Закон украины о страховании осаго

10.05.2019 Выкл. Автор admin

17 ключевых изменений новой редакции Закона «Об ОСАГО» — с возвращением, Коордовет МТСБУ

В Верховной раде Украины 17 декабря зарегистрирован новый проект Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» №3670, говорится на сайте ВРУ.

В авторский коллектив вошли народные депутаты Сергей Рыбалка, Михаил Довбенко, Игорь Кононенко, Сергей Березенко, Анатолий Матвиенко и Степан Кубив.

Со времени принятия Закона «Об ОСАГО» в 2005 году (и последних изменений в 2012-м) значительно обновились мировая практика, европейское законодательство (имплементация которого является обязательным в соответствии с соглашением об ассоциации Украины с ЕС) и украинское законодательство, а также судебная практика и ситуация в сфере в целом, считают авторы новой редакции Закона №3670.

В течение внедрения Закона также стало очевидно, что большая часть его положений требует системного обновления в соответствии с проблемами в практике его применения и необходимости его приведения его в соответствие с требованиями Директивы 2009/103/ЕС. Поэтому народные депутаты предлагают не вносить точечные изменения, что еще больше усложнит Закон, а изложить весь закон в новой редакции.

Социальную направленность ОСАГО снижают такие явления, как существенное занижение недобросовестными страховщиками стоимости полиса, что приводит к недоформированию страховых резервов и, как следствие, дальнейшей неплатежеспособности таких страховщиков, необоснованные отказы в выплате пострадавшим страховых возмещений или затягивание осуществления выплат, распространенная продажа фальшивых полисов.

В законопроекте предусматриваются изменению путем изложения Закона Украины «Об ОСАГО» и внесения изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, законы Украины «О страховании», «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и «О дорожном движении».

17 ключевых аспектов Закона «Об ОСАГО»

1. Повышение лимитов ОСАГО.
Целью Закона является обеспечение возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и / или имуществу потерпевших в результате ДТП и защиты имущественных интересов страхователей. Такое возмещение должно осуществляться своевременно.
Поэтому необходимо поэтапно повысить размеры страховых сумм до уровня стран Европейского Союза.

2. Введение электронного полиса ОСАГО.
Необходимость перехода на электронную форму договора ОСАГО продиктована потребностью в улучшении обслуживания потребителей, снижение затрат страховщиков на заключение договора в бумажном виде, предотвращению страховых мошенничеств, демпинга, заключения договоров «задним числом», злоупотреблений страховых агентов, которые приводят к продаже недействительных полисов, которые учитываются у страховщиков как потерянные или поддельных полисов.
Предусмотрен переходный этап, который позволит в течение года после начала действия Закона обеспечить возможность заключения договора ОСАГО как в электронной, так и в бумажной форме. Это даст время для адаптации и приспособления к электронной формы договора как потребителей страховых услуг, так и других участников рынка.

3. Усиление контроля за наличием полиса.
Усовершенствовать порядок контроля за наличием договора обязательного страхования, заключенного в электронной форме, предусмотрев, что представители органов контроля имеют право доступа к централизованной базе данных МТСБУ для проверки наличия и действия договора.

4. Дерегуляция и свободные тарифы ОСАГО.
Постепенное введение дерегуляции определения страхового платежа, установленного уполномоченным органом к рыночному после перехода к размерам страховых сумм, соответствующих европейским стандартам.

5. Введение прямого урегулирования.
Европейский опыт показывает, что система, когда потерпевший обращается за возмещением к своему страховщику, способствует более полному удовлетворению потребностей клиента. Поэтому необходимо ввести в Украине систему прямого урегулирования страховых случаев, при которой страховщик потерпевшего, выполняет обязанности страховщика виновника ДТП (в части осуществления страхового возмещения в связи с повреждением или физическим уничтожением транспортного средства потерпевшего).
Дальнейшие взаимоотношения между страховщиком потерпевшего и страховщиком виновного должны регулироваться соответствующим положением, принятым общим собранием МТСБУ. Так как этот вопрос касается хозяйственной деятельности и взаимодействия участников рынка, и с точки зрения дерегуляции целесообразно предоставить право регулировать отношения рынка, а не государству. А следовательно, полное внедрение системы прямого урегулирования как обязательного для всех страховщиков состоится после принятия соответствующего решения Общим собранием МТСБУ.

6. Упрощение процедуры уведомления о ДТП.
Усовершенствовать порядок урегулирования страховых случаев путем упрощения процедуры уведомления о ДТП, введение четкой регламентации и временных границ для принятия решения о страховой осуществления страхового возмещения и его выплаты.

7. Изменение регламента оценки ущерба.
Регламентировать порядок оценки размера убытков потерпевшего путем введения отчета об ущербе — документа, подтверждающего размер оцененного ущерба в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества и имущественных прав» и Закона Украины «О судебной экспертизе.

8. Повышение ответственности страховщика за затягивание выплат.
Повысить ответственность страховщика за нарушение сроков выплаты страхового возмещения (регламентной выплаты) по вине страховщика лицу, имеющему право на получение такого возмещения;

9. Урегулирование механизма осуществления страховых выплат.
Урегулировать механизм компенсации страховщиком расходов лица, ответственность которого застрахована.

10. Урегулирование вопроса осуществления регламентных выплат.
Определить дополнительные основания для осуществления МТСБУ регламентных выплат по договорам ОСАГО.
МТСБУ обязуется за счет средств фонда защиты потерпевших возмещать ущерб в случаях, если страховщик, потерял членство в МТСБУ с окончанием срока, определенного Законом для принятия решения об осуществлении страхового возмещения, не принял соответствующего решения или принял решение об осуществлении страхового возмещения, но не выплатил его, а также в случае возбуждения производства по делу о банкротстве такого страховщика или если такой страховщик является ликвидированным — для выполнения его обязательств по внутренним договорам страхования.
Такая норма позволит потерпевшему получать страховое возмещение вовремя в случае промедления страховщика или его неплатежеспособности, не дожидаясь годами завершения процедуры банкротства.

11. Урегулирование переуступки прав требований по возмещениям.
Уточнить перечень лиц, имеющих право на получение страхового возмещения, и документов, удостоверяющих такое право. Такие изменения направлены на предотвращение злоупотреблений по переуступке прав требования в фонды МТСБУ.

12. Гармонизация страхового законодательства и положений о банкротстве.
Гармонизировать положения законов Украины «Об ОСАГО» и «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», а именно: установить обязанность распорядителя имущества и ликвидатора страховщика-должника предоставлять в МТСБУ копии документов, необходимых для проведения регламентных выплат по страховщика, в отношении которого открыто производство по делу о банкротстве, и определить статус МТСБУ как участника в деле о банкротстве страховщика, осуществлявшего ОСАГО.

13. Размер базового гарантийного взноса в национальной валюте.
Определить минимальный размер базового гарантийного взноса к централизованному страхового резервного фонда защиты потерпевших в ДТП в размере 5 млн. грн. вместо суммы, эквивалентной 500 тыс. евро, а минимальный размер базового гарантийного взноса в централизованных страховых резервных фондов страховых гарантий — в размере 10 млн. грн. вместо суммы, эквивалентной 1 млн. евро.

14. Функции информационного центра для страхователей на МТСБУ.
Имплементировать требования Евродирективы в части создания единого информационного центра, к которому может обратиться любое лицо (безотносительно того, в какой страховой компании она застрахована) с целью консультации и получения информации.
Предлагается предоставить такие права и функции МТСБУ, как саморегулируемой организации участников рынка.

15. Органы управления и контроля МТСБУ.
Органами управления и контроля МТСБУ являются: общее собрание членов МТСБУ, общее собрание полных членов МТСБУ, Координационный совет МТСБУ, Президиум и Дирекция.
Состав, функции, компетенция, порядок формирования и работы органов управления и контроля МТСБУ определяются Уставом МТСБУ с учетом положений настоящего Закона.

16. Усиление контроля за централизованными резервными фондами МТСБУ.
Повысить уровень государственного надзора за соблюдением страховщиками и МТСБУ положений о централизованных страховых резервных фондах путем введения функции Уполномоченного органа утверждать их с последующим юстированием, что даст право Уполномоченному органу контролировать их выполнение.
Надзор за использованием средств централизованных страховых резервных фондов и целевого фонда финансирования деятельности МТСБУ осуществляет Координационный совет МТСБУ.
Положение о централизованных страховых резервных фондах МТСБУ принимаются президиумом МТСБУ, соглашается с Координационным советом МТСБУ и утверждаются уполномоченным органом.

17. Унификация страховой терминологии и согласование норм Закона.
Согласовать терминологию Закона Гражданскому кодексу Украины с учетом судебной практики с целью недопущения неоднозначного трактования норм Закона судами.
Структурно согласовать нормы Закона, что сделает его более удобным для применения как страховщиками, так и потребителями страховых услуг, что является чрезвычайно важным, учитывая то, что этот вид страхования касается очень широкого круга лиц.

Принятие указанного проекта Закона обеспечит развитие обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств в соответствии с европейскими стандартами, создаст надлежащие условия для своевременного получения пострадавшими в ДТП возмещения вреда по договорам ОСАГО, а соответственно — повысит качество обслуживания и уровень защиты пострадавших, а также доверие к этому социально-важному виду обязательного страхования.

Напоним, что ранее, 27 ноября в Верховной раде был зарегистрирован Законопроект №3551 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ОСАГО», разработанный и согласованный страховщиками под авторством народных депутатов Дениса Дзензерского, Максима Полякова, Павла Ризаненко и Александра Жолобецкого.

Что предлагает законопроект №3551:

1. уточняется терминология и среди них понятия «наземное транспортное средство», «страховой полис», а также «страховой сертификат «Зеленая карта»»;
2. меняется расчет сумм страхового платежа и страховой премии;
3. меняется размер страховой суммы за ущерб, причиненный имуществу с 50 тыс. грн. на одного потерпевшего на 1 млн. по одному страховому случаю независимо от количества потерпевших;
4. меняется размер страховой суммы за ущерб, причиненный жизни и здоровью со 100 тыс. грн. на одного потерпевшего на 5 млн. евро по одному страховому случаю независимо от количества потерпевших;
5. уточняются условия заключения и прекращения договора обязательного страхования;
6. вводится прямое урегулирование убытков, которое заключается в том, что пострадавшая сторона будет получать деньги за причиненный ущерб со своей страховой компании на условиях договора о прямом урегулировании убытков, вместо страховой компании виноватого.
7. уточняются процедуры уведомления страховой компании о страховом случае, действия страховой компании и застрахованного лица;
8. уточняются задачи МТСБУ, а также случаев, когда именно они проводят выплаты потерпевшим

Было еще два законопроекта об ОСАГО, которые не прошли

Как сообщал Фориншурер, Комитет Верховной Рады по финансовой политике и банковской деятельности отправил на доработку законопроекты №2122а и №2122а-1, предусматривающие ликвидацию президиума МТСБУ и передачу полномочий президиума координационному совету бюро. Соответствующее решение комитет принял на заседании 15 сентября.

За рассмотрение законопроекта №2122а о внесении изменений в закон об ОСАГО в первом чтении, большинством инициаторов которого являются представители Радикальной партии, проголосовал один депутат — Сергей Рыбалка.

За законопроект №2122а-1, инициированный представителями «Блока Петра Порошенко», проголосовали два члена комитета.

В ходе заседания депутаты высказывались за необходимость разработки единого законопроекта с учетом предложений страхового рынка.

— «Коордсовет — это надстройка, которая не нужна Моторному бюро. Вообще, МТСБУ — общественная саморегулирующаяся организация. Над ней сегодня есть регулятор в лице Нацкомфинуслуг, который контролирует ее действия», — отметил глава подкомитета Рады по вопросам страховой деятельности Александр Жолобецкий (фракция «БПП»).

По словам члена финансового комитета Павла Ризаненко, депутаты не должны входить в состав координационного совета МТСБУ, поскольку это не предусмотрено законодательством, а допускается лишь уставом бюро. | Фориншурер

Закон про ОСАГО Украина

Страхование в Украине является обязательным, начиная с 1 января 2005 года.

Закон регулирует административно-правовую ответственность и взаимоотношения в сфере страхования владельцев наземных транспортных средств и создан для обеспечения выплаты средств за ущерб, нанесенный жизни, здоровью и имуществу потерпевших во время эксплуатации наземного транспорта на территории Украины.

Полная версия закона

Прочитать полную версию закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» вы можете на сайте Верховной Рады Украины:

Как известно, данная практика используется практически во всех цивилизованных странах, чтобы все участники были в безопасности от непредвиденных ситуаций. И Украина теперь не исключение. Закон содержит 6 разделов, каждый из которых описывает различные области, которые затрагивает.

Поправки к закону

За всё время существования в Законе было внесено 10 изменений. К примеру 22.09.2005 добавили пункт, который, в случае отсутствия ОСГО у виновника ДТП лишал выплат пострадавшего водителя, если он не имел ОСАГО.

Закон об ОСАГО (автогражданка) в Украине

(3 оценок, среднее: 3,67 из 5)

Загрузка.

Закон ОСАГО (автоцивилка), Украина

Страхование ГПО автовладельцев является обязательным, страховой полис ОСАГО должен иметь каждый участник дорожного движения. Отсутствие страхового полиса «автогражданки» квалифицируется как серьезное нарушений и влечет за собой составление протокола и штрафа.

С целью регламентирования страхования ОСАГО 1 июля 2004 года был принят Закон «Об ОСАГО» (№ 1961-IV). С даты принятия Закона в его текст были внесены ряд поправок, о чем будет сказано ниже.

Законом регулируется страхование как внутренней «автогражданки», так и страхования «Зеленая карта», а также деятельность Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), которое объединяет страховые компании, осуществляющие этот вид страхования.

Основные разделы Закона «Об ОСАГО»

Закон состоит из 7 разделов и 56 статей. В разделе 1 содержатся общие положения страхования ОСАГО, термины и определяется круг лиц, обязанных заключать страховые договоры «автогражданки».

В частности, раздел 1 дает определение:

  • страхователя
  • страховщика
  • потерпевших (пострадавших)
  • что такое страховой случай
  • бонус-малус
  • дорожно-транспортного происшествия

Раздел 2 посвящен заключению договора страхования и раскрывает такие процедуры как:

  • Определение размера страхового платежа
  • Определение страховой суммы
  • Установление франшизы
  • Расчет базового страхового платежа
  • Мax размер платежей по «Green Card»
  • Применение корректирующих коэффициентов «бонус-малус»

В разделе 2 содержится таблица для определения класса и корректирующего коэффициента «бонус-малус». Сведениями, приведенными в таблице, пользуются страховые компании при расчете страхового платежа в зависимости от безаварийного стажа водителя (автовладельца).

В этом разделе также прописаны сроки страхового договора ОСАГО и случаи, когда прекращается его действие.

Раздел 3 посвящен описанию процедуры выплаты страхового возмещения на территории Украины. Здесь приводится перечень вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, в том числе и моральный вред, возмещение вреда, связанного с лечением потерпевшего и другие нормы.

Раздел 4 описывает деятельность Моторного (транспортного) бюро Украины:

  • основные задачи Бюро
  • полномочия
  • порядок регламентных выплат
  • как происходит финансирование работы Бюро
  • фонды МТСБУ и их источники
  • работа Координационного совета
  • работа и состав президиума и дирекции

Раздел 5 описывает требования к компаниям, осуществляющим страхование ОСАГО, и на каких условиях и кто может стать членом МТСБУ.

Раздел 6 посвящен информационному обеспечению и контролю.

Раздел 7 описывает заключительные и переходные положения.

Дополнения и изменения

Закон про ОСАГО с момента вступления его в силу 1 января 2005 года претерпел несколько дополнений и изменений. Согласно редакции, принятой в 2012 году, право осуществления страхования ОСАГО имеют только компании-члены МТСБУ. Таким образом, обеспечивается защита пострадавших в случае, если страховая компания окажется неспособной произвести выплату страхового возмещения.

Закон № 5090-VI предполагает новую редакцию Закона об ОСАГО в части, касающейся определения величины страхового платежа. Эта сумма определяется страховыми компаниями самостоятельно, исходя из базовых страховых платежей и корректирующих коэффициентов.

Для международной «автогражданки» этот показатель устанавливается на максимальном уровне Кабинетом Министров Украины. В редакции 2012 года были и другие изменения, которые автовладельцами были восприняты как позитивные.

Cтрахование ОСАГО, 2017 год

Начиная с декабря 2016 года, в Украине страховые компании реализуют прямое урегулирование по договорам обязательного страхования ОСАГО.

Кроме этого нового и эффективного механизма на рынке «автогражданки» к концу 2017 года ожидается внедрение электронных страховых полисов.

Согласно информации представителей Нацкомфинуслуг, уже в третьем квартале текущего года страховые компании смогут предложить автовладельцам электронные полисы.

Изменение в законе об ОСАГО 2018 года

В 2018 году планируется принять ряд поправок к закону, которые позволят любому водителю имеющему полис ОСАГО, пользоваться опцией прямого урегулирования конфликта, вне зависимости от того, является его компания участником соглашения или нет.

Кроме того, в 2018 году вместо обычного бумажного полиса появляется возможность составление договора в электронной форме. Это необходимо для того, чтобы противодействовать фальсификации полисов, а также упростить процедуру проверки для полиции и снизить траты на изготовление бумажных документов.

Также в электронном виде можно будет провести и урегулирование страховых случаев. Доступ к Европротоколу теперь можно получить при помощи смартфона или планшета, подключенных к интернету. Мобильное приложение имеет достаточно простой интерфейс и позволяет быстро урегулировать небольшие ДТП, не создавая пробки на дорогах.

Кроме того, в планах Верховной Рады на 2018 год внесение определенных изменений в закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности собственников автотранспортных средств». Эти изменения должны позволить выплачивать компенсации по долгам не имеющих денег страховых компаний сразу после начала дела о банкротстве. Это позволит увеличить лимиты ответственности и внести ряд положительных новшеств для клиентов. Кроме того, велика вероятность пересмотра условий ОСАГО, в частности это будет касаться амортизационного износа и перехода к свободному ценообразованию.

Закон об ОСАГО 2018 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2018 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Закон об ОСАГО (автогражданка) в Украине

(3 оценок, среднее: 3,67 из 5)

Загрузка.

Закон ОСАГО (автоцивилка), Украина

Страхование ГПО автовладельцев является обязательным, страховой полис ОСАГО должен иметь каждый участник дорожного движения. Отсутствие страхового полиса «автогражданки» квалифицируется как серьезное нарушений и влечет за собой составление протокола и штрафа.

С целью регламентирования страхования ОСАГО 1 июля 2004 года был принят Закон «Об ОСАГО» (№ 1961-IV). С даты принятия Закона в его текст были внесены ряд поправок, о чем будет сказано ниже.

Законом регулируется страхование как внутренней «автогражданки», так и страхования «Зеленая карта», а также деятельность Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), которое объединяет страховые компании, осуществляющие этот вид страхования.

Основные разделы Закона «Об ОСАГО»

Закон состоит из 7 разделов и 56 статей. В разделе 1 содержатся общие положения страхования ОСАГО, термины и определяется круг лиц, обязанных заключать страховые договоры «автогражданки».

В частности, раздел 1 дает определение:

  • страхователя
  • страховщика
  • потерпевших (пострадавших)
  • что такое страховой случай
  • бонус-малус
  • дорожно-транспортного происшествия

Раздел 2 посвящен заключению договора страхования и раскрывает такие процедуры как:

  • Определение размера страхового платежа
  • Определение страховой суммы
  • Установление франшизы
  • Расчет базового страхового платежа
  • Мax размер платежей по «Green Card»
  • Применение корректирующих коэффициентов «бонус-малус»

В разделе 2 содержится таблица для определения класса и корректирующего коэффициента «бонус-малус». Сведениями, приведенными в таблице, пользуются страховые компании при расчете страхового платежа в зависимости от безаварийного стажа водителя (автовладельца).

В этом разделе также прописаны сроки страхового договора ОСАГО и случаи, когда прекращается его действие.

Раздел 3 посвящен описанию процедуры выплаты страхового возмещения на территории Украины. Здесь приводится перечень вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, в том числе и моральный вред, возмещение вреда, связанного с лечением потерпевшего и другие нормы.

Раздел 4 описывает деятельность Моторного (транспортного) бюро Украины:

  • основные задачи Бюро
  • полномочия
  • порядок регламентных выплат
  • как происходит финансирование работы Бюро
  • фонды МТСБУ и их источники
  • работа Координационного совета
  • работа и состав президиума и дирекции

Раздел 5 описывает требования к компаниям, осуществляющим страхование ОСАГО, и на каких условиях и кто может стать членом МТСБУ.

Раздел 6 посвящен информационному обеспечению и контролю.

Раздел 7 описывает заключительные и переходные положения.

Дополнения и изменения

Закон про ОСАГО с момента вступления его в силу 1 января 2005 года претерпел несколько дополнений и изменений. Согласно редакции, принятой в 2012 году, право осуществления страхования ОСАГО имеют только компании-члены МТСБУ. Таким образом, обеспечивается защита пострадавших в случае, если страховая компания окажется неспособной произвести выплату страхового возмещения.

Закон № 5090-VI предполагает новую редакцию Закона об ОСАГО в части, касающейся определения величины страхового платежа. Эта сумма определяется страховыми компаниями самостоятельно, исходя из базовых страховых платежей и корректирующих коэффициентов.

Для международной «автогражданки» этот показатель устанавливается на максимальном уровне Кабинетом Министров Украины. В редакции 2012 года были и другие изменения, которые автовладельцами были восприняты как позитивные.

Cтрахование ОСАГО, 2017 год

Начиная с декабря 2016 года, в Украине страховые компании реализуют прямое урегулирование по договорам обязательного страхования ОСАГО.

Кроме этого нового и эффективного механизма на рынке «автогражданки» к концу 2017 года ожидается внедрение электронных страховых полисов.

Согласно информации представителей Нацкомфинуслуг, уже в третьем квартале текущего года страховые компании смогут предложить автовладельцам электронные полисы.

Изменение в законе об ОСАГО 2018 года

В 2018 году планируется принять ряд поправок к закону, которые позволят любому водителю имеющему полис ОСАГО, пользоваться опцией прямого урегулирования конфликта, вне зависимости от того, является его компания участником соглашения или нет.

Кроме того, в 2018 году вместо обычного бумажного полиса появляется возможность составление договора в электронной форме. Это необходимо для того, чтобы противодействовать фальсификации полисов, а также упростить процедуру проверки для полиции и снизить траты на изготовление бумажных документов.

Также в электронном виде можно будет провести и урегулирование страховых случаев. Доступ к Европротоколу теперь можно получить при помощи смартфона или планшета, подключенных к интернету. Мобильное приложение имеет достаточно простой интерфейс и позволяет быстро урегулировать небольшие ДТП, не создавая пробки на дорогах.

Кроме того, в планах Верховной Рады на 2018 год внесение определенных изменений в закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности собственников автотранспортных средств». Эти изменения должны позволить выплачивать компенсации по долгам не имеющих денег страховых компаний сразу после начала дела о банкротстве. Это позволит увеличить лимиты ответственности и внести ряд положительных новшеств для клиентов. Кроме того, велика вероятность пересмотра условий ОСАГО, в частности это будет касаться амортизационного износа и перехода к свободному ценообразованию.

Еще по теме:

  • Коап территориальная подсудность Уточненные разъяснения Пленума ВС РФ о порядке применения судами КоАП РФ В конце декабря 2013 года было скорректировано Постановление Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской […]
  • Доверенность на регистрацию права собственности на недвижимость Как оформить доверенность на регистрацию права собственности на квартиру? Регистрация права собственности на жилье, согласно российскому законодательству, является обязательной процедурой, необходимой для признания действительными сделок с недвижимостью. С […]
  • Возмещение расходов на адвоката истцом Возмещение расходов на оплату услуг представителя при частичном удовлетворении иска: практика изменилась? Недавно ВС РФ разъяснил порядок возмещения издержек, связанных с рассмотрением дела: расходов на производство осмотра на месте, платы за проезд и […]
  • Закон о браке 1949 года ru.knowledgr.com Закон 1949 о Браке (12, 13 & 14 Geo 6 c 76) является законом Парламента Соединенного Королевства, регулирующего браки в Англии и Уэльсе. Свадьба Чарльза, Принца Уэльского и Камиллы Паркер Боулз в 2005 принесла в вопрос, были ли гражданские […]
  • Ветеран войны статья 1 Статья 21. Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Информация об изменениях: Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. N […]
  • Как написать заявление на оскорбление на рабочем месте Оскорбление на рабочем месте: нормы, наказание и полезные советы Хорошо, когда пребывание на рабочем месте доставляет удовольствие. Однако даже любимую работу могут омрачить не обременённые знаниями этикета люди. Клиенты, сослуживцы, партнёры, начальство – […]