Правовая квалификация административного правонарушения

10.01.2019 Выкл. Автор admin

§ 1. Понятие квалификации административных правонарушений

Термин «квалификация» происходит от латинского qualification (определение качества, оценка чего-либо) и предполагает отнесение предмета или явления к определенному разряду, группе в зависимости от качественных критериев. В административном праве под квалификацией правонарушений понимается установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с этим квалификация административных правонарушений — это прежде всего деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния Данная оценка определяется в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой законодательства об административной ответственности.

Квалификация правонарушений входит в компетенцию адми-нистративно-юрисдикционных органов. При этом следует заметить, что в отличие от уголовного судопроизводства административная юрисдикция характеризуется наличием ряда особенностей, в том числе в сфере деятельности по квалификации административных правонарушений. Во-первых, это объясняется множественностью административно-юрисдикционных органов (должностных лиц), наделенных правом квалификации административных правонарушений, во-вторых, неоднородностью этих органов (должностных лиц).

Отсутствие единой системы органов административной юрисдикции объясняется объективными обстоятельствами. Администра-

тивных проступков множество, и на их квалификацию в каком-либо одном органе потребовалось бы много времени и средств на пересылку материалов, вызов участников производства, отвлечение на процедуру рассмотрения должностных лиц, оформивших материалы, от их основной работы. Кроме того, квалификация многих дел требует специальных знаний.

Административную юрисдикцию характеризует прежде всего быстрота (оперативность) реагирования на правонарушение, ее профилактическая направленность, что, в свою очередь, предполагает осуществление квалификации в максимально сжатые сроки.

Термин «квалификация административного правонарушения» имеет двоякое значение:

1. Квалификация как деятельность административно-юрисдик-ционных органов по установлению точного соответствия между деянием и признаками состава административного правонарушения. Квалификация как государственно-правовая оценка совершенного противоправного деяния.

2. Квалификация административных проступков осуществляется практически на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях:

а) возбуждения дела и административного расследования;

б) рассмотрения дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении;

в) обжалования и опротестования постановления по делу. Некоторыми авторами в число стадий производства по делу

об административном правонарушении включается исполнение постановления по делу.

Нормы, регламентирующие производства по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений, содержатся в разных разделах КоАП РФ. В процессе исполнительного производства квалификация административных правонарушений не осуществляется.

Требования к полноте квалификации административных правонарушений на каждой стадии различны, так как реальные возможности обеспечения точной и полной квалификации во многом зависят от объема и достоверности информации об обстоятельствах проступка.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объем информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния. Задача начальной стадии квалификации нередко заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай: а) административное

правонарушение; б) преступление; в) дисциплинарный проступок; г) гражданско-правовой деликт.

В процессе административного расследования решается вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние. Полученный вывод, как правило, отражается в протоколе об административном правонарушении.

Квалификация на стадии возбуждения дела и административного расследования носит как бы предварительный характер. Итоговая правовая оценка содеянному деянию дается правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исследуя все обстоятельства дела, орган (должностное лицо) соглашается с предварительной квалификацией либо приходит к выводу об иной квалификации рассматриваемого деяния, что отражается в постановлении о прекращении производства по делу или о наложении административного взыскания (такое решение принимается, если рассматривающий дело приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения или о необходимости направления дела органам следствия или дознания при обнаружении в деянии признаков преступления; прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно также в иных случаях, предусмотренных с.24.5 КоАП РФ). В некоторых случаях и эта квалификация не всегда является окончательной.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным органом (должностным лицом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесения постановления, что предполагает и проверку точности ранее данной оценки (квалификации) деяния.

При обнаружении ошибки в квалификации, содеянного деяния орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест, отменяет постановление, изменяет квалификацию либо направляет дело на новое расследование (ст. 30.7 КоАП РФ).

Квалификация административных правонарушений является важнейшей стадией деятельности по применению норм законодательства об административных правонарушениях. Правильная квалификация — необходимое условие законности всей правоприменительной деятельности.

