Судебная власть статус судей

11.10.2018 Выкл. Автор admin

§ 5. Статус судей в Российской Федерации

В статье 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» указано, что судебная власть в нашей стране принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. 1

Ведомости СНД и ВС РФ. 30,07.92. № 30. 2

Собран Р ой Федерации. 1997. № 1.

144 Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции и закону, они никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную законом ответственность.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, однако различаются объемом компетенции (полномочий). В зависимости от стажа работы в должности судьи, от занимаемой должности и иных, установленных законом обстоятельств, судьям присваиваются квалификационные классы.

К судье предъявляются следующие требования: •

судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы; •

при исполнении своих полномочий судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности, а кроме того, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

К кандидатам на должность судьи также предъявляются

определенные требования, а именно, судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Следует отметить, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Судьи, впервые избранные на должность, приносят присягу.

Судьи несменяемы, они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия.

Полномочия судей могут быть прекращены только в следующих случаях:

Если судья, несмотря на предупреждение квалификационной коллегии судей, продолжает деятельность, несовместимую с должностью. 3

По истечении срока полномочий. 4

Если в отношении судьи имеется вступивший в силу обвинительный приговор. 5

При наличии вступившего в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным. 6

В случае утраты судьей гражданства России или его смерти. 7

В случае совершения судьей поступка, позорящего честь и достоинство судьи

Полномочия судьи могут быть приостановлены 1

Если квалификационной коллегией было дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу. 2

Если судья вопреки существующим нормам закона занимается деятельностью, не совместимой с его должно-

Понятие ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ оттв. Сщвш систтл Российской Ф їді РАЦИИ

стью. Судья не имеет права принадлежать к политическим партиям» осуществлять предпринимательскую деятельность.

З В случае, если судья бьш подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности.

4. В случае признания судьи в установленном законом порядке безвестно отсутствующим.

В законе РФ о статусе судей указано на недопустимость вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия.

В числе гарантий независимости судей, установленных Законом о статусе судей, наиболее важной является неприкосновенность личности судьи. Неприкосновенность судья распространяется на занимаемое им жилище, служебное помещение, используемый им транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. У головное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором.

Заключение судьи под стражу также возможно только при наличии санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности.

Судья не может быть задержан или принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел или другой государственный орган, при установлении его личности должен быть немедленно освобож-

ден. В законе РФ о статусе судей подробно регламентировано правовое положение судей.

Правовой статус органов судебной власти в РФ

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 04.03.2016 2016-03-04

Статья просмотрена: 1133 раза

Библиографическое описание:

Маркова А. Ю. Правовой статус органов судебной власти в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 613-616. — URL https://moluch.ru/archive/110/26644/ (дата обращения: 10.10.2018).

В настоящее время в Российской Федерации (далее — РФ) осуществляется реформирование судебной системы, подтверждением чего является слияние Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в единый Верховный Суд РФ. Проводимые реформы нацелены на решение многих проблем, существующих на сегодняшний день в судебной системе.

Одной из них является проблема обеспечения эффективности деятельности судебных органов. Ведущим субъектом регулирования правоотношений в единой федеральной системе судов (одной из трех юрисдикций, составляющих единую судебную власть в России) выступает Верховный Суд РФ, выполняющий целый ряд важных полномочий:

 в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

 обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции РФ с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

 выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания РФ обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

 разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации.

Анализируя основные проблемы судебной реформы, проф. В. Ф. Яковлев подчеркивает, что, во-первых, необходимо обеспечить доступность правосудия. Главным препятствием является перегрузка судей. Во-вторых, качество правосудия и эффективность. Нужно начать с укрепления кадрового состава судей. Это подготовка судей и кандидатов на должность судей, решения проблемных вопросов правового статуса, компетенции. Необходимо наладить систему отбора и назначения судей. Следующим важнейшим направлением судебной реформы должно стать материально-техническое обеспечение правосудия. Это самая слабая часть осуществления судебной реформы [14].

Вопросы правового статуса, компетенции и деятельности органов судебной власти носят как практический, так и теоретический характер. Их глубокое теоретическое исследование приобретает особый смысл, поскольку выполняет сразу две задачи — помогает лучше осмыслить практические проблемы и выносит их изучение на качественно новый теоретический уровень.

Принципиальное значение для развития российского правосудия имеет принятый Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [2], в котором закреплена система судов, порядок их создания и упразднения, компетенция и принципы деятельности.

Регулирование правового статуса судей осуществляет Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» [5], являющийся основополагающим документом, регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий, а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.

Согласно ст. 2 вышеуказанного закона «все судьи в Российской федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения».

Помимо Закона РФ «О статусе судей в РФ» существуют ряд других законов и иных нормативных актов, касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности. Так, некоторые отличия от общих положений вышеназванного Закона имеется в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации, чей правовой статус установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» [3].

Необходимо констатировать, что, хотя и существуют законодательные правовые акты, регулирующие правовой статус органов судебной власти, но не создана необходимая система правовой базы, в которой бы в полной мере была осуществлена деятельность судов в отправлении правосудия согласно положениям Конституции РФ и общим нормам международного права [13].

Вопросы укрепления правового статуса — прав и обязанностей судей и работников аппаратов судов, повышения престижа работы в органах судебной власти, повышения их авторитета и обеспечения безопасности судейского корпуса требуют принятия соответствующих нормативных правовых актов, способствующих их разрешению, а также необходим механизм воплощения в жизни данных норм. Если конституционные положения, регламентирующие взаимоотношения личности и судебной власти, а также принципы функционирования судебной системы трансформации не подлежат, то нормы организации судебной системы могут изменяться.

В первом случае речь идет о том, что в правовом государстве принципы судебной защиты остаются незыблемыми, так же как и правовой статус судей как носителей судебной власти.

Во втором — об оптимизации деятельности органов, входящих в структуру судебной системы, которая необходима ввиду объективно сложившихся обстоятельств [9].

Во-первых, в связи с данными о количестве дел, ежегодно разбираемых судами. В 2010 году суды общей юрисдикции рассмотрели по первой инстанции 1073519 уголовных дел, 14102286 гражданских дел и 5326878 дел об административных правонарушениях, а арбитражные суды — 1197103 дела. В 2013 году эти показатели для судов общей юрисдикции составили 943939, 12831652 и 5808943 соответственно [6], для арбитражных судов — 1247863 [7].

Рассматривая правовой статус судьи, М. И. Клеандров отмечает, что статус судьи состоит из многих взаимодополняющих друг друга компонентов (правового, морального, этического, психического, физиологического, социального и иных компонентов), обеспечивающих возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие [12].

Е. Б. Абросимова считает, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: порядок назначения или избрания, порядок прекращения деятельности, компетенцию субъекта, порядок и способ ее реализации, особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов публичной власти [8].

Содержание правового статуса судьи, по мнению О. Н. Бабаевой, включает такие элементы, как: правоспособность и дееспособность судьи; права и обязанности, закрепленные за ним законодательством; гарантии этих прав и обязанностей; ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей [10].

Г. Т. Ермошин в статусе судьи выделяет две составляющие: во-первых, процессуальная составляющая статуса судьи, т. е. права и обязанности судьи как лица, замещающего должность государственной службы, которые определяются процессуальным законодательством; во-вторых, права и обязанности судьи, которые определяют его особое положение в обществе как гражданина [11].

Важное место в правовом статусе судьи занимает ответственность. Статья 122 Конституции РФ, закрепляя принцип неприкосновенности судей, упомянула лишь об иммунитете судей от уголовной ответственности как от наиболее серьезного вида ответственности, связанного с существенным ограничением прав и свобод человека, и отнесла установление порядка привлечения к такому виду ответственности к федеральному законодательству. В связи с возникшей необходимостью «привести всех судей к единому статусу» Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [4] была вновь введена административная ответственность судей. Вместе с тем в литературе указывается, что практики применения административной ответственности просто нет, поскольку законодатель установил слишком сложный порядок привлечения судей к ней.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Самые общие из них сформулированы в ст. 119 Конституции РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.

Обозначенные в статье особенности правового статуса судей взаимосвязаны и требуют комплексного анализа. Уяснение структуры и элементов правового статуса направлено на решение задач по соблюдению и обеспечению прав и законных интересов граждан, совершенствованию правосудия.

Изучение законодательства позволяет сделать вывод, что проблем правового статуса судей в реальной действительности существует достаточно много. К их числу можно отнести отсутствие четкой регламентации критериев отбора кандидатов в судьи, длительность самого порядка формирования судейского корпуса, отсутствие специальной подготовки кандидатов в судьи к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, отсутствие четкой регламентации форм и порядка сдачи такого экзамена, отсутствие единой для всех регионов методики оценки знаний кандидатов в судьи при сдаче квалификационного экзамена на судейскую должность, непрозрачность механизма формирования судейского корпуса, а также неполная реализация принципа независимости судебной власти при формировании корпуса мировых судей. Необходимо создать четкий механизм реализации норм права, регулирующих правовой статус органов судебной власти в Российской Федерации, а именно:

 разработать регламент по проведению (форме и порядку) сдачи квалификационного экзамена на должность судьи;

 разработать критерии отбора кандидатов в судьи;

 разработать единую методику в РФ по оценки знаний кандидатов в судьи при сдачи квалификационного экзамена.

Статус судей является одним из самых актуальных вопросов в настоящее время, имеющим особое значение для дальнейшего функционирования судебной власти, способствуя реализации принципа независимости судей в России. От того, кто призван осуществлять судебную власть в России, и зависит ее качество и доступность, ведь именно судья является независимой ни от кого «ключевой фигурой правосудия», носителем судебной власти. Без качественного и реально независимого судейского корпуса нельзя говорить о правовом государстве и демократии.

Образовательный портал — все для студента юриста.

III. Судебная система РФ.

1. Понятие судебной системы РФ.

Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

— принцип законности. (ссылке на все)

— принцип единства судебной системы РФ

— принцип осуществления правосудия только судом.

— принцип равенства всех перед законом и судом.

— принцип независимости судей.

— принцип презумпции невиновности.

— принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

— принцип состязательности сторон.

— принцип открытости судопроизводства.

— принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

— принцип обязательности судебных решений.

— принцип государственного или национального языка в судах.

3. Система судов РФ.

Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ.

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

— Верховный суд РФ

— Суды субъектов РФ

— Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

— Военная коллегия Верховного суда РФ.

— Военные (флотские) окружные суды РФ.

— Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

— Высший Арбитражный Суд РФ.

— Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражные суды округов

— Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

— Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

— Военные и специализированные суды.

— Высший арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

— Арбитражные апелляционные суды.

— Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные (суды) субъектов РФ.

4. Судебное звено судебной системы РФ.

Звено судебной системы РФ — совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.

В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.

К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.

К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

Судебная инстанция в РФ — суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

6. Органы судейского сообщества.

Судейское сообщество — это совокупность всех судей в конкретном государстве.

В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:

— Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.

— Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ « Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

7. Судья в РФ.

В соответствие с законом РФ «О статусе судей», судья — лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

8. Статус судей в РФ.

Статус судей — это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.

Элементы статуса судей:

— правоотношения, связанные с формированием судебного корпуса (наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями)

— правоспособность судей при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

— права и обязанности судей по отношению к судейскому сообществу.

— правоотношения, связанные приостановлением и прекращением полномочий судей, пребывания их в отставке.

1. Правоотношения, связанные с формированием судейского корпуса:

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

— Иметь гражданство Российской Федерации.

— Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.

— Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

— Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

— Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

— Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

— Достижение определенного возраста:

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет — для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности — 7 лет — для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности — 10 лет — для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда

Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности — 15 лет — для судей Конституционного суда РФ.

В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

Порядок наделения судей полномочиями:

В соответствие со статьей 6, судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

9. Гарантии судей в РФ.

Гарантии судей в РФ — совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия.

Виды гарантий судей в РФ:

— Гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия.

— Гарантии неприкосновенности судей.

— Гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий.

— Гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

— Гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актов.

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

Присяжные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

Деятельность присяжных заседателей регламентируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществления правосудия в системе арбитражных судов РФ.

Деятельность арбитражных заседателей регламентируется ФЗ « Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьей 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», кандидаты, как в присяжные, так и в арбитражные заседатели заносятся в специальные списки. Списки присяжных заседателей формируют высшие исполнительные органы субъектов РФ раз в 4 года. Списки арбитражных заседателей формируют Арбитражные суды субъектов РФ, из кандидатур, предложенных профессиональными объединениями предпринимателей.

ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» в соответствии со статьей 2, устанавливает следующие требования к арбитражным заседателям: арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25-летнего возраста; имеющие безупречную репутацию, высшие образование и опыт работы в установленных сферах; не имеющие судимость; не совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти.

1. Судья. Статус судьи

Судьи — это специальные государственные должностные лица, на­деленные в установленном федеральными конституционными или фе­деральными законами порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Совокупность признаков, раскрывающих государственную и про­фессиональную характеристику судьи, можно сформировать на основе предписаний закона и предложенного определения.

Часть 1 ст. 11 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» и ч. 3 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в РФ» устанавливают законодательные положения, характеризующие судью.

Лицо, прошедшие установленную федеральным законом процедуру отбора, назначения на должность и наделяемое соответствующими пол­номочиями осуществлять правосудие, становится судьей. Судья являет­ся государственным должностным лицом, правомочным от имени Рос­сии принимать решения по конкретным рассматриваемым делам и ре­шаемым вопросам. Он обладает статусом государственного служащего. В федеральных судах судьи имеют не только статус федерального госу­дарственного служащего, но и специальный профессиональный статус, связанный с должностью судьи и его процессуальным положением.

Процессуальные полномочия судьи при осуществлении правосудия определяются соответствующими нормативными актами, регламенти­рующими порядок различных видов судопроизводств: ФКЗ РФ «О Кон­ституционном Суде РФ», АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Еще одним важным признаком судьи является исполнение им своих обязанностей на профессиональной основе, так как кроме судей в осу­ществлении правосудия могут участвовать и представители народа — присяжные и арбитражные заседатели. Поэтому судьи за свою профес­сиональную работу получают соответствующее денежное вознагражде­ние и несут ответственность за ее организацию и выполнение.

В целом правовое положение судей в государстве и в соотношении с должностными лицами исполнительной и законодательной власти определяется как правовой статус.

Статус судьи — это правовое положение по действующему законо­дательству судьи или лица, осуществляющего в соответствии с законом правосудие в качестве присяжного или арбитражного заседателя.

Статус судьи характеризуется социально-политическим назначени­ем этой должности и ее законодательным закреплением, наличием оп­ределенных организационных прав и обязанностей судьи как члена су­дейского сообществ, установлением в законах должностных прав, обя­занностей, запретов и ответственности, предоставлением необходимых для надлежащего выполнения своей работы гарантий и определением легальной процедуры деятельности при осуществлении правосудия.

Соответствующее закрепление всех названных элементов статуса судьи в законе требует поиска и внимательного их изучения. Ста­тьи 119-122 Конституции РФ закрепляют социальную и общеправовую часть статуса судьи: судьи независимы и подчиняются Конституции РФ и федеральному закону, несменяемы, неприкосновенны. В ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» в гл. 2 «Основы статуса судей РФ» конституци­онные положения расширяются и конкретизируются. Статьи 11-16 это­го Закона, а также самостоятельный нормативный акт Закон РФ «О ста­тусе судей в РФ» прописывают конкретные элементы статуса судьи, единство статуса всех судей, общие для них права и обязанности. Так, в частности, в ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ» формулируются основные обязанности лица, занимающего должность судьи: неукосни­тельно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать все­го, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспри­страстности.

Для судей законом установлены запреты быть депутатом, принад­лежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпри­нимательскую деятельность, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, ли­тературной и иной творческой деятельности.

Для судей, пребывающих в отставке, эти запреты несколько смягче­ны. Судья в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет вправе работать в органах государственной власти, органах местного само­управления, государственных и муниципальных учреждениях, в проф­союзных и иных общественных объединениях, а также в качестве по­мощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательно­го (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. В период осуществ­ления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься, на него не распространяются гарантии неприкосновенно­сти, установленные Законом «О статусе судей в РФ». Членство указан­ного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

Все, что касается процессуальной деятельности судьи, а также ар­битражных и присяжных заседателей, которые при осуществлении пра­восудия наделены статусом судей, то такие вопросы в данном учебном курсе рассматриваются лишь в общем плане. Исходные положения о процессуальных полномочиях судей закреплены в статьях указанных ранее кодексов и законов (ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ», АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об административных правона­рушениях).

Лекция 4. Судьи – носители судебной власти. Определение. Требования, предъявляемые к судье. Единство статуса судей.

«Судьи — носители судебной власти», – так называется первая статья Закона «О статусе судей в Российской Федерации».

Судья в профессиональном смысле представляет собой лицо, наделенное в конституционном порядке полномо­чиями по осуществлению функций судебной власти посредством конституционного, граждан­ского, административного и уголовного судопроизводства и ис­полняющее обязанности на профессиональной основе.

Хотя в п.3 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» запи­сано: «Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституцион­ном порядке полномочиями осуществлять правосудие и ис­полняющие свои обязанности на профессиональной осно­ве», представляется, что более чем за десять лет с момента конституционного установления судебной власти практика и жизнь показали неравнозначность понятий «судебная власть» и «правосудие». О многофункциональности судебной власти сказано в главе второй настоящей работы.

Судьями в соответствии с указанным Законом являются: все судьи, работающие в судах судебной системы РФ, председатели, их заместители и судьи Верховно­го Суда Российской Федерации, верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городов федерального значения, го­родских судов, судов автономной области и автономных ок­ругов; председатели, заместители председателей районных судов, другие судьи, мировые судьи; председатели, замести­тели председателей и другие судьи военных судов; предсе­датели, заместители председателей, председатели коллегий и судьи арбитражных судов; председатель, заместитель пред­седателя, судья-секретарь и судьи Конституционного Суда Россий­ской Федерации; судьи конституционных (уставных) судов республик в составе Российской Федерации; Председатель, заместители председателя, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели, заместители председателя, судьи федеральных арбитражных судов округов, председатели и судьи арбитражных апелляционных судов, председатели, заместители председателя и судьи арбитражных судов в субъектах федерации.

Лица, работающие в комитетах конституционного надзора статуса судей не имеют. Члены третейских судов и коммерческих арбитражей также не являются судьями – носителями судебной власти.

Исходя из перечня должностных лиц, судьями могут быть лица, исполняющие свои обязанности на профессио­нальной основе. Определенное лицо только тогда будет об­ладать статусом судьи, когда оно назначено (избрано) на дол­жность судьи.

1. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, а различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения неко­торых категорий судей определяются законодательством, а в случаях, им предусмотренных, — также за­конами субъектов Российской Федерации (п.1 ст.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

В чем же проявляется и что означает единство статуса судей? Единство судейского статуса проявляется в общем для всех судей в Российской Федерации круге основных прав, обязанностей и ограничений. Единство статуса судей оз­начает не что иное, как равенство всех судей су­дейского сообщества: равная защита федеральным зако­нам принадлежащих им прав, установление общих для всех судей ограничений, связанных с пребыва­нием в судейском сообществе, равные условия привле­чения к ответственности и прекращения полномочий.

Включение в судебную систему Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федера­ции, арбитражных судов, военных судов и мировых судей не подрывает единства статуса судей, так как уровень гарантий, установленный Федераль­ным законодательством остаётся без изменений. Федеральный конститу­ционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» зафиксировал положения, ка­сающиеся структуры и организации Конституционного Суда РФ, его полномочий. Выделение в отдельные нормы требований, предъявляемых к судье (возраст не менее сорока лет, стаж по юридической профессии не менее 15 лет, безупречная репутация, высокая квалификация в области права), порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ подчер­кивают самостоятельность и независимость судебной влас­ти, осуществляемой посредством конституционного судо­производства, но право на самостоятельность и независимость закреплено и за другими видами судов и судей, в них работающих. Пребывание судьи Конституционного Суда РФ в должности ограниченно только возрастом – 70 лет.

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» находится в соответствии с Конституцией РФ, полномочия и порядок судопроизводства устанавливаются Конституцией и Федеральным конституционным законом, другими федеральными законами. Деятельность арбитраж­ных судов строится на основе принципов законности, неза­висимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел (ст.6).

АПК РФ и процессуальный порядок рассмотре­ния дел, также подтверждает единство статуса судей.

Все суды судебной системы РФ и вместе с ними все судьи реализуют важнейшее положение Закона о статусе судей: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей».

Политические перемены, сделавшие воз­можным закрепление указанного положения, позволили бла­годаря самостоятельности и независимости установить единый статус судей. На единство статуса судей не влияют разность полномочий и компетенции.

Полномочия и компетенция судей различаются в за­висимости от:

1) принадлежности их к общим, военным, арбит­ражным или конституционным (уставным) судам, или Кон­ституционному Суду РФ;

2) работы судьи в нижестоящем или вышестоящем суде; компетенции;

3) должности судьи (председатель суда, его замес­титель, председатель судебной коллегии, судья первой, вто­рой, надзорной инстанций суда).

Все организационные решения внутри струк­туры судебной системы, как, например, специализация в рас­смотрении дел, распределение обязанностей между замес­тителями не нарушают закона о статусе судей, поскольку не изменяют определенных законом полномочий и компе­тенцию судей. Так, каждый судья может рассматривать как уголовные, так и гражданские дела, судья, специализирую­щийся на рассмотрении категории трудовых дел, вправе рассматривать другую категорию дел, например, дела об установлении усынов­ления и т.д.

Еще по теме:

  • Телюкина мВ прекращение деятельности юридических лиц Телюкина мВ прекращение деятельности юридических лиц Действующее законодательство не содержит легального определения реорганизации АО. Однако систематический анализ норм Закона позволяет сформировать основные признаки реорганизации. Во-первых, реорганизация […]
  • Дачная амнистия на землю фз ФЗ 93 о Дачной Амнистии Любой фермер или дачник, увлекающийся отдыхом за пределами города, хотел бы иметь в своём распоряжении собственный земельный участок, пусть даже не обширный по территории. Бывает и так, что домик уже построен собственными руками, и […]
  • Бандитизм ст 209 ук рф состав §5. Бандитизм (ст. 209 УК) * По вопросам квалификации бандитизма см.: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17 января 1997 г. // Российская газета. […]
  • Наследственное право институт 22.4. Наследственное право 1. Наследственное право – институт гражданского права, в котором сосредоточены нормы, регулирующие переход имущества и некоторых неимущественных прав граждан после их смерти к другим лицам – их наследникам. Нормы наследственного […]
  • Договор найма частного лица Договор найма жилища. Договор найма жилища является разновидностью общего договора имущественного найма (договора аренды). Он регулируется в основном главой 30 (ст.ст. 601-603) ГК и Законом РК от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях". По договору найма […]
  • Адвокат козлитин ви Дело № 3-О09-22 Текст итогового документа ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденных […]