Статья ук рф о превышении служебных полномочий

05.06.2019 Выкл. Автор admin

Что такое превышение должностных полномочий

У каждого человека, наделенного определенной властью, круг полномочий строго регламентирован. Функции записываются в подзаконных либо локальных актах. Выход за их круг – это превышение должностных полномочий. Таковое деяние наказывается в рамках УК РФ в том случае, если приводит к нарушению прав граждан.

Наказание за превышение полномочий, предоставляемых законом, описано в 286-й статье Уголовного кодекса (УК) РФ.

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»

В указанном параграфе УК содержится описание проступка и наказания за него. В частности, статья 286 УК РФ содержит разделение должностных лиц в части актов, наделяющих их властными функциями. Превышение должностных полномочий могут совершать должностные лица:

  • предприятий, компаний, выполняющие обязанности в рамках гражданского или специального права;
  • госслужащие и служащие муниципальных образований.

Указанная статья характеризует действия виноватого, выражающиеся в нарушении рамок локального или законодательного акта, наделяющего его властью. О превышении должностных полномочий можно говорить, если чиновник принял решение:

  • не входящее в его компетенцию;
  • право на которое правоустанавливающим актом отнесено в полномочия:
    • иного должностного лица;
    • коллегиального органа.

Кроме того, в рамках уголовного производства рассматриваются проступки, наносящие ущерб одному из субъектов правоотношений:

Например, превышением полномочий суд сочтет подписание распорядительного документа о выделении бюджетных средств специалистом госучреждения. Право на таковое действие есть у руководителя и его заместителя (не всегда). Траты средств на основании указаний обычного сотрудника – это нарушение законодательства, если в должностной инструкции чиновника не содержится пункт о соответствующих полномочиях.

Превышение должностных полномочий: состав преступления

Уголовное правонарушение должно быть строго квалифицировано. На практике это означает определение его состава. Все признаки такового содержит статья 286 УК РФ. Так, субъектом деяния определено должностное лицо. То есть гражданина невозможно обвинить по указанной статье. Кроме того, деяние виновный должен совершить в рамках выполнения своих функций. В свободное от службы время он не несет ответственности по данному параграфу.

Объективной чертой уголовного правонарушения является активный поступок чиновника. Превышение должностных полномочий – это действие или решение, суть которого фактически расширяет права лица. Причем таковой вход за определенные нормативные актом рамки не дозволен человеку должностной инструкцией. К примеру, если чиновник инициативно присваивает себе права равного по должности или руководителя.

Субъективная сторона характеризуется наличием умысла. Причем последний может быть как прямым, так и косвенным. Мотивы расширения служебных прав судом не рассматриваются. Таковые не входят в определение состава преступления.

Подсказка: уголовное правонарушение считается завершенным в тот момент, когда произошло нарушение прав пострадавшего.

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Деятельность представителей властных структур также строго регламентируется. Кроме того, она подвергается надзору со стороны прокуратуры. Превышением полномочий полицейским считается активный поступок:

  • выходящий за рамки инструкции;
  • наносящий вред гражданам, юрлицам или обществу.

К примеру, неправомерным суд признает использование сотрудником полиции оружия или специальных средств, если опасности в ситуации ни для кого не было. Стрелять офицер может в том случае, если гражданам или ему самому угрожает гибель (ранение). Применение пистолета в отношении невооруженного лица – это явное превышение полицейским определенных полномочий.

В рамках 286-й статьи УК рассматриваются такие поступки сотрудников полиции:

  • задержание гражданина на срок, превышающий положенный;
  • истребование с предприятия документов, не нужных для разбирательства;
  • силовое воздействие на человека при защите закона, если в этом не было необходимости;
  • принятие самовольно решения о проникновении в частную квартиру или иной объект.

Внимание: выполнение функций государства является квалифицирующим признаком уголовного проступка (увеличивает наказание). Сотрудник полиции выполняет обязанности правоохранительной системы, то есть государства.

Виды наказаний за превышение должностных полномочий

Меры воздействия на человека, обличённого негосударственной властью, приведены в первом пункте 286-й статьи. Они различны и перечислены с использованием союза «или». Это означает, что суд может выбрать одно из указанных наказаний по степени виновности:

  • штраф до 80,0 тыс. руб.;
  • лишение права занимать должность на период до пяти лет;
  • на тот же срок отказ в занятии определенной деятельностью (к примеру, бухгалтерской);
  • принудительные работы до четырех лет;
  • арест на полгода;
  • лишение свободы до четырех лет.

Перечисленные наказания применяются в том случае, если проступок не имеет квалифицирующих признаков. К последним относятся применение:

Меры воздействия на лиц, обличенных государственными властными полномочиями, описаны во втором пункте указанной статьи. В целом они более жестокие. Так, на сотрудников полиции (как и на госслужащих) наказание налагают в таких размерах:

  • штраф величиной от 100 до 300 тыс. руб.;
  • лишение свободы до семи лет, в том числе с запретом служить в правоохранительных органах еще три года;
  • принудительные работы сроком до пяти лет.

Подсказка: суд имеет возможность наложить запрет на прием человека в полицию или на определенные должности. Эта мера применяется по совокупности вины преступника.

Куда можно обратиться, став жертвой правонарушения

Защищать гражданина или юрлицо от произвола представителя правоохранительных органов призван Следственный комитет (СК). Следовательно, нужно идти в этот госорган. Если произошло нарушение прав в серьезном объеме, то необходимо постараться собрать доказательства (к примеру, зафиксировать побои в медучреждении).

Внимание: уголовная ответственность за превышение должностных полномочий наступает в рамках решения суда общей юрисдикции.

Данная инстанция обязана рассмотреть все обстоятельства дела, в том числе показания и объяснения самого нарушителя закона. То есть заявителю желательно сразу позаботиться о сборе доказательств.

При разборе преступлений, связанных превышением прав, учитывается уголовно-правовая характеристика деяния. В частности, в ее состав входит определение рамок властных полномочий. Таковые не всегда можно точно обозначить. Часть прав записана в законе. В таких ситуациях превышения должностных полномочий нетрудно доказать, как в примере с полицией.

Иное дело, разобраться с рамками прав госслужащих. В инструкциях их поступки и права расписываются размыто. Большая часть важных решений принимается коллегиально, что снижает уровень ответственности чиновников. Практика правоприменения нормы говорит о том, что добиться справедливости в подобных делах бывает сложно.

Официальный комментарий к изучаемой статье рекомендует начинать разбирательство с выявления акта, описывающего полномочия правонарушителя. Параграф 286 УК РФ говорит о выходе за границы, определённые законом или иным документом. Чтобы четко зафиксировать преступление, необходимо определить данный акт.

Кроме того, важным для квалификации деяния является определение сути нарушение интересов или прав пострадавшего объекта. Таковым принято считать ущемление, к примеру, конституционных прав и свобод людей; причинение вреда здоровью граждан. Понятие считается оценочным. Разбирается отдельно в каждом конкретном деле.

Подсказка: в рамках изучения термина «нарушение интересов» под материальным ущербом, причиненным чиновником, подразумевается в том числе и упущенная выгода (официальный комментарий).

Рассмотрим несколько примеров судебной практики:

  1. Участковый сотрудник полиции во внеслужебное время пришел в дом к подозреваемому и учинил обыск. Санкционирующего документа хозяину помещения не предоставил. Ничего не изъял, но провел съемку своих действий. Хозяин квартиры подал заявление в СК о злоупотреблении участковым своими полномочиями. Сотрудника полиции осудили по 286-й статье УК.
  2. Капитан судна, находящегося в международном рейсе, уличил матроса в хищении. Он заключил его под арест, на что имел полное право в рамках специальных полномочий. Человек томился в неволе несколько месяцев. После возвращения в порт приписки, обратился к адвокату. Специалист обратился к судебной практике по сходным делам. Выяснил, что капитан вышел за рамки полномочий. Он обязан был передать матроса государственным властям в любом порту временной стоянки (таковых за все время было несколько) для организации расследования.

Статья ук рф о превышении служебных полномочий

Статья 286. Превышение должностных полномочий
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 286]

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3 комментария к записи “Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий”

Статья 286. Превышение должностных полномочий

Комментарий к статье 286

1. В отличие от предусмотренной ст. 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
2. С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
— относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
— могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
— совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
— никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.
При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).
Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Но о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.
В п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).
Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в комментируемой статье последствий.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Мотивы преступления могут быть самыми различными (месть, карьеризм, корысть и др.). Они не имеют значения для квалификации преступления.
4. Субъект преступления — специальный — должностное лицо.
5. Часть 2 комментируемой статьи (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. примечание к ст. 285).
6. Часть 3 комментируемой статьи содержит особо квалифицированные составы преступления. В ней установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, при отягчающих обстоятельствах, а именно:
— совершение деяния с применением насилия или угрозой его применения (п. «а»).
Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК не требуется;
— совершение деяния с применением оружия или специальных средств (п. «б»). Это означает фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего. В случае, когда виновный лишь демонстрирует оружие или специальные средства и реальная опасность для жизни или здоровья потерпевшего отсутствует, деяние при наличии соответствующих оснований может быть квалифицировано по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК.
Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования . При определении понятия «оружие» следует руководствоваться Законом об оружии. Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлениями Правительства РФ от 30.12.1999 N 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» (в ред. от 11.02.2003) , от 24.06.1998 N 634 «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации» и др.);
———————————
См., например: ст. ст. 18 — 23 Закона о полиции; ст. ст. 43 — 47 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 1998. N 30. Ст. 3613; 2001. N 11. Ст. 1002; 2003. N 1. Ст. 2; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4847; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1779; 2007. N 7. Ст. 830, 831; N 30. Ст. 3808; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5418; 2009. N 39. Ст. 4538; 2010. N 27. Ст. 3416; 2011. N 1. Ст. 46; N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2022; N 17. Ст. 2319; N 49 (ч. 5). Ст. 7056.
СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221; 2003. N 8. Ст. 755.
СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3085.

— совершение деяния с причинением тяжких последствий (п. «в»). Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. К числу тяжких могут быть отнесены такие последствия, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.
К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. ч. 1 или 2 ст. 111 УК. В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 комментируемой статьи, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ч. 3 комментируемой статьи и соответствующей части ст. 105 УК.
В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требуется (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19).

Статья 286. Превышение должностных полномочий

Комментарий к статье 286

1. Объектом данного преступления являются интересы государственной власти, государственной службы и службы органов местного самоуправления.
2. Объективная сторона превышения должностных полномочий заключается в совершении должностным лицом действий, сопряженных с выходом за пределы полномочий, причинивших существенное нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц. Превышению полномочий присуща явная очевидность выхода за рамки должностных полномочий и вопреки интересам службы. Последствием превышения является существенный вред правам, охраняемым законом.
3. Судебная практика и наука выделяют четыре основные формы превышения должностных полномочий: 1) совершение действий, входящих в компетенцию должностного лица, представителя власти (инспектор налоговой службы действует за своего начальника, постовой вмешивается в функции инспектора дорожно-патрульной службы и т.п.); 2) совершение действий, которые могут быть по закону совершены только коллегиально (например, принятие решения судьей единолично вместо вынесения судебного вердикта с участием присяжных заседателей); 3) совершение действий, хотя и разрешенных законом, но при определенных обстоятельствах (например, применение оружия сотрудником полиции там, где отсутствовали правовые основания для этого); 4) совершение действий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах (например, нанесение физических побоев допрашиваемому). Последняя форма превышения может составлять самостоятельную форму только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между должностным лицом и по-терпевшим (например, сотрудник полиции в порыве гнева избивает гражданина). По общему правилу всем лицам, а не только должностным, запрещены необоснованное применение силы, самочинная расправа, повлекшие нанесение побоев, телесных повреждений. Здесь надо учитывать то обстоятельство, что граждане имеют право применять физическую силу при защите своих интересов (ст. ст. 37 — 40 УК), задержании преступника, выполнении гражданского долга (ст. 38 УК), а должностное лицо обязано это делать в силу закона, поскольку того требуют его служебные полномочия. При отсутствии властных отношений между должностным лицом и гражданином, т.е. при совершении деяния вне рамок служебной деятельности данного лица, вопрос о превышении власти ставить неправомерно.
4. К последствиям в анализируемом составе преступления относится существенное нарушение прав личности, общества, государства (см. более подробно комментарий к ст. 285 УК).
5. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ, субъекта РФ или главы местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК).
6. В качестве особо квалифицирующих видов превышения должностным лицом полномочий признаются действия, связанные с применением насилия или угрозой такового (п. «а»), использованием оружия (огнестрельного или холодного) или специальных средств (дубинок, наручников и др.), причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).
7. Применение насилия выражается в физическом или психическом принуждении потерпевшего к совершению незаконных действий либо в принуждении к прекращению правомерной деятельности в интересах должностного лица (см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
8. Превышение власти, сопровождаемое применением оружия, означает фактическое использование лицом боевого, служебного либо гражданского огнестрельного или холодного оружия. Закон РФ от 20 мая 1993 г. «Об оружии» (ст. 3) к боевому оружию относит такое, которое выделено государственным военизированным организациям для решения боевых и оперативно-служебных задач. Служебным оружием ст. 4 названного Закона считает такое, которое используется учреждениями, предприятиями, организациями для выполнения ими специальных уставных задач (охрана природы, охрана собственности, защита жизни и здоровья людей, охрана правопорядка). Им является ствольное огнестрельное оружие, которое исключает «ведение огня очередями, имеет характеристики по дальности эффективной стрельбы и поражающему действию не менее чем на 20% ниже соответствующих характеристик аналогичных образцов боевого оружия и калибр не более 25 мм». Гражданским оружием является такое, которое предназначено для использования гражданами в целях самообороны, охоты и занятий спортом (газовое оружие для самообороны, спортивное — огнестрельное и холодное метательное, охотничье — с нарезным стволом и гладкоствольное, холодное метательное, пневматическое).
9. Порядок и правовые основания применения оружия определены Федеральным законом «О полиции» 2011 г., согласно которому (ст. 23) установлен исчерпывающий перечень оснований применения огнестрельного оружия. Применение либо использование оружия вопреки указанным в законе правовым основаниям и следует рассматривать превышением должностных, властных полномочий.
10. Перечень специальных средств закреплен в ст. 21 Федерального закона «О полиции» и также является исчерпывающим. Превышением власти будет фактическое применение специальных средств к личности при условии, если отсутствовали для этого указанные в законе основания. Например, не было активного сопротивления лица, задержанного за совершение административного правонарушения, а представитель власти применил к нему резиновую палку.
11. Тяжкие последствия (ч. 3 ст. 286 УК) могут возникать от нанесения лицу увечий различной тяжести, вреда здоровью либо в виде наступления смерти, крупной аварии, материального ущерба в особо крупных размерах. Вина по отношению к тяжким последствиям может быть умышленной либо неосторожной. Если должностное лицо действовало с умыслом, то его действия надлежит рассматривать как умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью либо совершение убийства и квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 285, ст. ст. 105, 111 УК. Неосторожная форма вины может иметь место не в отношении деяния в целом, а лишь относительно наступивших последствий.

