Земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости

10.12.2018 Выкл. Автор admin

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-10597/11 по делу N А72-3963/2011 (ключевые темы: государственный кадастр недвижимости — объекты недвижимости — государственный кадастровый учет — снятие с учета — орган кадастрового учета)

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-10597/11 по делу N А72-3963/2011

13 декабря 2011 г.

Дело N А72-3963/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайбулова А.А.,

судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле — извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.07.2011 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Попова Е.Г., Засыпкина Т.С.)

по делу N А72-3963/2011

по заявлению Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082) к федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Ульяновской области (ОГРН 1027301183920, ИНН 7325021006) о признании незаконным решения от 24.05.2011 N 7324/01/11-3253 и об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 73:24:031205:27 площадью 1012,5 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Корунковой (напротив жилого дома N 7) в Засвияжском районе, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Надежда и Ко» (ОГРН 1027301059477, ИНН 7321003091) мэрия города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573)

Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска (далее — Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Ульяновской области (далее — Учреждение, ответчик) о признании незаконным решения от 24.05.2011 N 7324/01/11-3253 об отказе в снятии с учета объекта недвижимости и об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 73:24:031205:27 площадью 1012,5 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Корунковой (напротив жилого дома N 7) в Засвияжском районе.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.07.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011, в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судом, постановлением главы г. Ульяновска от 28.06.2006 N 2416 был передан в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Надежда и К°» (далее — ООО Фирма «Надежда и К°») земельный участок с кадастровым номером 73:24:031205:27 площадью 1012,5 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Корунковой (напротив жилого дома N 7) в Засвияжском районе под проведение изыскательских работ сроком до 28.05.2007.

На основании указанного постановления заключен договор аренды земельного участка от 23.04.2007 N 24-3-013693.

Постановление главы г. Ульяновска от 28.06.2006 N 2416 в части пунктов 1-4 признано утратившим силу в соответствии с постановлением главы г. Ульяновска от 21.04.2011 N 1668.

Комитет обратился к Учреждению с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 73:24:031205:27 площадью 1012,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Корунковой (напротив жилого дома N 7) в Засвияжском районе, с государственного кадастрового учета.

Решением от 24.05.2011 заявителю отказано в снятии с кадастрового учета вышеуказанного земельного участка в связи с тем, что земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, а именно: сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:24:031205:27, расположенном по адресу: Ульяновская область г. Ульяновск, р-н Засвияжский, ул. Корунковой, (напротив жилого дома N7) внесены в государственный кадастр недвижимости 04.08.2005 на основании постановления главы г. Ульяновска от 21.03.2005 N 359 и описания земельных участков от 12.04.2005. Указанный, ранее учтенный земельный участок, не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона особенностями, а также не является земельным участком с временным характером сведений.

Земельным участком, согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами; согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон от 24.07.2007 N 221) установлено, что «В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также — объекты недвижимости)».

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.

В части 4 статьи 24 этого же Федерального закона указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

В данной части приведенная норма оставалась неизменной с момента вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, и не была изменена Федеральными законами от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ .

Из материалов дела следует, земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, р-н Засвияжский, ул. Корунковой (напротив жилого дома N 7) с кадастровым номером 73:24:031205:27, площадью 1012,5 кв.м, 04.08.2005 поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 12.07.2005 N 24/05-3181, постановления главы г. Ульяновска от 21.03.2005 N 359 и описания земельных участков от 11.04.2005.

Следовательно, если бы основанием для снятия данного земельного участка являлось истечение срока, предусмотренного частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (два года со дня постановки земельного участка на учет), то ответчик должен был бы снять с учета данный земельный участок не позже 16.08.2007 без заявления каких-либо лиц.

Однако заявитель не указывает на наличие обстоятельств, обязывающих ответчика совершить действия по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета в порядке, предусмотренном для сведений, имеющих временный характер.

Для сведений же, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Следовательно, данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер (то есть если на земельный участок была осуществлена государственная регистрация права).

Комитет, обратившись к ответчику с заявлением от 28.04.2011 о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 73:24:031205:27 площадью 1012,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Корунковой (напротив жилого дома N 7) в Засвияжском районе, с таким заявлением не представил доказательств того, что данный земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости.

С учетом изложенного у ответчика не имелось оснований для исполнения заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 73:24:031205:27.

Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Довод заявителя о том, что оспариваемый отказ препятствует постановке на кадастровый учет нового земельного участка площадью 2127,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, западнее жилого дома N 7 по ул. Корунковой и оформлению земельно-правовых документов ООО «Фирма «Надежда и К°» под строительство торгового центра с комплексом бытовых услуг правомерно признан судом несостоятельным.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

Так как земельный участок с кадастровым номером 73:24:031205:27 находится в собственности муниципального образования, то собственник этого земельного участка — муниципальное образование «город Ульяновск» в соответствии с вышеприведенными положениями части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации вправе по своему усмотрению преобразовать земельный участок с кадастровым номером 73:24:031205:27, в результате чего заявитель, который представляет имущественные интересы муниципального образования «город Ульяновск», получит возможность представить ответчику соответствующие распорядительные документы для осуществления ответчиком действий по государственному кадастровому учету в отношении указанного земельного участка.

Из материалов дела следует, что Комитет при обращении к ответчику с заявлением от 28.04.2011 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 73:24:031205:27 не представил ответчику доказательства, подтверждающие наличие каких-либо оснований для снятия указанного земельного участка.

В соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьями 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований частично.

Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов,

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьями 286 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 по делу N А72-3963/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статья 70 ЗК РФ. Государственный кадастровый учет земельных участков

Новая редакция Ст. 70 ЗК РФ

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Комментарий к Статье 70 ЗК РФ

Комментируемая статья имеет бланкетный характер и изящно отсылает нас к Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости». Однако применительно к земельному участку как объекту недвижимости следует учитывать нормы и Федерального закона «О землеустройстве». Земельный участок как объект недвижимости имеет свои особенности, и при организации государственного учета они должны учитываться. Однако общий процедурный порядок установлен Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В целях комментируемой статьи под кадастровым учетом земельных участков следует понимать постановку на учет земельных участков в связи с образованием земельных участков, в т.ч. путем раздела, выдела, объединения и перераспределения земельных участков, а также прекращением его существования.

Процедура кадастрового учета земельных участков (общий порядок).

1. Постановка на учет и снятие с учета земельных участков осуществляются на основании заявления о кадастровом учете. Форма заявления установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 сентября 2011 г. N 529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества».

2. Постановка на учет земельных участков, учет его изменений, учет части земельного участка или снятие его с учета осуществляется в течение восемнадцати календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя — в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя. Срок осуществления кадастрового учета не изменяется в случае, если необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае представления заявления о кадастровом учете либо заявления об учете адреса правообладателя через многофункциональный центр срок исчисляется со дня передачи многофункциональным центром соответствующего заявления в орган кадастрового учета.

3. Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

1) сведений о присвоенном кадастровом номере соответствующему земельному участку (при постановке на учет объекта недвижимости);

2) новых сведений о соответствующем земельном участке (при учете изменений земельного участка, учете части земельного участка или учете адреса правообладателя);

3) сведений о прекращении существования земельного участка (при снятии с учета объекта недвижимости).

4. С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться собственники земельных участков (далее также — заявители) или их представители, с некоторыми исключениями, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

5. Заявление о кадастровом учете (далее также — заявление) и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо направляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа.

В случае расположения объекта недвижимости в нескольких кадастровых округах заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр в любом из таких кадастровых округов. В случае представления заявления и необходимых для кадастрового учета документов через многофункциональный центр работник многофункционального центра, принявший заявление и указанные документы, должен удостовериться в личности заявителя, засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых заявления и указанных документов.

В случае личного обращения в орган кадастрового учета непосредственно или через многофункциональный центр физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность (паспорт), а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Заявление, которое представляется через многофункциональный центр, подписывается заявителем или его представителем в присутствии работника многофункционального центра. Заявление и необходимые для кадастрового учета документы также могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в Порядке, установленном Минэкономразвития РФ (см. Приказ Минэкономразвития РФ от 28.12.2009 N 555 «О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости»).

6. Межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования земельного участка объекта акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

7. Необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка являются:

а) межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке ;
———————————
См. Приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (вместе с Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости).

б) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

в) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок;

г) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на земельный участок либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя;

д) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель;

е) копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка;

ж) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

з) копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости и учета частей объектов недвижимости.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 Закона N 221-ФЗ.

Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Орган кадастрового учета снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона N 221-ФЗ, в случае снятия с учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования.

3. Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона N 221-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка).

Если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее — смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В случае, если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в ст. 40 Закона N 221-ФЗ.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка.

1. Для постановки на учет искусственно созданного земельного участка в орган кадастрового учета представляются заявление о кадастровом учете искусственного земельного участка и следующие необходимые для кадастрового учета документы:

1) межевой план искусственного земельного участка;

2) документация по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;

3) копия разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию;

4) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя лица, имеющего право на обращение с заявлением о кадастровом учете (если с данным заявлением обращается представитель такого лица);

5) копия решения о создании искусственного земельного участка.

Для постановки на учет искусственно созданного земельного участка требовать иные документы, за исключением вышеуказанных документов, не допускается. В срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета искусственно созданного земельного участка орган кадастрового учета предоставляет кадастровую выписку об искусственно созданном земельном участке в орган, выдавший разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте.

Случаи приостановления осуществления кадастрового учета земельного участка.

В первом случае, если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Во втором случае, если одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования и (или) границ населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Отказ в осуществлении кадастрового учета. Законодатель устанавливает несколько случаев, когда возможен отказ в осуществлении кадастрового учета, а именно:

1) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

2) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

3) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;

4) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

1) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

2) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;

3) в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;

4) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на пять процентов;

5) граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено Законом N 221-ФЗ.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом N 221-ФЗ порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом N 221-ФЗ не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Другой комментарий к Ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе. Такие сведения, должны подтверждать существование недвижимого имущества, которое обладает признаками индивидуально-определенной вещи, т.е. это имущество должно иметь «уникальные характеристики» как объект недвижимости. Эти сведения должны подтверждать прекращение существования недвижимого имущества.

Кадастровой деятельностью признается выполнение кадастровым инженером в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, т.е. объектов недвижимости.

Органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Действует Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 456, согласно которому это агентство (Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства и государственного мониторинга земель, а также функции по государственному земельному контролю. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости находится в ведении Минэкономразвития России.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.

Основания осуществления кадастрового учета указаны в ст. 16 названного Закона. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

Согласно ст. 18 названного Закона по общему правилу кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен данный объект недвижимости. За постановку на учет объекта недвижимости уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Круг лиц, имеющих право на обращение с заявлениями о кадастровом учете, определен в ст. 20 названного Закона. С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться обладатели прав на недвижимость или их представители. Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в ст. 22 названного Закона.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со ст. 26 названного Закона возможно приостановление кадастрового учета. Кадастровый учет приостанавливается в случаях, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и кадастровыми сведениями об этом объекте недвижимости; одна из границ земельного участка пересекает границу другого земельного участка и др. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

Определены основания отказа в осуществлении кадастрового учета. Это случаи, когда имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости; заявление или необходимые для кадастрового учета документы не соответствуют установленным требованиям и др. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случаях, если размер земельного участка не соответствует установленным требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков; доступ к земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен и др.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Каким образом можно снять земельный участок с кадастрового учета?

В 2003г. Администрация муниципального района предоставило предприятию в долгосрочную аренду земельный участок на 49-ть лет. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет и зарегистрировано право аренды. В 2008г. решением суда договор аренды признан ничтожной сделкой, договор был расторгнут, а земельный участок по акту передан администрации (арендодателю) с 2008г. По сегодняшний день 2013г., земельный участок ни кому не передан, ограничения, обременения не зарегистрированы, на протяжении пяти лет ни кем не используется. При постановке земельного участка на кадастровый учет, границы участка были проведены по существующим, раннее учтенным земельным участкам. Вопрос? Каким образом можно снять земельный участок с кадастрового учета, если администрация не желает обращаться в кадастровую палату с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета.

С уважением С. Григорьев

Для начала рекомендую подать письменное заявление в прокуратуру в котором просить осуществить прокурорский надзор за действиями должностных лиц по исполнению земельного законодательства и выдать соответствующее представление. Если не поможет то соответственно иск в суд. Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.В соответствии с п. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.В соответствии с п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также — образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.Согласно ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Соответственно снятием с кадастрового учета признаются действия уполномоченного органа по аннулированию сведений о земельном участке.Частями 1, 2 ст. 16 данного Федерального закона установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 — 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Добрый день! Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости», а именно:

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости.

Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.

Кроме того, ст. 20 закона устанавливает круг лиц, которые могут обратиться с заявлениями о кадастровом учете: собственники или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления; а также лица, обладающие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования от имени собственников долей в праве обшей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.

Таким образом, Вам будет отказано в снятии земельного участка с кадастрового учета. Действия администрации обжаловать сложно, при том условии, что Вы не являетесь правообладателем данного участка. Вы можете попробовать повторно обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении данного земельного участка, а в случае отказа обжаловать данное решение в суде.

Уважаемый Аноним. В соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ (ст.23) органом кадастрового учёта должно быть принято решение об отказе в снятии с кадастрового учёта. В решении об отказе в осуществлении кадастрового учета должны быть указаны причины отказа со ссылкой на соответствующие положения статьи 27 ФЗ и указания на допущенные нарушения. При отказе по основаниям не соответствия по форме и содержанию представленных документов в решении об отказе должны содержаться рекомендации о доработке представленных документов.

При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку на 21 день после регистрации заявления, либо направлено на 26 день после регистрации заявления посредством почтового направления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу. Решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке по месту нахождения земельного участка с приведением тех доводов, которые Вы привели в вопросе.

Удачи. Сергей. Мой ответ — Ваш отзыв.

Ничего у Вас не получиться — Вы для собственника сейчас никто. Вы неправоспособны в отношении земельного участка согласно Земельного кодекса РФ. Везде Вас могут «послать» в лёгкой форме.

Вам нужно наседать и заново заключать с собственником-муниципалитетом договор аренды или купли-продажи.

Еще по теме:

  • Адвокат кирова отзывы Адвокат кирова отзывы Мендель Чт фев 24, 2011 15:39 Серьезный, уважаемый холдинг. Обращался и не раз. Реально помогли. Правда их услуги денег стоят. Re: Нужен адвокат в Кирове Потя Ср июл 13, 2011 18:28 Re: Нужен адвокат в Кирове Lyuidmila Ср июл 27, […]
  • Юрист по днт Покупка участка в ДНТ Хочем приобрести участок в ДНТ, где началась активная застройка под ПМЖ. Не знаем ,какие документы должны нам предоставить. Чем чревато то, что статус планируемого места жительства ДНТ, а не ИЖС ? Почему-то кадастровая стоимость участка […]
  • Мчс гражданская служба или военная Входит ли служба в МЧС в военный стаж для начислении пенсии? Добрый день! подскажите пожалуйста, я ушел на военную пенсию в 2011 году по сокращению выслуга составляла 18 лет(календарной) 24 года льготной получал пенсию, восстановился в МЧС на внутреннюю […]
  • 129 ч2 коап 2014 129 ч2 коап 2014 Принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 16 июня 2011 года Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В ОБЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья […]
  • Как оформить автомобиль на себя после смерти владельца Как оформить автомобиль на себя после смерти владельца Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Переоформление автомобиля в ГИБДД по наследству В день смерти наследодателя. После […]
  • Приговор хулиганство ст213 Приговоры судов по ст. 213 УК РФ Хулиганство Органами дознания Дунаев А.В., обвиняется в совершении хулиганства, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Преступление, как указано в обвинительном акте, было совершено подсудимым при […]