Статьи 1511 коап

21.12.2018 Выкл. Автор admin

Статьи 1511 коап

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения , предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Некоторые разъяснения о применении главы 15 Особенной части КоАП РФ содержатся в п.п. 23-26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Дело № 5-1511/2014

г. Вологда 18 ноября 2014 года

Мировой судья Вологодской области по судебному участку № 62 Пестерева А.Н.

находясь по адресу: г. Вологда, улица Горького, д. 86, зал № 323,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал и протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица:

управляющей кафе «Пиццафабрика» Общества с ограниченной ответственностью «Все и сразу» Мусаиновой М. С., ХХ года рождения, уроженки ХХ, зарегистрированной по адресу: Вологодская область, ХХ и проживающей по адресу: г. ХХ,

Специалистом-экспертом отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области Капустиным С. Н. в соответствии со статьями 28.2., 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен протокол № 712-06-01 в том, что 13.10.2014 года в 09 час. 00 мин. управляющей кафе «Пиццафабрика» Общества с ограниченной ответственностью «Все и сразу» Мусаиновой М.С. не принято мер по исполнению представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 11.09.2014 г. № 361-06-01, а именно: руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области Кузнецовой И.А. в адрес управляющей кафе «Пиццафабрика» Общества с ограниченной ответственностью «Все и сразу» Мусаиновой М.С. вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 11.09.2014 г. № 361-06-01. В соответствии с ч. 2 ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, внесшему представление. Представление получено управляющей кафе «Пиццафабрика» Общества с ограниченной ответственностью «Все и сразу» Мусаиновой М.С. 11.09.2014 года, таким образом, срок исполнения представления истек 10.10.2014 года.

21.10.2014 года в Управление Роспотребнадзора по Вологодской области поступила объяснительная записка управляющей кафе «Пиццафабрика» Общества с ограниченной ответственностью «Все и сразу» Мусаиновой М.С. (вх. № 3545-14 от 21.10.2014 г.), согласно которой по постановлению о назначении административного наказания № 389-06-01 от 11.09.2014 года управляющей кафе «Пиццафабрика» Общества с ограниченной ответственностью «Все и сразу» Мусаиновой М.С. устранены нарушения, между тем о принятых мерах, согласно ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ. по исполнению представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 11.09.2014 г. № 361-06-01, не сообщается.

Следовательно, управляющая кафе «Пиццафабрика» Общества с ограниченной ответственностью «Все и сразу» Мусаинова М.С. не приняла мер по рассмотрению представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 11.09.2014 г. № 361-06-01 до настоящего времени, тем самым совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.6 КоАП РФ.

Мусаинова М.С. в судебном заседании вину признала, суду пояснила, что нарушения устранены.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области по доверенности Капустин С.Н. в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал. Считает, что вина Мусаиновой М.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ст19.6 КоАП РФ, подтверждается представленными суду доказательствами. Просил назначить Мусаиновой М.С. наказание за совершение указанного правонарушения согласно санкции статьи.

Суд, заслушав Мусаинову М.С., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области, исследовав материалы дела, считает вину должностного лица — управляющей кафе «Пиццафабрика» Общества с ограниченной ответственностью «Все и сразу» Мусаиновой М.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6 КоАП РФ — непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, установленной и доказанной.

Виновность должностного лица — управляющей кафе «Пиццафабрика» Общества с ограниченной ответственностью «Все и сразу» Мусаиновой М.С. подтверждается протоколом об административном правонарушении от 24.10.2014 года, постановлением от 11.09.2014 года, представлением от 11.09.2014 года, объяснительной запиской, фотографиями, должностной инструкцией и всеми материалами дела в их совокупности. Указанные документы у суда не вызвали сомнений, оформлены в соответствии с требованиями закона.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, судом не установлено. Смягчающим обстоятельством является признание вины.

Учитывая общественную опасность совершенного правонарушения, данные, характеризующие личность Мусаиновой М.С., суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 19.6, ст. 29.10 КоАП РФ суд,

Признать виновным должностное лицо — управляющую кафе «Пиццафабрика» Общества с ограниченной ответственностью «Все и сразу» Мусаинову М. С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский городской суд через мирового судью Вологодской области по судебному участку № 62 в течение10 дней с момента его получения.

Мировой судья Вологодской области

по судебному участку № 62 А.Н. Пестерева

Постановление не обжаловано, вступило в законную силу 29 ноября 2014 года.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить в суд по адресу г. Вологда, ул. Горького, д. 86, каб. 305.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов

Реквизиты для уплаты штрафа:

УФК по Вологодской области (Управление Роспотребнадзора по Вологодской области), р/с 40101810700000010002, в отделении г. Вологда, БИК 041909001, ИНН 3525147418, КПП 352501001, ОКТМО 19701000, КБК 14111607000016000140, лицевой счет 04301787600

Статья 1511. Государственная регистрация коллективного знака

1. К заявке на регистрацию коллективного знака (заявке на коллективный знак), подаваемой в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, прилагается устав коллективного знака, который должен содержать:

1) наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование (правообладателя);

2) перечень лиц, имеющих право использования этого коллективного знака;

3) цель регистрации коллективного знака;

4) перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком;

5) условия использования коллективного знака;

6) положения о порядке контроля за использованием коллективного знака;

7) положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака.

2. В Государственный реестр товарных знаков и свидетельство на коллективный знак в дополнение к сведениям, предусмотренным статьями 1503 и 1504 настоящего Кодекса, вносятся сведения о лицах, имеющих право использования коллективного знака. Эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров, в отношении которых этот знак зарегистрирован, публикуется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене.

Правообладатель уведомляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности об изменениях в уставе коллективного знака.

3. В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена досрочно полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица.

4. Коллективный знак и заявка на коллективный знак могут быть преобразованы соответственно в товарный знак и в заявку на товарный знак и наоборот. Порядок такого преобразования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Предложения по совершенствованию законодательства РФ об административных правонарушениях (административной ответственности) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Дядькин Олег Николаевич,

Текст научной работы на тему «Предложения по совершенствованию законодательства РФ об административных правонарушениях (административной ответственности)»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Дядькин Олег Николаевич — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Юридического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Предложения по совершенствованию законодательства РФ об административных правонарушениях (административной ответственности)

Юридическая техника представляет собой систему средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, которая призвана обеспечить их совершенство и повысить эффективность.

Юридическая техника позволяет структурировать правовой материал, совершенствовать язык юридических актов, делать его более точным, грамотным и понятным для большинства населения. В конечном итоге это способствует надлежащей реализации правовых предписаний и запретов. Данное положение имеет непосредственное отношение к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита и охрана наиболее важных объектов от административных правонарушений, а также предупреждение данных административно-правовых деликтов. Среди объектов правоохраны, помимо других, закрепляется здоровье граждан. По указанному критерию можно сделать вывод, что охрана жизни осуществляется только уголовным законом. Вместе с тем, часть 6.1. статьи 20.4 КоАП РФ устанавливает повышенную административную ответственность юридического лица за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение как тяжкого вреда здоровью человека, так и смерть человека. В связи с этим видится уместным дополнить статью 1.2 КоАП РФ, включив в число объектов охраны вместе со здоровьем и жизнь граждан.

По нашему мнению, много нареканий вызывает легальное определение административного правонарушения. Согласно статье 2.1 КоАП РФ под ним понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Во-первых, за административное правонарушение может наступать не только административная ответственность. В частности, нарушения законодательства о налогах и сборах в сущности есть административные правонарушения. «Налицо «раздвоение» норм об административной ответственности самих налогоплательщиков — юридических и физических лиц (гл. 15 и 16 Налогового кодекса РФ) и должностных лиц организаций, а также физических лиц (гл. 15 КоАП РФ)»1.

Кроме того, статья 2.5 КоАП РФ закрепляет ответственность особых субъектов за административные правонарушения. Так, военнослужащие, призванные на военные сборы граждане, лица, имеющие специальные звания ряда государственных структур, по общему правилу за совершение административно-правового деликта несут дисциплинарную ответственность. В этой связи предлагаем в статью 2.1 КоАП РФ внести изменения, включив вместо слов «настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» словосочетание «законодательством Российской Федерации».

В практической деятельности правомочных должностных лиц встречаются случаи совершения правонарушений, за которые привлечь особых субъектов к административной ответственности видится проблематичным.

Примером служит статья 12.7 КоАП РФ, которая применяется в случаях, когда транспортным средством управляет водитель, не имеющий или лишенный права управления им, а также при передаче управления транспортным средством лицу, которое заведомо не может управлять им. Санкция устанавливается в виде штрафа, административного ареста или обязательных работ. Вместе с тем, к военнослужащему срочной службы не применятся штраф (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ), а любому военнослужащего нельзя подвергнуть административному аресту (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ) и обязательным работам (ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ). Исходя из этого, военнослужащего срочной службы нельзя привлечь к административной ответственности за нарушение статьи 12.7 КоАП РФ, а в соответствии со статьей

1 См.: Салищева Н.Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2005. С. 11, 12.

Дядькин О.Н. Предложения по совершенствованию законодательства РФ.

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

2.5 указанного Кодекса он привлекается за нарушения правил дорожного движения на общих основаниях. Мы считаем, что статья 2.5 КоАП РФ требует поправки, которая заключается в возможности привлечения особых субъектов в подобных случаях к дисциплинарной ответственности.

Для привлечения к уголовной ответственности в ряде случаев применяется административная преюдиция. По словам А.В. Козлова, она представляет собой такой прием юридической техники, при котором повторно совершенное административное правонарушение в случае, если лицо ранее привлекалось за аналогичное административное правонарушение к административной ответственности, рассматривается как преступление и влечет уголовную ответственность1. Вместе с тем, можно и не поддержать возвращение преюдиции в уголовный закон и согласиться с мнением Н.Ф. Кузнецовой о том, что «количество непреступных правонарушений не может перерасти в преступное качество, как сто кошек не могут приобрести качество тигра»2. Однако УК РФ включает в себя необходимые нормы, которые учитывают прошлое антиобщественное поведение индивида.

Так, статья 1511 Уголовного кодекса Российской Федерации за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции устанавливает уголовные наказания, если это деяние было совершено неоднократно. При этом в примечании к указанной статье под розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней.

Во-вторых, включение юридического лица в число субъектов административного правонарушения видится, по нашему мнению, преждевременным. КоАП РФ не раскрывает понятия данного субъекта. Юридическое лицо раскрывается в Гражданском кодексе Российской Федерации, и эти положения распространяются на частные организации. Вместе с тем, в теории административного права высказываются мнения о существовании публичных юридических лиц, к которым относятся органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и др. На наш взгляд, нереально, например, привлечь федеральное министерство к наказанию в виде административного штрафа или административному приостановлению деятельности. В первом случае средства будут направлены из федерального бюджета, во втором — нельзя прекратить на время деятельность исполнительного органа государства, который повседневно осуществляет руководство в установленной сфере деятельности.

Кроме того, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Фактически для юридического лица существует объективное мнение, что характерно для гражданско-правового деликта. Административная и уголовная ответственность являются штрафными видами юридической ответственности. Следовательно, целесообразно говорить и о равном подходе в определении субъекта административного правонарушения и преступления.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Мы не согласны с тем, что за одно и то же деяние ответственность наступает дважды, что противоречит правовым принципам.

Следует также заметить, что не всегда наличествует взаимосвязь между положениями Общей и Особенной частей КоАП РФ. Например, статья 2.9 КоАП РФ субъекту административной юрисдикции предоставляет возможность при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В то же время Особенная часть Кодекса расширяет основания освобождения от административной ответственности, при этом обязывая судью, орган, должностное лицо, разрешающих дело об административном правонарушении, освобождать виновных лиц от административной ответственности. В подтверждении этого можно привести примечание статьи 6.8 КоАП РФ «Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение».

1 См.: URL: http://nnov.hse.rU/data/2013/01/17/1302968925/0 допустимости административно-правовой преюдиции в уголовном законодательстве России (дата обращения: 31.01.2014).

2 См.: Кузнецова Н.Ф. Цели и механизм реформы Уголовного кодекса // Советское государство и право. 1992. № 6. С. 83.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

В приведенном примере присутствует несогласованность между нормами Общей и Особенной частей Кодекса. Для ее устранения предлагаем дополнить статью 2.9 КоАП РФ частью 2 в следующей редакции: «Лицо освобождается от административной ответственности в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса».

Длительное время лицо, которому было назначено административное наказание, считалось подвергнутым данному наказанию до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В правоприменительной практике возникали спорные ситуации применительно к лицам, в отношении которых постановление о лишении права управления транспортным средством вступило в законную силу, но они управляли автомототранспортом в период исполнения административного наказания. По этой причине и в связи с ужесточением административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения законодатель изменил указанный срок.

Статья 4.6 КоАП РФ в настоящее время по-иному исчисляет начало срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, воспроизводит при этом положения исчисления судимости по УК РФ — с момента вступления в силу постановления о назначении административного наказания. Данное положение имеет прямое отношение к признанию совершения правонарушения повторно. Так, часть 4 статьи 12.8 КоАП РФ устанавливает жесткую административную ответственность за повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи (управление транспортным средством лицом в состоянии опьянения и передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения).

При этом между нормами, предусмотренными частями 3 и 4 рассматриваемой статьи, существует конкуренция в ситуации, когда управлять транспортом будет лицо, лишенное права управления. Часть 3 запрещает управлять транспортным средством лицу, которое не имеет права управления им или лишено такого права. Санкция части 4 статьи 12.8 КоАП РФ распространяется на лиц, лишенных права управления транспортным средством по причине нахождения за рулем в состоянии опьянения. В создавшейся ситуации мы предлагаем дополнить часть 3 словами «за исключением случаев, предусмотренных частями 1 или 2 настоящей статьи». Таким образом, лицо, совершившее повторное административное правонарушение, предусмотренное частями 1 или 2 статьи 12.8 КоАП РФ, будет привлекаться к административной ответственности по части 4 данной статьи, а водитель, лишенный права управления транспортными средствами по иным основаниям (например, ст. 12.9, 12.10 и др.), будет подвергаться административному аресту или административному штрафу согласно части 3 ста-тьи12.8 Кодекса.

Для правильного уяснения содержания административно-правовых норм, предусмотренных статьей 12.8 КоАП РФ, предлагаем часть 3 данной статьи после слов «лишенным права управления транспортными средствами» дополнить словосочетанием «кроме случаев, предусмотренных частями 1 или 2 настоящей статьи».

КоАП РФ при проведении аналогии с отраслями законодательства РФ, регулирующими уголовную ответственность за совершение преступлений, содержит в себе три самостоятельных кодекса: 1) закрепляющий основание и меры административной ответственности; 2) устанавливающий процесс привлечения виновных лиц к административной ответственности и 3) призванный исполнять постановления по делам об административных правонарушениях. С одной стороны, это компактно, с другой — порождает многочисленные проблемы, например, материальные и процессуальные нормы содержаться в одном нормативном правовом акте.

Вместе с тем, мы видим и другое противоречие. Так, статья 2.4 КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Далее в примечании указывается, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях.

Указанное положение никак не согласуется с нормами, устанавливающими правомочия должностных лиц по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях и исполнению постановлений о назначении административных наказаний. В силу этого статья 2.4 КоАП РФ может распространяться лишь на Особенную часть КоАП РФ, когда речь идет о квалификации противоправного деяния. По этой причине, на наш взгляд, видится несколько решений обозначенной проблемы.

1. Необходима редакция примечания статьи 2.4 Кодекса, которая ограничила бы действие данного положения только на нормы Особенной части Кодекса.

Дядькин О.Н. Предложения по совершенствованию законодательства РФ.

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

2. Пойти по пути государств, которые создали законы, разделяющие материальные и процессуальные нормы о привлечении к административной ответственности1.

Среди ученых административного права развернулась дискуссия об отношении к данному вопросу — одни предлагают создать два кодекса, другие выступают против такого решения, так как считают, что объем статей обоих нормативных правовых актов значительно увеличится и не решит данной проблемы.

Вызывает определенную озабоченность присутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в разделе «Производство по делам об административных правонарушениях». На наш взгляд, эти обстоятельства исключают административную ответственность, поскольку производство по делу об административном правонарушении осуществляется, так как оно направлено на их отыскание. При этом данные обстоятельства следует включить в главу 4 КоАП РФ вместе с обстоятельствами, смягчающими и отягчающими административную ответственность.

Представленные в данной статье предложения, по нашему мнению, позволят устранить встречающие противоречия в КоАП РФ и обеспечить реализацию прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях.

1 Примером может служить Республика Беларусь, не территории которой действуют Кодекс РБ об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс РБ об административных правонарушениях.

Статья 9.6 КоАП РФ. Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ (действующая редакция)

1. Нарушение норм и правил в области использования атомной энергии —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3. Грубое нарушение норм и правил в области использования атомной энергии —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечание. Под грубым нарушением норм и правил в области использования атомной энергии понимается нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и окружающей среде.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 9.6 КоАП РФ

1. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»:

под ядерными материалами понимаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

под радиоактивными веществами — не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

под радиоактивными отходами — ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

Отнесение указанных объектов к перечисленным категориям определяется эксплуатирующей организацией.

Действие Федерального закона «Об использовании атомной энергии» не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения органов государственного регулирования безопасности при осуществлении деятельности с указанными объектами.

2. В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, выполнение которых обязательно при осуществлении любого вида деятельности в области использования атомной энергии.

Положение о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также изменения в указанный Перечень и дополнения к нему утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 января 2002 г. N 28).

3. Согласно ст. 22 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю на федеральном и ведомственном уровнях в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, а радиоактивные вещества и радиоактивные отходы — на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для определения наличного количества этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности при осуществлении деятельности с указанными объектами информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.

В соответствии с п. 3, 4 Положения о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 962, государственный учет и контроль ядерных материалов включает сбор, регистрацию, обобщение и анализ информации о количестве и движении ядерных материалов, осуществляется путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ядерными материалами на основе результатов измерений характеристик ядерных материалов и ведется на федеральном и ведомственном уровнях, а также в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами.

Государственный учет и контроль ядерных материалов в федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, в Российской академии наук и в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, ведется на основании федеральных и ведомственных норм и правил ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, а также положений и инструкций, разрабатываемых и утверждаемых руководителями таких организаций.

Формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядок и периодичность представления отчетов утверждены Приказом Минатома России от 21 августа 2001 г. N 464.

4. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 746 «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов» определены органы управления системы государственного учета и контроля ядерных материалов. На федеральном уровне таким органом является Министерство РФ по атомной энергии.

5. Хранение, использование, обслуживание, утилизация и захоронение источников ионизирующего излучения относятся к лицензируемым видам деятельности, перечень которых определен Федеральным законом от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения».

6. К органам государственного регулирования в области использования атомной энергии относятся Правительство РФ, Минатом России, Госатомнадзор России.

К ведению Правительства РФ отнесены: определение перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, организация разработки и реализации соответствующих федеральных целевых программ, иные полномочия, определенные ст. 6, 9 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» и Федеральным законом «О радиационной безопасности населения». Правительство РФ руководит деятельностью федеральных министерств и ведомств в области использования атомной энергии.

Статус Правительства РФ как органа государственного регулирования в области использования атомной энергии обусловлен его правовым положением одного из субъектов, осуществляющих государственную власть, при этом контроль за реализацией полномочий Правительства отнесен к ведению Президента РФ. Указами Президента РФ определяются основные направления государственной политики в области использования атомной энергии, поэтому Правительство РФ осуществляет свои полномочия в данной области во исполнение соответствующих указов главы государства (см. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (ст. 7), а также Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий», принятые во исполнение Указа Президента РФ от 6 мая 2000 г. N 822).

Утверждение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии осуществляется Госатомнадзором России и другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, к которым также относятся Минздрав России и Государственная противопожарная служба МЧС России.

Перечень федеральных норм и правил, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511, насчитывает 54 наименования указанных норм и правил. В разработке федеральных норм и правил помимо органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии участвует также и орган государственного управления использования атомной энергии (согласно Постановлению Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 392 статус данного органа распространяется на Минатом России), однако утверждение федеральных норм и правил отнесено к ведению соответствующего органа государственного регулирования безопасности. См. подп. «б» п. 6 Положения о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 392 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22 октября 1999 г. N 1178). При этом федеральные нормы и правила, определяющие технические аспекты безопасности использования атомной энергии, утверждаются Госатомнадзором России, федеральные нормы и правила, регламентирующие санитарно-гигиенические аспекты безопасности, — Минздравом России. К ведению Государственной противопожарной службы МЧС России отнесено утверждение федеральных норм и правил по пожарной безопасности. Согласно Перечню федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511, к ведению Госатомнадзора России отнесено утверждение 28 наименований указанных федеральных норм и правил, Минздрав России утверждает 24 наименования. К ведению Государственной противопожарной службы МЧС России отнесено утверждение правил пожарной безопасности в РФ и правил пожарной охраны предприятий.

7. Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии отнесено к ведению Госатомнадзора России. Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности определен приложением к Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865.

К лицензирующим органам относятся Госатомнадзор России (лицензирование осуществляется уполномоченным структурным подразделением его центрального аппарата) и территориальный орган Госатомнадзора России — межрегиональный территориальный округ. Согласно п. 11 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии под территориальным лицензирующим органом Госатомнадзора России понимается региональный орган (округ), уполномоченный Госатомнадзором России выдавать лицензии на отдельные виды деятельности. По смыслу п. 3 Положения о порядке выдачи разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов ядерного топливного цикла, утвержденного Приказом Госатомнадзора России от 28 июня 2001 г. N 64, и п. 22.2 Положения о выдаче разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций, утвержденного Приказом Госатомнадзора России от 8 октября 1999 г. N 108, под территориальными органами Госатомнадзора России понимаются межрегиональные территориальные округа.

Лицензируемые виды деятельности вправе осуществлять только юридические лица, причем к компетенции лицензирующего органа отнесены все разрешительные полномочия: выдача лицензий заявителю, приостановление действия лицензии, ее аннулирование. Согласно ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» лицензии выдаются двум разновидностям юридических лиц: эксплуатирующим организациям и организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.

Госатомнадзор России утверждает требования по безопасности лицензируемого вида деятельности, их неисполнение лицензиатом квалифицируется в качестве нарушения лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые к нарушителю независимо от его привлечения к административной ответственности, установленной комментируемой статьей. Указанные требования определяются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, исчерпывающий Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (в ред. Постановления Правительства РФ от 5 июля 2000 г. N 493). Требования по безопасности лицензируемого вида деятельности предусматривают также ведение лицензиатом радиационно-гигиенического паспорта в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Госатомнадзора России от 21 июня 1999 г.

Лицензии, выдаваемые юридическим лицам, следует отличать от разрешений, выдаваемых Госатомнадзором России должностным лицам — работникам объектов использования атомной энергии в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителем в Госатомнадзор России, определенный п. 11, 12 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, не предусматривает представления указанных разрешений Госатомнадзора России. Таким образом, лицензия является единственным разрешительным документом, подтверждающим право лицензиата на осуществление работ в области использования атомной энергии. Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 марта 1997 г. N 240. Порядок выдачи указанных разрешений работникам объектов ядерного топливного цикла, состоящих из объектов эксплуатирующих организаций, а также объектов организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, утвержден Приказом Госатомнадзора России от 28 июня 2001 г. N 64 (зарегистрирован в Минюсте России 8 августа 2001 г. N 2854). Положение о выдаче разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций утверждено Приказом Госатомнадзора России от 8 октября 1999 г. N 108 (зарегистрирован в Минюсте России 15 июня 2000 г. N 2269) и введено в действие с 1 января 2001 г.

В отличие от лицензии, разрешение Госатомнадзора России является документом, предоставляющим должностному лицу право ведения работ в области использования атомной энергии по конкретной должности и на определенном в разрешении объекте ядерного топливного цикла (на определенной атомной станции) (см. п. 6 Положения о порядке выдачи разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов ядерного топливного цикла; п. 6 Положения о выдаче разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций).

8. Минатом России возглавляет систему государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ядерных материалов.

Управление системой учета и контроля на федеральном уровне обеспечивается Минатомом России, на региональном уровне — органами исполнительной власти субъектов РФ, на ведомственном уровне — федеральными министерствами и ведомствами и РАН (см. п. 5 Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1298; п. 10, 11 Положения о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 962).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» Правительство РФ определяет порядок организации указанных систем государственного учета и контроля, а также органы, осуществляющие государственный учет и контроль.

Нарушение юридическим лицом правил государственного учета, контроля ядерных материалов или радиоактивных веществ, необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования квалифицируются по ч. 2 комментируемой статьи.

Минатом России осуществляет функции государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них. Перевозку указанных грузов вправе осуществлять юридические лица на основании выданных Минатомом России сертификатов-разрешений (см. Положение о Минатоме России; п. 2, 4, 6, подп. «а» п. 11 Положения о государственном компетентном органе по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 204).

9. Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, рассматривается в качестве преступления (ст. 215 УК).

10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, указанных в ч. 2 ст. 23.33 КоАП (см. комментарий к названной статье).

Еще по теме:

  • 188 ук рф 2018 188 ук рф 2018 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная […]
  • Ооо безопасность движения Организация ООО "БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ" Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (УСН) Юридический адрес: 423236, ТАТАРСТАН РЕСП, БУГУЛЬМА Г, НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ УЛ, ДОМ 64Б ОКФС: 16 - Частная собственность ОКОГУ: 4210014 - Организации, […]
  • Часть первая ст81 тк рф Часть первая ст81 тк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
  • Исковое заявление по ст 116 образец Исковое заявление по ст 116 образец Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Статья 785 гк рф договор перевозки груза Статья 785 гк рф договор перевозки груза Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Пункт 1 статьи 185 гк рф Пункт 1 статьи 185 гк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]