Статья 286. Превышение должностных полномочий

Комментарий к статье 286

1. Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица.
2. Превышение должностных полномочий может выражаться:
— в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия);
— единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей);
— совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
3. О содержании последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.
5. Субъект преступления — должностное лицо.
6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК.
7. Содержание особо квалифицирующих признаков (ч. 3 ст. 286) практически полностью совпадает с содержанием одноименных признаков других составов преступлений.
8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286.
9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Не редко в российской правовой действительности встречаются случаи совершения преступлений, закрепленных в уголовном законодательстве в смежных статьях 285 и 286 Уголовного кодекса России. Это следующие преступления: злоупотребление и превышение должностных полномочий.

В этой статье будет рассмотрено совершение этих преступлений сотрудниками органов внутренних дел, а именно сотрудниками полиции.

В первую очередь, злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий стоит отграничивать друг от друга. При этом важно отметить, что рассматриваемые в данной статье преступления могут быть совершены только в том случае, когда субъект этого преступления осуществляет исполнение соответствующих должностных полномочий. То есть сотрудник полиции, который превышает должностные полномочия, обязательно должен находиться при исполнении (не в отставке, в отпуске, на больничном и т.п.).

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с превышением полномочий, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Злоупотребление должностными полномочиями в соответствии со статьей 285 УК РФ — использование сотрудником полиции своих служебных полномочий вопреки интересам службы и при этом обязательно совершенное из корыстной (иной личной) цели и в обязательном порядке повлекшее за собой существенное нарушение прав граждан (юридических лиц) либо законных интересов общества или государства. Это преступление наказывается максимально лишением свободы до 4 лет. В случае, если это преступление повлечет за собой тяжкие последствия, оно может наказываться максимально до 10 лет лишения свободы.

В данном случае имеется в виду совершение преступником таких действий или актов бездействия, которые были непосредственно связаны с осуществлением полицейским своих прав и должностных обязанностей, но не вызывались служебной необходимостью и противоречили целям и задачам, для достижения которых сотрудник полиции был наделен соответствующими полномочиями. Например, задержание лица на более длительный срок, чем предусмотрен законом (вместо 3 часов при административном задержании лицо было незаконно задержано сотрудниками полиции на срок в 48 часов без имеющихся на то законных оснований).

Превышение должностных полномочий (согласно статье 286 УК РФ) это, согласно закону, совершение сотрудником полиции активных действий, которые явно выходят за пределы полномочий полицейского и при этом существенно нарушают права граждан (юридических лиц) либо законные интересы общества или государства. Это преступление также может наказываться максимально в виде лишения свободы на срок до 4 лет, а в случае наличия факта незаконного применения оружия или насилия, срок назначаемого лишения свободы может доходить до 10 лет.

В отличие от злоупотребления (статья 285 УК РФ), рассмотренного ранее, превышение должностных полномочий полицейским это совершение активных действий, явно выходящих за пределы полномочий сотрудника полиции. Совершая преступление, сотрудник полиции осознаёт, что действует за пределами возложенных на него полномочий. Существенность нарушения прав и законных интересов устанавливается судом на основании разъяснений, данных в соответствующей Постановлении Пленума ВС РФ.

Важно!Превышением должностных полномочий, например, будет являться незаконное и необоснованное применение сотрудником полиции оружия. В данном случае стоит отметить, что основания и пределы применения оружия (специальных средств) определены в ФЗ „О полиции” (например, основания и условия применения оружия полицейским закреплены в статье 23 указанного закона).

Заявление о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции

Расследованием данных дел согласно статье 151 УПК РФ занимаются следователи Следственного комитета России. Разрешением данных дел и привлечением к ответственности виновных занимаются суды общей юрисдикции.

Соответствующее заявление по факту злоупотребления или превышения должностных полномочий должно быть направлено в Следственный комитет России, в его территориальный следственный отдел. Оно может быть подано как непосредственно в данный орган, так и по почте либо через официальный сайт Следственного комитета РФ.

В заявлении в Следственный комитет указывается:

  • Наименование отделения следственного комитета, в которое подается заявление, адрес отделения с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • ФИО заявителя и адрес регистрации заявителя с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • Мобильный или домашний телефон заявителя для обратной связи (указание этих контактных данных не обязательно, но желательно.)
  • Дополнительно может быть указан адрес электронной почты для обратной связи
  • Название заявления: „Заявление о преступлении”
  • Текст заявления. В начале текста требуете возбудить уголовное дело по факту совершения преступления, а именно превышения (злоупотребления) должностных полномочий. В данном тексте указываете обстоятельства, при которых было совершено преступление сотрудником (сотрудниками) полиции. Необходимо максимально четко и сжато описать обстоятельства, при которых произошло преступление. Указываете все обстоятельства дела, обязательно следует указать в чем именно выразилось злоупотребление или превышение должностных полномочий, какие Ваши права были нарушены действиями (бездействием) сотрудников полиции. Также необходимо указать все данные, которые имеются у Вас о сотрудниках полиции, дату совершения преступления, доказательства, которые Вы можете представить против нарушивших Ваши права сотрудников полиции. Дополнительно можете указать ссылки на статьи 285 и 286 УК РФ.
  • В конце заявления указываете фразу: „Об ответственности за заведомо ложный донос по статье 306 Уголовного Кодекса РФ мне известно”
  • Приложение: перечисляете доказательства, которые Вы прилагаете к заявлению по данному делу. Все документы (доказательства) по делу прилагаются к заявлению в копиях.
  • Дата подачи заявления (число, месяц, год) и подпись заявителя с расшифровкой.

В течение 10 суток с даты регистрации Ваше заявление должно быть рассмотрено комитетом и по нему будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке, который предусмотрен статьями 144, 145, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела по Вашему заявлению (обоснованный отказ придёт Вам по почте заказным письмом, зачастую в течение 14 суток с момента подачи заявления), Вы можете обжаловать данный отказ в порядке, предусмотренном статьями 124, 125, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ в прокуратуру, руководителю следственного органа или в суд. Самым действенным способом считается обжалование отказа в возбуждении уголовного дела в прокуратуру. В данной жалобе указываете, что Вы не согласны с доводами следователя следственного комитета, послужившими основанием для отказа в возбуждении уголовного дела по факту превышения должностных полномочий полицейским. При наличии, можете также приложить дополнительные доказательства (копии документов, видео- или фотоматериалы) по делу.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Превышение власти или служебных полномочий (статья 166 УК)

Ответственность за это преступление предусмотрена статьей 166 УК. Часть первая настоящей статьи предусматривает ответственность за “Превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, если оно причинило существенный вред государственным либо общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных физических или юридических лиц”. В части второй этой статьи говорится о “Превышении власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или болезненными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями”. В части третьей статьи речь идет об ответственности за “Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия”.

Анализ диспозиции статьи 166 УК дает основание утверждать, что с объективной стороны рассматриваемое преступление может иметь следующие формы:

1) превышение власти, то есть умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему законом властных прав и полномочий, если оно повлекло существенный вред;

2) превышение должностных полномочий, то есть умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему законом других прав и полномочий, если оно повлекло существенный вред;

3) превышение власти, если оно сопровождалось насилием;

4) превышение власти, если оно сопровождалось применением оружия;

5) превышение власти, если оно сопровождалось болезненными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями;

6) превышение должностных полномочий, если оно сопровождалось насилием;

7) превышение должностных полномочий, если оно сопровождалось применением оружия;

8) превышение должностных полномочий, если оно сопровождалось болезненными и оскорбляющими личное достоинство действиями.

Из приведенного перечня видно, что статья 166 УК является очень громоздкой при том, что многие из выделенных форм этого преступления в судебной практике, как подчеркивалось выше, не встречаются.

Превышение власти — это действия должностного лица, имеющего властные полномочия в отношении своих подчиненных или более широкого круга лиц, которое во время выполнения своих организационно-распорядительных или властных функций выходит за пределы этих полномочий.

Превышение должностным лицом полномочий — это действия должностного лица, не имеющего властных функций, и выходящего во время выполнения своих административно-хозяйственных обязанностей за пределы своих полномочий либо действия должностного лица, имеющего властные полномочия, но в конкретном случае превышающее не их, а другие свои полномочия, или превышающее свои властные полномочия в отношении лиц, не входящих в число подчиненных (например, избиение директором школы учеников ПТУ, пришедших к своим знакомым школьникам).

Превышение власти или служебных полномочий не может проявляться в бездействии.

Явный выход должностного лица за пределы предоставленных ему полномочий с точки зрения грамматического толкования необходимо понимать как открытый, очевидный, ясный для всех, в том числе для виновного, несомненный (откровенный).

Полномочия, за пределы которых выходит должностное лицо, предоставляются законом. В данном случае термин “закон” необходимо понимать в широком смысле: как любой нормативно-правовой акт, являющийся законом, либо изданный на основании закона. Это может быть положение, инструкция, правила, либо письменный (законный) приказ по ведомству, предприятию, учреждению и т.п. Главное, чтобы этот нормативно-правовой акт устанавливал компетенцию должностного лица настолько четко, насколько это нужно для ее выяснения. Если же указанный акт нечетко регламентирует полномочия должностного лица, что повлекло, например, превышение власти, должностное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности, ибо оно вышло за пределы полномочий неумышленно.

Большое значение четкому установлению компетенции должностного лица уделяет Верховный Суд Украины. В пункте 2 своего постановления №12 от 27 декабря 1985 г. “О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий” подчеркнуто, что к уголовному делу о превышении власти либо служебных полномочий должны прилагаться копии положений, инструкций и других аналогичных документов, которые раскрывают характер полномочий должностного лица (см.: Бюлетень законодавства і юридичної практики України.— 1995.— №1.— С.147).

Как превышение власти или служебных полномочий квалифицируются действия, указанные в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Украины “О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий” (более подробно об этом см. ниже).

Возможны случаи, когда должностное лицо, хотя и выходит за пределы предоставленных ему полномочий, но делает это в связи с чрезвычайными обстоятельствами, когда промедление для получения специального разрешения повлекло бы тяжкие последствия. Если действия такого должностного лица в условиях чрезвычайных обстоятельств нормативно-правовыми актами не урегулированы, то совершенное необходимо рассматривать с учетом положений Уголовного кодекса о крайней необходимости.

Например, если начальник исправительно-трудовой колонии своим мотивированным постановлением, не согласованным, как этого требует статья 71 ИТК Украины, с наблюдательной комиссией Совета народных депутатов, перевел в помещение камерного типа (одиночную камеру) осужденного, жизни которого угрожала опасность, речь о превышении власти или должностных полномочий вести нельзя.

Такие действия, как противоправное завладение государственным, коллективным либо частным имуществом граждан, а также умышленное уничтожение или повреждение такого имущества, совершенные в результате превышения власти или служебных полномочий, Пленум Верховного Суда рекомендует квалифицировать по совокупности преступлений по статье 166 УК и статьям, предусматривающим ответственность за преступления против собственности (см.: пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 27 декабря 1985 г. “О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий”// Там же.— С.148).

Повышенная общественная опасность таких форм превышения власти или служебных полномочий, которые предусмотрены в части 2 статьи 166 УК, состоит в том, что должностное лицо совершает якобы обычное преступление против гражданина, но для его совершения оно пользуется своими полномочиями и превышает их. Факт пользования должностными полномочиями с целью подчинить потерпевшего своей воле свидетельствует также о низких моральных качествах должностного лица, о том, что оно само по себе является угрозой для нормальной работы государственного, общественного аппарата, предприятия, учреждения или организации.

В теории уголовного права общепризнано, что насилие при превышении власти может быть как физическим, так и психическим. Физическое предусматривает нанесение удара, пощечины, побоев, истязание, связывание, незаконное лишение свободы (кроме случаев совершения его, например, членом избирательной комиссии, дознавателем, следователем или прокурором, или судьей, за что наступает ответственность соответственно по статьям 127, 173 или статье 176 УК), причинение телесных повреждений, насильственное совершение сексуальных извращений.

Психическое насилие выражается в угрозе применения физического либо другого насилия, в запугивании потерпевшего с целью облегчения превышения власти и принуждения его выполнять в интересах виновного любые действия либо, наоборот, отказаться от их выполнения. Угроза физическим насилием может быть применена не только в отношении потерпевшего, но и в отношении близких ему лиц. Угроза совершить убийство охватывается частью 2 статьи 166 и дополнительной квалификации по статье 100 УК не требует.

Применение оружия предусматривает использование его для физического или психического воздействия на потерпевшего как должностным лицом лично, так и по его приказу подчиненными ему лицами (в этом случае последние будут нести ответственность по части 2 статьи 166 УК только тогда, когда они понимали незаконность такого приказа). На наш взгляд, если должностное лицо отдало приказ о применении оружия, воспринятый потерпевшим как вполне реальный (а значит и опасный для его жизни и здоровья), но приказ не был исполнен по каким-либо причинам, действия такого должностного лица необходимо квалифицировать по части 2 статьи 166 УК как превышение власти или должностных полномочий, сопровождавшееся насилием. Вообще, применение оружия является отдельным случаем насилия, то есть насилие охватывает собой понятие “применение оружия”.

Под оружием в этой статье следует понимать предметы, специально предназначенные для поражения живой цели. Это все виды боевого, спортивного, охотничьего оружия, для производства выстрела из которого используется сила газов, образовавшихся во время сгорания взрывчатого вещества (автомат, пулемет, пистолет, револьвер и т.п.), то есть огнестрельное оружие; оружие взрывного действия (гранаты, мины и т.п.); холодное оружие, к которому относятся орудия и приспособления, соответствующие стандартным образцам либо исторически выработанным типам оружия, либо иные предметы, имеющие колющий, колюще-режущий, рубящий, дробящий и ударный эффекты (штык, стилет, нож, кинжал, нунчаки, кастет и т.п.).

Не могут признаваться оружием в рассматриваемом преступлении сигнальные, стартовые пистолеты, взрывчатые пакеты и другие имитационно-пиротехнические и осветительные средства, которые не содержат в себе взрывчатых веществ и смесей, предметы, имеющие хозяйственное либо иное назначение (топор, столовый нож, ремень, цепь) или не имеют никакого назначения, но приспособленные для причинения телесных повреждений (заостренная палка), а также предметы, признаваемые законодательством специальными средствами (резиновые дубинки, ручные газовые гранаты, газовые баллончики, водометы) и служебные собаки.

Не должны, на наш взгляд, признаваться применением оружия такие действия, как избиение потерпевшего охотничьим ружьем, поскольку оно не предназначено для рукопашного боя. Однако избиение карабином, автоматом может признаваться применением оружия, поскольку эти виды оружия предназначены и для рукопашного боя.

Оружие может служить средством психического насилия в отношении потерпевшего, если виновный угрожает обнаженным оружием, приводит на глазах потерпевшего его в боевое состояние, прицеливается и т.п. В этих случаях действия виновного должны квалифицироваться как применение оружия. Словесная угроза применить оружие сама по себе не является применением оружия и может квалифицироваться как психическое насилие.

Следует подчеркнуть, что применение оружия при превышении власти влечет ответственность по части 2 статьи 166 УК, независимо от того, был ли причинен вред здоровью потерпевшего.

Применение оружия при превышении власти всегда неправомерно, если нарушается порядок его применения, установленный статьями 12, 15, 151 Закона Украины “О милиции” (см.: Ведомости Верховного Совета Украины.— 1991.— №4.— Ст.20), поскольку в таком случае оно преследует цель облегчить совершение этого преступления, либо само по себе образует его состав. Необходимо отметить, что этим Законом предусмотрены основания и порядок применения оружия не только работниками милиции, но и некоторыми другими представителями власти, имеющими право его применять, о чем в соответствующих законах имеются необходимые ссылки (см.: статью 26 Закона Украины от 25 марта 1992 г. “О службе безопасности Украины”// Ведомости Верховного Совета Украины.— 1992.— №27.— Ст.382; статью 10 Закона Украины от 26 марта 1992 г. “О войсках внутренней и конвойной охраны”// Там же.— Ст.397). Кроме работников милиции, другими представителями власти, имеющими право на применение оружия, являются военнослужащие, которые могут нести ответственность за такие действия на основании статьи 166 УК только в случаях применения оружия не в отношении подчиненных, а в отношении других лиц.

В статье 15 Закона “О милиции” перечислены случаи, когда, как крайняя мера, огнестрельное оружие может применяться для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников и т.п. Если ни одного из таких случаев не было, а оружие применялось, следует говорить о наличии преступления, предусмотренного статьей 166 УК. Аналогичная ситуация возникает, когда оружие применялось в случае, предусмотренном в статье 15, но с нарушением порядка, установленного статьями 12, 15 и 151 этого закона (например, выстрелам не предшествовало предупреждение о намерении использования огнестрельного оружия, либо оружие было применено против малолетних, действия которых не угрожали жизни и здоровью людей и работников милиции).

В пункте 8 Постановления №4 Пленума Верховного Суда Украины от 28 июня 1991 г. “О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств” подчеркивается, что работники милиции, другие представители власти природоохранительных органов, военизированной охраны, причинившие в связи с выполнением должностных обязанностей вред нападающему или задержанному, не несут за это уголовной ответственности, если действовали в соответствии с требованиями закона (см.: Бюлетень законодавства і юридичної практики України.— 1995.— №1.— С.29).

Болезненными являются действия, причиняющие потерпевшему особые физические или моральные страдания. Они, как и насилие в общем, могут выражаться в пытках, истязаниях как самого потерпевшего, так и его близких, и преследуют цель угнетения потерпевшего.

Под действиями, оскорбляющими личное достоинство потерпевшего, следует понимать такие, которые несправедливо и непристойно затрагивают чувство самоуважения личности. Это могут быть пощечины, плевки, срывание погонов, такие бесстыдные действия в отношении лица, как его насильственное раздевание и иные виды глумления.

Поскольку в законе отмечено, что болезненными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего являются именно действия, то оскорбление на словах, в письменном виде не подпадает под эти признаки.

С субъективной стороны превышение власти или служебных полномочий характеризуется умышленной либо смешанной формой вины. Должностное лицо при любой форме превышения власти или должностных полномочий сознает общественно опасный характер своего действия, то есть, что совершаемые им действия явно выходят за пределы предоставленных ему законом или иным подзаконным актом прав и полномочий, и желает действовать именно так. При этом должностное лицо предвидит наступление существенного вреда (часть 1 статьи 166 УК), последствий применения насилия, оружия и т.п. (часть 2 статьи 166 УК) либо тяжких последствий (часть 3 статьи 166 УК) и желает (прямой умысел) или сознательно допускает наступление их (косвенный умысел) либо предвидит только возможность наступления указанных последствий и легкомысленно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит даже возможности их наступления, но должно было и могло предвидеть наступление таких последствий и предотвратить их (преступная соответственно самонадеянность или небрежность по отношению к последствиям и смешанная форма вины в целом по отношению к превышению власти или служебных полномочий). Случаи совершения предусмотренного частью 2 статьи 166 УК преступления, не приведшие к последствиям (телесным повреждениям, самоубийству потерпевшего и т.п.), могут характеризоваться только прямым умыслом: должностное лицо сознает, что оно совершает неправомерное насилие либо применение оружия, или действия, являющиеся болезненными либо оскорбляющими личное достоинство потерпевшего, и желает действовать таким образом.

Еще по теме:

  • Как встать на улучшение жилищных условий новосибирск Как встать на улучшение жилищных условий новосибирск Настройки отображения Главная Жилищные программы Улучшение жилищных условий многодетных семей В рамках подпрограммы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области в […]
  • Субъекты гражданского права статья гк Субъекты и объекты гражданского права Субъекты гражданского права Субъекты гражданского права — это носители (обладатели) гражданских прав и обязанностей. Субъектом гражданского права может быть только лицо, которое имеет определенный статус — является […]
  • Части решения в гпк Части решения в гпк Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная […]
  • Универ юристов Университет Лазарского Миссия: создание среды, которая бы соединила стандарты практичности, качества образования с ее международным направлением и высоким уровнем деловой этики. Университет Лазарского (UL) – ведущий университет бизнеса и права в Польше. Это […]
  • Ст 281 282 коап Ст 281 282 коап Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им. Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ» Для чего Вам нужна «База судебных решений»? смотри подробнее Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия […]
  • Трудовой кодекс рф 2018 с комментариями мать одиночка Могут ли уволить мать-одиночку с работы Работодателей и работников всегда интересуют гарантии, предоставляемые государством определенным категориям граждан. В статье мы затронем вопросы, связанные с трудовыми гарантиями. Могут ли уволить мать-одиночку с […]