Возраст ответственности за административные правонарушения

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Правила ст. 2.3 посвящены административной ответственности физических лиц.

1) по общему правилу (см. об исключениях ниже) по достижении возраста 16 лет. При этом:

— необходимо, чтобы 16 лет уже исполнилось к моменту совершения административного проступка. В практике возникает вопрос: можно ли привлечь к административной ответственности лицо, которому 16 лет исполнилось именно в день совершения административного правонарушения? Нет, нельзя. Лишь с 0 час. следующего дня считается, что лицо достигло возраста 16 лет и именно с этого момента его можно признавать субъектом административного правонарушения;

— возраст, упомянутый в ч. 1 ст. 2.3, касается и граждан Российской Федерации, и лиц без гражданства, и иностранных граждан (даже если по законодательству иностранного государства этот срок иной);

2) только в случае, если физическое лицо было (в момент совершения административного правонарушения) вменяемым (см. об этом коммент. к ст. 2.8).

2. Применяя правила ч. 2 ст. 2.3, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) они касаются лишь административной ответственности лиц в возрасте от 16 до 18 лет;

2) они исходят из того, что дела об административных правонарушениях, совершенных физическим лицом в возрасте от 16 до 18 лет должны рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом нужно учесть, что комиссии:

рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних;

рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 11.8 (см. коммент. к ней), а также о правонарушениях в области дорожного движения, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение комиссии (см. об этом коммент. к ст. 23.2);

3) они предоставляют комиссии право освободить лиц в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности (указав в постановлении об этом мотивы освобождения от административной ответственности) с одновременным применением к таким лицам мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

3. Принимая решение об освобождении несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обязана учитывать:

— конкретные обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ, наступившие последствия и т.п.);

— данные о самом лице (т.е. склонно ли оно к правонарушениям, учится ли, имеет ли место жительства).

Возраст ответственности за правонарушения в России

Учитывая, что дети и подростки не могут в полной мере отвечать за последствия своих действий, в том числе и по причине неосознания их, в России, как и в других мировых государствах, устанавливается минимальный возраст ответственности. Данный вопрос тщательно регулируется с точки зрения действующего законодательства, что обеспечивает надлежащую реализацию прав и обязанностей граждан государства.

Правовое регулирование несения ответственности в зависимости от возраста

Несмотря на то, что правовое регулирование вопросов несовершеннолетних, обеспечивается с момента рождения человека и в некоторых случаях – до него, полное несение таковыми лицами ответственности в соответствии с законодательством становится возможным лишь по достижении ими определённого возраста. Связано это с тем, что несовершеннолетний человек в определённой степени может не осознавать последствий своих действий, не придавать им значения либо просто не иметь возможности в силу тех или иных факторов остановить себя от свершения незаконных действий.

Современная наука для квалификации незаконных действий несовершеннолетних предполагает целый ряд комплексных решений и исследований. Однако учитывая разность воспитания, образования, и воздействия иных факторов на сознание, мотивы, и, соответственно, возможность вины несовершеннолетних лиц, в вопросах права в России устанавливается чёткий возрастной ценз по уровню ответственности с принятием хронологического фактора.

Подразумевается, что по достижении указанного возраста, несовершеннолетний гарантированно будет осознавать свои действия, их незаконность и возможные последствия. В других же государствах возможность несения ответственности может устанавливаться и в индивидуальном порядке, включая в себя психологическую экспертизу для установления необходимых фактов.

Понятие дееспособности и возможности несения ответственности не являются однозначными. Так, ответственность за уголовные преступления наступает раньше, чем полная дееспособность по возрасту.

Возраст ответственности в России устанавливается отдельными нормативами как для уголовных преступлений, так и для административных правонарушений или ответственности в сфере гражданских взаимоотношений. Правовое регулирование данных вопросов обеспечивается, в первую очередь, соответствующими кодексами. Тем не менее, есть целый ряд нюансов, по которым возраст ответственности может изменяться.

В случае эмансипации гражданина, а именно – при обретении им полной дееспособности в законном порядке, пусть и до достижения официального возраста совершеннолетия, таковое лицо будет нести любую возможную ответственность в полной мере.

