Тк рф проверка

02.01.2019 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

СТ 360 ТК РФ.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Часть третья утратила силу с 1 августа 2011 г.

Часть четвертая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Часть пятая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом, пятом или шестом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 360 Трудового кодекса РФ

1. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок инспектирования работодателей, помимо ТК РФ и Конвенции N 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.), являются Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875.

2. В соответствии со ст. 16 указанной Конвенции МОТ организации инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

Данное правило конкретизируется в названном выше Федеральном законе, который устанавливает, что плановые проверки в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя могут быть проведены не чаще чем один раз в три года. Количество внеплановых проверок максимальным пределом не ограничено. Такие проверки могут проводиться по обращениям работников или их представителей, при получении информации о нарушении законодательства о труде иным образом, для проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства о труде, а также на основании поручений Президента РФ и Правительства РФ. Анонимные обращения органами федеральной инспекции труда не рассматриваются и не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения в сети Интернет либо иным доступным способом.

Конкретная проверка соблюдения законодательства о труде проводится на основании распоряжения (приказа) руководителя соответствующей инспекции труда (его заместителя), требования к содержанию которого установлены ст. 14 указанного Федерального закона. Срок проведения проверки не должен превышать 20 календарных дней, а в отношении работодателей — субъектов малого предпринимательства — 50 час. для малого предприятия и 15 час. для микропредприятия в год.

3. Государственный инспектор труда при проведении внеплановой проверки в случае получения информации о нарушении законодательства о труде вправе не извещать об этом работодателя или его представителя и проводить проверку в их отсутствие.

4. По результатам инспекционной проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах. К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы (заключения) проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле федеральной инспекции труда (ст. 16 указанного Федерального закона).

5. Специфика организации инспекционных проверок, проводимых в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, состоит: а) в ограничении круга государственных инспекторов труда, имеющих право на проведение проверок, только инспекторами, заблаговременно получившими соответствующий допуск; б) в проведении исключительно выездных проверок, причем по общему правилу в присутствии представителя работодателя; в) в фактическом ограничении проведения проверок в особых условиях функционирования подконтрольных организаций (маневры, учения, проведение контртеррористической операции, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций).

Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Часть третья утратила силу с 1 августа 2011 г.

Часть четвертая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Часть пятая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом, пятом или шестом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 360 ТК РФ

1. Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется прежде всего Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.), положениями ТК РФ. иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами.

2. Особое значение при проведении инспектирования любых работодателей имеют положения ФЗ от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436), устанавливающего порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора).

Второй комментарий к Статье 360 Трудового кодекса

1. В соответствии со ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок и инспектирования работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда определяется Конвенцией МОТ N 81, Трудовым кодексом и иными федеральными законами, решениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами. Этот порядок регулируется не только гл. 57 ТК РФ, но и соответствующими нормами КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702), Положением о федеральной инспекции труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Государственный инспектор труда имеет право в соответствии с предоставленным ему законом полномочием беспрепятственного прохода (без предварительного уведомления работодателя и в любое время суток) в организацию, которая подлежит контролю со стороны органов государственной инспекции труда.

2. Особый порядок инспекции рабочих мест согласно ст. 4 Протокола 1995 г. к Конвенции МОТ N 81 вводится в вооруженных силах, и других органах общественной безопасности, а также в исправительных учреждениях. Это касается вопросов времени проведения инспекции, полномочий государственных инспекторов труда, предъявления конфиденциальных документов, их выноса из помещений соответствующего учреждения и т.д.

3. Статья 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» предусматривает, что о проведении соответствующей надзорно-контрольной проверки орган надзора должен издать приказ с указанием, какое должностное лицо проводит эту инспекционную проверку. Плановая проверка одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя проводится не более одного раза в два года. Внеплановые же инспекционные проверки проводятся, если их предметом является контроль за исполнением ранее сделанных предписаний об устранении выявленных нарушений и в случаях аварийных ситуаций, выхода из строя сооружений, оборудования, угрозы жизни и здоровью работников, при поступлении жалоб, информации о нарушении прав и интересов работников.

При привлечении органом государственной инспекции труда виновного в трудовом правонарушении должностного лица к административной ответственности (штрафу) он руководствуется ст. 23.12 КоАП РФ, предусматривающей в таком случае размер штрафа от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, т.е. теперь размер штрафа за трудовое правонарушение значительно ниже. (Статья 41 КоАП РСФСР предусматривала за трудовое правонарушение штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.)

4. Государственные инспекторы труда осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. При этом инспектор может уведомить при инспекционной проверке работодателя или его представителя о своем присутствии, а может не уведомлять, если считает, что это усилит эффективность контроля.

Топ-9 любимых нарушений. Теперь ГИТ взыскивают несколько штрафов за одну проверку

Практика мультипликации штрафов была признана законной Верховным судом и поддерживается нижестоящими судами (постановление от 15.08.14 № 60-АД14-16). Нарушение трудового законодательства теперь влечет более серьезные риски, чем раньше. За каждое нарушение, даже если нарушения однородные, контролирующий орган выписывает отдельный штраф. Суммы получаются большие. При подготовке к проверке ГИТ и аудите соблюдения трудового законодательства необходимо учитывать не только действующие нормативные требования, но и текущую судебную практику, и практику инспекции конкретного региона. В этой статье — о тех нарушениях, на которые ГИТ обращает особое внимание в последнее время. Степень риска указана звездочками по шкале от одной до пяти, одна звездочка — низкий риск, пять звездочек — высокий риск.

⍟⍟⍟⍟⍟
Нарушение первое, самое дорогое: требования охраны труда

Санкция: от 50 до 200 тыс. рублей, а за повторное совершение вплоть до дисквалификации должностных лиц и приостановления деятельности компании (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Теперь каждое нарушение засчитывается за каждого сотрудника отдельно. Минимальный штраф за одно нарушение составляет 50 тыс. рублей. Безусловно, проверяющие могли прийти к вам совсем по другому поводу. Однако если нарушения охраны труда выявляются, последствия могут быть весьма серьезными.

В январе 2015 года московское ГБУ «Жилищник района Ховрино» оштрафовано на общую сумму в 37,5 млн рублей. Основание проверки — несчастные случаи со смертельным исходом. Более 300 работников не проходили обучение и проверку знаний по охране труда, не проходили обязательные медицинские осмотры. Количество рабочих повлияло на размер штрафа, за каждое правонарушение штрафы суммировались.

⍟⍟⍟⍟⍟
Нарушение второе, самое злостное: задержка зарплаты

Санкция: проценты за задержку выплаты зарплаты; лишение свободы на срок до пяти лет по статье 145.1 УК РФ; штрафы до 70 тыс. рублей и дисквалификация должностного лица от одного года до трех лет (ч. 1, 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Важно понимать, что к заработной плате относится не только оклад, но и другие виды вознаграждения за труд (ст. 129 ТК РФ). Поэтому, чтобы снизить риск санкций, лучше проверить правильность начисления и своевременность выплаты премий, надбавок, компенсаций за работу во вредных условиях, «северных» надбавок и коэффициентов и т. д.

В случае задержки выплат в пользу работников даже на один день работодатель должен самостоятельно, не дожидаясь жалоб или проверок, вместе с соответствующим платежом перечислить работнику проценты в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса. За невыполнение этого требования инспекторы также регулярно штрафуют предприятия.

С октября 2016 года размер штрафов за задержку зарплаты увеличится до 100 тыс. рублей (Федеральный закон от 03.07.16 № 272-ФЗ).

Бывают ситуации, когда сотрудника не было на рабочем месте в день получения зарплаты и нет данных о его банковской карте. В этом случае причитающуюся работнику сумму нужно депонировать.

Для подтверждения факта своевременной выплаты зарплаты компании необходимо иметь: карточку депонента, реестр депонированных сумм и табель учета рабочего времени, в котором отражено отсутствие работника на рабочем месте в день выдачи заработной платы или выплаты отпускных.

⍟⍟⍟
Нарушение третье, самое абсурдное: у работодателя нет пломбы или сургучной печати

Санкция: штраф от 30 до 50 тыс. рублей (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Отсутствие пломбы или сургучной печати на книге учета движения трудовых книжек или книге по учету бланков трудовой книжки тоже является нарушением. Несмотря на кажущуюся абсурдность этого требования, оно действительно существует и подлежит выполнению до тех пор, пока не будет отменено (п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225).

⍟⍟⍟⍟
Нарушение четвертое, самое досадное: неполное содержание трудового договора

Санкция: должностные лица могут заплатить от 10 до 20 тыс. рублей, ИП — 5–10 тыс. рублей, юридические лица — от 50 до 100 тыс. рублей (п. 3 ст. 5.27 КоАП РФ).

Казалось бы, составить трудовой договор правильно не так сложно. Все обязательные требования к нему уместились в статье 57 ТК РФ и нескольких дополнительных нормах. Но компании регулярно штрафуют за несоответствие содержания трудовых договоров закону.

Претензии трудовой инспекции многообразны:

  • неверно указано место работы (прописано название компании, но не указан ее адрес);
  • не указан размер оклада (есть отсылка к локально-нормативному акту, а должна быть прописана точная сумма);
  • не указаны условия труда на рабочем месте (условия бывают оптимальными, допустимыми, вредными и опасными и определяются при специальной оценке (ранее — аттестации) рабочих мест);
  • в договоре нет условия о социальном страховании работника;
  • отпуск в договоре разделен на части (это можно делать, но одна из частей никогда не может быть меньше 14 календарных дней);
  • работник не расписался в трудовом договоре (работник расписывается на экземпляре договора работодателя дважды: первой подписью он соглашается с условиями договора, а второй подтверждает, что получил на руки свой экземпляр).

Лучше обратить на это внимание при разработке типовой формы или поменять все недочеты уже сейчас.

⍟⍟⍟⍟
Нарушение пятое, самое чистое: в трудовом договоре нет условия о норме выдачи мыла

Санкция: должностные лица могут заплатить от 10 до 20 тыс. рублей, ИП — 5–10 тыс. рублей, юридические лица — от 50 до 100 тыс. рублей (п. 3 ст. 5.27 КоАП РФ).

Такое нарушение требований к содержанию трудового договора заслуживает отдельного упоминания, несмотря на то, что тоже относится к четвертому нарушению.

В силу пункта 9 Стандарта безопасности (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.10 № 1122н) в трудовом договоре должны быть указаны нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

Это требование касается не только производственных рабочих. Мыло полагается, даже если работы связаны с легкими загрязнениями (п. 7 Стандарта безопасности). К ним также относится работа с компьютерами и офисной техникой. В данном случае работнику полагается 200 г твердого (мыло туалетное) или 250 г жидкого мыла в месяц.

Компании регулярно получают штрафы и предписания за невыполнение этого требования. Поэтому стоит внести изменения в трудовые договоры. Некоторые компании разрабатывают положения о порядке выдачи таких средств. Например, выдают их на рабочих местах.

⍟⍟⍟⍟
Нарушение шестое, самое спорное: нет обоснования у вилки окладов

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ:
Московский городской суд признал законным установление размера оклада с учетом квалификации и прочих критериев работника и не удовлетворил требование истца — работника организации об увеличении размера оплаты труда (Определение Московского городского суда от 28.01.14 по делу № 33-5568/2014).

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ:
Ярославский областной суд отказал в удовлетворении требования об изменении размера базовой заработной платы работнику (Определение Ярославского областного суда от 26.03.12 по делу № 33-1461).

Санкция: от 30 до 50 тыс. рублей (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Если работникам, занятым на должностях с одинаковым наименованием, установлены разные размеры зарплаты, само по себе это не является нарушением (ст. 129 ТК РФ). Иногда инспекторы обязывают компанию доплатить сотрудникам, занимающим одинаковые должности, до максимального размера оклада по этой должности. Суды, как правило, не соглашаются с таким формальным подходом, и, если есть основания для установления разных окладов, действия инспекции признаются незаконными.

Чтобы снять риски еще на стадии проверки ГИТ, можно предусматривать разные наименования должностей для всех работников, например, через введение грейдов, указываемых в наименовании должности. Либо устанавливать различные надбавки, доплаты и прочие выплаты (письмо Роструда от 27.04.11 № 1111-6-1).

⍟⍟⍟⍟
Нарушение седьмое, самое коварное: заключение гражданского договора вместо трудового

Санкция: должностные лица могут заплатить от 10 до 20 тыс. рублей, ИП — 5–10 тыс. рублей, юридические лица — от 50 до 100 тыс. рублей (п. 3 ст. 5.27 КоАП РФ).

Чтобы понять правовую природу договора, инспекторы обычно проверяют:

  • ссылки в договоре на нормы трудового права, ПВТР, другие локальные акты компании;
  • несамостоятельность подрядчика при выполнении работы, когда все поручения даются компанией, работа контролируется менеджерами компании, подрядчик работает в стандартные рабочие часы и т. д.;
  • определение вознаграждения в порядке, предусмотренном для работников по трудовым договорам (по часам, на основании табелей учета рабочего времени);
  • выплата вознаграждения в те же сроки, что и для штатных сотрудников;
  • выполнение работы, предусмотренной штатным расписанием, нередко наряду с работниками, заключившими трудовые договоры;
  • подчинение подрядчика тем же правилам, которым подчиняются штатные работники компании (пропускная система, стандарты, поощрения и льготы, документальное оформление и т. д.).

Если фактически отношения являются гражданско-правовыми, нужно исправить условия договора. Если же налицо признаки трудовых отношений, оформляйте трудовой договор.

⍟⍟⍟⍟⍟
Нарушение восьмое, самое неожиданное: у работников нет психиатрических освидетельствований

Санкция: штраф от 110 до 130 тыс. рублей для компании и от 15 до 25 тыс. рублей для должностного лица (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

При повышенной опасности освидетельствования должны проходить не реже одного раза в пять лет (п. 6 ст. 213 ТК РФ). Периодический медосмотр, где в состав медкомиссии входит психиатр, не освобождает от исполнения этой обязанности. Для психиатрического освидетельствования предусмотрен отдельный порядок (постановление Правительства РФ от 23.09.02 № 695). Перечень работ и факторов, когда обязательно проведение такого освидетельствования, сформулирован в постановлении Правительства РФ от 28.04.93 № 377. Фиксировать эти нарушения ГИТ стали сравнительно недавно, хотя это правило действует уже много лет.

⍟⍟⍟
Нарушение девятое, самое обыденное: отсутствие или неправильное оформление локальных нормативных актов

Санкция: от 30 до 50 тыс. рублей (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

При каждой проверке ГИТ запрашивает правила внутреннего трудового распорядка. Часто проверяющие требуют представить и другие локальные нормативные акты. Любые несоответствия этих актов закону могут стать основанием для предписаний и протоколов. Например, если в ПВТР не указаны конкретные дни выплаты заработной платы, в большинстве случаев компания получает штраф и предписание. В предписании будет ссылка на часть 4 статьи 136 Трудового кодекса, даже если дни выплаты зарплаты указаны в трудовых договорах. В случае отсутствия локальных нормативных актов инспектор вынесет предписание об устранении нарушения, документ необходимо будет создать.

Федеральный закон от 03.07.16 № 272-ФЗ, вступающий в силу в октябре 2016 года, устранит этот риск. В соответствии с изменениями, внесенными в статью 136, конкретные дни выплаты зарплаты могут быть прописаны в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре. Инспекция не оштрафует организацию, если компания укажет сроки выдачи заработной платы в одном из документов.

Статья 360 ТК РФ. Порядок инспектирования работодателей

Ст 360 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Части третья — пятая утратили силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • поступление в федеральную инспекцию труда:
  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

Комментарий к статье 360 ТК РФ:

1. В соответствии со ст. 10 ТК государственные инспекторы труда обязаны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права. Важные положения, регулирующие порядок инспектирования организаций, содержатся в Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) и Протоколе 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированные Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ (Бюллетень Минтруда России. 1998. N 10).

Помимо ст. 360 основные требования к организации и проведению проверок соблюдения трудового законодательства закреплены в Законе о защите прав юридических лиц и предпринимателей.

Особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 4 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

2. В соответствии со ст. 14 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей государственный инспектор труда правомочен проводить мероприятия по контролю (надзору) при наличии у него соответствующего распоряжения (приказа), копия которого вручается работодателю проверяемой организации. В этом документе указываются:

  • 1) наименование соответствующей государственной инспекции труда;
  • 2) фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, уполномоченного на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • 5) правовые основания проведения проверки, в т.ч. подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • 7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
  • 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • 9) даты начала и окончания проведения проверки.

Заверенную печатью копию распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю (надзору) государственный инспектор труда вручает работодателю или его представителю одновременно с предъявлением своего служебного удостоверения.

3. Срок проведения проверки (в т.ч. документарной) не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированного предложения государственного инспектора труда, проводящего выездную плановую проверку, срок ее проведения может быть продлен руководителем соответствующей государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Срок проведения проверки (в т.ч. документарной) работодателя, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому его филиалу, представительству.

4. Статья 15 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей устанавливает ограничения, которые государственный инспектор не должен нарушать. Он не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям соответствующего органа федеральной инспекции труда;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя (его заместителя) проверяемой организации, за исключением случая проведения проверки, основанием для которой явилось причинение вреда жизни или здоровью работников;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу работодателем предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

5. По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт по установленной форме в 2 экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

6. Если государственный инспектор труда сочтет, что уведомление работодателя о проводимой проверке позволит ему принять меры к сокрытию сведений о нарушении трудовых прав работников и тем самым будет нанесен ущерб эффективности контроля, он может не сообщать работодателю или его представителю о своем присутствии (ст. 12 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947).

7. Особенности проведения данных мероприятий в отдельных сферах государственного контроля (надзора) предусматриваются федеральными законами или в установленном ими порядке с учетом положений Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей.

До тех пор, пока специальными законами не установлены особые правила организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в отдельных сферах деятельности государства, государственным инспекторам труда следует руководствоваться Протоколом 1995 г. к Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947).

Согласно ст. 4 Протокола государство-член может вводить особый порядок инспекции рабочих мест в вооруженных силах, в полиции и в других органах общественной безопасности, а также в исправительных учреждениях с тем, чтобы регулировать полномочия инспекторов труда, как они предусмотрены в ст. 12 Конвенции, в отношении:

  • a) доступа только для инспекторов, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
  • b) проведения инспекции в назначенное время;
  • c) полномочия требовать предъявления конфиденциальных документов;
  • d) выноса конфиденциальных документов из помещений;
  • e) взятия и анализа проб материалов и веществ.

Государство-член может также вводить особый порядок инспекции рабочих мест в вооруженных силах и полиции и других органах общественной безопасности с целью ограничить полномочия инспекторов труда на проведение инспекции: во время маневров или учений; частей, находящихся на передней линии или в период активных действий; во время объявленных периодов напряженности; в отношении транспортировки взрывчатых веществ и вооружений в военных целях.

Особый порядок может быть введен и для инспекции рабочих мест в исправительных учреждениях с целью ограничить инспектирование во время объявленных периодов напряженности.

До того как государство воспользуется особым порядком инспектирования рабочих мест, оно должно провести консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся или, в случае отсутствия таких организаций, с представителями заинтересованных предпринимателей и трудящихся.

Еще по теме:

  • Статья 105 и 162 ук рф НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ УБИЙСТВ, СОПРЯЖЕННЫХ С РАЗБОЕМ Пунктом «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ предусмотрена ответственность за убийство, сопряженное с разбоем. Убийство — это умышленное причинение смерти другому человеку (ч. 1 ст. 105 УК РФ), разбой — […]
  • Как восстановить водительские права украина 2018 Водительские права: процедура получения и обмена в 2018 году В Украине, согласно законодательству, управлять транспортными средствами можно лишь при наличии национального водительского удостоверения (водительских прав) соответствующей категории […]
  • Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами рб формула Как считать проценты по 395 ГК по новым правилам Что случилось? С 1 июня 2015 года вступила в силу новая редакция статьи 395 Гражданского кодекса РФ. С этой даты проценты за пользование чужими денежными средствами будут рассчитываться по-новому. С 1 августа […]
  • Уголовный кодекс ст 73 ук рф Статья 73. Условное осуждение 1. Если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без […]
  • П 3 ст 441 гпк рф Статья 441. Подача заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) СТ 441 ГПК РФ 1. Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного […]
  • Ук рф ст56 Статья 56. Лишение свободы на определенный срок 1. Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию […]