Законы деятельность сми

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Закон «О СМИ»

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
«О средствах массовой информации»

С изменениями и дополнениями от:

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2017 г., 18 апреля 2018 г.

См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 декабря 1991 года

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Определены и иные понятия, используемые в Законе.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.

За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. Предусмотрены основания освобождения от ответственности.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 1992 г. N 32, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г., за исключением подпункта «б» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Законы деятельность сми

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О СМИ

Подборка документов и извлечения из них сделаны сайтом: http://www.medialaw.ru/

Полнотекстовые документы размещены на сайте: http://www.garant.ru/

Нормативные правовые акты РФ о СМИ – скачать

Конституция Российской Федерации

Полный текст Конституции РФ смотри здесь

Законы, имеющие основным предметом регулирования деятельность СМИ

Законы, регулирующие информационные отношения и связь, рекламу, авторское право

Полный текст ГК РФ смотри здесь

Полный текст ФЗ «О связи» смотри здесь

Полный текст ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» смотри здесь

Полный текст ФЗ «О референдуме Российской Федерации» смотри здесь

Полный текст ФЗ «Об общественных объединениях» смотри здесь

Законы, действующие в условиях военного положения, чрезвычайных ситуаций, а также направленные на борьбу с экстремизмом и терроризмом

Полный текст ФЗ «О противодействии терроризму» смотри здесь

Законы, основным предметом регулирования которых не являются информационные отношения

Полный текст ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» смотри здесь

Полный текст ФЗ «Об охране окружающей среды» смотри здесь

Кодексы Российской Федерации, регулирующие деятельность СМИ

Полный текст ГК РФ смотри здесь

Полный текст ГПК РФ смотри здесь

Полный текст УК РФ смотри здесь

Полный текст УПК РФ смотри здесь

Полный текст КоАП РФ смотри здесь

Полный текст ТК РФ смотри здесь

Полный текст Налогового кодекса РФ смотри здесь

Полный текст Арбитражного процессуального кодекса РФ смотри здесь

Другие Кодексы Российской Федерации (для справок)

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

Полный текст Уголовно-исполнительного кодекса РФ смотри здесь

Полный текст Семейного кодекса смотри здесь

Полный текст Жилищного кодекса смотри здесь

Полный текст Таможенного кодекса смотри здесь

Полный текст Бюджетного кодекса смотри здесь

Полный те кст Гр адостроительного кодекса смотри здесь

Кодекс торгового мореплавания

Полный текст Кодекса торгового мореплавания смотри здесь

Кодекс внутреннего водного транспорта

Полный текст Кодекса внутреннего водного транспорта смотри здесь

Полный текст Воздушного кодекса смотри здесь

Полный текст Лесного кодекса смотри здесь

Полный текст Водного кодекса смотри здесь

Полный текст Земельного кодекса смотри здесь

Законы, вносящие изменения в Федеральные законы РФ

(принят Государственной Думой в первом чтении в 1997 году, в декабре 2000 года, так и не пройдя второго чтения, был возвращён к состоянию первого чтения и отклонён Государственной Думой.)

(Версия Минэкономразвития РФ от 20 октября 2003 года)

(Версия Минэкономразвития РФ от 11 апреля 2005 года)

(Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в 1999 году. Отклонен Президентом РФ 11 мая 1999 года.)

(Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в марте 1999 года. Отклонен Президентом РФ.)

(3 сентября 1997 года принят Государственной Думой в первом чтении, в 2000 году, так и не пройдя второго чтения, был возвращён к состоянию первого чтения и отклонён Государственной Думой.)

Проект разработан Д.А. Головановым на основе «Принципов образования, организации и деятельности специального государственного органа Российской Федерации в сфере лицензирования телерадиовещания (Федеральной комиссии по телерадиовещанию)», разработанных Рабочей группой Института проблем информационного права (г. Москва) и одобренных западноевропейскими и российскими экспертами ТАС.

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

нарушения права редакции на запрос и получение информации;

незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, — влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 58 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья устанавливает ответственность за ущемление свободы массовой информации. Среди субъектов, несущих ответственность за совершение подобных действий, Закон называет граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений. Следует, однако, учитывать, что недопустимо воспрепятствование лишь законной деятельности средств массовой информации. Вмешательство государственных органов в деятельность редко бывает прямо и целенаправленно необъективным, авторитарно-незаконным. Подобные действия слишком легко обжалуются. Обычно любое вмешательство связано с целым комплексом нарушений, допускаемых как государственными органами, так и самой редакцией СМИ.

Незаконные действия, связанные с ущемлением свободы массовой информации, могут повлечь уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Статья 144 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации. Наказанием за данное деяние является штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года. Эти же действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Административная ответственность предусмотрена за:

— непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП РФ);

— сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

— воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);

— воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18).

Обратим внимание, что права журналистов могут ущемляться не только в области свободы средств массовой информации. К примеру, журналисту может быть необоснованно отказано в выплате заработной платы, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность выступает, как правило, в виде возмещения вреда, причиненного нарушением имущественных или личных неимущественных прав. Вред подлежит возмещению по правилам, предусмотренным в гл. 59 ГК РФ.

2. Комментируемая статья также предусматривает конкретные виды ущемления свободы массовой информации.

В первую очередь в статье названо осуществление цензуры (т.е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей). Не допускается создание органов или организаций, ставящих целью цензуру массовой информации. При обнаружении таких органов они подлежат ликвидации.

Вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции возможно как путем установления цензуры, так и предъявления требований о публикации конкретных материалов, определенного подхода к трактовке вопросов или подаче материалов. Подобные действия недопустимы.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа (ст. 16 комментируемого Закона). Прекращение или приостановление деятельности средства массовой информации, проведенные с нарушением установленного указанной статьей порядка или при использовании не предусмотренных законодательством оснований прекращения или приостановления деятельности, являются незаконными и недопустимыми.

3. Согласно ст. 39 комментируемого Закона редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. Отказ или отсрочка в предоставлении информации возможны только в строго ограниченном перечне случаев. Поэтому в иных случаях непредоставление информации по запросу редакции будет являться нарушением права редакции на запрос и получение информации.

4. В соответствии со ст. 28 комментируемого Закона изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускаются не иначе как по вступившему в силу решению суда. Во всех иных случаях изъятие или уничтожение тиража или его части будет являться ущемлением свободы массовой информации.

Принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации является нарушением прав журналиста излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям, снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которых, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала.

Установление ограничений на контакты с журналистами является нарушением права журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Закон также предусматривает ответственность за нарушение любых иных прав журналиста.

5. Вторая часть комментируемой статьи требует безусловного прекращения финансирования и немедленной ликвидации органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации. Согласно гражданскому законодательству юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям, а также в иных случаях. Требование о ликвидации юридического лица по данным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Специальных норм, устанавливающих ответственность за осуществление цензуры, УК РФ и КоАП РФ не содержат.

Статья 15. Признание регистрации средства массовой информации недействительной

Регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае:

1) если представленные заявителем в регистрирующий орган в соответствии со статьей 10 настоящего Закона сведения не соответствуют действительности;

2) если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;

3) если устав редакции или заменяющий его договор не направлен в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации;

4) если имела место повторная регистрация средства массовой информации.

Регистрирующий орган обращается в суд с административным исковым заявлением о признании регистрации средства массовой информации недействительной.

В течение пяти рабочих дней с момента поступления в регистрирующий орган вступившего в законную силу решения суда о признании регистрации средства массовой информации недействительной регистрирующий орган вносит в реестр зарегистрированных средств массовой информации соответствующую запись.

В случае смерти физического лица, реорганизации или ликвидации объединения граждан либо прекращения юридического лица, которые являются учредителем средства массовой информации и права и обязанности которых не перешли к редакции в соответствии с частью четвертой статьи 18 настоящего Закона, регистрация средства массовой информации утрачивает силу. Регистрирующий орган вносит в реестр зарегистрированных средств массовой информации соответствующую запись по истечении года с момента установления факта смерти физического лица, принятия решения о реорганизации или ликвидации объединения граждан или внесения сведений о прекращении юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 15 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет порядок признания регистрации СМИ недействительной. Для признания регистрации недействительной регистрирующий орган в порядке административного судопроизводства обращается в суд общей юрисдикции с требованием о признании свидетельства о регистрации СМИ недействительным.

Обратим внимание, что до 15 сентября 2015 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», регистрация признается недействительной в порядке гражданского судопроизводства. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации содержит принципиально новые положения, регулирующие правила рассмотрения ВС РФ и судами общей юрисдикции дел, возникающих из административных и других публичных правоотношений. По мнению законодателя, Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает процедуру рассмотрения дел, возникающих из правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле и в своих интересах и фактически равноправны, в то время как в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и, с 15 сентября 2015 г., административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Аналогичное положение содержится и в ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

2. Законом закреплена исключительность именно судебной подведомственности признания свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным. Так, например, Закон строго ограничивает основания обращения в суд регистрирующего органа.

Для выявления возможных нарушений Роскомнадзором и его территориальными органами запрашиваются сведения и материалы, необходимые для выполнения полномочий в установленной сфере деятельности, у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также у юридических и физических лиц и редакций средств массовой информации. Право предъявлять иски в суд о приостановлении, прекращении деятельности средств массовой информации, признании свидетельств о регистрации средств массовой информации недействительными закреплено в положениях о деятельности территориальных органов Роскомнадзора, к примеру, в п. 9.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю, утв. Приказом Роскомнадзора от 2 апреля 2014 г. N 50, в п. 9.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу, утв. Приказом Роскомнадзора от 29 декабря 2012 г. N 1482.

3. Под получением свидетельства обманным путем понимается получение данного документа путем представления регистрирующему органу заведомо не соответствующей действительности информации, если эта подложность документов была выявлена уже после регистрации СМИ (если несоответствие действительности сведений, указанных в заявлении о регистрации СМИ, было выявлено регистрирующим органом до момента регистрации, то средству массовой информации в регистрации должно быть отказано). Обманный путь — любое умышленное введение регистрирующего органа в заблуждение.

Ярким примером может служить Апелляционное определение Московского городского суда от 6 декабря 2012 г. по делу N 11-27258, которым суды признали свидетельство о регистрации журнала «Флирт и Знакомства» ПИ N ТУ 50-827 от 29 октября 2010 г. недействительным, полученным обманным путем, поскольку при регистрации издания регистрирующий орган был введен в заблуждение относительно сведений, перечисленных в ст. 10 комментируемого Закона, в частности относительно примерной тематики и (или) специализации журнала. Согласно юридико-лингвистическому исследованию специалистов кафедры судебных экспертиз Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, информация, опубликованная в журнале «Флирт и знакомства», является сообщениями и материалами эротического характера, в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу в понимании ст. 37 комментируемого Закона.

Как прямо указано в ч. 6 ст. 8, свидетельство о регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией (см. форму свидетельства, утв. Приказом Роскомнадзора от 21 ноября 2011 г. N 1035). В комментируемом пункте не имеются в виду случаи, когда документ — свидетельство — был подделан.

4. Второе основание — невыход в свет (в эфир) средства массовой информации (думается, что правильнее будет сказать — продукции средства массовой информации) в течение одного года. Имеется в виду как первичный выход в свет (в эфир) после регистрации средства массовой информации, так и нарушение периодичности последующих выходов, когда временной промежуток между любыми двумя выпусками составляет более 1 года.

Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал судам учитывать, что исчерпывающий перечень оснований для признания недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации определен в комментируемой статье. Указанное в ч. 11 ст. 8 комментируемого Закона основание (учредитель не приступил к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации) является частным случаем основания, предусмотренного в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи (средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года).

Из ст. 16 названного Закона следует, что прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции. В частности, может быть прекращена деятельность такого средства массовой информации, которое, несмотря на предупреждения, неоднократно в течение года было использовано для распространения запрещенной информации.

Приведем в пример Определение Верховного Суда РФ от 16 июля 2014 г. N 3-АПГ14-1, которым Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми отказано в удовлетворении требований о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации информационное агентство «Рубеж Севера».

Как следует из материалов дела, 15 октября 2008 г. создан сайт и зарегистрировано доменное имя второго уровня «rubsev.ru». Названный сайт не является сетевым изданием, поскольку в качестве средства массовой информации в установленном Законом порядке не зарегистрирован. На указанном сайте были размещены материалы, содержащие нецензурную брань, что подтверждается заключением судебной лингвистической экспертизы и другими материалами дела. Разрешая дело, суд установил, что размещенная в сети Интернет на сайте информация не относится к продукции средства массовой информации, поскольку распространена через сайт сети Интернет, который средством массовой информации не является. Сам по себе факт размещения на сайте в сети Интернет указанных материалов не свидетельствует об их распространении в средствах массовой информации.

Учитывая, что прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции (ч. 6 ст. 16), решение о прекращении деятельности средства массовой информации затрагивает права и интересы не только учредителя (соучредителей), но и редакции, к участию в деле о прекращении деятельности средства массовой информации привлекается как его учредитель (соучредители), так и редакция (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16).

Согласно ч. 5 ст. 20 комментируемого Закона копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. Представление устава регистрирующему органу послужит подтверждением факта его своевременного принятия. Само непредставление или несвоевременное представление устава в регистрирующий орган может послужить основанием наложения на редакцию СМИ административного взыскания на основании ст. 13.23 КоАП РФ. Возможна, конечно, ситуация, когда устав редакции СМИ принят, но не представлен в регистрирующий орган. В такой ситуации при подаче регистрирующим органом заявления в суд о признании свидетельства о регистрации недействительным редакция на предварительное судебное заседание или на судебное разбирательство должна представить устав и подтверждение сроков его принятия.

5. Последнее основание — повторность регистрации СМИ (п. 4 ч. 1). Подробнее о понятии повторности регистрации смотри комментарий к ст. 9 комментируемого Закона. По сути, наиболее часто повторность регистрации сводится к использованию уже широко известных названий средства массовой информации, «раскрученных» брэндов. В качестве примера применения этой нормы на практике см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2005 г. N 3578/05.

Сведения о признании свидетельства о регистрации недействительным подлежат включению в реестр зарегистрированных средств массовой информации (о котором см. комментарий к ст. 8) и реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации.

В случае признания недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации, которое плательщик производит, выпускает в свет (в эфир) и (или) издает, территориальный орган Роскомнадзора в течение 1 рабочего дня вносит в реестр соответствующие изменения. Более того, в течение 5 рабочих дней с даты внесения в реестр эти сведения подлежат размещению на официальном сайте Роскомнадзора в сети Интернет.

Признание недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации, являющегося для плательщика единственным, которое он производил, выпускал в свет (в эфир) и (или) издавал, с даты признания свидетельства о регистрации средства массовой информации служит основанием для исключения сведений о плательщике из реестра (п. 91 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по ведению реестра плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и (или) эротического характера), утв. Приказом Минкомсвязи РФ от 22 декабря 2011 г. N 351).

Законы деятельность сми

Закон РФ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ)

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Редакция от 25.11.2017г., (с изменениями вступившими в силу с 01.01.2018).

Данный закон содержит положения об организации деятельности средств массовой информации, распространении массовой информации, о правах и обязанностях журналиста, о межгосударственном сотрудничестве в области массовой информации, а также об ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ), с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2018г.

27 декабря 1991 года № № 2124-1

Закон РФ «О средствах массовой информации»

(в ред. Федеральных законов
от 13.01.1995 № 6-ФЗ, от 06.06.1995 № 87-ФЗ,
от 19.07.1995 № 114-ФЗ, от 27.12.1995 № 211-ФЗ,
от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.06.2000 № 90-ФЗ,
от 05.08.2000 № 110-ФЗ, от 04.08.2001 № 107-ФЗ,
от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ,
от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 04.07.2003 № 94-ФЗ,
от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ,
от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ,
от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ,
от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ,
от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 09.02.2009 № 10-ФЗ,
от 14.06.2011 № 142-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ,
от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ,
от 05.04.2013 № 34-ФЗ, от 05.04.2013 № 50-ФЗ,
от 02.07.2013 № 158-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ,
от 14.10.2014 № 305-ФЗ, от 24.11.2014 № 370-ФЗ,
от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 13.07.2015 № 257-ФЗ,
от 30.12.2015 № 464-ФЗ, от 05.04.2016 № 94-ФЗ,
от 03.07.2016 № 280-ФЗ, от 03.07.2016 № 281-ФЗ,
от 07.06.2017 № 110-ФЗ, от 29.07.2017 № 239-ФЗ,
от 29.07.2017 № 278-ФЗ, от 25.11.2017 № 327-ФЗ)

Еще по теме:

  • Закон о защите прав потребителей ст27-31 Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 […]
  • Закон о судебных приставах 2011 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 3 марта […]
  • Закон 30 статья 9 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I"О Государственной границе Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 10 августа 1994 г., […]
  • Фз-181 статья 23 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Фз 116 ст 8 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" С […]
  • Трудовой кодекс рф от 30 декабря 2001г No 197-фз Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., […]