Закон украины о здравоохранении это

20.07.2019 Выкл. Автор admin

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 19 ноября 1992 года №2801-XII

Основы законодательства Украины о здравоохранении

(В редакции Декрета Кабинета Министров Украины от 31.12.1992 г. №23-92, Законов Украины от 03.02.1993 г. №2978-12, 25.02.1994 г. №4039-12, 23.09.1994 г. №183/94-ВР, 13.10.1994 г. №200/94-ВР, 14.02.1997 г. №70/97-ВР, 22.02.2000 г. №1489-III, 26.12.2002 г. №380-IV, 27.11.2003 г. №1344-IV, 20.04.2004 г. №1694-IV, 17.06.2004 г. №1801-IV, 23.12.2004 г. №2285-IV, 01.03.2005 г. №2427-IV, 25.03.2005 г. №2505-IV, 02.06.2005 г. №2624-IV, 20.12.2005 г. №3235-IV, 19.01.2006 г. №3370-IV, 09.02.2006 г. №3421-IV, 19.12.2006 г. №489-V, 08.02.2007 г. №657-V, 27.04.2007 г. №997-V, 17.05.2007 г. №1033-V, 28.12.2007 г. №107-VI, 12.02.2008 г. №121-VI, 07.10.2010 г. №2592-VI, 19.05.2011 г. №3395-VI, 07.07.2011 г. №3611-VI, 03.11.2011 г. №4000-VI, 20.12.2011 г. №4196-VI, 04.07.2012 г. №5036-VI, 05.07.2012 г. №5081-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 18.09.2012 г. №5290-VI, 16.10.2012 г. №5460-VI, 19.11.2013 г. №694-VII, 27.03.2014 г. №1166-VII, 09.04.2014 г. №1194-VII, 04.07.2014 г. №1590-VII, 15.04.2014 г. №1213-VII, 14.10.2014 г. №1697-VII (вступил в силу 15.07.2015 г.), 28.12.2014 г. №76-VIII, 09.04.2015 г. №326-VIII, 06.04.2017 г. №2002-VIII, 19.10.2017 г. №2168-VIII (вступил в силу 30.01.2018 г.), 14.11.2017 г. №2204-VIII (вводится в действие 10.03.2018 г.), 14.11.2017 г. №2205-VIII (вводится в действие 10.06.2018 г.), 14.11.2017 г. №2206-VIII)

(По всему тексту Основ законодательства Украины о здравоохранении:

слова «отрасль», «подача», «государственная исполнительная власть», «Республика Крым» во всех падежах заменены соответственно словами «сфера», «предоставление», «исполнительная власть», «Автономная Республика Крым» в соответствующем падеже; слова «подавать», «подается», «подаваться», «подают» заменены соответственно словами «предоставлять», «предоставляется», «предоставляться», «предоставляют»; слова «медико-санитарная помощь» и «лечебно-профилактическая помощь» во всех падежах заменены словами «медицинская помощь» в соответствующем падеже; слова «Министерство здравоохранения Украины» во всех падежах заменены соответственно словами «центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения» в соответствующем падеже; слово » аккредитованных» исключено в соответствии с Законом Украины от 07.07.2011 г. №3611-VI)

(слова «центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения» во всех падежах заменены словами «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения» в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5460-VI)

Каждый человек имеет естественное неотъемлемое и непреложное право на охрану здоровья. Общество и государство ответственны перед современным и будущими поколениями за уровень здоровья и сохранение генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность здравоохранения в деятельности государства, улучшение условий труда, обучения, быта и отдыха населения, решение экономических проблем, совершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни.

Основы законодательства Украины о здравоохранении определяют правовые, организационные, экономические и социальные начала здравоохранения в Украине, регулируют общественные отношения в этой области в целях обеспечения гармоничного развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, устранения факторов, вредно воздействующих на их здоровья, предупреждения и снижения заболеваемости, инвалидности и смертности, улучшения наследственности.

Раздел I. Общие положения


Статья 1. Законодательство Украины о здравоохранении

Законодательство Украины о здравоохранении базируется на Конституции Украины и состоит из настоящих Основ и иных принятых в соответствии с ними актов законодательства, регулирующих общественные отношения в области здравоохранения.

Статья 2. Международные договоры Украины в области здравоохранения

Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины о здравоохранении, то применяются правила международного договора.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5460-VI)

Статья 3. Понятие и термины, применяемые в законодательстве о здравоохранении

В настоящих Основах и других актах законодательства о здравоохранении основные понятия имеют такое значение:

здоровье — состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических изъянов;

учреждение здравоохранения — юридическое лицо любой формы собственности и организационно-правовой формы или его обособленное подразделение, обеспечивающее медицинское обслуживание населения на основе соответствующей лицензии и профессиональной деятельности медицинских (фармацевтических) работников;

медицинская помощь — деятельность профессионально подготовленных медицинских работников, направленная на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами;

медицинское обслуживание — деятельность учреждений здравоохранения и физических лиц-предпринимателей, которые зарегистрированы и получили соответствующую лицензию в установленном законом порядке, в сфере здравоохранения, не обязательно ограничивается медицинской помощью, но непосредственно связана с ее оказанием;

медицинская субсидия — безналичная помощь, которая предоставляется за счет средств государственного или местных бюджетов для оплаты необходимых пациенту медицинских услуг и лекарственных средств;

оценка медицинских технологий — экспертиза медицинских технологий относительно клинической эффективности, экономической целесообразности, организационных проблем и проблем безопасности для граждан в связи с их применением;

сеть заведений здравоохранения — совокупность заведений здравоохранения, которые обеспечивают потребности населения в медицинском обслуживании на соответствующей территории;

неотложное состояние человека — внезапное ухудшение физического или психического здоровья, которое составляет прямую и неотвратимую угрозу жизни и здоровью человека или окружающих его людей и возникает в результате болезни, травмы, отравления или других внутренних или внешних причин;

здравоохранение — система мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, учреждениями здравоохранения, физическими лицами-предпринимателями, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и получили лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, медицинскими и фармацевтическими работниками, общественными объединениями и гражданами с целью сохранения и восстановления физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности его жизни;

пациент — физическое лицо, которое обратилось за медицинской помощью и/или которому предоставляется такая помощь;

услуга по медицинскому обслуживанию населения (медицинская услуга) — услуга, предоставляемая пациенту учреждением здравоохранения или физическим лицом предпринимателем, зарегистрированным и получившим в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, и оплачивается ее заказчиком. Заказчиком услуги по медицинскому обслуживанию населения могут быть государство, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе пациент;

домедицинская помощь — неотложные действия и организационные мероприятия, направленные на спасение и сохранение жизни человека в неотложном состоянии и минимизацию последствий влияния такого состояния на его здоровье, которые осуществляются на месте происшествия лицами, которые не имеют медицинского образования, но по своим служебным обязанностям должны владеть основными практическими навыками по спасанию и сохранению жизни человека, который находится в неотложном состоянии, и в соответствии с законом обязаны осуществлять такие действия и мероприятия;

редкое (орфанное) заболевание — заболевание, которое угрожает жизни человека или которое хронически прогрессирует, приводит к сокращению продолжительности жизни гражданина либо в его инвалидности, распространенность которого среди населения не чаще 1:2000;

телемедицина — комплекс действий, технологий и мероприятий, применяемых во время оказания медицинской помощи с использованием средств дистанционной связи для обмена информацией в электронной форме.

Содержание других понятий и терминов определяется законодательством Украины и специальными словарями понятий и терминов Всемирной организации здравоохранения.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 07.07.2011 г. №3611-VI, 05.07.2012 г. №5081-VI, 15.04.2014 г. №1213-VII, 06.04.2017 г. №2002-VIII, 14.11.2017 г. №2206-VIII, 19.10.2017 г. №2168-VIII)

Статья 4. Основные принципы здравоохранения

Основными принципами здравоохранения в Украине являются:

признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Украины;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области здравоохранения и обеспечение связанных с ними государственных гарантий;

гуманистическая направленность, обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, групповыми или индивидуальными интересами, повышенная медико-социальная защита наиболее уязвимых слоев населения;

равноправие граждан, демократизм и общедоступность медицинской помощи и других услуг в области здравоохранения;

соответствие задачам и уровню социально-экономического и культурного развития общества, научная обоснованность, материально-техническая и финансовая обеспеченность;

ориентация на современные стандарты здоровья и медицинской помощи, сочетание отечественных традиций и достижений с мировым опытом в области здравоохранения;

предупредительно-профилактический характер, комплексный социальный, экологический и медицинский подход к здравоохранению;

многоукладность экономики здравоохранения и многоканальность ее финансирования, сочетание государственных гарантий с демонополизацией и поощрением предпринимательства и конкуренции;

децентрализация государственного управления, развитие самоуправления учреждений и самостоятельности работников здравоохранения на правовой и договорной основе.

Статья 5. Охрана здоровья — общая обязанность общества и государства

Государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны обеспечить приоритетность здравоохранения в собственной деятельности, не причинять ущерба здоровью населения и отдельных лиц, в пределах своей компетенции предоставлять помощь больным, инвалидам и пострадавшим от несчастных случаев, способствовать работникам органов и учреждений здравоохранения в их деятельности, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении.

Раздел II. Права и обязанности граждан в области здравоохранения


Статья 6. Право на охрану здоровья

Каждый гражданин Украины имеет право на охрану здоровья, предусматривающее:

а) жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание и обеспечение, необходимый для поддержания здоровья человека;

б) безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

в) санитарно-эпидемическое благополучия территории и населенного пункта, где он проживает;

г) безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта и отдыха;

д) квалифицированную медицинскую помощь, включая свободный выбор врача, выбор методов лечения в соответствии с его рекомендациями и учреждения здравоохранения;

е) достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения, включая существующие и возможные факторы риска и их степень;

є) участие в обсуждении проектов законодательных актов и внесение предложений по формированию государственной политики в области здравоохранения;

ж) участие в управлении здравоохранением и проведении общественной экспертизы по этим вопросам в порядке, предусмотренном законодательством;

з) возможность объединения в общественные организации в целях содействия здравоохранению;

и) правовую защиту от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья;

i) возмещение причиненного здоровью ущерба;

ї) обжалование неправомерных решений и действий работников, учреждений и органов здравоохранения;

й) возможность проведения независимой медицинской экспертизы соответствующего типа в случае несогласия гражданина с заключениями государственной медицинской экспертизы, применения к нему меры пресечения как к лицу, в отношении которого предполагается применение принудительных мер медицинского характера или решался вопрос об их применении, принудительных мер медицинского характера, принудительного лечения, принудительной госпитализации и в других случаях, когда действиями работников здравоохранения нарушаются права гражданина Украины на охрану здоровья;

к) право пациента, пребывающего на стационарном лечении в заведении здравоохранения, на допуск к нему других медицинских работников, членов семьи, опекуна, попечителя, нотариуса и адвоката, а также священнослужителя для отправления богослужения и религиозного обряда;

л) информирование о доступных медицинские услуги с применением телемедицины.

Законами Украины могут быть определены и другие права граждан в области здравоохранения.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Медицинская реформа в Украине: что изменится с 1 января 2018 года (видео)

Одна из главных реформ в Украине — медицинская — вступает в действие с 1 января 2018 года. Украинцам обещают бесплатные визит к семейному врачу, экстренную помощь и роды. За остальные услуги придется платить.

С 1 января 2018 года в Украине вступает в действие медицинская реформа — одна из главных реформ, которую президент Петр Порошенко подписал в последние дни 2017 года.

Таким образом украинцев ожидает целый ряд изменений в медицинской отрасли.

День старта реформы. С 1 января 2018 года принцип «деньги ходят за пациентом» заработает для первичного звена медицинских работников. Для рядовых украинцев это означает, что после объявления министерством здравоохранения так называемой приписной кампании они должны найти себе семейного врача или терапевта или педиатра для своего ребенка и подписать с ним соглашение, пишет DW.

В случае переезда или неудовлетворительного восприятия качества медицинских услуг человек сможет заключить договор с другим врачом. Предварительное соглашение при таких условиях автоматически отменяются. При необходимости украинцы могут обращаться к специалистам там, где им это будет удобно, — необходимости посещать врача по месту регистрации или проживания не будет.

Эти услуги будут бесплатными — соглашения будут необходимы для того, чтобы определять компенсацию для врачей. Министерство здравоохранения сделало соответствующие расчеты — государство будет платить врачу ежегодно 370 гривень в год за одного пациента без учета соответствующих возрастных коэффициентов. С 2019 года эту сумму планируют увеличить до 450 гривень ежегодно.

На Украине вступил в силу закон, дающий старт медицинской реформе

КИЕВ, 30 янв — РИА Новости. Закон, который дает старт медицинской реформе на Украине, вступил в силу, сообщила во вторник пресс-служба министерства здравоохранения страны.

Реформа, которая призвана коренным образом изменить государственную систему финансирования медицинских услуг, будет вводится в действие поэтапно. Она предполагает внедрение принципа «деньги ходят за пациентом», то есть государство будет платить больницам и врачам за оказанные конкретным пациентам медицинские услуги, а не за «содержание коек».

Если сейчас государство выделяет средства по принципу «есть больница — держите деньги», то в будущем деньги будут выделяться на конкретного пациента. То есть, если к врачу никто не приходит, то и зарабатывать он ничего не будет.

Пациент будет вправе выбирать себе семейного врача как из государственных клиник, так и из частных. Таким образом в правительстве хотят прекратить финансирование «пустых больничных коек» и больниц, куда никто не ходит. Также, по мнению Минздрава, это даст свободу врачам, которые могут открыть собственное предприятие и вести частную практику.

«Украинцы начнут выбирать врача первичной помощи (семейного врача, терапевта, педиатра) и подписывать с ними Декларации с апреля 2018 года. К этому времени подписания Деклараций о выборе врача происходит в пилотном режиме», — разъяснили в пресс-службе ведомства.

В рамках медицинской реформы предлагается создать новый орган исполнительной власти, который будет осуществлять политику в сфере финансирования, контроля и выбора медицинских услуг — Национальную службу здоровья Украины.

«Уже идет подготовка к созданию Национальной службы здоровья Украины — национального страховщика, заключать договоры с учреждениями здравоохранения и закупать у них услуги по медицинскому обслуживанию населения. Теперь сможем объявить конкурс на должность главы НСЗУ и двух его заместителей. Планируем, что к июлю НСЗУ будет создана и начнет работу», — говорится в сообщении Минздрава.

После проведения реформы медицина не будет полностью бесплатной. Закон делит медицинские услуги на три вида: бесплатные, частично оплачиваемые государством и платные. Документ предусматривает внедрение понятия «государственного гарантированного пакета» — определенного объема медицинских услуг и лекарственных средств, которые государство обязуется оплачивать по заранее установленным тарифам. Тарифы каждый год будет утверждать правительство.

При этом стопроцентное покрытие стоимости медицинских услуг и лекарств государство гарантирует в случае получения пациентом экстренной медицинской помощи, например, при сердечном приступе, переломе, какой-либо угрозе жизни, а также при получении неизлечимыми пациентами паллиативной помощи (государство обязуется оплачивать необходимое количество обезболивающих препаратов).

Законом также предлагается ввести понятие «тариф совместной оплаты». Он применяется в случае, когда в рамках государственного гарантированного пакета соответствующие медицинские услуги и лекарственные средства оплачиваются за счет средств госбюджета Украины не в полном объеме.

При этом медицинские услуги могут частично оплачиваться самими пациентами, либо за счет других источников — таких, как обязательная социальная медицинская страховка, добровольная медицинская страховка или средства местных бюджетов. Некоторые медицинские услуги пациенты должны будут оплачивать самостоятельно (например, пластические операции для омоложения).

Ряд оппозиционных фракций раскритиковали этот документ и голосовали против принятия медицинской реформы в редакции правительства. Они считают, что реформа узаконит платную медицину и усугубит коррупцию в этой сфере.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Медицинская реформа в Украине: что такое пациентские законы

Четыре «пациентских» закона, которых кабмин подал в ВР, депутаты провалили. Ожидается, что 6 июня парламентарии вновь будут рассматривать законопроекты № 6327, 6328, 6329, 6347 о государственных финансовых гарантиях по предоставлению медуслуг. По крайней мере, это пообещал заместитель председателя фракции БПП Сергей Березенко во время пресс-брифинга.

За что будут голосовать депутаты

Министерство здравоохранения Украины совместно с командой экспертов с помощью Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) полтора года разрабатывали новую модель финансирования системы здравоохранения в Украине. Согласно новой модели врачам и больницам будут платить за конкретно оказанные услуги, а не содержание коек и стен. Такая модель, как уверяют разработчики, соответствует международным стандартам и является такой же, как в Польше, Канаде и Великобритании.

Кабинет Министров Украины зарегистрировал в Верховной Раде законопроекты о государственных финансовые гарантии по предоставлению медицинских услуг: № 6327, 6328, 6329, 6347.

Законопроекты № 6327, 6328, 6329, 6347 в корне изменят медицинскую систему в Украине и сделают здоровье и медицинские услуги одинаково доступными для всех: лечение по международным протоколам и у желаемого врача или медучреждения. Впервые в Украине будет применена модель страховой медицины, когда средства будут выделяться из бюджета не на оплату больниц, а на оплату реально предоставленных услуг конкретному пациенту. Мы очень ждем, что 6 июня депутаты проголосуют за включение законопроектов в повестку дня и до начала летних каникул — за их принятие.

Страны больше нет, а медицина осталась

Можно долго дискутировать о системе здравоохранения Семашко – государственной (централизованной) форме организации медицины 1918 года. Одни эксперты утверждают, что она лучшая, другие говорят о значительных недостатках. Но самое главное, что нужно понять: система эта создавалась для нужд СССР, страны которой больше нет.

Общественный сектор впервые за годы независимости Украины полностью поддерживает команду Минздрава. Давайте признаем, что у нас нет бесплатной медицины. Мы уже готовы понять: за какие услуги платит государство, а за какие пациент, где он доплачивает за эти услуги, а главное — кому? Мы призываем каждого народного депутата попрощаться с Советским Союзом в медицине и поддержать законопроекты правительства.

О реформах в системе здравоохранения говорят давно, еще с 90-х годов, когда стало очевидно, что бесплатной медицины в Украине не будет, в то время как в Конституции такая норма прописана. Медицинские учреждения ветшают, а статистика сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза, гепатита С и СПИДа растет. В бюджете постоянно не хватает средств ни на лекарства для онкобольных, ни на вакцины. Украина стала страной с самым низким уровнем вакцинации в Европе, а некоторые специалисты уверяют, что и в мире.

Закон украины о здравоохранении это

Начиная с 1991 года, в Украине начались радикальные преобразования во всех сферах государственной и общественной жизни, которые, конечно, не могли не касаться здравоохранения украинской здравоохранение потребностей буе коренных и взвешенных изменений, которые необходимо направить на сохранение и укрепление жизни и здоровья населения и создание надлежащих условий для реализации конституционного права на охрану здоровья в наше й государстве. В условиях формирования правового социального государства реализация политики государства, направленной на охрану здоровья населения и реформирование системы здравоохранения, возможна лишь путем принят я надлежащей нормативно-правовой базы. Как отмечает. Ю. Шемшученко, правовым является государство, которое функционирует на принципах верховенства права и закона, где реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, а также при наличии у него высококачественного законодательства. По мнению. М. Герасименко, без соответствующего правового обеспечения, без разработки фундаментальных законов, определяющих принципы деятельности нацио нальной системы здравоохранения, любая реформа останется лишь благим намерениемаміром.

С целью анализа законодательного обеспечения здравоохранения в Украине целесообразно детально рассмотреть законы, нормы которых закрепляют, регулируют и защищают право человека на охрану здоровья

Конституция Украины является главным источником и стоит в авангарде нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения, в том числе предоставление медицинской помощи. Конституционные нормы создают правовую основу статуса личности в сфере здравоохранения. И эта основа включает не только закрепления соответствующего права, но и средств его обеспечения, имеющая государство располагает и и заложены в политической и экономической системах, а также его социальной основві.

Статья 49. Конституции Украины посвящена здравоохранению и медицинской помощи, в которой закреплено право каждого на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Эта норма отразила требования в всемирных и региональных международно-правовых стандартов в сфере здравоохранения. Кроме этой статьи есть еще и другие конституционные нормы, которые в той или иной мере касаются здравоохранения и аккумулируют кр ащи ??образцы международно-правовых актов по правам человека. Проблемы, с которыми столкнулась Украина на современном этапе, — это эффективность функционирования института прав человека и гражданина и возможность реализува ты те права, которые гарантированы прежде всего. Конституцией. Как отмечает. П. Стецюк, значительная часть провозглашенных прав и свобод не может быть реализована гражданами Украины в полной мере, а отдельные права и свободы почти невозможны в своей реализации в Украине, учитывая реальное экономическое и экологическое состояние государства. Имплементация в законы Украины, в том числе в. Основы законодательства Украины об охране с доров, требований нормы ст 49. Конституции Украины не гарантирует того, что право жителя Украины на здравоохранение будет реализовано в полной мирою1. Но стоит согласиться с мнением JI. Деркач, что. Конституция края ни — это фундамент, на котором рано или поздно будет построен то, чего мы хотим, о чем мечтаем и обязательно иметь такой уровень охраны здоровья населения, который предусмотрен. Основным. Законом Украинм. України.

Конституция Украины 1996 года на основе демократических принципов развития рыночных отношений закрепила в многочисленных статьях права человека в сфере здравоохранения, источники финансирования, компетенцию различных х органов государственной власти и местного самоуправления и т.п.. Конституционные основы находят свое конкретное воплощение в различных сферах общественной жизни, которые развиваются регулятивным воздействием всей право вой системы общества. Средства обеспечения права человека на охрану здоровья, закрепляются в. Конституции Украины, получают в соответствующих конституционных нормах обобщенное политико-правовое выражен ния. Это своеобразный мотор, что приводит в движение весь механизм практической реализации права на охрану здоровьяв’я.

Конституционные нормы, которые провозглашают человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность наивысшей социальной ценностью, права и свободы неотчуждаемы и нерушимы, в том числе и в сфере здравоохранения, получают предметно-юридическое воплощение во всей национальной системе права. Поэтому уместно рассмотреть регулирования здравоохранения на уровне других законев.

Среди законов особое место занимает. Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 года, впервые на таком уровне закрепляет ряд важных прав человека в сфере здравоохранения, в частности, право на охрану с здоровья (в 283), медицинскую помощь (ст. 284), медицинскую информацию (в 285), медицинскую тайну (ст 286286).

Важным регулятором отношений в сфере здравоохранения среди отраслевого законодательства являются нормы административного права, регулирующие организационно-управленческие процессы в здравоохранении. Государственное регу улювання в сфере здравоохранения имеет свои специфические признаки, обусловленные первоочередной социально-экономическому значению здравоохранения, составляет фундамент социальной политики государства, в значительной количеством объектов управления, ведомственной нормотворчеством, а также профессиональными и квалификационными особенностями управленческого персоналу1. Исходным в административно-правовом статусе заведения здравоохранения ‘я есть их взаимоотношения с вышестоящими органами исполнительной власти. Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения является. Министерство здравоохранения Украины, правов й статус которого определяется. Положением о. Министерстве здравоохранения Украины, утвержден. Постановлением. Кабинета. Министров Украины от 2 ноября 2006 г N ° 1541542.

Учреждения здравоохранения создаются предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности, а также частными лицами при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных фа ахивцив. Учреждения здравоохранения независимо от формы собственности должны получить лицензию на право осуществления медицинской практики, которая выдается. Министерством здравоохранения на три года и действует на всей т еритории Украина. Учреждения здравоохранения подлежат аккредитации независимо от формы собственности, которая проводится один раз в три года. Главной аккредитационной комиссией при. Минздраве и аккредитационным комиссия мы на местаях.

Административным правом предусматриваются определенные обязанности граждан, связанные с оказанием медицинской помощи, с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия и т.п.. Например, определенные категории на аселення должны проходить профилактические медицинские осмотры (в 31. Основ законодательства Украины о здравоохранении) в определенных законодательно определенных случаях необходимо провести обязательные медицинские осмотры, профилактические прививки, лечебные и карантинные мероприятия (в. ЗО. Основ) тощощо.

Закон Украины»Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения»от 24 февраля 1994 года,. Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине от 22 июня 1999 года в и другие нормативно-правовые акты регулируют вопросы основных задач и порядка осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора, функционирования государственной санитарно-эпидемиологической служ бы т.д.. Задачей такого надзора является обеспечение профилактики заболеваний людей путем предупреждения, выявления и пресечения нарушений санитарного законодательства Украины. В ст 1. Закона. У страны»О обесп ечення санитарного и эпидемического благополучия населения»санитарное и эпидемическое благополучие населения определяется как состояние здоровья населения и среды жизнедеятельности человека, при котором показатели ки заболеваемости находятся на установившемся уровне для этой территории, условия проживания благоприятны для населения, а параметры факторов среды жизнедеятельности находятся в пределах, определенных. Санита. Арним нормамами.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда (ст. 41. Кодекса об административных правонарушениях Украины), за нарушение санитарно-гигиениче ческих и санитарно-противоэпидемических правил и норм (в 42. Кодекса об административных правонарушениях Украины), за уклонение от медицинского освидетельствования или медицинского обследования (в сорок четвёртые. Кодекса об административных правонарушениях Украины), за уклонение от обследования и профилактического лечения лиц, больных венерической болезнью (ст. 45. Кодекса об административных правонарушениях Украины), за умышленное сокрытие дж. Эрели заражение венерической болезнью (ст. 46. Кодекса об административных правонарушениях Украины) и т.д.. Эти нормы прямо или косвенно имеют целью охраны здоровья населенияелення.

Бюджетный кодекс Украины от 21 июня 2001 года в главе 14 регулирует вопрос разграничения расходов между бюджетами. Статья 87. Бюджетного кодекса закрепляет расходы, которые осуществляются из. Государственного бюджета, где е в п 8 предусмотрены расходы на здравоохранение, а именно: на первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь, санитарно-реабилитационную помощь, специализированную и високоспеци ализовану амбулаторно-профилактическую и стационарную помощь, санитарно-эпидемиологический надзор и другие программы в области здравоохранения. Расходы из местных бюджетов определены в § 88-90. Бюджетного кодекса, в частности, на первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь, программы медико-санитарного просвещения, санаторно-курортную помощь тощ тощо.

Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 года содержит многочисленный перечень составов преступления, непосредственно или косвенно связанные со здравоохранением, в том числе оказанием медицинской помощи. Одним из ключевых разделов. Уголовного кодекса в этом контексте раздел II»Преступления против жизни и здоровья человека», в котором располагаются, в частности, такие составы преступлений, связанные с заражением вирус ом иммунодефицита человека или другой неизлечимой инфекционной болезнью (вв 130-133. УК Украины); ненадлежащим предоставлением или непредоставлением в установленном порядке медицинской помощи (вв 139, 140. УК Украины), по движении установленного порядка проведения медицинского вмешательства (вв 134, 138, 141-145. УК Украины). Кроме этого, раздел XIV, специально посвященный принудительным мерам медицинского характера принудительно м лечению, закрепляет понятие, цель, виды, лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, продолжение, изменение или прекращение применения таких мер, а также основания примен ния принудительного леченияікування.

К. Особенной части. Уголовного кодекса включены наряду с разделом II»Преступления против жизни и здоровья человека»и другие разделы, составы преступления которых непосредственно касаются здравоохранения частности, г раздел III»Преступления против свободы, чести и достоинства личности»(в 151), раздел IV закрепляет нормы, предусматривающие преступления против половой свободы и половой неприкосновенности лицби.

Кроме этого,. Уголовный кодекс Украины содержит ряд норм, предусматривающих составы преступлений, косвенно призваны обеспечить право человека на охрану здоровья, в частности раздел VIII»Преступления о. Оты среды», раздел IX»Преступления против общественной безопасности», раздел X»Преступления против безопасности производства», раздел XI»Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», раздел XII»Преступления против общественного порядка и нравственности», а также раздел XIII»Преступления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров и другие преступления против здоровья населения»Также нельзя не указать в этом перечне нормы раздела XX»Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка», которые также призваны защищать право человека на охрану здоровьяя.

Уголовно-процессуальный кодекс Украины определяет, например, порядок применения принудительных мер медицинского характера (раздел VI), порядок проведения экспертизы (глава 18) и отдельных следственных действий и с привлечением судебно-медицинского эксперта или врача с соблюдением требований относительно их безопасности для здоровья (в 192-194) и т.д.. Очень интересна статья. Уголовно-процессуального кодекса, которая связана с пр облематикою иммунитета свидетеля, разглашение медицинской тайны (ст. 6969).

Уголовно-исполнительный кодекс Украины закрепляет норму, согласно которой осужденные пользуются всеми правами человека и гражданина, кроме исключений, предусмотренных действующим законодательством. Среди них в ст 8 гарант туеться право на охрану здоровья. Охрана здоровья обеспечивается системой медико-санитарных и оздоровительно-профилактических мероприятий, а также сочетанием бесплатных и платных форм медицинской помощи. Засудж карманы к лишению свободы от других прав имеют право получать медицинскую помощь и лечение, в том числе платные медицинские услуги за счет личных денежных средств или средств родных и близких. Мед ико-санитарное обеспечение осужденных реализуется через организацию необходимых лечебно-профилактических учреждений, для лечения осужденных, больных активной формой туберкул ьозу — учреждения на правах лечебных, а для наблюдения и лечения инфекционных больных — инфекционные изоляторы согласно ст 116 уголовных-исполнительного кодекса. Для осужденных также гарантуют ься необходимые жилищные условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены, питания, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма тощму тощо.

Защита прав потребителей, в том числе и потребителей, которые приобретают, заказывают или используют товары (работы, услуги) в сфере здравоохранения имеет исключительное значение. Потребители, согласно хозяйст ьким кодексом от 16 января 2003 года,. Законом Украины»О защите прав потребителей»от 12 мая 1991 года), имеют право на государственную защиту своих прав, надлежащее качество товаров (работ, услуг), безопасность товаров (работ, услуг), возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья товарами (работами, услугами). Д ержава имеет конституционно обеспечить равные возможности для реализации прав человека, защищая его права как потребителя. Социально-экономический аспект проблем должно решаться с учетом интересов и потребностей потребителей. Государство должно способствовать обеспечению уровня потребления населения, достаточного для поддержания здоровья и жизнеспособности, обеспечения безопасности продукции, защиты от недобросовестного продавца, просмотр онавця работ, услуг тощтощо.

Право на охрану здоровья отражается также и в нормативно-правовых актах других отраслей частности,. Кодекс законов о труде Украины содержит нормы, которые регулируют рабочее время и время отдыха (в 50-84 4. КЗоТ), нормы об охране труда, в том числе предусматривается создание безопасных и безвредных условий труда, выдача молока и лечебно-профилактического питания, обязательные медицинские осмотры работников у определенных категорий, перевода на более легкую работу по состоянию здоровья и т.д.. В. Кодексе также регламентируется труд женщин, в частности определены работы, на которых запрещается применение труда женщин; предусмотренных но перевода беременных женщин на основании медицинского заключения на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, предоставление беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, путевок в санатории и дома отдыха. Также в. Кодексе определены условия труда молодежи, в частности возраст, с которого допускается прием на работу, медицинские осмотры лиц младшие восемь двенадцати лет работы, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет и другое. Все эти нормы направлены на охрану здоровья лиц, працюютцюють.

Семейный кодекс Украины от 10 января 2002 года с целью охраны здоровья устанавливает брачный возраст (в 22. СК), определяет лиц, которые не могут находиться в браке между собой (ст 26. СК); гарантирует государственную охране оную семьи, детства, материнства и отцовства (в 5. СК) и др.. Особенно интересна в. ЗО. Кодекса, закрепляет обязанность невест сообщить друг другу о состоянии своего здоровья. Государство обеспечивает создание условий для медицинского обследования лиц, заручились. Результаты медицинского обследования являются тайной и сообщаются лишь женихом. В ч 5 этой же статьи предусмотрено, что сокрытие сведений о с тан здоровья одним из брачующихся, следствием чего может стать (стало) нарушение физического или психического здоровья другого жениха или их потомков, может быть основанием для признания брака недействительным. Особ а, которая отказалась от брака, обязано возместить второй стороне затраты, которые были им нанесены в связи с приготовлениями к регистрации брака и свадьбы, предусмотрено ч. С в 31. СК, но такие ви рати не подлежат возмещению, если отказ от брака был вызван сокрытием обстоятельств, имеющих для того, кто вимовився от брака существенное значение, среди которых есть тяжелая болезнейяжка хвороба.

Важным документом является. Закон Украины»Основы законодательства Украины о здравоохранении»от 19 ноября 1992 года (далее -. Основы) — нормативный документ, посвященный регулированию отношений в сфере ох избавь здоровья. Этот закон является своеобразной декларацией прав человека в сфере здравоохранения, который определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы охраны здоровья Украины и регулирует общественные и отношения в этой области. Этот документ отражает государственную политику в области здравоохранения, принципы здравоохранения, определяет структуру права на охрану здоровья и обязанности граждан, устанавливает д ержавни гарантии правовой защиты права на охрану здоровья, определяет политику мирового сообщества в сфере здравоохранения, регулирует вопросы проведения медицинской экспертизы, закрепляет гарантий тии охраны здоровья матери и ребенка, предусматривает основы правового статуса медицинских и фармацевтических работников и другие вопросы в этой сфере жизнедеятельности. Нормы. Основ конкретизируют, детализируют и раз ширюють конституционные нормы, которые в той или иной степени посвящены охране здоровья, в том числе и в 49. Конституции Украины, непосредственно закрепляет конституционное право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Основы является своего рода»медицинской конституцией»Украины1, своеобразной основой для всего законодательства о здравоохранении. Этот акт был задуман как фундамент для создания я будущего законодательства в этой сфери2. Одним из ключевых положений этого акта, по нашему мнению, являются нормы, определяющие принципы, то есть основные принципы, выходные идеи здравоохранения, которые дают представление о тех истоки, на которых стоит государство общество при создании надлежащих условий для реализации права человека на охрану здоровьядоров’я.

Этот законодательный акт также предусматривает формирование государственной политики здравоохранения, основу которой обеспечивает. Верховная. Рада Украины. Среди многочисленных мероприятий, которые должен осуществлять законодательный орган в в этом направлении, является утверждение перечня комплексных и целевых общегосударственных программ здравоохранения, в полной мере отвечает ч 2 ст 49. Конституции Украины. При разработке и оценке политики ох. Орон здоровья необходимо делать акцент на универсальных ценностях отрасли (медицинская этика, ответственность и профессионализм медицинского персонала, уважение к человеческому достоинству и т.д.), учитывая, что здо ния является одной из основных потребностей и неотъемлемым правом человека, а также одной из целей развития обществства.

Положение ч. С в 49. Конституции Украины о доступности для всех граждан медицинского обслуживания воспроизведена в ст 4. Основ как один из принципов здравоохранения. Эта же конституционная норма, в которой определи чено, что существующая сеть учреждений не может быть сокращена и государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности, отражена в § 4, 9, 16. Основ. Часть 4 ст 49. Конституции Украина нашла свою конкретизацию в ст 32. Основ, в которой определены меры, принимаемые государством для утверждения здорового образа жизни. Вопрос бесплатности медицинской помощи, которая предоставляется в. Государственный их и коммунальных учреждениях здравоохранения, конституционно гарантировано у ч. С в 49. Конституции Украины, в. Основах предусмотрено только через норму ч. 2 ст 25, где определено, что бесплатно предоставляются медиц а помощь и социальное обслуживание лицам, находящимся в тяжелом материальном положении, угрожающем их жизни и здоровья в ст 6. Основ предусмотрено право на квалифицированную медико-санитарную помощь, а в ст 7 закреплено одну из гарантий — предоставление всем гражданам гарантированного уровня медико-санитарной помощи в объеме, который устанавливается. Кабинетом. Министров Украины, но проблему оплаты за н адання медицинской помощи в них не определены. Например, обратим внимание на ч. С в 20. Основ законодательства. Российской. Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, четко закрепляет пра во граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения ‘мах охорони здоров’я.

Финансирование здравоохранения осуществляется согласно ст 18. Основ за счет. Государственного бюджета Украины, бюджета. Республики. Крым, бюджетов местного и регионального самоуправления, фондов медичног го страхования, благотворительных фондов и любых других источников, не запрещенных законодательством. Также предусмотрено создание и функционирование системы медицинского страхования населения. Право каждого на медицинское страхования предусмотрено в ч 1 ст 49. Конституции Украины, кроме того, в соответствии с. Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 года, медицинское ст счета относится к общеобязательных видов государственного социального страхования. Однако закона, который урегулировал бы отношения в сфере медицинского страхования, сегодня нет. Такой акт должен определить принципы, правовые, организационные и финансовые принципы и механизмы функционирования общеобязательного государственного социального медицинского страхования в УкраинУкраїні.

С целью урегулирования этого вопроса в Украине было разработано несколько законопроектов относительно медицинского страхования и финансирования здравоохранения, а именно:»О финансировании здравоохранения и медицинском стр счета»(11042003, авторы: народные депутаты. М. Полищук,. О. Ремарук,. Т. Бахтеева,. В. Бондаренко,. М. Лобода,. М. Сятыня),»Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании»(12122003),»О за гальнообовьязкове медицинском страховании»(23012004, авторы: народные депутаты. М. Добкин,. О. Морозов),»Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании»(06022004, авторы: народные депутаты и. Шурма,. П. Кузьменко,. Я. Сухой). В 2006 году появились два новых законопроекта»Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании, подготовлены: а). Сухим. ЯМ,. Денисовой. ЛЛ,. Шевчуком. СВ,. Мельнич. УКОМ. МВ б). Бульбой. СС,. Григорович. ЛС,. Карпуком. ВГ,. Стасив. Лвич. Л.С. Карпуком. В.Г. Стасів. Л.В.

Ситуация, которая сложилась в Украине со здравоохранением, является одной из актуальных и острых. На сегодня не все граждане имеют возможность получать бесплатную медицинскую помощь, которую им гарантирует. Кон нституция Украине, именно из-за недостатка собственных средств, поскольку нужно оплачивать все: лекарства, материалы, госпитализацию. Крайне низкая оплата труда медицинских работников не обеспечивает им даже минимального прожиточного уровня. Такое положение изменило морально-этическое отношение медицинских работников к больным, а, соответственно, пациентов к медикам. В. Решении. Конституционного. Суда Украины относительно официального толкования ния положения ч. С в 49. Конституции Украины»в государственных и коммунальных учреждениях медицинская помощь предоставляется бесплатно»(дело о бесплатной медицинской помощи) от 29 мая 2002 года указано, что необходимо иднисть официальной интерпретации обосновывается народными депутатами тем, что сегодня граждане Украины фактически не могут получить медицинскую помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, не уплатив собственные средства за лекарства, питание и»необходимые расходные материалы»Значительная часть населения не способна возместить такие расходы, и поэтому многие граждане вынуждены отказаться от отвод ування учреждений здравоохранения ‘доров’я.

Анализируя эту критическую ситуацию, которая сложилась в здравоохранении, в том числе с ее финансированием, ученые и практики пытаются найти выход, который бы удовлетворил потребности всех слоев населения, а осо облил малообеспеченной.

Конституционный. Суд Украины в своем. Решении о соответствии. Конституции Украины (конституционности). Постановления. Кабинета. Министров Украины»Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в где ержавних учреждениях здравоохранения и высших медицинских заведениях образования»(дело о платных медицинских услугах) от 25 ноября 1998 года отметил, что преодолеть тот кризис, которая сложилась с бюджетным финансированием нием здравоохранения, можно не за счет введения практически неограниченного перечня платных медицинских услуг, а путем изменения концептуального подхода к решению этой проблемы, а также внедрению я медицинского страхования. В нашем государстве заметной стала активизация сил относительно концептуального подхода в решении насущной проблемы с финансированием (п. 2. Концепции развития здравоохранения населения. Ук ны от 7 декабря 2000 года, п. Из. Указа. Президента Украины»О дополнительных мерах по улучшению медицинской помощи населению Украины»от 8 августа 2000 годаку).

Вопросы функционирования больничных касс как альтернативного источника финансирования здравоохранения,»плюсы»и»минусы»их деятельности все больше привлекают к себе внимание. Больничные кассы с каждым годом полу имують все больше территориальное распространение: от 5 областей в 1999 году до 22 областей в 2002 году. При проверках деятельности больничных касс было обнаружено много недостатков и замечаний. Действующее законодательство не регулирует финансового контроля за их деятельностью, но с другой стороны — это один из каналов финансирования нашего здравоохранения. Руководители больничных касс убеждены, что в будущем даже при внед адження страховой медицины такие кассы продолжат свое существование как альтернативный источник финансирования здравоохранения. Даже. Конституционный. Суд Украины в своем. Решении от 29 мая 2002 года (дело о бесплатной медицинской помощи) отметил, что бесплатность медицинской помощи не исключает возможности через финансирование здравоохранения за счет развития внебюджетных механизмов привлечения дополнительного вых средств, в том числе и путем создания больничных касс (фондов, союзов), деятельность которых должна регулироваться законом. Учитывая положения п. 6 ст 92. Конституции Украины («исключительно законами Украины опре ределяемая здравоохранение») и ситуацию, сложившуюся на практике с больничными кассами, подчеркиваем необходимость разработать и принять. Закон Украины»О больничные кассы», который бы стал должным право ным основанием для деятельности таких касс и обеспечил бы максимальную прозрачность их функционированиякціонування.

Одной из точек зрения на проблемы финансирования является предложение о целесообразности оставить на бюджете такое количество лечебных учреждений, которая бы обеспечила гарантированный уровень медицинской помощи, а часть медицинских учреждений перевести в некоммерческие неприбыльные организации по оказанию медицинских услуг, на основании договора с администрациями районов или территориальными органами самоуправления. По мнению. Н. Болот инои, основной объем медицинской помощи должно предоставляться государственными учреждениями здравоохранения, а также может предоставляться и на основании гражданского договора в частных учреждениях здравоохранения как за сче ок собственных средств, так и за счет средств медицинского страхованияня.

Хотим сосредоточить внимание на том, что в соответствии с. Решением. Конституционного. Суда Украины от 29 мая 2002 года (дело о бесплатной медицинской помощи) введение обязательного государственного медицинского в страхование не противоречить конституционному предписанию»в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно»только в том случае, когда плательщиками обязательных страхов их платежей (взносов) будут организации, учреждения, предприятия, другие хозяйствующие субъекты, занимающиеся предпринимательской деятельностью, государственные фонды и т.д.. Взыскание платежей с граждан в системе дер дарственного медицинского страхования не отвечать конституционному положению, что объясняется, поскольку будет одной из форм оплаты за предоставление им помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения. Поэтому при работе над проектом. Закона Украины»Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании»необходимо четко придерживаться положений конституционных норм, в том числе и ч. С в 49. Консти ституцию Украинаїни.

По нашему мнению, на основании анализа действующей законодательной базы и научных позиций как в национальной, так и зарубежной литературе, уместно, выбирая за критерий систематизации предмет, правового регулир. Ання, выделить следующие группы законов в сфере здравоохранения

Чтобы лучше понять потребность в усовершенствовании законодательства Украины о здравоохранении и острую необходимость в заполнении многочисленных пробелов в этой сфере, предлагаем более детально рассмотреть каждую игру. УПУ законов. При этом обратим внимание на те особенности, встречающиеся при формировании нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения в выделенных блоках, в частности, в некоторых из них отсутствуют законы, щ в непосредственно должны урегулировать общественные отношения в сфере здравоохранения, а, как правило, доминируют акты, косвенно касающиеся данной отрасли тощо.

К первой группе относим законы, посвященные оказанию медицинской помощи населению:. Закон Украины»Основы законодательства Украины о здравоохранении»от 19 ноября 1992 года,. Закон Украины»о трех рансплантацию органов и других анатомических материалов человека»от 16 июля 1999 года,. Закон Украины»О донорстве крови и ее компонентов»от 23 июня 1995 года,. Закон Украины»О психиатрической доп. Омогой»от 22 февраля 2000 года. Закон Украины»О имплантацию электрокардиостимуляторов»от 14 сентября 2000 года,. Закон Украины»О борьбе с заболеванием туберкулезом»от 5 июля 2001 года. Закон Украины»О запрете репродуктивного клонирования»от 14 декабря 2004 тощ.

Вторая группа законов, которую мы выделили, представлена ??Законом Украины»Основы законодательства Украины о здравоохранении»от 19 ноября 1992 года и. Законом Украины»О защите прав потребителей»от 01 декабря 2005. Кроме этого разработаны проекты. Закона Украины»О правах пациентов в Украине»от 16 января 2003 года и 21 февраля 2005 (сегодня уже есть проекты постановлений об отклонении этих зако нопроектив), целью которых была систематизация и расширение, по сравнению с действующим законодательством, прав пациентов в нашем государстве, а также закрепление юридических гарантий их обеспечения. Исследуя права па циентов, которые определены в проектном законодательстве, можем выделить следующие тенденции наметились в отечественной законопроектной практике, как: расширение перечня прав пациентов, иногда неоправданная их д етализация, не в полной мере соответствие проектного законодательства действующей отечественной нормативной базе, необходимость дальнейшего изучения и учета при разработке и принятии национальных нормативно-правовых актов в данной области международно-правовым стандартам в сфере здравоохранения. На сегодня. Комитет. Верховной. Рады Украины по здравоохранению разработал. Концепцию законодательного обеспечения охране ни здоровья на 2006 — 2011 годы, в которой предусмотрена подготовка законопроекта»О правовом статусе пациентов в Украинені».

Ситуация с законами, которые должны входить в третью группа, вызывает особое беспокойство, поскольку актов, непосредственно посвященных вопросам правового статуса медицинских и фармацевтических работников, у в нашем государстве нет. На сегодня эти вопросы урегулированы в. Основах законодательства Украины о здравоохранении (раздел X), частично отдельные аспекты регламентированы в специальных законах (раздел V. Закона Украины»О предотвращении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) и социальной защите населения», вв 27-29. Закона Украины»О психиатрической помощи»и т.д.) и в подзаконных актах, является недопустимым. В. Российской. Федерации разработан проект закона»О правах и социальной защите медицинских работников»В. Концепции законодательного обеспечения здравоохранения на 2006 — 2011 годы предусматривать чено подготовку законопроекта»О правовом статусе и гарантиях деятельности медицинских и фармацевтических работников в Украинеаїні».

К четвертой группе относим законы, регулирующие очень сложный вопрос в сфере здравоохранения в Украине — финансирование здравоохранения. В действующем законодательстве этот вопрос частично регулируется. Основа ами законодательства Украины о здравоохранении от 19 ноября 1992 года,. Бюджетным кодексом от 21 июня 2001 года,. Законом Украины»О страховании»от 7 марта 1996 года,. Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 года,. Законом Украины»О. Государственном бюджете»от 12 декабря 2005 року.

В нашей стране разработаны многочисленные законопроекты, непосредственно посвященные финансированию здравоохранения, в частности проект. Закона Украины»О финансировании здравоохранения»и проект. Закона Украины ни»Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании», краткий анализ которых был проведен выше. Недавно был разработан и зарегистрирован в. Верховной. Раде Украины 19092006 проект. Закона Украины»О финансировании здравоохранения и медицинском страховании»Как видим, внимание законодателя направляется на неукоснительное выполнение положений. Решения. Конституционного. Суда Украины (дело о бесплатной в медицинской помощи) от 29052002 года, которое предусматривает, что вопросы медицинского страхования должно регулироваться исключительно законом. Поэтому сегодня перед. Верховной. Радой Украины стоит очень сложное и важ ве задачи, повлияет на реформирование здравоохранения Украины в целом — создание надлежащей правовой основы для внедрения обязательного государственного медицинского страхования. Это должно быть взвешенная рабо и, базирующаяся на медико-правовой доктрине, учете международно-правовым стандартам в сфере здравоохранения, которая направляется на принятие такого законодательства, которое максимально обеспечит конст итуцийне право человека на охрану здоровьяздоров’я.

К следующей, пятой группы законов, которые призваны регулировать оздоровительно-профилактическую деятельность, относятся. Законы Украины»О предотвращении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) и социал ный защите населения»от 12 декабря 1991 года,. Закон Украины»О физической культуре и спорте»от 24 декабря 1993 года,. Закон Украины»Об обращении в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их а налога и прекурсоров»от 15 февраля 1995 года,. Закон Украины»О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий»от 19 игру дня 1995 года,. Закон Украины»О защите населения от инфекционных болезней»от 6 апреля 2000 года,. Закон Украины»О курортах»от 5 октября 2000 года,. Закон Украины»О борьбе с заболеванием т уберкульоз»от 5 июля 2001 рок.

Шестая группа представлена ??законами, обеспечивающие безопасные условия жизнедеятельности, а именно:. Закон Украины»Об охране окружающей природной среды»от 25 июня 1991 года,. Закон Украины»О охране атмосферного воздуха»от 16 октября 1992 года,. Закон Украины»О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья»от 23 декабря 1997 года,. Закон Украины»О защите человека от в плыву ионизирующего излучения»от 14 января 1998 года,. Закон Украины»Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения»от 7 февраля 2002 тощ.

Регулирование организации и управления здравоохранения (седьмая группа) нашло свое отражение в одном из действующих законов -. Законе Украины»О лекарственных средствах»от 4 апреля 1996 года, регулирует. Юэ правоотношения, связанные с созданием, регистрацией, производством, контролем качества и реализацией лекарственных средств, определяет права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан, а т акож полномочия в этой сфере органов государственной исполнительной власти и должностных оси.

Хотим отдельно обратить внимание на регулирование экспертной деятельности в Украине. Вопросы экспертизы, частично касается и здравоохранения, урегулирован в. Законе Украины»О судебной экспертизе»от 25 февраля 1994. В разделе IX»Медицинская экспертиза»Основ законодательства Украины о здравоохранении определены виды медицинской экспертизы и коротко раскрыто их содержание в статьях, со ссылкой на то, что по строку организации и проведения экспертиз определяется на уровне подзаконных актов. Можно было бы разработать. Закон Украины»О медицинскую экспертизу в Украине», который бы определил порядок проведения медико-соц иально экспертизы утраты трудоспособности, военно-врачебной, судебно-медицинской, психологической и судебно-психиатрической экспертиз, что обеспечило бы большую прозрачность, объективность их проведения, а так же уменьшило бы ту многочисленную количество злоупотреблений, находящихся на практике, в процессе их проведения путем установления надлежащего контроля за их совершениеням.

К этой группе относим и. Закон Украины»О рекламе», где в разделе III»Особенности рекламирования некоторых видов продукции»определен порядок рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, м методов профилактики, диагностики и лечения, а также рекламы табачных изделий и алкогольных напитков. Специального закона по рекламе в сфере здравоохранения в Украине нет. Например, в. Российской. Федерации разработан проект. Закона»О рекламе медицинских услуг, изделий медицинского назначения и лекарственных средств», а также проект. Закона»Об ограничении рекламы алкоголя и табака»Такой закон на сь огодни особенно актуально, поскольку огромное количество фирм-производителей лекарств предлагает свои товары, телевидения и радио переполнены бесчисленным количеством рекламы различных товаров (алкоголь, ю тюн, лекарственные средства и др.), и поэтому, чтобы помочь и защитить потребителя от недобросовестной и неэтичной рекламы, установить требования к ней, в частности в формы распространения, содержания рекламы, и необходимостей в принять законы о рекламе в сфере здравоохранения, в частности. Закон Украины»О рекламе в сфере здравоохранения»С целью учета всех особенностей и урегулирования хозяйственной деятельности в отрас со здравоохранения считаем целесообразным принять. Закон Украины»О хозяйственной деятельности в сфере здравоохраненияв’я».

Согласно классификации, которую мы предложили, до восьми группы должны принадлежать законы, регулирующие вопросы биоэтики. На сегодня в Украине разработан проект. Закона Украины»О правовых основах биоэтики ки и гарантии ее обеспечения», который зарегистрирован от 08062005 г № 7627625.

На пути создания качественной нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения, по нашему мнению, встречается немало препятствий и трудностей, среди которых выделяем следующие:

а) недостаточно выраженная государственная политика в сфере здравоохранения, в том числе ее законодательного обеспечения;

б) отсутствие научно обоснованной стратегии законотворческой деятельности в сфере здравоохранения;

в) низкая законотворческая активность субъектов законодательной инициативы;

г) сложность прохождения законопроектов о здравоохранении в. Верховной. Раде Украины;

д) незначительное количество специалистов, которые имели необходимый объем знаний как в области юриспруденции, так и в медицине;

е) неконсолидированность деятельности представителей правовой и медицинской науки;

есть) недостаточный учет международно-правовых стандартов в сфере здравоохранения и неэффективное использование позитивного зарубежного опыта в регулировании здравоохранения;

ж) нечеткость правовой базы в сфере здравоохранения, законодательные коллизии, возникающие на практике, когда нормы разных актов, регламентирующих в той или иной степени здравоохранение, противоречит ать друг другу

с) чрезмерная разобщенность норм по охране здоровья по всему украинскому законодательству

Нормативные акты в сфере здравоохранения должны приниматься с учетом предыдущих тщательных наработок и научно-обоснованной концепции законотворчества в сфере здравоохранения. Первая попытка была с сделана в Украине в 2000 году, когда была разработана концептуальная модель создания нормативно-правовой базы здравоохранения, которая базировалась на десяти принципах: конституционное развитие законодательства; верховенство закона в иерархии всех других нормативно-правовых актов; системность правотворческого процесса; юридическая сила нормативно-правовых актов; предметный распределение законодательных актов; динамичность пр авотворчого процесса; последовательность размещения нормативно-правовых актов; комплексность блоков вопросов здравоохранения; дифференциация нормативно-правовых актов по их прямой или опосредованной действием кругов ькисне выражения законотворческого процесса. При реализации концепции развития законодательства о здравоохранении нужно проводить комплексную работу, которая должна направляться на прогнозирование необходимо сти принятия актов в настоящее время, на проведение общественных обсуждений через средства массовой информации, круглые столы, конференции и семинары с привлечением медиков и юристов как ученых, так и практики ков, на осуществление научных исследований для теоретико-правовых наработок относительно регламентации проблем здравоохранения »я.

Слабая законодательная инициатива и сложность прохождения законопроектов в. Верховной. Раде — это две стороны одной проблемы. Несмотря на то, что концептуальная модель создания нормативно-правовой базы охра ни здоровья одним из принципов предусматривает динамичность правотворческого процесса, но на практике постоянно тормозится принятие законов, регламентирующих ключевые вопросы функционирования отечественной охраны зд оровья. Поэтому законопроекты о здравоохранении, в частности об общеобязательном государственном медицинском страховании, о правовом статусе пациентов, о финансировании здравоохранения и т.п. не один год находят ься на разных стадиях законотворческого процесса, так и не став частью национальной правовой базы охраны здоровья’я.

Особое внимание следует уделить вопросу объединения усилий и знаний юристов и медиков для создания надлежащей жизнеспособной нормативно-правовой базы и повышение эффективности и качества законотворческого об этом рес. Для этого, считаем, целесообразным было бы создать рабочую группу, в которую должны входить юристы, медики и специалисты других сфер (психологи, философы, социологи и др.), основной задачей которой было бы я костной работа с законопроектами в сфере здравоохранения. Такую рабочую группу уместно создать при. Комитете. Верховной. Рады Украины по вопросам здравоохранения, которая должна быть обеспечена государственным финанс уванням, поддержкой научных учреждений, кафедр ведущих учебных заведений для получения консультаций и экспертных заключений и проводить обсуждение законопроектов в медицинских и юридических кругах как сэр ед ученых, так и практиков тощщо.

Международно-правовые стандарты в сфере здравоохранения, опыт зарубежных стран по медицинского законодательства должны учитываться отечественным законодателем при разработке собственной нормативно-правовой базы и. Обязательно при законотворческой деятельности необходимо учитывать национальные особенности, традиции и реалии, нельзя слепо заниматься»импортом») законодательства, которое не всегда может адаптироваться в н аших условиях. Но в то же время изучение международно-правовых стандартов и зарубежного опыта в этой сфере даст возможность выделить перспективные направления для обновления украинского законодательства и реформ ування здравоохранения в циломму.

Одним из приоритетных направлений совершенствования законодательства об охране здоровья в Украине является систематизация действующей нормативно-правовой базы. Правовые акты, регламентирующие охрану здоровья граждан, принимать ймаються бессистемно, хаотично, отсутствует единство в подходах к законодательного обеспечения права на охрану здоровья, при фондами, законодатели руководствуются конъюнктурными соображениями и лица. Стим интересами, но не потребностями и реалиями настоящего. Такие обстоятельства обусловливают необходимость комплексного подхода к совершенствованию законодательной базы здравоохранения. Создание надлежащей нормативной базы в сфере здравоохранения, прежде законов, — дело творческое и нелегкое, требующее знаний в области здравоохранения и медицины, опыта в сфере законодательной техники, ответственного отношения д в дела и осознание той ответственности, которая ложится на плечи разработчиков медицинского законопроекта. Только закон, который создан при таких условиях, сможет быть действенным, жизнеспособным и займет важное место в системе нормативных актов, регулирующих охрану здоровья, а также иметь возможность скоординировать и направить все другие акты на обеспечение жизни и здоровья людиюдей.

Среди путей совершенствования и преодоления проблемных ситуаций в регулировании отношений в сфере здравоохранения предлагаем такие основополагающие мероприятия:

— определить ключевые принципы законодательной деятельности в сфере здравоохранения, которые, по нашему мнению, должны быть:

а) понимания здравоохранения как одного из главных условий обеспечения национальной безопасности. Закон Украины»Об основах национальной безопасности Украины»от 19 июня 2003 года одной из возможных угроз нацио онального интересам и национальной безопасности Украины определяет кризис системы здравоохранения и социальной защиты населения и, как следствие, опасное ухудшение состояния здоровья населения, распространение нарк омании, алкоголизма, социальных болезней. В связи с этим все меры к обеспечению здравоохранения, в том числе правовые, будут связаны с национальной безопасностьюю;

б) приоритет прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения, следует из ст. Из. Конституции Украины;

в) обеспечение гарантий со стороны государства по предоставлению бесплатной медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения в соответствии со ст 49. Конституции Украины;

г) преемственность в законодательной работе, которая заключается в том, что каждые пять лет при очередных выборах как правило, обновляется состав. Верховной. Рады, а соответственно»новые»законодатели меняют по тем или иным х соображений план работы законодательного органа, в том числе и приоритеты законотворчества. Поэтому очень важно, чтобы выдерживалась определенная статическая линия в законопроектной и законодательной деятельности, чтобы она была лишена политической окраски и азарта предвыборных баталий, чтобы деятельность новоизбранных депутатов была направлена ??на продолжение определенной произведенной законотворческой стратегии, в том числе и у сфере здравоохранения;

— инициировать разработку и принятие законов, регламентирующих охрану здоровья;

— создать базовый документ -. Медицинский кодекс Украины, который сможет комплексно урегулировать все аспекты здравоохранения, в частности оказания медицинской помощи. В отличие от текущего законодательства, кодифик кация упорядочивает значительную часть действующего законодательства, как правило, его изменяя, дополняя и превращаяи.

Актуальность и важность создания кодифицированного акта -. Медицинского кодекса Украины — объясняется многими обстоятельствами, основными из которых являются:

1. Необходимость комплексного реформирования отечественной системы здравоохранения, в том числе ее законодательного обеспечения как фундамента для всех остальных преобразований;

2 отсутствие в настоящее время научно-обоснованной концепции законотворческой деятельности в этой сфере;

3 стремление обеспечить повышение уровня правового образования медицинских и фармацевтических работников;

4 содействие и помощь юристам при рассмотрении и разрешении так называемых»медицинских»дел;

5 несогласованность в некоторых случаях отдельных законов в сфере здравоохранения с отраслевым законодательством;

6. Необходимость четкой регламентации правового статуса медиков и пациентов;

7 потребность правового регулирования различных систем здравоохранения (государственной, муниципальной, частной)

По нашему мнению, работа эта (т.е. по созданию. Медицинского кодекса-Авт) ответственное, требующее привлечения специалистов и занимает довольно много времени. Обычно процесс кодификации действующего законодательства происходит несколько лет. Многие развитые страны (Австрия,. США,. Франция,. Италия,. Испания и др.) в своем национальном законодательстве о здравоохранении имеют так называемые медицинские или лекарственные кодекс и, нормы которых регулируют отношения между медиками и их пациентами, а также их родственниками, профессиональные отношения медиков между собой, с администрацией учреждений здравоохранения и государственных органенів.

В. Медицинском кодексе необходимо реализовать требования международных стандартов по правам человека, по охране здоровья, в том числе предоставление медицинской помощи, поскольку именно он в дальнейшем станет прочной опорой меди ичного права Украины — отрасли права, начинает неуклонно развиваться и в нашей государств.

. Медицинский кодекс — это»указатель»для медицинских работников, пациентов и юристов. Во-первых, он будет гарантией для пациентов, поскольку в случае нарушения медиками правовых норм, обеспечивающих их права в сфере охра ни здоровья, пациенты получат надлежащую защиту, во-вторых, этот акт — это»щит»для медицинских работников, поскольку в нем будет закреплено юридические основы деятельности медиков, которые должны эти знания при п отреби использовать на практике, в-третьих, данный нормативный документ будет»надежным помощником»для юристов при решении»медицинских дел»По нашему мнению,. Медицинский кодекс должен включать нормы, как и урегулировали бы общественные отношения в сфере оказания медицинской помощи, а все остальные отношения в сфере здравоохранения должны регламентироваться в других нормативно-правовых актах. Кодекс должен быть спря мований на детальное и всестороннее регулирование этих общественных отношений, и необходимо исключить или сократить до минимума возможность наличия тех направлений медицинской деятельности, которые не нашли регулирования в этом акте. Не исключаем также ситуации, когда возникнет необходимость урегулировать некоторые аспекты оказания медицинской помощи в отдельных законах, поскольку кодекс должен содержать нормы, регулирующие наиболее важ иви и существенные вопросы организации и осуществления такой помощимоги.

Определяя общие черты. Медицинского кодекса и его структуры, хотим указать на те особенности, которые должны, на наш взгляд, найти свое отражение в нем, в частности:

Преамбула. Кодекса должна расставить акценты и определить приоритеты в сфере оказания медицинской помощи, отразить конституционные принципы и учесть международно-правовые стандарты. Каждую часть. Кодекса в предлагаем делить на отдельные разделы, которые закрепляли нормы, регулирующие однородные общественные отношения в сфере оказания медицинской помощи (правовой статус пациента, биоэтические основы оказания медицинс й помощи и т.п.). Общая часть должна содержать должным разработан понятийно-терминологический аппарат, пределы правового регулирования, задачи. Кодекса, принципы биоэтики, основы правового статуса чушки нтив и медицинских работников и т.д.. Особенная часть должна регулировать вопросы оказания медицинской помощи в разных направлениях медицинской деятельности, в частности стоматологическое дело, хирургическая дело, семейная медицина, психиатрическая помощь, фармацевтическая дело, косметологическая дело, гематологическая дело и др.нші.

Детальный анализ законодательства о здравоохранении, выяснение его положительных и отрицательных сторон, а также предложения по совершенствованию действующей нормативной базы разоблачают те существенные пробелы н недостатки, присущие национальному законодательству в этой сфере. Но прогресс в законотворческой деятельности, который наблюдается в Украине, дает возможность надеяться, что в нашем государстве постепенно и виваже но будет создан качественную нормативно-правовую базу, которая будет залогом успеха всех других реформ в системе здравоохранения ‘я.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Еще по теме:

  • А п 2 ст 24 n 53-фз Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу Информация об изменениях: Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2004 г. Статья 24 . Отсрочка от […]
  • Выплаты на третьего ребенка в удмуртии Выплаты и пособия на ребенка в Удмуртии и Ижевске в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Удмуртии и Ижевске в 2018 году Детские пособия установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных […]
  • Первый адвокат 19 века Самые знаменитые адвокаты в истории Адвокат – моряк, умело курсирующий между рифами законов Термин «адвокат» произошел от латинского "advocat", что в переводе означает, "призывать на помощь". Пожалуй, нет такого человека на планете Земля, который хотя бы […]
  • Госпошлина развода в москве Госпошлина на развод в 2018 С 2018 года, сумма 650 рублей. Причем госпошлина уплачивается не одним, а обоими супругами. Это основано на их взаимном согласии оформить развод в органах ЗАГС. Величина госпошлины за развод высчитывается, исходя из следующих […]
  • 15156 коап рф судебная практика Постановление Верховного Суда РФ от 13 октября 2014 г. N 308-АД14-1034 Суд оставил ранее принятые судебные постановления без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку представленными в дело доказательствами подтверждена вина общества в использовании […]
  • Взыскание судебных расходов на оплату услуг представителя Судебные расходы на представителя: реально ли взыскать их в полном объеме? Взыскать в полном объеме расходы на оплату услуг представителя, которые составляют значительную долю судебных издержек, на практике довольно сложно – в большинстве споров заявленные […]