероприятий по охране здоровья детей, женщин, особенно работающих беременных женщин и матерей, по сокращению мертворождаемости и детской смертности, по повышению гигиены внешней среды, труда и быта. Об этом, в частности, говорится в Декларации социального прогресса и развития, одобренной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 2542 (XXIV) от 11 декабря 1969 г., и в Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы 18 октября 1961 г. (см.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 255-256, 448- 453).

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. N 33. ст. 1318; с изм. и доп.) признается значение охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни российского общества и подтверждается ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья его граждан. Создание нормальных условий для реализации гражданами своего права требует государственных мероприятий по охране здоровья граждан. Эта деятельность государства, как указано в ст. 1 Основ, представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи. Для осуществления перечисленных мер в Российской Федерации функционирует развитая система охраны здоровья граждан, включающая государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения, систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. При этом государство гарантирует реализацию гражданами указанного права независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Учитывая специфику названного права, государство также предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность (ч. 3 ст. 17 Основ).

Определенной гарантией охраны здоровья является запрет на эвтаназию. Нужно отметить, что данная проблема является спорной в среде как медицинских работников, так и граждан не только в нашей стране, но и в других странах мира. Однако российский законодатель в ст. 45 Основ от 22 июля 1993 г. решил этот вопрос однозначно — запретил удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) ее осуществляет, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах. К ним, в частности, относятся: право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на медико-социальную помощь; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах, и др.

Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина.

Гарантиями названного права выступает развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Как записано в ч. 1 комментируемой статьи, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Основы законодательства об охране здоровья граждан, конкретизируя эту норму, устанавливают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Он включает первичную медико-санитарную, «скорую» медицинскую и специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (психическими, онкологическими, венерическими, туберкулезом, СПИДом), медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, т.е. инфекционными. Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законами Российской Федерации.

Порядок обеспечения граждан медицинской помощью на основе обязательного и добровольного медицинского страхования подробно регламентирован в Законе РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (Ведомости РСФСР. 1991. N 27. ст. 920; с изм. и доп.). Принципиальное значение в этом Законе имеет закрепление положения о том, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности получения медицинской и лекарственной помощи. Нужно также отметить, что право на медицинскую помощь (в Основах — медико-социальную) включает в себя такие элементарные права, как право на профилактическую помощь, право на лечебно-диагностическую помощь, право на реабилитационную помощь, право на информацию о состоянии здоровья, право дать согласие на медицинское вмешательство или отказаться от него, право на протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также право на меры различного социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования. При этом объем предоставляемой бесплатной медицинской помощи не может быть меньше объема, установленного базовой программой обязательного медицинского страхования и обусловленного имеющимися экономическими возможностями общества. Однако государственные и муниципальные медицинские учреждения здравоохранения вправе оказывать платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением (п. 2, 4 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27//СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 194). Такие услуги предоставляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей и дополняют гарантированный объем, предусмотренный базовой программой медицинского страхования (Определение Конституционного Суда от 8 июня 1999 г. N 107-О по запросу Государственной Думы о толковании статьи 41 (ч. 1) Конституции Российской Федерации).

Реализация права на медицинскую помощь может осуществляться не только в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, но и путем обращения в частные медицинские учреждения. Конституционный Суд в своем Определении от 14 декабря 2004 г. N 447-О по жалобе гражданина К. (СЗ РФ. 2005. N 14. ст. 1272) подчеркнул, что реализация конституционных предписаний о предоставлении каждому права на охрану здоровья и медицинскую помощь и о развитии государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения должна обеспечиваться всеми возможными способами, направленными на создание условий для эффективного, качественного и оперативного предоставления гражданам медицинских услуг, а все формы собственности в сфере здравоохранения — рассматриваться на равных основаниях.

Принимаемые в целях осуществления указанных конституционных положений меры призваны способствовать повышению доступности медицинских услуг, предоставляемых в рамках как государственной и муниципальной, так и частной систем здравоохранения, с учетом степени их необходимости и востребованности в сложившихся социально-экономических условиях.

Приведенное толкование ч. 1 и 2 ст. 41 Конституции в их системной взаимосвязи со ст. 8 (ч. 2) и ст. 19 (ч. 1 и 2) позволило Конституционному Суду сделать вывод о том, что налогоплательщику, оплатившему медицинские услуги, должно быть предоставлено право воспользоваться социальным налоговым вычетом независимо от того, кем — юридическим лицом или физическим лицом, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимся частной медицинской практикой, были предоставлены услуги по лечению.

2. Основы законодательства об охране здоровья граждан определяют компетенцию Российской Федерации и всех ее субъектов в вопросах охраны здоровья граждан, устанавливают источники ее финансирования (средства бюджетов всех уровней, страховые взносы, средства целевых фондов, средства хозяйствующих субъектов, доходы от ценных бумаг и др.) и предусматривают разработку и реализацию федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактики заболеваний и по другим вопросам.

Одной из таких программ является федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 (СЗ РФ. 2006. N 2. ст. 199).

Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 г. — 6,3 млн, 2004 г. — 11,4 млн человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн — впервые. Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г. и от 25 апреля 2005 г.

В связи с этим была поставлена задача разработать систему мер, направленную на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов боевых действий и военной травмы. Целями Программы являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни.

В рамках выполнения Программы намечено: создание системы реабилитационных и экспертных организаций, обеспечивающих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество; дальнейшее развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование национального рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг; оснащение оборудованием реабилитационных организаций; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; осуществление мероприятий по поддержке предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест.

Программные положения и нормы, направленные на укрепление здоровья и его охрану, содержатся и в ряде других правовых актов: в ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (СЗ РФ. 1999. N 14. ст. 1650; с изм. и доп.), в ФЗ от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 18. ст. 2206; с изм. и доп.); ФЗ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» (СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 141; с изм. и доп.), в ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» (СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4552; с изм. и доп.), ФЗ от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (СЗ РФ. 1995. N 14. ст. 1212; с изм. и доп.), в ФЗ от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (СЗ РФ. 2000. N 2. ст. 150; с изм. и доп.), ФЗ от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (СЗ РФ. 1998. N 38. ст. 4736; с изм. и доп.) и др.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, т.е. за нарушение права граждан на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно — эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, об их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах (см. ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Под сокрытием фактов и обстоятельств следует понимать не только утаивание определенной информации, но и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке и других фактах и событиях (катастрофах, авариях и т.д.), которые опасны для жизни и здоровья людей.

Данное конституционное положение конкретизируется в нормах уголовного, административного и трудового законодательства. При этом каждая из названных отраслей законодательства оперирует своим понятием должностного лица. Так, в соответствии с примечанием 1 к гл. 30 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. Они несут уголовную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, в том числе право на получение полной и достоверной информации по вопросам, касающимся его жизни и здоровья, либо за предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (ст. 140 УК).

Административное законодательство уточняет и несколько расширяет понятие должностного лица. В примечании к ст. 2.4 КоАП указывается, что должностное лицо наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Кроме того, к должностным лицам (в случае привлечения к административной ответственности) приравниваются руководители и иные работники любых организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Указанные субъекты несут административную ответственность за сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП); за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды (статья 8.5 КоАП).

Трудовое законодательство среди обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда предусматривает обязанность по информированию работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК). Работники, в свою очередь, обладают правом на получение такой информации (ст. 219 ТК).

Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации на современном этапе Бушуева Виктория Павловна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Бушуева Виктория Павловна. Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации на современном этапе : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.02.- Москва, 2006.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-12/326

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретико-правовые основы обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь 21

1.1. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь: понятие и структура 21

1.2. Разграничение полномочий и организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации 30

1.3. Международно-правовая основа конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь 54

Глава 2. Российское законодательство по вопросам защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь 68

2.1 . Система законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 68

2.2. Соотношение федерального и регионального уровней правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан 86

2.3. Основные институты законодательства об охране здоровья граждан 98

2.4. Основные направления совершенствования законодательства об охране здоровья граждан 115

Глава 3. Гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь 128

3.1. Институт государственно-правовой защиты конституционных прав и свобод граждан 128

3.2. Общие принципы реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в различных системах здравоохранения 144

3.3. Медицинское страхование как основной механизм гарантии права граждан на охрану здоровья 159

3.4. Юридическая ответственность за нарушение прав граждан в области охраны здоровья 169

Список источников и литературы 199

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Результаты современных преобразований, проводимые в России, убедительно показывают, что без экстренных мер, направленных на укрепление здоровья нации, увеличение продолжительности жизни, рождаемости и сокращения смертности страна не сможет осуществить намеченные задачи, достичь положительных результатов проводимых социальных реформ. Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста

Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (11%), органов пищеварения (8%), инвалидность имеют более 1,1 млн. человек.

Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин — 59 лет, у женщин — 72 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин — 100-е. 1

В чем основные проблемы отечественной системы здравоохранения?

Укомплектованность поликлиник врачами составляет 56%, коэффициент совместительства — 1,45, 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет.

Износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта — 65%.

Оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием недостаточна, что значительно увеличивает срок ожидания диагностических исследований.

1 См.: 1/а11 .shtml

Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих (высокотехнологичных) видах медицинской помощи составляет 17-22,5%. Финансирование оказания дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи составляет около 30% от необходимого объема.

Недостаточное финансирование национального календаря прививок (1,8 млрд руб.), в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей группы риска.

Недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни — 15% от потребности 2 .

Важными причинами, негативно влияющими на состояние здоровья населения России, являются также — низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, что, естественно, способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Очень серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни, такие как алкоголизм и наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем и др. В связи с этим, вопрос охраны здоровья населения России является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.

Конституция Российской Федерации в ст.41 закрепила права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Понятие охраны здоровья и медицинская помощь очень тесно взаимосвязаны, т.к. несут одну функцию -поддержания и сохранения здоровья человека. Медицинская помощь является одним из главных способов системы охраны здоровья, которая реализуется в России через государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения. В развитие конституционных положений об

5 охране здоровья граждан и медицинской помощи в Российской Федерации принят целый ряд законодательных и подзаконных нормативных правовых актов на всех уровнях, которые внесли определенный вклад в дело обеспечения защиты прав граждан на охрану здоровья. Главным законодательным актом в сфере охраны здоровья в России является Федеральный закон от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (ред. от 02.02.2006 г.) «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» 3 . Принятые после этого федеральные нормативные правовые акты базировались на нормах этого федерального закона. В настоящее время в России назрела необходимость принятия нового комплексного и всестороннего законодательного акта об охране здоровья граждан, который надежно защитил бы права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, обеспечил новое качество охраны здоровья и медицинской помощи в стране.

Акцент на повышении качества здравоохранения,- не новая тема. Этой проблеме уделялось существенное внимание, в частности, в Посланиях Президента России Федеральному Собранию в 2004 и 2005 годах.

К 2005 году в стране для решения указанных задач сложились благоприятные условия.

Во-первых, у государства появились финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции.

Во-вторых, произошло укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания руководителей субъектов федерации, создали новые административные возможности: теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти, что абсолютно необходимо для успеха таких масштабных проектов.

3 Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, N ЗЗ.Ст. 1318

В-третьих, государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно — еще и на два последующих. Например, в конце 2005 года бюджетные параметры определены вплоть до 2008 года включительно. Горизонты экономического планирования расширяются — растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи — большую четкость и детализацию.

В-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредотачиваться усилия государства.

В результате по инициативе Президента РФ В.В.Путина был разработан и начал осуществляться приоритетный национальный проект «Здоровье».

Основными целями указанного проекта являются:

— укрепление здоровья населения России, снижение уровня
заболеваемости, инвалидности, смертности;

— повышение доступности и качества медицинской помощи;
укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для

оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

— развитие профилактической направленности здравоохранения;

— удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных
видах медицинской помощи 4 .

