Водный кодекс статья 30

30.05.2019 Выкл. Автор admin

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Водный кодекс Российской Федерации
от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ)

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.

Принят Государственной Думой 18 октября 1995 года

Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 января 2007 г.

См. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Отношения по поводу вод регулируются настоящим Кодексом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.

Президент Российской Федерации

16 ноября 1995 г.

Новый Водный кодекс является основополагающим актом водного законодательства России и заменяет действовавший с 1 октября 1972 года первый Водный кодекс РСФСР.

Водный кодекс содержит немало физико-географических и иных естественнонаучных понятий и определений. Так, впервые вводятся такие юридические категории, как «вода», «ледник» и «снежник», «бечевник» и пр. Вводится понятие «водный объект».

В отличие от предыдущего кодекса в новом Водном кодексе подробно регламентируются характеристики объектов водных отношений.

Согласно новому Водному кодексу права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование (в случае особого пользования водными объектами лицензия выдается на основании решения Правительства России) и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам в долгосрочное (от 3 до 25 лет) и краткосрочное (до 3 лет) пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Допускается отчуждение только обособленных водных объектов (замкнутых водоемов). Отчуждение иных водных объектов (купля-продажа, залог, дарение и пр.) запрещается.

Вместе с тем на основании распорядительной лицензии права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу.

Новеллой водного законодательства является введение понятия водного сервитута — права ограниченного пользования водным объектом без получения лицензии. Различаются публичные и частные водные сервитуты.

Приводится классификация видов водопользования, уточняются режимы охраны и защиты водных объектов.

Устанавливается, что пользование водными объектами является платным (в предыдущем Кодексе существовала норма о бесплатности водопользования). Система платежей, связанных с водопользованием, включает плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Кодексом определяются соотношения поступлений данных платежей между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов.

Сделки, совершенные с нарушением водного законодательства Российской Федерации, являются недействительными (ранее — недействительными признавались сделки, нарушающие право государственной собственности на воды).

В Особенной части Водного кодекса подробно рассматриваются цели использования водных объектов.

Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ

Принят Государственной Думой 18 октября 1995 г.

Настоящий Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования

Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. N 47 ст. 4471, в «Российской газете» от 23 ноября 1995 г. N 227, от 25 ноября 1995 г. N 229

Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 января 2007 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Кодекса приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Кодекса было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Кодекса было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов

Ст. 30 Водный кодекс в последней действующей редакции от 1 ноября 2013 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов

1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

  • 1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;
  • 2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;
  • 3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

  • 1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;
  • 2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;
  • 3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;
  • 4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

  • 1) мониторинга поверхностных водных объектов с учётом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
  • 2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;
  • 3) мониторинга подземных вод с учётом данных государственного мониторинга состояния недр;
  • 4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.

6. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учётом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 30 ВК РФ. Государственный мониторинг водных объектов (действующая редакция)

1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.

6. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Водный кодекс РФ 2018

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Статья 2. Водное законодательство
Статья 3. Основные принципы водного законодательства
Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством
Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
Статья 6. Водные объекты общего пользования
Статья 7. Участники водных отношений
Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов

Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты

Статья 8. Право собственности на водные объекты
Статья 9. Право пользования водными объектами
Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами

Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование
Статья 12. Договор водопользования
Статья 13. Содержание договора водопользования
Статья 14. Срок договора водопользования
Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок
Статья 16. Заключение договора водопользования
Статья 17. Изменение и расторжение договора водопользования
Статья 18. Ответственность сторон договора водопользования
Статья 19. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
Статья 20. Плата за пользование водным объектом
Статья 21. Предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование
Статья 22. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование
Статья 23. Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование

Глава 4. Управление в области использования и охраны водных объектов

Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений
Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений
Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Статья 27. Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений
Статья 28. Бассейновые округа
Статья 29. Бассейновые советы
Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов
Статья 31. Государственный водный реестр
Статья 32. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации
Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов
Статья 34. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах
Статья 36. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

Глава 5. Водопользование

Статья 37. Цели водопользования
Статья 38. Виды водопользования
Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
Статья 40. Защита конкуренции в области использования водных объектов
Статья 41. Приостановление или ограничение водопользования
Статья 42. Основные требования к использованию водных объектов
Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод
Статья 45. Использование водохранилищ
Статья 46. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии
Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта
Статья 48. Использование водных объектов для сплава древесины
Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей
Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей
Статья 51. Использование водных объектов для целей охоты
Статья 51.1. Использование водных объектов для целей рыболовства
Статья 52. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых
Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности
Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Глава 6. Охрана водных объектов

Статья 55. Основные требования к охране водных объектов
Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения
Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения
Статья 59. Охрана подземных водных объектов
Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы
Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ
Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии
Статья 63. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах
Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Статья 66. Особо охраняемые водные объекты
Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий

Глава 7. Ответственность за нарушение водного законодательства

Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства
Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов

1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:
1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;
3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:
1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;
3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;
4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:
1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;
3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;
4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 417-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

6. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 30 ВК РФ

В части первой настоящей статьи сформулировано определение государственного мониторинга водных объектов, под которым понимается система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

Таким образом, государственному мониторингу подлежат водные объекты любых форм собственности, что, безусловно, способствует эффективной реализации конституционного права гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Этому свидетельствует положение о том, что государственный мониторинг водных объектов является частью государственного мониторинга окружающей среды (ч. 2).

Согласно ст. 1 Федерального закона 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — ФЗ об охране окружающей среды) мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Вопросам государственного экологического мониторинга в ФЗ об охране окружающей среды посвящена отдельная глава — глава X. Порядок осуществления государственного экологического мониторинга регулируется Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 (далее — Положение о государственном мониторинге окружающей среды). Согласно указанному Положению экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ. Он ведется Министерством природных ресурсов и экологии РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется при:

— разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;

— разработке федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

— осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;

— прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

— подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

Что касается порядка осуществления государственного мониторинга водных объектов, то он определен в Постановлении Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» (далее — Положение о государственном мониторинге водных объектов).

Текстуально нормы комментируемой статьи и Положения о государственном мониторинге водных объектов во многом дублируют друг друга. Это касается целей, методов и направлений государственного мониторинга в рассматриваемой сфере.

В части третьей комментируемой статьи определены цели государственного мониторинга водных объектов, а именно:

1) своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3) информационное обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Для сравнения, п. 5 Положения о государственном мониторинге окружающей среды цели экологического мониторинга в целом определены следующим образом:

— наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

— оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

— обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

В части четвертой настоящей статьи сформулированы основные методы государственного мониторинга водных объектов, которые включают в себя:

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

В части пятой заданы основные направления, а именно:

1) мониторинг поверхностных водных объектов (с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях);

2) мониторинг состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинг подземных вод (с учетом данных государственного мониторинга состояния недр);

4) наблюдения за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.

Таким образом, государственный мониторинг охватывает все разновидности поверхностных водных объектов, дно и берега водных объектов, включая водоохранные зоны, подземные воды (см. комментарий к ст. 5 ВК РФ). Помимо водных объектов мониторинг включает в себя также наблюдения за водохозяйственными системами, объемом вод при водопотреблении и водоотведении

Согласно части шестой комментируемой статьи государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

В соответствии с частью седьмой комментируемой статьи организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ (см. также п. 4 ст. 24 ВК РФ).

В п. 8 Положения о государственном мониторинге водных объектов определены участники ведения мониторинга, т.е. те органы, которые организуют и осуществляют мониторинг , а именно:

———————————
См.: Приказ МПР РФ от 7 мая 2008 г. N 111 «Об утверждении форм и Порядка представления данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27.

— Федеральное агентство водных ресурсов ;

———————————
См.: Приказ Минприроды РФ от 31 октября 2008 г. N 293 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 12.

— Федеральное агентство по недропользованию;

— Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

— с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ.

При проведении мониторинга используются сведения, полученные другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с которыми взаимодействуют участники ведения мониторинга, а также сведения, полученные в результате наблюдений собственниками водных объектов, водопользователями и недропользователями.

Ведение мониторинга осуществляется на основе унификации программных (информационных и технических) средств, обеспечивающих совместимость его данных с данными других видов мониторинга окружающей среды.

Представление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется на безвозмездной основе (п. 9).

———————————
См.: Приказ МПР РФ от 27 декабря 2007 г. N 349 «Об утверждении Порядка информационного обмена данными государственного мониторинга водных объектов между участниками его ведения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 8.

Собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии РФ:

— ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества;

— ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами;

— представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью (п. 16).

Согласно п. 17 Положения о государственном мониторинге водных объектов Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды взаимодействуют при осуществлении мониторинга со следующими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

— с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования — в части использования сведений, получаемых при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля), в том числе контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов);

— с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору — в части использования сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора за безопасностью поднадзорных гидротехнических сооружений;

— с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в части использования сведений, получаемых при ведении социально-гигиенического мониторинга, об оценке качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об оценке состояния водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы;

— с Федеральным агентством по рыболовству — в части использования сведений, получаемых при ведении мониторинга состояния водных биологических ресурсов в части оценки состояния водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов;

— с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта — в части использования сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора в сфере морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов) и внутреннего водного транспорта.

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают сбор, обработку, хранение и представление в установленном порядке в Федеральное агентство водных ресурсов сведений, указанных в настоящем пункте, необходимых для ведения мониторинга.

Другой комментарий к статье 30 Водного Кодекса РФ

1. Часть 1 статьи 30 ВК обязывает вести мониторинг ВО всех собственников ВО, то есть за всеми ВО. Мониторинг ВО назван «государственным», то есть вести его должны уполномоченные органы РФ и субъектов РФ. В этой связи обязывание муниципальных образований и частных собственников ВО вести его неправомерно.

В свою очередь, ОГВ, уполномоченные вести мониторинг ВО, физически не могут его распространить на все ВО в России. Многие природные ВО находятся в отдаленных районах, не используются и долго не будут использоваться никем. Вряд ли имеет смысл вести государственный мониторинг ВО и на многочисленных прудах-копанях на ЗУ, зарегистрированных в частной собственности.

Практическая ценность мониторинга на крупных ВО состоит в том, что данные мониторинга ВО подлежат внесению в ГВР. Именно с запроса сведений ГВР и исходя из них должна начинаться процедура оформления водопользования для конкретного лица (см. комментарий к статье 23 ВК). При этом мониторинг хотя и является «водным», но включает в себя также мониторинг состояния водоохранных зон, находящихся за границей ВО (пункт 2 части 5 статьи 30 ВК). Поэтому по данным мониторинга ВО из ГВР могут быть получены сведения не только о ВО, но и о его водоохранной зоне.

2. Во исполнение части 8 статьи 30 ВК Постановлением от 10 апреля 2007 года N 219 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов.

В соответствии с ним организация и осуществление мониторинга проводятся Росводресурсами, Роснедрами и Росгидрометом с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ (далее — участники ведения мониторинга). При проведении мониторинга используются сведения, полученные в результате наблюдений за ВО и водохозяйственными системами, в том числе за ГТС, другими заинтересованными ФОИВ, с которыми взаимодействуют участники ведения мониторинга (далее — заинтересованные ФОИВ), а также сведения, полученные в результате наблюдений собственниками ВО, водопользователями и недропользователями.

Ведение мониторинга осуществляется на основе унификации программных (информационных и технических) средств, обеспечивающих совместимость его данных с данными других видов мониторинга окружающей среды.

Методические указания и инструктивные материалы по вопросам осуществления мониторинга утверждаются МПР. Представление данных мониторинга и обмен ими между ФОИВ, а также органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется на безвозмездной основе.

Формы и Порядок представления в Росводресурсы данных мониторинга, полученных Росгидрометом, Роснедрами и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (далее — формы и Порядок представления данных), формы и Порядок представления сведений, полученных в результате наблюдений за ВО заинтересованными ФОИВ, собственниками ВО и водопользователями (далее — формы и Порядок представления сведений), а также Порядок информационного обмена данными мониторинга между участниками ведения мониторинга (далее — порядок информационного обмена) устанавливаются МПР по согласованию с участниками ведения мониторинга, за исключением уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ (утверждены Приказами МПР от 7 мая 2008 года N 111 и от 27 декабря 2007 N 349).

Росводресурсы в целях организации и осуществления мониторинга:

1) обеспечивают разработку автоматизированных информационных систем мониторинга;

2) ведут регулярные наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ (см. комментарий к статье 26 ВК), наблюдения за находящимися в федеральной собственности водохозяйственными системами, в том числе за ГТС, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Росводресурсам, а также наблюдения за объемом вод при водопотреблении и водоотведении на всех ВО;

3) обеспечивают развитие сети пунктов наблюдений за водохозяйственными системами, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Росводресурсам, а также за состоянием дна, берегов, водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ;

4) координируют ведение мониторинга поверхностных ВО, находящихся в федеральной собственности, мониторинга состояния дна, берегов таких водных объектов, ведение наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за ГТС, находящимися в федеральной собственности, участниками ведения мониторинга, а также иными ФОИВ;

5) координируют ведение иными собственниками ВО и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из ВО и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, ведение регулярных наблюдений за ВО и их водоохранными зонами, а также осуществляют обобщение и оценку результатов такого учета и таких регулярных наблюдений;

6) осуществляют сбор, обработку, хранение, обобщение и анализ сведений, полученных в результате наблюдений как Росводресурсами и организациями, находящимися в его ведении, так и иными участниками ведения мониторинга, а также сведений, представленных заинтересованными ФОИВ, собственниками ВО и водопользователями;

7) проводят общую оценку и прогнозирование изменений состояния ВО, дна, берегов ВО, их морфометрических особенностей, водоохранных зон, количественных и качественных показателей состояния ВО, состояния водохозяйственных систем, в том числе ГТС;

8) формируют банк данных мониторинга по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным участкам, территориям субъектов РФ и в целом по РФ;

9) обеспечивают включение сведений, полученных в результате наблюдений при осуществлении мониторинга, в ГВР;

10) обеспечивают предоставление ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, а также юридическим и физическим лицам данных мониторинга.

Росгидромет при осуществлении мониторинга поверхностных ВО:

1) осуществляет регулярные наблюдения за состоянием поверхностных ВО в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ на базе государственной наблюдательной сети;

2) проводит оценку и прогнозирование изменений состояния поверхностных ВО в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов;

3) обеспечивает сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за ВО, и представление в Росводресурсы данных мониторинга поверхностных ВО с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в соответствии с установленными формами и Порядком представления данных, а также Порядком информационного обмена;

4) обеспечивает предоставление ФОИВ, органам государственной власти субъектов РФ, ОМС, а также юридическим и физическим лицам данных мониторинга поверхностных водных объектов.

Роснедра при осуществлении мониторинга подземных вод:

1) обеспечивает развитие опорной наблюдательной сети, предназначенной, в частности, для ведения мониторинга подземных вод с учетом государственного мониторинга состояния недр;

2) организует регулярные наблюдения за состоянием подземных ВО, в том числе наблюдения за качеством подземных вод по физическим, химическим, радиационным и микробиологическим показателям,

3) координирует ведение недропользователями наблюдений за состоянием недр, связанных с использованием подземных вод;

4) осуществляет сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений, обобщает сведения, полученные в результате наблюдений недропользователями, проводит оценку и прогнозирование изменений состояния подземных водных объектов;

5) представляет данные мониторинга подземных вод в Росводресурсы в соответствии с установленными формами и Порядком представления данных, а также Порядком информационного обмена;

6) обеспечивает предоставление ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, а также юридическим и физическим лицам данных мониторинга подземных вод.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, участвуя в организации и осуществлении мониторинга:

1) организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей ВО или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ, за исключением ВО, мониторинг которых осуществляется ФОИВ, а также ВО, водохозяйственных систем, в том числе ГТС, расположенных на территории субъекта РФ и находящихся в собственности как субъектов РФ, так и муниципальных образований;

2) осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон ВО или их частей, находящихся в федеральной собственности, и наблюдений за ВО, ГТС, находящимися в собственности субъектов РФ, представляют их в территориальные органы Росводресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, формами и Порядком представления сведений и Порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон ВО, полученные в результате осуществления регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной ВО.

ФОИВ, в ведении которых находятся организации, эксплуатирующие находящиеся в федеральной собственности ГТС:

1) осуществляют наблюдения за соответствующими водохозяйственными системами, в том числе ГТС;

2) осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате указанных наблюдений, и представление их в Росводресурсы в соответствии с установленными формами и Порядком представления сведений, а также Порядком информационного обмена;

3) обеспечивают предоставление ФОИВ, ОГВ субъектов Российской Федерации, ОМС, а также юридическим и физическим лицам данных наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе ГТС.

Собственники ВО и водопользователи в порядке, установленном МПР:

1) ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из ВО и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества;

2) ведут регулярные наблюдения за ВО (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами;

3) представляют в территориальные органы Росводресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.

Росводресурсы, Роснедра, Росгидромет взаимодействуют при осуществлении мониторинга со следующими заинтересованными ФОИВ:

1) с Росприроднадзором — в части использования сведений, получаемых при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля), в том числе контроля и надзора за использованием и охраной ВО (федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной ВО);

2) с Ростехнадзором — в части использования сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора за безопасностью поднадзорных ГТС;

3) с Роспотребнадзором — в части использования сведений, получаемых при ведении социально-гигиенического мониторинга, об оценке качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об оценке состояния ВО, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы;

4) с Росрыболовством — в части использования сведений, получаемых при ведении мониторинга состояния ВБР в части оценки состояния ВО как среды обитания ВБР;

5) с Ространснадзором — в части использования сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора в сфере морского (включая морские порты) и внутреннего водного транспорта.

Заинтересованные ФОИВ обеспечивают сбор, обработку, хранение и представление в установленном порядке в Росводресурсы указанных сведений, необходимых для ведения мониторинга.

3. Часть 2 статьи 30 ВК подтвердила, что государственный мониторинг ВО — часть государственного экологического мониторинга. Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) утверждено Постановлением Правительства от 31 марта 2003 года N 177 во исполнение ФЗ «Об ООС».

На мониторинг ВО должен оказывать влияние и ФЗ «О гидрометеорологической службе». В соответствии с ним мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды — долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения; стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением — комплекс, включающий в себя ЗУ или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения; подвижной пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением — комплекс, включающий в себя платформу (летательный аппарат, судно или иное плавательное средство, другое средство передвижения) с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения. Эти пункты образуют государственную наблюдательную сеть Росгидромета в силу прямого указания ФЗ «О гидрометеорологической службе».

Соответственно, первичной информацией о ВО обладает Росгидромет, который должен передавать ее в Росводресурсы для ведения ГВР в соответствии со статьей 31 ВК. Возможны ситуации, когда необходимая информация о ВО еще не внесена в ГВР, но есть в подразделении Росгидромета, которое может ее выдать.

В соответствии с Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным Постановлением Правительства от 27 августа 1999 года N 972, вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде ЗУ и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий. Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений, размещенных на территории портов РФ, определяются по согласованию с администрацией портов с тем, чтобы не создавать помехи производственной деятельности, и с учетом перспектив развития портовых комплексов и объектов инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды.

Постановлением Правительства от 9 февраля 2012 года N 109 Росгидромет наделялся полномочиями по резервированию и изъятию ЗУ для стационарных постов наблюдений за ВО.

Для проведения государственного мониторинга ВО не требуется договор водопользования или решение о предоставлении ВО в пользование (пункт 8 части 3 статьи 11 ВК).

4. Несмотря на подробность, а в части распространения на все ВО — избыточность положений о мониторинге ВО, фактическое его состояние далеко от заявленного.

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства от 27 августа 2009 года N 1235-р, установила:

«Определяющим для государственного мониторинга водных объектов является состояние государственной наблюдательной сети. Существующая сеть гидрологических наблюдений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды включает 3085 гидрологических постов (2731 — на реках, 354 — на других водных объектах). Сокращение сети гидрологических наблюдений в Российской Федерации за последние 20 лет составило 30 процентов, при этом в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока — до 50 процентов.

Сокращение количества постов и программ наблюдений, использование методической базы прогнозов, основывающейся на применении устаревших методов и технологий, обусловили устойчивую тенденцию ухудшения качества гидрологических прогнозов.

Состояние сети режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод также характеризуется сокращением количества пунктов гидрохимических наблюдений, отбираемых проб воды и донных отложений, выполняемых аналитических работ. Отсутствие автоматизированных и дистанционных методов наблюдения за режимом и качеством вод и слабая оснащенность современным аналитическим лабораторным оборудованием предопределяют низкое качество производимых наблюдений».

Еще по теме:

  • Расчётная норма рабочего времени на 2018 год Расчётная норма рабочего времени на 2018 год О переносе рабочих дней в 2018 году ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 ноября 2018 г . № 903 В соответствии с частью шестой статьи 136 Трудового кодекса Республики Беларусь Совет Министров […]
  • Закон украин о рекламе Закон Украины "О рекламе" (С изменениями, внесенными в соответствии с Законами Украины № 642/97-ВР от 18.11.97, 1998, № 10, ст.36 № 783-XIV [783-14] от 30.06.99, ВВР 1999, № 34, ст.274 № 2438-III [2438-14] от 24.05.2001, ВВР, 2001, № 31, ст.150 № 762-IV […]
  • Коап за 2001г Федеральные арбитражные суды Российской Федерации КоАП РФ ОТ 30.12.2001 N 195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, […]
  • Статья 13 а что означает Статья 13 а что означает 11 ноября 2003 года N 151-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"" Принят Государственной Думой 17 октября 2003 года Одобрен Советом […]
  • Закон о оплате налога на землю Закон рф о плате за землю Федеральный закон "О плате за землю" (с изменениями на 26 июня 2007 года) ____________________________________________________________________С 1 января 2006 года настоящий Закон утратил силу, за исключением статьи 25, на основании […]
  • Закон об химическом оружии Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ"Об уничтожении химического оружия" С изменениями и дополнениями от: 29 ноября 2001 г., 10 января 2003 г., […]