Признаками субъективной стороны административного правонарушения

08.05.2019 Выкл. Автор admin

Субъективные признаки состава административного правонарушения.

Субъективные признаки состава административного правонарушения. — раздел Философия, Конспект лекций: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Понятие Субъекта Административного Правонару.

Понятие субъекта административного правонарушения включает в себя совокупность указанных в законе признаков, которую должно иметь лицо (юридическое или физическое), чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением.

Юридическое лицо – по гражданскому законодательству РФ организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; нести обязанности; быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации, осуществляемой соответствующим органом исполнительной власти посредством внесения в государственный реестр сведений о создании (реорганизации и ликвидации) юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Причем назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Для физического лица все признаки субъекта административного правонарушения можно разделить на общие и специальные.

Общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица.

В соответствии со ст. 2.3. КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Следовательно, обязательным признаком субъекта административного правонарушения является достижение лицом, совершившим противоправное деяние, шестнадцатилетнего возраста.

Вменяемость лица – второй обязательный признак субъекта административного правонарушения. Вменяемость – это способность лица сознавать фактический характер и противоправность своих действий и руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины. Только вменяемое лицо способно сознавать характер своих деяний, предвидеть их вредные последствия и относиться к ним сознательно (желать, допускать или рассчитывать на их предотвращение). Ст. 2.8. КоАП РФ определяет, что физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.

Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния. Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания (иного болезненного состояния) на способность сознавать фактический характер и противоправность своих действий либо руководить ими. Таким образом, для признания лица невменяемым необходима совокупность как медицинского, так и юридического критерия.

Специальные признаки субъекта административного правонарушения присущи лишь некоторым составам. Указания на эти признаки содержатся в нормах Особенной части КоАП РФ. Так, административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей (ст. 5.35 КоАП РФ) несут родители или иные законные представители несовершеннолетних. За нарушение режима пребывания в России (ст. 18.8 КоАП РФ) к административной ответственности привлекаются иностранные граждане, за совершение некоторых правонарушений предусматривается административная ответственность должностных лиц и т.п.

Должностные лица привлекаются к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей (2.4 КоАП РФ). При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, подлежит ответственности на общих основаниях.

Согласно КоАП РФ, под должностными лицами следует понимать лиц, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющих функции представительной власти, то есть наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данных должностных лиц, а равно и лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях, учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Свои особенности имеет деликтоспособность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов за совершение административных правонарушений. Так, ст. 2.5. КоАП РФ предусматривает административную ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Военнослужащие и признанные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудник органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении – лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а

к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — также в виде административного штрафа.

Административная деликтоспособность юридических лиц наступает с момента их образования в установленном законом порядке. Ее появление обусловлено переходом к рыночным отношениям, появлением хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Новые экономические условия дают основания повышать влияние административного штрафа как меры воздействия в целях обеспечения законности в деятельности юридических лиц, поскольку, крупные размеры штрафа могут ощутимо отражаться на их имущественном состоянии.

Признаки юридического лица в качестве субъекта административного правонарушения характеризуются обезличенностью, то есть коллективной виной юридического лица в совершении правонарушения, которая определяется по правовым последствиям его деятельности.

Административная ответственность юридических лиц предусмотрена нормами Особенной части Кодекса и законами субъектов Российской Федерации. Юридические лица не всегда являются субъектами только специфических правонарушений. Субъектами многих правонарушений признаются физические, должностные и юридические лица.

Если в нормах Кодекса не указано, применяются ли они к физическому, должностному или юридическому лицам, данные нормы в равной мере действуют в отношении того, другого и третьего лица, за исключением случаев, когда по смыслу данных норм они относятся и могут быть применены только к физическому лицу. В случаях слияния, преобразования юридического лица к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Иностранные граждан, иностранные юридические лица и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Что касается вопроса об административной ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Российской Федерации иностранным гражданином, который, согласно законодательству, пользуется иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, то он разрешается дипломатическим путем и в соответствии с нормами международного права.

Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как видно из данного определения, вина юридического лица не связана с субъективным отношением его руководителей и сотрудников к совершенным правонарушениям и их последствиям, что характерно для классических форм вины, применяемых в отношении физических лиц.