Как показывает практика, ошибки в квалификации порождают ряд негативных последствий. Например, неправильное признание на стадии возбуждения дела или административного расследования деяния административным правонарушением ведет к незаконному

доставлению, задержанию, досмотру, применению иных административно-процессуальных мер к лицу, поведение которого было правомерным. .

Неправильное определение вида совершенного административного правонарушения также может повлечь необоснованное применение мер воздействия, например задержания. Более того, законодатель в зависимости от вида совершенного административного правонарушения определяет сроки административного задержания (от 3 часов до 48 часов — ст.27.5 КоАП РФ).

С другой стороны, совершенное лицом административное правонарушение может вопреки требованию закона не повлечь за собой соответствующих мер правового реагирования в результате ошибочной предварительной квалификации деяния.

Процесс квалификации административных правонарушений -это сопоставление с целью установления тождества признаков совершенного деяния и признаков состава административного правонарушения, предусмотренного правовой нормой.

Выявление признаков деяния осуществляется посредством сбора и оценки доказательств, которые лежат за рамками квалификации и содержат значительный объем фактических обстоятельств содеянного, таких как место, время, способ, средства и обстоятельства совершения правонарушения, личности правонарушителя, потерпевшего и т.д. Для квалификации административного правонарушения из множества признаков фактически совершенного деяния необходимо отобрать наиболее значимые. К ним в первую очередь относятся общие признаки, присущие любому виду административного правонарушения: общественная опасность и противоправность деяния.

Вывод об общественной опасности и противоправности деяния основывается на знании лица, осуществляющего квалификацию, действующего законодательства, жизненного и профессионального опыта, а также правосознания.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Анализ определения административного правонарушения позволяет выявить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, к которым следует отнести следующие:

Признак «общественная опасность» прямо не указывается в определении административного правонарушения, но предусматривается наличие угрозы нарушения охраняемых административным законодательством общественных отношений. Если бы административные правонарушения не влекли вредных последствий, не представляли опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для борьбы с ними и т.д. Следовательно, общественная опасность является существенным (материальным) признаком административного правонарушения и означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административное правонарушение. Например: гражданин перешел улицу в не установленном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Однако на проезжей части проводились ремонтные работы, в связи с чем движение автотранспорта в данном месте было запрещено. Следовательно, в деянии гражданина отсутствует угроза безопасности дорожного движения, а это значит, что отсутствует рассматриваемый признак административного правонарушения, что в конечном итоге говорит об отсутствии самого административного правонарушения.

Следующий признак административного правонарушения -административная противоправность. Установление данного признака также имеет большое значение для квалификации административного правонарушения. Данное обстоятельство связано с тем, что административным правонарушением может быть признано только такое деяние физического или юридического лица, которое запрещено нормами административного права (противоречит содержащимся в них предписаниям). Если общественная опасность (вредность) является качеством, объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем (или иным компетентным органом) в нормах, запрещающих совершение подобных действий. Общественная опасность деяний, в ряде случаев, не означает обязательность их противоправности. Законодатель не всегда вовремя реагирует на существование вредных для общества деяний установлением правового запрета.

Указанный в определении административного правонарушения признак наказуемости также должен быть исследован админист-ративно-юрисдикционным органом в процессе квалификации конкретного правонарушения. Ведь общественно опасное, запрещенное законом деяние только тогда может быть признано как административное правонарушение, если за его совершение предусмотрена административная ответственность. Следует иметь в виду, что да-

леко не все общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами, обеспечиваются административными наказаниями (санкциями). Например: правила пользования метрополитеном запрещают бегать по эскалатору, облокачиваться на поручни, ставить вещи на ступеньки и т.д. Однако за их нарушение не предусмотрена административная санкция. Следовательно, подобного рода деяния не должны расцениваться как административные правонарушения.

Не менее значимым для квалификации административного правонарушения как такового является такой признак административного правонарушения, как виновность лица в совершении деяния. Для признания деяния правонарушением необходимо установить, что его совершение явилось следствием проявления воли лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное помимо воли лица. Например: не может рассматриваться как административное правонарушение дорожно-транспортное происшествие, происшедшее в результате того, что водитель автотранспортного средства внезапно потерял сознание и не мог управлять им.

Исходя из вышеизложенного следует заключить, что отсутствие любого из названных признаков административного правонарушения означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

Кроме этого исследование указанных признаков позволяет разграничить административные правонарушения от других видов правонарушений. Так, по основному, материальному признаку — степени общественной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные и гражданско-правовые).

Преступления отличаются от административного правонарушения более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом совершения, наступившими последствиями (ущербом), мотивом, целью, формой вины и т.д.

Формальным основанием разграничения преступления от административного правонарушения является характер противоправности и наказуемости. Если преступление — это деяние, запрещенное нормами уголовного закона, то административное правонарушение -нормами административного законодательства, содержащимися как в законах, так и в подзаконных нормативных правовых актах Кроме того, за преступление предусмотрено уголовное наказание, тогда как

за административное правонарушение — административная ответственность.

Отличие административных правонарушений от дисциплинарных проступков заключается прежде всего в анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред деянием. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях, учреждениях, предприятиях, а также на трудовую (служебную, воинскую) дисциплину. По общему правилу указанные общественные отношения не являются объектами административных правонарушений. Дисциплинарный проступок — это неисполнение обязанностей, которые на него возложены как на работника определенного предприятия (учреждения, организации). Кроме того, дисциплинарные проступки влекут за собой дисциплинарную ответственность, которая выражается в форме дисциплинарных взысканий, отличающихся от взысканий, применяемых за административные правонарушения, по следующим основаниям:

— характеру содержания в них решений (правоограничений);

— правовым последствиями применения;

— порядку их регулирования;

— кругу субъектов, имеющих право применять их.

Исследование общих признаков административного правонарушения позволяет также разграничить их от гражданско-правовых деликтов. Гражданско-правовой деликт — это нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административное правонарушение, как правило, представляет собой нарушение объективного права. Кроме того, гражданско-правовым нарушением в отдельных случаях может признаваться и невиновное деяние, тогда как административное правонарушение всегда является результатом виновного деяния. За нарушение гражданско-правовых норм предусмотрена гражданско-правовая ответственность, носящая имущественный характер. В свою очередь, административная ответственность, наступающая за административные правонарушения, выражается как в имущественных (штраф, конфискация и т.д.), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, административный арест и т.д.).

.Исследование общих признаков административного правонарушения имеет большое значение для квалификации, так как от этого зависит, будет она на данном этапе остановлена или продолжена в форме дальнейшего исследования признаков состава конкретного правонарушения

После признания деяния общественно опасным и противоправным следует второй, наиболее сложный этап квалификации.

Задачей второго этапа является решение вопроса о том, какая административно-правовая норма предусматривает ответственность за такое деяние. Здесь необходимо выяснение и сопоставление так называемых видовых признаков, т.е признаков, характерных именно для данного вида административного правонарушения. Затем из их числа выявляется группа смежных составов, а из числа смежных составов выбирается тот, признаки которого полностью соответствуют признакам квалифицируемого деяния. Итак, основным содержанием процесса квалификации административных правонарушений является сопоставление признаков совершенного деяния с признаками состава административного проступка.

19. Квалификация административных правонарушений.

Квалификация – это установление соответствия между фактическими признаками совершённого деяния и признака конкретного состава правонарушения, предусмотренного соответствующей статьёй КоАП. Лицо, совершившее прав-ие, может нести ответств.,если в этом деянии присутствуют все признаки конкретного состава прав-ия. Поэтому необходимо установить соответствие фактических признаков совершенного деяния с юридическими. При квалификации отбираются лишь признаки, которые предусмотрены в КоАП в качестве признаков состава правонарушения, остальные признаки для квалификации значения не имеют. Обязательными условиями для правильной квалификации являются установление всех фактических обстоятельств совершенного деяния и профессиональное сопоставление их с признаками прав-ий, названных в нормах соответствующих статей КоАП. Квалификация админ. прав-ий не такая сложная, как преступлений. Но без неё невозможно определить конкретный вид правонарушения, статью, её часть, в соответствии с кот.виновное лицо может нести адм. ответств.

Вывод о наличии в определённом деянии признаков состава прав-ия не всегда закрепляется в процессуальных док-тах. Если ПИКоАП предусмотрена возможность наложения адм. взыскания, то не требуется составления никаких процессуальных док-тов, а значит признаки состава прав-ия письменно в соответствующем док-те не отражаются. В иных случаях составляется протокол об адм. право-ии. В нем отражаются сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо адм. прав-ия, норма права предусматривающая ответств. за данное прав-ие. В постановлении по делу об админ. прав-ии, которое выносится после рассмотрения дела, излагаются и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также указывается норм.акт, предусматривающий ответств. за данное адм. прав-ие. Т.о. в 1-ом и 2-ом процессуальных док-ах фиксируется квалификация прав-ия путём указания правовых нормы, предусматривающей ответственность за данное прав-ие, в кот.сформулированы признаки установленного состава право-ия.

Неустановление обязательных элементов состава прав-ия исключает наличие состава и влечёт прекращение дела производством. Неправильная квалификация может повлечь незаконное привлечение к адм. ответственности.

Н-р, состав клеветы(ст.9.2) будет в том случае, если деяние осуществляется:

способом распространения, заведомо ложных измышлений, позорящих измышлений, совершено умышлено, вменяемым лицом, достигшим 16 лет. При соответствии признаков совершённого деяния названным признакам состава клеветы правонарушение квалифицируется по ст. 9.2 КоАП.

20. Объект административного правонарушения: понятие, классификация.

Объект адм. прав-ия явл. обязательным элементом каждого состава адм. прав-ия и играет существенную роль при квалификации деяния. Нет единого мнения по поводу понятия объекта. Одни считают, что объект – это обществ.отношения, другие – интересы людей и отдельных лиц. Не физ или юр лицо не явл. объектом посягательства, а обществ. отнош-ия, субъектами которых они являются. Одним из элементов обществ. отношений явл. Предметы(материальные: вещи и нематериальные: дух., моральн., организ. явления, они не имеют вещественную ценность). Беспредметных отношений нет, противоправное деяние, посягая на объект, одновременно посягает и на предмет. Обществ.отношения, содержащие предмет в качестве материальных ценностей, явл. материальными(н-р, незаконное ношение либо перевозка газового, пневматического или метательного оружия), те, кот не имеют их – нематериальные(неявка в суд по вызову без уважительной причины). Под предметом общ.отношений понимают всё то, в связи с чем они складываются, существуют, по поводу чего субъекты вступают в такие отношения. При воздействии на предмет происходит посягательство на обществ.отношения. Другими составляющими общ.отношений явл. субъекты – носители этих отношений.Субъекты АДОтнош. по своему положению разные. Одна сторона – правонарушители, другая – те субъекты, интересы которых в той или иной мере затрагиваются в связи с совершением правонарушения. Без них не может быть общественного отношения. Третьим элементом общ.отношений явл взаимосвязь между субъектами общ. отношений. Только во взаимосвязях субъектов проявляются обществ.отношения. Взаимосвязь – это общение между субъектами общ.отношения. Правонарушитель, совершая деяние, воздействует на предмет и этим самым посягает в целом на общ.отношение, причиняя ему ущерб. В некоторых прав-иях предусмотрено обязательное присутствие предмета, н-р, в право-иях, о кот.идёт речь в гл 10 «адм. прав-ия против собственности». Объекты адм. прав-ий «по вертикали» классифицируются как общий, родовой, непосредственный. Общий объект – все общ.отношения, охраняемые нормами АДП. Общ.объект означает, что он явл. одним для всех админ. право-ий. Он лишён конкретных признаков общ.отношений, а обладает признаками, имеющими одинаковое значение для объектов любого адм. право-ия. Эти отнош. деликтны, связаны с совершением адм. прав-ий; регулируются нормами различных отраслей права; обеспечиваются мерами адм. ответственности. Общий объект состоит из родовых и конкретных объектов. Посягательство на родовой или конкретный объект явл. посягательством на общий объект. Родовой объект – часть общ.отношений общего объекта, взаимосвязанных близким родством, свойством. Он объединяет однородную группу общ.отношений, состоящих из конкретных объектов, и явл. для них единым. Н-р, нарушение правил радиационного контроля(16.4), нарушение правил и норм радиационной безопасности посягают на один родовой объект – отношения в области здоровья населения. Близкие, родственные прав-ия объединяются в одной главе в Особен. части КоАП. Кол-во глав определяет кол-во родовых объектов админ. прав-ий. Значение родового объекта – не только в систематизации правовых норм по соответствующим группам, но и отграничении одного рода прав-ий от другого. Родовые объекты состоят из видовых объектов(это части, группы объектов в системе родового объекта, имеющие свои специфические черты, св-ва). Вид.объекты определяются в названиях глав и статей. Непосредственный объект – это то конкретное общ.отношение, которое охраняется АДП и которому непосредственно наносится вред. Он явл. первоначальным на что направляется противоправное деяние. По существу, непосредственный объект образует противоправность деяния, так как именно он связан с конкретной нормой права, которая этим деяние нарушается. Непоср. объект умышл. причинения телесного повреждения – здоровье человека; мелкого хулиганства – общественный порядок. Непосред. объект служит основой для класс-ции прав-ий по главам и видам Особен. части КоАП. Он наиболее полно определяет сущность и подчёркивает специфические особенности конкретного прав-ия. Непосредств. объект: основной и дополн. Основным явл объект, на кот.главным образом направлено противоправное деяние и который охраняется мерами адм. отвеств. в данном конкретном случае. В нём выражается сущность этого прав-ия. По субъектам обществ.отношений, выделяют отношения только с участием: граждан, должн. лиц, должн. лиц и предприним, отношения общего хар-ра. Специфика этих объектов – субъектами подобных отношений явл правонарушители. По предмету воздействия: материальные, нематериальные. По отраслям права, кот. регулируются общ. отношения(адм, конст, финансовое, труд, эколог.) Н-р, право на свободу объединений закрепляет КП, а мерами адм ответственности оно охраняется.

К вопросу о правовой квалификации административных правонарушений в области таможенного дела

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 15.12.2015 2015-12-15

Статья просмотрена: 2278 раз

Библиографическое описание:

Рогачёв Д. И. К вопросу о правовой квалификации административных правонарушений в области таможенного дела // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 770-773. — URL https://moluch.ru/archive/104/24519/ (дата обращения: 11.10.2018).

Одним из приоритетных направлений деятельности должностных лиц таможенных органов является борьба с административными правонарушениями и уголовными преступлениями в области таможенного дела. В соответствии с п. 3 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы государств-членов таможенного союза ведут административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности. Правовая квалификация нарушений таможенных правил является необходимым инструментом деятельности должностных лиц таможенных органов, который позволяет установить какие именно нормы таможенного или иного законодательства нарушены. В статье рассмотрены понятие, сущность, назначение и проблемные вопросы правовой квалификации административных правонарушений в области таможенного дела.

Ключевые слова: административное правонарушение, нарушение таможенных правил, квалификация, состав правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, общие нормы, специальные нормы.

Квалификация правонарушений является важным этапом в процессе применения норм законодательства. Правильная квалификация — это необходимое условие законности всей правоприменительной деятельности. Совершение административного правонарушения является юридическим фактом, который должен подтверждается наличием состава административного правонарушения и его события, которые фиксируется определенными процессуальному документами, такими как: протокол об административном правонарушении, протокол применения мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 2, 4 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). При составлении каждого из вышеперечисленных документов необходимо провести правильную квалификацию правонарушения [2, с. 43–45].

Под квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц таможенных органов по применению законодательства об административных правонарушениях, квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного сотрудника, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния. Далее делается вывод о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной статьей КоАП РФ (не содержит таких признаков вовсе).

При выявлении правонарушения устанавливается, какие именно нормы таможенного или иного законодательства, таможенных правил нарушены (объект посягательств), время, место, способ и средства, орудия совершения правонарушения (объективная сторона), личность деликвента (субъект), цели, мотив его деяния (субъективная сторона), другие фактические данные, указывающие на наличие события административного правонарушения и поводов к возбуждению дела, сбора и фиксации доказательств, их анализа и оценки.

Особенностью квалификации административных правонарушений в области таможенного дела является, в большинстве случаев, необходимость наряду с установлением объекта, устанавливать и его предмет, которым могут выступать: товары и (или) транспортные средства, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, средства таможенной идентификации, таможенная декларация и таможенные документы, что в конечном итоге необходимо для правильного назначения административного наказания

Обязанность по квалификации возлагается на разные категории должностных лиц органов, наделенных административной юрисдикцией. В таможенных органах таковыми являются должностные лица, уполномоченные на составление протокола об административном правонарушении, на рассмотрение дела о нарушении таможенных правил и жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, а также прокурор, возбудивший дело, и судья, рассматривающий дело (ст. 23.1, 23.8; п. 12 ч. 2 ст. 28.3; ст. 28.7, 30.1 КоАП РФ). Причем процесс правовой квалификации правонарушения последовательно продолжается на каждой стадии производства по делу о нарушении таможенных правил и заканчивается только после вступления постановления по делу в законную силу.

Выделим основные этапы правовой квалификации нарушения таможенных правил:

  1. Первый этап заключается в установлении события правонарушения, сборе фактических данных, позволяющих сделать вывод о противоправности совершенного деяния, выявлении доказательств по делу, их процессуальном закреплении, установлении личности делинквента — субъекта правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ). Последовательность действий при сборе таких данных обусловлена необходимостью рационального подхода к познанию определенного противоправного деяния. Так, при установлении состава административного правонарушения в области таможенного дела целесообразно действовать по следующей схеме: объект (и предмет) этого состава — его объективная сторона — субъект состава правонарушения — его субъективная сторона. Объясняется это тем, что лишь наличие предыдущего элемента состава правонарушения дает основания для продолжения поиска. Ведь если окажется, например, что охраняемые государством общественные отношения — а именно общественные отношения в области таможенного дела составляют объект нарушения таможенных не выявлен, становится очевидным отсутствие состава правонарушения, что в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, необходимость в установлении других элементов состава правонарушения сразу исчезает.
  2. Второй этап — анализ собранных доказательств, выявление основных и квалифицирующих признаков правонарушения, установление формы вины субъекта.
  3. Третий этап — определение нормы, статьи КоАП РФ, устанавливающей ответственность за совершение подобного рода правонарушений, и сопоставление состава правонарушения сначала по общим, затем по квалифицирующим признакам деликта, указанным в статье (норме), с фактическими данными, выявленными в процессе производства по делу о НТП [3, с. 24–25]. Специфика третьего этапа правовой квалификации состоит в установлении диспозиции (и гипотезы) юридической нормы, подлежащей применению. Эта деятельность включает в себя:

 определение отрасли права, регулирующей соответствующие общественные отношения;

 поиск нужного источника права;

 выбор в нем определенной юридической нормы;

 выявление диспозиции и гипотезы данной нормы;

 проверку действия этих элементов нормы во времени;

 проверку действия их в пространстве;

 проверку действия названных частей нормы по кругу лиц;

 разрешение имеющихся коллизий между ними и диспозициями (гипотезами) других юридических норм.

Как правило, при квалификации административных правонарушений возникают некоторые сложности, исключением не является квалификация нарушений таможенных правил. В первую очередь, трудности возникают при применении норм административного права, которые в свою очередь подразделяются на общие и специальные. Общие нормы — это предписания, которые охватывают правовые институты одной отрасли в целом. Эти нормы группируется в общую часть отрасли, и регулируют родовые объекты. В отличие от общих, специальные нормы — это предписания, которые относятся к правовым институтам одной отрасли и регулируют определенный вид родовых отношений, с учетом присущих им особенностей [3, с. 27].

Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности, т. е. обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права.

Правовая квалификация административных правонарушений в таможенной сфере имеет определенные трудности, связанные с наличием коллизий и противоречий в законодательстве, в частности, диспозиции некоторых статей главы 16 КоАП РФ имеют схожее значение. Такие случаи возникают при наличии совокупности норм, которые охватывают совершенное противоправное деяние лишь частично и ответственность за одно, по существу, деяние предусматривается двумя статьями, например: ст. 16.2 и 16.16; ч. 3 ст. 16.1 и ст. 16.11 КоАП РФ. Это происходит в силу конкуренции некоторых статей главы 16 КоАП РФ, например: ст. 16.2 и ст. 16.17; ч. 4 ст. 16.1, ч. 3 ст. 16.2 и ст. 16.3; ст. 16.9 и 16.10; ч. 2 ст. 16.2, ст. 16.3 и ст. 16.21 КоАП РФ. В таких ситуациях важно точно определить характер каждой из конкурирующих статей: какая из них по конструкции состава правонарушения является общей, а какая специальной.

Общий подход к правовой квалификации НТП заключается в том, что при конкуренции общих и специальных норм предпочтение отдается специальным нормам.

Административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров и транспортных средств предусмотрена ч. 1 ст. 16.2; за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации при периодическом временном декларировании, при декларировании после фактического выпуска товаров, непредставление в срок необходимых сведений и документов — ст. 16.12 КоАП РФ; неподача таможенной декларации по окончании предельного срока нахождения товаров на складе временного хранения может образовать состав нарушения таможенных правил, предусмотренный ст. 16.16 КоАП РФ. Заметно различаются и санкции этих статей: административный штраф в размере до двукратной стоимости товаров и транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ), налагаемый на граждан и юридических лиц, и штраф в размере до 10 тысяч рублей, налагаемый на должностных лиц, и 100 тысяч рублей — на юридических лиц (ст. 16.12 КоАП РФ). Объективная сторона этих правонарушений выражается в бездействии — непредставлении таможенной декларации в таможенный орган либо нарушении сроков ее представления. В данном примере идентичны и субъекты ответственности: должностные и юридические лица, хотя в ст. 16.2 КоАП РФ фигурирует и физическое лицо — непосредственный виновник правонарушения. Однако ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ является общей по отношению к ст. 16.12 и ст. 16.16 КоАП РФ, а последние — специальными по отношению к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ [3, с. 70].

Также ч. 1 ст. 16.3 о несоблюдении запретов и ограничений при ввозе и вывозе товаров будет являться общей по отношению к ч. 4 ст. 16.1 (предоставление недействительных документов при прибытии, убытии и помещение под процедуры таможенный транзит или на склад временного хранения) и ч. 3 ст. 16.2 о предоставлении недостоверных сведений и документов при декларировании товаров.

Например, ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ является общей нормой по отношению к статьям КоАП РФ, предусматривающим ответственность за конкретные нарушения таможенных процедур: ст. 16.18 (невывоз или неосуществление обратного ввоза товаров и транспортных средств), ст. 16.14, ст. 16.20 (незаконное использование или распоряжение условно выпущенными товарами),ст. 16.24 (использование временно ввезенных транспортных средств во внутренних перевозках по таможенной территории ТС),16.1 ч.3 (предоставление недействительных документов при помещении под процедуру таможенного транзита)и 16.1 ч.4 (несоблюдение запретов и ограничений при помещении под процедуру таможенного транзита).

Ст. 16.7 (предоставление недействительный документов при совершении таможенных операций, которые повлекли за собой недостоверные сведения о товарах) является общей статьей. Специальными по отношению к ней являются: ч. 3 ст. 16.1 (предоставление недействительный сведений) и ч. 4 16.1 (предоставление недействительных документов) при совершении таможенных операций прибытия и убытия, ч. 3 ст. 16.2 (представлены недостоверные документы или сведения) и ч. 2 ст.16.2 (представлены недостоверные сведения о наименовании, описания, классификационного кода товара или его таможенной стоимости) при совершении таможенной операции декларирования.

В результате проведенного анализа, автором была предложена классификация статей главы 16 КоАП РФ на общие и специальные. Представленная классификация (таблица 1) носит рекомендательный характер и может быть использована в практической деятельности должностных лиц таможенных органов.

Классификация норм главы 16 КоАП РФ на общие и специальные

Неверная квалификация административного правонарушения влечёт ли освобождение от наказания?

Ответ: Верховный Суд РФ в Постановлении от 14 сентября 2016 г. N 302-АД16-11191 установил, что неправильная квалификация административным органом (Роспотребнадзор по субъекту федерации) административного правонарушения со стороны управляющей компании влечет отмену постановления о привлечении её к административной ответственности, как вынесенного с нарушением закона.

Основная позиция Верховного Суда РФ сводится к следующему:

  1. Управляющая компания была привлечена к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
  2. Основанием для привлечения к административной ответственности послужил выявленный административным органом по результатам рассмотрения обращения гражданина факт ненадлежащего уведомления потребителя электроэнергии о предстоящем введении ограничения предоставляемой ему коммунальной услуги по электроснабжению, что является нарушением положений подпункта «б» пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
  3. Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
  4. Верховный Суд РФ и нижестоящие суды установили неверную квалификацию правонарушения, поскольку ненадлежащее уведомление потребителя о предстоящем ограничении предоставления коммунальной услуги является следствием нарушения уровня или режима обеспечения его коммунальной услугой, которое охватывается диспозицией статьи 7.23 КоАП РФ.
  5. По данным основаниям оспоренное постановление административного органа судом признано незаконным и подлежащим отмене.
  6. Верховный Суд РФ отказался отменять судебные акты нижестоящих судов, так как отмена происходит в исключительных случаях и не должно влечь ухудшение лица, незаконно привлеченного к административной ответственности.

Еще по теме:

  • Вина не доказана статья гк Статья 56. Обязанность доказывания СТ 56 ГПК РФ 1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. 2. Суд определяет, какие […]
  • Вычет из подоходного налога на ребенка Налоговые вычеты на детей в 2018 году Детские налоговые вычеты — это один из видов государственных льгот родителям, на содержании которых находятся несовершеннолетние дети или учащиеся до 24 лет. Применение вычета позволяет экономить часть дохода семьи за […]
  • Судебный акт в арбитражном процессе это Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы Судебные акты арбитражных судов (понятие, виды, значение) Властная деятельность арбитражного суда по осуществлению правосудия выражается в виде принимаемых им различных актов — судебных […]
  • Образец договор купли продажи нежилого помещения Предварительный договор купли-продажи нежилого помещения с задатком Предварительный договор купли-продажи нежилого помещения с задатком. Образец ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР N ____ купли-продажи нежилого помещения (с условием о задатке; предоплата — по основному […]
  • Коап 71 самовольный захват земли Статья 7.1 КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка (действующая редакция) Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской […]
  • П1-3 ст 161 нк рф Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами 1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых […]