Судебная защита прав потребителей в сфере жкх

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Судебная практика защиты прав потребителей в сфере ЖКХ

Защита прав, которые связаны с ЖКХ, отличается рядом особенностей.

Распространение на потребителя, который использует данные услуги в своих личных целях. Такой потребитель является конечным, а именно потребителями в данном случае не могут выступить всякого рода посредники, которые получили услуги от ЖКХ и в дальнейшем их реализовывают.

Потребитель, который использует услуги ЖКХ, не имеет возможности использовать защиту своих законных прав ограниченно. В частности, в случае если поставщиком оказана некачественная услуга, потребитель не может отказаться от исполнения условий заключенного договора.

Потребитель имеет возможность защищать свои права посредством двух форм – либо досудебная стадия урегулирования споров либо судебное разбирательство.

На досудебной стадии решения спорных вопросов потребитель составляет претензию и направляет ее поставщику, который оказывает услуги ЖКХ, а также контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор. Однако стоит отметить, что более эффективной считается защита прав посредством суда.

Особенности судебного решения вопроса о ЗПП в сфере жилищно-коммунального хазяйства

Подача иска в суд формирует судебную практику.

Производство по исковым заявлениям представляет собой работу судебного органа, заключающуюся в исследовании и принятии решений относительно спорных ситуаций о интересах либо правах, которые возникли из любого рода правоотношений. Такой вид деятельности регулируется ГПК РФ.

Иск является защитным средством, применяемым на судебной стадии разрешения споров, с помощью которого происходит защита права, которое было оспорено либо нарушено, а также защита законных интересов. Иск представляет собой просьбу лица имеющего заинтересованность, которая сформулирована в качестве обращения, о разрешении спора материально – правового характера. Иск имеет своей целью защитить права субъекта правоотношений.

Прежде чем подавать обращение в суд убедитесь в соответствии требований, которые вы указали в иске, действующим нормам закона. Предоставьте доказательства требований, которые вы выдвинули. Соберите документы, которые будут подтверждать, что ваши права нарушены, в частности приложите экземпляр претензии, ответом на который является отказ исполнять ваши требования (при наличии у вас такового).

Форма иска, в которой вы должны его подать в суд, является письменной, то есть напишите иск от руки либо напечатайте. Обязательно поставьте свою подпись на иске, если у вас имеется представитель, который будет участвовать в судебном процессе – подпись должен поставить он. Также имейте в виду, что при наличии представителя, вам необходимо помимо прочих документов приложить к иску доверенность либо иной документ, который удостоверяет полномочия, имеющиеся у представителя.

Составляйте исковое заявление в таком количестве, сколько ответчиков будут участвовать в процессе.

В иске укажите его цену, которая представляет собой требования имущественного характера, которые были вами заявлены, выраженные в денежной форме.

Заметьте, статья 333.36 Налогового кодекса РФ говорит о том, что заявители, которые подают иск, связанный с нарушением потребительских прав, освобождаются от уплаты госпошлины по делам, которые будут рассмотрены мировыми судьями либо судами общей юрисдикции.

Когда организация, осуществляющая деятельность в сфере ЖКХ, не намерена исполнять предписанные судом требования по собственной воле – обратитесь в суд для получения исполнительного листа, после чего подайте его в службу судебных приставов совместно с заявлением.

Примеры из судебной практики:

Пример №1: Вдовин С.А., являющийся жителем республики Башкортостан обратился в суд с заявлением на управляющую компанию “Жилкомзаказчик”. В заявлении он выдвинул требования о возмещении ущерба, неустойки и морального вреда, которые были связаны с тем, что протекла кровля, чем был вызван физический ущерб его имуществу.

Суд в своем решении указал, что ответственным за протечку кровли является управляющая компания, при этом вывод суда был основан на основании представленных истцом фотографий и документов, содержащих сведения о ремонте здания.

Далее судебная коллегия, ссылаясь на статью 333 Гражданского кодекса, снизила сумму на ремонт, которую требовал истец, указав на то, что данная сумма является необоснованной.

В свою очередь неустойка и моральный ущерб были выплачены в полном объеме.

Пример №2: ТСЖ обратилось с заявлением в мировой суд с просьбой выдать судебный приказ, на основании которого будет взыскан долг по жилищным платежам и услугам ЖКХ, кроме того затраты, которые появились в связи с оплатой госпошлины. Суд, рассмотрев исковое заявление принял решение удовлетворить требования ТСЖ и выдал необходимый приказ. Через какое-то время это ТСЖ обратилось повторно в данный суд к судье, вынесшему первоначальное решение, с заявлением в котором содержалась просьба распределить судебные издержки, представленные затратами на услуги представителя. На этот раз ТСЖ получило отказ в удовлетворении требований. Решение судьи было обжаловано ТСЖ, однако вышестоящий суд не изменил решение, сославшись на правомерность принятого решения.

Суд отметил, что заявление о выдаче приказ обязательно должно содержать нормы, которые отражены в статье 127 Гражданско-процессуального кодекса. В данной статье отсутствуют сведения, которые касаются издержек, точнее их возмещения. Компенсирование издержек представляет собой действия судебной инстанции, нацеленные на возмещение расходов уполномоченному лицу.

Возврат денег за услуги.

О том, как составляется письменная претензия на возврат товара, читайте тут.

Из этого следует, получить данный вид компенсации могут:

  • Лицо, чью позицию поддержал суд и вынес соответствующее решение;
  • Свидетель;
  • Эксперт;
  • Третьи лица;
  • Специалист;
  • Переводчик;
  • Суд, в случаях указанных в статье 103 ГПК РФ.

Сторона, которая является проигравшей должна произвести компенсацию. Однако в ходе процесса, носящего приказной характер, сторон, как правило, не имеется. Из этого следует, что рассматриваемый вид расходов возмещается в рамках процесса, инициированного иском (определение Добрянского районного суда Пермского края от 09.07.2015 г. по делу № 11–37/2015) .

Однако имеет место и противоположный вид судебной практики в ЖКХ, где идет констатирование фактов того, что судебные издержки взыскиваются, особенно тогда, когда должник имеет возражений.

Какими законами регламентирована защита имеющихся у потребителей прав в области получения ими коммунальных услуг?

Помимо закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 отношения в сфере ЖКХ регулируют:

  • гражданским законодательством Российской Федерации;
  • жилищным законодательством Российской Федерации;
  • постановление Правительства Российской Федерации, принятое 13.08.2006 под номером 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
  • постановление правительства под номером 253 от 28.03.2012 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»;
  • постановление Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» совместно с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 под номером 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».

Пункт 2 статьи 4 Жилищного кодекса РФ относит к участникам жилищных отношений граждан, юридических лиц, муниципалитеты, субъекты федерации и саму Российскую Федерацию.

Основные права и обязанности потребителя услуг ЖКХ

Учтите, что прежде чем выдвигать какие-либо требования к поставщику услуг в сфере ЖКХ, вам необходимо изучить закон «О защите прав потребителей». При этом имейте в виду, что знакомиться с законодательством необходимо на сайте, являющимся официальным, что связано с постоянными внесениями дополнений и изменений.

Однако, несмотря на то, что система законодательства постоянно изменяется, некоторые права не претерпевают изменений, в частности у вас имеется право:

  • требования возместить понесенные вами убытки, а также причиненный вред;
  • получить коммунальные услуги, которые будут предоставлены полностью и качество их будет надлежащим;
  • требования предоставить исполнителем сведений о том, каким образом был произведен расчет платы за услуги, при этом в расчете должны быть указаны все коэффициенты;
  • требования проведение проверок относительно качества предоставляемых услуг.

Не стоит забывать и про обязанности, имеющиеся у потребителей:

  • в срочном порядке сообщить поставщику услуг ЖКХ об обнаружении аварий либо каких-либо неполадок;
  • не устраивать препятствия для работников сферы ЖКХ при проведении проверок;
  • позволять работнику ЖКХ входить в жилье с целью снятия данных с приборов учета;
  • в установленный срок снимать показания с приборов учета и осуществлять оплату вовремя;
  • делать уведомление в организацию, предоставляющую услуги ЖКХ, о том какое количество человек проживает в квартире.

Также существуют запреты для потребителей:

  • снятие опломбировки со счетчиков;
  • эксплуатировать одновременно такое количество бытовых приборов, которые в своей сумме производят на электрическую сеть такую нагрузку, которая является превышение максимума;
  • самостоятельно производить демонтаж или отключение системы обогрева;
  • подключение приборов, которые устанавливаются посредством обхода систем учета.

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Механизмы защиты прав потребителя в сфере ЖКХ — Защита прав потребителей

Breadcrumbs

Механизмы защиты прав потребителя в сфере ЖКХ

Механизмы защиты прав потребителя в сфере ЖКХ

В настоящее время собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и наниматели жилых помещений по договору социального найма — являются потребителями жилищно-коммунальных услуг.

Исполнителем коммунальных услуг в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определяет механизмы, позволяющие обеспечивать эффективную охрану прав граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг, это: — внесудебный порядок защиты прав потребителей;

— судебный порядок (судебная защита прав потребителей).

Внесудебный порядок: претензионный порядок.

Приобнаружении недостатков в оказываемых жилищных услугах необходимо обращаться с письменной претензиейк управляющей организации (исполнителю) жилищных услуг, с которой заключен договор управления.

Претензия должна быть написана в двух экземплярах. Один экземпляр передается в управляющую организацию (исполнителю), а второй (уже подписанный сотрудником данной организации) вы оставляете себе.

Если же организация отказывает в выполнении законных требований потребителя, то тогда необходимо обращаться в суд.

Судебный порядок (исковое производство)– это урегулированная нормами гражданского процессуального законодательства деятельность суда по рассмотрению и разрешению споров о праве или охраняемом законном интересе, возникающим из гражданских и иных правоотношений.

Перед обращением в суд необходимо убедится в соответствии требований действующему законодательству, предоставить доказательства обоснованности выдвигаемых требований, собрать документы, подтверждающие нарушение прав потребителей, в том числе и экземпляр претензии с отказом выполнить требование (если таковой имеется).

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. В исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику об устранении нарушения права и его восстановлении.

После получения решения суда, в том случае, если организация в сфере ЖКХ не будет исполнять его добровольно, потребителю необходимо получить в суде исполнительный лист и подать его в службу судебных приставов.

Особенности защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Абрамов А. А.

В статье рассмотрены формы, способы и особенности защиты прав потребителей в жилищной сфере. Выделяются четыре формы защиты прав : судебной, административной, общественной и самозащите. Обосновывается необходимость изъятия самозащиты как способа защиты из ст. 12 ГК РФ. Защита прав потребителей принимается в широком смысле, как охрана, высказывается мысль о соответствующем изменении и законодательства. Наибольший интерес представляют проблемы защиты прав в жилищно-коммунальной сфере , недостаточно изученные в научной литературе.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Абрамов А. А.,

Текст научной работы на тему «Особенности защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Работа представлена кафедрой гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского института правоведения и предпринимательства. Научный руководитель — кандидат юридических наук, доцент И. В. Поснов

В статье рассмотрены формы, способы и особенности защиты прав потребителей в жилищной сфере. Выделяются четыре формы защиты прав: судебная, административная, общественная и самозащита. Обосновывается необходимость изъятия самозащиты как способа защиты из ст. 12 ГК РФ. Защита прав потребителей принимается в широком смысле как охрана, высказывается мысль о соответствующем изменении и законодательства. Наибольший интерес представляют проблемы защиты прав в жилищно-коммунальной сфере, недостаточно изученные в научной литературе.

Ключевые слова: потребитель, права потребителя, защита прав, жилищно-коммунальная сфера, особенности защиты.

Forms, means and features of consumer protection in the housing sphere are considered in the article. The four forms of rights’ protection are distinguished: judicial, administrative, social and self-protection. Protection of consumers is regarded in the wide sense as security. The idea of corresponding law revision is proposed. Special attention is paid to the problems of rights’ protection in the housing sphere, which are insufficiently studied in scientific literature.

Key words: consumer, consumer right, protection of rights, housing sphere, features of protection.

Потребитель жилищно-коммунальных услуг в правовом государстве должен иметь право на охрану своих гражданских прав, под которой следует понимать совокупность различных мер, позволяющих реализовать как закрепленные законодательством права, так и право на защиту данных прав. Это должно обеспечиваться широким комплексом мер, не только устраняющих нарушения гражданских прав, но и «кара-

тельных» (возложение юридической ответственности) а также мер превентивных (установление определенных условий договора, правил выполнения работ и оказания услуг, предупреждающих дискриминацию потребителя).

Меры юридической ответственности, установленные законодательством (в первую очередь уголовным, гражданским и административным), дают возможность

с высокой долей эффективности защищать права потребителя услуг и работ в жилищно-коммунальной сфере.

Рассмотрим понятие «защита». В словаре С. И. Ожегова одни из определений звучат так: «защитить — 1) охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности; 2) предохранить, обезопасить от чего-нибудь» [11, с. 225]. Одна из ведущих специалистов России в жилищном праве Л. Ю. Груцына считает, что «это деятельность, возникающая в случае наличия конкретного (совершенного) правонарушения, либо устранение такого состояния, которое реально приведет к наступлению негативных последствий, а также направленная на восстановление нарушенного права» [5, с. 49-54]. С этим трудно не согласиться. А вот со следующим тезисом: «Когда возникает необходимость защиты, как правило, уже присутствует правонарушитель и лицо, чье право ограничено виновным действием» [5, с. 49-54] — можно и поспорить. Защита должна в обязательном порядке носить и превентивный характер. Заслуживает внимания в этом плане предложение М. В. Маматова о замене в законе «О защите прав потребителей» понятия защита понятием охрана. Он рассматривает охрану как систему мер, обеспечивающую удовлетворение потребительских прав, а защиту — как комплекс средств, применяемых при нарушении этих прав [8, с. 11]. Сам механизм защиты прав потребителя жилищнокоммунальных услуг состоит из четырех элементов: субъектов и объектов защиты, правовых норм (оснований защиты) и процессуальных действий (форм и способов защиты).

Обращаясь к проблеме защиты гражданских прав, в том числе и потребителя, мы сталкиваемся в юридической литературе с такими понятиями, как формы, способы, средства, меры, порядок защиты. Рассмотрим их содержание, а также в каких взаимосвязях они находятся между собой.

Формы защиты. Законодательство не дает определения данного понятия, в со-

временной же отечественной юридической литературе существуют различные подходы к определению форм защиты гражданских прав.

В. П. Грибанов выделяет следующие формы: а) исковую форму защиты права; б) защиту гражданских прав в порядке особого производства в суде; в) административный порядок защиты гражданских прав и г) специфическую общественно-правовую форму защиты права [4, с. 110 ]. М. И. Брагинский — судебную защиту гражданских прав и защиту гражданских прав в административном порядке, выбрав в качестве критерия порядок осуществления защиты права [3, с. 67].

Можно согласиться с позицией Б. М. Гон-гало, Т. И. Илларионовой и В. А. Плетнева, выделяющих три группы способов защиты, применяемые: судом; органами государственной власти и местного самоуправления; непосредственно управомоченными лицами, чьи права нарушены [2, с. 54].

Но сейчас общепризнанным в большинстве своем признается подход, в котором выделяют юрисдикционную (и в ее рамках общий, т. е. административный, порядок) и неюрисдикционную (самозащита) формы защиты [14, с. 282]. Под юрисдикционной формой защиты А. П. Сергеев понимает «деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав». А «неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам» [14, с. 283]. С таких позиций можно отличать формы защиты права от способа (порядка) ее осуществления.

В зависимости от субъекта, осуществляющего защиту гражданских прав, в том числе и потребителя, можно говорить о двух формах защиты: самостоятельно гражданином и опосредствовано через какие-то

органы — государственные (судебные и административные) и общественные (различные институты гражданского общества, и в первую очередь общества защиты прав потребителей). Таким образом, речь идет о четырех формах защиты прав: судебной, административной, общественной и самозащите.

Для защиты прав потребителя ЖКУ имеют значение все формы защиты, и трудно выделить ту, которой можно было бы отдать безоговорочное предпочтение. Выбор формы и способа защиты во многом зависит от конкретной ситуации. Пока наши граждане по старинке предпочитают защищать свои права через административные органы, что, на наш взгляд, не способствует быстрому и эффективному решению возникших проблем. Постепенно растет количество обращений и в судебные органы. Но с ростом правосознания граждан, повышением их общей правовой культуры, а также с полной реализацией требований законодательства о просвещении потребителей возрастет роль самозащиты. Интересна мысль Л. П. Морозова о том, что самозащита «. необходима для того, чтобы выбрать правильную тактику в самом начале конфликта (спора) и собирать доказательства о факте нарушения прав.» [9, с. 11]. То есть с нее начинается всегда путь к защите своих прав независимо от выбранной в дальнейшем формы — судебной или административной, а возможно, и завершенной через общественные органы или самостоятельно.

Способы защиты. Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает одиннадцать конкретных способов защиты гражданских прав: 1) признание права; 2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; 3) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; 4) признания недействительным акта

государственного органа или органа местного самоуправления; 5) самозащиты права; 6) присуждения к исполнению обязанности в натуре; 7) возмещения убытков; 8) взыскания неустойки; 9) компенсации морального вреда; 10) прекращения или изменения правоотношения; 11) неприменения судом акта государственного органа местного самоуправления, противоречащего закону; 12) иными способами, предусмотренными законом [1, ст. 12]. Таким образом, указанный перечень не является закрытым.

Жилищный кодекс Российской Федера-ции (ЖК РФ) в ст. 11, говоря о защите жилищных прав граждан [6, ст. 11], повторяет указанные выше п. 1, 2, 3, 10, 11, 12, но несколько в иной редакции.

По сравнению с Основами гражданского законодательства Союза ССР от 31 мая 1991 г. перечень способов защиты в ГК РФ значительно расширился, хотя новшеств было всего два: впервые на законодатель -ном уровне закреплены самозащита гражданских прав и возмещение морального вреда. Введение новых способов защиты и более полная детализация старых были обусловлены изменением в государственной идеологии, делающей акцент на права, свободы и интересы отдельного человека.

С принятие в 1992 г. закона «О защите прав потребителей» (далее — Закон) возникла необходимость в совершенствовании гражданско-правового механизма защиты прав потребителей во всех сферах, в том числе и в жилищно-коммунальной. Действовавший ГК РСФСР давал возможность обратиться в суд в случае нарушения его прав со стороны недобросовестного исполнителя услуг. Однако не существовало в достаточном объеме механизмов защиты прав потребителей, а предусмотренный еще старым советским гражданским законодательством порядок был слишком громоздок, а следовательно, и неэффективен. В принятом Законе раскрыты такие способы защиты прав потребителей, как компенсация морального вреда (ст. 15); возмещение поне-

сенного ущерба (ст. 12-14); компенсации (в том числе и неустойка) при обнаружении недостатков (ст. 29-31) или сроков выполнения работ и услуг (ст. 28); признание недействительными условий договора, ущемляющего права потребителя (ст. 16) [7, с. 14-18; 28-32].

Сейчас потребители жилищно-коммунальных услуг имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и во внесудебном порядке. У каждого есть право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора. В сфере жилищно-коммунальных услуг используются следующие гражданско-правовые способы защиты: присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки, взыскания штрафа, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Иногда эти способы защиты (некоторые авторы называют их средствами) относят и к правам потребителей [16, с. 17]. По мнению автора, следует четко отделять права потребителя от форм и способов их защиты. Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или в совокупности.

Представляется ошибочным отнесение самозащиты к способам защиты гражданских прав. Ряд авторов [14, с. 285] весьма аргументированно подтверждают именно эту точку зрения. Можно добавить к этому и внутреннюю нелогичность построения положения о самозащите в ГК РФ. Вначале ст. 12 относит самозащиту права к способам защиты, а в ст. 14 говорится о существовании неких способов самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению. Самозащита — это форма защиты, неюрисдикционный порядок защиты гражданских прав. Патриарх российской цивилистики Д. И. Мейер еще полтора века назад ставил в один ряд судебный, админист-

ративный порядок защиты и самозащиту. Он утверждал, что «органы власти государственной — судебной и исполнительной — призваны оказывать защиту пострадавшему от правонарушения. Только по исключению, когда помощь со стороны государства может явиться слишком поздно, допускается защита права самим его обладателем. Соответственно этому говорят о самозащите и о судебной защите прав» [10, с. 264]. Думается, что следовало прислушаться нашим законодателям к тем, кто считает целесообразным исключить самозащиту из ст. 12 ГК РФ.

Особенности защиты. Словарь Д. Н. Ушакова дает такое определение особенности: «Характерное свойство, отличающее от других, остальных» [15, с. 617]. Какие же свойства характерны именно для защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг?

1. Характер взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве таков, что потребитель очень часто не знает, а кто же является исполнителем тех или иных услуг. Поэтому направляют свои жалобы не по адресу, а стало быть, и эффективность от них очень низка. Исполнитель жилищнокоммунальных услуг в соответствии с нормами жилищного законодательства всегда один, за исключением непосредственного способа управления многоквартирного дома [6, ст. 161; 13 ст. 3]. Это либо товарищества собственников жилья (жилищностроительные и жилищные кооперативы), либо управляющая организация, избранная на собрании собственников жилья или победившая на открытом конкурсе. И жилец должен в первую очередь предъявлять претензии именно ему при неудовлетворительном оказании услуг, хотя непосредственно может выполнять работы и другая специа-лизированная организация (обслуживание лифтов, диспетчерской связи, вывоз бытовых отходов, предоставление коммунальных услуг). Этого-то часто и не происходит.

Парадоксальность ситуации заключается еще и в том, что зачастую и сами испол-

нители не осознают своей роли. Уровень правовой культуры даже руководителей организаций настолько низок, что они путаются в самых простых понятиях. Так, в Санкт-Петербурге долгое время ряд организаций, обслуживающих жилье, причисляли к управляющим компаниям (жилкомсер-висы районов и некоторые другие), хотя они, по сути, не были таковыми. Управляющая организация должна соответствовать двум обязательным требованиям: а) быть избрана собственниками жилья или получить это право по итогам открытого кон -курса [6, ст. 161]; б) быть обязательно исполнителем коммунальных услуг [13, ст. 3]. У нас же исполнителем коммунальных услуг были госучреждения районов «Жилищное агентство», а победителями конкурса обслуживающие организации. Так в течение двух лет нарушалось жилищное законодательство РФ. Только сейчас делаются попытки привести все к норме.

2. Низкая квалификация специалистов, неповоротливость руководителей обслуживающих организаций в условиях новых экономических реалий приводят к тому, что большой объем ремонтных работ в этой сфере выполняется «теневым способом», случайными людьми и «фирмами-однодневками». Работы не оформляются соответствующим образом (договоры, сметы, акты выполненных работ, кассовые и товарные чеки на материалы), а это приводит к тому, что в аварийных ситуациях некому предъявить претензии и потребитель остается наедине с собой.

3. Отсутствие добротных, отвечающих современным требованиям паспортов квартир приводит к тому, что в условиях повышения требований к комфортности жилья очень многие работы можно квалифицировать как несанкционированное переоборудование и перепланировку.

4. Потребители ЖКУ отстранены от участия в приемке выполненных работ. А стало быть, и не могут влиять на своевременность и качество их выполнения.

5. Полная неэффективность обращения с жалобами в административные органы. Власть, причастная в той или иной мере к организации, контролю и надзору за выполнением ЖКУ, не заинтересована в принятии эффективных решений, ибо сама несет ответственность за создавшееся положение.

6. Судебные, административные решения, принятые в пользу потребителя, очень часто не приводят к прекращению нарушения его прав. Кризисное состояние жилищно-коммунальной сферы постоянно воспроизводит эти нарушения.

7. Государство — главный виновник кризиса ЖКХ и массового, постоянного нарушения прав потребителей в этой сфере. Оно, несмотря на все декларации, не хочет демонополизировать эту отрасль. По-прежнему основную часть компаний составляют государственные, хотя и в обличии ОАО. Неэффективность управления приводит к массовым взаимным задолжностям, низкому сбору платежей с населения, а в итоге к некачественному проведению работ и оказа-нию услуг.

8. Серьезные пробелы в нормативноправовой базе. Достаточно это подтвердить одним примером: когда в ГК РФ разные по содержанию понятия были объединены одним термином «общее имущество многоквартирного дома». В ст. 289 под ним понимается именно имущество долевой собственности всего дома, принадлежащее двум или нескольким собственникам (главный акцент на этом). Но ст. 676 подразумевает под общим имуществом лишь имущество общего пользования, находящееся за пределами квартиры, а также оборудование внутри нее, но обслуживающее более одной квар -тиры. В последней статье как бы опускается вопрос о собственниках: действительно, ведь весь дом может находиться в собственности государства или частного лица (физического или юридического). Но в этом-то и заключается ошибка: имущество согласно ст. 244 ГК РФ может быть общим, только если принадлежит двум или не-

скольким лицам. Этот юридический казус, заложенный ст. 676, переходит из одного нормативно-правового акта в другой, и есть также в ст. 154 Жилищного кодекса РФ. Но не может быть в домах, полностью относящихся к государственному и муниципальному фонду (социальное, специали-зи- рованное жилье), общего имущества многоквартирного дома. А если следовать этой логике, то и не должны в таком случае жильцы этих домов платить за содержание и текущий ремонт жилого помещения.

9. Принимая правильные, нужные потребителю ЖКУ законы, государство не заботится потом о их полной реализации. Обращаясь ко второму компоненту обеспечения прав потребителей на просвещение [7, с. 14], можно сказать, что вопрос о системе информации потребителей об их правах и действиях по защите этих прав до сих пор даже не ставится. Анализ нормативноправовых актов Российской Федерации,

Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволяют сделать столь неутешительный вывод.

10. Представляется, что существует недооценка такой формы защиты, как самозащита, причем как потребителями ЖКУ, так и представителями научного сообщества. Так, в одной из диссертаций отмеча-ется: «.следует подчеркнуть, что чаще всего применяется юрисдикционная форма защиты права, представляющая более широкий инструментарий для достижения цели потребителем, чьи права нарушены» [12, с. 173]. Мы уже приводили аргументы о неэффективности административной формы защиты. Судебная защита лишена этих недостатков, но у нее есть свои: она требует больших затрат времени и поэтому, на наш взгляд, нецелесообразна при разрешении незначительных нарушений, а тем более при пресечении возможных нарушений прав потребителя ЖКУ.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. № 32. Ст. 3301.

2. Гражданское право: Учебник для вузов. Ч. I / Под редакцией Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА, 1998.

3. Горбачев Л. Н. Гражданское право: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.

4. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2001.

5. Груцына Л. Ю. Жилищное право России: Учебник / Под ред. Н. М. Коршунова. М.: Эксмо, 2005.

6. Жилищный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ от 3 января 2005 г. № 1 (часть I). Ст. 14 (с изменениями СЗ РФ от 22 октября 2007 г. № 43, ст. 5084).

7. Закон о защите прав потребителей: Официальный текст, действующая редакция. М.: Экзамен, 2006.

8. Маматов М. В. Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законодательства о правах потребителя: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007.

9. Морозов Л. П. Правовые и организационные основы использования специальных знаний при разрешении споров о защите прав потребителей: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005.

10. Мейер Д. И. Русское гражданское право: В 2 ч. Ч. I. По испр. и доп. 8-му изд., 1902. М.: Статут, 1997.

11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

12. Помазкова С. И. Правовая защита прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере: Дис. на соис. учен. степени канд. юрид. наук. М., 2003.

13. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.

14. Сергеев А. П. Защита гражданских прав // Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1998.

15. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альфа-Принт, 2005.

16. Шашкова Л. А. Права потребителей и их защита в Российской Федерации гражданско-правовыми средствами: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2004.

Судебная защита прав потребителей в сфере жкх

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Защита прав потребителей. Издание 2. ›
  • Защита прав потребителей при оказании услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве

Защита прав потребителей при оказании услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве

Одной из важных социально значимых функций государства является защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются целым рядом нормативных правовых документов, в том числе и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1. О защите прав потребителей при оказании услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве мы и поговорим в этой статье.

Как мы отметили в начале статьи, отношения с участием потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, помимо названного нами Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»), в настоящее время регулируются, в частности:

– Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ);

– Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ);

– постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее – Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354);

– постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

– постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»;

– постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

Участниками жилищных отношений согласно пункту 2 статьи 4 ЖК РФ являются граждане, юридические лица, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Статьей 8 ЖК РФ определено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

К организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Такой перечень организаций ЖКХ содержат Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденные Приказом Росстата от 22 декабря 2014 года № 719.

По общему правилу отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, применительно к сфере ЖКХ, могут возникать:

– из договоров найма жилого помещений (в том числе социального найма) в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится соответствующее жилое помещение, предоставления или обеспечения предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;

– из договоров подряда (бытового, строительного, на техническое обслуживание жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности граждан);

– из договора энергоснабжения, являющегося разновидностью договора купли-продажи, когда в качестве продавца соответствующего вида энергии (электричество, вода, тепло, газ) выступает энергоснабжающая организация.

В настоящее время все граждане, и наниматели жилых помещений по договору социального найма, и собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, являются потребителями жилищно-коммунальных услуг.

Исполнителем коммунальных услуг согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В основе отношения между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг (продавцом – энергоснабжающей организацией) должен лежать договор, что следует из статьи 420 ГК РФ и пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354.

С учетом соответствующих положений пункта 1 статьи 161, пункта 2 статьи 420, статьи 674 ГК РФ договор найма (в государственном и муниципальном жилищном фонде – социального найма), а для собственников соответствующего жилого помещения в многоквартирном доме – договор обслуживания (технического обслуживания и предоставления коммунальных услуг) должен заключаться в простой письменной форме.

В отношениях потребителя (абонента) с энергоснабжающей организацией договор считается заключенным с момента первого фактического подключения потребителя в установленном порядке к присоединенной сети, что следует из пункта 1 статьи 540 ГК РФ.

Оценивая условия договора, следует руководствоваться статьей 422 ГК РФ, а также статьей 16 Закона «О защите прав потребителей», которой установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В этой связи при выявлении подобных условий, которые могут определять состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), следует исходить из того, что согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Руководителем Роспотребнадзора 28 декабря 2004 года утверждены Методические рекомендации по вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но следует учитывать, что к правоотношениям, возникшим после введения в действие ЖК РФ, эти Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей соответствующим положениям ЖК РФ.

Согласно разделу 2 названных выше рекомендаций, то обстоятельство, что в большинстве случаев отношения потребителей жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) с соответствующими исполнителями не оформлены надлежащим образом, не должно служить основанием для признания отсутствия между ними договора как такового, поскольку между названными сторонами в любом случае (прежде всего – в силу закона) существуют договорные отношения, основанные среди прочего на фактической поставке гражданам соответствующих энергоресурсов, вне зависимости от наличия или отсутствия заключенного в установленном порядке (с соблюдением простой письменной формы) договора найма (социального найма) жилого помещения или договора на его обслуживание.

Основные принципы организации контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей ЖКУ изложены в разделе 4 Методических рекомендаций по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ.

Отметим, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322.

Организация контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей ЖКУ со стороны территориальных органов Роспотребнадзора должна предусматривать систему мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений потребительского законодательства.

Основанием для применения таких мер будут служить:

– жалобы, обращения, заявления граждан – потребителей ЖКУ;

– соответствующие обращения органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций потребителей, средств массовой информации;

– мероприятия по контролю, проводимые в установленном порядке должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора.

В соответствии с возложенными на них функциями и в рамках полномочий, установленных законодательством, территориальные органы Роспотребнадзора (уполномоченные должностные лица) наделены следующими правами:

1. Выдавать соответствующим исполнителям (продавцам) жилищно-коммунальных (коммунальных) услуг обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей и (или) необходимости соблюдения обязательных требований к жилищно-коммунальным (коммунальным) услугам.

Основанием для выдачи предписаний, в частности, являются установленные факты:

– нарушения права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах;

– нарушения требований (в том числе обязательных) к качеству и безопасности предоставляемых ЖКУ;

– включения в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, в том числе навязывание платных дополнительных услуг, обусловливание оплаты (приобретения) одних услуг обязательной оплатой (приобретением) иных и так далее;

– несоблюдения исполнителем соответствующих неимущественных требований потребителей, связанных с предъявлением ими индивидуальных претензий в отношении предоставляемых ЖКУ (их потребительских свойств, сроков оказания и других).

Необходимо учитывать, что в силу положений статьи 11 ГК РФ все претензии и требования имущественного характера, предъявляемые потребителями, при их неразрешении в добровольном порядке подлежат рассмотрению исключительно судебными инстанциями.

2. Осуществлять в порядке, установленном КоАП РФ, соответствующее административное производство, включая проведение административного расследования (статья 28.7 КоАП РФ) и выдачу представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ), по статьям:

– 14.4 (в части выполнения работ (оказания услуг) жилищно-коммунального назначения, не соответствующих требованиям стандартов по качеству (часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ) и санитарным правилам (часть 2 статьи 14.4 КоАП РФ));

– 14.6 (в части завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на соответствующие жилищно-коммунальные услуги и нарушения установленного порядка ценообразования, предусматривающего, в частности, необходимость соблюдения соответствующих федеральных (региональных) стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг);

– 14.7 (в части введения потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качеств предоставляемых жилищно-коммунальных услуг);

– 14.8 (в части нарушения права потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах (часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ) и включения в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (часть 2 статьи 14.8 КоАП РФ)).

3. Осуществлять судебную защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) в порядке, установленном статьями 40, 46 Закона «О защите прав потребителей», статьями 46, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Указанная защита в первую очередь обеспечивается посредством вступления в судебный процесс для дачи соответствующего заключения по делу или предъявления иска о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей тех или иных действий исполнителя ЖКУ.

4. Осуществлять взаимодействие с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях исключения издания последними правовых актов, не соответствующих нормам потребительского законодательства и ущемляющих права потребителей.

Далее на примерах из арбитражной практики с участием органов Роспотребнадзора рассмотрим, за какие нарушения, и к каким мерам ответственности могут быть привлечены организации ЖКХ.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа

от 23 марта 2010 года по делу № А31-4086/2009.

МУП ЖКХ обратилось в суд о признании незаконным и отмене постановления органов Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. Из материалов дела следует, что Прокурор установил нарушения требований статей 11, 20, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», выявил, что МУП ЖКХ:

– не оборудовало площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта и не согласовало место их размещения с представителями архитектуры и санэпидслужбы;

– в теплое время суток не обеспечило ежедневный вывоз мусора с обслуживаемой территории;

– график вывоза мусора не согласовало с органами санэпидслужбы;

– не проводило дезинфекцию мусоросборников;

– эксплуатировало свалку для промышленных отходов, расположенную в месте бывшего песчаного карьера, при отсутствии проекта рекультивации и эксплуатации данной свалки;

– не разработало технологический регламент и режим работы свалки, инструкцию по приему бытовых отходов, проект санитарно-защитной зоны;

– не осуществляло промежуточную изоляцию слоя твердых бытовых отходов. На территории хозяйственной зоны нет ограждения, освещения;

– отсутствуют контрольно-дезинфицирующая установка и контрольные скважины.

Усмотрев в действиях МУП ЖКХ состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.2 КоАП РФ, Прокурор вынес постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Орган Роспотребнадзора, рассмотревший поступившие к нему материалы дела, принял постановление о привлечении МУП ЖКХ к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленного МУП ЖКХ требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях МУП ЖКХ состава административного правонарушения и отсутствия оснований для признания содеянного малозначительным.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов – прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, что следует из пункта 1 статьи 13 Закона об отходах. Санитарные правила содержания территорий населенных мест установлены в СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Министерством здравоохранения СССР 5 августа 1988 года № 4690-88.

Представленные в дело документы свидетельствуют, и суд установил, что сбор и захоронение отходов МУП ЖКХ осуществляло с нарушением санитарно-эпидемиологических требований. Таким образом, суд сделал правильные выводы о наличии в действиях МУП ЖКХ состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 8.2 КоАП РФ, и о невозможности квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного.

Постановление ФАС Дальневосточного округа

от 14 ноября 2007 года по делу № Ф03-А73/07-1/4806.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки МУП ЖКУ управлением Роспотребнадзора установлено, что в жилом доме не проводились ремонтные работы за последние 5 лет, что является нарушением пунктов 2.3.4, 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.

Данные обстоятельства отражены в акте, а также предприятию выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в частности, возложена обязанность:

– произвести снижение оплаты за содержание и ремонт жилого помещения за неоказанные услуги по косметическому ремонту подъездов жителям;

– предусмотреть оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме жителям в соответствии с действующим законодательством.

Полагая, что предписанием органа Роспотребнадзора нарушены его права, МУП обратилось с заявлением в арбитражный суд.

При рассмотрении спора суд исследовал все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

На основании части 1 статьи 161 ГК РФ, пункта 3 статьи 39 ЖК РФ в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.

Исходя из установленных в результате проверки фактов ненадлежащего выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту в многоквартирном жилом доме, а также перерыва проведения текущего ремонта подъездов более 5 лет, суд правомерно со ссылкой на вышеуказанные нормы действующего законодательства не нашел оснований для удовлетворения заявления МУП об оспаривании акта государственного органа – предписания Территориального управления Роспотребнадзора.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа

от 15 октября 2009 года по делу № А03-3505/2009.

Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора обратился собственник жилого помещения многоквартирного дома с жалобой на необоснованное повышение стоимости за отопление, сравнивая данную стоимость за услуги в аналогичных ТСЖ при установленных индивидуальных приборах учета теплоэнергии, которая в 2-3 раза дешевле.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора было организовано проведение внеплановых мероприятий по надзору за исполнением обязательных требований в области законодательства в сфере защиты прав потребителей в отношении ТСЖ, в ходе которых установлены следующие обстоятельства.

Многоквартирный жилой дом, управление которым осуществляет ТСЖ, состоит из двух отдельно стоящих зданий, имеющих 5 этажей: жилого дома, состоящего из 5 подъездов и пристройки, представляющей собой обособленно стоящее здание, состоящее из одного подъезда.

Согласно договору управления многоквартирным домом ТСЖ содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственнику. В целях оказания коммунальных услуг по снабжению тепловой энергией собственникам жилых помещений, ТСЖ заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде с ресурсоснабжающей организацией.

Для учета количества потребляемой тепловой энергии в жилом доме, состоящем из 5 подъездов и пристройки, представляющей собой обособленно стоящее здание, состоящее из 1-го подъезда, смонтированы узлы учета тепловой энергии. При этом в жилом доме, состоящем из 5 подъездов и пристройки, установлены отдельные приборы учета тепловой энергии.

Из представленных ТСЖ отчетов о потреблении тепловой энергии следует, что количество потребленной тепловой энергии подсчитывалось отдельно в жилом доме, состоящем из 5 подъездов и пристройке. При этом тариф за 1 кв.м. за декабрь 2008 года для пристройки составил – 29 рублей 38 копеек, за ноябрь 2008 года составил 16 рублей 41 копейку.

Согласно представленной объяснительной председателя ТСЖ до декабря 2008 года тепловая энергия по пристройке дома распределялась на весь дом, и тариф поэтому за ноябрь 2008 года на весь дом составил 12 рублей 22 копейки, хотя в пристройке тепловая энергия потреблялась больше чем в 5-ти подъездах основного дома, а платили меньше, чем потребляли.

По материалам проверки вынесено постановление, которым ТСЖ привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 рублей.

На основании оценки представленных доказательств, арбитражные суды пришли к выводу о том, что граждане, проживающие в основном 5-ти подъездном здании жилого дома, в ноябре 2008 года оплачивали тепловую энергию, которую фактически не получали, поэтому имелись законные основания для привлечения ТСЖ к административной ответственности в рамках полномочий административного органа.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа

от 5 марта 2010 года по делу № А33-18213/2009

Как установлено судом и следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора на основании распоряжения руководителя в отношении ТСЖ проведена внеплановая выездная проверка на основании письменного обращения гражданина обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

В ходе проверки произведен отбор проб воды для оценки соответствия состава и свойств водопроводной воды, подаваемой в квартиру, по органолептическим (запах, вкус, цветность, мутность), микробиологическим (ТКБ, ОКБ, ОМЧ), санитарно-химическим (окисляемость, фенольный индекс, общая жесткость, нитраты, нитриты, хлориды, сульфаты, медь, цинк, марганец, аммиак, железо) показателям. Согласно протоколу лабораторных испытаний, подготовленному испытательным лабораторным центром Федерального государственного учреждения здравоохранения, исследуемая проба питьевой воды по органолептическим показателям не соответствует гигиеническим нормативам по мутности (мутность составила 3,9 мг/л при нормативе не более 1,5 мг/л); по содержанию химических веществ проба воды не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа и составляет 1,3 мг/л (при нормативе не более 0,3 мг/л.), марганца – 0,3 мг/л (при нормативе не более 0,1 мг/л). Названное зафиксировано актом по результатам мероприятий по надзору.

По фактам нарушения требований пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ, пунктов 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» Роспотребнадзором в отношении ТСЖ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.

Постановлением Роспотребнадзора ТСЖ привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.

ТСЖ не согласилось с постановлением Роспотребнадзора и обратилось в суд. Суд первой инстанции, удовлетворив требования ТСЖ, указал, в частности, что действия ТСЖ по подаче населению некачественной воды следует квалифицировать по статье 6.5 КоАП РФ.

Орган Роспотребнадзора, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в арбитражный суд. ФАС Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.

Судом установлено, что материалами дела подтверждается факт несоответствия в квартире жилого качества питьевой воды из водопроводной сети установленным санитарным требованиям.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ.

Арбитражный суд правильно указал, что поскольку статья 6.5 КоАП РФ является специальной по отношению к части 2 статьи 14.4 КоАП РФ, вышеназванное нарушение содержит признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, следовательно, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию выявленного административным органом правонарушения.

В пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, придя к обоснованному выводу об отсутствии в действиях товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, правомерно удовлетворил его заявление о признании постановления Управления Роспотребнадзора незаконным.

Думается, что если бы нарушение, допущенное ТСЖ, было квалифицировано правильно, товариществу не удалось бы избежать ответственности в виде штрафа.

Еще по теме:

  • Юрист в декрете Как я искала работу в декрете – обзор вакансий для мам в декретном отпуске Декретный отпуск во многом, конечно, замечательное время. Мама может проводить со своим ребенком, семьей массу времени, чего не позволяла себе долго. Но порой так устаешь от милых […]
  • Синельников ю с судебный пристав Синельников ю с судебный пристав СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 25 апреля 2012 года Дело N 33-2445/2012 Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего Лисовского […]
  • Программа судебная власть Программа судебная власть Цель программы – состоит в организации углубленной профессиональной подготовки будущих сотрудников судебной системы, прокуратуры и других правоохранительных государственных и негосударственных органов и организаций к […]
  • Договор на охрану объекта строительства Особенности охраны объектов на различных этапах их строительства В. Солянов, В. Черняева Осуществляя охрану строительных объектов, необходимо учитывать некоторые положения: 1. Охрана должна быть активной и носить предупредительный характер, заключающийся в […]
  • Как забрать заявление из суда о расторжении брака Можно ли забрать заявление на развод по обоюдному согласию одному из супругов в день развода? Добрый день! Если оба супруга подали по обоюдному согласию на развод, может ли жина прийти в день развода и забрать заявление т.к супруги примирились? Ответы […]
  • Статья 158 часть 1 изменения Поправки по ст 158 для отбывающих наказание Добрый день, подскажите пожалуйста, мой муж сидит уже давно, основная статья 158, но есть еще и 159,226,161 там по одному эпизоду. Можем ли мы рассчитывать на какое то снижение срока всвязи с поправками по 158ст […]