Вина юридического лица характеризуется, прежде всего, совершением действий (бездействия), за которые КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Юридическое лицо не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения в двух случаях:

— если у него не имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность;

— если юридическое лицо имело возможность для соблюдения указанных правил и норм и приняло все зависящие от него меры для их соблюдения, но этих мер оказалось недостаточно.

Наличие возможности или невозможности соблюдения установленных правил и норм, принятие мер в полном объеме определяется лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, на основании объективных обстоятельств и допустимых доказательств, представленных по делу.

Вина физического лица определяется как психическое отношение этого лица к совершенному им противоправному деянию и его последствиям. Вина может проявляться в форме умысла или неосторожности. Эти формы вины различаются соотношением интеллектуальных и волевых моментов, характеризующих внутреннее отношение лица к содеянному и его последствиям.

Интеллектуальные критерии отражают процессы, происходящие в сфере сознания правонарушителя – понимание общественной опасности совершенного деяния и предвидение его опасных последствий.

Волевой критерий характеризует состояние воли лица – его желание (или предвидение) наступления указанных последствий.

Ст. 2.2 КоАП РФ раскрывает содержание форм вины. Например, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (противоправная самонадеянность), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (противоправная небрежность).

Предвидение вредных последствий совершенного деяния имеет некоторые особенности. Большинство составов административных правонарушений являются формальными и не содержат конкретного описания последствий совершенного деяния. Поэтому предвидение должно охватывать лишь общий характер деяния. Так, лицо, не выполняющее законное требование (распоряжение) работника милиции, предвидит, что этим оно препятствует нормальному выполнению работником возложенных на него обязанностей по охране общественного порядка. Для признания такого деяния умышленным, не имеет значения, предвидело ли лицо, что работник милиции не сможет реально выполнять свои обязанности (например, доставить правонарушителя в милицию).

В материальных составах желание наступления вредных последствий далеко не всегда является целью совершенного противоправного деяния (косвенный умысел). Цель может заключаться в удовлетворении каких-то личных потребностей (прямой умысел), избранный способ реализации которых неизбежно влечет наступление вредных последствий для охраняемых законом интересов. Так, избрав в качестве способа удовлетворения материальных потребностей мелкое хищение чужого имущества, лицо предвидит, что этим причинит ущерб и желает его причинения ради достижения намеченной цели.

Сознательное допущение наступления вредных последствий характеризуется менее выраженным волевым фактором. Лицо, совершающее деяние, не желает наступления вредных последствий, но допускает возможность их наступления и относится к этому безразлично. Так, нарушители, находясь в квартире, во время возникшей обоюдной ссоры кричали, оскорбляли друг друга нецензурными словами. Грубая нецензурная брань была слышна в соседних квартирах и на улице через открытое окно. И хотя ссорящиеся не желали нарушить общественный порядок, однако допускали, что их громкую нецензурную брань услышат посторонние граждане (в том числе и находящиеся на улице), но отнеслись безразлично к этому нарушению общественного порядка.

Интеллектуальные критерии при совершении неосторожного административного правонарушения, как и при умысле, могут заключаться в осознании общественно опасного характера совершаемого деяния и в предвидении возможного наступления вредных последствий такого деяния. Однако в отличие от умысла волевой признак рассматриваемой формы вины характеризуется не желанием (или допущение) вредных последствий, а, напротив, надеждой на их предотвращение, такая надежда основывается на реальных обстоятельствах, но является самонадеянной. Рассмотренная форма неосторожности в теории права именуется противоправной самонадеянностью.

Так, водитель автомашины ехал с неисправной тормозной системой. Рассчитывая на свое профессиональное мастерство и учитывая хорошие дорожные условия, он предполагал, что сумеет предотвратить ДТП. Однако его расчет оказался легкомысленным, и при резком торможении впереди идущей автомашины произошло столкновение. Водитель был привлечен к административной ответственности по ст. 12.24 КоАП РФ.

Другой формой неосторожности является противоправная небрежность. В этом случае психическое отношение к содеянному заключается в том, что лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя могло и должно было их предвидеть. Лицо должно и могло было предвидеть возможность наступления вредных последствий, исходя из жизненного опыта или профессионального положения. Возможность предвидения таких последствий основывается также на оценке реальной обстановки, в которой действовало лицо.

Так, к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ (нарушение правил хранения оружия и патронов к нему) был привлечен охотник, сын которого, воспользовавшись свободным доступом к ружью, взял его. Виновный не предвидел такого развития событий и не желал их наступления, хотя, не закрывая на замок место хранения оружия и боеприпасов, должен и мог это предвидеть. Такое категорическое утверждение основано на целом ряде обязанностей владельца охотничьего ружья, которые следуют из Закона «Об оружии».

Административному праву известны составы со смешанной формой вины. Причем многим административным правонарушениям свойственны обе формы вины – умысел и неосторожность. Так, нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ), позволяет судить о том, что водитель умышленно нарушает указанные правила, в то время как к наступившим последствиям его отношение может быть выражено только неосторожной формой вины.

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой ее форма.

Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершенно только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ, законах субъектов РФ, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения (ст.ст. 17.7, 19.16, 9.10).

Факультативными признаками субъективной стороны состава административного правонарушения являются цель и мотив.

Цель — это существующее в сознании правонарушителя представление о ценности или интересе, которые он желает получить, совершая правонарушение. Этот признак включен в конструкцию незначительного числа составов правонарушений. Так, нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав в целях извлечения дохода признается административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ.

Закон Кемеровской области об административных правонарушениях Статья 48. Воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам человека в Кемеровской области.

Вмешательство в деятельность уполномоченного по правам человека в Кемеровской области с целью повлиять на его решения.

В некоторых составах административных правонарушений, наоборот, следует доказывать отсутствие цели как признака субъективной стороны противоправного деяния. Например, незаконное хранение наркотических средств без цели сбыта в небольших размерах (ст.6.6 КоАП РФ).

Мотив правонарушения – это осознанное побуждение лица, которое, в свою очередь, вызывает решимость совершить правонарушение и руководит человеком при его осуществлении. Мотив правонарушения, как правило, составляют отрицательные потребности человека (корысть, месть и т.д.). Так, заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 9. 13 КоАП РФ) рассматривается законодателем как административное правонарушение. Такую же оценку субъективной стороны административного правонарушения можно дать заведомо ложному показанию свидетеля, пояснению специалиста, заключению эксперта или заведомо неправильному переводу (ст.17.9 КоАП РФ).

Таким образом, подводя итог рассматриваемому вопросу, следует подчеркнуть, что каждый вид административного правонарушения имеет свои специфические признаки, характеризующие противоправное деяние, его последствия и личность правонарушителя. Совокупность этих обязательных для доказывания признаков получила название состава административного правонарушения. Описание признаков состава того или иного административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях и законов субъектов РФ. Изучение и детальный анализ указанных признаков позволит избежать ошибок при квалификации противоправных деяний.

[1] См.: чч.1 и 2 ст.118 Конституции Российской Федерации.

[2] См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст.1.

[3] См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 51. Ст. 6270.

[4] См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.

[5] См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 26. — Ст.3177.

[6] Более подробно см.: Гайдов В.Б. Производство по делам об административных правонарушениях: соотношение задач и стадий //Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции. — Омск: НОУ ВПО «Омский юридический институт», 2003. С. 3-9.

Признаками субъективной стороны административного правонарушения

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

§ 2. Квалификация по элементам состава административного правонарушения

Систематизация признаков оцениваемого деяния осуществляется в соответствии с элементами состава административного правонарушения, т.е. относящимися к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне административного правонарушения.

По мере получения сведений о фактических обстоятельствах они сосредоточиваются в эти четыре группы. При этом осуществляется сопоставление выявленных и сгруппированных признаков деяния с соответствующими элементами составов административных правонарушений. На основе сформулированной в сознании правоприменителя модели административного правонарушения из всего нормативного материала может быть выделена большая группа норм, имеющих указания на отдельные признаки состава, сходные с признаками деяния.

Установление полного соответствия признаков совершенного деяния признакам состава административного правонарушения, предусмотренного конкретной правовой нормой, служит основанием для признания деяния конкретным административным правонарушением.

Вывод, содержащий правовую оценку совершенного деяния, фиксируется в процессуальном документе (протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении), где указывается, какой именно административно-правовой нормой предусмотрено совершенное административное правонарушение. Таким образом, основным содержанием процесса квалификации административных правонарушений является сопоставление признаков совершенного деяния с признаками состава административного правонарушения.

Поскольку сопоставить всю совокупность признаков совершенного деяния в большинстве случаев невозможно, квалификация осуществляется последовательно по элементам состава административного правонарушения.

Квалифицировать административные правонарушения возможно лишь по объекту и объективной стороне. Однако преимущество в последовательности квалификации имеют признаки объективной стороны. Первоочередной оценке и последующему сопоставлению с признаками состава административного правонарушения подлежат признаки, характеризующие деяние. Без их выяснения практически невозможно провести оценку и сопоставление признаков объекта посягательства, так как то или иное общественное отношение становится объектом посягательства только в результате противоправного деяния. Поэтому без определения признаков самого деяния нельзя приступить к его квалификации по объекту.

Вывод о характере объекта можно сделать лишь на основании признаков объективной стороны состава административного правонарушения: характера деяния, места его совершения, наступивших последствий. Именно в этих признаках административного правонарушения, которые отражены в административно-правовых нормах, объективируется общественная опасность деяния.

Процесс квалификации состоит в сопоставлении объекта, субъекта и субъективной стороны деяния с соответствующими элементами состава, указанными в той или иной норме.

Квалификация по объективной стороне предполагает сопоставление признаков совершенного деяния с его характеристикой, содержащейся в соответствующей статье КоАП РФ. Такое сопоставление не сложно, если в соответствующей статье КоАП РФ содержится подробная характеристика противоправного деяния. Однако формулировка некоторых статей Кодекса не содержит четких описаний всех действий, образующих объективную сторону административного правонарушения. В них иногда указываются общие признаки возможных противоправных деяний. В таком случае требуется оценочная деятельность правоприменителя, основанная на общих принципах морали. Понятно, что обоснованность такой оценки определяется уровнем правосознания, профессиональным опытом правоприменителя.

Диспозиции многих норм законодательства об административных правонарушениях являются бланкетными или ссылочными. Этими нормами устанавливается ответственность за нарушение правил, содержащихся в иных нормах административного права или нормах иных отраслей права В таких случаях вывод о соответствии оцениваемого деяния признакам объективной стороны состава мо-

жет быть получен лишь в результате изучения нормативных правовых актов, содержащих указанные правила (Правила дорожного движения, Правила торговли и др.).

Квалификация по объективной стороне в ряде случаев предполагает установление соответствия реального последствия совершенного деяния его признакам, содержащимся в составе Такая необходимость возникает при квалификации по признакам материальных составов, где последствия деяния включены в число конструктивных признаков, подлежащих оценке и сопоставлению. Характер наступивших последствий существенно влияет на оценку степени общественной опасности административного правонарушения и в ряде случаев является единственным критерием разграничения административного правонарушения и преступления. Ряд административных правонарушений отличается от преступлений лишь отсутствием вредных последствий, характером последствий, размером ущерба.

Установление факта соответствия реально наступивших последствий указанным в правовой норме предполагает последующее определение наличия причинной связи между противоправным деянием и его последствиями. Вывод о наличии такой связи может быть получен в результате всесторонней оценки характера деяния и обстановки его совершения, сопоставления оцениваемой ситуации с аналогичными, исследованными ранее. Для установления причинной связи бывает достаточно лишь профессионального и жизненного опыта правоприменителя.

При квалификации деяний по признакам административных правонарушений, в составах которых содержится указание на такие признаки объективной стороны, как место, время, способ совершения деяния, необходимо их исследование и сопоставление с признаками соответствующего состава.

Сложность квалификации по факультативным признакам объективной стороны заключается в отсутствии законодательной характеристики некоторых из них. Например, нормативно не определено понятие общественного места, а имеется лишь некоторый перечень. В КоАП РФ не раскрывается понятие кражи, мошенничества, присвоения или растраты как способов совершения хищения (ст. 7.27 КоАП РФ). Правоприменитель в таких случаях обращается к соответствующим нормам уголовного законодательства

Квалификация по объекту является самой сложной В большинстве норм законодательства об административных правонарушениях не содержится прямого указания на непосредственный объект. Кроме того, часто у правоприменителя отсутствует возможность непосредственного восприятия объекта совершенного деяния В по-

казаниях правонарушителя, объяснениях свидетелей и потерпевших не содержится прямого указания на объект посягательства. Только в результате анализа событий правонарушения (места, обстановки его совершения, предмета противоправного посягательства) возможно определить объект посягательства.

Сложность установления непосредственного объекта квалифицируемого деяния в большинстве случаев обусловлена отсутствием четкой правовой характеристики родовых и непосредственных объектов правонарушений. Отсутствуют определения понятий «общественный порядок», «порядок управления» в административном и уголовном законодательстве.

В некоторых случаях определяющее значение для квалификации административного правонарушения имеет предмет посягательства (его свойства, количество, цена и др.). Указание в административно-правовой норме на предмет или на характеристики предмета правонарушения нередко служит критерием разграничения административного правонарушения, преступления и деяния, не являющегося правонарушением.

Квалификация по субъекту имеет целью установление соответствия признаков, характеризующих лицо, совершившее деяние, признакам субъекта, содержащимся в составе административного правонарушения. Установление такого соответствия по общим признакам субъекта (возраст, вменяемость) сложности не составляет.

При квалификации деяния по признакам административного правонарушения со специальным субъектом возникает задача: установление у лица, совершившего деяние, признаков, указанных в соответствующей норме. Наиболее часто в числе специальных субъектов законодатель называет должностные лица. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ст. 2.4 КоАП РФ). Отсутствие у лица признаков специального субъекта может означать отсутствие состава административного правонарушения

Квалификация по субъективной стороне предполагает установление соответствия между фактическим содержанием психиче-

ского отношения лица к совершенному деянию и признаками субъективной стороны соответствующего состава административного правонарушения. Психическая деятельность человека проявляется в его поведении, поэтому вывод об отношении лица к содеянному и его последствиям происходит на основе анализа фактических обстоятельств дела, характеризующих объективную сторону и объект противоправного посягательства.

При изучении поведения лица в момент совершения противоправного деяния выявляются содержание психического отношения лица к квалифицируемому деянию и его последствиям, логика его мышления. В результате можно сделать вывод о виновности совершенных действий и форме вины.

При квалификации многих административных правонарушений бывает достаточно установление того, что деяние совершено виновно. КоАП РФ предусмотрены такие формы вины, как умысел и неосторожность (ст. 2.2):

— административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;

— административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Отсутствие признаков вины оценивается как случай, который не является основанием для наложения на лицо административного наказания.

Еще по теме:

  • Закон об образовании статья 55 п 5 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2012 года 26 декабря 2012 года Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ Об образовании в Российской […]
  • Голуб сергей иванович адвокат брянск Коллегии адвокатов 1. Брянская независимая коллегия адвокатов «НАДЕЖДА» Адрес: 241050, г. Брянск, ул. Калинина, 99-А Телефон : 66-08-65 Члены коллегии: ГЛАЗКОВА Людмила Павловна НЕМКОВ Николай Анатольевич СТАРИКОВА Эра Васильевна ЧЕРВЯКОВ Виктор Афанасьевич […]
  • Мировой суд серпуховского района московской области Мировой суд серпуховского района московской области Мировой судья судебного участка №236 Серпуховского судебного района Московской области Аппарат мирового судьи мировой судья Аршикова Елена Владимировна Аршикова Елена Владимировна назначена на должность […]
  • Гк рф статья 103 Статья 103. Утратила силу Утратила силу с 1 сентября 2014 г Комментарий к статье 103 Гражданского Кодекса РФ Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров (оно проводится не реже чем один раз в год). В соответствии со […]
  • Отказ приемных родителей от приемных детей Какими правами и обязанностями наделены приемные родители несовершеннолетнего? Судьба несовершеннолетних детей, оставшихся без родительской опеки, может быть устроена различными способами – передача в детский дом, усыновление или воспитание в приемной […]
  • Гражданский кодекс рф 2018 ст 48 Статья 48. Понятие юридического лица 1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, […]