Возраст уголовной ответственности в России

Вопросы несения уголовной ответственности лицами, не достигшими 18-летнего возраста, рассматриваются положениями ст. 20 УК РФ. При этом, данная статья однозначно устанавливает, что полную уголовную ответственность по возрасту несут лица, достигшие шестнадцатилетия. Тем не менее, предусматривается также возможность применения нормативов об уголовной ответственности и к лицам, находящимся в возрасте 14 лет по отдельному ряду преступлений. К таковым преступлениям относятся:

  • Убийство или причинение тяжкого либо среднего вреда здоровью;
  • Сексуальное насилие;
  • Воровство, грабёж или разбойные нападения;
  • Похищение человека, в том числе и захват заложников;
  • Угон транспортных средств без цели продажи;
  • Террористическая деятельность;
  • Хулиганство или вандализм, массовые беспорядки;
  • Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества;
  • Производство или сбыт оружия, взрывчатки или наркотиков.

В случаях, если судебно-психиатрическая экспертиза установит, что обвиняемое лицо в связи с особенностями своего воспитания, но не по причине психических расстройств, не могло осознавать последствий своих действий, оно не подлежит применению уголовной ответственности в отношении его.

Вопросы уголовных преступлений, совершённых несовершеннолетними, также регулирует в отдельном порядке ФЗ №120 от 24.06.1999″Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В частности, он предусматривает возможность принудительного помещения лиц от 11-летнего возраста в специальные учреждения закрытого типа в случае совершения ими общественно-опасных деяний, за которые они не могут нести ответственность в силу своего возраста.

В отношении назначения несовершеннолетним уголовных наказаний за преступления, возраст может выступать смягчающим фактором. Кроме этого, отдельные виды наказаний могут быть к ним не применимы. В частности, не допускается помещение несовершеннолетних для лишения свободы в пенитенциарные учреждения общего типа вместе с совершеннолетними лицами, а также применение взрослых нормативов в случае направления их на принудительные, обязательные или исправительные работы.

Возраст административной и гражданской ответственности

К административной ответственности, соответственно принципам ст. 2.3 КоАП РФ, могут привлекаться лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. При этом не допускается привлечение к таковой ответственности за административные правонарушения лиц, младше этого возраста ни при каких обстоятельствах. Кроме этого, данная же статья также предусматривает возможность освобождения от административной ответственности несовершеннолетних, подлежащих ей, в случае, если службой опеки будет установлена таковая необходимость.

В гражданских же правоотношениях используется отдельное регулирование ответственности. Так, малолетним лицам с шести до четырнадцати лет позволяется совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться собственными средствами при согласии родителей или опекунов. Однако, за таковых лиц и все свершённые ими сделки в полной мере несут ответственность их родители. То же самое касается и возможных последствий таковых сделок за исключением ситуаций, в которых будет доказано отсутствие родительской вины. Например, если малолетнего ребёнка принудило к совершению неправомочной сделки третье лицо без попустительства и возможности воспрепятствовать таковой сделке со стороны официальных опекунов. Регулируется данный вопрос положениями ст. 28 ГК РФ.

С четырнадцатилетнего возраста имеется возможность осуществления гражданских прав в вопросах заключения сделок. При этом, по допустимым для такового возраста сделкам, они несут полную ответственность самостоятельно. К объектам гражданских правоотношений относятся вопросы авторства произведений, совершения мелких бытовых сделок, вкладов, а также любого использования личных заработанных средств. Кроме этого, данные лица могут заключать и любые иные виды сделок гражданско-правового характера при наличии письменного согласия на них от их законных опекунов. Регулируется вопрос таковых правоотношений положениями ст. 26 ГК РФ.

Сделка, совершённая несовершеннолетним без согласия родителей, каковую он не мог совершать самостоятельно, признаётся недействительной, а обе её стороны должны полностью возместить по возможности в натуре затраты противоположной стороны.

Кто несёт ответственность за несовершеннолетних и иные нюансы возраста

В целом, ответственность за поступки несовершеннолетних и их действия несут их родители. Тем не менее законодательство не допускает привлечения родителей таковых лиц к уголовной или административной ответственности по совершённому несовершеннолетним преступлению или правонарушению. Исключения составляют случаи их прямого соучастия в таковых действиях.

Вместо этого, в случае совершения несовершеннолетними деяния, наказуемого в административном или уголовном порядке, их законные опекуны или родители несут ответственность в соответствии с положениями ст. 5.35 КоАП РФ. В отдельных случаях может подниматься вопрос про лишение родителей родительских прав в связи с неисполнением ими своих родительских обязанностей. В случае же гражданских взаимоотношений, а также по отношению к любому причинённому несовершеннолетними ущербу, ответственность за таковые действия детей до 14-летнего возраста полностью лежит на самих родителях.

Все уголовные или административные дела относительно совершеннолетних в обязательном порядке совершаются с привлечением к процессу их законных опекунов, а также представителей органов опеки и попечительства с целью обеспечения защиты интересов таковых лиц.

Статья 2.3 КоАП РФ. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (действующая редакция)

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 2.3 КоАП РФ

1. К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет — возраст, с которым связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения по КоАП могут быть только те несовершеннолетние граждане, которые достигли к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста. В отличие от КоАП, уголовной ответственности за совершение преступлений, указанных в ч. 2 ст. 20 УК, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

2. Применение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия (административных санкций) имущественного характера обусловлено наличием у правонарушителя гражданской дееспособности. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет обладают ограниченной гражданской дееспособностью — в полном объеме она, как правило, возникает с наступлением совершеннолетия. Несовершеннолетние совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, а в некоторых случаях — и без такого согласия (см. п. 2 ст. 26 ГК).

Применение имущественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, однако по смыслу п. 2 ст. 26 ГК несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться всеми своими доходами, в частности стипендией, а не только заработком. Таким образом, к несовершеннолетнему правонарушителю, получающему стипендию, также могут быть применены административные санкции имущественного характера.

Согласно п. 3 ст. 26 ГК несовершеннолетние несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, на общих основаниях с лицами, наделенными гражданской дееспособностью в полном объеме.

3. Меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, установлены ст. 8.1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ). К указанным мерам взыскания относятся предупреждение, выговор, строгий выговор.

К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться следующие меры взыскания:

сообщение родителям или законным представителям;

исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения (п. 2 ст. 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Таким образом, меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, следует отличать от мер воздействия, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к несовершеннолетним, не помещенным в указанные пенитенциарные учреждения. Виды мер воздействия, подлежащих применению комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не установлены (ср. п. 1, 2 ст. 8.1 и подп. 7 п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона).

Применительно в Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее возраста 18 лет;

под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

под беспризорным понимается безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

под несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, понимается лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

под антиобщественными действиями понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, а также лица, не достигшие указанного возраста, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям, по постановлению судьи могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД (см. подп. 5, 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ)).

Указанные несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД на срок не более 48 часов на основании постановления начальника районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) на транспорте либо его заместителя — начальника милиции общественной безопасности или оперативного дежурного соответствующего ОВД.

Материалы на указанных несовершеннолетних представляются судье в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ) для решения вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетних.

4. Действующее законодательство содержит различные возрастные критерии наступления юридической ответственности. Так же как и в соответствии с КоАП, возраст наступления юридической ответственности определяется Налоговым кодексом РФ, согласно п. 2 ст. 107 которого физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

5. КоАП предусмотрены следующие обстоятельства, которыми его предписания обусловливают наступление административной ответственности и возможность назначения административных наказаний: момент совершения проступка (ч. 1 ст. 2.3), день совершения административного правонарушения либо — при длящемся проступке — день его обнаружения (ч. 1, 2 ст. 4.5).

При определении момента совершения административного правонарушения необходимо установить признаки законченного проступка. Подтверждением того, что правонарушение закончено, является наличие его состава (см. комментарий к ст. 2.1). Момент совершения проступка обусловлен временными параметрами, позволяющими установить факт деяния. Можно констатировать тождество понятий «время совершения противоправного действия (бездействия)» (ст. 2.8 КоАП) и «момент совершения административного правонарушения» (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие).

6. К лицам, подлежащим ответственности по смыслу комментируемой статьи, относятся только физические лица. При этом КоАП выделяет «должностных лиц» (ст. 2.4), а также военнослужащих и лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5).

В зависимости от принадлежности к гражданству или подданству зарубежного государства ст. 2.6 КоАП выделяет особую разновидность физических лиц — иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица.

7. Возрастные критерии, указанные в данной статье, учитываются только при назначении административных наказаний в случае совершения проступка физическим лицом, однако в некоторых случаях они принимаются во внимание в процессе применения административных санкций к юридическим лицам: при совершении налоговых правонарушений установление вины юридического лица связано с выявлением признаков умысла или неосторожности в деянии его должностных лиц. Должностное лицо может быть субъектом налогового правонарушения при достижении гражданской дееспособности, т.е. с восемнадцатилетнего возраста, а не с 16 лет, как это предусмотрено комментируемой статьей. Таким образом, возрастные критерии при применении административных санкций к юридическому лицу учитываются только в тех случаях, когда вина юридического лица отождествляется с виной его должностных лиц.

Административная ответственность организаций связана с правоспособностью юридического лица, последняя обусловлена государственной регистрацией юридического лица, а в случае коммерческих организаций, как правило, и последующим лицензированием (см. п. 1 ст. 49, а также ст. 51 ГК в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ).

8. При совершении некоторых проступков может быть установлена причинно-следственная связь между правонарушением юридического лица и проступком его должностных лиц; привлечение юридического лица к административной ответственности в указанных случаях не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от применения административных санкций (см. п. 4 ст. 108 НК). При этом применяются указанные выше возрастные критерии привлечения к административной ответственности должностных лиц, однако применение к ним административных санкций обусловлено не только достижением возраста гражданской правоспособности, но и наделением физического лица соответствующими властными полномочиями должностного лица.

9. При производстве по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные или муниципальные органы и их должностные лица должны принимать во внимание общественную опасность проступка, например вред или ущерб, причиненный в результате его совершения, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за административное правонарушение. В частности, совершение административного проступка несовершеннолетним всегда рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

При разрешении вопроса об ответственности несовершеннолетних должны учитываться субъективные особенности нарушителя, прежде всего те, что свидетельствуют о его оценке содеянного, в частности критичное отношение к совершенному проступку, раскаяние нарушителя и другие особенности, характеризующие гуманитарные качества гражданина либо определяющие его асоциальные наклонности.

Выявление личностных особенностей несовершеннолетнего нарушителя в процессе административного производства не означает нарушения принципа равенства граждан перед законом, определенного ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и ст. 1.4 КоАП: несовершеннолетний будет нести ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 2 комментируемой статьи, при этом к нему могут быть применены административные наказания либо меры воздействия. Равенство всех граждан перед законом означает неотвратимость административной ответственности: санкции, определенные законом, будут применены, при этом уполномоченный орган (должностное лицо) вправе избрать должную меру наказания с учетом субъективных (личностных) качеств нарушителя.

10. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» судам необходимо не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций; выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным. Надлежит обеспечить строгий контроль за исполнением частного определения. В случае оставления должностным лицом без рассмотрения этого судебного решения либо непринятия мер к устранению указанных в нем нарушений закона, а равно в случае несвоевременного ответа на частное определение следует решать вопрос о привлечении такого должностного лица к ответственности по ст. 165.3 КоАП 1984 г.

При истолковании данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует учитывать, что административная ответственность за непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи, предусмотренная ст. 165.3 КоАП 1984 г., установлена ст. 17.4 ныне действующего КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Прокуратура Оренбургской области

  • Главная
  • Правовое просвещение и взаимодействие с общественностью
  • Прокурор разъясняет
  • Возраст наступления уголовной и административной ответственности несовершеннолетних

Возраст наступления уголовной и административной ответственности несовершеннолетних

Вопрос о возрасте несовершеннолетних, по достижению которого возможна их уголовная или административная ответственность, всегда вызывает интерес слушателей при проведении прокурорскими работниками встреч с населением, с подростками.

По действующему законодательству Российской Федерации несовершеннолетними являются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста.

Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток.

По общему правилу уголовной и административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления или административного правонарушения возраста шестнадцати лет (часть первая ст.20 УК РФ, часть первая ст. 2.3 КоАП РФ).

Вместе с тем в законодательстве имеются некоторые исключения из этого правила.

В соответствии с частью 2 статьи 20 УК РФ лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

Четкое установление границы возраста, с которого наступает уголовная ответственность, имеет важное общепредупредительное значение и служит гарантией против субъективизма и произвола.

Вместе с тем возможны ситуации, когда лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, в силу отставания в психическом развитии воспринимает окружающую действительность и оценивает свои действия как малолетний ребенок. Такие лица не могут различать обычную шалость и уголовно наказуемое деяние. Применение к ним уголовного наказания не отвечало бы принципу социальной справедливости и его целям.

В связи с этим часть третья статьи 20 УК РФ формулирует специальное правило, согласно которому несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, а в соответствующих случаях ? 14 лет, не подлежит уголовной ответственности, если вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии органами предварительного расследования в необходимых случаях назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Экспертизе предшествует работа следователя (дознавателя) по тщательному изучению личности несовершеннолетнего: допрашиваются родители, родственники, друзья, учителя, другие лица, близко общающиеся с подростком, собираются данные медицинских документов и характеристики. Но только компетентное заключение комиссии экспертов позволяет следствию решить вопрос об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности по указанному основанию.

Административное законодательство Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих снижение возрастной границы наступления ответственности ниже 16 лет.

Но особенности формирования личности подростков, влияющие на их поведение, учтены законодателем и в этой отрасли права.

В частности, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав частью второй статьи 2.3 КоАП РФ предоставлено право с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, освободить правонарушителя от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

К таким мерам воздействия отнесено: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынесение предупреждения; объявление выговора или строгого выговора; возложение на несовершеннолетнего обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда.

При определенных обстоятельствах возможно применение и иных, более строгих мер воздействия.

Необходимо также отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 ? 120-ФЗ ?Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних? подростки: совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; совершившие правонарушение, повлекшее административное взыскание; совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством; освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта амнистии и по иным основаниям, ставятся на профилактический учет в подразделениях органов внутренних дел. С такими подростками проводится индивидуальная профилактическая работа.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также ставят на учет и проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

По фактам совершения подростками правонарушений (как достигшими 16-летнего возраста, так и не достигшими) органами внутренних дел проводится соответствующая проверка. По результатам проверки при наличии достаточных оснований родители (либо один из них) могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Закон предусматривает и прямую административную ответственность родителей при совершении подростками, не достигшими 16-летнего возраста, отдельного вида правонарушений. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах влечет административную ответственность их родителей по статье 20.22.КоАП РФ.

Административная ответственность несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северное Медведково для тебя памятку, из которой ты сможешь получить информацию о возрасте, с которого наступает административная ответственность, какие виды наказания применяются к несовершеннолетним.

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

30 декабря 2001 года N 195-ФЗ

(ред. от 07.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017)

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

6) административный арест;

Статья 3.4. Предупреждение

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Статья 3.5. Административный штраф

1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Статья 3.9. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ —

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Еще по теме:

  • Водный кодекс статья 30 Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Водный кодекс Российской Федерацииот 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 24 декабря […]
  • Продаю дом в селе пешково Дом в центре села Пешково. Россия, Ростовская область, Азовский район, Пешково, Энгельса, 44а г. Азов 8.0 км. 61:01:0140101:6215 Стоимость и условия 2 700 000 Р Продаю дом в центре села Пешково Азовского района Ростовской области по ул. […]
  • Документы на выплаты при рождении ребенка в 2018 году в украине Какие документы нужны для оформления детских пособий Общие правила назначения и оформления единовременных и ежемесячных пособий и выплат на ребенка в 2018 году, предусмотренных федеральным законодательством (в том числе полные перечни необходимых документов, […]
  • Семейный кодекс основание для развода Семейный кодекс РФ: положения кодекса о разводе (статьи 16-26) Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА Статья 16. Основания для прекращения брака 1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим. 2. Брак может быть […]
  • Перевод из жилого в нежилое помещение дома Как перевести жилой дом в нежилой для использования в качестве коммерческой недвижимости? Здравствуйте! Как перевести жилой дом с участком в не жилой под коммерческую недвижимость и сколько это стоит ? Спасибо 22 Октября 2017, 15:18 Виктор, г. Тверь Ответы […]
  • Ежемесячная выплата по уходу за ребенком инвалидом Какие пособия полагаются родителям детей-инвалидов? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Для родителей детей-инвалидов государством предусмотрен ряд социальных гарантий — […]