Речь, таким образом, идет о создании новых условий для реализации на практике конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Все вышесказанное и определяет особую актуальность комплексного юридического исследования конституционно-правового регулирования охраны здоровья населения в Российской Федерации.Проблема эта

7 социально значима и носит многогранный, комплексный характер. Дело в том, что при переходе к новым общественным отношениям, базирующимся на принципах рыночной экономики, произошло разделение системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную, что привело к появлению целого ряда проблем в организации и управлении здравоохранением на всех уровнях, а также при реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Степень научной разработанности темы. Российская юридическая наука внесла определенный вклад в развитие правовой основы охраны здоровья и медицинского обеспечения в стране. Тема исследования [социально значима и носит многогранный, комплексный характер. Особенно актуально то, что при переходе к новым общественным отношениям, базирующимся на принципах рыночной экономики, разделения на государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения привело к появлению целого ряда проблем в организации и управлении здравоохранением на всех уровнях, а также при реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Система охраны здоровья в России регулируется целым рядом отраслей права — конституционным, административным, гражданским, уголовным, экологическим, трудовым и др. Огромный вклад в развитие юридической науки в сфере охраны здоровья внесли российские и зарубежные ученые юристы на всех этапах ее становления. Вопросы организации и управления здравоохранением рассматривались в трудах В.И. Акопова, А.Л. Адамишина, B.C. Андрееева, А.Г. Бережкова, Л.М. Берлина, А.А. Бовы, СВ. Бахина, Л.Д. Воеводина, В.А. Ворогушина, Г.А. Дороховой, А.П. Горшенева, А.Ф. Герасименко, П.Е. Заблудовского, М.А. Ковалевского, А.Е. Козлова, В.А. Карташкина, В.И. Кричатова, В.А. Ковалева, Е.А. Лукашевой, В.В. Лазарева, И.А. Ледях, О.В. Леонтьева, Н.С. Малеина, Б.П. Максимова, Н.С. Малеки, М.Б. Мирского, В.И. Новоселова, Б.П. Назарова, В.Л. Попова, Н.П. Поповой, A.M. Рабеца, А.Н. Савицкой, Ю.Д. Сергеева, Т.С. Сорокиной и других.

В конце 80-х годов и особенно после принятия в 1993 году Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в литературе появились работы, посвященные изучению вопросов развития права и законодательства в этой важной области. При этом высказывались разные точки зрения о природе правовых явлений в этой сфере, в том числе и по основным позициям, касающимся определения предмета регулирования и места законодательства о здравоохранении в общей системе российского законодательства. Наиболее подробно эти вопросы рассматриваются в работах Ю.Д.Сергеева, М.Н. Малеиной, П.И. Литовка, Е. Шленевой и ряда других авторов 5 .

Все указанные авторы подчеркивают необходимость упорядочения правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, указывая, что право — одно из непременных условий существования и развития такой сферы деятельности, как охрана здоровья населения. Более того, в литературе подчеркивается необходимость приложить максимум усилий по формированию теоретических основ и единой концепции медицинского права, а также важность выработки четких, не только с точки зрения теории права, но и практического правоприменения, подходов к оценке отношений в важнейшей социальной и политической сфере — охране здоровья российских граждан. Ю.Д.Сергеев справедливо указывает, что представленное впервые в

5 См.: Сергеев Ю.Д. Медицинское право в Российской Федерации. // Медицинское право. 2003. № 2. С. 3.; Сергеев Ю.Д. Профессия врача. Юридические основы: Учебник. К., 1988 Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве: Учебное и практическое пособие. М., 1995, с. 6.; Литовка П.И. Медицинское право -комплексная отрасль национального права России. // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики. Екатеринбург, 1999. С. 84-85;Шленева Е. Медицинское право. Предмет отрасли. // Право и жизнь. 2000, № 26; Шленева Е. Место медицинского права в системе Российского права. // Право и жизнь. 2000 , № 29; Квернадзе Р. А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения. // Государство и право. 2001, № 8, с. 102.; Стеценко С. Г. Право и медицина: проблемы соотношения. М., 2002, с. 210; Тихомиров А. В. Медицинское право: Практическое пособие. М., 1998, с. 8.; Тихомиров А. В. Медицинское право — реальность нового времени. // Право и жизнь, 2002, №1.

9 его научных трудах и публичных выступлениях (начиная с 1984 г.) обоснование «медицинского права» как самостоятельной отрасли правовой науки находит сегодня свою реализацию на практике и в работах многих юристов 6 . Придерживаясь этой позиции, А.В. Тихомиров отмечает, что реально сложилось не только законодательство о здравоохранении, но и что формально не легализованное медицинское право, де-факто, уже существует. П.И. Литовка предлагает считать медицинское право пограничной комплексной отраслью национального права, структурным элементом российской правовой системы, имеющей свой предмет регулирования и законодательную базу отрасли.

Подробно на правовой характеристике отношений в сфере охраны здоровья граждан останавливается М.Н. Малеина. Она считает, что «совокупность законов (норм), регулирующих отношения в сфере здравоохранения, представляет собой комплексную отрасль законодательства, которую «принято» называть врачебным (медицинским, здравоохранительным) правом» 7 . При этом М.Н. Малеина формулирует определение понятия врачебного (медицинского, здравоохранительного) права (или права об охране здоровья населения) через систему нормативных актов (норм), регулирующих организационные, имущественные, личные отношения, возникающие в связи с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий и оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам.

Однако такое определение, на наш взгляд, вызывает, как минимум, два замечания. Во-первых, М.Н. Малеина, отмечая разницу понятий отрасли законодательства и отрасли права, фактически смешивает эти понятия применительно к законодательству о здравоохранении, поскольку определяет право здравоохранения как совокупность соответствующих правовых актов (норм). Во-вторых, автор не проводит различия между «медицинским» и

6 Сергеев Ю.Д. Указ. соч.

7 Малеина М. Н. Указ. С. 6

10 «здравоохранительным» правом, хотя оно (отличие), как будет показано ниже, весьма существенно и по объему и по содержанию.

Другие авторы, например Р.А. Квернадзе 8 , идут в том же направлении еще дальше, настаивая на существовании комплексной отрасли права о здравоохранении. Представляется, что с этим суждением Р.А. Квернадзе вряд ли можно согласиться по ряду соображений. Во-первых, по сложившейся в науке точке зрения существование определенной отрасли права предполагает наличие единого предмета, регулируемого этой отраслью, и своего метода правовой регламентации, на что неоднократно указывалось в литературе 9 . Однако с этим признанным большинством исследователей положением Р.А. Квернадзе вообще не полемизирует, хотя и становится на прямо противоположную точку зрения.

Во-вторых, по меньшей мере дискуссионно соотнесение Р.А.Квернадзе категории комплексности с отраслями права, поскольку в науке, как отмечалось нами ранее, комплексность вообще связывается не с отраслями права, а с отраслями законодательства 10 . Автор обходит молчанием это положение и свою точку зрения не аргументирует. Полагаем, что комплексность не может быть присуща отрасли права 11 . А вот конкретная

Квернадзе Р. А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения. // Государство и право. 2001, № 8.С. 102.

9 Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных
отношений. Свердловск. 1972; Яковлев В.Ф. Сущность и основные черты гражданско-
правового метода регулирования общественных отношений. // Правоведение. 1972, № 6.С.
81-90.; Поленина С. В. Теоретические проблемы системы советского законодательства/
М, 1979. С. 33; Левченко В. М, Сенякин И. Н. Система права.// Общая теория
государства и права. Академический курс. Т. 2., М, 2001 С. 345.

10 Поленина С. В. Комплексные правовые институты и становление новых отраслей
права. // Правоведение, 1975, № 3. С. 71-79; Левченко В. М., Сенякин И. Н. Общая
характеристика отраслей права. Функциональные отраслевые связи. // Система права. //
Общая теория государства и права. Академический курс.Т.2, С. 343; Морозова Л.А.
Теория государства и права: Учебник. М, 2002 С. 234-235.

11 Более подробную аргументацию по этому вопросу можно найти: Милушин М.И.
Проблемы формирования комплексных образований в системе законодательства России.

11 отрасль законодательства, которую нельзя однозначно спроецировать на конкретную отрасль права, может иметь сложное комплексное отраслевое строение, обеспечиваемое разветвленной системой функциональных и иерархических связей 12 .

Некоторые авторы, например С.Г. Стеценко , настаивая на выделении отношений по оказанию медицинской помощи в рамках особой отрасли — не здравоохранительного, а медицинского права, — указывают на существование предмета и метода этой отрасли. В качестве предмета медицинского права автор называет сам процесс оказания медицинской помощи, при этом метод автором фактически не определен, поскольку в качестве метода С.Г. Стеценко ошибочно указывает использование нормативно-правовых актов и других руководящих документов, имеющих отношение к области здравоохранения. Но использование нормативно-правовых актов не может быть методом конкретной отрасли права, т.к. оно осуществляется в любой отрасли права.

Е. Шленева 14 предметом регулирования медицинского (врачебного) права в общем виде считает отношения, складывающиеся в сфере здравоохранения (охраны здоровья населения) между медицинской организацией (учреждением) и (или) медицинским работником, с одной стороны, и пациентом — с другой, по поводу здоровья последнего. Заметим, что при этом автор также не определяет метод предлагаемой отрасли права.

Возможно, такая точка зрения на предмет отрасли права последних цитируемых авторов в некоторой степени обоснована при условии

Игнорирование предметных различий в структуре права и структуре законодательства лежит и в основе суждения В.М. Сырых о существовании якобы самостоятельной комплексной отрасли не законодательства, а права — образовательного права. // См.: Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002.

13 Стеценко С. Г. Право и медицина: проблемы соотношения. М., 2002 С. 210.

14 Шленева Е. Медицинское право. Предмет отрасли. // Право и жизнь. 2000, № 26.

12 предложенного ими ограничения предмета регулирования именно медицинского, а не здравоохранительного права. Однако еще раз подчеркнем, что законодательство о здравоохранении не сводится к чисто медицинскому законодательству. Это обстоятельство не учитывают большинство цитируемых выше исследователей, расширяя понятие «медицинское право» на всю область отношений в сфере охраны здоровья населения. И при этом они значительно сужают круг отношений в сфере здравоохранения, оставляя за его рамками целый ряд смежных правоотношений, например отношения в сфере обращения лекарственных средств.

Многие авторы, проводившие исследования в рассматриваемой области отношений, подменяют более широкие и сложные отношения в сфере здравоохранения понятием сугубо медицинских отношений, т.е. отношений врача и пациента, не рассматривая вопросы самолечения граждан, в значительной мере присущие сложившимся реалиям российской действительности, определяемым менталитетом российского населения, слабой финансовой базой бюджетных медицинских учреждений и недоступностью для большинства населения качественных платных медицинских услуг 15 . А ведь при широком распространении самолечения граждан на одно из первых мест выдвигаются именно отношения в сфере обращения лекарственных средств, в первую очередь вопросы их качества, эффективности и безопасности.

В отличие от М.Н. Малеиной и А.В. Тихомирова, Е. Шленева 17 справедливо указывает на необходимость различать в рассматриваемом аспекте понятия «медицинский» («врачебный») и «здравоохранительный», которым обозначается круг явлений более широкого порядка. Мартин

15 Шалеин Н.С., Малеина М.Н. Закон и охрана здоровья граждан. М., 1986 С. 6 — 7, Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2000. С. 76, Тихомиров А.В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. М., 2001. С. 91.

13 А.Й.М. Буийсен, также понимая относительную узость термина «медицинское право», вводит термин «здравоохранительное право», указывая на его более широкие рамки по сравнению с медицинским правом 16 . Однако предлагаемый им предмет «здравоохранительного» права также не охватывает всех существующих отношений в сфере здравоохранения.

В целом, однако, следует отметить, что системные и фундаментальные исследования по этой проблематике пока отсутствуют, что и определило выбор темы данного диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступают урегулированные норами права общественные отношения, возникающие между субъектами правового регулирования, в процессе охраны здоровья и оказания медицинской помощи гражданам в Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования составляют нормы права, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья, закрепленные в Конституции РФ, в международно-правовых актах, в отечественном законодательстве о здравоохранении и медицинской помощи, а также нормативные акты, определяющие юридический механизм реализации прав и обязанностей субъектами отношений в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.

Целью диссертационной работы является комплексное

конституционно-правовое исследование права на охрану здоровья и медицинскую помощь, анализ и исследование законодательства об охране здоровья в Российской Федерации, изучение проблем реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь и выработка на этой основе конкретных законодательных предложений по защите прав пациентов в Российской Федерации.

16 Мартин А.Й.М. Буийсен. Здравоохранительное право (концепции) (перевод И.Г.Галь под ред. Ю.ДСергеева) // Медицинское право. 2003. № 2. с. 45.

14 Для достижения указанной цели в ходе диссертационного исследования были решены следующие основные задачи:

произвести правовой анализ содержания права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации;

выявить внутрисистемные связи между правом на охрану здоровья и правом на медицинскую помощь;

рассмотреть место права на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе конституционных прав;

проанализировать основы законодательного регулирования прав на охрану здоровья и медицинскую помощь;

— изучить механизм реализации прав граждан на охрану здоровья и
медицинскую помощь и обосновать конкретные предложения по его
совершенствованию;

выделить общие черты и отличия таких систем здравоохранения как «государственная система здравоохранения», «муниципальная система здравоохранения», «частная система здравоохранения» и проанализировать правовые основ их деятельности;

определить место и роль медицинского страхования в реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

— рассмотреть и проанализировать формы и способы защиты
конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют такие методы исследования как: диалектико-логический, структурно-функциональный, системный, аналитический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы.

Теоретической основой диссертационного исследования являются труды ведущих российских ученых юристов в области теории права и государства, конституционного права: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, И.Н. Барцица, А.В. Васильева, Б.П. Елисеева, В.Б. Исакова, Д.А. Керимова, М.Н. Кузнецова, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, Ю.И. Лейбо, Г.В.

15 Мальцева, Т.Д. Матвеевой, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, Ю.И.Скуратова, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Т.М. Шамбы, Б.С. Эбзеева, А.И. Экимова, И.С. Яценко и др.

Источниковедческую базу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации 1993 г.; «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5487-1 (ред. от 02.02.2006 г.); Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 23.12.2003) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Гражданский кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 16.10.2006) «О защите прав потребителей»; Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 30.06.2006) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 31.12.2005) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 09.05.2005) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»; Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 22.08.2004) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ряд других нормативных актов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней сформулированы и обоснованы следующие теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту и обладающие научной новизной:

-выявлены основные проблемы в современной системе охраны здоровья и медицинской помощи населению.

К ним относятся:

во-первых, отсутствие системы приоритетов развития отрасли, долгосрочной государственной программы действий по охране здоровья населения страны;

во-вторых, хроническая финансовая недостаточность в здравоохранении, в том числе по программе государстве>шых гарантий бесплатной медицинской помощи.

В последние годы суммарные расходы бюджета всех уровней, фондов обязательного страхования на здравоохранение не превышают трех процентов валового внутреннего продукта, тогда как по рекомендации Всемирной организации здравоохранения они не должны быть меньше пяти процентов.

Дефицит финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования достигает 40 процентов, а соплатежи населения на оплату медицинских услуг, в том числе нелегитимные, уже сопоставимы с государственным финансированием отрасли;

в-третьих, нерациональное использование выделяемых средств. Почти две трети тратится на стационарное лечение, в то время как на первичную медико-санитарную помощь, на которую приходится 80 процентов пациентов, — менее трети. И меньше трех процентов — на профилактику заболеваний. В результате сложилась парадоксальная ситуация: российское здравоохранение из системы сохранения здоровья всего населения во многом превратилось в систему поддержания здоровья больных людей;

в-четвертых, слабость материально-технической базы большинства учреждений, особенно в первичном звене. Износ основных фондов лечебно-профилактических учреждений составляет в целом почти 60 процентов, а медицинской техники широкого применения — более 70 процентов. Оборудование многих медицинских учреждений, особенно в сельской местности, где живут почти 40 процентов россиян, абсолютно устарело либо просто обветшало;

в-пятых, острейшей проблемой здравоохранения является кадровый дефицит. В первичном звене и экстренных медицинских службах он достиг опасной черты. Особенно на селе, где многие участковые больницы, амбулатории вообще не имеют ни одного врача. Острая нехватка квалифицированных специалистов, перегрузка медперсонала значительно снижают уровень медицинской помощи.

Обоснованы предложения по созданию дополнительных условий для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ.

К ним относятся:

объединить центры высоких медицинских технологий в единые общероссийские специализированные медицинские службы с филиалами в регионах. Это позволит обеспечить выработку единых стандартов диагностики, лечения, медицинской реабилитации, единой методики подготовки высококвалифицированных медицинских кадров.

по каждому заболеванию выработать и утвердить стандарты медицинских услуг — с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями к условиям оказания медпомощи. Причем такие стандарты должны действовать в каждом населенном пункте Российской Федерации. И только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом;

в первую очередь обеспечить и укрепить материально-технической базу диагностического звена лечебно-профилактических учреждений муниципального уровня;

создать единую систему стандартов, на которую должна опираться страховая медицина;

— для преодоления нарастающей зависимости нашей страны от
зарубежных производителей медицинской техники и лекарств необходимо

разработать и реализовать федеральные целевые программы развития медицинской и фармацевтической промышленности России;

— срочно разработать базовый, системообразующий закон о здравоохранении в Российской Федерации, на основе которого принять, пакет основных законов по конкретизации государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, модернизации здравоохранения и системы медицинского страхования. Основными задачами государства в реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь являются в новом пакете законов должны быть названы: полное всестороннее нормативно-правовое регулирование процесса реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь на федеральном, региональном и муниципальном уровне; обеспечение прочной правовой и организационной основы деятельности государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; создание необходимых организационно-правовых условий для надежной защиты конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, используя для этого как судебные, так и досудебные способы защиты;

разработать и внедрить новый механизм финансирования системы здравоохранения: для первичного звена это подушевой норматив на обслуживаемое население при условии выполнения утвержденных показателей, характеризующих результат деятельности лечебно-профилактического учреждения; для специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи — финансирование на основе государственного или муниципального задания и утвержденных нормативов затрат на единицу объема медицинской помощи.

Дано авторское определение субъективного права на охрану здоровья и медицинскую помощь как совокупности правомочий по использованию в своих интересах комплекса гарантированных законом мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного,

19 медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение, укрепление или восстановление здоровья;

— обоснована идея комплексного содержания права на охрану здоровья
и медицинскую помощь, включающее в них право на охрану труда и право
на отдых, право на благоприятную окружающую среду и достоверную
информацию о ее состоянии, право на социальное страхование и право на
оказание квалифицированной медицинской помощи, а также в целом право
на жизнь. Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь
осуществляется государством через различные сферы и отрасли, но в
основном через систему отрасли здравоохранения;

— обоснована важная роль в гарантиях права на охрану здоровья и
медицинскую помощь института медицинского страхования, который
является неотъемлемой составной частью государственной системы
реализации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь , и в связи с
этим аргументирована необходимость укрепления финансовой базы
страхования с целью создания работающей схемы, обеспечивающей баланс
ресурсов и обязательств системы медицинского страхования;

— обосновано предложение создать на уровне субъекта Российской
Федерации систему государственного и общественного контроля за
соблюдением прав пациентов при оказании им медицинской помощи. С
целью реализации этого предложения предлагается создать комиссии по
защите прав пациентов при органах здравоохранения субъектов Российской
Федерации и органах местного самоуправления, а также предлагается создать
общественные комиссии по защите прав пациентов при государственных
учреждениях здравоохранения;

— аргументировано предложение законодательно утвердить право
пациента на достоверную информацию о состоянии его здоровья и право на
информацию о преимуществах предлагаемых и альтернативных методов и
форм оказания ему медицинской помощи.

Теоретическая значимость исследования заключается в концептуальном осмыслении содержания конституционного права граждан в на охрану здоровья и медицинскую помощь на современном этапе на основе норм международного права и научных разработок российских ученых и практиков здравоохранения, рекомендованы концептуально обоснованные существенные меры по улучшению практики реализации этого права в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании обобщения и выводы, практические рекомендации и предложения призваны способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства об охране здоровья и надежно защитить конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Ряд содержащихся в диссертационном исследовании предложений могут быть рассчитаны на подготовку нормативных правовых актов на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также на работу органов и учреждений здравоохранения на всех уровнях. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов конституционного права и отраслевых юридических дисциплин, а также при подготовке учебной и учебно-методической литературы по этим дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы нашли свое отражение в научных публикациях автора.

Структура работы определяется объектом, предметом, целью, задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь: понятие и структура

Устанавливая права человека, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми незапрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья.

Права человека — это субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах. Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определенных признаков: возможность пользования данным социальным благом; полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; свобода поведения, поступков в границах, установленных нормой права; возможность обратиться к государству за защитой нарушенного права .

Кроме того, существование права выражается в наличии как юридических норм, так и юридических отношений, каковыми являются определяемые юридическими нормами и слагаемые из прав и обязанностей отношения .

Механизм правового регулирования реализуется через правовые нормы, правовые отношения, правовую ответственность. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся от юридически властных предписаний поведение образует правонарушения.

Применительно к праву на охрану здоровья следует добавить, что оно относится к числу конституционных, то есть к числу основных прав человека, закрепленных в Конституции.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ)19. Это относится и к рассматриваемому праву. Провозглашая право на охрану здоровья, Конституция РФ определяет его как право любого человека, независимо от гражданства Российской Федерации. Право на охрану здоровья отнесено к социально-экономическим правам. Оно охватывает определенную область жизни человека, в отношении его допустимы рекомендательные формулировки базовых положений, его реализация во многом зависит от состояния экономики и ресурсов.

Исходя из норм действующего законодательства, определим рамки правового регулирования, объектом охраны которого является здоровье человека.

В Уставе (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (1946) определено, что здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов .

Далее следует отметить, что в рассматриваемом контексте охранять означает оберегать здоровье здорового человека, ограждать от вредного воздействия окружающей среды, защищать от неправомерных посягательств, а в случае необходимости обеспечить доступную медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах22 под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В рамках определения содержания конституционного права нас интересуют правовые меры по обеспечению охраны здоровья.

Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (1948) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. На основании Устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (1946) обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

Таким образом, здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств. В связи с этим достижения любого государства в области улучшения и охраны здоровья представляют ценность для всех, и предоставление возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук является необходимым условием достижения высшего уровня здоровья. Просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества крайне важны для улучшения здоровья народа.

В Российской Федерации конституционное право на охрану здоровья, установленное ст. 41, предполагает наличие норм, содержащих гарантии реализации права на охрану здоровья (статьи 7, 20, 21, 37, 38, 39, 42 Конституции РФ), а также его защиты (статьи 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ).

Прежде всего, в соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Согласно ст. 21 Конституции РФ никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным и иным опытам. Из права на охрану здоровья вытекают и конституционные права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), на защиту материнства и детства (ст. 38), на социальное обеспечение в случае болезни (ст. 39), на благоприятную окружающую среду (ст. 42) .

Анализируя конституции субъектов РФ, следует отметить наличие в большинстве случаев норм, отражающих право на охрану здоровья, аналогичных статье 41 Конституции РФ.

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь», -так записано в ст. 43 Конституции Республики Башкортостан26, ст. 39 Конституции Республики Бурятия , ст. 40 Конституции Республики Дагестан28, ст. 44 Конституции Кабардино-Балкарской Республики29, ст. 42 Конституции Республики Коми30, ст. 41 Конституции Республики Марий Эл , ст. 40 Республики Мордовия , ст. 34 Конституции Республики Тыва , ст. 37 Конституции Республики Хакасия34 и т.д.

В ст. 25 Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) подчеркнуто, что каждый имеет право на охрану здоровья, на бесплатное медицинское обслуживание в государственных учреждениях здравоохранения, организация которых осуществляется с учетом специфики жизни на Севере. Там же провозглашается, что государство финансирует, поддерживает и поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта.

Разграничение полномочий и организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации

Устанавливая права человека, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми незапрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья.

Права человека — это субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах. Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определенных признаков: возможность пользования данным социальным благом; полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; свобода поведения, поступков в границах, установленных нормой права; возможность обратиться к государству за защитой нарушенного права .

Кроме того, существование права выражается в наличии как юридических норм, так и юридических отношений, каковыми являются определяемые юридическими нормами и слагаемые из прав и обязанностей отношения .

Механизм правового регулирования реализуется через правовые нормы, правовые отношения, правовую ответственность. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся от юридически властных предписаний поведение образует правонарушения.

Применительно к праву на охрану здоровья следует добавить, что оно относится к числу конституционных, то есть к числу основных прав человека, закрепленных в Конституции.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ)19. Это относится и к рассматриваемому праву. Провозглашая право на охрану здоровья, Конституция РФ определяет его как право любого человека, независимо от гражданства Российской Федерации. Право на охрану здоровья отнесено к социально-экономическим правам. Оно охватывает определенную область жизни человека, в отношении его допустимы рекомендательные формулировки базовых положений, его реализация во многом зависит от состояния экономики и ресурсов.

Исходя из норм действующего законодательства, определим рамки правового регулирования, объектом охраны которого является здоровье человека.

В Уставе (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (1946) определено, что здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов .

Далее следует отметить, что в рассматриваемом контексте охранять означает оберегать здоровье здорового человека, ограждать от вредного воздействия окружающей среды, защищать от неправомерных посягательств, а в случае необходимости обеспечить доступную медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах22 под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В рамках определения содержания конституционного права нас интересуют правовые меры по обеспечению охраны здоровья.

Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (1948) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. На основании Устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (1946) обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

Таким образом, здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств. В связи с этим достижения любого государства в области улучшения и охраны здоровья представляют ценность для всех, и предоставление возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук является необходимым условием достижения высшего уровня здоровья. Просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества крайне важны для улучшения здоровья народа.

В Российской Федерации конституционное право на охрану здоровья, установленное ст. 41, предполагает наличие норм, содержащих гарантии реализации права на охрану здоровья (статьи 7, 20, 21, 37, 38, 39, 42 Конституции РФ), а также его защиты (статьи 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ).

Прежде всего, в соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Согласно ст. 21 Конституции РФ никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным и иным опытам. Из права на охрану здоровья вытекают и конституционные права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), на защиту материнства и детства (ст. 38), на социальное обеспечение в случае болезни (ст. 39), на благоприятную окружающую среду (ст. 42) .

Анализируя конституции субъектов РФ, следует отметить наличие в большинстве случаев норм, отражающих право на охрану здоровья, аналогичных статье 41 Конституции РФ.

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь», -так записано в ст. 43 Конституции Республики Башкортостан26, ст. 39 Конституции Республики Бурятия , ст. 40 Конституции Республики Дагестан28, ст. 44 Конституции Кабардино-Балкарской Республики29, ст. 42 Конституции Республики Коми30, ст. 41 Конституции Республики Марий Эл , ст. 40 Республики Мордовия , ст. 34 Конституции Республики Тыва , ст. 37 Конституции Республики Хакасия34 и т.д.

В ст. 25 Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) подчеркнуто, что каждый имеет право на охрану здоровья, на бесплатное медицинское обслуживание в государственных учреждениях здравоохранения, организация которых осуществляется с учетом специфики жизни на Севере. Там же провозглашается, что государство финансирует, поддерживает и поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта.a

Система законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

Место, которое занимают отношения по охране здоровья граждан в социально-экономической жизни современных государств, предопределяет важность их правового регулирования. Нормы права, действующие в этой сфере, отличаются большой спецификой, поскольку регулируют чрезвычайно сложные отношения, субъектами которых являются государство, граждане, различного рода учреждения и организации.

История отечественного дореволюционного права знает немало предписаний, касающихся охраны здоровья людей. Так, к числу заслуг императора Петра III можно отнести подписание в 1862 г. Указа о домах сумасшедших, что означало официальное признание безумия болезнью. Устав благочиния и безопасности запрещал нахождение на улицах города больных (ст. ст. 314 — 317)116, и эта мера в некоторой степени способствовала улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки, препятствовала распространению инфекционных заболеваний. В России с середины XIX в. у рабочих ряда профессий существовало право на бесплатное обеспечение лекарствами и медицинской помощью . Однако данное право, скорее, было свидетельством вопиющей отсталости России, где без обязывания предпринимателей строить больницы для рабочих, выдавать им бесплатные лекарства смертность и эпидемиологическое неблагополучие среди трудящихся некоторых профессий были бы катастрофическими.

По мнению большинства исследователей, государственная система здравоохранения в стране была создана лишь в XX в., поскольку в дореволюционной России земская медицина не могла обеспечить население повсеместной общедоступной и бесплатной медицинской помощью118. Вместе с тем В.П. Сальников и С.Г. Стеценко вполне справедливо полагают, что именно земская медицина создала те принципы, которые пытались внедрить западные страны и которые послужили базой для советского здравоохранения, а сильную роль в охране здоровья населения государство стало играть с XVI в. (создание Аптечного приказа)119. Что касается общих аспектов правового регламентирования отношений по охране здоровья, то признаки системности и комплексности этот массив норм приобрел лишь в эпоху советского права. Так, к числу первых актов советского периода, регулирующих данные отношения, относились декреты 1918 г. о страховании на случай болезни, о национализации аптек, о мерах борьбы с эпидемиями, постановление СНК об использовании Крыма для лечения трудящихся и др.

В советские годы практически отсутствовало регулирование отношений по охране здоровья граждан нормативными правовыми актами, имеющими форму закона. В основном это были подзаконные акты, число которых превышало 5000 . Исключение составляют Основы законодательства Союза ССР о здравоохранении 1969 г. и законы о здравоохранении союзных республик, принятые в 1971 г.

В СССР правовое регулирование медицинской деятельности осуществлялось преимущественно нормами административного права. Однако и право социального обеспечения, оформившееся как отрасль советского права в 70-е гг. прошлого века, содержало значительный массив норм в части безалиментарного предоставления медицинских услуг и лекарственного обеспечения. Не случайно В.Д. Попков, рассматривая все группы мероприятий по охране здоровья граждан, отмечал не только тесную связь между деятельностью государства по охране здоровья и по социальному обеспечению граждан, но и включал здравоохранение в систему социального обслуживания .

В современных условиях роль государства в сфере здравоохранения состоит в создании и поддержании «определенных гарантий для каждой конкретной личности в области предоставления медицинской помощи, в создании разветвленной сети доступных лечебно-профилактических учреждений, в которых медицинская помощь оказывается бесплатно, а также в принятии ряда законодательных актов, регулирующих вопросы здравоохранения»122.

Правовое регулирование отношений по охране здоровья граждан в российской правовой системе представлено следующими уровнями: нормы Конституции РФ (ст. ст. 41, 72), нормы Основ законодательства об охране здоровья граждан (выполняющие функции кодифицированного акта), нормы федеральных законов, нормы законов субъектов Российской Федерации, нормы подзаконных актов. Наибольший объем регулирования приходится именно на уровень подзаконных актов.

Институт государственно-правовой защиты конституционных прав и свобод граждан

Сегодня система обеспечения конституционных прав и свобод граждан в регионах России представляет собой довольно пеструю картину, причем не только по организационным формам, но и по темпам продвижения к конституционной модели устройства государственно-правового механизма охраны основных прав и свобод. Едиными основами всей системы органов государственной власти являются конституционные положения: о регулировании и защите прав и свобод граждан (предмет ведения Российской Федерации) и о защите прав и свобод граждан (предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов). Однако процесс создания подлинно единой системы органов государственной власти России, обеспечивающей охрану и защиту основных прав и свобод личности, идет весьма неравномерно в разных регионах, на разных уровнях власти, в разных ведомствах.

Особенность состояния этого важнейшего института демократии сегодня заключается в том, что задача государственных органов по обеспечению охраны и защиты основных прав и свобод граждан выступает как внутренняя задача обеспечения прав, прежде всего, самих чиновников государственного аппарата, а не населения, как это должно быть по определению. Органы государственной власти приобрели за последние годы чрезмерную относительную самостоятельность. В итоге оказались исчерпанными ресурсы доверия граждан к государству и его органам. Это привело как к отчуждению масс от государственных структур, так и к отчуждению государственных органов от населения. Как справедливо отмечает В.В. Лазарев, отчуждение государственных органов можно охарактеризовать как неприятие принципа, исходящего от общества, — жить по справедливости и исходящего от власти — жить по закону. Последнее в большой степени означает поклонение теневым ценностям181. Об этих проблемах подробно говорилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию — Парламенту РФ в апреле 2001 г. .

На этом фоне весьма позитивно выглядят решения главы государства и парламента России по формированию единого правового пространства, единой системы органов государственной власти, гарантий основных прав и свобод граждан. Речь идет об активизации проведения в последние два года административно-правовой и судебно-правовой реформы, создании семи федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ, обеспечивающими выполнение субъектами Федерации федеральных законов и иных решений Российской Федерации и соответствие последним законов субъектов Федерации.

Наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому гражданину автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита. Наличие таких норм является необходимым, но отнюдь не достаточным условием для реализации личностью своих прав и свобод в практике общественных отношений . Требуется реализация провозглашенного в Конституции права личности, т.е. действительное получение ею того блага, которое составляет содержание данного права. В свое время Л. С. Явич писал, что право — ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях и что нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества.

В юридической литературе реализация прав и свобод граждан рассматривается как регламентированный правовыми нормами процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств. Как конечный результат, она означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий . Процесс реализации прав граждан носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Совокупность средств, обеспечивающих реализацию права, их применение и действие составляют особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права. Под механизмом реализации понимается способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные правомерные положительные действия личности, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс.

Еще по теме:

  • Ст 146 коап судебная практика Определение Конституционного Суда РФ от 10 октября 2017 г. № 2254-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы товарищества собственников жилья «Юго-Западное» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об […]
  • Гражданский кодекс рб 2018г Гражданский Кодекс Республики Беларусь РАЗДЕЛ IОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯПОДРАЗДЕЛ 1ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯГЛАВА 1ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГЛАВА 2ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ПОДРАЗДЕЛ 2ЛИЦАГЛАВА 3ГРАЖДАНЕ […]
  • Земельный кадастр и мониторинг земли Земельный кадастр и мониторинг земель (стр. 1 из 15) Министерство сельского хозяйства РФ Государственный университет по землеустройству Кафедра землепользования и земельного кадастра земельный кадастр и мониторинг земель Проверила : Каталина В. В. Выполнила […]
  • Принимаю на реализацию товар Проводки по реализации товаров и услуг в бухучете Реализация товаров или услуг – основные источники доходов фирмы. Отражение продажи в учете происходит либо на момент отгрузки, либо на момент оплаты. Каждый случай отгрузки предполагает свои […]
  • 7 глава тк рф Трудовой кодекс РФ c комментариями Глава 7. Коллективные договоры и соглашения. Статья 40. Коллективный договор. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый […]
  • Градостроительный кодекс пункт 41 статья 6 Статья 41. Назначение, виды документации по планировке территории 1. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления […]